Геоманты губернского города, или Весь мир театр/ Режиссерский роман
19 век. Российская империя. Фабрикант и актер-любитель Константин Алексеев, отправляясь в губернский город Х, не думал, что поездка станет для него судьбоносной. Даже учитывая причину путешествия: неожиданное наследство от актрисы-гадалки, которую он ни разу в жизни не видел.
Залетный грабитель Миша Клест тоже не планировал задерживаться в гостеприимном городе, где он совершил удачный (за одним обстоятельством) налет на банк.
А уж тем более эти двое слыхом не слыхивали друг о друге и аж никак не собирались встречаться на заснеженных улицах. Вот только их никто не спрашивал. Ведь, как обычно, дьявол прячется в мелочах. В нюансах, которые создают людские судьбы.
Новый роман харьковского дуэта Олега Ладыженского и Дмитрия Громова, они же Г. Л. Олди вышел несколько неожиданным. После глобальных, космических напевов Ойкумены нам рассказали скромную, камерную, людскую историю. Историю, до мозга костей театральную и режиссерскую. Вдобавок ретроспективную.
Ведь перед нами легендарный Харьков конца 19 века, город получивший уважительный оммаж от Олдей, похоже, искренне любящих этот самый город.
Да-да, тот самый благословенный 19 век, известный ностальгирующим потомкам по котлетам de volaille, осетрине la russе, супу из рябчиков, коням, проносящимся к «Яру», галантным корнетам и поручикам, богатым фабрикантам, ухоженным господам с тросточками, дамам в пышных платьях, угодливым приказчикам и могучей Российской империи. Большинство этих моментов имеются в «Нюансерах» в лучшем виде. Шикарные обеды и огромные квартиры, смешные для сегодняшнего читателя цены на продукты и театральный ажиотаж, колоритные извозчики, благообразные вальяжные богатеи и импозантные сумасбродные аристократы.
Однако Громов с Ладыженским прекрасно знают, что над просторами Империи стоял не только «хруст французской булки», а и другие, гораздо менее приятные звуки. Мы увидим не только благостный фасад государства, но и некоторую часть его изнанки.
Темные улицы практически без освещения и, естественно, без привычного нам асфальта. Зимой покрытые льдом и заваленные сугробами, весной — грязью по колено. Ватерклозет, электричество и паровое отопление не как обыденность, а как роскошь. Жуткое сословное неравенство. Есть господа, баре, дворяне, «их превосходительства», а есть все остальные – недолюди, холопы, слуги, быдло, мужичье, «человеки». Бедность и отсутствие перспектив у обычного люда. Многочисленный и наглый криминалитет. И это мы практически не касаемся социальных противоречий, копившихся столетиями. «В раю революций не бывает» — лучше не скажешь.
Книга вышла антуражной и атмосферной. Причем, что гораздо важнее, всеобъемлюще атмосферной. Да, это аж никак не энциклопедия харьковской жизни того времени, в частности нижних классов маловато, но мы увидим срез многих слоев общества.
Что интересно, два главных героя находятся на разных полюсах сословной лестницы.
Константин Алексеев – бизнесмен и служитель Муз. Шикарно прописанный персонаж. Человек застывший как буриданов осел меж трех морковок: театра, бизнеса и семьи. Чувствующий ответственность за семейное дело перед недавно умершим отцом. Искренне и нежно относящийся к жене и к больному сыну. И всей душой стремящийся на театральные подмостки. «Гул затих…» Хороший мужик, представитель того самого торгового сословия, способного аккуратно и относительно безболезненно заменить выхолощенное и выродившееся дворянство у руля страны. И, что характерно, заменившее в большинстве стран. Человек, привыкший к деньгам, но адекватно относящийся к тем, кто беднее и ниже его по положению. А еще он полностью и окончательно увлечен легкомысленным танцем Мельпомены и Талии. Не буду излишне спойлерить, тем более авторы не делают на этом акцента, но Алексеева без малейших преувеличений можно назвать любимцем муз. Людей, столько сделавших для театра (и кино) можно пересчитать по пальцам. Как вы уже, наверное, догадались, Константин Сергеевич –абсолютно реальная личность, правда, известен он большинству из нас под другой фамилией.
Миша Клест вряд ли может похвастаться прототипом (хотя я могу ошибаться), но проработан этот персонаж не намного хуже Алексеева. Ребенок, переживший жуткую трагедию, сломавшую ему жизнь. Подавшийся в криминал и достигший там немалых высот. Сполна ощутивший власть, которую дает оружие и пренебрежение к людской жизни. Начавший терять человечность и превращаться в ничего не чувствующего робота. Фактически Миша исполняет в романе роль антагониста, но лишь условно. Ведь ненавидеть его, желать поражения и смерти не выходит, хоть ты тресни. Невзирая на все смерти, что висят на руках этого человека. На все зло, что он причинил людям. Отдельное спасибо за завершение линии персонажа. В наш жестокий век редко встретишь такие финалы.
Криминальный мир империи в романе предоставлен широко и подробно (мы еще по «Магу в законе» помним воровскую атмосферу того времени, тщательную воссозданную авторами). Причем за нее отвечают не только Миша, но и остальные жиганы, в частности Костя Филин.
Стоит отметить, что герои как всегда у Олди на высоте. Практически каждый из встреченных нами в романе людей яркий, живой и стилизован под эпоху. Почти все из важных для повествования получили свою долю флеш-беков, написанных в разных стилистической обертке и хороший шлейф роли. Даже безымянных персонажей писатели умудряются врезать в память читателю. Парой фраз, характерной привычкой, действием или жестом. Что уж говорить о тех, кому авторы уделяют чуть больше внимания.
Еще одним полноправным героем романа выступает театр. А точнее театралы и дух подмосток. Люди, воспринимающие жизнь как игру, умеющие владеть своим телом, голосом и актерским талантом. Режиссеры, выстраивающие мизансцены, случайности, управляющие артистами, декорациями и прочими мелочами, формирующими волшебный театральный мир. Люди, обладающие магическим даром создавать реальность, в которую веришь. Нас ждет куча театральных сравнений, подходов, способов работы на сцене и не только. Книга очень театральная, режиссерская по своему духу.
О фантастическом допущении романа много говорить не буду, похожие подходы уже встречались (некий Вадим подтвердит), но у Олди они поданы гармонично, проработано и по-режиссерски.
Интригу в «Нюансерах» авторы выдерживают как ту самую знаменитую театральную паузу. Когда долгое время (возможно даже слишком долгое) общая картина не складывается, но все равно читатель боится перевести дух. Ведь перед ним возникает история, дышащая напряжением и жизненной силой. История, постепенно подбрасывающая детали головоломки. История, обещающая серьезный катарсис. И держащая обещание.
Имеются в романе и юморные моменты, как те же «стригу, брею», или «как в романах Жюля Верна».
Да, размаха, как я уже сказал, не хватает. Отвыкли мы от скромного масштаба событий, разбаловались на космических просторах Ойкумены. Но, это аж никак не портит отличного скромного рассказа о людях и их музах. И конечно, о нюансах, из которых и состоит наша жизнь.
Эрго. Камерная, завораживающая, режиссерская история о людских жизнях и мелочах составляющих их, пронизанная театральной атмосферой, уважением к старому Харькову и одному неординарному человеку.
Солдатские будни под палящим солнцем, или Колониальная эпопея/Песчаные ходоки, обласканные материнским словом
Временный командир Колониального полка, капитан Маркус д’Ивор с огромным облегчением встретил известие о прибытии в далекий Хандар нового полковника Януса бет Вхалниха. Казалось бы с чего вдруг? Мало когда капитану выпадет шанс покомандовать целым полком, пускай далеко не лучшего качества. Если бы не обстоятельства. А точнее полноценный мятеж Искупителей, вынудивший полк убраться аж на дальнее побережье Хандара.
Рядовой Колониального полка Винтер Игергласс, который на самом деле был не мужчиной, а сбежавшей в армию девицей, аж никак не хотел выделяться из общей массы. Однако пришлось. И теперь, после прибытия пополнения, Винтер уже старший сержант. Выше звание – больше ответственности. И ненужного внимания.
И все ближе время, когда полк столкнется в битве с многотысячными, пускай и слабо обученными ордами Искупителей. Тем более что и сам полк не может похвастать отличной выучкой и несокрушимыми обстрелянными ветеранами.
Но что если дело не только в Искупителях? И в происходящем замешана могущественная и древняя магия?
Книга Векслера вызвала жаркие споры среди любителей фантастики. Одни радовались приятной свеженькой военной фентези. Другие плевались, утверждая, что работа Джанго (имя-то какое тарантиновское))) не идет ни в какое сравнение с монстрами типа Сандерсона, Мартина, Аберкромби, Эриксона и Сапковского. Что забавно, правы и те и другие.
