Рецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Рецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. объём не менее 2000 символов без пробелов

  2. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится

  3. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком

  4. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: kkk72, Aleks_MacLeod, sham, volga, С.Соболев

Авторы рубрики: Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, Dark Andrew, Pickman, fox_mulder, Нопэрапон, Календула, Vladimir Puziy, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Ruddy, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, Saneshka, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, imra, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, georgkorg, creator, leola



Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 230  231  232  233 [234] 235  236  237  238 ... 256  257  258

Статья написана 26 марта 2011 г. 21:25
Размещена также в авторской колонке kkk72

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Слепцы

С автором этого романа Александром Золотько я знаком уже лет двадцать. В каких только качествах мы с ним не пересекались: продавец книги и покупатель, участники клуба любителей фантастики, соперники в интеллектуальных играх. Вот только отношения читателя и писателя никак не складывались. В свое время одна из первых книг Александра мне не понравилась, и особых причин для того, чтоб знакомиться с другими его произведениями я не видел. Однако коварный автор придумал поистине иезуитский ход, попросив меня передать свою новую книгу нашему общему знакомому Пузию в Киев. Наживка сработала, и несколько часов в поезде Харьков-Киев я провел за чтением романа «Слепцы». Должен признать, что в этом случае впечатление от творчества Золотько у меня осталось гораздо более благоприятное. Перед нами — достаточно крепкий образчик «дарк фэнтези», который вполне можно рекомендовать любителям динамичной, но не слишком притязательной литературы.

Несколько слов о сюжете. Главные действующие лица романа — десяток разбойников, входящих в банду Рыка. Напав на обоз богатого купца, разбойники выясняют, что купец, причастен к похищениям маленьких детей, в том числе и юной княжны, которую он передал загадочному Серому Всаднику. Бывший княжеский дружинник Рык принимает решение вмешаться в дело на стороне князя. Разбойникам удается выпросить у князя прощение всех былых грехов и изрядную награду в обмен на возвращение девочки родителям. Бандиты отправляются в погоню за похитителем детей, но следы ведут все дальше и дальше.

В качестве положительных сторон произведения готов отметить, во-первых, увлекательность сюжета и легкость стиля. Опытный журналист Золотько с легкостью нанизывает слова и, несмотря на достаточно мрачную действительность, читается роман на одном дыхании. Второе достоинство романа — весьма неплохая проработка образов главных персонажей. Во всяком случае, из десятка разбойников — пять-шесть оказываются действительно запоминающимися, яркими личностями, и у каждого из них за спиной — непростая история жизни. Впрочем, главный герой Хорек несколько теряется на фоне Кривого, Рыка и Деда. Еще один плюс — автор постарался показать жизнь разбойников максимально реалистично, без приукрашиваний. Впрочем, весьма толковые замечания о реальных возможностях разбойников в средневековье по ходу действия постепенно сменяются откровенным суперменством главных героев. К тому же, порой автор явно перебарщивает с реализмом и натурализмом. Со смаком описанные сцены пыток, например, встречаются в тексте чуть ли не каждые десять страниц. Да и прочих свинцовых мерзостей жизни в романе предостаточно. Так что идеалистам и слабонервным этот роман я ни в коем случае не рекомендую.

Еще один недостаток — невнимательность автора. Например, пресловутый купец, с ограбления которого и началась вся история, через раз фигурирует то как Жлоб, то как Жмот. Не слишком убедительно показаны причины, по которым отъявленные злодеи все же пустились в опасную авнтюру по освобождению княжны. Некоторые же сцены, например, общение Рыка с князем, и вовсе резко выделяются на фоне текста, своей явной фантастичностью. Концовка же романа достаточно ожидаема и предсказуема. Выжили и победили именно те, кто и должен был это сделать.

Вывод. На фоне прочих фэнтезийных боевичков этот приятно выделяется в лучшую сторону бойкостью написания и достаточно интересным сюжетом. Ну а любителям более серьезной литературы стоит прочесть что-то другое.


