Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 мая 2019 г. 11:20

Двойной удар, или Теневой визит

My-Us

Аделаида Уилсон (Нионго) со своим мужем и двумя детьми приезжают отдохнуть в домик на берегу океана. Отпуск ее не особо радует, ведь именно в этих краях с юной Аделаидой произошла пугающая и травмирующая история.

Казалось бы, что за мнительность: где детство, а где нынешнее время, успокойся и получай удовольствие – убеждает женщину супруг. Однако права оказывается именно Аделаида.

Ведь уже ближайшей ночью на пороге их уединенного дома появляются четверо незнакомцев с откровенно недобрыми намерениями.


Актер, режиссер, сценарист и продюсер и Джордан Пил стал известным после ужастика «Прочь», отхватившего «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и тепло встреченного как критикой так и зрителями. Следующей режиссерской работы Пила ждали с нетерпением, интересно было узнать: это был единичный успех или на постановочном небосклоне появилась новая звездочка.

Джордан скорее подтвердил свой талант, чем нет, но при этом Us вызывает больше неприятных вопросов к постановщикам, чем Get Out.

С самого начала лента играет с зрительскими ожиданиями, регулярно при этом их обманывая. Кто перед героями? Мистические существа? Духи? Пришельцы? Маньяки? Сумасшедшие? Что мы смотрим? Хоррор с существами из иных измерений или триллер про психопатов? Ужастик о привидениях, или социальный боевик о людской природе? Долгое время определенного ответа зритель не получит.

Вот перед нами мелькает исследование заторможенной реакции современного человека на опасность (пока соберется с мыслями – глянь, уже помер). А вот оно уже плавно перетекает в демонстрацию того, как тонка обертка цивилизации на вполне себе звериной натуре каждого гомо сапиенса (и уже начинается выяснение, кто главный убийца в семье). Вот мы видим социальные нотки о несправедливости, угнетении и теневом мире, а вот они превратились в революционный порыв в духе балтийских матросов. Вот размышления о месте, которое мы занимаем (по праву ли?) и о тех, кому не свезло, а вот о своих и чужих. Вот картина сытого благополучия с излишками, а вот безумный мир лишенных самого необходимого. Вот теория заговора, вот сожаление по поводу пропасти меж людьми, а вот призыв к объединению человеков. Вот аллюзии на проблемы отношений разных классов общества, вот на «понаехавших», а вот на пресловутого «темного человека/демона» внутри каждого. Вот напряженный боевик, а вот трогательная семейная история. Вот проблема отцов и детей, вот творцов и их творений, а вот апокалиптические нотки. Вот предсказуемые ходы, а вот неожиданные повороты.

В умении тасовать колоду картины, все время поворачивая ее к зрителю другой стороной, и в непременных остросоциальных напевах (благо без расистских элементов в этот раз обошлись, хотя протагонисты все равно чернее ночи и гораздо приятнее своих белых соседей – впрочем, похоже, это принципиальная позиция режиссера) Джордану Пилу не откажешь.




Статья написана 24 мая 2019 г. 12:58

Дети – центр вселенной, или И рыбку съесть, и на саночках покататься, и девочкой остаться

vo_vremja_grozy

Жизнь Веры Рой (Угарте) сложно было назвать неудачной. Любимый муж Давид, обожаемая дочурка Глория. Новый дом. Разве что карьеру врача пришлось оставить ради семьи. Но нельзя же получить все на свете, не так ли?

Именно с новым домом оказался связан невозможный поворот в судьбе Веры. Домом, где она отыскала старый телевизор и камеру, во время жуткой грозы открывших канал в прошлое. Канал, на другом конце которого оказался мальчик Нико, 25 лет назад, в результате стечения обстоятельств, погибший во время такой же ужасной грозы. Вера пытается спасти мальчишку, и достигает желаемого.

Однако оказывается, что в результате ее действий изменилась не только судьба Нико. Но и самой Веры. В новой версии реальности у нее нет ни мужа, ни что самое ужасное – дочурки. И теперь у нее в запасе совсем немного времени, чтобы попробовать вернуть самое драгоценное, что было в жизни женщины.


Испанец Ориол Паоло стал классическим примером качественного европейского постановщика, показывающего что Голливуд отнюдь не приобрел себе монополию на завораживающие триллеры. Работы Паоло отличают неожиданные повороты, приятные психологические портреты, демонстрирующие не лучшие людские качества и стремление к восстановлению справедливости.

Посему когда оказалось, что Паоло снял новую ленту, тем более с фантастическим элементом, вопрос о том смотреть или нет, решился быстро.

Durante изрядно отличается от предыдущих работ режиссера, хотя использует практически все его фирменные приемы. Качественные герои? В наличии. От главной протагонистки, до супруга, полицейского или соседа. Криминальный элемент? Имеется. В варианте роковой случайности, а не злого умысла. Неожиданные повороты? А как же! Правда, самый главный сюжетный твист, как на меня, оказался менее неожиданным, чем в ранних работах Паоло. Просто вариантов больше не было. Воздаяние по заслугам? И оно на месте, причем не сразу, а по прошествии многих лет.

Напряжение, как всегда у Ориола на высоте. После несколько затянутого вступления следует погружение во вторую реальность, в которой героиня и зрители со сладким ужасом обнаруживают, что эта самая незыблемая реальность может конкретным образом подвести. Воспоминания обманывают. Окружающие люди видят в вас совсем не то, что, по вашему мнению, должны видеть. И рассудок далеко не такая крепкая опора, как кажется нам в «тучные» годы.

Теперь о фантастическом элементе. Он тут не главный, просто позволяя повысить градус психологического напряжения и поиграться с реальностями, давая возможность героям глубже раскрыть себя и окружающих людей.




Статья написана 20 мая 2019 г. 11:20

Агент против апокалипсиса, или Не ходите дети в галактику гулять

ischezn_mir

Шеннон Мосс – спецагент Следственного управления ВМФ CША, всякое повидала на своем веку. И не только на Земле. И не только в родные 90-е. Ведь она была оперативницей программы «Глубокие воды» — секретных миссий в глубины космоса и глубины времени. Попросту в будущее.

Будущее, которое не сулит человечеству ничего хорошего. Во всех его вариантах нашу цивилизацию ожидает конец. Рубеж. Мгновение, когда человечество перестает существовать.

Жестокое убийство в небольшом провинциальном городке, казалось, никак не может быть связано с грядущим апокалипсисом. Однако чем больше Шеннон работает над этим делом, связанным с пропавшим несколько лет назад «морским котиком», тем яснее становится, что связь все-таки есть. И без очередного визита в будущее Мосс не обойтись. Визита, принесшего неожиданные и шокирующие результаты.


Американец Томас Карл Светерлич появился на фантастическом небосклоне относительно недавно – пять лет назад, когда мир увидал его роман Tomorrow and Tomorrow. До этого Том трудился в университетской библиотеке для людей с ограниченными возможностями и потихоньку работал над рассказами, мелькавшими в сети с 2012 года. Один из своих рассказов Том отослал писателю Стюарту О'Нэну, посоветовавшего Тому подумать над крупной формой. Светерлич с удовольствием последовал совету, дебютировав в 2014 году уже упомянутым Tomorrow.

«Исчезнувший мир» — его второй роман, изданный в 2018. С первых страниц автор огорошивает нас близким концом человечества и таинственными Глубинами времени, крайне необычно действующими на людей. Затем надолго превращая книгу в классический детектив. Жестокое убийство. Расследование Мосс, проявляющий недюжинный полицейский талант. Кропотливая работа следователей. ФБРовцы, пасущиеся на заднем плане. Неожиданные открытия. На «Настоящий детектив» с которым книгу сравнивают в аннотации, роман похож не сильно, но линия расследования сделана вполне вменяемо. А вот кивок в сторону «Интерстеллара» и «Начала» более уместен.

Тем более, вскоре выясняется, что автор все же не забыл о том, что пишет фантастику.

Сперва наша «Шеннон Холмс» проявляет себя как детектив-читер, не отказывающийся от возможности «сделать монтаж» и воспользоваться плодами 20-летней работы своих коллег. А затем расследование и вовсе отходит на задний план, а перед нами во всей красе разворачивается история о путешествиях во времени/пространстве и встрече с таинственными сущностями. История, говорящая об ответственности за людские забавы с непознанным (не ходите дети в Африку гулять). За стремления к безудержному исследованию, познанию и технологическому развитию. Раздумывающая о формировании будущего и человеческой роли в этом самом формировании. Об иллюзорности реальности и различных вариантах бытия. О влиянии знания об этой самой иллюзорности на психику гомо сапиенсов. О моральных аспектах деятельности путешественников во времени и их психическом здоровье.




Статья написана 14 мая 2019 г. 09:31

Космический подарочек или Дитя предназначения/«Никогда не разговаривайте с неизвестными астероидами»

extant

Последний год выдался для Молли Уоттс (Берри) не самым легким. Ничего удивительного, 13 месяцев на космической станции, причем в полном одиночестве. Плюс странные видения.

Не фунт изюму, отнюдь.

Но и по возвращении к любящему мужу Джону (Вишнич) и сынишке Итану (Гэгнон) странности не закончились.

Из космоса Молли прилетела на четвертом месяце беременности. Это после того, как больше года не касалась ни одного человеческого существа.

Но и это еще не все. Вокруг семейства начинаются какие-то чертовски опасные игры, и верить чета Уоттс может только самим себе. А также сыну.

Или и здесь есть варианты?


Extant, у которого, как у Арагорна, много имен, пардон, переводов, привлекает в первую очередь даже не наличием Холли Берри. Ну Женщина-кошка, ну Шторм, ну Готика. Мило, но далеко не шедеврально. А вот исполнительный продюсер, это да. Внушает. Самолично Стивен Спилберг. В общем, для того чтобы начать просмотр — достаточно. А сделать так, чтобы зритель его преждевременно не закончил, уже задача всей съемочной группы.

Удалось ли это создателям Extant?

Отчасти.

В чем им не откажешь, так это в неплохих задумках. И пускай особо новыми их назвать сложно, их хотя бы много.

Невозможная беременность. Ошалевшая от такого известия космонавтша. Странности, возникающие вокруг семьи Уоттс. Предательство и угрозы от власть имущих. Возня вокруг Итана, способного преподнести немало сюрпризов. Ожидаемые враги и неожиданные друзья. Новые головные боли, и нежданные повороты сюжета, щедро подкидываемые героям.

А вот воплощение в некоторых местах оставляет желать лучшего.

Подзатянуто. Многовато воды, подсократить было бы самое то.

Хватает логических прорех, в первую очередь психологических.




Статья написана 6 мая 2019 г. 09:51

Возвращение волшебства или Сказка на раздвоенных копытах

poslednij_edinorog

Она жила в сиреневом лесу долгие-долгие годы. В лесу, где всегда царила весна и птичьи трели. Жила до той поры, пока случайно не услыхала, что из мира исчезли все единороги.

Она уже сотни лет не видала никого из сородичей, но всегда знала, что подобные Ей существуют где-то на свете. Но если они ушли, то и Ей придется последовать их примеру.

И Последний единорог отправляется на поиски.

В мир, утративший волшебство и память о прекрасном. В мир, где рассказывают страшные истории о короле Хаггарде и Красном Быке.

Возможно они, повелители мест «Где скалы остры, бесплодна земля», знают что-нибудь о единорогах?

Или именно они и повинны в их исчезновении?

Питер Сойер Бигл увлекался чтением с самого детства. И в ту же босоногую пору впервые заявил о том, что станет писателем. Как оказалось позднее – пацан сказал – пацан сделал. В школе Питер активно занимался развитием школьного журнала, а в старших классах выиграл литературный конкурс, получив стипендию для учебы в Питтсбургском университете.

В студенческие годы Бигл стал победителем еще одного конкурса и опубликовал первый роман “Тихий уголок”.

Затем был литературный кружок Стэнфордского университета, масса путешествий и новые книги. А в 1968 из-под пера Бигла появился роман «Последний единорог», ставший одним из самых известных произведений в жанре фентези.

Вещь действительно достойная.

В первую очередь отмечу работу Бигла со словом.

В словосложении Питер достиг поистине выдающегося мастерства. Буквально одним предложением он рисует переполненную образами картину, поражающую восприятие, будоражащую подсознание, врезающуюся в мозг и остающуюся там надолго.

Наполнение текста на высочайшем уровне. Один только кусок с Полночным караваном Мамаши Фортуны, или той же историей Хагсгейта достойны своей большой повести.

Его текст поэтичен (кстати, Питер известен не только как прозаик), гармоничен, объемен и весьма хорош на вкус. Будто блюдо, приготовленное матерью и отведанное в детстве, когда деревья были большими, а неведомая, но, безусловно, прекрасная жизнь лишь занималась, как весенняя заря на горизонте. Блюдо, позднее прочно позабытое, но будоражащее рецепторы одним оттенком запаха. Будящее юношеские воспоминания, надежды и чаяния. Оставляющее послевкусие, способное часами таять на языке.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх