Рэй Брэдбери «Берег на закате»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пара друзей Чико и Том живут на берегу моря и ждут, когда оно принесет им удачу. Однажды на берег вынесло русалку, и Чико подумал, что её продажа в зоопарк — верный способ разбогатеть...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1959», 1959 г.
— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.
— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №6 (6)», 1960 г.
— антологию «The 5th Annual of the Year's Best SF», 1960 г.
— сборник «Twice Twenty-two», 1966 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— журнал «Звезда Востока 1981'06», 1981 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 31 января 2024 г.
Том со своим приятелем прочёсывает морской пляж в поисках потерянных туристами монет, кляня свою судьбу и мечтая круто изменить ее. Словно бы подслушав его мысли, волны выбрасывают на берег весьма необычное существо... Кто сказал, что это русалка? Вчитайтесь внимательнее: автор нигде этого слова не произносит (от себя лично, по крайней мере). Его описание выброшенного морем существа лишено существенных подробностей и потому вполне может относиться даже к женщине-аквалангисту. Тем более, что на опознание пришли совершенно случайные люди, ничего не понимающие в сказочной физиологии. Да они тюленя от осьминога отличить не смогут! Но всё же понимают, что случай им выпал неординарный. Самый наглый и решительный из них (Чак) решает максимально использовать свой шанс разбогатеть и прославиться. А второй, тот, кого автор считает самым главным действующим лицом, считает, что нельзя наживаться на чужом горе и несчастье, пусть даже это существо и не разумно. В этом заключена вся философия рассказа: зарабатывай только своими руками и головой, но упаси тебя боже наживаться на ущемлении свободы других! Как ни печально, но именно в этом и заключается основной принцип капитализма — нажива любой ценой. А совесть — это понятие весьма субъективное...
------------
РЕЗЮМЕ: притча о том, стоит ли наживаться на всём необычном и непонятном, или всё же следует сохранить миру его тайны. К примеру, Стива Басти из Техаса подобная проблема явно не мучила, когда он открывал свой музей странных существ. В отличие от Фрэнка Хансена, который до самой смерти прятал от остальных найденное им в глыбе льда тело реликтового гоминоида (йети).
sham, 12 февраля 2010 г.
Удивительно красивый рассказ. Все таки умеет зацепить Брэдбери. Казалось бы абсолютно простой сюжет: люди нашли русалку, выброшенную морем. Сюжета практически больше нет, одно описание. И когда закончиваешь читать, еще долгое время ходишь под впечатлением берега, моря, чуда...
Стронций 88, 11 марта 2016 г.
Брэдбери – лирик; тонкий, не побоюсь этого слова, нежный лирик. Он, конечно, может всё, и любой жанр, любое настроение ему подвластно. Но именно такие вещи – добрые, человечные – ему удаются, по-моему, больше всего. Это, по сути, тот случай, где фантастическое (русалка, выброшенная на берег) – приём, раскрывающий героев, в данном случае раскрывающий их лучшие стороны, их душевность, скрытую в завалах гонки за наживой (которая тут действительно похожа на рытьё в мусоре). А это уже «высокая проза». Хорошая «высокая проза». Мягкая, добрая, лиричная. Кажется, от таких произведений мир становится чище, добрее, как будто огрубевшая корка спадает с него. По крайней мере, мне хочется в это верить…
dxbckt, 24 июля 2020 г.
Очередной рассказ автора повествует об изменчивой человеческой натуре. И опять в центре внимания не один герой, а двое единомышленников «вкушающих прелести холостяцкой жизни» на берегу курортного местечка. И как в предыдущих рассказах — один романтик все «ищущий ее», а второй «прагматик» (заводящий романы с женщинами только на время курорта, а потом с легкостью от них избавляющийся).
Как «и прежде», герои живут размеренной жизнью — от (курортного) сезона до сезона и пытаются выжить в перерывах... И вот (опять) в их жизнь врывается удивительное событий... нет! УДИВИТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ при виде которого каждый из ГГ начинает вести себя по разному... Один видит воплощение своей мечты и идеала, второй — неслыханную удачу и «возможность нехило подняться». Первый лишь смотрит, а второй уже «прокручивает в голове бизнес-план»... первый стоит и смотрит как волны уносят смысл его жизни, а второй едет за чем-то что сможет ему «сохранить чудо» для продажи. Результат... результат как всегда неоднозначен...
В принципе вполне понятно что все планы «второго» рушатся в пыль, однако не совсем понятны действия «первого» который лишь стоит и наблюдает... вместо того что бы хоть что-то сделать, разбудить «чудо» или как-то еще обозначить свои чувства... Неужели его поиск (поиск всей его жизни) заключался лишь в том, что бы наконец найти «ту самую», убедиться (что она реальна)... а потом лишь молча проводить ее взглядом? Может быть — это все от того, что он всю жизнь прождал (вместо того что бы действовать), а когда наконец все же «выпал шанс» он понял что время упущенно? Что такой какой он есть — он уже не представляет никакого интереса?
Как всегда загадка — что именно хотел сказать этим автор. Или может быть то — что настоящая мечта не требует реального воплощения? Что она должна быть невозможной? Недостижимой? Кто знает...
Adiga-man, 17 сентября 2010 г.
Грустный, меланхолический рассказ. Голый сюжет, ничего особенного, но Брэдбери так красиво и завораживающе описывает, что невозможно остаться равнодушным к расскажу. Чего стоит только этот диалог.
- Чико... Что мы тут делаем?
- Живем как миллионеры, парень.
- Что-то я не чувствую себя миллионером, Чико.
- А ты старайся, парень.
Лично для меня, это рассказ о поиске красоты; о жизни в необычном её проявлении.
Andreev, 26 мая 2008 г.
Бывает мы находим что-то или кого-то,что могли бы любить и оберегать всю жизнь,но мы не в силах властвовать над этим,и единственное что нам остается это-отпустить и ждать нового шанса в своей жизни,но мы никогда не забудем того что было,сколько бы лет не прошло.
Так бывает в нашей — человеческой жизни.
ganimed, 30 ноября 2011 г.
Мне кажется,что автор,настолько выше материальных ценностей,что описывал совершенно не жажду обогащения,а удивительное по своей красоте приключение в сердца мечтателей......Для меня мир Брэдбери,всегда безупречен,чист,добр даже если он описывает не только добро...
god54, 22 сентября 2009 г.
Такова судьба любой русалки: она приносит доброе в душу людей. Не может человек убить русалку, по крайней мере, в фантастике я не встречал. А вот в жизни запросто пустили бы её в аквариум или учёным отдали — пусть мучают. А она ведь живая! Но мы любим животных не на природе, а в зоопарке и на столе...
Paganist, 28 апреля 2009 г.
Чудеса и красота именно тогда прекрасны и неповторимы, когда они свободны. А если на них кто-то пытается разбогатеть, то всё очарование невесть куда запропастится. Поэтому надо наслаждаться теми мгновениями прекрасного, которые дарит нам Жизнь. А чудо как товар — дешёвый трюк. Красота как товар — пошлость.
Дика, 21 октября 2006 г.
дядюшка Рей так красиво описывает «женщину», что никто другой не смог бы ТАК сказать!
Надо быть влюбленным мечтателем или поэтом!!!!:kiss2:
Если бы события в рассказе развернулись по-другому, страшно было бы подумать, как можно ОЧЕРНИТЬ мечту!!!!
Но, слава Богам, что все обошлось!
vfvfhm, 5 ноября 2022 г.
Второй меланхоличный рассказ в книге ,опровергающий ее название. Весьма грустная и отрезвляющая история о том, что даже чудо часто не способно спасти человека от его печальной участи. и это жестокая правда. Тем рассказ и ценен. А то многие уповают, а потом удивляются, почему они пролили больше слез от услышанной молитвы, чем от безответных стенаний в адрес Всевышнего.
Опять-таки, лирика, поэтичность, атмосферность и аромат прозы просто на зашкаливающе высоком уровне. Лучшие тексты Брэдбери действительно напоминают «духовную пищу». Есть сильное ощущение насыщения всех фибров твоей встревоженной или мятущейся души.
Yazewa, 6 января 2008 г.
Очень красиво. Еще одна женщина из моря в творчестве Р.Б. Спасибо ей — непроданной, уплывшей, она что-то важное сотворила в душах тех, кто ее увидел...
Nonconformist, 21 августа 2007 г.
Да, океан хранит множество сокровищ и тайн. Но рассказ больше о двух приятелях: безнадежном романтике, нашедшем свою любовь, и его прагматичном товарище, так ничего и не понявшем...
Vendorf, 14 июля 2006 г.
Жаль героев, которые решили разбогатеть на чужем несчастье, что их самих ждет не сложно представить..