В этой рубрике мы станем публиковать статьи только о редких и коллекционных изданиях. Разумеется, для таких статей особое значение имеет визуальный ряд, поэтому просим авторов не забывать снабжать свои тексты иллюстрациями.
Этот текст — выдержка из немного переработанного текста Воспоминаний, изданных в сетевом журнале «Заметки по еврейской истории» в 2014г. №№2-3,4 (50-51) и посвященных истории физ-мат олимпиад и их Новосибирского варианта, физ.-мат. школы и университета.
Корни
Как многие, я мало знаю историю своей семьи. В своё время спросить не догадался, а теперь уже некого. Совсем немного знаю про поколение дедов, и не очень много о следующем поколении.
Говорят, что наша фамилия происходит из швабского (? баварского) городка Гюнзбург (GÜnzburg).
Знаю – родители мои не могли бы встретиться – когда бы не революционный вихрь, и в этом смысле я – дитя революции, о которой сверх этого говорить с сочувствием не могу.
Гинзбурги-деды
Семья Гинзбургов жила в Белоруссии (Витебск, Могилёв, Минск). Дедушка Иосиф Файвелевич Гинзбург (я знал его как Иосифа Павловича) (1874-1952) был родом из с.Усвят, ныне Псковской области, упоминаемого в летописях с 1021г. наравне с Витебском. В 1939г. евреи составляли примерно четверть населения поселка. В молодости он гонял плоты по Западной Двине. В начале века семья жила в Витебске, неподалеку от ратуши в одном из дорогих городских кварталов, затем – в Могилеве. В 1907-1908 г. семья переехала в Минск, дедушка работал в скобяной лавке (или владел ею). Переехав в Москву в 1918-19г., стал работать в газете «Известия», где считался самым грамотным наборщиком. Дедушка был среднего роста, но видимо довольно красивый мужчина.
Бабушка Анна Хая-Двойра Лейзеровна Тёмкина (я знал ее как Анну Лазаревну) (1879-1948) была небольшого роста и, помнится, не толстая. Она умерла от рака. Говорили, что её брат или племянник был секретный химик высокого ранга. Я никогда не видел его.
В Москве дедушка с бабушкой жили в коммунальной квартире на первом этаже дореволюционного многоквартирного дома (видимо, здесь были уплотнены какие-то буржуи) на Малой Бронной д.16 кв.26 в комнате, по моим воспоминаниям, примерно 2,5×(6-7) м. В квартире была ванна с газовой горелкой и, приезжая в гости в конце войны и после неё, мы – дети их сына Файвеля — обычно мылись в ней. Вскоре после войны они стали пенсионерами, пенсии были ничтожными, и они подрабатывали в какой-то артели, где участвовали в изготовлении тряпичных кукол – вставляли этим куклам глаза – пара бусинок на проволочке. Кроме того, им помогал сын Лазарь.
Гинзбурги – папино поколение
В семье Иосифа Файвелевича Гинзбурга – Анны Хаи-Двойры Лейзеровны Тёмкиной было 4 сына, Лазарь (Лейзер), мой папа Файвель, Саул (Шевель), Давид (Додик) и дочь Сарра (Соня). Все они получили хорошее образование, для старших начавшееся еще до революции.
● В 1903г. в Витебске родился Лейзер, ставший известным как писатель Лагин (ЛАзарь ГИНзбург) – для меня дядя Лазарь. Он учился в реальном училище и окончил его(?) в 1919г. Участвовал в Гражданской войне. Занимался организацией комсомола в Белоруссии.
В 20-е годы он писал стихи, его благосклонно оценивал Маяковский. Он вспоминал об этом позднее; «Говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед отечественной литературой: например, я вовремя и навеки перестал писать стихи».
Немного проучившись в консерватории (на вокальном отделении), в 1925 году он окончил отделение политэкономии Института народного хозяйства имени Маркса в Москве. В 1930-33г. он учился в Институте Красной Профессуры. До конца жизни он вспоминал, что был приглашен на какую-то вечеринку, но по случайной причине не пошел. Все участники впоследствии сгинули, а он остался жив. Страх в его душе сохранился на всю жизнь.
В середине 30-х годов он был заместителем главного редактора журнала «Крокодил» и был женат на одной из первых московских красавиц Татьяне Васильевой. Они разошлись в 1945г.
По рассказу Татьяны, который я услышал в последние дни жизни дяди Лазаря (в 1979 г.) вернувшийся в 1938г. из Испании в Москву главный редактор «Крокодила» Михаил Кольцов, видимо, чувствовал, что его скоро арестуют. Он решил спасти двух своих близких людей, брата — известного художника-карикатуриста Бориса Ефимова, и своего заместителя по «Крокодилу» Лагина. Для этого он устроил их в длительную поездку на Шпицберген, а затем по Северному Морскому пути. (По другим сведениям, эту поездку Лагину устроил председатель ССП А.А. Фадеев – в благодарность за первую рецензию на роман «Разгром».) По воспоминаниям Татьяны, во время их отсутствия в Москве к Лагину неоднократно приходили с вызовом на допрос – с интервалом в 2-3 дня, потом Кольцов был расстрелян, а про них забыли.
В пути было скучно, и дядя продолжил сочинение своей лучшей книги «Старик Хоттабыч», известной до сих пор. Впечатления от поездки по северным морям остались в тексте книги.
"В «Низких истинах» Андрей Кончаловский рассказывает:
«После войны в Москве были три самые красивые женщины, и всех звали
Татьянами». Кого конкретно имел в виду режиссер? Прежде всего – Татьяну Лагину. Фотографа, фоторедактора в АПН, талантливую, с утонченными чертами лица. Когда жена Лазаря Лагина ушла от него к пресс-атташе югославского посольства, дочери Наташе было девять лет, и новый возлюбленный ее матери предложил всем вместе уехать в Югославию. Но Тито в это время поссорился со Сталиным, и красавица Татьяна оказалась на распутье: Лазарь Иосифович отказался отпускать Наташу, а в «органах» прозрачно намекнули: не уедете – посадим. Бывшую жену спас другой брак – с четырежды лауреатом Сталинской премии писателем Николаем Виртой.
Со вторым отчимом Наталье Лазаревне повезло меньше, чем с первым, а когда появился детдомовец Саша, взятый четой на воспитание, Наташе, с ее взятым напрокат пианино, жить стало просто негде, и она вернулась к отцу. Интересно, что впоследствии Лазарь Иосифович умолял отдать ему Сашу – приемного ребенка неверной жены, которого полюбил как родного.
Увы, уговорить не удалось. Татьяна Лагина еще раз побывала замужем, и
вновь ненадолго. В конце концов она осталась одна, и Лагин ее не оставил, напоминая дочери: «Зайди к маме, ей нелегко».
После долгого перерыва я встретился с Татьяной Лагиной (Васильевой) в последние дни жизни Л.И. в 1979 г., когда он лежал в больнице после инсульта, а я приехал зачем-то из Новосибирска. Она рассказала мне некоторые эпизоды из их прошлого.
Она вспоминала, как однажды в конце 30-х утром к ним постучались.
— Лагин? — Поедете с нами.
Одна из первых московских красавиц может задавать вопросы даже этим людям.
— Куда вы везёте моего мужа?
— В сторону Лубянской площади.
— Подвезите меня на работу.
На работу её подвезли. Придя в редакцию, где она тогда работала, она сказала работавшему там поэту Долматовскому:
— Женя, Лагина взяли.
Вечером он оказался дома. Его брали готовить праздничное оформление Красной площади к 7 ноября.
Так ОНИ шутили.
В декабре 1936г. у Лагиных родилась дочь Наташа. Ныне она – музыкальный и театральный критик.
Однажды я рассказал дяде Лазарю недавно услышанную, как анекдот, сказку Щедрина такого содержания. «В одной норе жила кротиха. Она говорила кротёнку – вот вылезешь из норы и увидишь: слева помойка, справа выгребная яма, прямо – мусорная куча. И всё это ты должен любить. — Почему, мама? – Потому что это – твоя Родина». Я выразил уверенность, что в советское время эту сказку не печатали. Он возразил, что сказка была напечатана в полном собрании сочинений Салтыкова-Щедрина, вышедшем перед войной под его редакцией.
В войну дядя Лазарь служил военным корреспондентом на Черноморском флоте. От этого времени остались повесть «Броненосец Анюта» и изданная сначала на идиш книга «Мои друзья черноморцы», посвящённая памяти брата – моего отца. Вскоре после войны он подарил мне коллекции марок и старых бумажных денег, которые он взял со стола следователя в Федосийском гестапо (по его словам, они принадлежали замученному еврейскому мальчику — скрипачу). Марки стали основой коллекции, которую я собирал до конца 50-х годов, потом я её потерял. Коллекцию бумажных денег я передал в Новосибирскую физматшколу, оставив себе только одну ассигнацию в 100 миллионов рублей Закавказской республики.
Немного повзрослев, я стал регулярно бывать у Лагиных, сначала в большой (на мой тогдашний взгляд) комнате коммунальной квартиры в доме 11/13 по Трехпрудному переулку, а с 1957г.? – в писательском кооперативном доме на ул. Черняховского. Позднее Наташа говорила мне, что в их доме живут три Гинзбурга — Лагин-Гинзбург, Галич-Гинзбург и Гинзбург-Гинзбург (замечательный переводчик с средневекового немецкого) – все не родственники. Все сороковые – пятидесятые годы после некоторых посещений дядя Лазарь вручал мне пачку денег для мамы – он помогал нищей семье погибшего брата.
Он существовал литературным трудом. Он писал фантастические романы, с интересными исходными конструкциями. К сожалению, окончательное развёртывание сюжета в них подчинялось идее партийно-государственной правильности, что – на мой взгляд – портило их, как и переиздания «Старика Хоттабыча». Многие годы он мечтал получить Сталинскую, а затем Государственную, премию, но не получил.
На мой взгляд, очень симпатичной была его работа в многолетнем радиосериале для подростков «Клуб знаменитых капитанов», где он писал роль барона Мюнгхаузена.
Лагин был убежденным членом партии. Думаю, искренним было его участие в позорной травле космополитов, о чём вспоминают некоторые свидетели. Впрочем, в то же время некоторые из этих космополитов получали от него вспомоществование и даже жили у него дома.