Статья написана 26 марта 2011 г. 18:48
Размещена также в авторской колонке kkk72

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Ё

Евгений Лукин — автор совершенно не коммерческий. Пишет он не с мыслью, как бы повыгодней продать свой труд, а от души. За это и любим многими читателями. Но несомненное достоинство оборачивается проблемами, когда написанное автором за определенный промежуток времени пытаются опубликовать. Последние сборники автора вызывают в памяти строчку из песни Алены Апиной: «Я его слепила из того, что было». Повести и рассказы, относящиеся к разным циклам кое-как добиты до нужного объема эссе и публицистикой. Более всего сборник «Ё» напоминает достаточно неудобоваримый винигрет, при том, что по отдельности ингридиенты этого блюда вполне съедобны. Открывает сборник одноименная повесть — ироничный детектив, написанный в фирменном стиле автора.

"Ё". Никак не дают покоя Евгению Лукину многие не самые привлекательные стороны нашей действительности. Особенно раздражает старого филолога повальная неграмотность населения. Вот и на сей раз действие иронического детектива вращается вокруг буквы «Ё» и правил ее употребления. Написана повесть в привычной уже для Лукина манере. Автор от души прохаживается и по сотрудникам милиции, и по литераторам. При этом произведение получилось достаточно неровным. Отдельные моменты просто на редкость хороши. Впрочем, умение Лукина в своих точных и метких замечаниях попадать не в бровь, а в глаз, общеизвестно. Яркий, сочный язык, фразы, которые имеют хорошие шансы стать крылатыми, ехидные характеристики нашей действительности — все это присутствует в повести.

С другой стороны, удачные эпизоды все чаще перемежаются совершенно проходными. Сюжет периодически провисает. В результате повесть порой выглядит как набор скетчей, а не цельное художественное произведение. Концовка же автору откровенно не удалась. Очень уж банальным и притянутым за уши показалось мне объяснение этой необычной детективной истории. Над общим уровнем отечественной прозы повесть Лукина возвышается, подобно пресловутой букве «Ё» в строке. Однако, сам Лукин может писать гораздо лучше. Похоже, автор сейчас испытывает определенный дефицит тем и сюжетов.

И все же прочесть эту повесть стоит. По крайней мере, повысите свой уровень грамотности. А то бродят по стране всякие ёфикаторы, так и до беды недалеко.

Продолжает сборник повесть «Секондхендж» — не самое лучшее произведение из цикла о Портнягине и Нехорошкове.

«Секондхендж». По большому счету, характеристику этой повести вполне можно свести к ее названию. Это действительно секондхендж — совершенно вторичное в творчестве Лукина произведение. Цикл историй про Портнягина и Нехорошкова и так не относится к самым любимым моим произведениям Лукина. Слишком уж он злободневный и прямолинейный. Этакая социальная фантастика ближнего прицела. Эта же повесть и вовсе выглядит довольно бледно даже в этом цикле. Что хотел нам сказать автор? Что политика может убить в личности все человеческое и от нее надо держаться как можно дальше? Можно подумать, кто-то из читателей Лукина в этом еще сомневается. Фирменный же юмор Лукина в этой повести выглядит бледновато. К тому же сама идея размыкания каждется мне не лучшим объектом для шуток. Попробуйте полностью разочароваться в том, что составляет смысл вашей жизни. Глубиной проработки образов и увлекательностью сюжета «Секондхендж» тоже не отличается. Так что читать повесть стоит лишь верным поклонникам Лукина.

Что делает в этом сборнике рассказ «Мгновение ока» — не самая удачная шутка на тему ментов, к тому же попавшая и в предыдущий сборник «С нами бот», я совсем не понял.

«Тризна», конечно, зацепила. Крик души автора. Плач по потерянному поколению, которое учили жить в совсем другом мире, а теперь условия изменились, и интеллигенты вымирают словно динозавры. Грустно, очень грустно, но в данном случае Лукин совершенно прав. Думаю, у каждого немолодого человека есть пара подобных историй, случившихся с его знакомыми.

А вот «Со всей прямотой» не впечатлила. Вся наша цивилизация так или иначе держится на лжи. Если бы наши собеседники узнали бы все, что мы на самом деле о них думаем, до добра бы это не довело. Довольно банальный тезис, на котором Лукин и построил свой рассказ. Пожалуй, лучшее в этой не слишком фантастичной истории — образы занудного правдолюбца, его затюканой жены и его соседа-алкоголика. Действительно, таких людей мы легко можем встретить чуть ли не каждый день. Но в целом, история получилась слишком предсказуемой.

Парадоксально, но вторая часть сборника, состоящая из эссе и публицистики, показалась мне сильней и интересней первой. Здесь и доставившее мне несколько приятных минут забавное «Грязное животное» Своеобразная литературная игра, в которую Лукин вовлек множество своих коллег. Сюжет этой истории вертится вокруг некоего популярного романа, который оказался многократным пересказом одной из сцен «Волкодава» Семеновой, да еще и переводом с языка жестов шимпанзе. Получилось действительно занятно и смешно. Лукин продемонстрировал достаточно яркую картину нравов в фантастической тусовке, а заодно показал и свое отношение ко мнонгим коллегам. Написана же эта история в присущем автору ироничном стиле.

Запомнились «Недоразумения длиной в двадцать лет». Казалось бы, несколько казусов из читательского дневника, но написано очень душевно и искренне.

Настоящим подарком для преданных поклонников Лукина станет «Технический ВТУЗ» — одновременно и дань памяти покойной жене, и очень интересный анализ писательской «кухни» автора, в котором автор раскрывает некоторые тайны своего мастерства и описывает интересные факты творческой биографии супругов Лукиных.

Удачно завершает сборник «Отец». Трогательная история. В рассказ о своем отце Лукин вложил душу и чувства, сказал то, что, возможно, не успел сказать отцу в свое время. Пусть и в приукрашенном виде, перед нами предстает очень незаурядная личность с непростой судьбой, человек больших талантов, большой силы воли, хотя и не лишенный своих слабостей. Через судьбу одного человека показана, пусть набросками, и целая эпоха в жизни нашей страны. Спасибо Евгению Лукину за то, что он познакомил меня со своим отцом. Таким человеком можно только гордиться.

Благодаря удачным эссе общее впечатление от не самого удачного сборника удалось во многом скрасить. Вот только насторожили меня некоторые нотки в произведениях автора. Создается впечатление, что Лукин, с одной стороны, несколько исчерпал темы и вдохновение для своих художественных произведений, а с другой стороны, торопится высказаться, отдать должное значимым для него людям, вспомнить что-то очень важное для себя в своих эссе.

Поэтому хочется прекратить анализировать и критиковать этот сборник, а просто пожелать Евгению Лукину здоровья и творческого вдохновения.


Тэги: Лукин
Статья написана 26 марта 2011 г. 11:18
Размещена также в рубрике «Новинки и планы издательств» и в авторской колонке Dark Andrew
В середине XXI века мир погрузился в Полночь – период войн и катастроф. И когда человечество оказалось на грани гибели, явились они. Высокие господа. Вампиры. Новая стадия эволюции? Высшее звено в пищевой цепочке? Симбионты? Паразиты? Носители давно известного, но неисследованного заболевания? Или одержимые, заключившие сделку с дьяволом? Они установили порядок, спасли род людской от хаоса, пандемий и взаимоистребления. Они держат хрупкое равновесие на своих плечах. Стоит ли это цены, которую платит им человечество? Горстка жизней в год, малая часть от целого. Многих такая цена устраивает. Но есть и те, кто посмел восстать против мира Полуночи.




Цитата:
Мы вплотную подошли к главному: к представлению о высоких господах, как о существах мифологических. Трудно, очень трудно признавать себя предыдущей ступенью эволюции. Гораздо приятнее для самолюбия создать легенду о том, что якобы высокие господа являются существами иного порядка и что Договор Сантаны – это нечто вроде жертвоприношения Авраама. Но это именно суеверие…


Если судить по обложке – то роман «Темная сторона Луны» представляет собой худший вариант боевика в стилистике приснопамятных романов Юрия Петухова – всякая вампирская нечисть с одной стороны, православные супербойцы с другой, и бесконечная битва от корки до корки. Ничего более неподходящего издательство просто не могло придумать.

На самом же деле, трио соавторов сумело соединить в одной книге остросюжетный боевик, социальную фантастику, христианский взгляд на мир и вампирскую тематику. И не просто соединить, а подать всё так, что с каждой страницей меняется общее впечатление от романа. Мир под властью вампиров, спасших человечество после катастрофы и ставших властной элитой, поддерживающей закон и порядок. Лучших из людей они делают себе подобными, и процесс этот вполне укладывается в рамки научной системы мира. Большинству такая жизнь подходит, ведь плюсов у неё немало, но есть и подпольщики-террористы, готовые бороться с высокими господами. Всё просто и понятно. И вдруг, раз, и всё становится с ног на голову. Добавляется мистическая, религиозная подоплека происходящего, то, что казалось очевидным, оказывается ошибочным, а новые откровения – невероятными. Что отдельно надо отметить – читатель знает ровно столько, сколько знают герои. Никаких дополнительных фактов или объяснений, во всём приходится разбираться самому, обдумывать, искать собственные объяснения происходящего, чему немало способствует разнообразие взглядов героев. В плюсы также можно записать прекрасный язык и глубокую проработку характеров даже самых второстепенных персонажей, заставляющую вспомнить лучшие романы Дяченко.

Итог: пожалуй, единственный недостаток книги – то, что она обрывается на полуслове. Начало великолепное, но смогут ли авторы справиться с сюжетными линиями и той интригой, которую создали? Проверить обязательно стоит, благо окончание, «Вернем себе ночь», уже в продаже.



Книга выйдет в апреле.
Рецензия была написана на вариант 2009 года. Новое издание представляет собой вторую редакцию романа (с изменениями).
Впервые рецензия была опубликована июльском номере журнала "Мира фантастики" за 2009 год.

Статья написана 20 марта 2011 г. 22:55
Размещена также в авторской колонке kkk72

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Звездный король

Наконец-то у меня дошли руки до еще одного цикла Джека Вэнса — «Властители зла». И чем больше я знакомлюсь с творчеством этого классика фантастики, тем больше убеждаюсь, что он слишком недооценен нашими читателями.

Итак, «Звездный король» — первый роман из этого цикла, повествующий о беспощадной мести главного героя Кирка Дженсена пяти Властителям Зла, когда-то уничтожившим его родной город. И первым противником Дженсена становится Малагате-Беда, Звездный король, инопланетное существо, скрывающееся под личиной уважаемого землянина.

«Звездный король» — классическая космоопера, один из лучших образчиков жанра. Достоинства и недостатки произведение прямо вытекают из его жанра. Во-первых, обращает на себя внимание мир, нет, целая Ойкумена, в которой происходит действие. Богатая фантазия автора создает десятки разнообразных миров, порой мрачных, порой ярких и эффектных, и при этом всякий раз вполне убедительных. Конечно, созданная Вэнсом Ойкумена не претендует на глубокое научное обоснование, но и не кажется картонными декорациями, как у многих других авторов космоопер. А некоторые места, например, таверна Смейда, явно послужили источником вдохновения для последователей Вэнса.

Во-вторых, роман написан достаточно увлекательно. Элементы боевика и детектива успешно сочетаются с фантастическими элементами. Роман очень динамичен и читается легко и с удовольствием. Многим современным авторам фантбоевиков стоило бы поучиться у Вэнса тому, как, при всем динамизме повествования, не скатываться в бесконечную цепь погонь, драк и перестрелок. Да, порой роман Вэнса кажется несколько наивным, а методы действий главного героя — слишком благородными и непрактичными. Однако, явных натяжек и подыгрывания герою-одиночке, сражающему с преступной организацией, у Вэнса, в общем-то нет.

В-третьих, для космооперы непривычно глубоко проработан образ главного героя и его главного противника. Дженсен, при всех своих способностях, отнюдь не супермен и не рыцарь без страха и упрека, но вполне живой человек со своими сильными и слабыми сторонами, сомнениями и ошибками. Достаточно убедителен и образ главного злодея, в котором Вэнс умело соединяет человеческие и нечеловеческие черты. Вообще, сама концепция Звездных королей как последователей и противников землян вызывает неподдельный интерес. Да и большинство эпизодических персонажей, вроде Смэйда, Тихолта и многих других получились вполне живыми.

Несмотря на все эти достоинства роман Вэнса оставался бы еще одной космооперой, пусть увлекательной и динамичной, но поверхностной и легковесной, если бы не еще один серьезный плюс романа. К каждой главе прилагаются некие информационные материалы, так или иначе характеризующие место действия и персонажей, с которыми придется иметь дело главному герою. Обратите внимание, как Вэнс характеризует людей будущего, как точен он в характеристиках и в описании тенденций, пол-века тому назад почти незаметных, а нынче совершенно очевидных. Снимаю щляпу перед мэтром, в очередной раз сумевшим под маской сугубо развлекательного произведения спрятать вполне серьезные прогнозы и упреки потомкам.

P.S.Отдельно отмечу иллюстрации в "Северо-Западном" издании, которые стилизованы под творчество Бердслея, и очень точно подчеркивают определенные декадентские тенденции в изображении Властителей Зла.


Статья написана 20 марта 2011 г. 14:56
Размещена также в авторской колонке Lartis


Данихнов В. Девочка и мертвецы. — М.: Снежный Ком М, 2010



Надо хоть пару строк написать о Данихнове.
Вот уж народился писатель на мою голову. Я его давно уже заметил и хвалил, за что был обвинён радетелями отечественной словесности и фантастики в переборе с дифирамбами и собутыльничестве с автором. А мы с ним даже и не пили вместе никогда. Разве что совсем чуть-чуть, когда-то, в одном из пансионатов под Москвой, трудно точно вспомнить. Ну это ничего-ничего. Ведь теперь даже упомянутые радетели к Данихнову как-то потеплее стали относиться. Дошло до них, наверное, что-то…
Секрет Данихнова мною не разгадан. Зачем он такой? Почему он такой у нас? Ладно, пусть будет… Главное, что он точно показывает нынешнюю гнетущую атмосферу, её безнадёжность и тухлятину. И людишек показывает, в большинстве мерзких и противных, всем вокруг недовольных, но послушных. Конечно, у меня нет полной уверенности, что Данихнов хотел поведать нечто именно о нашем времени, ведь действие в его романах обычно происходит в мирах, не аналогичных земному и достаточно сюрреалистичных. Тем не менее, лично я книгу «Девочка и мертвецы» воспринял как отражение окружающей действительности. Мысли, навеянные прочтением «Девочки», были сродни послевкусию от нового романа Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея». Быков наваял толстенный, не всегда легко читающийся фолиант, чтобы передать состояние нарастающей беспомощности, разочарования и безысходности, Данихнов передал те же ощущения текстом более лёгким и значительно меньшего объёма. Похоже, Данихнов, словно обэриут-абсурдист Александр Введенский, умевший «выражать сложнейшие смыслы, не поддающиеся обиходному толкованию» и передавать крушение цивилизации на метафизическом уровне, считает, что время открывает себя только в смерти.
Хотелось бы надеяться, что Данихнов ошибается.
Но Введенский-то не ошибался…


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 230  231  232  233 [234] 235  236  237  238 ... 256  257  258




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 703

⇑ Наверх