FantLab ru

Вадим Панов «Тайный Город»

Тайный Город

Цикл

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 108

 Рейтинг
Средняя оценка:8.37
Голосов:2574
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Уже несколько тысяч лет на территории Москвы существует еще один Город — Тайный. В него рано или поздно приходят те, кто некогда правил Землей, задолго до людей. Они могут не любить друг друга, интриговать и воевать между собой, но они — нелюди и они вместе. И вот, незаметно для большинства, правит Людью Королева, Чудью — Великий Магистр, а Темным двором Нави — Князь.

Примечание:


Сайт цикла: www.t-grad.com

Содержание цикла:

7.94 (3346)
-
106 отз.
8.25 (2889)
-
41 отз.
8.29 (2710)
-
48 отз.
8.00 (2575)
-
54 отз.
8.30 (2440)
-
27 отз.
8.38 (2419)
-
49 отз.
8.19 (2297)
-
27 отз.
8.34 (2220)
-
27 отз.
8.66 (2320)
-
56 отз.
7.54 (1489)
-
22 отз.
8.16 (1948)
-
34 отз.
8.17 (1872)
-
32 отз.
8.25 (1805)
-
40 отз.
8.08 (1648)
-
28 отз.
8.16 (1529)
-
33 отз.
7.53 (915)
-
17 отз.
7.61 (889)
-
35 отз.
7.47 (558)
-
24 отз.
7.13 (296)
-
1 отз.
7.13 (431)
-
18 отз.
7.08 (202)
-
4 отз.
7.36 (318)
-
19 отз.
6.13 (181)
-
12 отз.
6.26 (140)
-
6 отз.
6.27 (126)
-
8 отз.
6.61 (123)
-
11 отз.
5.57 (94)
-
4 отз.
  • Жажда (2016) // Соавтор: Олег Бондарев  
5.91 (77)
-
7 отз.
5.98 (71)
-
8 отз.
6.56 (59)
-
4 отз.
5.33 (46)
-
5 отз.
7.67 (42)
-
7 отз.
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Портал, 2004 // Бомба года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)

Атака по правилам
2008 г.
Войны начинают неудачники
2008 г.
Все оттенки черного
2008 г.
Запах страха
2008 г.
Командор войны
2008 г.
Атака по правилам. Все оттенки черного
2012 г.
И в аду есть герои. Наложницы ненависти
2012 г.
Кафедра Странников. Правила крови
2012 г.
Куколка последней надежды. Тень инквизитора
2012 г.
Ребус Галла. Паутина противостояния
2013 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2008 г.

Книга предназначена для тех, кому кажется, что Сергей Васильевич Лукьяненко слишком медленно выпекает свои бесчисленные «Дозоры». Своих идей у Панова нет, а если сравнивать его цикл с более именитым конкурентом, то «Темный город» окончательно сползает в мир приблатненной лирики и похождений разных Воров в законе, как по языку, так и по стилю. Да, в нем присутствуют такие же интриги, чудеса, колоритные персонажи, но у самих романов начисто отсутствует индивидуальность. В итоге весь цикл сливается в одну гигантскую мыльную оперу типа «Санта-Барбары». К примеру, я в свое время, прочитал подряд пять томов. Спасибо подробнейшим фантлабовским аннотациям, а то бы и не вспомнил, какие именно осилил и о чем там идет речь.Такой тип литературы я называю «Да вроде читал» (произносить с сомнением).:smile:

Оценка: 4
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2014 г.

На данный момент прочитано 12 книг. Поставила 6 за первые шесть относительно приличных книг, а вот потом, чем дальше в лес, тем меньше смысла. Начиналось все многообещающе: хорошая задумка о Великих Домах, интересное и подробное описание магии, харизматичные герои, приключение, загадки, битвы. Приятное расслабляющее чтиво. Но со временем некоторые вещи, как снежный ком, накапливаясь и разрастаясь затмили все плюсы, которые у этой серии были, или могли быть. Вот лишь некоторые из «добивших» меня минусов:

1. Неестественная, натужная глупость людов, горячность и глупость чудов. Чем дальше, тем сложнее поверить, что такие идиоты кода-то могли чем-то править. Практически каждый диалог, каждое действие представителей этих двух Домов противоречит логике и здравому смыслу. И афтар на этом стоит сюжеты? А-та-та...

2. Бесконечные повторения и пояснения. В каждой следующей книге автор довольно подробно заново разъясняет кто такие Великие Дома, откуда Красные Шапки, что любят шасы, с кем и почему дружат наёмники и т.д. и т.п. Что в конечном счете здорово раздувает текст. Кто-то скажет — «это для тех, кто начал читать цикл с середины», на что я бы ответила, что «читатель с середины» сам себе злобный буратина, а я по 100500 раз про Западные Леса перечитывать устала.

3. Тайны и загадки истории. Автор как-бы приподнимает завесу упоминая о Ключе трех рас, наследии ассуров, каких-то иных мирах, других цивилизациях, загадочных древних артефактах, но все вскользь, и эти упоминания так и не раскрывают себя. Интерес подогревается, книги читаются в надежде получить ответы на вопросы, но, увы, автору похоже ума не хватило развить собственные идеи.

4. Повороты на 180 градусов в поведении персонажей. Тут у нас прожженные циники, добивающиеся свой цели несколько сотен лет, жертвуя всем и вся, не считаясь с потерями даже среди самых близких, могут внезапно пустить скупую слезу и с криком «ах, птичку жалко!» бросить все и фактически пойти на самоубийство. Тут невероятно древние существа, прошедшие через адские муки, закаленные во всех кругах ада, внезапно начинают кричать «ой-ой, бо-бо!» от какой-нибудь простой раны нанесенной обычным мечиком. Тут враги доверяют друг-другу, а потом удивляются предательствам. Тут одна полу случайная ночь вместе — повод для любви до гроба и тд и тд...

5. Красные шапки. Шутки шутками, но 12 книг с одинаковыми разговорами о виски и грабежах — это немного слишком. Целые главы в которых Красные шапки выпили, почесали репу, махнули ятаганом, пальнули из дробовика, а потом по наводке Пети пошли что-то красть, естественно неудачно. Каждый божий раз одно и то же. В конце концов нервы мои сдали и всю эту возню я начала просматривать по диагонали, что укорило прочтение книг примерно на треть.

В целом создается впечатление, что ты не книгу читаешь, не живешь этим миром, не проживаешь судьбы героев, а просто смотришь мультфильм. Какую-то смесь Симпсонов, аниме Блич и сериала True Blood, где все эпично и героично, гипертрофировано, неправдоподобно, сдобрено поголовной тупостью и местами сексом.

Оценка: 6
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2007 г.

Идея «Тайного города» была хоть и не нова, но хороша — параллельная, волшебная Москва, существующая наряду с Москвой реальной. Однако «параллельная Москва» получилась у Панова какой-то картонной, привязанной к реальной Москве лишь внешними топонимическими признаками («проспект Вернадского», «Арбат», «будка спаожника» и т. п.), а не глубинными внутренними связями. Если параллельный Лондон Н. Геймана «Задверье») может соотносится лишь с реальным , историческим Лондоном, волшебная Москва В. Орлова («Альтист Данилов», «Аптекарь») соотносится с реально существующей Москвой, то «Тайный Город» Панова может быть без проблем перенесен в любой крупный мегаполис мира. История «ТГ» безлика, практически не соотносима с историей и топографией «видимой» Москвы. Столь же безлики и герои «ТГ», психологически не прописаны, персонажи без биографий, без судьбы. Несмотря на то, что «ТГ» называют мистическим циклом, в нем нет той тайны, которая была у лучших авторов «криптогородских» произведений. И еще одно: совершенно справедливо написал дик 111: «... можно начинать с любого тома и прерваться в любом месте». Цикл В. Панова оставляет совершенно равнодушным, несмотря на массу авторских выдумок и буйство фантазии. Прочитал — и забыл.

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2013 г.

Осилил шесть книг. Сначала все начиналось хорошо — интересный мир, занимательный сюжет... Но потом появился ОН.

Начнем с начала. Три великих дома — Темный двор, Зеленый дом и Орден. Явно выделяется конечно же Темный двор. Он готичный, мрачный (даже название Дома символизирует) и самый-самый лучший. Остальные два — для массовки. В Темный двор входят лучшие лекари, лучшие торгаши, вампиры и конечно же Нави.

Нави. Бессмертные неубиваемые убермаги. Самые-самые лучшие. Их почти ничто не может убить, они не боятся пуль, они богаты и красивы и полны энергии. По сравнению с ними слявянские Люды и рыцари — чуды выглядят блекло. Сразу явно видно, кто преобладает в Тайном городе. Но даже среди нави выделяется один персонаж.

Сантьяга. Умный, бессмертный, красивый, богатый, одинаково виртуозно владеющий холодным оружием, рукопашным боем и магией, любящий одну женщину, которую полюбил уйму лет назад, бессменный комиссар Темного двора, уважаемый всеми расами, живущими в этом отражении Москвы, он своими лучами затмевает весь ход событий, описываемый автором. Стоит ли добавлять, что он еще и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Князь Темного двора, вернее его часть
? Уже на второй книге становится ясно, что Сантьяга — альтер-эго автора. Сантьягу невозможно обмануть — он все знает на триста шагов вперед, а в этом ему помогают два аналитика — комичные персонажи, постоянно ругающиеся друг с другом, но исправно сообщающие стратегически важную информацию нашему Мери Сью.

Первая книга разрушила мое представление о столь разрекламированной серии. Интересный антигерой, преданный своей же нацией (Странно — королева, которая должна заботиться о своем народе выкидывает на мороз Мессию, которому предназначено возвысить людов, и в следующих книгах с муками пытается выполнить работу этого бедняги), оказывается девственником-маньяком, истязающим девушек ради удовольствия. Все обаяние невинно выгнанного спасителя дома Людь рушится с легкой руки автора, которому понадобилось Абсолютное зло в противовес Абсолютному добру — Сантьяге. Конечно же, Абсолютный заранее все рассчитал и зная что Вивисектор на самом деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дворецкий
ослепительно выиграл бой.

Вторая и третья книга усугубила положение. Командор войны Ордена, влюбившийся в оборотня, решается на преступление.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И Сантьяга, зная, что командора подставили чтобы подставить его решается войти в западню, убить подставленного командора, самому пасть под подозрение чтобы вывести на чистую воду настоящего злодея — достойную магичку Челов, которая способна вывести человечество в ряд Великих домов, и достижения которой продаются группой наемников-челов за тридцать сребренников, продавших тем самым свой народ

Четвертая книга довольно-таки хороша... потому что там мало Сантьяги. Вначале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бедную девушку-чела, владеющую редчайшим даром полиморфизма злой и страшный слепой офицер десанта Советского Союза, почему-то упорно называемого Империей заставляет быть жестокой и убивать, дабы стать великим. Ужасы какие. Но наш добрейший Сантьяга снова спасает нас, раскусывая план злого старого десантника в корне, и в качестве подарка получающего эту самую девушку.

Пятая и шестая книга меня просто добили. Великие Нави вдруг стали слабеть (Неужели?). И доблестный Сантьяга снова выручает всех, сталкивая лбами два остальных Дома (которые, ей-богу, выглядят как сборище детишек — их не особо напрягаясь может водить за нос кто угодно. Тогда отчего они Великие?) и заодно выпуская наружу Древнее Зло, в виде злых мутировавших челов, любящих ненависть.

В тот момент, когда Яну похитили(это в последней прочитанной мною книге), мне стало уже все понятно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она тоже окажется скрытой ведьмой, но поборет свою кровную память любовью к Кортезу — очень предсказуемый ход
Но, к моему удивлению, шестая книга в конце все-таки преподнесла мне сюрприз.

Пропустим убер-солдат Нави, которые мало того что неубиваемые, так еще супер-пупер маги(лучше всех фей Людов вместе взятых), супер-пупер быстрые (Моряны с их скоростью передвижения в 100 километров в час отдыхают — а ведь сам автор убеждал, что быстрее их никого нет!) и супер-пупер сильные (дружинники тех же Людов нервно курят в сторонке). Пропустим также сцену, когда сто этих терминаторов за несколько минут уничтожают почти все войско Чудов. И переходим к самой мякотке — попробуйте угадать, к кому? Конечно же, к Сантьяге.

Он выделяется даже на фоне этих терминаторов так, как выделялся бы культурист со стажем в ряду дошкольников. На бой с предводителями Гипербореи он идет с голыми руками. И выигрывает. Не один конечно (были там еще парочка его приближенных), но это не меняет сути. Великие воины, в древности уничтожавшие целые армии оказались повержены группкой нави во главе с Лучезарным. Но остались две гиперборейских ведьмы, завершавших наиважнейший ритуал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Внимание, я не шучу — пробуждения Ленина ото сна
И тут
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается что одна ведьма — это Яна, которая превозмогла генную память, вложенную ею величайшим по умениям и силе магом лишь любовью к Кортезу, хотя та же самая Вероника сделать это не смогла, а другая, которая Вероника — это Анна, та самая полиморф, ручная зверушка Сантьяги, прогадавшим этот план и заменившим настоящую Веронику, уже полную сил Гиперборейскую колдунью, которая могла чуть ли не взглядом убивать всех подряд, и почему-то глупо попавшую в плен в вседостающие руки Лучезарного
И снова Сантьяга умничка и молодец, обыграл всех и вся — и два Великих Дома оставил с носом, и победил древнюю расу Гиперборейцев, и даже не допустил пробуждения
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ленина

Пожалуй, я не буду продолжать читать эту серию — боюсь что в восьмой книге целые главы будут посвящены описанию Лучезарного, гениально обыгрывающего с закрытыми глазами в покер самого Дьявола. Ах да, ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дьявол на самом деле — Князь Темного двора, а Князь Темного двора — это Сантьяга
Боюсь, моя психика этого не выдержит.

Оценка: 1
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2015 г.

Все же знают мультфильм «Скуби Ду»?

Там в каждой серии появляется новый монстр, герои от него доблестно убегают, а в конце оказывается, что монстр — это переодетый злодей.

«Тайный Город» работает по той же схеме. Только шаблонов в нем мне удалось насчитать аж целых три.

1. Есть один Чел.

В Тайном Городе появляется новое действующее лицо, обладающее уникальными способностями и преследующее собственные цели. Это может быть просто очень сильный человеческий маг, искусный наемник или владелец мощного артефакта. Естественно, он привлекает внимание Великих Домов, которые, не мудрствуя лукаво, решают его устранить.

В конце чел или гибнет, сокрушенный объединенными усилиями, или уходит из Тайного Города. Крайне редко в роли Чела выступает представитель иной расы. Впрочем, на концовку это никак не влияет.

Примеры: «Войны начинают неудачники», «Командор войны», «Запах Страха», «Головокружение».

2. Четвертая сила.

В противостояние с Великими Домами вступает очередная сила. Что характерно, до этого она в книгах никогда не упоминалась. Чудо-Людо-Навы принимают вызов и сообща отражают агрессию.

В конце четвертая сила или уничтожена, или изгнана. Крайне редко предлагается мир на позорных для четвертой силы условиях.

Примеры: «Наложницы Ненависти», «Куколка Последней Надежды», «Ребус Галла».

3. Вундервафля.

Обнаруживается новый эпической мощности артефакт, за которым начинают охоту все заинтересованные представители Великих Домов. Иногда у артефакта уже есть законный владелец, но это, понятное дело, никого не останавливает.

В конце артефакт оказывается или потерян, или уничтожен. Есть единственное исключение — Черная Книга.

Примеры: «Кафедра странников», «Королевский крест».

Иногда роман сочетает в себе два, а то и все три клише.

Например, «В круге времен»: в тайный город приезжает наемник (есть один Чел), чтобы возродить Знающие Выселки (четвертая сила) и для этого использует мощнейший артефакт, управляющий временем (вундервафля).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в конце знающие выселки остаются деревней-призраком, вундервафля запрятана туда, откуда ее никто не достанет, а наемник уезжает далеко и надолго. Шаблон затрещал, но выдержал.

Минус подобного подхода очевиден: все сюжетные ходы предугадываются влет. Читая первую главу легко понять, что будет в седьмой (большинство романов цикла состоит всего из семи глав). Для детского мультика это еще терпимо (хотя Скуби-Ду я никогда не любил). Но вот в длиннющем книжном цикле очень быстро начинает раздражать.