В марте 1956г. я услышал от него о докладе Хрущёва на 20 съезде с осуждением сталинских репрессий. Тогда мне не нравились статьи в газетах с осуждением культа личности – намёками на Сталина, которые стали появляться уже через пару месяцев после его смерти. Я считал, что это – лягают мёртвого льва. Так я и сказал ему, на что он ответил: «Сталин это заслужил». Прошло несколько месяцев и, прослушав доклад Хрущёва (на закрытом партийно-комсомольском собрании, как это делалось тогда), я решительно сдвинулся в сторону своего современного неприятия сталинизма, а затем и марксизма – коммунизма — социализма (эта дорога заняла у меня несколько лет).
Приезжая в Москву из Новосибирска, я регулярно бывал у дяди, он звал меня «дядин сибиряк». Как-то в разговоре я процитировал ставший мне известным уважительный отзыв Черчилля о непредсказуемости реакций Молотова. На это мне было сказано: «Он никогда не имел собственного мнения, а ждал указаний Сталина, в партии его звали Каменная задница».
Лагин был остроумным человеком, с ним было интересно общаться, пока мы не доходили до пределов, поставленных въевшимся в него страхом. В разговорах с его дочкой Наташей мы обсуждали ситуацию в стране с диссидентских позиций, и он испуганно говорил нам: «Вас посадят!» В год пятидесятилетия СССР – 1972 г. разные организации праздновали и своё пятидесятилетие, выпуская памятные значки и т.п. Среди прочего, как признанный сатирик, Лагин получил значок «50 лет советского цирка». Увидев этот значок, я пришел в восторг от двусмысленности надписи, и стал просить передарить значок мне. Его мировосприятие не позволило ему увидеть эту двусмысленность, и он легко подарил мне значок. Многие его острые наблюдения вошли в очень интересные, на мой взгляд «Обидные сказки», которые он писал с 1924г., и до сих пор ценимые любителями.
Последующие два эпизода относятся не собственно к дяде Лазарю, но к обстановке вокруг него, мне жалко терять их.
В отличие от меня, дядя Лазарь был «тусовочным человеком». Он принимал у себя разных интересных людей, я почти не пересекался с его гостями. Наташа вспоминает встречи с В.Л. Гинзбургом и Л.Д. Ландау.
Однажды я встретился у него с математиком чл.-корр. АН А.О. Гельфондом (1906-1968).
Гельфонд вспоминал, как в 30-е годы он – молодым человеком – отвечал за прием в математический институт АН экс-чемпиона мира по шахматам Ласкера, убежавшего в СССР от Гитлера. А.О. подчеркивал, что прием Ласкера на работу в МИАН был не синекурой. По его рассказу, в юности Ласкер был математиком, и как-то послал свой мемуар на конкурс Парижской Академии. Премию получил Адамар. Гельфонд изучивший эти работы был согласен с Ласкером, что работа Ласкера была не хуже, а может быть и лучше. «И тогда я понял (пересказ слов Ласкера), что для французских математиков я останусь немцем, а для немецких – евреем. Но я чувствовал себя способным стать чемпионом мира по шахматам.») И он завоевал это звание, и держал его 27 лет.
После моего отъезда в Новосибирск, при моих появлениях в Москве дядя Лазарь нередко водил меня обедать в «Националь» или в Центральный дом литераторов (ЦДЛ), где представлял меня своим знакомым. Эти знакомства у меня не развились ни во что. Один визит в ЦДЛ произвел на меня большое впечатление. К нам подошел какой-то пьяный литератор, и с восторгом стал говорить, что где-то в Рязанской области он нашел деревню, где у женщины есть телевизор и хозяйство. – Ах, какой очерк о процветании советской деревни он напишет на этом материале! Он действительно был рад, а я ужасался какой степенью слепоты или чего похуже должен был обладать этот литератор, чтобы видеть процветание в нищей российской глубинке. Я потом не раз пересказывал этот эпизод знакомым, как признак оторванности писательского сообщества от реальности. (Дядя Лазарь мудро не комментировал этого литератора.)
О братьях и сестре дяди Лазаря.
● 8 сентября 1905г. в Могилёве у дедушки с бабушкой родился второй сын Файвель – мой папа, названный в честь своего деда.
. До революции он учился в реальном училище. Окончив школу, он поступил, по-видимому, в МВТУ на факультет, который впоследствии превратился в МЭИ. Он стал работать инженером-энергетиком. Видимо, во время студенческой практики на МОГЭС он познакомился с маминой сестрой Рахилью, инженером МОГЭС, а уж она познакомила его с мамой. Они поженились, около 1930г
С начала войны папа писал письма-проше¬ния Сталину с просьбой отправить его на фронт. Его не отпускали, считая особенно нужным в тылу, и в октябре-ноябре 1941г. он был командирован на Магнитогорский металлургический комбинат, недалеко от места, куда мы попали в эвакуацию – Верхнеуральска, он заехал к нам на 1или 2 дня, тогда мы видели его в последний раз. 15 марта 1942г. после очередного письма Сталину из Магнитогорска его всё же взяли в армию и отправили в офицерскую артиллерийскую школу в Кыштыме на Урале. Сохранилось его письма детям (нам) из этой школы, написанные 5 июня 1942г. Его пытались оставить преподавателем в этой школе, но он написал очередное письмо Сталину с просьбой об отправке на фронт (в сумме это было десятое или одиннадцатое его прошение). Оно было удовлетворено, весной 1943г. он попал на фронт, чтобы вскоре погибнуть.
На фронте у папы поначалу исчезли признаки ревматизма, которым он страдал до войны. Папа регулярно писал нам письма, в которых он расписывал планы будущей послевоенной жизни. Он фактически нарушал цензурные запреты: указывать на места дислокации, конечно, запрещалось, а он писал, что они проходят места, где родился Илья Муромец, поэтому указание места гибели в Карачевском районе не было для нас удивительным.
Папа погиб 13 августа1943г. вблизи деревни Малая Семеновка Карачевского р-на Орловской (ныне – Брянской) обл. (на Курской дуге).
● Третий сын Гинзбургов – Саул (Шевель) родился в 1907 г. в Витебске. Он был инженером по канализации и водопроводу. До войны ему немало пришлось работать с использованием труда заключенных. Он вспоминал, что где-то в Монголии или Бурятии лучшую охрану его конторы на территории лагеря надёжно обеспечивала банда из грузин. В этих командировках он женился, у него родилась дочь Люся.
Моя сестра Соня родилась 21 июня 1938г., и в воскресенье 22 июня 1941г. наши многочисленные родственники собрались у нас на даче, чтобы отметить праздник. Тут стало известно о начале войны. И тогда жена дяди Шевеля сказала примерно так: «Говорят, немцы против евреев. А нам-то за что страдать?!. » Конца разговора я не помню. (Вообще, этот разговор всплыл в моей памяти только через 30-40 лет.) Знаю лишь, что они развелись (в военные годы), Люся осталась с мамой, она появлялась в Москве у дяди Шевеля в начале 50-х годов, когда приехала поступать в ВУЗ, а потом исчезла из нашего поля зрения навсегда.
● Следующим ребёнком в семье моего деда была дочь Сарра (1909-1995), родившаяся уже в Минске. Она тоже начала свое школьное обучение до революции. Это была статная красивая женщина с хорошим голосом. На семейных встречах до войны она пела и для взрослых и для детей. Помню детскую «Песенку друзей» (Мы едем-едем-едем в далёкие края) и песню Бетховена Сурок (По разным странам я бродил).
● Младший брат папы – дядя Додик (Давид) (1917-1940/41) образование получил в советское время. Смутно помню стройного доброго мужчину, очевидно даже для меня — молодого. Он кончил знаменитый ИФЛИ (?), и поступил там в аспирантуру. Он подготовил диссертацию по Салтыкову-Щедрину, которая составила книгу, изданную в 1939 или 1940г. Мне говорили, что там были интересные находки. Летом 1939 или 1940г. дядю Додика призвали в армию. Помню, мы гуляли с дедушкой и бабушкой в окрестности нашей дачи на ст. Турист Савёловской ж.д., и разразилась страшная буря, высоченные деревья гнулись до земли. Тогда я видел дядю Додика в последний раз. Судя по всему, в армии шибко грамотного гуманитария замучили тогдашней дедовщиной, и он покончил жизнь самоубийством. Долгое время это был страшный семейный секрет, я узнал об этом в 80-х годах.
Во всех прижизненных редакциях Хоттабыч с ребятами на гидросамолёте ВК-1 "снизились в тихой голубой бухточке, неподалёку от итальянского города Генуи."
И только в самом последней прижизненной (1979 г.) путешественники "снизились в тихой голубой бухточке, неподалёку от итальянского города Героны."
При этом Герона (она же Хирона, Жирона, Жерона, Герунда) находится не в Италии, а в Испании (Каталонии) и, хотя является аэропортом приморского района Коста-Брава, расположена от моря довольно далеко. В общем, непонятно чего вдруг возникает этот город.
Причём, автор даже делает специальную сноску под текстом: "Хоттабыч голову даёт на отсечение, что город этот называется именно Герона. Не будем спорить со стариком."
Вот уж, в самом деле, "все ходы записаны, но не все разгаданы".
Лет 30 назад выяснить библиографию Ф.К. Дика было нереально.
Лет 20 назад по крупицам собрана библиография русских изданий (переводов).
Для меня было удивительным открытием сведения о том что первая публикация Филипа Дика в СССР имела тираж 1 миллион 400 тысяч экземпляров. Дебют состоялся в журнале "Огонёк" 13 апреля 1958 года — с рассказом "Фостер, ты мёртв!".
В 2006 году достать "Огонёк" полувековой давности было просто негде: букинисты с журналами редко связываются, увеличенный формат журнала не очень располагает к переплету, а без переплета он быстро ветшает. Короче поискал я его поискал, да и бросил. Потом случайно на Озоне увидел карточку бывшего в продаже экземпляра, именно этот 16-ый номер за 1958 год. Но кто-то успел раньше меня, опередили. Но фотографию обложки мы приделали на сайте, чтоб не потерялось.
В 2013 году покойный ныне Виктор Кропанин, более известный завсегдатаям фантлаба под никнеймом тессилуч, нашел ксерокопию части рассказа, и её поместили в карточку под обложкой журнала "Огонёк".
А в прошлом месяце, копаясь на одной из интернет-барахолок (Мешок), я увидел что искомый выпуск журнала представлен не менее чем в пяти вариациях — и соло, и в конволютах по 32 номера (журнал выходил раз в неделю, поэтому такая частая периодичность), и сборниках по 16 номеров, на любой вкус. Есть из чего выбрать. Прелесть сетевой организации интернета (применительно к букинистике) в том, что люди за тысячи километров друг от друга быстро связываются, и те кому есть что выбросить, быстро находят тех кому эта макулатура почему-то нужна. И это не моет не радовать.
Интересна короткая врезка об авторе, сообщающая откуда заимствован рассказ. Упомянут сборник "Star Science Fiction Stories, No. 3" составлен Фредериком Полом, и вышел в 1955 году в двух видах: в твердом переплете и в мягкой обложке. Неизвестно с какого именно издания Ю. Семёновым и В. Кривощековым был выполнен перевод на русский язык, покажем оба:
Данный перевод никогда не переиздавался, поэтому сделал фотоснимки страниц журнала. При сохранении на компьютер думаю они увеличатся до читаемого уровня.
Издательство: М.: Книжный мир, 2023 год, 800 экз. Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 1056 стр. ISBN: 978-5-904281-14-4
Аннотация: Настоящее справочно-информационное издание продолжает серию альбомов справочников по различным видам искусства, выходивших в издательстве с 2003 года, и посвящено художникам детской книги СССР за период с 1945 по 1991 гг. Справочный материал расположен в алфавитном порядке по фамилиям художников. Задача издания — показать наиболее полно наследие известных мастеров книги и вернуть в культурный и научный оборот работы незаслуженно забытых художников. Приведено около 18 000 изображений книжных обложек, иллюстраций, элементов оформления, оригиналов рисунков, а также портреты и биографии. Издание предназначено для музеев, библиотек, издателей, библиофилов и всех интересующихся детской книгой СССР.
Десятый том справочника Сергея Чистобаева "Художники детской книги СССР 1945-1991" интересен подборками Александра Побединского (в 1950-60-х годах иллюстрировал журнал "Техника-Молодёжи" и роман Ефремова "Туманность Андромеды"), Сергея Пожарского (оформлял "Библиотеку приключений" в двадцати томах, 1955-59 гг., оранжевый шеститомник Майн Рида, детскую энциклопедию в десяти томах от академии педагогических наук), Юрия Реброва (серия "паутинка" Трудрезервиздата), Ивана Рерберга (книги Academia 1930-х и послевоенные "Лит.памятники"), Константина Ротова (сатира и юмор 1920-50-х), Льва Рубинштейна (рамочки послевоенные и фантастика Лениздата).
Из любопытных открытий и находок: представлен альтернативный вариант обложки художника Михаила Ромадина к детлитовскому сборнику Рэя Брэдбери "Р — значит ракета". В 1973 году она вышла с рисунком "со спины", а был вариант и "в профиль":
В основном собраны понравившиеся обложки, как в традиционном гламурном пышном космическом всеохватном ключе человеческой грандиозности межпланетарных свершений исследователей вселенной, так и нестандартные, выделяющиеся из обычной типовой серийной линейки привычных шаблонов серости своим минимализмом или неуместным среди книг каким-то газетным внешним видом.
Издательство: М.: Яуза, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-00155-514-8 Серия: YoungAdult. Постап
Аннотация: Мир, в котором солнечные лучи сделались смертельно опасными. Мир, в котором перестали рождаться дети. Мир, в котором каждый поселок — автономное государство со своей властью и своими законами. Здесь выживает сильнейший. Здесь прав тот, кто выстрелит первым. Твои ровесники выросли, считая рассказы о старом мире глупыми сказками. Далеко не все из них умеют читать и писать. Ты самый слабый среди них, но самый сильный среди тех, кто выжил, цепляясь за умирающие технологии прошлого. Ты — не умеющий держать оружие, воспитанный на идеалах гуманизма, не знавший ни боли, ни предательства. Последняя надежда тех, кто выжил. Твой путь начинается здесь и сейчас. Твой долг — дойти до цели.
Издательство: М.: RUGRAM_Publishing, 2023 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 396 стр. ISBN: 978-5-517-09350-9 Серия: Легенды Расколотого мира
Аннотация: В давние времена семеро Богов создали новый дивный мир. Но затем грянул Великий раскол и Боги исчезли. С тех пор минула тысяча лет, и неведомые силы, руками богородных – наделённых магическими способностями людей, собираются развязать новую войну за судьбу этого мира. В стремительный водоворот событий оказываются втянуты едва овладевший луком охотник Ярослав и его бесстрашная подруга Мария. Какую роль им предстоит сыграть в грядущей буре, которая обещает накрыть мир волной безумия и насилия? Что они могут противопоставить перед лицом сил, что находятся выше их понимания? Ответ лежит за вратами Города Звёзд.
Издательство: Екатеринбург: Издательские решения по лицензии Ridero, 2022 год, твёрдая обложка, 238 стр. ISBN: 978-5-0050-6488-2
Аннотация: Эту историю о цивилизации эо рассказал мне старый крыс Зорго. Когда-то каждый эо делил радость и боль со своим народом. Смыслом их жизни было тихое счастье единения. Но эксперименты над природой привели к тому, что эо отдалились друг от друга. Противоречия разделили народ эо на враждующие кланы. Помочь эо взялись крысы — последние воины города Протто. Те, для кого смерть — продолжение жизни.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.
Аннотация: Продолжение истории об Уолтере Финче, детективе, отправившемся на остров Грей Ленд в поисках без вести пропавшей журналистки и столкнувшемся там с таинственным культом. Жуткие обитатели острова живут в ожидании рождения своего повелителя, что должен появиться на свет от союза морского гада и чёрной овцы. Сбудется ли страшное пророчество Вивехзды и какую роль во всём этом предначертано сыграть Уолтеру?
Аннотация: В сельской горной общине школьники должны использовать свои знания физики, чтобы предотвратить вторжение инопланетян. В угольных шахтах севера Китая новейшие технологии либо спасут жизни, либо вызовут катастрофу, последствия которой будут длиться сотни лет. В мире, почти как нашем, "суперструнные компьютеры" предсказывают каждое событие, каждый шаг, каждый душевный порыв.
Эти истории появились в течении двух последних десятилетий серьёзных перемен в Китае и позволяют перенестись во времени и пространстве, дают шанс увидеть мир глазами одного из самых дальновидных писателей-фантастов. Испытайте безграничную и чистую радость творчества и воображения Лю Цысиня в этой потрясающей коллекции рассказов.
Издательство: М.: Эксмо, Freedom, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-177538-4 Серия: Young Adult. Уизерворд
Аннотация: Добро пожаловать в Уизерворд и в Лондон, который не совсем похож на наш…
Шесть противоборствующих фракций управляют городом, каждая со своими особыми способностями, мир поддерживается только хрупкими соглашениями, а у колдунов, владеющих магией, есть проблемы в их собственной фракции, которые угрожают разлучить их.
Как внучка Верховного Волшебника, Кассия Симс должна быть могущественным волшебником, но она никогда не могла заставить свою магию работать должным образом, и поэтому ей отказано во вступлении в Общество молодых одаренных чародеев. Отчаявшись проявить себя, она втягивается в заговор своего брата Олливана, чтобы стать главой общества, и по пути она находит ловушку, которую он расставил для своих врагов: проклятую куклу, которая поглощает любую магию, которую ей бросают. . Кукла убегает, бесчинствуя на улицах Лондона, и Кассия должна научиться работать со своей магией и своим братом, чтобы предотвратить разрушение города.
Комментарий: Вторая книга цикла "Уизерворд". Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2023 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-172734-5 Серия: Fantasy World. Лучшая современная фэнтези
Аннотация: Меня зовут Питер Грант и до января я был на испытательном сроке в должности констебля в этой могущественной силовой армии правосудия, которую все благовоспитанные люди знают под названием лондонской полиции (для всех остальных — грязь). И вот однажды ночью, следуя инструкции по расследованию убийств, я пытался допросить некоего субъекта, который был мертв, но тревожно разговорчив, и это привлекло к моей особе внимание инспектора Найтингейла, последнего волшебника в Англии. И тут, как говорится, всё и началось. Теперь я детектив-констебль и ученик волшебника, первый за последние пятьдесят лет и мой мир стал намного сложнее: гнезда вампиров в Пёрли, ведение переговоров между враждующими богами и богинями Темзы, выкапывание могил в Ковент-Гардене…и есть еще что-то гниющее в сердце города, который я люблю — злонамеренный мстительный дух, который захватывает обычных лондонцев и превращает их в подобие марионеток, чтобы разыграть драму насилия и отчаяния. Дух бунта и мятежа проснулся в городе и на мои плечи свалилась обязанность навести порядок в этом Хаосе — или умереть пытаясь сделать это. И именно об этом я хочу вам рассказать, тем самым навлекая на себя чертовски много бумажной волокиты.
Издательство: М.: Эксмо: Inspiria, 2023 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-04-175407-5 Серия: Loft. Современный роман. В моменте
Аннотация: Спасти себя — спасая другого. Главный посыл нового романа "Пути сообщения", в котором тесно переплетаются две эпохи: 1936 и 2045 год — историческая утопия молодого советского государства и жесткая антиутопия будущего.
Нина в 1936 году – сотрудница Наркомата Путей сообщения и жена высокопоставленного чиновника. Нина в 2045 — искусственный интеллект, который вступает в связь со специальным курьером на службе тоталитарного государства. Что общего у этих двух Нин? Обе — человек и машина — оказываются способными пойти наперекор закону и собственному предназначению, чтобы спасти другого.
Издательство: М.: АСТ, 2023 год, Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 160 стр. ISBN: 978-5-17-145838-6 Серия: Мифические существа
Аннотация: Путеводитель по Средневековью для героев фэнтези! Ответы на бытовые и не самые очевидные аспекты жизни той эпохи. Увлекательно и юмористично. Кейт Стивенсон имеет докторскую степень по истории Средневековья, поэтому, читая эту книгу, вы можете смело полагаться на ее экспертизу. Что спросить у волшебного зеркала? Как перехитрить джинна? Где искать сокровища?
На все эти и многие другие вопросы ответит эта книга о Средневековье, украшенная великолепными иллюстрациями. И в какой бы передряге вы не оказались, "Как убить дракона" не только подскажет как найти выход, но и поможет ощутить себя главным персонажем фантастического приключения.
Комментарий: Артбук.
: Как убить дракона: Путеводитель героя фэнтези по реальному Средневековью (2023)
Издательство: М.: Фантом Пресс, 2023 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, 448 стр. ISBN: 978-5-86471-937-4
Аннотация: Когда Мэй Холланд приняли на работу в компанию «Circle», самую могущественную интернет-компанию в мире, она почувствовала, что ей выпал уникальный шанс, который бывает только раз в жизни.
Компания «Circle», корни которой ведут в облепившие всю Калифорнию университетские кампусы, занимается большим проектом по агрегации персональных данных пользователей в единую универсальную систему. Теперь адреса электронной почты, записи в социальных сетях, банковские транзакции и данные о покупках будут формировать единый уникальный профиль человека, доступный для изучения и контроля, что повлечет за собой выход на новый этап общественного развития и прозрачности человеческих отношений.
По мере того, как Мэй открывала для себя просторы офисов со свободной планировкой, без каких-либо стен и перегородок, стеклянные башни столовых, уютные общежития для тех, кто работает по ночам, она была все больше и больше восхищена увиденным. Компания выглядела в её глазах активной, деятельной и идущей в ногу со временем. Там были и вечеринки, длившиеся всю ночь напролет, с известными музыкантами, игравшими на лужайках кампуса компании, там были и спортивные мероприятия, и клубы, и бранчи, и даже аквариум с редкими рыбами, выловленными генеральным директором в Марианской впадине.
Мэй все никак не могла поверить своему счастью, такой большой удаче работать на самую влиятельную корпорацию в мире — даже несмотря на то, что жизнь пределами кампуса компании стала казаться далекой и нереальной, даже несмотря на то, что встреча со странным коллегой встревожила её, даже несмотря на то, что её роль в компании становилась все более пугающе публичной.
То, что начиналось как занимательное описание карьеры амбициозной молодой идеалистки, быстро превратилось в напряженную и драматическую историю, поднимающую вопросы о памяти, истории, частной жизни, демократии и пределах человеческого знания
Аннотация: Traduttore, traditore: Акт перевода — это всегда акт предательства. 1828 г. Робина Свифта, осиротевшего из-за холеры в Кантоне, привозит в Лондон таинственный профессор Ловелл. Там он много лет учит латынь, древнегреческий и китайский, готовясь к поступлению в престижный Королевский институт перевода при Оксфордском университете, также известный как Вавилон. Вавилон — мировой центр перевода и, что еще более важно, «серебряного дела» — искусства магического проявления потерянных при переводе смыслов, с помощью зачарованных серебряных слитков. Серебряное дело сделало Британскую империю несравненной по мощи, а исследования Вавилона в области иностранных языков обслуживают тотальную колониальную политику Империи. Оксфорд, город грезящих шпилей, это сказка для Робина, утопия поиска знания. Но знание служит власти, и для Робина, китайского мальчика, выросшего в Британии, служить Вавилону неизбежно означает предать свою родину. Чем дальше, тем больше Робин попадает в ловушку между Вавилоном и призрачным Обществом Гермеса, саботирующим серебряное дело и противостоящим имперской экспансии. Когда Британия начинает несправедливую войну с Китаем, действуя серебром и опиумом, Робин должен решить: можно ли изменить могущественные институты изнутри или революция всегда требует насилия? Чем он готов пожертвовать, чтобы Вавилон пал? «Babel», роман по теме «Тайной истории» в духе «Джонатана Стрэнджа и мистера Норрела», исследует студенческие революции, колониальное сопротивление и перевод как инструмент империи.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Н. Дело.
Издательство: М.: АСТ, Mainstream, 2023 год, 7000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 640 стр. ISBN: 978-5-17-152295-7 Серия: Лунные хроники. М. Мейер. Лучшие романы
Аннотация: В замке Адальхейд царит хаос.
Ольховый король полон решимости обмануть всех, взяв Серильду в жены. Вскоре становится ясно, что Эрлкинг использует девушку не только для того, чтобы вернуть свою настоящую любовь. Он также стремится отомстить богам, которые долгое время держали демонов в ловушке. Если Эрлкинг добьется успеха, это навсегда изменит мир смертных.
Серильда хочет обратить свой дар рассказчицы во благо и помочь принцу Злату вспомнить тайну его настоящего имени. Смогут ли они разрушить чары, привязывающие их души к замку, прежде чем проклятие Бесконечной Луны падет на них?
Комментарий: Второй роман цикла "Позолота". Иллюстрация на обложке Т. О'Брайена (в издании не указан).
Аннотация: Начало XXI века – время искоренения античных божеств, тайно живущих среди людей. У скандально известного писателя Силена было всё: деньги, слава, любимое ремесло. Но в момент своего наивысшего триумфа, он узнает, что никогда больше не сможет писать.
Ведь Силен – сатир, а значит должен быть предан забвению вместе с другими полубогами. Спустя десятилетие, отчаявшийся, спивающийся плейбой Силен встречает Сашу и узнает в нем реинкарнацию античного бога Диониса. Мальчик не подозревает, что он последняя надежда для всех, кто ищет талант, дремлющий в каждом из смертных. Но что бы вновь стать Дионисом, Саша должен пройти три круга посвящения, которые либо превратят его в бога, либо убьют. В сопровождении античной поэтессы Сапфо и болтливого вестника богов белки Рататоска, Саша и Силен начинают полный опасностей путь.
Издательство: М.: Фантом Пресс, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-86471-944-2
Аннотация: Биохимик Селия Йенсен в составе команды исследователей работает над новым лекарством от болезни Альцгеймера. Фармакологи полны оптимизма, они уже запустили клинические испытания на больных. И результаты поразительные. Если испытания пройдут успешно, это будет революционным прорывом в лечении страшной болезни. Но в это же время происходит серия необъяснимых актов насилия. И во всех случаях главными действующими лицами выступают пожилые люди. Связаны ли преступления с новым лекарством или это совпадение? И как быть, если препарат и в самом деле имеет столь ужасные побочные проявления? Ведь лекарство действительно чрезвычайно эффективно, а случаи насилия единичны... Или же за происходящим кроется что-то совсем иное?
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2023 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 672 стр. ISBN: 978-5-17-113340-5 Серия: Великие романы
Аннотация: Художник получает в наследство огромную пачку фотографий, на которых запечатлен один гигантский каштан. Студентка умирает от удара током, но ее воскрешают призраки из воздуха и света. Ученая делает открытие о том, что деревья способны общаться друг с другом. Во время Вьетнамской войны солдат, выброшенный взрывом из подбитого самолета, выживает, упав в ветки баньяна. Все эти люди и еще пять незнакомцев постепенно выясняют, что рядом с нами существует другой мир – огромный, медленный, взаимосвязанный и практически невидимый для человека. Это история тех, кто научился видеть этот мир, и теперь они призваны защитить его от неминуемой катастрофы, зная, что на успех практически нет шансов.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке В. Половцева.
Аннотация: Эта книга была написана автором в середине шестидесятых годов прошлого века, практически вечность тому назад. Идея написания книги вполне могла быть навеяна событиями Карибского Кризиса, который представлялся американцам чуть ли случайно несостоявшейся атомной войной.
У советских людей этот конфронтационный момент в истории отношений между США и СССР по разным причинам подобной большой паники не вызвал, еще возможно и потому, что советские люди не представляли себе до конца очевидную возможность конца света в результате действий отдельно взятых политиков.
Но американский писатель Эдгар Пэнгборн, известный в свое время больше как фантаст с гуманитарным уклоном, довел идею всего лишь возможной атомной войны, до ее настолько реального и жуткого воплощения, и описал состояние мира и оставшегося на земле человечества так убедительно, и при этом совершенно аполитично, что на ум приходят слова Юлиуса Фучека, памятного героя чешского сопротивления времен Второй мировой войны: «Люди, будьте бдительны!»
Комментарий: Иллюстрация на обложке — фрагмент гравюры М. Шонгауэра.
Издательство: М.: Бомбора, 2023 год, твёрдая обложка, 144 стр. ISBN: 978-5-04-192204-7 Серия: Искусство иллюстрации. Артбуки современных художников
Аннотация: Окунитесь в мир мистики и ужаса, который оживает в канун самого светлого праздника года. Автор книги Тим Рейборн решил отступить от традиций и предложить вам новый взгляд на знакомые всем сказки. Эта книга расскажет вам о самых страшных и жутких сказках и легендах, которые происходят в рождественскую ночь. В ней вы найдете 50 леденящих кровь рождественских историй и авторские иллюстрации по их мотивам.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Нила Эванса.
: Страшная книга зимних сказок. 50 зловещих историй (2023)
Аннотация: Спецбиотех – это одна из двух изданных на данный момент книг серии Метрономикон. Каждая из этих книг — это отдельный сборник рассказов. Рассказы в этой серии книг не объединены общим сюжетом и являются самостоятельными литературными произведениями. При этом стоит отметить, что действие всех рассказов разворачивается в едином мире. Поэтому начинать знакомство со вселенной Метрономикона можно с любой из двух книг без ущерба для понимания сути происходящего. Иными словами, можно смело начинать чтение или с книги «Спецбиотех», или с книги «Метрономикон». Любая из этих книг — это великолепный способ погрузиться в неизведанный и пугающий мир Инфильтрации!
Комментарий: Рассказы по мотивам вселенной «Metronomicon», созданной Алексеем Андреевым. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Ал. Андреева.
: Спецбиотех (2023)
================================
================================
Еще заметил отход от безвкусной моды обрезать лица выше рта — и переход к дурной обрезке голов ниже носа.
Такое ощущение что у оформителей обложек все эти годы, эдак с 2011 года, руки дрожат не переставая.
Посмотрим сколько этот дизайнерский заскок продержится.
Например мода писать огромными буквами поверх картинки, и при этом с неправильными переносами, прошла буквально за год наверное.
Аннотация: «Соперница королевы» – третья книга цикла Элизабет Фримантл о выдающихся женщинах английской истории. Она повествует о судьбе Пенелопы Деверо (в замужестве Рич), которая смогла завоевать положение при дворе благодаря силе характера.
Для поэта Филипа Сидни она была музой, для королевы Елизаветы I – дочерью заклятого врага, для короля Якова – «красавицей с черной душой». Жизнь Пенелопы проходила в тени блестящих современников, но Элизабет Фримантл вывела героиню на авансцену.
Наделенные красотой и обаянием, юная Пенелопа и ее брат, граф Эссекс, прибывают ко двору и быстро завоевывают расположение стареющей королевы Елизаветы.
Пенелопа влюблена в одного, а замуж ее выдают за другого, ведь жизнь при дворе – это не только разбитые сердца, но и разрушенные судьбы. «Соперница королевы» – это история, наполненная любовью и ненавистью. Это последние моменты правления Елизаветы и смертельная борьба за власть в умирающей династии. Это судьба необыкновенной женщины, достойной аплодисментов.