Перед нами действительно увлекательное боевое фентези. И книга Векслера действительно не дотягивает до работ мэтров (а с чего бы вдруг? мощные новички не такое уж частое явление). Что абсолютно не лишает ее привлекательности и положительных моментов.
«Тысяча имен» сверстана по лекалам классиков приключенческой литературы, типа Сесила Форестера (кстати один из героев носит ту же фамилию, не думаю, что случайно) с его Хорнблауэром, или Бернарда Корнуэлла. При этом Джанго творчески развил заветы великих и не забыл про магию.
Векслер посвящает изрядную часть книги будням одного конкретно взятого колониального полка, сражающегося с восставшими туземцами. Магия долгое время (за исключением пары сцен) остается лишь слухом, легендой, ожиданием. Лишь ближе к развязке автор начинает потихоньку это ожидание оправдывать, завершая его ударным колдунским финалом.
А пока волшебство где-то за горизонтом, читатель сможет вплотную познакомиться с жизнью (и смертью) солдат Вордана, защищающих честь короля в жарком заморском Хандаре. На дворе у Векслера примерно конец 17-первая половина 18 веков (по нашим меркам), и картина местами напоминает жизнь англичан в Индии, французов в Египте/Индокитае и прочих колонизаторов среди «подопечных» народов. Имеется местная власть в лице развращенного принца, которому его союзник король Фарус 8 подогнал экспедиционные силы. Силы будем честными, так себе. Ведь в Колониальный полк отправляли как в ссылку: неудачников, пьяниц, лентяев, нарушителей, трусов. Весь балласт из королевской армии.
Правда, встречались исключения. Именно они стали главными героями романа.
Приятно, что автор дарит нам двух основных протагонистов из полка, дополняющих друг друга. И соответственно две сюжетных линии, которые частенько сплетаются и пересекаются, создавая максимально полную картину боевых будней колониальных вояк.
Первый – Маркус д’Ивор. Он отвечает за линию старшего командования. Один из двух офицеров полка, добровольно вызвавшийся служить в Хандаре. Ответственный, приятный человек, хорошо относящийся к товарищам и подчиненным. А за некоторых друзей готовый стоять горой, даже если это идет ему во вред. Не блещет интеллектом, чуток ограничен, лишен особых амбиций, осторожен, но прекрасно понимает солдатский долг. Такие офицеры — становой хребет любой регулярной армии.
Второй (ая) – Винтер. В ее ведении линия младшего офицерского состава. Барышня сбежавшая в армию, и уже несколько лет выдающая себя за мужчину (в вооруженных силах Вордана женщины могут пребывать исключительно в утилитарных качествах, а отнюдь не в качестве солдат). Оставим на совести автора идею женщины, столько долгое время в армии 18 века выдающей себя за мужчину. Причем не в папском дворце, или офицерской палатке, а в самом что ни на есть полевом лагере, в роли солдата, которому отнюдь не полагалось ни отдельных хором, ни уединения в сортире. Вечно на глазах, вечно бок о бок с «товарищем». Так у Векслера такой случай не единственный! Но если отбросить в сторону условности, персонаж вышел хорош. Та, кто аж никак не желала брать на себя ответственность за чужие жизни. Но поставленная перед необходимостью — взялась за дело всерьез. Винтер – неглупа, способна делать выводы и быстро учиться. Обнаруживает недюжинный талант к командованию и харизму. А еще она попросту хороший и чуткий человек. Что касается пресловутых лесбийских грез/воспоминаний: а чего вы хотели от барышни, выросшей в закрытом девичьем приюте? Да и служба вряд ли добавила ей любви к мужскому полу.
Также нельзя забывать нового полковника графа Янус бет Вальних-Миеран. Умнейший человек, почти что гений. Весьма продвинутый командир и тактик. Слуга царю, отец солдатам, таящий в себе немало сюрпризов. Образ явно вдохновлен небезызвестным низкорослым корсиканцем.
Прошлое героев раскрывается в час по чайной ложке, и ко второй половине книги любопытство читателя по поводу былого полюбившихся персонажей достигает высочайшей отметки.
Плюс имеется в «Тысяче имен» и линия восставших, пускай ей уделяется на порядки меньше внимания, взгляд с другой стороны конфликта добавляет роману изрядно вистов. А типажи среди жителей Хандара встречаются любопытные.
На английском в цикле The Shadow Campaigns уже вышло 5 книг.
Откровенным украшением романа стала его боевая (и подготовительная к боевой) часть. Начинается все, как и положено, с обучения, причем происходит оно не в комфортных условиях стационарного лагеря, а прямо по пути на смертельную битву. Нам во всех подробностях покажут и расскажут о нюансах боевой работы армии 17-18 века. О сложностях заряжания мушкета и стрельбы шеренгами. Марш-бросках и перестроениях на ходу. Тренировках по созданию каре. В общем, проведут полноценный курс молодого бойца. Сделают это посредством главных героев, и так, что у читателя почти нет шансов заскучать.
А потом дело, наконец, доходит до драки. Военные действия тоже описаны на удивление не занудно. Сперва нам покажут столкновение условно европейской армии с восточными ордами: многочисленными, но нестойкими и неподготовленными. Следом Колониальный полк встретится с почти равным противником. А затем — с неуловимыми и смертоносными пустынными кочевниками. Мы увидим сражение полка в полном составе, битвы отделившихся подразделений в разных топографических и стратегических условиях. Поглядим на психологию солдата, почувствуем тонкость грани меж победой и поражением. Понаблюдаем за тактическими изысками ворданайских командиров. Ужаснемся шалостям победителей. В очередной раз подивимся тогдашнему способу воевать, шествуя строем во весь рост на пушки («Сомкнуть ряды!» Бо, иначе разбегутся как тараканы). Отправимся походом в самое сердце раскаленной пустыни. Попадем в засаду (и не одну) безжалостных десолтаев. И даже столкнемся с мятежом.
Глобального размаха от первого романа цикла ожидать не стоит. Перед нами локальная операция на краю света, которая меж тем может оказать влияние на тысячи людей и оставляет приятный задел на будущие тома. Которые, по-видимому, и будут отвечать за глобальность.
Мир почти не раскрыт. Где-то за морем лежит континент, несущий на своих плечах королевство Вордан, его северного соседа Мурнск, Борель и некий Союз Шести Городов.
Информации о Вордане (чьи аристократы очень любят чай, а король изгоняет из страны священников, вмешивающихся в политику, и организовывает собственную церковь) немного, но по тому, что мы знаем, перед нами вполне «европейское» государство 17-18 века. Тут имеются министерства, промышленность, регулярная армия, флот, герцоги с графьями, Свободная монотеистическая церковь и политические баталии. Хандар и Два Десола – откровенный восток, с пустынями, медленными грязными реками, скорпионами и убийственной жарой.
Некоторые аллюзии автора по поводу стран и народностей вполне понятны, но хотелось бы побольше фактажа о локации. Скорее всего, в следующих книгах читатель без нее не останется.
Эрго. В сумме «Имена» вполне себе увлекают. Вот только ждать от них глубины и таланта признанных фантастов не стоит. Перед нами жанровое приключенческое военное фентези, не претендующее на особые вершины, способное подарить меж тем пару нескучных вечеров. И возможно даже заставить с нетерпением ожидать продолжения.
26 век. Когда доктор Дайсон Идо (Вальц), занимающийся созданием и ремонтом киборгов, нашел на свалке остатки одного из них, он и не думал, что этим даст толчок воистину судьбоносным событиям.
Восстановленный киборг с огромными глазами и лицом прекрасной девушки, получивший от доктора имя Алита (Салазар) не помнила ничего из своего прошлого. Но, как оказалось, отменно владела боевыми искусствами, причем их редкой и давно забытой разновидностью.
Вскоре Алита обзаводится не только друзьями, но и смертельными врагами. А главное, привлекает к себе пристальный интерес кое-кого из небесного города Залема. Города населенного высокомерными снобами, считающими всех живущих внизу скотом и быдлом. Города, похоже, имеющего прямое отношение к ее прошлому.
Я абсолютно спокойно отношусь к японской манге и прочему аниме, сталкиваясь с ней исключительно на больших экранах, в вариантах типа «Призрака в доспехах». Посему мне не нужно было сравнивать Alita с оригиналом и заниматься прочими японоведческими глупостями. Можно было просто посмотреть фантастику. А точнее яркую подростковую антиутопию, густо смешанную с киберпанком.
В первую очередь «Алита» вышла попросту красивой, на все свои 170 лимонов, в этом походя на юношеские «Первого игрока» , «Хроники хищных городов» или «Валериана». Висящий в небесах гигантский мегаполис. Чахнущий в его тени, жутко депрессивный Железный город, где киборгов и существ с имплантами, больше чем обычных людей. Разрушенные 300 лет назад и упорно не ремонтируемые небоскребы. Охотники за головами, заменившие полицию. Одноколесные мотоциклы (тоже верно, чего ресурсы переводить). Запрет на огнестрельное оружие, соответствующий подъем спроса на «холодняк» и разные «приблуды», типа стрелометов со стрелками на цепях. К оружию, используемому при моторболе, постановщики подошли с особым вдохновением, чем тут только не пытаются извести соперника своего! Крышесрывные и кровавые спортивные состязания, см. тот же моторбол. Забавные приколы типа трехрукого гитариста, играющего на двух грифах и 18 струнах сразу. Огромное количество различного вида, формата и способа сборки киборгов и вовсе стало одной из фишек картины. У некоторых кроме головы или лица, не осталось ни одной людской части тела. У некоторых изменения минимальны. У некоторых заменена рука, нога или сразу все конечности. В статике или плавном движении смотрится «на ура». А вот во время экшен-сцен недоработки совмещения людского лица и рисованного тела порой вылазят боком.
Да, картинка откровенно «мультяшная», что ни капли не удивительно. Ведь перед нами и есть мультфильм с вкраплениями настоящих человеческих лиц. Имеются персонажи без имплантов, полностью остающиеся в выделенных богом человеческих телах, но они воспринимаются исключением в этом анимационном, нарисованном, киборгизированном мире.
Фильм снят на манге «Gunnm» («Сны оружия») Юкито Кисиро (1990-1995).
Особенно если учесть, что главная героиня создана с помощью технологии захвата движения актрисой Розой Салазар. Алита стала еще одним приятным моментом картины. Перед нами образ, типичный для аниме. Огромные глаза чуть ли не на пол-лица, небольшой рот, субтильное сложение. Но у Розы и компьютерщиков получилось сотворить яркий образ, в который попросту влюбляешься. Открытый всему миру, наивный ребенок в начале, едва осознающий себя и свое тело, ведущий себя как маленький щенок, не ожидающий ни от кого подлости. Полный восторга, счастья и воспринимающий окружающее с неподдельным интересом и восхищением. Та, о ком так и тянет позаботиться.
Открывающая свое боевое прошлое и столкнувшаяся с темными сторонами Железного Города и людей. Впервые переживающая основополагающие человеческие эмоции: любовь, ненависть, жажду боя.
Пережившая падение, гибель и воскрешение (не слишком тонкие намеки на Мессию скрещенного со Светоносным?). Полностью осознавшая тезис «Никогда не сдавайся». Познающая себя и растущая над собой. Восставшая против небес. Если бы такого персонажа создала лицедейка без помощи компьютерных технологий, это была бы серьезная заявка на Оскар. А так перед нами еще одно доказательство того, что Motion capture активно наступает на позиции живых актеров, а компьютерная графика творит чудеса.
По остальным актерам.
Кристоф Вальц сыграл в «Алите» не очень типичную для себя последних годов роль. Не подлеца-маньяка, а приличного доктора и заботливого отца. Не шедевр.
Махершала Али, наоборот, тут предстает в злодейской ипостаси. Опять же ничего особенного, разве что переключение личностей сделано неплохо, особенно в финале.
Впрочем, картина аж никак не актерская, так что и выкладываться там по полной явно никто не намеревался.
А вот боевка порадовала. Она абсолютно нереальная, сказочная, фантастмагорическая, когда худенькая барышня расшвыривает огромных металлических киборгов, напрошь отшибая им конечности («сила не тела, но разума»). При этом завораживает и заставляет следить за экшеном, затаив дыхание.
Сценарий откровенно уступает визуалу. Если отвлечься на секунду от пиршества для глаз, мы видим, что история стандартна, вторична, наивна и снисходительно-пубертатна. Впрочем, я бы не сказал, что имело смысл ожидать чего-то другого.
С финалом также не сложилось. Этого самого финала попросту нет. Постановщики понадеялись на продолжение, и оборвали рассказ на полуслове. А с продолжением практически наверняка не сложится. 400 лимонов сборов при 170 бюджета об этом прям- таки орут. Ну когда, они наконец, запомнят, что не надо безбожно раздувать бюджеты. Сколько уже раз на этом молоке обжигались. А на воду так до сих пор и не дуют.
Эрго. Красивый киберпанковско-антиутопический мульт.. пардон фильм, радующий визуалом и главной анимешной героиней. А вот сценарий вообще и банальность в частности к сильным сторонам не отнесешь. Как и открытый (а точнее оборванный в ожидании сиквела, которого, скорее всего не будет) финал.
Каден, наследник императора Аннура, до сих пор не понимал, зачем отец еще в детстве отослал его в отдаленный монастырь Пустого Бога. Жизнь тут была не сахар, а впереди оставалось еще два года послушничества.
Его брат Валин те же 8 лет провел с большей пользой, изучая способы убийства ближних своих в школе кеттрал – элитных императорских убийц.
Их старшая сестра Адер – единственная оставалась рядом с папой и даже достигла должности министра финансов.
А затем император умер. Точнее был убит. Заговор. И даже его недремлющая охрана – эдолийская гвардия не помешала убийцам.
Теперь под угрозой не только жизни последних из династии Малкенианов. Но и целостность самой империи, похоже, встретившейся со старыми, жутко опасными врагами. Империи, а может и всего человеческого рода.
Фентези с подростковым уклоном редко когда может порадовать читателя чем-либо сверхоригинальным. Юный протагонист, становление героя, избранность, непременное чувство (в последнее время не редкость любовный треугольник), верные друзья и коварные враги. Многие из этих составляющих в наличии и в романе Стейвли. Но Брайану удалось, смешав эти ингредиенты с другими интересными продуктами, получить весьма вкусное блюдо.
Во-первых, протагонистов у нас три штуки. А это (доказано Симмонсом в «Гиперионе») приятный прием, который дает возможность читателю выбирать себе героя по нраву и сопереживать ему в полной мере. Хочешь «болеть» за бойца-спецназовца-ниндзю? Пожалуйста. За наследника-мистика-монаха? Не вопрос. За девицу-финансистку? Да ради бога!
Герои молоды и попадают в старшую группу young adult литературы, уделяющей массу времени становлению персонажей. Однако при этом самом становлении Стейвли ни капли не жалеет протагонистов, подвергая их нешуточным испытаниям и перипетиям. Их регулярно избивают до полусмерти (разве что Адер без членовредительства обходится), на них обрушиваются психологические проблемы и терзания, они допускают ошибки, пытаются определиться с дальнейшим путем, обрести себя как наследников покойного императора. В наличии жесткие (порой даже слишком) наставники и злокозненные, подлые сверстники.
Валин позволяет нам побывать в школе юных ниндзя-десантников, или морских (точнее летающих) котиков. Людей, празднующих первое убийство, совершенное своими кадетами, как нормальные люди отмечают день рождения.
Каден перебрасывает нас в монастырь дзен-мистиков, таящих судьбоносные для человечества тайны.
Аден в паучью банку императорской столицы, где как раз происходит возвышение одного из религиозных орденов.
У всех серьезные неурядицы, с которыми справится не каждый взрослый мужик. Кстати, идея о том, что сыновья повелителя империи должны не нежиться на пуховых перинах, лениво изучая управление, а почти с самого детства отдаваться «в жесткую науку» на сторону, хороша. Управлять научатся, чай не совсем дураки, а вот умение подчиняться, дисциплину, могут преподать прынцам лишь хмурые солдаты-убийцы, да «дзенствующие» монахи (эдакий умиротворенный Шаолинь) – уверен автор. Причем вдалеке от подхалимствующего двора. И вы знаете, есть в его уверенности некая сермяжная правда.
Перчику в котел романа добавляет детективная линия, связанная с убийством императора. Больше всего эта карта разыгрывается на Киринских островах. В Гнезде кеттрал, где проходит обучение Валин. Именно он первым испытывает на себе последствия смерти отца (до Кадена далеко, сестра наследовать не может). Мало парню выматывающих тренировок, брутальных наставников и мерзких однокашников. Вдобавок оказывается, что подготовка суперубийцы отнюдь не гарантирует безопасности, и даже в гнезде грозных кеттрал имеются паршивые овцы. Юный Валин даже предпринимает некое вялое расследование, в попытке вычислить иуду, правда, как не сложно догадаться, лавры Шерлока Холмса ему не светят. А вот напряжение в результате создается нешуточное. Читатель, испереживавшись за Валина, уже сам начинает строить догадки насчет злодея. Затем, помимо убийцы, на его голову обрушивается САМОЕ ГЛАВНОЕ ИСПЫТАНИЕ, и за героя становится совсем волнительно. В общем, как вы поняли, с саспенсом в линии Валина все в порядке.
Описание будней Кадена уступает брательниковым в экшене, зато через него мы познаем глобальные, стратегические особенности мира, а также прошлое монахов хин, слуг Пустого Бога. История возникновения здешнего человечества и его борьба за существование. И еще некоторое количество информации, придающей миру глубину и объем. А главное – этот герой изрядно отличается от обычных протагонистов юношеского (да и взрослого) фентези. Он не маг, не воитель, не управленец, не жрец и не паладин. Он мистик, точнее, ученик мистиков. Юноша, познающий Пустоту-Ваниат. Редко когда в фантастике нам показывают людей, занимающихся духовными практиками. Монахи-хин как раз из таких. Классический «восточный» монастырь с безответными послушниками и строгими наставниками, палками вдалбливающими в дубовые головы отроков нехитрые истины. А заодно преподающих им весьма полезные умения, типа сама-ан: техники гравированного ума и прочих, служащих ступеньками на пути к познанию Ваниат.
Адер пока в книге уделяется немного времени, и она изрядно уступает братьям по проработанности, но все еще может измениться.
Порадовали пара-тройка нежданчиков, не сказать что супер-неожиданных, но все равно изрядно подстегивающих интригу и напряжение происходящего.
Да, без непременных романтических терзаний Брайан не обошелся. Вот только они затрагивают лишь одного из троицы, плюс поданы походя и неакцентировано. И то верно, не до любовей сейчас – отечество в опасности! После победы жениться будем.
Да, герои не отличаются особым интеллектом, и порой изрядно «тупят». И нелогичностей в действиях персонажей хватает.
Да, эпичности роману остро недостает. До «Меекхана», с которым иногда сравнивают «Клинки», по этому параметру работе Брайана далеко. Хотя не забываем это лишь первая книга трилогии, может дальше ситуация поправится. Перед нами скорее детективно-приключенческое фентези, балансирующее на грани подростковой и взрослой литературы и жестко концентрирующееся на последних Малкенианах. География почти неведома – «империя занимает два континента», да пару слов о некоторых соседях – вот и вся информация, которая пока имеется у читателя. История мира подается схематично, дозировано и остается на заднем плане, хотя уже сейчас можно оценить некоторые находки автора.
В первую очередь – кшештрим. Прародители и смертельные враги человечества. Бессмертная древняя раса, сравнимая по силам с богами, имеющая кроме могущества еще одну крайне любопытную фишку. Им неведомы эмоции – лишь логика. Эдакие роботы-гитаристы, обходящиеся с человеками по эпохальному завету Тараса Бульбы.
Имеются у мира, созданного Стейвли и другие приятные изюминки.
Личи. Те немногие из людей, которые способны проявлять способности, которые так и тянет назвать магическими. Своими сородичами личи мягко говоря не приветствуются. Причем настолько, что каждый законопослушный гражданин обязан уконтрапупить лича на месте. Оставляем за скобками то, что лич обычно обладает могуществом намного превосходящим физическую силу человека, а то и группы людей (хотя есть нюансы, связанные в основном с «колодцами» — источниками их силы). Единственное место – где личей не казнят на месте – это Гнездо кеттарал. Тут любой людской материал идет в дело.
Огромные птицы-кеттралы (привет от орлов Манве), способные переносить на себе (точнее на упряжи, крепящейся на когтях) 5-6 бойцов кеттарал. По-видимому, водятся они только на Киринских островах, и каким-то неведомым образом были приручены первыми имперскими убийцами. Может личи поспособствовали?
Гробовые дубы. Милые деревца, обычно выступающие святилищами и не нуждающиеся в солнечном свете. Их «фотосинтез» построен на крови, приносимой хищными летучими мышами, живущими на этих деревьях, или жертвуемой адептами.
Зубасто-ядовитые сларны с непростыми яйцами.
Милая тварюшка (-ки) из Красной книги, весьма полюбляющая коз.
Таких нюансов у мира, созданного Стейвли, хватает. Что добавляет этой локации жизненности и изрядно способствует погружению.
Эрго. Приятный и увлекательный роман (точнее начало трилогии), совмещающий детектив с приемами юношеского приключенческого фентези и весьма взрослыми мотивами и подходами к жизни. Герои интересны, напряжение на высоте, продолжение ожидается с неподдельным интересом.
Не верь мертвецам, или Зомби-парад на индейской земле
Доктор Луис Крид (Кларк), переезжая с семейством из Бостона в большой дом в городке Ладлоу, был преисполнен самых радужных ожиданий. Пасторальная, практически сельская жизнь, больше времени для общения с супругой Рейчел, 9-летней Элли и малышом Гейджем.
Однако все оказалось далеко не так благостно. Сперва выясняется, что рядом с домом находится местное кладбище для домашних питомцев. А потом, что за ним таится древний могильник индейцев, по слухам возвращающий умерших к жизни.
И когда под колесами грузовика погибает кот Кридов Черч, Луис, похоронивший животное в могильнике, убеждается, что эти слухи полностью правдивы.
Вот только воскресший Черч меняется, причем не в лучшую сторону.
Пугающий роман — называемый ни много ни мало «страшнейшей книгой всех времён» и «самой страшной из написанных Кингом». Даже сам Король ужасов и психологии считал эту книгу «самым жутким из того, что он написал». Вещь действительно мощная. И уже гостившая на киноэкранах в 1989 году. Та экранизация была снята относительно близко к тексту, по сценарию, написанному самим Стивеном. Однако время шло, и Paramount Pictures, явно вдохновленная успехом «Оно», решила осчастливить поклонников Кинга новой версией жуткого романа. Причем на этот раз, серьезно изменив некоторые моменты и особенно концовку.
Не скажу, что эти изменения оказались к лучшему. Роман поражал до глубины души препарированием одной из самых неоднозначных людских черт – безумной, безнадежной надежды на чудо. Надежды, которую не может убить ничто – ни доводы разума, ни неоднократное подтверждение того, что ничего хорошего из твоей затеи не выйдет, и это, к сожалению «так не работает». Лента 2019 этот аспект романа показывает смазано и вскользь. Взамен устроив из серьезной психологической проблемы какой-то зомби-карнавал (интересно в Бостон они скоро соберутся? К родным в гости?).
Зато вторая магистральная идея книги — из Смерти прежними не возвращаются, и ее вариация: даже если нечто похоже на ваших умерших близких, это уже не они – на месте.
Плюс создатели ленты активно играются с темой смерти, вопросом, что нас ждет после прихода Костлявой, и как стоит говорить с детьми о неизбежной кончине. И конечно, с одним из самых больших людских ужасов – детской смертностью. Все по заветам дядьки Кинга.
Передать напряжение постановщикам, в принципе, удалось. Хотя не совсем понятно, это полностью их заслуга, или эффект от знания сюжета. Плюс для тех, кто самоуверенно решил было, что знает все наперед, создатели ленты подготовили парочку сюрпризов. Как я уже говорил, зрителей, знакомых с романом и первой экранизацией (а таких я думаю большинство), ждет парочка нежданчиков.
А вот длительность экспозиции несколько утомила. Роковой грузовик появляется практически по истечении часа фильма (из 1.40 всего). Подзатянули ребятушки с вступлением. Хотя атмосферности у этого вступления не отнять. Но все же тумана с затемненными сценами можно было бы дать поменьше.
Актерские работы неплохи.
Джейсон Кларк довольно адекватно передает изменение состояния: от удовлетворенного переездом отца семейства, через непонимающего, недоверчивого, к убитому горем, маниакально увлеченному безумной идеей человека.
Порадовала и его супруга Рейчел (Эми Саймец). Женщина, пережившая в детстве жуткую психотравму, и до сих пор не избавившаяся от ее последствий. Воспоминаниям и глюкам Рейчел в картине отводится довольно много места.
Также спасибо за характерного лицедея Джона Литгоу. Изрядно постаревшего, но не утратившего своего рокового обаяния.
За котика тоже, вышел он прям инфернальным зверем и сюжетообразующим персонажем.
И за карьерой Жете Лоранс надо будет последить – девочка произвела сильное впечатление.
Эрго. Необязательная, но, наверное, неизбежная экранизация (неизбежная в струе пересъемок классики 80-х, в частности того же Кинга), стремящаяся озадачить зрителя парой неожиданных финтов. Это ей скорее удается, чем нет. А вот затянутое вступление и спорный финал к удачам фильма отнести сложновато.
Режиссер: Кевин Колш, Деннис Уидмайер
В ролях: Джейсон Кларк, Эми Саймец, Джон Литгоу, Жете Лоранс, Хьюго Лавуа, Лукас Лавуа, Обсса Ахмед, Алисса Брук Ливайн, Мария Херрера, Фрэнк Скорпион