Не могу не упомянуть Красных Шапок — местных гопников в шутовских банданах. Пара удачных эпизодов с их участием на два с лишним десятка книг соседствуют с великим множеством нелепых и несмешных. А их истории — это всегда отдельный шаблон, ведь любая авантюра Красных Шапок по определению обречена на провал, а все полученные ими плюшки автор отберет ближе к развязке истории. К сожалению, времени этой недотепистой семье уделено удручающе много.

Но гораздо больше раздражает Сантьяга. Таких ультрамеганагибаторов мир еще не знал. В большинстве книг этот интриган переиграл всех задолго до того, как крупье раздал карты. Он самый лучший боец, самый сильный маг и самый неутомимый любовник. В ежегодных гоночных соревнованиях Тайного Города победителем объявляется тот, кто приедет вторым, так как Сантьяга по-умолчанию первый. Естественно, подобный неубиваемый и всепобеждающий персонаж очень быстро начинает раздражать. Но, слава богу, в последних романах Панов его понерфил до более-менее приемлемого уровня.

В целом, уровень книг сначала стремительно растет, а потом так же резко падает. С недавних пор цикл и вовсе съехал в П.Р.О.Е.К.Т., что вызвало закономерное падение интереса. Читать его или нет — личное дело каждого, хотя я сомневаюсь, что осталось много читателей не знакомых с Тайным Городом. За себя могу сказать, что это весьма крепкое городское фэнтези, с массой приятных моментов и по-настоящему стильных эпизодов, но не лишенное многих недостатков, присущих большим сериалам. С ним, как минимум, стоит ознакомится, но при этом помнить – это очень крепкая ремесленная работа. Не более.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2009 г.

Самое забавное в Тайном Городе — он целиком состоит даже не из штампов. А просто из кусков чего-то другого. Такая мозаика. Посмотришь в каждый кусочек — ага, это из славянского фентази с мясом выдрано. Это — из европейского. А это вообще из Маскарада вампиров. При чем, Панов чтобы загнать на место каждый позаимствованный кусочек использует даже не напильник, а кувалду.

Самое смешное, что это сработало на популярность цикла. Какой кусочек читатель не возьмет — тут же расплывется в довольной улыбке. «ага, это уже было, ни во что врубаться и напрягать мозги не надо». Эскапизм фентази вкупе с удобством и понятностью нашего мира — вообще убийственное сочетание. А уж у Панова...

У Лукьяненко, крутой маг или высший вампир при всей своей крутизне, может жить в простой квартире в хрущевке и ездить на работу на метро. У Панова, окормя Красных шапок, все ездят на крутых тачках и живут в сплошном гламуре. Так что у его не просто наш мир, а та его часть, в которой мечтает оказаться простой обыватель. К стати, грязь подворотен и канализации, царство осов и Красных шапок(«исторически», это разновидность фей вроде) — это тоже для него малоизвестная территория и потому тоже романтика.

В общем и целом, две притензии к автору и циклу — неприкрытый и неумелый плагиат, и страшная вторичность.:dont:

За то, автор в каждой книге все же экспериментирует. И добавляет к картине еще пару ярких камешков. Но очень осторожно, чтобы не дай бог не нарушить равновесие и не сломать получившуюся конструкцию.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2009 г.

Начинал читать три книги цикла, не смог дочитать не одну... Понимаю, что литература развлекательная, понимаю, что подобным книгам здравый смысл не нужен, но хоть какая-то логика должна быть?! Набившие оскомину Дозоры были самыми неудачными, на мой взгляд книгами Лукьяненко, но они были логичны и последовательны. В Дозорох реальная Москва (и не только она) связана с магической четкими, понятными и осмысленными причинами и следствиями, а также историческим развитием. Вопрос с противостоянием вертолета и дракона (кажется сумеречный дозор — Фафнир) решается не в пользу последнего, воздействие идет на уровне людей и структур, поднимается остро вопрос проблем финансирования и т.д. А здесь — почему Москва? почему ХОЛОДНОЕ оружее, и соревнования по фехтованию (причем не на рапирах, что в современном мире вполне понятно), а на мечах (сам занимался фехтованием) и замечу, что в отсутствие доспехов рапира не менее эффективна, чем банальный двуручник. (могу дать совет учиться стрелять) История развития Тайного города — либо надо давать четкие (более или менее) факты ее становления, отделяя ее от реальной истории Москвы, либо не меннее четкие факты, связывая ее с реальной Москвой; есть еще вариант скупые фразы вроде — «исторически сложилось», НО при действительном наличие НАВЬ, ЧУДЬ и т.д. МЫ второсортные человеки (ЛЮДЬ, если не ошибаюсь) должны были хотя бы как-то отнестись к тому факту, что какие-то придурки в центре столицы России звенят доспехами на торжественных парадах и встречах, на полном серьезе разговаривают о магии и т.д., все спецслужбы мира должны были дергаться пытаясь навести справки, завербовать и т.д. И наоборот весь тайный город (при наличие описанного маштаба конечно) должен был постараться получить влияние на все властные и силовые структуры. При наличие описанной обрывочной истории развития цивилизации — описанная эпоха просто НЕ могла существовать. Бред! Про героев вообще молчу, мир сначала сделайте...

Оценка: 2
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2017 г.

Господа и дамы, а давайте о зададимся вопросом о том, почему у нас все так плохо казалось бы в таких низменных жанрах, как многотомные опупеи и межавторские циклы. Черт с высокими материями, где хотя бы «наши» Забытые Королевства или Боевая Колотушка? А нет их. Не нужны они. Затем пытаться сделать что-то свое, если можно выгодно продать чужое?

Давайте рассмотрим диагноз на примере типичного пациента, нашего «Мира Тьмы для бедных», наших «турецких Звездных войн» (это когда берется чужой фильм и доснимается/перемонтируется так, чтобы выглядеть чем-то другим).

Итак, очередной молодой и явно не слишком талантливый автор берет чужую вселенную и начинает ее кромсать ржавыми садовыми ножницами под свое разумение и невысокие стандарты потенциального потребителя. Идея не нова, этим еще в Средневековье баловались (да наверняка и до не раз), да и вообще в небольших заимствованиях ничего фатального нет. Но наш демиург подошел к задаче максимально спустя рукава, он будет с мясом отрывать куски от чужих творений и сшивать их белыми нитками.

Итак, как родить местечковый «шедевр». Для начала сократим масштаб оригинала, с целого мира до одного города, чтобы не пописывать кучи нюансов. «Токио – центр вселенной», в данном случае Москва. Далее уберем все эти непонятные названия вроде какого-то Inconnu, пускай у нас все будет максимально просто – людь, чудь, муть и в том же духе. Ну а дальше можно пошарить по подразделам:

Кровососы – так, у них тут какие-то кланы. Даже названия менять им не будем. У них тут какие-то организации Camarilla и Sabbath. Они явно как-то должны переводится, но словарь в тот момент лежал далеко.

Пушистики – тут как-то все сложно, возьмем только, что оборотни бывают такие и не такие.

Маги – какие-то Традиции, Конвенции… Ой, все сложно, возьмем это вообще для какого отдельного цикла.

Призраки – да ну ладно... Про что здесь вообще?

Феи – эммм, чтобы взять? Красные Шапки – современные гоблины? Сделаем их еще и гопниками.

Все, добавим плоских и крутых героев, можно писать на этой основе десятки томов. Чтобы подростки активнее покупали, еще добавим всяких пикантностей да регулярно будет хаять ушедший СССР. Нетленка готова!

Вот и имеем мы вместо своего чужое, только куцее и убогое. И не сказать, чтобы это чужое изначально сильно оригинальным было. Те же кровососы у Энн Райс поперли будь здоров. Но у них авторы таки добавили новых идей и на чужом фундаменте выстроили что-то свое. А у нас унылый плагиат даже без изменения исходных названий.

Поэтому покамест даже на ниве подобного ширпотреба все плохо. И будет плохо, до тех пор, пока будем брать чужое и пытаться выдать его за свое, без малейшей фантазии или креативности.

Оценка: 1
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2014 г.

Тайный Город я очень сильно люблю, поэтому букв и мыслей будет много.

Но начну, как ни странно, с недостатков и спорных особенностей.

Во-первых, цикл просто чудовищно затянут вплоть до полной нечитабельности последних книг. Как ни печально признать, он превратился для автора в дойную корову, к которой надо периодически подходить, но, разумеется, никакого творческого момента в этом уже нет — только техническое действие.

Во-вторых, ТГ написан еще и очень неравномерно. То есть вместо обычного скатывания качества по гиперболе наблюдается своего рода «аритмия». После первых чрезвычайно удачных романов — «Войны начинают неудачники» и дилогии «Командор войны» с продолжением идут невнятные «Все оттенки черного», а потом сразу же бодрая «гиперборейская» часть. Несколько раз цикл прерывался сборниками рассказов, в том числе и любительскими. Как и практически все фанфики, большая их часть отвратительна и ужасна до полной хтоничности, но есть пара на удивление годных.

В-третьих, автор совершенно явно симпатизирует одной конкретной стороне — Темному Двору.

Они — самые сильные, они — самые умные, они — самые сплоченные, они всегда побеждают, с ними предпочитают работать все самые сильные/умные/нужное вставить не-навы. Остается неясным только одно — каким образом навы в далеком прошлом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
умудрились проиграть туповатым людам
, но об этом история умалчивает (во всяком случае до тех пор, до каких я дочитал).

Главные герои — наемники со специфической моралью. Им на все и на всех наплевать, кроме собственной выгоды, что временами раздражает. Но тут можно справедливо возразить, что это — свойство персонажей, а не автора и что это в то же время придает им харизму «хладнокровных профессионалов».

Кроме того, временами в качестве героев выступают откровенные бандиты или даже садисты(!) —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
милашка Анна, например.
И ничего, автор их вполне себе оправдывает — пацаны к успеху шли, делов-то.

Чрезвычайно порадовала фраза «настоящий мужчина не выстрелит любимой женщине в голову». Надеемся в ближайших частях увидеть схему, в какие части тела любимой женщины стрелять настоящему джигиту не возбраняется.

В-четвертых, герои практически неуязвимы. Кортес сотоварищи, несмотря на то, что им противостоят существа, во много раз превосходящие их опытом и умением, не говоря уж про обычные физические характеристики, всегда выходят сухими из воды и почти всегда побеждают. В крайнем случае отделываются внеплановым визитом в Эрлийскую обитель.

Сантьяга видит на 100+ ходов вперед и поражений не терпит в принципе. Максимум, на что бывают способны особо выдающиеся враги — это преподнести Комиссару пару тактических сюрпризов, которым он радуется как ребенок.

Наконец, в-пятых, автора почему-то иногда прорывает на антисоветскую истерику Новодворская-style. Это всегда происходит совершенно неожиданно и оттого забавно. Вот шел себе Кортес по просторам Алтая, как говорится, ничего не предвещало, спросил у какой-то бабки дорогу на хутор, а она вдруг разражается: «хорошо жили пока коммуняки краснопузые сволочи не пришли и всех паразиты каратели расстреляли».

Нет, разумеется, каждый имеет право на выражение своих политических взглядов, вон, существует целый поджанр «антикоммунистического попаданства» и ничего, никто пальцем в них не тычет. Но хороша ложка к обеду, а в ТГ антисоветские всплески смотрятся как на корове седло. Тут даже в полемику вступать не хочется, потому что с идейной ненавистью не спорят.

Исходя из перечисленных недостатков можно сделать вывод: ТГ — не то чтобы очень хорошее с чисто литературной точки зрения произведение. И по большому счету это действительно так. Если бы не плюсы, речь о которых пойдет ниже, ТГ был бы просто одним из огромного сонма проходных книжек на 5-6 баллов. Но плюсы есть и еще какие.

В первую очередь, это там сеттинг. Никаких набивших оскомину стандартных фентезийных рас. Из широко известного — только заимствованные из VTM вампиры, но их, слегка скривясь, перетерпим, тем более, что они лишь один кирпичик в огромной стене.

Вселенная Тайного Города велика, разнообразна и свежа. Панов постоянно приоткрывает ее новые уголки то там то тут, и очень долгое время это позволяло циклу удерживать довольно высокую планку качества. Мир ТГ интересно исследовать, знакомиться с его историей, славными и страшными страницами. Сеттинг задуман на пять с плюсом, реализован на хорошую, крепкую четверку.

Хорошо прописаны ключевые персонажи. Не все они симпатичны, многие очень контрастны, но все прописаны хорошо. Несмотря на п.3 недостатков — симпатию автора одной конкретной фракции, есть и в других домах персонажи, написанные с явным одобрением.

Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Франц де Гир — пример отлично и очень профессионально созданного персонажа-лидера. Он благороден, но не до глупости, решителен и силен. Вместе с тем он способен идти на компромиссы, если от этого выиграют все, а в довершении образа, автор органично вплел в его историю личную трагедию, с которой Франц не смирился, но смог загнать ее глубоко в «личное пространство» и не дать ей вмешиваться в основную работу — руководство Домом Чудь.

Еще один отличный персонаж — барон Мечеслав. Он вообще, по-моему, близок к абсолютному идеалу настоящего мужчины. Сильный, решительный, надежный как скала, по-своему амбициозный, но его честолюбие не выходит за рамки его способностей. Мечеслав хорошо знает, что ему по плечу, а что — нет и не лезет туда, где ему не место. Настоящий образец спокойной силы. А его отношения с королевой Всеславой — отдельный плюс. Они прописаны совершенно без соплей и переживаний, поэтому выглядят настоящими. И когда у них случаются проблемы им сопереживаешь.

Даже фюрер Красных Шапок явно пользуется благосклонностью автора. При всей комичности КШ, Панов периодически дает понять читателю, что удерживать всю эту вольницу в рамках хотя бы относительных приличий — дело ой как непростое.

Все эти плюсы, конечно хороши, но, скажете вы, так или иначе они много где есть. Что же отличает «Тайый Город» от множества прочих книг? Тем более, что при таких существенных недостатках на «другой чаше» должно лежать нечто очень весомое. И оно таки лежит.

Это атмосфера. Панову удалось ухватить самую суть жанра и преподнести ее читателю в наилучшем виде. Вед что самое главное в городском фентези? Это тайна под носом. Это ощущение того, что настоящая жизнь всегда рядом с тобой. Что стоит только выйти из своего скучного офиса, как ты окажешься в гуще ярких, опасных а, главное, настоящих событий. А может, даже и из офиса выходить не придется, и с проходной внезапно позвонит курьер с таинственной посылкой. Лихость, свежесть и тайна — вот составляющие успеха ТГ. Именно за это мы любим городское фентези — за сказку рядом с нами. И Вадиму Панову удалось принести эту сказку прямо к нам в руки.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2016 г.

Знаете, иногда хочется расслабить мозг. А книжку под это дело подобрать проблематично, поскольку язык у «популярных авторов» чаще всего такой, что отвлекает от сюжета своей корявостью, а мотивировка неадекватных действий героев, точнее ее полное отсутствие, – вообще вымораживает. Пытался браться за книжки авторов, которые нравились в пубертате, и пришёл в ужас – как такое вообще можно было читать?! (воистину – всякой книге свой возраст) Поэтому за Панова долго не брался. Но его так вкусно хаят, при этом готовя (уже выпустив?) адаптированный англоязычный перевод с заменой Москвы на Нью-Йорк… В общем, реклама – двигатель всего.

И знаете, не все так плохо, как ожидалось! Не могу возразить непримиримым критикам автора: язык действительно не отличается высокохудожественностью, но и глаз особо не цепляет; штампы имеют место быть в больших количествах, но многомерность сюжетных линий все равно делает сюжет интересным (а понимание, что с «нашими» и красивыми девочками ничего не случится – лично для меня придает нотку «ненапряжности», что опять же для развлекаловки очень хорошо). «Не так я вас любил, как вы стонали». В общем, язык и литературные приемы для автора не средства выразительности, а скорее просто инструменты. Из под рук его, пользуясь столярной аллегорией, выходит не памятник деревянного зодчества, а крепкая надёжная табуретка, лишённая заусенцев и способная прослужить лет пятьдесят. Вещь, которая пользуется массовым спросом и необходимая даже тем, кто ценит резные наличники.

Тут для меня главным было настроить мозг. Сменить точку зрения. Понять, что передо мной – мультик. Ведь мы не ждем от мультиков какой-то психологической глубины, тонкой мотивации поступков, и циничной достоверности. Мы прощаем мультикам черно-белых персонажей, которые мотивируют свои действия не логикой, а исключительно ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ. И страсти в мультике, они истинно шекспировские. При этом мультики с удовольствием смотрят даже лютые эстеты, любители авторского кино, Линча, фон Триера и т.п. Вот и книги Панова — типичное анимэ: красивая картинка, колоритный антураж, утрированные черты, харизматичные персонажи: все мужчины героичны, все женщины прекрасны – никакой правды жизни, зато чисто, мило и возвышенно.

Маленькая ремарочка «к слову» — параллели с Лукьяненко на лицо, но «Дозоры» именно поэтому мне и нравятся меньше, что пишет их мастер очень серьёзно, а я не могу серьёзно воспринять колдунов в современном мире. А в !мультике про современный мир! они очень органичны!

В общем, не судите мультики строго, господа – у них другая задача, и книги Панова с нею прекрасно справляются.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2012 г.

Тайный город хорош. Честно, очень хорош. После «дозоров» нужно было, как принято говорить, обладать смелостью, граничащей с безрассудством, чтобы написать книгу о существующей параллельно с нами иной Москве. Но у Панова получилось. Создается впечатление, что автор, прочитав «Дозоры» задался целью — написать книгу, в которой, в отличие от творения Лукьяненко, будет больше сарказма и своего рода игры, чем серьезности. И Панов виртуозно справился с поставленной задачей. Он виртуозно балансирует между комедией и трагедией. Именно в этом заключается, на мой взгляд основное достоинство и причина популярности сериала. Этот рецепт многократно проверен западным телевидением: практически в любом сериале должен быть один или несколько героев, на которых зритель будет расслабляться, отдыхать, усмехаться. И тогда он безболезненно проглотит и серьезные мысли и поступки остальных персонажей. В качестве свежих примеров приведу «Аббатство Даунтон» и «Декстера». В обоих сериалах сквозь серьезные события сквозит усмешка авторов: не напрягайтесь, ребята, мы же, в конце концов, просто прикалываемся. Именно этот прием довел до совершенства Панов, виртуозно «перескакивая» с мрачной готики Сантьяги или Вампирских кланов на разухабистых Красных шапок и обратно. Благодаря этому мораль книг не напрягает, не давит читателя.

Ну и, конечно, в безусловный плюс можно записать легкость пера автора. Панов пишет словно играючи — редкий дар, которым обладают считанные единицы. Поэтому и читаются его книги легко, без напряга.

Панов создал нарочито гротескный, нереальный мир, его при этом его персонажи ведут себя совершенно адекватно предложенным обстоятельствам, их образы непротиворечивы, не наивны и не примитивны, хотя с прорисовкой характеров (за некоторыми исключениями) у Панова все-таки хуже, чем, скажем, у Лукьяненко. Но это не катастрофично — Панов берет разнообразием событий, калейдоскопичностью картин, масштабом мира.

Одним словом, если бы Тайного города не было, его бы стоило выдумать! )))

Спасибо Вадиму Панову за такой царский подарок!

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2009 г.

Почитать «Тайный город» мне посоветовал знакомый, вкусу которого я , в общем-то доверяю. Послушав его я :glasses:по совету друзей приобрел автомобиль «Москвич»:gigi: купил первые шесть романов и одним махом прочитал. С тех пор покупал все книги Панова и ни разу не пожалел.

Плюсы. Увлекательно. Много сочных персонажей. Неплохой юмор (есть очень неплохие шпильки в адрес известных полит- и теле- деятелей, вообще судя по циклу телевидение Панов не жалует). Изобретательно. На протяжении всего цикла используется один и тот же прием – масса на первый взгляд не связанных друг с другом персонажей, событий и сюжетных линий к середине-концу романа сплетаются в один немыслимый клубок. И главное – НЕ НАДОЕДАЕТ. Очень редкое умение для автора цикла. Согласитесь, очень обидно обнаружить, что автор исчерпал свой талант на первом (третьем, пятом) романе и подсовывает нам вместо яблочного сока напиток «со вкусом яблока». Да, цикл Панова не порадует вас философским раздумьями или пиршеством русского литературного языка в духе Олди, не потрясет неожиданной научной или социальной концепцией как книги Азимова, Лема или Дика и вы не будете смеяться до слез как над рассказами Эрика Фрэнка Рассела или Каттнера, но ему это и не нужно.

Это просто очень хорошая РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ литература, написанная хоть и простым, но грамотным языком. А это не так просто, как кажется — написать фантастико-приключенческо-детективный боевичок и сделать это так, чтобы читатель бежал вместе с автором по сюжету, не спотыкаясь о тяжеловесные и зачастую безграмотные конструкции.

Некоторые минусы. Некоторые персонажи все-таки отдают картонным шаблоном (Шапки, к примеру), иногда (к счастью, редко) самоповторы. Отдельно хочу сказать о любовных линиях, периодически вплетаемых в сюжет. Это явно не сильное место Панова. Они зачастую отдают дешевой мелодрамой и балансируют где-то между дворовой лирикой и мексиканскими страстями. Между «он был титулярный советник, она – генеральская дочь» и «и тогда она сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море, и сия пучина поглотила ее целиком». Вообще циклу свойственна какая-то подростковость, что в отношение больших пушек, что в отношении больших, пардон, сисек.

Если хотите отдохнуть и развлечься – читайте обязательно. Скучно не будет.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2010 г.

Итак, я прочитала весь цикл.

Это само по себе уже означает нехилую похвалу с моей стороны. Не люблю сиквелы....

Очень приятное развлекающее чтиво. Много соображений по поводу накопилось, вот высказываю:

1. Не понятно, почему тайный город всего один. Если логически подумать, вот цивилизация закатилась, а зарождается новая, отсталая, глупая. Быстрее старая цивилизация не будет прятаться, ну или во всяком случае не будет толпиться в одном городе с остальными, а каждая выберет свое место обитания, при учете того, что они все время ругаются и воюют — им тесно вместе.

2. За попытку создания Главной Национальной Идеи — пять с плюсом. С дрожащими струнами души читала эту часть — очень уж мне кажется нам сейчас не хватает Нац Идеи. Не поняла и не одобрила почему продвигателя Идеи надо было сделать Татем. Зачем? И так и не прониклась мыслью, что Тати — плохие. Как не пытались мне это объяснить.

3. Понимаю, задел на будущие серии — но хочется чтобы уже наконец появился великий дом Челов. И не понимаю, когда кажется что уже вот-вот.... И Хранитель найден, и Трон, а придуманные препятсвия, причем глупые: Хранитель не готов — а что, есть другой Хранитель?

4. Часть про Анну, вообще выбивается из общей серии — она мистическая, она щекочет нервы, читается нетерпеливо, развязка удовлетворяет:) Для меня вообще очень важно чтобы конец удовлетворял!:)

5. И вообще очень разные части, каждый сюжет нетривиален, интересен. Второстепенные персонажи прописаны порой гораздо интереснее и живее главных.

Например Анна, Глеб, священник забытой Пустоши.

6. Сантьяга вообще например не впечатлил. Ой, он такой интриган, он такая умница, такой страшный и ужасный! Да ничего подобного! Тактика невмешательства и выжидания — вот его обычная тактика. Хотя согласна, в условиях войны, именно такая тактика и нужна, а война у них каждый день. Пока другие дерутся, Темный Двор крепнет.

7. И вообще Дома кажутся такими.... детскими что ли... Их политике и интриганам никогда не доплюнуть до нашей политики и наших интриганов. Если по-честному.

8. Шапки....История с выборами посмешила...

9. Философия Кадаф неплохо придумана... Но как-то сыровато...

10. Придумана альтернатива магам в виде геомантов! Люблю интересные выдумки, к тому же в нынешнее время как мне кажется выдумать что-то новое очень тяжело:) Только за это плюс балл:)

В общем отличный сериал!

Но... Раскрыв после Тайного города «Бессильные мира сего» Стругацких.... хочется занизить оценку цикла как минимум на 2 балла. Потому что разрыв меду ними — пропасть.

Ах, да, еще: мужчины любят женщин только за округлости и выпуклости. Ни о какой душе, личностных качествах и т.д речь не идет.

За любовь — твердый кол:)

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2009 г.

Написав первую книгу «Войны начинают неудачники» Вадим Панов создал новый и оригинальный мир, в котором магия соседствует с технологиями, а вместе с людьми тайно живут еще несколько рас. Это мир Тайного города – место, куда попадают нечеловеческие расы, которые раньше властвовали на планете (можно сказать этакий клуб неудачников, хотя сравнение и не совсем верно – все-таки властителя мира, пусть и бывшие).

Итак, на земле, кроме людей живет еще несколько рас, многие из которых внешне даже малопохожи на людей, но благодаря магии скрывают это. Кроме того, мир, описанный Пановым несколько расходится с реальным (как то Имперское прошлое России и т.д.).

ГГ цикла – команда наемников выполняющих различные поручения и задания за деньги, в основном для навов, хотя случается и для других Великих Домов. Благодаря своей профессии они и оказываются постоянно в эпицентре событий, не раз спасая обитателей Тайного города.

Из негативных (лично для меня) сторон сюжета можно выделить всезнание и всесилие навов, которые практически всегда выходят «сухими из воды», как только они смогли проиграть войну и лишиться власти???

Также хотелось остановиться на Красных шапках – существах, которые без алкоголя не могут мыслить здраво, хотя и с ним у них это плохо получается. Они постоянный служат центром всех недоразумений, добавляя в сюжет особую примесь юмора и пародии на нынешнее общество (одно только избрание Великого фюрера чего стоит).

Другие расы также носят определенную этническую составляющую реальных народов, но не будем об этом, дабы не разжигать межнациональные споры.

В целом цикл довольно занимательный, динамичный, с определенной долей юмора и понравится в первую очередь любителям длинных серий (так как конца романам пока, к счастью, на видно).

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2009 г.

Знакомая с пеной у рта рекламировала мне этот цикл. Что ж, попробовала вчитаться. Прочла почти все (последние книги, если честно, по диагонали — только «Царь горы» получилось более подробно).

Что сказать? Первая книга шла тяжеловато — отчетливо просматривался непрофессионализм автора, который, однако, компенсировался энтузиазмом. Затем от книги к книге пошло по нарастанию: немного лучше, еще немного лучше... Но под конец я банально устала от повторения одних и тех же, отработанных сюжетных приемов. Плюс в цикле почти не заметно развитие образов главных героев, что, по идее, должно быть одним из обязательных моментов в столь длинных произведениях. И еще... Из книги в книгу ярко и очень четко прослеживаются идейные взгляды автора, и далеко не со всеми я, как читатель, могу согласиться.

Вердикт: ИМХО, прочесть можно, но это литература не для вдумчивых размышлений, а для отдыха после тяжелого трудового дня...

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу