Наказание и преступление. С опережением, или Моральные этюды для блондинок
Капитан полиции Джон Андертон (Круз) отдавался своей работе по полной программе. Еще бы, ведь благодаря программе профилактики преступлений и провидцам, количество убийств в округе Вашингтон удалось снизить практически до нуля. Ах, если бы эта программа была внедрена чуть раньше, в то время, когда исчез его 6-летний сын!
Зато теперь Джон все свое время посвящает тому, чтобы подобная ситуация не произошла с другими отцами и детьми. Ну и наркоте, нужен же хоть какой-то способ, чтобы не сойти с ума.
Но вот чего Джон аж никак не собирался делать, так это убивать абсолютно незнакомого ему человека.
Однако именно эту картину увидели провидцы в своих видениях. А провидцы никогда не ошибаются.
К началу 2000-ных один из лучших постановщиков современности Стивен Спилберг снял уже большинство хитов, принесших ему мировую славу, и мог позволить поиграться с материалом в свое удовольствие.
Minority Report, лента по небольшой повести Филипа Дика, одного из самых экранизируемых фантастов нашего времени, вышла интересной по техническому исполнению, живой, переполненной экшеном, картинами будущего и жутко нелогичной.
Из повести режиссер взял лишь основную идею системы допреступности и личность капитана Андертона, который по мнению провидцев, должен совершить убийство. Дика в его работе в первую очередь интересовало влияния знания будущего на само грядущее. Спилберг упомянул пару раз о выборе, но заодно решил поднять ставки, потревожив весьма болезненные социальные и моральные вопросы.
Итак. Трое провидцев-«провов» сделали округ Вашингтон натуральным райским садом. Преднамеренных убийств не случалось уже несколько лет. Преступления в состоянии аффекта предотвращаются бравым спецназом и капитаном Андертоном, вооруженным «палками-блевалками». Систему уже подумывают распространить на всю страну…
Секунду.
А каким собственно образом?
У вас в кармане есть еще десяток-другой подобных «провов»? Нет. Эта троица подростков, дети наркоманов с жуткими генетическими нарушениями – уникальна. Кстати, абсолютно непонятна дальность предвидения «провов». Если судить по финалу – радиус их дара-проклятия не так уж велик, и требует держать провидцев в крупных людских скоплениях.
И что самое забавное – никто и не почесался попробовать воссоздать ту последовательность нарушений и опытов давшую такой неординарный результат. С помощью компьютеров ли, искусственного интеллекта, либо добровольцев или иных подопытных. Неужто во время экспериментов доктора Хинеман не велось никаких записей?
О какой вообще системе может идти речь? Профилактика преступлений, висящая на трех нитках? И если одна из них обрывается (а люди, знаете ли, смертны, причем порой внезапно) – система заканчивается. Как класс.
Первая и самая серьезная недароботка сценаристов ленты. Одно дело, когда этих самых провов достаточно (у Дика их в каждом участке по три штуки: мутанты, что с них взять Гены у них не мытые) – тогда можно говорить о системе. Если их всего трое, и как получить еще, никто не знает – это простите не система, а баловство на пару лет. Хорошо, пару десятилетий.
Дальше, на основании того, что у одного из «провов» обнаруживается родитель, Стивен огорошивает зрителя вопросом – морально ли отбирать ребенка у родителя и использовать на благо общества? Обратите внимание – двух других, безотцовщину, постановщик вообще в расчет не берет. Есть у ребенка родственник – повезло, нет – ты никто и звать никак.
Морально ли заставлять «обколотого» подростка регулярно видеть кошмары, спасая тем самым жизни других? Морально ли накачивать человека наркотой, поддерживая в практически растительном существовании? Морально ли заставлять детей исполнять обязанности государственной машины с ее тысячами силовиков, детективов и прокуроров?
И ежу понятно, что это абсолютно незаконно и настолько же аморально. Но жутко удобно. Ничего, что каждый гражданин (особенно ребенок) по определению находится под защитой закона. Ничего, пускай детишки послужат стране, если нет другого выхода. Отдадут, так сказать священный долг тем, кто и пальцем для них и их семей не пошевелил. Только родился, а уже задолжал – удобная позиция для государства.
Не идет речь о сознательном выборе «провов» (которые, как оказывается, вполне могут жить нормальной жизнью). О возможности отдыхать, наслаждаться заслуженным вознаграждением, звездами, обедом, беседой. Нет. Наркота и кошмары на износ.
Дальше. К чему всех поголовно потенциальных преступников отправлять в бессрочный анабиоз? Одно дело – когда речь идет о маньяках или закоренелых рецидивистах. Но к чему «замораживать» сорвавшегося мужа, убившего (почти убившего) жену и любовника в состоянии аффекта? Единожды подошедший к черте и почувствовавший дыхание пропасти будет гораздо осторожнее впоследствии. Такому субъекту прямая дорога в объятья психологов (которых как и адвокатов на западе целые армии), тут даже полицейский надзор дело вторичное. Работайте товарищи мозгоправы с ним, с женой, с любовником, с их сыном и собачкой. Отрабатывайте в конце концов свое существование. Поставьте ему «крышу» на место. Помогите или разойтись с супругой красиво, или жить дальше в согласии.
Нет. В капсулу – и никаких гвоздей.
Да и тема намерения и его реального воплощения, вроде и поднятая в ленте достаточно явно, не раскрыта в той степени какой могла бы.
В общем, к логике и моральным посылам Minority Report вопросов масса.
А вот к исполнению почти нет.
Частый пересвет кадра, зернистость, скачки резкости по задумке Спилберга должные символизировать предвидение «провов» (коим вроде как и является лента), смотрятся несколько непривычно, но весьма антуражно.
Куча забавных гаджетов, «живая» пресса (Гарри, ты ли это?), поголовное сканирование по радужной оболочке глаза, персонифицированная реклама, захватывающие дух транспортные магистрали будущего, с удовольствием переносят читателя в середину 21 века.
Много беготни Фаррелла и других персонажей в шлемах за Крузом, напряженные моменты, типа «Дела о неверной жене» в начале, или облавы с помощью полицейских пауков, не позволяют заскучать или отвлечься еще за пивом.
В чем-чем, а в режиссерском мастерстве старине Спилбергу не откажешь.
А вот над философией, логикой событий и морально-этическим содержанием Стивену нужно думать тщательнее, не рассчитывая только на блондинок, глубокомысленно прощебечуших после тиров: «Детишек конечно жалко, бедненькие, но вон они сколько человечков спасли. Ах! Спилберг помог меня задуматься о нелегком детском труде».
Эрго. Крепко сверстанная и хорошо поставленная «алдовым» профи Спилбергом фантастика с серьезно нарушенной логикой и странноватой моралью.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз, Макс фон Сюдов, Саманта Мортон, Колин Фаррелл, Кэтрин Моррис, Тим Блэйк Нельсон, Петер Стормаре, Стив Харрис, Нил МакДонаф, Патрик Килпатрик, Джессика Кэпшоу, Ричард Кока, Кит Кэмпбелл, Кирк Б.Р. Уоллер, Клеа Скотт, Фрэнк Грилло, Анна Мария Хорсфорд, Сара Симмонс, Юджин Осмент, Джеймс Хендерсон, Вене Л. Аркораки, Эрика Форд, Кейт Флиппен, Джессика Харпер, Натан Тейлор
Случилось неслыханное! Среди стаи флуктуаций, атакующих ларгитасский космический корабль, приборы зафиксировали волновой спектр антиса. Антиса! Надежи и опора рода человеческого, защитника странствующих сквозь звездную бездну, героя космоса, нового витка людской эволюции!
Что это было? Ошибка? Сбой аппаратуры? Неизвестная флуктуация? Антис-психопат? Террорист? Дитя, воспитанное флуктуациями? Гибрид? Каких только бредовых идей не выдвигали ученые Ларгитаса.
В любом случае феномен заинтересовал не только самых передовых в Ойкумене техноложцев. Но и брайманов, ведь именно к этой расе, если верить приборам, принадлежал неведомый Отщепенец. И помпилианцев, вечно лезущих не в свои дела и мечтающих о собственном антисе. И, конечно же, совет антисов, стремящихся разобраться в деталях шокирующего, невиданного доселе события.
И не просто заинтересовал. Похоже, Ойкумена оказалась на пороге одного из страшнейших кризисов в своей истории. Кризиса, способного стать первым шагом к глобальной, разрушительной войне.
Ойкумена снова с нами! После пяти лет с момента «Волчонка», и трех, прошедших от выхода «Побега на рывок», мы изрядно соскучились.
Возвращение оказалось волнительным. Ведь в нашей любимой Ойкумене настают сложные времена. А всему виной оскал судьбы — случайная встреча на печально известном Шадруване, послужившая спусковым крючком эпохальных событий. Случай, позволивший Олди приоткрыть нам доселе неведомые или малоосвещенные грани Ойкумены. Познакомить с серьезными теориями, касающихся основополагающих моментов жизни этого мира. И как обычно поговорить с читателем о важных вещах.
К примеру, о реальности (-тях). Теме, уже давно волнующей серьезных фантастов. Ей в новой трилогии уделено максимум авторского внимания. Является ли то, что дано нам в ощущениях, единственным и неповторимым ее видом? Или есть нюансы?
На примере Ойкумены: что такое на самом деле знаменитая шелуха, иначе Вторичный эффект Вейса? И возможно ли, что галлюцинаторная реальность не такая уж и галлюцинаторная. Что если это лишь вторая сторона монеты? Непременное свойство пространства, возникшее вследствие воздействия разума или забав природы? Что если тут помимо исторической, существует и полноправная мифологическая реальность? Как будут воспринимать обе реальности волновые и физические существа? А как будут себя чувствовать в случае исчезновения одной из них?
Изрядно времени в новой трилогии посвящено антисам — «передовому отряду человечества». Мы узнаем об этих завораживающих существах массу нового. О нюансах инициации, и связанных с этими проблемах. Их страхах, комплексах, психологии. Внутренней иерархии, общении, отношении к своим и чужим. Становлении и взрослении. Рождении. И смерти. А как вам теория доктора Йохансона о антисах и менталах? О «героях космоса, защитниках трасс» авторы поведают нам, пожалуй, больше чем за предыдущие тома цикла вместе взятых.
Как и о расе брамайн, до сей поры одной из самых малознакомых читателю рас Ойкумены. Казалось бы – индийцы себе и индийцы. Брахма, варны, грязь, перенаселение, священные коровы. Благодаря гуру (хотя мы с вами так называть его не имеем никакого права) Вьясе Горакша-натху, духовному лидеру нации брамайн, мы вплотную столкнемся с еще одним непременным атрибутом Индии – йогой. Но не просто йогой, а ее продвинутым вариантом (хотя кто знает, на что способны современные йоги из нашей с вами Индии). Йогины (те, кто всерьез и надолго практикуют это искусство) брамайнов, это по большому счету, секретное оружие расы — их ответ менталам. Тот же Вьяса и еще несколько умудренных йогинов, способны на весьма нетривиальные вещи. Потрясающая работа с собственным (и чужим) телом, власть над энергией, аккумуляторами, видеосигналами и прочими элементами иллюзии (по терминологии Вьясы) внушает уважение.
