fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «О странствующих и путешествующих»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
1024
Моя оценка:
-

подробнее

О странствующих и путешествующих

Рассказ, год (год написания: 1962); цикл «Мир Полудня»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

Главный герой рассказа братьев Стругацких «О странствующих и путешествующих» занимался тем, что под водой помечал септоподов — тварей из подкласса двужаберных класса головоногих моллюсков. Поставив метку на одном (и единственном за этот день), он вылез на берег отогреваться. На берегу сидела его Машка и неизвестный тип (как выяснилось, Леонид Андреевич).

Леонид Андреевич развалился на траве и, увидев стрекозу, выдал вслух серию размышлений о том, что есть разум на самом деле и не можем ли мы, люди, быть как септоподы объектом исследования для неведомых нам существ. Более того, он даже привел живой пример в лице себя: как оказалось Леонид Андреевич, вернувшись из космического рейса, где он стал свидетелями невероятного и загадочного эффекта — «голоса пустоты», — сам стал источником радиоволн...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Это последняя по времени написания новелла «канонического» варианта повести «Полдень, XXII век» и вообще один из последних написанных Стругацкими рассказов. Отдельно он публиковался в сборнике «Фантастика, 1963», а в повесть входит с 1967 года.

Имеются несколько последовательных черновых вариантов под одним и тем же названием «Мигранты».


Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Благоустроенная планета

— антологию «Фантастика, 1963 год», 1963 г.

— антологию «Path into the Unknown», 1966 г.

— антологию «現代ソビエトSF短編集02 -竜座の暗黒星», 1966 г.

— журнал «International Science Fiction», 1967 г.

— антологию «W pogoni za wężem morskim», 1967 г.

— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.

— антологию «Café molecular», 1968 г.

— антологию «Russiese Essef», 1970 г.

— журнал «Jules Verne Magasinet 354. Februari 1975», 1975 г.

— антологию «Ludzie i gwiazdy», 1976 г.

— антологию «Das Mädchen am Abhang. Science-fiction-Erzählungen aus POLARIS 2», 1979 г.

— антологию «Der Wurfspieß des Odysseus», 1981 г.

— журнал «Antarès Volume 13», 1984 г.


Похожие произведения:

 

 


Фантастика, 1963 год
1963 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Возвращение. Полдень, XXII век. — Попытка к бегству
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Далекая радуга
1997 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Полдень, XXII век
2004 г.
В поисках Странников
2005 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Собрание сочинений. Том второй
2009 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Мир Полудня
2016 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Полдень, XXII век
2017 г.
Полдень, XXII век. Страна багровых туч. Путь на Амальтею
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.
Полдень, XXII век
2020 г.

Периодика:

International Science Fiction Vol. 1 No. 1 November 1967
1967 г.
(английский)
Jules Verne Magasinet 354. Februari 1975
1975 г.
(шведский)
Antarès Volume 13
1984 г.
(французский)

Самиздат и фэнзины:

Полдень, XXII век
2017 г.
Возвращение
2023 г.
Полдень, XXII век
2024 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.
О странствующих и путешествующих
2023 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Полдень, XXII век
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Path into the Unknown
1966 г.
(английский)
現代ソビエトSF短編集02 -竜座の暗黒星
1966 г.
(японский)
Café molecular: Cuentos de ciencia ficción
1967 г.
(испанский)
W pogoni za wężem morskim
1967 г.
(польский)
The Molecular Cafe: Science-fiction stories
1968 г.
(английский)
Path into the Unknown
1968 г.
(английский)
Path into the Unknown
1968 г.
(английский)
Path into the Unknown
1968 г.
(английский)
Path into the Unknown
1969 г.
(английский)
Russiese Essef
1970 г.
(голландский)
Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
Ludzie i gwiazdy
1976 г.
(польский)
MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)
Das Mädchen am Abhang. Science-fiction-Erzählungen aus POLARIS 2
1979 г.
(немецкий)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)
Der Wurfspieß des Odysseus
1981 г.
(немецкий)
Mittag, 22. Jahrhundert
1984 г.
(немецкий)
Mittag, 22. Jahrhundert. — Der Junge aus der Hölle
1989 г.
(немецкий)
Mittag, 22. Jahrhundert
1994 г.
(немецкий)
Човекът от преизподнята
1997 г.
(болгарский)
Gesammelte Werke 5
2013 г.
(немецкий)
Maszyna życzeń i inne opowiadania
2022 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человек есть мера всех вещей»-говорил древнегреческий философ Протагор. Из этого тезиса вытекает очень много логических построений, как очевидных, так и противоречивых. Но так уж заведено, что всегда человек ставит себя в центр мироздания, принимая за точку отсчета свой уровень разума, чувств, сознания. Стругацкие в данном рассказе попытались несколько опровергнуть такую точку зрения, показав относительность такого рода взглядов. Действительно, мы знаем множество примеров существ с более низким уровнем развития чем человек. В рассказе это иллюстрируется септоподом, которого старательно изучают с позиции более высокого разума. Тут в общем все естественно и не вызывает никаких вопросов. Но как чувствовать себя, когда ты сам являешься объектом исследования? Горбовский в рассказе явно находится не в своей тарелке, да и как может быть иначе. Вот тебе и царь природы, венец мироздания.

Да, логика не отрицает возможность существования более высокого разума чем наш. Но одно дело интеллектуальное допущение, а другое почувствовать это на собственной шкуре. А где гарантия, что тебя не усыпят как подопытного кролика? Как видно здесь много знаков вопросов, но для того и существует качественная научная фантастика, чтобы их ставить. И хорошо, что в своем рассказе Стругацкие только художественно обрисовали данную проблему, оставив читателю возможность самому задуматься над подобными вопросами. А исследователь септоподов Станислав Иванович, наблюдая за Горбовским только со стороны и судит с такой позиции стороннего наблюдателя. Вот только каково было бы ему самому оказаться что называется под лабораторным колпаком?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для понимания контекста этого рассказа стоит помнить, что написан он был в разгар оптимистичного поиска внеземного разума — как раз примерно в это время Карл Саган активно начал творить, как за рубежом, так и у нас велись активные дискуссии о гипотетической разумной жизни во Вселенной, кое-где строились гигантские антенны, чтобы следить за сигналами космоса... И хоть до запусков «Вояджеров» оставалось ещё полтора десятилетия, но первые обсуждения подобного проекта начались так же в начале 60-ых. А до массового разочарования и спада энтузиазма в этой теме было ещё далеко...

И получается, что рассказ практически является авторским высказыванием по этой теме, их мнением, а что там вообще с инопланетным разумом и как может выглядеть встреча человечества с ним? Получилось, как и практически всегда у братьев Стругацких, очень оригинально, интересно и умно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой рассказ, однако насыщен в плане смысловой нагрузки.

Очень ярко тут освещена тема Странников — тема, которая станет превалирующей в последующих произведениях Мира Полудня. Загадочные Странники — цивилизация, по всем признакам — ушедшая от земной неимоверно далеко, но при этом старательно прячущаяся от человека. Странники, которые, возможно, ушли далеко настолько, что стали неотличимы от сил самой природы. Быть может, те артефакты, что обнаруживает человечество, вовсе не «оброненные» и в силу обстоятельств забытые, а специально «подкинутые» Странниками по каким-то только им понятным причинам?

Или люди и Странники настолько далеки друг от друга, что пребывают как бы в разных измерениях, в разных метафизических мирах одного физического мира? Далеки друг от друга настолько, что параллельны друг другу — в прямом и переносном смысле этого выражения.

Вопрос, остро поставленный в рамках Полуденного цикла. И вопрос, на который так и не будет дан ответ.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, простой с виду, но очень глубокий по сути. Аналогии поданы настолько прозрачно, что ещё более явно было лишь прямым текстом говорить. ГГ лично увидел, возможно, помеченного человека, но при этом рассуждает, что «нас, наверное, и не заметят, мы не интересны» и идёт дальше метить септоподов. Ситуация и улыбает и наводит на размышления. Люблю этот рассказ.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ про душевные муки Горбовского, уникального человека, у которого, наверное, самая важная и самая интересная профессия — профессия первооткрывателя, исследователя, следопыта, который ищет во вселенной следы иного разума. И для людей более приземленных, более прагматичных, у которых своя «Земная» точка зрения, все его душевные излияния, как пустой звук. И он, наверное, сам это понимает, задавая самые риторические вопросы, не ожидая никаких ответов. Это довольно четко видно, когда на контрасте глубоких мыслей и идей Леонида Андреевича главный герой пытается полностью его дискредитировать, не считая нужным вникать в суть его дилеммы.

А сами идеи(вопросы) обращены в глубь мироздания, в глубину ксено психологии и трансцендентальности. Что делать человеку, который столкнулся с этими вопросами у себя в голове, ответить на которые не может никто на целой планете. Это самый настоящий полет мысли, который можно трактовать как угодно, доходя до самых высоких материй и принципов субъективного идеализма. И всё это в одной голове, голове человека, который стремиться понять целую вселенную. Глобально, сильно и глубоко.

И, видимо, не все могут это осознать, всю эту глобальность, всю эту глубину. Как не может этого сделать и главный герой рассказа, из глаз которого мы и наблюдаем этот необычный причудливый, но искренний образ великого космолога Леонида Андреевича Горбовского. Это рассказ-откровение, в котором Леонид открывает нам свою неспокойную, но тяготеющую к знаниям и тайнам добрую душу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это сегодня мы уже пресытились произведениями о контакте, а ведь это было написано в 1963 году и, самое главное, осталось актуальным, несмотря на горы книг на подобную тему. Четко, логично, обоснованно, на нескольких страницах авторы разворачивают целую философскую теорию о возможности контакта.Самое предметное то, что эти размышления не мешают чтению, они как бы вплетены в сюжет и являются их органической частью. В итоге очень даже хорошее произведение очень полезное тем, кто любит думать и спорить.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ. недавно перечитывал и вот что подумалось — а ведь из него усики будущего «Жука в муравейнике» выглядывают:wink:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень философская вещь и прекрасный образец «фирменной» философии АБС. Действительно очень мало вероятно чтобы разум был одинок во вселенной. Но что такое разум? И кто сказал что человеческий разум это единственная и лучшая форма разума? По сравнению с остальными рассказами цикла действительно «пронимает».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный и заставляющий задуматся рассказ.

Леонид Андреевич Горбовский приходит на берег озера, повалятся на свежей земной травке, отдохнут перед очередным рейсом. И как раз в этом озере проводит исследования биолог, с дочерью. Он маркирует септоподов радио-маячком, что бы отследить их миграцию. И Горбовский, найдя для себя собеседников, пускается в размышления о биологии, о поиске разума во вселенной и о том, какая интересная история приключилась с ним и его звездолётом «Тариэль»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, что «Тариэль» и его экипаж, после возвращения из очередного межзвёздного перелёта, стали излучать радиосигнал, источник которого не обнаружили никакие обследования. Похоже, людей изучают так же, как и люди изучают септоподов...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

понравилась аналогия между экипажем корабля Горбовского и какими-то двухжаберными) и те, и другие отправились на поиски не пойми чего — и тех, и других кто-то пометил. хотя может это была одна из тех баек, которые так любил рассказывать Горбовской.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычная производственная ситуация, но появляется незнакомец и... пошло поехало. Философские размышления о природе разума, его проявлениях. Что в нашем понимании разум? Сможем ли мы его распознать? И являемся ли мы разумными в понимании космических незнакомцев. Земляне занимаются прогрессорством, изучают планеты и их обитателей. Но может быть все это является пунктом плана ДРУГОГО, неизвестного и чуждого нам разума?

Небольшой рассказ из цикла «Мир Полдня». Но в нем заложено столько философии, сколько нет порой в большом романе. Расуждения увлекательные, разносторонние и с глубоким смыслом. А тема... Тема, которая не имеет ответа даже в наши дни.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое произведение о том кто за кем наблюдает. Правда после рассказа «Какими вы будете» пришло понимание, что Горбовский рассказал очередную байку в стиле Ивана Жилина. Но пока читал «верил», в то о чем рассказал Горбовский. Очень понравилось, что не все отстреливают головоногих. Хотя и разумных существ в них пока видеть не готовы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна эта сверхидея и ее подача вызывают восхищение. Остальное даже неважно

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зарисовка из мира Полудня. Размышления о том, что всё относительно, и человек из наблюдателя может вдруг стать — или уже стал — наблюдаемым, подопытной крысой, которую изучают точно так же, как он изучает диких зверей.

В плане написания — ничего особенного, но идея, конечно, хороша. Впоследствии она раскрывается во многих произведениях Братьев.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изящно — и глубоко. Кто мы в этом мире? Наблюдает ли кто-нибудь со стороны? Может, зря люди себя зачислили в покорители Вселенной?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх