Фентезийный коктейль, или Узнаваемая история от хорошего рассказчика
Герцог Канарна Эктор хотел для своих людей лучшей доли. А еще выбраться из-под удушающего гнета церкви королевства Тор Фунвейра. Хотел. Но дождался лишь карательной экспедиции Рыцарей Красного ордена, захвативших столицу герцогства и перебивших кучу народу.
Отныне дети герцога, Бромви и Бронвин – изгои, за которыми идет охота. Изгои, не собирающиеся мириться с таким положением вещей и напряженно ищущие союзников.
Но дело не только в наследниках убитого Эвана. Ведь именно судьба Канарна становится толчком для нового витка Долгой Войны. Войны, начатой давным-давно самим богами. Но что если в этой тысячелетней кровавой забаве появился новый, точнее давно забытый игрок. Игрок, отыскавший себе весьма любопытных союзников.
Сказать новое слово в фентези на сегодняшний день довольно сложно. Зато можно попробовать создать нечто интересное из старых наработок, разбавив их некоторыми особенностями свеженького мира. Двинул по этому пути и Э. Дж. Смит. Желаете приключенческой и авантюрной фентези? Держите. Героической? Не вопрос. Эпика? Да, пожалуйста. Элементов темной? Имеется! Порой Страж напоминает «Меекхан» Вегнера. Порой Линча с его «Подонками». Порой Мартина и «Игру престолов». Порой повеет Аберкомби. А порой «Сагой о копье».
Как вы уж поняли особой оригинальности от «Долгой Войны» ожидать не нужно. Но приятное времяпрепровождение она вполне способна обеспечить.
Автор постоянно тасует поджанры, перемежая героику — приключением, элементы темной фентези — играми богов, квест – эпиком, путешествие — этнографией. Каждая глава подана от имени другого героя (потом по кругу), посему отличается по настроению и подходу к жизни. Наивность оруженосца сменяется цинизмом наемного убийцы. Твердость духа северянина изворотливостью его южного друга. Благородство рыцарей политическими играми вождей.
Долгое время Смит тщательно расставляет фигуры на доске, намечает будущие контакты и конфликты, обрисовывает связи, раскидывает крючки и развешивает ружья, пардон арбалеты. Повествование в это время движется неторопливо, и показывается с разных точек зрения. И лишь когда начинаются повторные главы от уже знакомых читателю героев, сюжет потихоньку, но неотвратимо ускоряет ход.
В мире Смита имеются вполне приятные особенности, вроде церкви народа ро, разделенной на ордена, отвечающие за разные стороны сущности их божества – Одного Бога. Одни за богатство и алчность, другие за милосердие и заботу о неимущих. Третьи за знание, четвертые за силовые акции, пятые за все, что связано со смертью, шестые за исцеление и мир.
Рассово-национальное деление, наоборот слишком шаблонно. В наличии северяне, чересчур напоминающие викингов, южане – привет от арабов, и некая серединка, явно имеющая корни в средневековой центральной Европе, с ее рыцарством и диктатом церкви. Плюс местные мулато-метисы, отношение к которым почти везде ниже плинтуса. Единственные кто может постоять за честь Смита как оригинального творца – это таинственные доккальфары – всеобщее местное пугало.
Картина мира, созданного Смитом, раскрывается перед нами постепенно и неторопливо. Он знакомит читателя с обычаями, укладами и традициями народа ро, затем северян-раненов, после – южан-каресианцев. Злачные кварталы и аристократические районы столицы Тор Фунвейра. Суровые, заснеженные и холодные просторы родины честных и суровых мужей, поклоняющихся Ледяному Гиганту. Кессия с ее классовыми подходами, паранойей, помпезными зданиями и восточной любовью к роскоши.
Приманивает любопытными «фишками», ведь тут водятся не только огромные пауки, практически неуязвимые тролли, или «восставшие из мертвых», но и гигантские кракены – слепые безумные боги. Потихоньку вводит в дело магию, которая в его мире практически полностью является даром богов, действующих через своих отдаленных потомков с кровью Гигантов и смертные воплощения. Волшебства у Смита немного. Исцеление, боевая ярость, жесткий гипноз, влияние на разум и психику да камни-передатчики. Пожалуй, все. Дальше, будьте любезны, мечами. И языком.
Часть информации об особенностях мира подается нам в виде прямого описания. Часть – во времени обучения юного Рэндалла – открытие мира одним из героев наравне с читателем прием опять же не новый, но до сих пор действенный. Третья во время диалогов и споров. В общем, автор всеми силами старается не дать читателю заскучать.
Персонажи небезынтересны, но почти всегда одноцветны, однозначны и практически не меняются. Умный, храбрый, импульсивный Бромви, любящий путешествия, приключения и простые радости жизни поболе аристократических забав. Его юная сестра Бронвин, считающая себя воительницей, но никогда не сталкивавшаяся с настоящим боем. Наивный как эльфийский воин оруженосец Рэндалл (практически единственный кто хоть чуть-чуть меняется). Добродетельный и высоконравственный воин-священник Пурпурной церкви брат Ториан. Его черный коллега циник и альбинос Ута Призрак. Прямодушный и честный раненский жрец Магнус Вилобородый. Его старший брат Алдженон Слеза – вождь всех раненов, таящий за душой огромный секрет. Южанин Аль-Хасим – одинаково искусный как в сплетении словес, так в соблазнении дам или рубке на ятаганах. Наемный убийца Рам Джас Рами – неостановимый, безжалостный и беспринципный, но ценящий настоящую дружбу. Благородный Красный рыцарь сэр Уильям из Вереллиана, которому не по душе пытки, и расправы с мирными жителями. Коварные и могущественные Семь Сестер. Протагонистов много, они хорошо описаны и порой вызывают искреннее сопереживание. Но вот ожидать от них серьезного изменения или развития характеров, внутренних борений, неожиданных решений или тем паче смены убеждений не стоит. За этим к другой сказке. Какими автор их родил, такими и помрут. Причем некоторые задолго до конца книги. Не Мартин, конечно, но потери в рядах будут.
Написано достаточно увлекательно, реальная картина происходящего проявляется далеко не сразу. Сперва кажется, что перед нами частная история мести за отца и родное герцогство. Но уже к концу первой трети романа мы понимаем, что видим проекцию глобальной войны Гигантов, длящейся тысячелетиями. Ведь, несмотря на то, что боги давным-давно покинули сию скорбную обитель, все отношения людей до сих пор напрямую завязаны на старые конфликты небожителей. Поклонники Одного считают себя вправе диктовать условия всему миру. Северяне думают в первую очередь о свободе своей прохладной родины, но ради кодекса чести готовы на многое. Южане активно участвуют в жизни всех королевств как торговцы и не прочь урвать кусочек пожирнее. И все активно не любят друг друга. За редкими исключениями. Отношения между расами неоригинальны, но хорошо продуманы, имеют долгое прошлое, знавали войну и мир, схватки и дипломатию, завоевания и освобождения.
Действия в романе не очень много, за первые две трети книги мы увидим десяток схваток с участием небольшого количества человек. Описываются напряженно, но без излишних подробностей, видно, что «боевка» не самая интересующая автора часть его мира. Ну и ладно, все равно следить за происходящим интересно. Благо к финалу Смит немного расходится, даря читателю парочку более менее крупных битв.
Да хватает архаизмов типа «крестоносцев», или «террора», забавных приколов, как то, маленькие суденышки с катапультами, стреляющими на огромные расстояния, или бронебойных лошадей, выносящих головами ворота королевского дворца, но в целом перед нами приличное фентезийное чтение на вечер без особых претензий.
Эрго. Приятная смесь из большинства возможных поджанров фентези, не способная похвастаться оригинальностью и неоднозначными героями, но радующая хорошей проработкой мира и интересно рассказанной историей.
Апокалипсис подождет, или Двое против предопределения
Ангел Азирафель (Шин) и демон Кроули (Теннант) обитали на Земле столько лет, что уже потеряли им счет. Ангел делал добрые дела (по большей части), демон соответственно злые (как правило). И за эти тысячелетия слежки и противостояния изрядно прикипели друг к другу. А заодно к земной жизни. Блинчики там, ролы от шеф-повара, букинистика, музыка, шикарные винтажные машины. Ну, вы понимаете.
Посему, когда Кроули получил распоряжение от начальства подкинуть американскому послу юного Антихриста, демон приказ конечно исполнил. Но крепко задумался, как справится с Апокалипсисом, до которого осталось весьма немного времени. И поделился своими размышлениями с Азирафелем.
Теперь лишь эти двое могут остановить Конец Света. А точнее не дать Сыну Сатаны по имени Адам, уже достигшему 11-летия, и вот-вот откроющему свою полную силу, запустить роковое действо, которое ждут и в Аду и на Небесах.
Роман «Благие знамения», написанный в 1990-м состоявшимся автором Терри Пратчеттом и молодым писателем Нилом Гейманом буквально сочился иронией и юмором и был чертовски позитивен. Несмотря на скользкие религиозные моменты, затрагиваемые в книге.
Об его экранизации долго раздумывал Терри Гиллиам, однако не сложилось. И не складывалось аж до 2017 года, когда Amazon Originals принялась за работу над 6-серийным мини-сериалом.
Получилось знатно.
Сперва охота сказать об атмосфере проекта, буквально пронизанной иронией и качественным юмором. Когда добрым, когда не очень, когда гротескным, когда пародийным, когда смехом сквозь слезы. Многие печальные моменты людской истории показывают в духе Монти Пайтона, только менее зло и фантасмагорично, что ли. Британцы, что с них взять.
Второй понравившийся момент – отношения главных протагонистов, ставшие откровенным украшением сериала (отдельное спасибо за иллюстрацию развития их взаимоотношений, занявшую полсерии). Ведь «Знамения» не в последнюю очередь рассказ о дружбе. О невозможной дружбе, которая не могла состояться. Не должна была состояться. Но все же случилась. О дружбе, в результате спасшей мир. Когда ни одного из нашей парочки нет на экране, с нетерпением ожидаешь появления полюбившихся персонажей.
Да, и ангел и демон слишком долго живут на Земле и в результате изрядно очеловечились. «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и набираются ребята чего кому не хватает. Демон – чуток хорошего. Ангел – малехо дурного. Параллельно они становятся своеобразной квинтэссенцией разных качеств людской натуры и человеческих особенностей, типа «оставьте нас в покое и не приставайте», «подальше о начальства, поближе к кухне», «главное – доложить об успехах, даже если их нет» и «не припишешь себе свершений, весь день ходишь как оплеванный» etc.
Азирафель. Добрый, мягкий, отзывчивый, наслаждающийся вкусным блюдом, очаровательным закатом и каждым моментом бытия. Да, сыграно несколько «голубовато», но у ангелов вообще с полом и его отсутствием частые недоразумения, так что не критично. «Вы…плохие ангелы!» — это «пять!»
Кроули. Змей-искуситель. Эксцентричный, эмоциональный, коварный, беспринципный. Демон, одним словом. Но демон, по полной программе наслаждающийся благами цивилизации. А кому охота их терять?
Сделано образ порой на грани переигрыша, но почти не заступая за эту грань.
Остальные персонажи, понятное дело, блекнут на фоне главгероев, но тоже имеют свои фишки, забавные отличительные черты, и важны для сюжета. Кстати, в «Знамениях» уже можно увидеть любимые Гейманом хронотступления, истории из прошлого, достигшие чуть ли не совершенства в уже упомянутых «Американских богах». Хотя, например сцена с сожжением ведьмы принадлежит перу Пратчетта. Порадовал и закадровый рассказчик (Она?), цитирующий книгу Пратчетта и Геймана, прием, считающийся в кинематографе моветоном («не рассказывай, а показывай»), но в сериале зашедший, как дети в школу.
Что приятно, в «Знамениях» поднят вопрос, который висел в воздухе со времен пресловутого «Омена». Вот отчего сын Сатаны настолько злобно-маньячный? Причем без малейший оснований, в виде тяжелой жизни, чугунных игрушек и скользких подоконников? Может у него велосипеда не было, как у Печкина? А ведь это действительно нелогично. Этот самый Антихрист имеет людские гены и вовсе не обязан быть записным злодеем.
Третий приятный момент – общий оптимизм постановки. Даже конец света не повод прекратить иронизировать над собой и ситуацией. А главное – нет такой проблемы, с которой не справиться, если взяться за нее вдумчиво и с разных сторон.
Четвертый – ее идейная подоплека.
Любовь творит чудеса. Любовь к подопечным и к равным. К Богу и людям. Старому другу и постаревшему солдату. Не поспоришь.
Человек – субстанция загадочная, но обладающая огромным потенциалом — утверждают постановщики и авторы книги. И намешано в нем от души, постаралась Создатель (кстати, не Он, а Она. Заметим, «Догма» появилась на 9 лет позднее книги). С одной стороны – человек, особенно в стае, существо не из лучших. Гордыни, подлости и черноты в нем хватает. А войны и геноцид люди устраивают самостоятельно, без вмешательства преисподней. С другой – по отдельности человеки чаще всего не плохие, а порой даже хорошие. В людской цивилизации есть масса приятных моментов: как минимум таких как хорошая кухня, крутые тачки и ночные клубы (с последним не соглашусь).
Интересны взгляды создателей на воспитание. Который гласят, что когда оно, а когда его отсутствие (не мешайте ребенку расти), способно решить массу проблем.
Интересны современные мотивы, понятные нам и абсолютно неведомые человеку древнему, времен написания Библии. Как вам Чума, ушедший на пенсию, и Загрязнение — заменившее его среди всадников Апокалипсиса?!
Ну и главный момент проекта – вопрос выбора и предопределения. У человека, даже если ему не повезло с родителем, всегда имеется выбор – уверены постановщики. Правда, тут многое зависит от друзей и домашних животных.
Да и с предопределенностью все не так просто. Пророчества, святые книги, это конечно хорошо, но у человечества всегда имеется свобода выбора, основополагающее качество гомо сапиенса. Так что даже будь вы даже архангелом Гавриилом, уверенным, что знает план досконально, это не так, ведь он непостижим, ни для кого кроме Нее. Кстати, со свободой воли у функционалов не очень (независимо от цвета, наличия рогов или нимба). Ровно до тех пор, пока плотно не свяжутся с человеками.
Эрго. Удачная экранизация книги мэтров, полная юмора, иронии, приятных персонажей и идейных посылов. Разве что местную графику мало кто назовет идеальной, но она тут и не главная.
Режиссер: Дуглас Маккиннон
В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Фрэнсис МакДорманд, Шан Брук, Дэниэл Мейс, Сэм Тейлор Бак, Джон Хэмм, Адриа Архона, Пол Чахиди, Нед Деннехи
Ученик школы одаренных Давьян с ужасом ждал дня испытания. Ведь он до сих пор не мог на практике использовать Суть, хотя в теории не знал себе равных. А судьбу не прошедших испытание никто не назвал бы завидной.
Да и за стенами школы поводов для оптимизма было немного. Всеобщая ненависть к одаренным, которая ничуть не утихла за 15 лет, прошедших со времени проигранной войны и гибели авгуров — правителей Андарры. Кабальный договор, поставивший носителей дара в положение людей второго сорта. А тут еще известия об убийствах в других школах одаренных, и слухи о разрушении Рубежа — стены Сути, удерживающей ужасных тварей от уничтожения мира людей.
Вот почему, когда оказалось что Давьян, владеет некоторыми умениями авгуров, его ужас не уменьшился, а напротив, вырос. И теперь ему предстоит смертельно опасное путешествие «туда не знаю куда». Путешествие, пережить которое у парня практически нет шансов.
На первый взгляд перед нами стандартное young adult героическое фентези с непременным взрослением и возмужанием героя, темой избранного, романтическими терзаниями, и верными друзьями. Да и структура текста подсказывает, что автор пристально изучил работы мэтров жанра фентези. Квест- путешествие, чудовища, злодейский властелин, жаждущий уничтожить людей, феодальные забавы, зловещие типы в черных плащах с капюшонами и мрачные локации по пути, типа Мори.., простите Дейланниса.
Однако в процессе чтения выясняется, что у мира, созданного Айлингтоном, имеются любопытные фишки, выделяющие роман из общего потока шаблонной подростковой литературы.
Во первых строках письма радует ситуация с местными волшебниками. Она проходит под девизом «Маги в загоне» (почти по Олди). Здешние одаренные уже 15 лет как являются самыми ненавидимыми и угнетаемыми существами во всем мире. Как так? Да все просто. Закушались, вдобавок утратили основную колдовскую фишку – предвидение будущего. Вот и поимели всевластные авгуры на свою голову восстание, а за ним и Невидимую войну. В результате которой авгуры закончились как класс, а те из одаренных, кого не перерезали, были вынуждены заключить жутко ущемляющие их права и возможности Договор. Помните у Азимова, законы робототехники? Вот-вот, почти один в один. Новые Догмы не позволяют магам причинять вред и не разрешают препятствовать неодаренным при помощи дара. Использовать дар для обмана, устрашения и в ущерб неодаренным. Не дают задирать хвост на блюстителей – надзирающих за одаренными. Причем не так, что: «мамой клянусь, не буду», а на уровне физической невозможности причинить этот самый вред. Убивать будут – все равно не причинишь. А на всякий пожарный их даже на улицу не выпускают без оковы – устройства, обрезающего использование Сути до минимального минимума. Плюс повсеместно расплодились охотники – отлавливающие и убивающие одиноких волшебников.
В общем, тяжела и неказиста жизнь простого одаренного в солнечной Андарре (а у соседей еще хуже).
Именно к этому угнетенному классу принадлежат главные герои романа.
Давьян – юный (настолько юный, что к нему постоянно обращаются:«мальчик») наследник славы авгуров. Классический «лузер», оказавшийся избранным. Хороший ребенок, еще в раннем детстве поимевший проблемы из-за своей одаренности. Наивный юнец, страдающий из-за своей доверчивости. Постепенно теряющий младенческую пухлость и все больше окунающийся в суровую взрослую реальность.
Вирр – его лучший друг, способный маг, всерьез задумывающийся над способами улучшить положение одаренных, и скрывающий одну концептуальную тайну.
Что забавно, в «Тени ушедшего» практически каждый из персонажей оказывается не тем, кем кажется сначала. Недоговоренности, обман (причем от тех, кто вроде как принес тебе благо), интриги, использование людей «втемную» — тут обычное дело. Эдакий параноидально-шпионско-реалистичный подход к жизни.
Таинственный Седэн — потерявший память одаренный, найденный в глуши соседней державы и обвиненный в массовом убийстве. Одаренный без метки на руке, что считалось в принципе невозможным. Как вы догадываетесь, он преподнесет читателю немало сюрпризов.
Ашалия – романтическое устремление ГГ, девочка попавшая как «кур в ощип» и знакомящая нас с еще одним интересным пластом мира Айлингтона.
Дело в том, что те, кто не проходят испытание на полноправного Одаренного, либо нарушают одну из догм, становятся Тенями, теряющими часть памяти и неспособными к колдовству Своеобразными париями-неприкасаемыми этого мира. Обычные люди, ненавидящие магов, к Теням относятся и вовсе паскудно. Да и сами волшебники испытывают к неудачникам и нарушителям брезгливо-отстраненные чувства.
Именно Тенью становится одна из главных героинь книги (довольно жесткий прием для подростковой литературы, примерно как шрам в «Смертных машинах»). В обществе Теней все не слава богу. Именно тут зарождаются новые социальные бури, грозящие всерьез подорвать государство.
А ведь имеется и внешний враг. Причем это даже не соседний агрессивный Дезриель с их орденом гил’шаров. А древнее зло, копившее силу и ненависть уже 2 тысячи лет, и наконец, похоже, поимевшее возможность дотянуться до ненавистных людишек.
Местную магию супермощной назвать сложновато. Это вам не Эриксон и не Перумов с их сверхмощным колдунством. Тутошнее волшебство — «Суть» может физически влиять на вещи: поднимать или разламывать, тянуть или токать, портить или исцелять. Бить вражину энергией в поединке, или защищаться от таких ударов щитом. Может заглушить комнату от прослушивания, создать завесу невидимости или портал с помощью путевых камней. Благодаря тайнику – потаенному запасу Сути, одаренный способен не спать много ночей, долго и плодотворно работать. Плюс «сосуды» – артефакты, помогающие магам накапливать и использовать Суть. Оно вроде как и неплохо, но слишком уж все локальное, индивидуальное какое-то все, скромное. Особенно если учитывать что за последние 15 лет щупы, чующие магвоздействия, и «ловушки» — устройство расщепляющее суть вокруг себя, и защищающие владельца от магии, распространились крайне широко. А на обычных людей волшебство нельзя применять в принципе (см. Догмы). Правда, здешняя магия, как выясняем мы вскоре, Сутью не ограничивается.
Еще одной любопытной особенностью здешнего мира стали безвременно почившие и возрождаемые в лице нашего героя авгуры. Они по-другому работают с Сутью, взамен могут похвастаться умением «читать» человека, замедлять время и самое главное, видеть будущее (да и других умений у них хватает). Причем видения будущего, получаемые авгурами, считались истинными, только если были подтверждены другим авгуром. А записывались специальным писцом – эдаким куратором-генеральным секретарем (изрядно власти должна давать эта должность, доложу я вам). Причем сами авгуры с коллегами обсуждать свои видения не имели права (интересно, соблюдали ли они это ограничение?). А еще видения дарят читателю интересные подглавы, в которых изрядно увеличивается масштаб и глубина события.
Кроме магии и неведомой угрозы из-за Рубежа в остальном перед нами классический феодализм средних веков с королями, религией, аристократическими фамилиями и турнирами.
В середине книги нас ждет приятный сюжетный твист, расширяющий временные рамки происходящего (да, можно обозвать этот прием и «богом из машины», никто не спорит – не имел ни гроша, а вдруг алтын). Да и интрига закручивается все активнее.
Благодаря героям мы побываем в разных локациях этого мира. В тавернах, на центральных площадях столицах и на их задворках. В парадных залах дворцов и в их подземельях. В бескрайних лесах и продуваемых всеми ветрами полях.
Повидаемся с одаренными, блюстителями, охотниками на магов, контрабандистами, высшей знатью, вплоть до принцессы и герцога – брата короля. Прогуляемся за границу и в Город Тумана – жуткое место где, живут неведомые сущности. Неплохо познакомимся с новым фентезийным миром, история которого на английском уже дописана. Осталось дождаться перевода второй и третьей части трилогии.
Эрго. Приятное подростковое фентези, способное быть небезынтересным и для взрослых. Масса стандартных элементов поджанра, которую Айлингтон, разбавив собственными наработками, превратил во вполне вкусное чтение.
Аделаида Уилсон (Нионго) со своим мужем и двумя детьми приезжают отдохнуть в домик на берегу океана. Отпуск ее не особо радует, ведь именно в этих краях с юной Аделаидой произошла пугающая и травмирующая история.
Казалось бы, что за мнительность: где детство, а где нынешнее время, успокойся и получай удовольствие – убеждает женщину супруг. Однако права оказывается именно Аделаида.
Ведь уже ближайшей ночью на пороге их уединенного дома появляются четверо незнакомцев с откровенно недобрыми намерениями.
Актер, режиссер, сценарист и продюсер и Джордан Пил стал известным после ужастика «Прочь», отхватившего «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и тепло встреченного как критикой так и зрителями. Следующей режиссерской работы Пила ждали с нетерпением, интересно было узнать: это был единичный успех или на постановочном небосклоне появилась новая звездочка.
Джордан скорее подтвердил свой талант, чем нет, но при этом Us вызывает больше неприятных вопросов к постановщикам, чем Get Out.
С самого начала лента играет с зрительскими ожиданиями, регулярно при этом их обманывая. Кто перед героями? Мистические существа? Духи? Пришельцы? Маньяки? Сумасшедшие? Что мы смотрим? Хоррор с существами из иных измерений или триллер про психопатов? Ужастик о привидениях, или социальный боевик о людской природе? Долгое время определенного ответа зритель не получит.
Вот перед нами мелькает исследование заторможенной реакции современного человека на опасность (пока соберется с мыслями – глянь, уже помер). А вот оно уже плавно перетекает в демонстрацию того, как тонка обертка цивилизации на вполне себе звериной натуре каждого гомо сапиенса (и уже начинается выяснение, кто главный убийца в семье). Вот мы видим социальные нотки о несправедливости, угнетении и теневом мире, а вот они превратились в революционный порыв в духе балтийских матросов. Вот размышления о месте, которое мы занимаем (по праву ли?) и о тех, кому не свезло, а вот о своих и чужих. Вот картина сытого благополучия с излишками, а вот безумный мир лишенных самого необходимого. Вот теория заговора, вот сожаление по поводу пропасти меж людьми, а вот призыв к объединению человеков. Вот аллюзии на проблемы отношений разных классов общества, вот на «понаехавших», а вот на пресловутого «темного человека/демона» внутри каждого. Вот напряженный боевик, а вот трогательная семейная история. Вот проблема отцов и детей, вот творцов и их творений, а вот апокалиптические нотки. Вот предсказуемые ходы, а вот неожиданные повороты.
В умении тасовать колоду картины, все время поворачивая ее к зрителю другой стороной, и в непременных остросоциальных напевах (благо без расистских элементов в этот раз обошлись, хотя протагонисты все равно чернее ночи и гораздо приятнее своих белых соседей – впрочем, похоже, это принципиальная позиция режиссера) Джордану Пилу не откажешь.
Как и в способности создавать атмосферу. Гнетущее ожидание неприятностей настигает нас почти сразу, а затем, не покидает даже на те полчаса, что были потрачены на знакомство с семьей Уилсон. По истечении 30 минут обрушиваясь на героев уже свершившимся фактом больших проблем.
На ту же мельницу льет воду и музыка картины. Гнетущая, рваная, завораживающая. Насколько я равнодушен к саунду в кино, в этот раз не выдержал и глянул кто его создатель. Композитор Майкл Эбелс. Надо запомнить.
Имеются приятные актерские работы.
Лупита Нионго разложила перед зрителем довольно обширный спектр эмоций и внутренних состояний. От затаенного страха пред детской психотравмой и ужаса перед угрозой жизни, до материнского инстинкта порвать за своих детей и ярости берсерка. Плюс не забываем, что Нионго нужно было играть «два по цене одного», причем с абсолютно разным психологическим настроем, и со своей задачей актриса справилась «на отлично».
Ее супруг Гэбриел (Уинстон Дьюк) тоже каши не испортил. Большой увалень, эдакий плюшевый мишка, откровенно пребывающий под каблуком у жены. Абсолютно не готовый к силовым столкновениям, несмотря на все свои размеры, и демонстрирующий нам с вами, что в таких ситуация важнее не сила, а настрой.
Детишки порадовали меньше, и если девица Зара (Райт Джозеф) пыталась эмоционировать (местами удачно), то мальчик Джейсон (Алекс) все время был откровенно отмороженным. Или это они на аутичные черты, все больше проявляющиеся среди современной детворы, намекали?
В общем, во время просмотра все б-м в порядке. Разве что таинственность с визитеров сняли рановато. Да чрезмерное везение напрягло, но это вечная проблема всех, исключая разве что Дж. Мартина. Зато, когда после финальных титров пытаешься проанализировать ленту, вопросы к постановщикам вылазят косяками. Потому что несостыковок Us предоставит нам с лихвой. Такое впечатление, что постановщики, увлеченные созданием атмосферы и идейными смыслами, абсолютно позабыли о существовании логики.
Дальше будет малехо спойлеров, посему тем, кто ленту не видел, предлагаю вернуться к этому разделу после просмотра.
1. Итак. Сама идея создания теневого мира подземки выглядит жестко притянутой за уши. Без экспериментов, подтверждающих состоятельность идеи управления, потратить кучу денег, наштамповать огромную гору объектов, а потом просто забыть об их существовании. Гениально! У штатников были периоды, когда они не считали пенензы, но не до такой же степени. Да и в то, что их просто оставили бы в покое, верится с огромным трудом. Нет – объекта – нет проблемы. Тем более еще и с душой вопросы (как они, кстати, это выяснили, папу римского для консультации приглашали?).
2. Вообще непонятно как действует связь, и с какой стороны она это делает. Если она включается автоматически сверху вниз, как Ред смогла провернуть свою детскую эскападу? Никак. Значит, она работает по желанию? Хочу ловлю эту самую связь, хочу не ловлю? И как со связью идущей снизу вверх? Она вроде как не работает, эксперимент признан неудавшимся. Зачем тогда наша девочка столь активно подчинялась неработающей связи? Тем более, возраст у нее был совсем не младенческий. Господа постановщики, вы там сами часом не запутались?
3. Откуда взялись у многих гостей такие акробатически-тараканьи навыки? Не спецназовцы чай, и не ниндзи какие. А такое впечатление, что хоть сейчас на чемпионат вселенной по гимнастике заявки подавай.
4. Библейские аллюзии и намеки на мессию. Ну к чему это? Тем более в таком исполнении? Может уже достаточно кровавых дел, творившихся под эгидой религии?
И таких недоуменных вопросов к картине масса.
А вот к гениальному плану «возьмемся за руки друзья» претензий минимум. Эта картинка могла так плотно отложится в голове Ред, что стала просто напросто ее манией. А остальным было все равно: чем не вариант? Королева сказала, мы сделали. Плюс единение опять же. А как форма протеста ничем не хуже толп с плакатами под Белым домом.
Эрго. Любопытный триллер-хоррор, более менее подтвердивший потенциал Пила как постановщика. Особенно если он более вдумчиво начнет относиться к сценариям и побольше следить за логикой происходящего.
Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Элизабет Мосс, Тим Хайдекер, Шахади Райт Джозеф, Эван Алекс, Яхья Абдул-Матин II, Анна Диоп, Кали Шелдон, Ноэль Шелдон, Мэдисон Карри, Эшли МакКой, Напьера Гровс, Лон Гоуэн, Дастин Ибарра
Дети – центр вселенной, или И рыбку съесть, и на саночках покататься, и девочкой остаться
Жизнь Веры Рой (Угарте) сложно было назвать неудачной. Любимый муж Давид, обожаемая дочурка Глория. Новый дом. Разве что карьеру врача пришлось оставить ради семьи. Но нельзя же получить все на свете, не так ли?
Именно с новым домом оказался связан невозможный поворот в судьбе Веры. Домом, где она отыскала старый телевизор и камеру, во время жуткой грозы открывших канал в прошлое. Канал, на другом конце которого оказался мальчик Нико, 25 лет назад, в результате стечения обстоятельств, погибший во время такой же ужасной грозы. Вера пытается спасти мальчишку, и достигает желаемого.
Однако оказывается, что в результате ее действий изменилась не только судьба Нико. Но и самой Веры. В новой версии реальности у нее нет ни мужа, ни что самое ужасное – дочурки. И теперь у нее в запасе совсем немного времени, чтобы попробовать вернуть самое драгоценное, что было в жизни женщины.
Испанец Ориол Паоло стал классическим примером качественного европейского постановщика, показывающего что Голливуд отнюдь не приобрел себе монополию на завораживающие триллеры. Работы Паоло отличают неожиданные повороты, приятные психологические портреты, демонстрирующие не лучшие людские качества и стремление к восстановлению справедливости.
Посему когда оказалось, что Паоло снял новую ленту, тем более с фантастическим элементом, вопрос о том смотреть или нет, решился быстро.
Durante изрядно отличается от предыдущих работ режиссера, хотя использует практически все его фирменные приемы. Качественные герои? В наличии. От главной протагонистки, до супруга, полицейского или соседа. Криминальный элемент? Имеется. В варианте роковой случайности, а не злого умысла. Неожиданные повороты? А как же! Правда, самый главный сюжетный твист, как на меня, оказался менее неожиданным, чем в ранних работах Паоло. Просто вариантов больше не было. Воздаяние по заслугам? И оно на месте, причем не сразу, а по прошествии многих лет.
Напряжение, как всегда у Ориола на высоте. После несколько затянутого вступления следует погружение во вторую реальность, в которой героиня и зрители со сладким ужасом обнаруживают, что эта самая незыблемая реальность может конкретным образом подвести. Воспоминания обманывают. Окружающие люди видят в вас совсем не то, что, по вашему мнению, должны видеть. И рассудок далеко не такая крепкая опора, как кажется нам в «тучные» годы.
Теперь о фантастическом элементе. Он тут не главный, просто позволяя повысить градус психологического напряжения и поиграться с реальностями, давая возможность героям глубже раскрыть себя и окружающих людей.
Плюс тема, поднятая в фильме, обыгрывалась в кинематографе и литературе уже не раз. Начиная с классической работы Бредбэри, продолжая «Эффектом бабочки», «Дежа вю», «Исходным кодом», «Петлей времени», «Гранью будущего» «Радиоволной». Причем чаще всего создатели этих работ приходили к выводу, что вмешательство в ход событий и попытки изменить сложившиеся обстоятельства ни к чему хорошему не приведут. Ориол, наоборот, принадлежит к тем постановщикам, которые уверены, что все не так печально, и шансы есть всегда.
Причем Паоло создал довольно связную и непротиворечивую картину, вполне логично подводящую героев к избранному режиссером финалу. Перед нами несколько разных реальностей и временных линий, интересно показывающих варианты событий и жизни одних и тех же персонажей.
Все взаимосвязано, говорят создатели ленты, и каждое действие влечет за собой последствия, отражающиеся на судьбах многих людей. Случайностей не существует, и любой шаг отзывается на вашей жизни, создавая меж тем огромное количество других реальностей. Предопределение можно изменить, правда, для этого требуются осознанные и последовательные действия.
Также порадовала твердая убежденность Паоло в том, что именно вокруг детей вертится жизнь женщины, и наследники на порядок важнее для дам всего остального на свете. Работа? Карьера? Не то. Мужья? Сегодня один, завтра другой, даже если первый был «тем единственным». Кстати жаль, что Ориол не решился выдать спиногрыза во второй реальности. Интересно, как бы выкручивалась героиня?
Об актерах.
«Одна из больших надежд современного испанского кино» Адриана Угарте успешно эмоционирует и не дает никаких причин сомневаться в своем таланте.
Супруг Давид (Морте), составляет ей неплохую подтанцовку.
Анхель Прието (Гутьеррес) демонстрирует нам нормального мужика, ставшего заложником обстоятельств, и сохраняет немало зрительского расположения.
Инспектор Лейра (Дарин) чересчур непоколебим, и заставляет удивляться свободному графику работы испанских копов.
И, конечно, искренне любимая режиссером Белен Руэда в небольшой эпизодической роли, постаревшая но не утратившая шарма и грации.
Касабельно завершения картины, получившейся возможно слишком уж сладко-приторным. С одной стороны можно сказать, что Паоло «опопсился» и поддался голливудовской тенденции. С другой — для поджанра, избранного ним для своего нового фильма, такой финал как раз не является особо популярным.
Эрго. Приятное размышление от хорошего постановщика на вечную тему о вмешательстве в прошлое. Но, как на меня, при всех позитивных моментах, Durante чуток послабее старых работ Паоло.