Порадовал также орден натхов. Йогины, стремящиеся к физическому бессмертию в своем сегодняшнем теле. Жаждущие стать антисами, не родившись ними. Колланты? Нет, извините, не наш путь. Коллективный выход в большое тело, это конечно, здорово, но мы желает повторить то же самое в одиночку.
За плотное знакомство с нюансами брамайнского накопления (и траты) энергии через страдания и ограничения отдельное спасибо. Как и за антисов, воспринимаемых многими брамайнами как аватары их божеств. Как там тебе, Баламут, не икается?
В общем, еще одна раса Ойкумены заблистает после этой трилогии новыми красками.
То же и с менталами, о которых после «Городу и миру», казалось бы, сложновато рассказать что-то новое. Однако Олди справились. Ведь Гюнтер Сандерсон («крестник» Регины ванн Фрассен), в отличие от Химеры, застрявшей под Саркофагом, не телепат, а эмпат – человек, взаимодействующий не с мыслями, а чужими эмоциями. Отдельный подвид менталов, со своими, весьма любопытными особенностями работы с мозгом. В «Городе» мы уже виделись с людьми, обладающими подобными талантами (та же Линда), но лишь в «Блудном сыне» мы их познаем досконально. Методы эмпатов, их силу и слабость, работа с трудными подростками, и прочими патологиями. Воздействие на эмоции и чувственные образы с поистине хирургической точностью и завидным терпением.
Через Гюнтера – главного героя трилогии мы познакомимся с еще одной стережневой темой трилогии – проблемой отцов и детей. Налаживание общения, поиск точек соприкосновения, попытки воспитания и социализации. Влияние родителя на ребенка, и чада на своего предка. А чем больше дитятко, тем больше проблемы.
Также мы, наконец, узнаем о судьбе Регины ванн Фрассен и ее близких. Казалось бы, что такого в той Регине? Всего лишь один персонаж из многих. Однако именно за оборванную линию ванн Фрассен на Олдей с неудовольствием косились многие их поклонники.
Не оставят нас Олди и без большой политики. Вновь возвращается и приобретает новые грани основной конфликт Ойкумены – противостояние техноложцев и энергетов. Люди как всегда, остаются людьми, и, похоже, просто не могут жить без «своих» и «чужих». Тем более, когда в игре оказывается такой «вкусный лот», как антис. Мы увидим, как разгораются глобальные конфликты. Как играют между собой разведки разных держав и силовые ведомства одной и той же. Как действует на умы «пересичных громадян» пропаганда и религиозный вопрос. Как вступают в дело духовные и прочие лидеры. Как раскидываются и собирают улов крючки патриотизма, гордости и народного единства. Как начинаются противостояния, перерастающие в войны, уносящие миллионы жизней.
В этих противостояниях нет правых и виноватых, как собственно и в обыденной жизни. Немножко гордыни, чуток злости, мало-мало манипуляций, изрядно тупости и жажды власти. И уже гибнут люди, плавятся корабли, и судьбы Ойкумены висят на волоске.
Но самое главное, что именно в «Блудном сыне» авторы продемонстрировали интересный вариант выхода из кризиса, гнойной туманностью окутавшего Ойкумену, показывав следующий шаг развития гомо сапиенсов. Пускай это только самое начало пути, но как говорится: маленький шажок для ант… человека, зато огромный скачок для человечества.
Эрго. Пятая трилогия Ойкумены всерьез двигает вперед развитие этого мира и не забывает о раскрытии его мало освещенных доселе тайн и особенностей. Подбирает множество хвостов и размышляет о множестве важных тем. Радует старыми встречами и новыми знакомствами. Предлагает выход из кризиса, настигшего этот мир. Фуга вышла знатной.
«Дьявол ухитрился убедить человечество в том, что он – единственный», или Ужас и хохот
Дэвид был обычным парнем, живущим где-то в американской глубинке в городке без названия. До той поры, пока он, и его друг Джон не познакомились с необычным наркотиком, способным открывать дверь в иные миры. И то, что появилось из-за этой двери, оказалось крайне недружелюбным.
Теперь в опасности жизни не только Дэвида с Джоном, но и, похоже, всего человечества. Но разве это повод прекратить стебаться над ситуацией?
Юмористическая фантастика довольно специфический поджанр. А уж смешанная с хоррором и подавно. Как корректно совместить два противоположных подхода к рассказываемой истории: ужас и хохот? Плюс очень сложно выдержать грань между пошлостью и хорошим юмором. Дэвид Вонг даже не пытался. Он решил взять другим. Абсурдностью ситуации, фантасмагорией, ощущением пребывания автора и читателя под веселящими препаратами.
С этой задачей Вонг справился. Книга действительно вышла оригинальной, вот только далеко не каждому такая оригинальность придется по нутру.
Вонг смешал тему «похитителей тел», наркотика под названием «Соевый соус», открывающего любопытные возможности человеческого организма (естественно не просто так) — привет от «Областей тьмы», демонов, преисподней, других миров, сдобрив все это нездоровой долей расчлененки, бреда, безумия, галлюцинаций, психоделики и американского юмора, с его непременными сексуально-фекальными мотивами.
После классической борьбы группы героев с ужасным злом в духе раннего Кинга или «Кусаки», наступает время приключений в стиле Дина и Сэма Винчестеров с ожиданием беды, пустыми домами, психологическими этюдами, воспоминаниями юности, и, конечно же, монстрами.
Местами нас ждет натуральный треш – ехидный, кроваво-несерьезный, аляповатый, абсурдный, но вполне способный удержать ваше внимание и заставить следить за происходящим с легкой долей отвращения и недоумения. Крепкий желудок в такие моменты читателю не помешает. Затем его сменяет откровенная комедия, чаще всего подростковая. Затем автор нагнетает обстановку. Периодически всплывает какой-нибудь бог из машины. Затем следует активный экшен, когда герои из последних сил противостоят злобным вражинам. Потом – затишье, небольшая пауза перед повышением ставок. Следом очередное нагнетание. И так по кругу.
Что забавно, даже при таком нетривиальном подходе к тексту у Вонга имеются весьма сильные сцены с точки зрения напряжения, саспенса и собственно хоррора. Правда долго побояться писатель вам не даст, перемежая ужастик очередным саркастическим пассажем, или фантасмагорически-дебильной сценой типа общения героев через сосиску хот-дога. Хотя есть исключения, когда мы видим прям таки натуральный «взрослый» хоррор почти без иронии.
Любопытна структура текста. Вонг постоянно играет со временем действия. Перед нами несколько временных пластов. В одном – герой общается с журналистом, рассказывая ему свою историю. В другом — основной части романа – нам досконально раскрывают эту самую историю из прошлого Дэвида, которая к тому же еще не закончилась. Но и это не все. Вонг явный и фанатичный поклонник тезиса: «не рассказывайте, а показывайте». Посему частенько нас ждет погружение третьего уровня. Находясь в прошлом, мы ныряем еще глубже в былое, автор переносит читателя на места ключевых событий, будто разворачивая перед нами натуральный кинематографический экран. Не зря за экранизацию романа довольно быстро взялся широко популярный в узких кругах режиссер Дон Коскарелли.
Персонажи глуповаты, молоды, инфантильны, не чураются наркоты. В общем, влюбят в себя изрядное количество юного народу. Особенно за бугром: у протагонистов как я уже говорил, чувство юмора американское по полной программе. Не пошутить про какашки, сиськи или пенис, через две страницы на третью – считай день потерян.
Повествование идет от первого лица Дэвида Вонга (ГГ — полный тезка автора), язык романа бойкий и легкий, действие сменяется переживаниями протагонистов, накал повышается с каждой главой. И даже то, что мы с самого начала знаем, что герои доживут как минимум до встречи с журналистом, лишь немного понижает градус восприятия. Тем более, в процессе чтения сюрпризов автор нам не пожалеет.
Эрго. Специфический, но довольно любопытный текст, сверстанный в стиле иронично-саркастичного хоррора, местами сваливающегося в треш, местами поднимающегося до комедии, местами вспоминающего о классическом ужастике. Зайдет роман далеко не всем, но как культурный феномен вполне имеет право на жизнь.
Цикл, состоящий из 15 книг и ставший программным для новейшего творчества Олди. Дарящий читателям безбрежную вселенную, как место действия. Будущее с неожиданными технологиями и вариантами развития, как время действия. Отлично прописанных, достоверных, психологически выверенных героев. Живой, богатый, «вкусный», сочный язык. Полностью захватывающую ваше внимание интригу. Всплески экшена, не позволяющие оторваться от текста. Возможность понаблюдать за взаимодействием самых разных культурных, мистических и политических образований. Поразмышлять над многими важными для человека вопросами и проблемами. Все это и многое другое – «Ойкумена».
Харьковские авторы Дмитрий Громов и Олег Ладыженский написали первую книгу своего будущего цикла в далеком 2006 году. Нынче в нем пять трилогий, каждая из которых помимо общего названия носит музыкальный подзаголовок. Как то «Космическая симфония», или «Космический марш».
Взглянем на это масштабное фантастическое полотно поближе.
Изюминки Ойкумены
-Локация, позволяющая авторам переносить действие из далеких космических просторов на любые планеты, радующие нас природными и зоологическими жемчужинками. Обжитая Ойкумена невообразимо огромна. А ведь есть еще и дальний космос, таящий серьезные сюрпризы.
-Интересная версия будущего, соединяющая различные фантдопущения, эволюцию гомо сапиенс, с вполне понятными психологическими подоплеками их действий. Люди остаются людьми.
-Разные расы, ведущие свое происхождение от народов старой Земли. Причем среди них есть те, что пошли по стандартному технологическому пути развития, а есть энергеты — избравшие иной путь, с изменениями на уровне физиологии.
-Аллюзии на земные народы. Наблюдать за тем, куда привели авторы знакомые нам нации, с их религиозными и культурными особенностями — одно удовольствие.
-Антисы. Наравне с люденами Стругацких одна из самых завораживающих возможностей развития человека. А ведь имеются еще и колланты.
-Персонажи. Они психологически достоверны, отлично проработаны (порой включая второстепенных), обладают великолепным шлейфом роли. А с некоторыми мы пребудем с самого детства, воспринимая их уже скорее как членов семьи. Частенько герои одних трилогий всплывают потом в других, объединяя повествование в завораживающую вязь.
-Напряжение. Даже когда не происходит активного внешнего действия, от текста сложно оторваться. Ведь каждый герой способен порадовать: напряженными размышлениями, внутренними монологами, рефлексией, развитием, выбором. Проблемами и их преодолением. Эмоциональным состоянием и его изменением. А уж когда дело доходит до экшена, дипломатических баталий, или противостояния спецслужб – и вовсе забываешь о времени.
-Интрига. Каждая новая трилогия показывает нам слабо раскрытый доселе кусочек Ойкумены, подбрасывая новые сложнейшие перипетии, влияющие на всех живущих и соединяющие их в один запутанный клубок.
-Идейное наполнение книг. Оно богатейшее. Олди говорят с читателями о человечности и Человеке. Его психологии и эволюции. Разных путях развития людской расы. Цивилизационном шоке. Рабстве и его тлетворном влиянии на психику, как раба, так и хозяина. Психологии хищника. Слабости сильного, и силе слабого. Неограниченности и непознанности Вселенной. Ее экологии. Ответственности и безжалостности. Малом зле. Большой политике и большой грязи. И еще массе важных вещей.
-Язык и слог. Олди прекрасные стилисты, каждая трилогия привносит новые нотки в картину мира, и мастера слова. В их повествовании можно наслаждаться каждым словосочетанием и предложением, гоняя его по языку как глоток изысканного вина. Картины, которые они рисуют словом, встают у вас перед глазами как в изысканном, профессионально снятом кино.
Мир и особенности Ойкумены
Перед нами космос, где возможно все. Планеты, с самыми разнообразными природными особенностями. Пояса астероидов и астероидные кольца с проделанными в них окнами для станций. Произвольное количество спутников. Планеты-курорты и планеты-холодильники. Планеты с уникальной атмосферой, и звезды с любопытным спектром излучения.
Есть планеты, ставящие в тупик лучшую во Вселенной ларгитасскую науку. Способные лишить энергетов их тысячелетиями пестуемых физиологических особенностей. Противостоять мощнейшему оружию. Места, где живут люди неподвластные телепатам, и места недоступные для антисов.
Фауна Ойкумены нас тоже не подведет. Один мир стал родиной драконам, василискам, мантикорам, гарпиям и химерам. Другой – тираннозаврам, махаройдам и диплодокам. В третьем – раздолье для кошачьих. Четвертый… Вы ведь помните, что Ойкумена практически безгранична?
Но и это не все. Ведь кроме первичной, в Ойкумене существует и вторичная (галюцинаторная) реальность, называемая еще Вторичным эффектом Вейса. Реальность, выходящая на первый план при действиях энергетов по накапливанию энергии. Помпилианцев при клеймении рабов. Антисов, когда им угодно. Кроме них «под шелухой» бывают телепаты, психиры и коллантарии.
Да, в Ойкумене, как вы уже поняли, имеются телепаты. Люди, способные напрямую воздействовать на мозг. Изгои и герои. Одновременно обихаживаемые властями и удерживаемые в ежовых рукавицах. Телепаты Ойкумены делятся на несколько подвидов, о которых мы узнаем немало нюансов. Одной из самых завораживающих специализаций, доступных телепатам, является работа психира (пси-хирурга), близко с которой мы познакомимся благодаря Регине ван Фрассен – героине второй трилогии.
Еще одним любопытным подвидом людей, взаимодействующих с человеческим мозгом, в Ойкумене являются невропасты-«кукольники». Специалисты, способные при согласии пациента перехватывать и управлять его моторикой или речью.
Одной из самых интересных и сюжетообразующих «фишек» Ойкумены стали флуктуации континуума. Никто не знает, что представляет собой эта величайшая опасность для космических путешественников. Одни уверены, что перед ними космические хищники-пожиратели, бездумно уничтожающие звездные корабли с их экипажами. Другие – новый виток эволюции. Ясно одно – без флуктуаций, Ойкумена была бы неполной.
Как и без антисов – вершины человеческой эволюции, существ, способных в «большом теле» летать меж звезд, носясь там с непредставимыми скоростями, уходить в волновое состояние, на равных сражаться с хищными флуктуациями. Примечательно, что в малом теле антисы остаются обычными людьми со всеми их недостатками и достоинствами.
Со временем на просторах Ойкумены появились колланты – «коллективные антисы»: группа людей соединяющихся в единый волновой организм, и способных вместе делать многое из того, что доступно природным антисам. Интересно, что для создания колланта чаще всего необходимы представители всех рас Ойкумены. Обязательным условием является наличие помпилианца и невропаста.
Расы Ойкумены
Энергия во все времена была королевой мира. Возможно поэтому, когда человечество вышло в космос и разделилось на расы, основным их отличием стали принципы работы с энергией. Некоторые из людей будущего, позднее названные техноложцами, остались верны науке и технологиям. Остальные нашли источник энергии в самих себе. И научились передавать ее механизмам и аккумуляторам.
Корни рас, описываемых Олди, легко прослеживаются в народах и племенах нашей с вами Земли. Причем сделано это явно намерено, ведь эффект узнавания весьма облегчает знакомство с миром и последующее сопереживание.
Техноложцы. С ними все ясно. Как встали на рельсы технического развития, так и не слазят с них тысячелетиями подряд. И достигли в познании немалых успехов. Особенно Ларгитас. Эдакая утопия для пытливого разума. Специфический рай для науки и ученых.
Брамайны. Аскеты-мазохисты, накапливающие энергию через страдания, истязания плоти. Их родные планеты известны по всей Ойкумене нищетой и перенаселением. Вот и пришлось ребятам превратить свои недостатки в достоинства. Тонкий намек на индуистов.
Вехдены. Повелители внутреннего огня. Они обложены, будто волк флажками, тысячами ограничений, запретов, среди которых встречаются абсолютно не понятные для остальных жителей Ойкумены (ну почему нельзя ходить босиком?!). Явно давным-давно имели отношение к зороастризму и Персии.
Вудуны. Их «фишка» — управление и подчинение духов Лоа. С последующим использованием их для работы в различных агрегатах. Самая пластичная и гибкая раса Ойкумены. Порой используют вместо оружия ручных ядовитых змей. Их пляски обладают гипнотическим действием. Добрые приятели барона Субботы и почитатели вуду.
Гематры. Гениальные математики. Живые компьютеры. В процессе эволюции потеряли эмоции, но приобрели способность создания гематриц. Эти комбинации символов могут выступать источниками энергии. А также работать вычислительными машинами. Еще одной особенностью гематров стало производство големов — искусственных слуг с весьма впечатляющими характеристиками. Идея гематриц зиждется на гематрии и каббале.
Помпилианцы. До сих пор ученые Ойкумены спорят, к какой группе рас отнести уроженцев Великой Помпилии. Те не умеют напрямую накапливать энергию. Их особенность в другом. В таланте переводить в энергию жизненные силы своих рабов. Становящихся после клеймения беспрекословным орудиям хозяина. Частью его тела. Помпилианцы — квинтэссенция современной западной цивилизации. Главный хищник Ойкумены, в котором смутно угадывается величайшая земная империя всех времен и народов. Идущие на смерть приветствуют тебя!
Астлане. Раса кошатников, живущая за пределами исследованной Ойкумены, и таящая в себе массу неожиданностей (особенно для помпилианцев).
Кроме цивилизованных рас в Ойкумене имеются также варвары – жители недавно открытых миров, не дотягивающие пока до общего технического уровня Ойкумены.
Основные конфликты Ойкумены
Конфликтов в будущем, описанном Олди, хватает. Одним из главных можно назвать противостояние техноложцев и энергетов. Причем активной стороной, насколько можно судить, в нем выступают первые. Возьмем пример Ларгитаса, наиболее влиятельного и лучше всего описанного в цикле мира техноложцев. Казалось бы, чего ж вам товарищи ларгитасцы, еще надобно? Телепатов у вас великое множество. Наука и так впереди вселенной всей. Многие тысячи патентов на самые разнообразные изобретения, от бытовых приборов до вооружения и звездолетов. Передовая медицина, лучшее в Ойкумене образование. Во всем хороши. Кроме разве что одного. Источников энергии. Лишь в этом технологии Ларгитаса уступают физиологическим особенностям энергетов. Вот и дуются наши лучшие в Ойкумене техноложцы, как дети малые. И не просто дуются, а активно пытаются энергетов загнобить. Их не берут в здешние университеты. Нет, официально все равны, а на деле… недостаточный уровень знаний для поступления, вы же понимаете. Их не пускают на Ларгитас, иначе как по служебной надобности. И главное – их даже за людей не считают. Есть настоящие гомо сапиенс, утверждают члены местного «Братства Людей», а есть ходячие батарейки. Те, кто пошел животной дорогой развития, позабыв о единственно верном пути развития разума и научного прогресса. Есть люди, а есть насекомые, компьютеры, симбионты, быдло. Как по-человечески!
Хотя энергеты в свою очередь также не являются паиньками. Доказано Террафимой и собором Святого Выбора.
Следующим конфликтом, раздирающим Ойкумену, стали противоречия между Великой Помпилией и всеми остальными. Тут как раз все понятно и естественно. Ну как можно ужиться с существами, способными почти кого угодно превратить в бессловесного раба? Соорудить из разумного существа живую батарейку? И в Спартака вы уже не поиграете. Ведь помпилианские рабы не думают о свободе, мести или побеге. Даже мысль такая им в голову не приходит. Будто быть рабом, частью тела хозяина, их изначальная цель и призвание. А там и смерть от истощения не далеко. Это ли холодящий душу ужас, преследующий любое мыслящее существо? Да, у себя на родине, в цивилизованном мире, угроза рабства вроде как не очень актуальна. Но мало ли: от сумы, тюрьмы и войны не зарекайся. А кому охота при неудачных обстоятельствах столкнуться со своих худшим кошмаром лицом к лицу?
И без классических междержавных (точнее межрасовых) конфликтов Олди нас не оставят. Будь ты хоть брайман, хоть вехден, для тебя всегда будут свои, и будут чужие. Торговые столкновения, гонки технологий, сепаратистские движения, террористы, столкновения спецслужб, игры дипломатов. И это несмотря на Совет Галактической Лиги, старающийся сгладить острые углы, «наказать невиновных и наградить непричастных». Впрочем, когда это межгосударственные образования были способны полностью сгладить противоречия меж своими членами?
К этим стержневым конфликтам авторы периодически добавляют новые — самый серьезный свежий конфликт Олдя подкидывают нам (и героям) в третьей трилогии.
Некоторые из героев Ойкумены
Лючано Борготта. Директор театра контактной имперсонации, в прошлом невропаст. Главный герой первой трилогии. С Ойкуменой мы начинаем знакомиться через него. Неглупый, хороший человек, быстро становящийся читателю близким другом. Шикарный шлейф роли, погружения в прошлое. Отдельное спасибо за оба его альтер эго, вполне достойных «жирных» собственных линий.
Давид и Джессика Шармаль-Штильнер. Близнецы-гематры (точнее полу-гематры). Именно благодаря этой парочке мы получим возможность приглядеться к самой безэмоциональной расе Ойкумены. Причем в период детства – когда все особенности психологии раскрываются наиболее ярко. А потом детишки вырастут – и покажут нам, как особенности гематров смешиваются с общечеловеческими реакциями.
Гай Октавиан Тумидус. Истинный помпилианец. Бравый военный. Кремень. Ужас Борготты (впрочем, это взаимно). Один из первых предвестников изменений для своей родины.
Юлия Руф. Помпилианка. Холодная стерва. Несчастная женщина. Счастливая жена. Ученый-исследователь. Человек, пошедший на серьезные жертвы ради Родины.
Нейрам Саманган. Антис-вехден. Белокурый красавец, переживший предательство, оказавшийся на грани потери себя, запутавшийся во времени, но все равно предотвративший раскол среди вехденов.
Папа Лусэро. Антис-вудун. «Матерщинник и крамольник», завсегдатай вудунских тюрем, аж никак не способный служить примером для подрастающего поколения. Слепой карлик, в большом теле принимающий облик гигантского паука.
Регина ван Фрассен. Телепатка с Ларгитаса. Центральный персонаж второй трилогии.
Мы познакомимся с Региной в ее шесть лет и будем вместе на протяжении почти четырех десятилетий. Такого сродства с персонажем я не припомню уже давно. С ее помощью мы ближе узнаем телепатов и общество Ларгитаса.
Герцог Оливейра-ла-Майор, уроженец варварского Эскалона. Воплощение старинного благородства, изрядно позабытого в современном мире.
Артур Зоммерфельд – юный аутист, необычный ребенок, подопечный и пасынок Регины, подтолкнувший ван Фрассен к интересным соображениям, связанным с «шелухой».
Марк Кай Тумидус. Обычный помпилианец с необычной судьбой, племянник Гая Октавиана. Протагонист третьей трилогии: волчонок, выросший в вожака. На его примере мы вплотную рассмотрим психологию хищника (и тех, кто его окружает). Причем в крайне нестандартной ситуации.
Луций Тит Тумидус. Дед Марка, экс-артист цирка, сперва наездник, позднее клоун. Автор шикарных философских сентенций, связанных с цирковым искусством и жизнью.
Н’доли Шанвури. Вудуни, дочь Папы Лусэро. Девушка, демонстрирующая читателя любопытные моральные терзания и конфликт между личными и державными устремлениями.
Диего Пераль. Маэстро фехтования, бывший мастер-сержант. Еще один уроженец средневекового Эскалона. Человек, лично переживший тот самый цивилизационный шок, познавший бездны отчаяния и утраты. Основной персонаж четвертой трилогии, показавший нам великую силу Любви.
Адольф Штильнер. Профессор космобестиологии, отец Давида и Джессики. Сибарит и пьяница, грубиян и ученый с безумными идеями, оказавшийся во многом правым.
Спурий Децим Пробус. Наладчик навигационных систем, позднее коллантарий, один из немногих помпилианцев-гражданских, фигурирующих в цикле.
Гюнтер Сандерсон – «крестник» Регины, молодой телепат, герой пятой трилогии, вернувшей нас в Ойкумену 20 лет спустя.
За кадром у нас остались таинственные участки и существа Ойкумены, ставящие в тупик лучших ученых всех рас, типа сферы Шадрувана, или аборигенов Мондонга. Патриархальный Сечень – мечта кондовых домостроевцев, тоскующих по русской старине. Откровенные до колик семилибертусы. Модификанты-киноиды, способные посрамить любого представителя собачьего рода. Истории варваров, впервые сталкивающихся с Лигой, и ошарашенных цивилизационным шоком. Визит на Сякко – шикарный культурный феномен в японском стиле. Голубая мечта кинематографистов — фильмы, созданные арт-трансерами, обеспечивающими полное погружение в происходящее. Оммаж и пикировка с азимовской Галаксией. Экологические вопросы самого что ни наесть глобального уровня (как вам влияние РПТ-маневра на саму структуру Вселенной!). Астлантида и ее обитатели: те, что хищнее хищника. Наглядные прикладные эссе по психологии и влиянии свободы.
И еще множество всего. Ведь Ойкумена — бескрайний, волшебный и завораживающий мир. С удовольствием открывающий свои просторы перед пытливым читателем.
И в двух шагах Великий Инквизитор, кадавр больного западного мозга или «Дай нам силы, дабы не прощали мы должникам нашим!»
Иисус не умер на кресте. Погибли те, кто пытался принести Ему смерть. Ведь гнев Сына Божего был ужасен.
И зазвучало над всем христианским миром:
Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, и на земле, как на небе.
– Хлеб наш насущный дай нам днесь, и дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим.
– И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползет в пыли у стоп наших. Аминь
Ориентировочно XV-XVI век. Альтернативная Европа. Молодой инквизитор Мордимер Маддердин, успешно изловивший и повесивший банду «оборотней», берется прояснить обстоятельства убийства кровной сестры главы городского совета Регенвальда.
В преступлении обвиняется Захария Клингбайл, сын богатого торговца шелком Матиаса. И пусть Святой Официум не занимается криминалом, если только не идет речь о злодеяниях против Веры, Мордимер берется за дело. Ведь Матиас предлагает весьма неплохой куш, а шлюхи и вино, столь любимые Маддердином, удовольствие не из дешевых.
Польская фантастика популярна на наших просторах благодаря незабвенному Анджею Сапковскому вместе с ведьмаком Геральтом и Станиславу Лему. А в последнее время и другим, молодым писателям. Одним из самых популярных авторов нашего восточного соседа, является как раз Яцек Пекара. Журналист, главный редактор журнала «Фэнтези», дебютировавший как писатель в 1983 году.
Цикл о Слуге божем Мордимере Маддердине (написанный как роман в новеллах, см. «Страж» Пехова) появился на свет ровно 20 лет спустя (и никаких мушкетеров!). С тех пор первая книга о Мордимере переиздавалась шесть раз.
Цикл довольно объемный. Кроме основной тетралогии существуют два приквела о матери Маддердине и его молодости. Еще два романа сейчас в работе. Что радует, по слухам автор четко представляет финал саги (в отличие от того же Мартина).
Перед нами альтернативная история. Причем точкой бифуркации выбрано не что нибудь, а распятие Иисуса Христа. Весьма смелое, провокационное решение (особенно для на всю голову католической Польши). И приведшее к интересным результатам. Ведь в этом мире существование Господа отрицать по меньшей мере глупо.
К примеру, здешние Ангелы весьма активно (как для Ангелов) вмешиваются в происходящее. Отдельные избранные индивидуумы (вроде нашего Мордимера) вполне могут рассчитывать на их помощь. Или наоборот. Все зависит от настроения небесных созданий. Дело в том, что Посланники довольно неуравновешенные существа. Непостоянные и гневливые. Возможно, что причиной этого стали как раз действия Сына Божьего, принесшего на Голгофу в буквальном смысле этого слова, не мир, но меч.
Под стать небожителям и их служители. Ведь «дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим». Главный герой книги – инквизитор. Ну, вы знаете, костры, ведьмы, колдуны, еретики. Только настоящие, а не так как у нас. Вот и приходится скромным служителям Святого Официума работать, не покладая рук. А работа то, как вы понимаете, нервная. Одна отрада, после завершения дела с блудливой девкой покувыркаться, да вина бутыль-другую приговорить.
Да-да, вы не ослышались. Инквизиторы вполне себе не дураки выпить и пройтись по бабам. А чего вы хотели, они даже не священники. Церкви, понятное дело служат, теологию, конечно же изучают, молитва и медитация непременное занятие, но к попам не имеют никакого отношения. Вполне себе отдельная спецслужба со своей внутренней безопасностью, школами, опорными точками и практически безграничными полномочиями. Напрямую подчиненная Его Преосвященству епископу Хез-хезрона, Апостольской Столицы. По-видимому, наивысший церковный чин во вселенной Яна Пекары. Есть ли тут аналог Папы, информации у читателя пока нет.
Так как в основной своей массе жители этой реальности не особо отличаются от нашей, прохлаждаться Маддердину некогда. То колдуна вычислить нужно, то языческий культ раскрыть, то безумного доктора остановить, то поклоняющихся Умертвиям к ногтю прибрать.
Тут уж не до христианского милосердия. Впрочем, о каком это я милосердии, «И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползет в пыли у стоп наших».
Фу-х, давненько не встречал настолько несимпатичного протагониста (даже Глокта по сравнению с ним добрейшей души человек). Скажу больше, во всем «Слуге божем» нет вообще ни одного полностью положительного персонажа.
Мордимер плоть от плоти и кровь от крови этого мира. Человек, твердо уверенный в своей правоте, в том, что очищающее пламя действительно принесет грешникам спасение. Знающий, что если колдуна не поймать и не сжечь (после долгих «разговоров» в застенках), вреда от него будет столько, что не разгребешь. Зачастую поступающий по совести, в некотором смысле честный, любящий Господа. Верящий, что мир является достаточно плохим местом и по-возможности не стоит делать его еще хуже. Не считающий человеческую жизнь чем-то хоть в малой степени значимым. Способный практически без сомнений отдать доверившуюся ему женщину своему прислужнику или открыть дело по поводу старой знакомой, допустившей небольшую ошибку.
Мягко говоря, с необычные характеристики для литературного персонажа (зато вполне возможный винегрет для реального человека).
Но стоит лишь вспомнить, что моральные императивы наших миров чертовски отличаются – все становится на свои места. Тут отсутствует основополагающий принцип нашей христианской цивилизации – всепрощение, завещанное Христом, умершим на Голгофе. Тут никто не будет подставлять вторую щеку, пытаюсь возлюбить своего врага. Этот мир честнее и логичнее.
Со спутниками Маддердина все на порядок проще. Хладнокровные убийцы, не преисполненные особого интеллекта, при этом обладающие некоторыми магическими способностями. Остался вопрос лишь по поводу Курноса. Как обычный купеческий сын настолько изменился. Понятно, что обстоятельства способствовали, но перемены, по-моему, чересчур глобальные.
Нельзя не отметить и своеобразное действие молитвы в этом мире. Например, она может открыть нашему герою неведомое, но при этом будет сопровождаться ужасающей болью.
Что забавно, со сверхъестественным протагонист сталкивается редко, и то по большей части с его последствиями.
В первой книге нам открывается лишь кусочек нового мира. Огромное количество всего остается за кадром, обещая увлекательное путешествие в будущем.
Эрго. Крайне неординарная альтернативка, читая которую необходимо серьезно настроится на жесткий, нарочито-неидеалистичный мир с неоднозначными героями.