Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 июля 2019 г. 09:52

Терпенье и труд все перетрут, или Дискриминационная евгеника

Gattaka

У Винсента Фримэна (Хоук) была мечта. Полететь в космос. Казалось бы, ничего сверхъестественного, непросто, но вполне реально. Вот только не в случае с Винсентом. Ведь он был не нормальным человеком, рожденным в строгом соответствии с законами великой науки евгеники, с почищенным геномом, устраненными наследственными заболеваниями и дурными предрасположенностями.

А исключением — «божьим ребенком», естественно рожденным, негодным – презираемым существом, и помыслить не способным о престижной работе, а уж тем более о космосе, куда летают лучшие из лучших. Плюс – слабое зрение, проблемы с сердцем, и максимум 30 лет жизни.

Но у Винсента была мечта.

Ради нее он был готов пойти на все. На болезненную операцию, подлог, нарушение всех законов в попытке выдать себя за другого. Генетически безупречного Джерома Морроу (Лоу), идеально пригодного для полета на Юпитер.

Дело жутко сложное и смертельно опасное. Тем более, когда в аэрокосмической корпорации Гаттака, куда устраивается на работу лже-Джером, происходит убийство, привлекшее к себе внимание кучи роющих землю полицейских.


Самый достоверный и точный с научной точки зрения фильм за всю историю кинематографа, по мнению специалистов НАСА. Молодые Джуд Лоу, Ума Турман и Итэн Хоук. Чем не повод посмотреть, наконец, Гаттаку, уже ставшую классикой умного фантастического кино.

Оказалось, фильм действительно достойный, хотя и не без пары логических дыр и спорных сентенций.

Сперва о приятном.

Лента вышла весьма стильной. Классические признаки антиутопии, такие как одинаковые костюмы, слабая эмоциональность населения, полицейский произвол по отношению к «негодным». Все это на фоне строгих линий помещений Гаттаки, звучащего тут же языка эсперанто, игр оператора со светофильтрами, чуть закамуфлированных машин 50-60-х. Вы будто на самом деле погружаетесь в футуристически-ностальгическое будущее, в мир победившей евгеники.

Лента вышла очень профессионально и качественно поставленной с точки зрения драматургии.

Плавное, спокойное вступление с размеренным закадровым голосом протагониста. Знакомство с обстановкой, главными героями, их проблемами. Постепенно растущее напряжение, когда Винсент-Джером постоянно ходит по краю, и любая ошибка может стоить ему головы. Повышение градуса происходящего и ставок после убийства и пристального интереса копов. Постоянные проверки и облавы. Стоит лишь герою, а с ним и зрителю немного расслабиться в романтической обстановке, как почти тут же на него обрушивается очередная перипетия, и ему приходится прилагать массу усилий для выживания. И так практически до самых финальных титров.




Статья написана 28 июня 2019 г. 12:26

Фентезийный коктейль, или Узнаваемая история от хорошего рассказчика

chernyj_strazh

Герцог Канарна Эктор хотел для своих людей лучшей доли. А еще выбраться из-под удушающего гнета церкви королевства Тор Фунвейра. Хотел. Но дождался лишь карательной экспедиции Рыцарей Красного ордена, захвативших столицу герцогства и перебивших кучу народу.

Отныне дети герцога, Бромви и Бронвин – изгои, за которыми идет охота. Изгои, не собирающиеся мириться с таким положением вещей и напряженно ищущие союзников.

Но дело не только в наследниках убитого Эвана. Ведь именно судьба Канарна становится толчком для нового витка Долгой Войны. Войны, начатой давным-давно самим богами. Но что если в этой тысячелетней кровавой забаве появился новый, точнее давно забытый игрок. Игрок, отыскавший себе весьма любопытных союзников.

Сказать новое слово в фентези на сегодняшний день довольно сложно. Зато можно попробовать создать нечто интересное из старых наработок, разбавив их некоторыми особенностями свеженького мира. Двинул по этому пути и Э. Дж. Смит. Желаете приключенческой и авантюрной фентези? Держите. Героической? Не вопрос. Эпика? Да, пожалуйста. Элементов темной? Имеется! Порой Страж напоминает «Меекхан» Вегнера. Порой Линча с его «Подонками». Порой Мартина и «Игру престолов». Порой повеет Аберкомби. А порой «Сагой о копье».

Как вы уж поняли особой оригинальности от «Долгой Войны» ожидать не нужно. Но приятное времяпрепровождение она вполне способна обеспечить.

Автор постоянно тасует поджанры, перемежая героику — приключением, элементы темной фентези — играми богов, квест – эпиком, путешествие — этнографией. Каждая глава подана от имени другого героя (потом по кругу), посему отличается по настроению и подходу к жизни. Наивность оруженосца сменяется цинизмом наемного убийцы. Твердость духа северянина изворотливостью его южного друга. Благородство рыцарей политическими играми вождей.

Долгое время Смит тщательно расставляет фигуры на доске, намечает будущие контакты и конфликты, обрисовывает связи, раскидывает крючки и развешивает ружья, пардон арбалеты. Повествование в это время движется неторопливо, и показывается с разных точек зрения. И лишь когда начинаются повторные главы от уже знакомых читателю героев, сюжет потихоньку, но неотвратимо ускоряет ход.

В мире Смита имеются вполне приятные особенности, вроде церкви народа ро, разделенной на ордена, отвечающие за разные стороны сущности их божества – Одного Бога. Одни за богатство и алчность, другие за милосердие и заботу о неимущих. Третьи за знание, четвертые за силовые акции, пятые за все, что связано со смертью, шестые за исцеление и мир.

Рассово-национальное деление, наоборот слишком шаблонно. В наличии северяне, чересчур напоминающие викингов, южане – привет от арабов, и некая серединка, явно имеющая корни в средневековой центральной Европе, с ее рыцарством и диктатом церкви. Плюс местные мулато-метисы, отношение к которым почти везде ниже плинтуса. Единственные кто может постоять за честь Смита как оригинального творца – это таинственные доккальфары – всеобщее местное пугало.




Статья написана 18 июня 2019 г. 10:59

Апокалипсис подождет, или Двое против предопределения

blag_znamen

Ангел Азирафель (Шин) и демон Кроули (Теннант) обитали на Земле столько лет, что уже потеряли им счет. Ангел делал добрые дела (по большей части), демон соответственно злые (как правило). И за эти тысячелетия слежки и противостояния изрядно прикипели друг к другу. А заодно к земной жизни. Блинчики там, ролы от шеф-повара, букинистика, музыка, шикарные винтажные машины. Ну, вы понимаете.

Посему, когда Кроули получил распоряжение от начальства подкинуть американскому послу юного Антихриста, демон приказ конечно исполнил. Но крепко задумался, как справится с Апокалипсисом, до которого осталось весьма немного времени. И поделился своими размышлениями с Азирафелем.

Теперь лишь эти двое могут остановить Конец Света. А точнее не дать Сыну Сатаны по имени Адам, уже достигшему 11-летия, и вот-вот откроющему свою полную силу, запустить роковое действо, которое ждут и в Аду и на Небесах.


Роман «Благие знамения», написанный в 1990-м состоявшимся автором Терри Пратчеттом и молодым писателем Нилом Гейманом буквально сочился иронией и юмором и был чертовски позитивен. Несмотря на скользкие религиозные моменты, затрагиваемые в книге.

Об его экранизации долго раздумывал Терри Гиллиам, однако не сложилось. И не складывалось аж до 2017 года, когда Amazon Originals принялась за работу над 6-серийным мини-сериалом.

Получилось знатно.

Сперва охота сказать об атмосфере проекта, буквально пронизанной иронией и качественным юмором. Когда добрым, когда не очень, когда гротескным, когда пародийным, когда смехом сквозь слезы. Многие печальные моменты людской истории показывают в духе Монти Пайтона, только менее зло и фантасмагорично, что ли. Британцы, что с них взять.

Второй понравившийся момент – отношения главных протагонистов, ставшие откровенным украшением сериала (отдельное спасибо за иллюстрацию развития их взаимоотношений, занявшую полсерии). Ведь «Знамения» не в последнюю очередь рассказ о дружбе. О невозможной дружбе, которая не могла состояться. Не должна была состояться. Но все же случилась. О дружбе, в результате спасшей мир. Когда ни одного из нашей парочки нет на экране, с нетерпением ожидаешь появления полюбившихся персонажей.

Да, и ангел и демон слишком долго живут на Земле и в результате изрядно очеловечились. «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и набираются ребята чего кому не хватает. Демон – чуток хорошего. Ангел – малехо дурного. Параллельно они становятся своеобразной квинтэссенцией разных качеств людской натуры и человеческих особенностей, типа «оставьте нас в покое и не приставайте», «подальше о начальства, поближе к кухне», «главное – доложить об успехах, даже если их нет» и «не припишешь себе свершений, весь день ходишь как оплеванный» etc.




Статья написана 14 июня 2019 г. 10:03

Разговор по Сути, или Как предрекали авгуры

ten_ushedshego

Ученик школы одаренных Давьян с ужасом ждал дня испытания. Ведь он до сих пор не мог на практике использовать Суть, хотя в теории не знал себе равных. А судьбу не прошедших испытание никто не назвал бы завидной.

Да и за стенами школы поводов для оптимизма было немного. Всеобщая ненависть к одаренным, которая ничуть не утихла за 15 лет, прошедших со времени проигранной войны и гибели авгуров — правителей Андарры. Кабальный договор, поставивший носителей дара в положение людей второго сорта. А тут еще известия об убийствах в других школах одаренных, и слухи о разрушении Рубежа — стены Сути, удерживающей ужасных тварей от уничтожения мира людей.

Вот почему, когда оказалось что Давьян, владеет некоторыми умениями авгуров, его ужас не уменьшился, а напротив, вырос. И теперь ему предстоит смертельно опасное путешествие «туда не знаю куда». Путешествие, пережить которое у парня практически нет шансов.


На первый взгляд перед нами стандартное young adult героическое фентези с непременным взрослением и возмужанием героя, темой избранного, романтическими терзаниями, и верными друзьями. Да и структура текста подсказывает, что автор пристально изучил работы мэтров жанра фентези. Квест- путешествие, чудовища, злодейский властелин, жаждущий уничтожить людей, феодальные забавы, зловещие типы в черных плащах с капюшонами и мрачные локации по пути, типа Мори.., простите Дейланниса.

Однако в процессе чтения выясняется, что у мира, созданного Айлингтоном, имеются любопытные фишки, выделяющие роман из общего потока шаблонной подростковой литературы.

Во первых строках письма радует ситуация с местными волшебниками. Она проходит под девизом «Маги в загоне» (почти по Олди). Здешние одаренные уже 15 лет как являются самыми ненавидимыми и угнетаемыми существами во всем мире. Как так? Да все просто. Закушались, вдобавок утратили основную колдовскую фишку – предвидение будущего. Вот и поимели всевластные авгуры на свою голову восстание, а за ним и Невидимую войну. В результате которой авгуры закончились как класс, а те из одаренных, кого не перерезали, были вынуждены заключить жутко ущемляющие их права и возможности Договор. Помните у Азимова, законы робототехники? Вот-вот, почти один в один. Новые Догмы не позволяют магам причинять вред и не разрешают препятствовать неодаренным при помощи дара. Использовать дар для обмана, устрашения и в ущерб неодаренным. Не дают задирать хвост на блюстителей – надзирающих за одаренными. Причем не так, что: «мамой клянусь, не буду», а на уровне физической невозможности причинить этот самый вред. Убивать будут – все равно не причинишь. А на всякий пожарный их даже на улицу не выпускают без оковы – устройства, обрезающего использование Сути до минимального минимума. Плюс повсеместно расплодились охотники – отлавливающие и убивающие одиноких волшебников.

В общем, тяжела и неказиста жизнь простого одаренного в солнечной Андарре (а у соседей еще хуже).




Статья написана 31 мая 2019 г. 11:20

Двойной удар, или Теневой визит

My-Us

Аделаида Уилсон (Нионго) со своим мужем и двумя детьми приезжают отдохнуть в домик на берегу океана. Отпуск ее не особо радует, ведь именно в этих краях с юной Аделаидой произошла пугающая и травмирующая история.

Казалось бы, что за мнительность: где детство, а где нынешнее время, успокойся и получай удовольствие – убеждает женщину супруг. Однако права оказывается именно Аделаида.

Ведь уже ближайшей ночью на пороге их уединенного дома появляются четверо незнакомцев с откровенно недобрыми намерениями.


Актер, режиссер, сценарист и продюсер и Джордан Пил стал известным после ужастика «Прочь», отхватившего «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и тепло встреченного как критикой так и зрителями. Следующей режиссерской работы Пила ждали с нетерпением, интересно было узнать: это был единичный успех или на постановочном небосклоне появилась новая звездочка.

Джордан скорее подтвердил свой талант, чем нет, но при этом Us вызывает больше неприятных вопросов к постановщикам, чем Get Out.

С самого начала лента играет с зрительскими ожиданиями, регулярно при этом их обманывая. Кто перед героями? Мистические существа? Духи? Пришельцы? Маньяки? Сумасшедшие? Что мы смотрим? Хоррор с существами из иных измерений или триллер про психопатов? Ужастик о привидениях, или социальный боевик о людской природе? Долгое время определенного ответа зритель не получит.

Вот перед нами мелькает исследование заторможенной реакции современного человека на опасность (пока соберется с мыслями – глянь, уже помер). А вот оно уже плавно перетекает в демонстрацию того, как тонка обертка цивилизации на вполне себе звериной натуре каждого гомо сапиенса (и уже начинается выяснение, кто главный убийца в семье). Вот мы видим социальные нотки о несправедливости, угнетении и теневом мире, а вот они превратились в революционный порыв в духе балтийских матросов. Вот размышления о месте, которое мы занимаем (по праву ли?) и о тех, кому не свезло, а вот о своих и чужих. Вот картина сытого благополучия с излишками, а вот безумный мир лишенных самого необходимого. Вот теория заговора, вот сожаление по поводу пропасти меж людьми, а вот призыв к объединению человеков. Вот аллюзии на проблемы отношений разных классов общества, вот на «понаехавших», а вот на пресловутого «темного человека/демона» внутри каждого. Вот напряженный боевик, а вот трогательная семейная история. Вот проблема отцов и детей, вот творцов и их творений, а вот апокалиптические нотки. Вот предсказуемые ходы, а вот неожиданные повороты.

В умении тасовать колоду картины, все время поворачивая ее к зрителю другой стороной, и в непременных остросоциальных напевах (благо без расистских элементов в этот раз обошлись, хотя протагонисты все равно чернее ночи и гораздо приятнее своих белых соседей – впрочем, похоже, это принципиальная позиция режиссера) Джордану Пилу не откажешь.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх