| |
| Статья написана 11 января 2021 г. 19:31 |
сабж Удивительно, как из легкой и веселой штраусовской музыки (собственно "Марша Радецкого", названного так в честь соответствующего фельдмаршала) мог родится такой невыносимо занудный и унылый роман. Я от первой до последней страницы текста ждала, что вот сейчас, СЕЙЧАС хоть что-нибудь уже произойдет. Но нет, ничего не происходит. Объявление Первой мировой, так же уныло и бессмысленно описанное, как и весь текст, приносит небольшое облегчение: по крайней мере понимаешь, что вот это уже конец. Собственно, всю книгу понимаешь, что на этом история закончится, потому что с Первой мировой пришла смерть описанному тягостному в своей однообразии и бессмыслице мирку австрийских военных, которые никогда не воевали, а делят свое время между строевой подготовкой и пьянками. И объявлению войны даже как-то радуешься, потому что вместе с ней точно должно сгинуть описанное поколение амеб, которые почему-то у автора называются людьми. По порядку: роман описывает жизнь трех поколений одной семьи австрийских военных. Первый из них по случайности спас самого императора Франца-Иосифа в одной из битв, а его сын и внук немного этим пользовались, но много гордились. Никто из них особо никуда не продвинулся и ничего не свершил. Даже сам факт заведения семьи и детей для каждого прошел как-то незаметно — как и вся жизнь, собственно. Тихая военная служба в невоенное время, муштра, распорядок, пьянство украдкой, такая же размеренная и бессмысленная гражданская служба на пенсии. Вот этих людей вполне можно было бы заменить роботами. То, как описывает Рот их внутреннюю жизни, а точнее — ее полное отсутствие — вгоняет читателя в ужасающее уныние на первых же страницах, которое долго не отпускает по окончанию книги. Настолько равнодушно и бессмысленно проходят жизни этих трех поколений, настолько шаблонно, настолько не задевая никаких струн души. Где-то в мире происходит что-то. Талантливый писатель или просто чуткий человек способен извлечь все радости и ужасы из собственной души и воображения, однако ни у одного из героев Рота не усматривается ни того, ни другого. Если автор хотел создать образцово "никаких" людей без чувств, устремлений и биографии — ему бы это удалось. В мире романа "Мы" Замятина они бы чувствовали себя отлично. По сочетанию внешней истории — повествование подходит к началу мировой войны и в нее упирается — роман схож с "Волшебной горой" Манна, но насколько же он не похож на нее содержательно, притом, что Манн тоже нудноват, будем честны. Все, что есть необычного и интеллектуального у Манна, все, что отличает "горный" мир от совсем иного дольнего — здесь стерто. В мире Рота, собственно, и мира как такового нет: герои глядят на него из окошечка казармы, их чтение составляет устав воинской службы или что там было в Австро-Венгрии взамен него, и вся жизнь проходит, как в советском бюрократическом кошмаре, в выполнении бессмысленных действий и столь же бессмысленном досуге. Ее не озаряет совершенно ничто ни в хорошем, ни в плохом смысле, и так — до самого конца романа, нет никакого спасения, и остается только радоваться гибели этого удушливого серого мирка. Роман удручающе зануден.
|
| | |
| Статья написана 10 января 2021 г. 12:59 |
сабж Удивительным образом этот young adult оказался лучшим чтением за отпуск, хотя я и набрала себе самой популярной фантастики последних лет. В "Тролльем пике" все как-то очень гармонично: сюжет, персонажи, стиль. В отличие от многих авторов фэнтези, которые сначала нарисуют супер-эпическую картину волшебных или галактических империй, наворотят сто кило истории и культуры (подозрительно напоминающих остаточные знания школьника о мировой истории и культуре), а потом не знают, что делать со всем этим богатством и как бы придумать к нему адекватный сюжет и героев. Уна Харт хорошо работает со своим материалам. История вполне камерная, на сцене — от силы с десяток персонажей, но все — живые, яркие и интересные. И, должна признать, самое интересное — это сюжет. С печалью признаюсь, что из 7 художественных книг, прочитанных за каникулы, это была единственная, с которой реально было интересно, что же произойдет дальше. Собственно, это и есть лучшая похвала, учитывая жанр. История для жанра начинается если не банально, то вполне традиционно: у девочки-подростка при таинственных обстоятельствах исчезает мать, и она отправляется жить к тетке, о существовании которой до того момента не подозревала. Вся история разворачивается в декорациях некой очевидно скандинавской страны: минимализм, суровая природа, холодрыга, не слишком душевные люди, но в целом место вполне благополучное, тихое и безопасное. А также, конечно, самое правильное место, чтобы встретиться с троллями — где еще, если не там)) Впрочем, интересно в истории — даже не тролли как таковые, а все детали, прежде всего — жуткая и таинственная тетка, отличный яркий персонаж. Мне понравились все бытовые детали, то, как автор подает информацию о героях, о мире — достаточно, но не чрезмерно, выдерживая общий вполне нейтральный стиль, и при этом вполне четко и живо обрисовать и характеры, и обстоятельства. Пожалуй, концовка показалась несколько смазанной и внезапной, особенно учитывая, что мы знаем о героине и ее здравом смысле. Но это очевидный заход на второй том, который я тоже, пожалуй, прочитаю. Давно не встречала таких классно исполненных и интересных вещей в свом жанре, и смело могу рекомендовать в качестве легкого развлекательного чтива и подросткам, и взрослым.
|
| | |
| Статья написана 6 января 2021 г. 13:15 |
сабж Все знают, что я очень люблю Карда. Цикл про Эндера входит в число моих любимых книг в принципе, и я прочиала его почти весь, включая пару вещей из злосчастной "Саги Теней". Но "Вортинг" — это какие-то поддельные елочные игрушки. Вроде бы в нем есть все то, чем вообще хорош кард: огромное *человеческое измерения* на фоне космического размаха истории, затрагивающей несколько планет и несколько поколений. Но мне кажется, проблема в том, что Кард упихал все это в один роман — в итоге у него получилось не рассказывание истории, а пересказ. А пересказ никого в эмоциольнальном плане не трогает и ничему в моральном плане не учит — иначе бы мы рыдали над учебниками истории. Собственно, это основная претензия, из которой вытекают все остальные. В романе на первый взгляд две сюжетные линии: мальчика из деревни на заливе, который по просьбе таинственных незакомцев записывает их историю, и собственно история Вортинга. Но история Вортинга слишком обширна и разнообразна, чтобы быть единой. Она также разбивается на отдельные отрезки. Вот подробная история героя-мальчика и его встречи с Дуном. Дальше внезапно — он уже взрослый мужчина и пилот, ведущий корабль с поселенцами к далекой планете. Дальше — отдельные истории из жизни поколений этих поселенцев, для который Вортинг становится почти богом. Все это — как-то слишком быстро. Поверхностная история, в ней обязательно — какая-нибудь душевыворачивающая деталь, вполне в духе Карда, но из-за этой поверхностности понимаешь, что твою эмоциональность просто эксплуатируют, а на самом деле там нет глубины, и в этих бестолковых страданиях героев тоже нет смысла. К чему вся история? Затрудняюсь сказать. Мне кажется, остановись Кард на одном периоде, скажем, жизни поселенцев, и распиши его честно и детально, было бы гораздо полнее и интереснее. Но как раз из-за того, что небольшой роман буквально набит подобными эпизодами, в каждом из которых есть какой-то острый межчеловеческий конфликт, который разрешается в лучших традициях кардовского гуманизма — каждый эпизод по себе теряет ценность. И более того, если в саге об Эндере такие эпизоды были лишь "человеческим фоном" к весьма интересному и необычному сюжету, то в данном случае сюжет, собственно, из них и состоит. На уровне истории многих поколений нет никакого действия, кроме как смотреть, как эти поколения сменяют друг друга, а отдельные их достижения остаются лишь строчками в странице истории.
|
| | |
| Статья написана 3 января 2021 г. 17:18 |
Традиционный список книг за 2020. Открыла в этом году для себя Владислава Ходасевича, это определенно лучшее и в плане стихов, и особенно прекрасна его мемуаристика и критика. Из нехудожки также открыла япониста Александра Мещерякова. Вот не скажу, чтобы Япония меня как-то особо интересовала — но Мещеряков настолько прекрасно о ней пишет, что это стоит почитать в любом случае. В остальном могу похвалиться только огромной книгой про катаров, а также открытием эссеиста Уайнбергера, которого мало знают в России, но, я думаю, еще узнают. А также прочитала на английском и частично итальянском всю-всю мангу Attack on titan / Shingeki no Kyojin (это дофига) В списке — только та часть, что у меня была на бумаге. Легенда к списку: рекомендую отстой
1) Барри Лонгиер "Враг мой" 2) Андрей Лазарчук, Михаил Успенский "Посмотри в глаза чудовищ" 3) Нина Дашевская "Второй" 4) Вик Джеймс "Золотая клетка" 5) Астрид Линдггрен "Мио, мой Мио" 6) Макс Фрай "Мастер ветров и закатов" 7) Донна Тартт "Щегол" 8) Михаил Кузмин. Дневник 1905-1907 9) Публий Овидий Назон "Метаморфозы" 10) Jan U. Hagen "Confronting mistakes" 11) Константин Паустовский. С/с. Том 5. Рассказы, сказки, литературные портреты 12) Олег Лекманов "Осип Мандельштам: жизнь поэта" 13) Осип Мандельштам. Полное собрание сочинений и писем. Том 1 14) А.И. Савельев "Лицензирование программного обеспечения в России" 15) Нил Шубин "Внутреняя рыба" 16) Марина и Сергей Дяченко "Пандем" 17) Павел Муратов "Образы Италии. Том 3: От Тибра к Арно. Север. Венецианский эпилог" 18) Константейн Хёйгенс "Назидательные картинки" 19) Джо Аберкромби "Красная страна" 20) Михаил Майзульс "Мышеловка Святого Иосифа" 21) Валерий Брюсов "Огненный ангел" 22) Даррен Нэйш, Пол Барретт "Динозавры: 150 000 000 лет господства на Земле" 23) Ги де Мопассан "Новеллы" 24) Hajime Isayama "L'attacco dei giganti" Colossal edition 2 25) "The Cathars" 26) Дмитрий Антонов, Михаил Майзульс "Анатомия ада" 27) Айван Моррис "Мир блистательного принца" 28) Майкл Муркок "Византия сражается" 29) А.Н. Мещеряков "Стать японцем: топография тела и его приключения" 30) Ursula Le Guin "Tales from Earthsea" 31) Дэниэл Гоулман "Эмоциональный интеллект" 32) Диана Сеттерфилд "Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном" 33) А.Н. Мещеряков "Книга японских обыкновений" 34) Исаак Башевис Зингер «Фокусник из Люблина» 35) Владислав Крапивин "Ампула Грина" 36) Морис Дрюон "Железный король" 37) Ольга Онойко "Хирургическое вмешательство" 38) Элиот Уайнбергер "Бумажные тигры" 39) Идзуми Сикибу. Собрание стихотворений. Дневник 40) Осип Мандельштам. Полное собрание сочинений и писем. Том 2 41) Susanna Clarke "Piranesi" 42) Дильшат Харман "Чистилище святого Патрика" 43) Владимир Набоков "Дар" 44) Владислав Ходасевич. Собрание сочинений. Том 1 45) Генрих фон Клейст. Новеллы 46) Витторио Згарби "Сокровища Италии. От Микеланджело до Караваджо" 47) Владислав Ходасевич. Собрание сочинений. Том 2 48) Ursula Le Guin "The other wind" 49) Владислав Ходасевич. Собрание сочинений. Том 3 50) Владимир Набоков. Полное собрание рассказов 51) Joe Abercrombie "The Trouble With Peace" 52) Роберт Ибатуллин "Роза и Червь" 53) Орсон Скотт Кард "Сага о Вортинге" 54) Уна Харт "Троллий пик" 55) Йозеф Рот "Марш Радецкого" 56) А. и Б. Стругацкие "Страна багровых туч"
|
| | |
| Статья написана 3 января 2021 г. 16:52 |
сабж Очень Эпический Роман. Размах, охватывающий несколько столетий будущего Земли и окрестных планет. Несколько других разумных рас, причем с над-человеческим разумом и суждениями. Внезапное нападение неизвестных инопланетян, уничтожившее биосферу Земли. Межпланетную войну между людьми. Концепт дальнейшей эволюции человечества в некое единое сверхсущество (как пчелиный рой, который вместе ого, а каждая отдельная пчела туповата). Все бы хорошо, только все это классное рассказывается в основном в сокращенном перескаже — помните, как в начале "Звездных войн" идут титры, объясняющие, на чем будет строиться сюжет. Окей, начало очень интересное. Начать большой роман со сцены, как была уничтожена жизнь на Земле — круто, конечно. Печально, что эти "титры" так и остались в книге самым интересным. За продумыванием сложной механики и истории своего мира автор забыл написать интересных живых персонажей и не сумел написать достаточно стоящее действие, адекватное этой механике. В итоге весь этот эпический бэкграунд у него кажется чересчур прекрасным задником профессионального театра, на котором бесталанные школьники играют любительскую пьесу. Начнем с того, что в основе конфликта — противостояние двух натуральных "кис", одна из которых: дочка супер-влиятельного в постапокалиптическом мире правителя, полнейший аналог какой-нибудь современной девочки-тусовщицы, дочки олигарха, которую непонятно зачем папаня отправил на действительно важную миссию. Никаких новых талантов девица в себе, увы, не открывает, а так и остается в вечном амплуа избалованного дитяти. Это как если бы на переговоры по ядерному разоружению отправили Пэрис Хилтон, короче. Вторая тоже вполне себе кисо, и довольно юная, и признанный лидер планеты, и гениальный ученый (в чем конкретно проявляется эта гениальность, правда, мы так и не увидели). Подробно описывается, как обе выяглядели и во что были одеты. В контексте вышеописанного постапокалипсиса, уничтожения Земли и пр. это не то чтобы комично, а как-то супер-странно. Такое впечатление, что основные актеры напились, а вместо них пустили играть уборщицу и монтажника сцены. Другой значимый персонаж — классический образчик наемника, который действует столь же классическими методами, преимущественно старым добрым мордобоем (да, во времена, когда человечество ушло с Земли и покорило дальние планеты, это все еще самый эффективный способ решения конфликтов среди профи). В общем, инопланетяне, сунувшиеся со своим хитрым заговором в гнездо этой шушеры, ушли практически обиженные, что их никто не заметил, потому что все были слишком заняты собой. И им, бедняжкам, пришлось приложить много усилий, чтобы обратить на себя внимание. Не хочется пересказывать этот путанный сюжет. Персонажи тычутся во все стороны и совершают какие угодно поступки, только не соответствующие разуму. Отчасти это даже интересно, потому что гарантирует некоторую свежесть событий, но потом начинает слегка раздражать. Особенно странно выглядят длинные околонаучные постороения автора на контрасте с тем, кто у него сейчас выступает на сцене. Сюжет очень живой, но при этом совершенно бестолковый, и как и почему роман заканчивается именно на одной странной точке, а не на любой другой, я не берусь объяснить. В общем, идея постапокалиптического мира — хороша, хотя детали хромают (если на Земле Ударом пришельцев было уничтожено прям все-все, то как-то быстро природа восстановилась за 200 лет до банального "дачного" состояния). Персонажи — просто провал, ни логики, ни характеров. Сюжет интересный, но странный. Наукообразность можно было бы урезать, а то итоговый монолог пришельца — как четвертая часть "Войны и мира", такая же длинная, необязательная и скучная.
|
|
|