Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 июня 2019 г. 12:26

Фентезийный коктейль, или Узнаваемая история от хорошего рассказчика

chernyj_strazh

Герцог Канарна Эктор хотел для своих людей лучшей доли. А еще выбраться из-под удушающего гнета церкви королевства Тор Фунвейра. Хотел. Но дождался лишь карательной экспедиции Рыцарей Красного ордена, захвативших столицу герцогства и перебивших кучу народу.

Отныне дети герцога, Бромви и Бронвин – изгои, за которыми идет охота. Изгои, не собирающиеся мириться с таким положением вещей и напряженно ищущие союзников.

Но дело не только в наследниках убитого Эвана. Ведь именно судьба Канарна становится толчком для нового витка Долгой Войны. Войны, начатой давным-давно самим богами. Но что если в этой тысячелетней кровавой забаве появился новый, точнее давно забытый игрок. Игрок, отыскавший себе весьма любопытных союзников.

Сказать новое слово в фентези на сегодняшний день довольно сложно. Зато можно попробовать создать нечто интересное из старых наработок, разбавив их некоторыми особенностями свеженького мира. Двинул по этому пути и Э. Дж. Смит. Желаете приключенческой и авантюрной фентези? Держите. Героической? Не вопрос. Эпика? Да, пожалуйста. Элементов темной? Имеется! Порой Страж напоминает «Меекхан» Вегнера. Порой Линча с его «Подонками». Порой Мартина и «Игру престолов». Порой повеет Аберкомби. А порой «Сагой о копье».

Как вы уж поняли особой оригинальности от «Долгой Войны» ожидать не нужно. Но приятное времяпрепровождение она вполне способна обеспечить.

Автор постоянно тасует поджанры, перемежая героику — приключением, элементы темной фентези — играми богов, квест – эпиком, путешествие — этнографией. Каждая глава подана от имени другого героя (потом по кругу), посему отличается по настроению и подходу к жизни. Наивность оруженосца сменяется цинизмом наемного убийцы. Твердость духа северянина изворотливостью его южного друга. Благородство рыцарей политическими играми вождей.

Долгое время Смит тщательно расставляет фигуры на доске, намечает будущие контакты и конфликты, обрисовывает связи, раскидывает крючки и развешивает ружья, пардон арбалеты. Повествование в это время движется неторопливо, и показывается с разных точек зрения. И лишь когда начинаются повторные главы от уже знакомых читателю героев, сюжет потихоньку, но неотвратимо ускоряет ход.

В мире Смита имеются вполне приятные особенности, вроде церкви народа ро, разделенной на ордена, отвечающие за разные стороны сущности их божества – Одного Бога. Одни за богатство и алчность, другие за милосердие и заботу о неимущих. Третьи за знание, четвертые за силовые акции, пятые за все, что связано со смертью, шестые за исцеление и мир.

Рассово-национальное деление, наоборот слишком шаблонно. В наличии северяне, чересчур напоминающие викингов, южане – привет от арабов, и некая серединка, явно имеющая корни в средневековой центральной Европе, с ее рыцарством и диктатом церкви. Плюс местные мулато-метисы, отношение к которым почти везде ниже плинтуса. Единственные кто может постоять за честь Смита как оригинального творца – это таинственные доккальфары – всеобщее местное пугало.




Статья написана 18 июня 2019 г. 10:59

Апокалипсис подождет, или Двое против предопределения

blag_znamen

Ангел Азирафель (Шин) и демон Кроули (Теннант) обитали на Земле столько лет, что уже потеряли им счет. Ангел делал добрые дела (по большей части), демон соответственно злые (как правило). И за эти тысячелетия слежки и противостояния изрядно прикипели друг к другу. А заодно к земной жизни. Блинчики там, ролы от шеф-повара, букинистика, музыка, шикарные винтажные машины. Ну, вы понимаете.

Посему, когда Кроули получил распоряжение от начальства подкинуть американскому послу юного Антихриста, демон приказ конечно исполнил. Но крепко задумался, как справится с Апокалипсисом, до которого осталось весьма немного времени. И поделился своими размышлениями с Азирафелем.

Теперь лишь эти двое могут остановить Конец Света. А точнее не дать Сыну Сатаны по имени Адам, уже достигшему 11-летия, и вот-вот откроющему свою полную силу, запустить роковое действо, которое ждут и в Аду и на Небесах.


Роман «Благие знамения», написанный в 1990-м состоявшимся автором Терри Пратчеттом и молодым писателем Нилом Гейманом буквально сочился иронией и юмором и был чертовски позитивен. Несмотря на скользкие религиозные моменты, затрагиваемые в книге.

Об его экранизации долго раздумывал Терри Гиллиам, однако не сложилось. И не складывалось аж до 2017 года, когда Amazon Originals принялась за работу над 6-серийным мини-сериалом.

Получилось знатно.

Сперва охота сказать об атмосфере проекта, буквально пронизанной иронией и качественным юмором. Когда добрым, когда не очень, когда гротескным, когда пародийным, когда смехом сквозь слезы. Многие печальные моменты людской истории показывают в духе Монти Пайтона, только менее зло и фантасмагорично, что ли. Британцы, что с них взять.

Второй понравившийся момент – отношения главных протагонистов, ставшие откровенным украшением сериала (отдельное спасибо за иллюстрацию развития их взаимоотношений, занявшую полсерии). Ведь «Знамения» не в последнюю очередь рассказ о дружбе. О невозможной дружбе, которая не могла состояться. Не должна была состояться. Но все же случилась. О дружбе, в результате спасшей мир. Когда ни одного из нашей парочки нет на экране, с нетерпением ожидаешь появления полюбившихся персонажей.

Да, и ангел и демон слишком долго живут на Земле и в результате изрядно очеловечились. «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и набираются ребята чего кому не хватает. Демон – чуток хорошего. Ангел – малехо дурного. Параллельно они становятся своеобразной квинтэссенцией разных качеств людской натуры и человеческих особенностей, типа «оставьте нас в покое и не приставайте», «подальше о начальства, поближе к кухне», «главное – доложить об успехах, даже если их нет» и «не припишешь себе свершений, весь день ходишь как оплеванный» etc.




Статья написана 14 июня 2019 г. 10:03

Разговор по Сути, или Как предрекали авгуры

ten_ushedshego

Ученик школы одаренных Давьян с ужасом ждал дня испытания. Ведь он до сих пор не мог на практике использовать Суть, хотя в теории не знал себе равных. А судьбу не прошедших испытание никто не назвал бы завидной.

Да и за стенами школы поводов для оптимизма было немного. Всеобщая ненависть к одаренным, которая ничуть не утихла за 15 лет, прошедших со времени проигранной войны и гибели авгуров — правителей Андарры. Кабальный договор, поставивший носителей дара в положение людей второго сорта. А тут еще известия об убийствах в других школах одаренных, и слухи о разрушении Рубежа — стены Сути, удерживающей ужасных тварей от уничтожения мира людей.

Вот почему, когда оказалось что Давьян, владеет некоторыми умениями авгуров, его ужас не уменьшился, а напротив, вырос. И теперь ему предстоит смертельно опасное путешествие «туда не знаю куда». Путешествие, пережить которое у парня практически нет шансов.


На первый взгляд перед нами стандартное young adult героическое фентези с непременным взрослением и возмужанием героя, темой избранного, романтическими терзаниями, и верными друзьями. Да и структура текста подсказывает, что автор пристально изучил работы мэтров жанра фентези. Квест- путешествие, чудовища, злодейский властелин, жаждущий уничтожить людей, феодальные забавы, зловещие типы в черных плащах с капюшонами и мрачные локации по пути, типа Мори.., простите Дейланниса.

Однако в процессе чтения выясняется, что у мира, созданного Айлингтоном, имеются любопытные фишки, выделяющие роман из общего потока шаблонной подростковой литературы.

Во первых строках письма радует ситуация с местными волшебниками. Она проходит под девизом «Маги в загоне» (почти по Олди). Здешние одаренные уже 15 лет как являются самыми ненавидимыми и угнетаемыми существами во всем мире. Как так? Да все просто. Закушались, вдобавок утратили основную колдовскую фишку – предвидение будущего. Вот и поимели всевластные авгуры на свою голову восстание, а за ним и Невидимую войну. В результате которой авгуры закончились как класс, а те из одаренных, кого не перерезали, были вынуждены заключить жутко ущемляющие их права и возможности Договор. Помните у Азимова, законы робототехники? Вот-вот, почти один в один. Новые Догмы не позволяют магам причинять вред и не разрешают препятствовать неодаренным при помощи дара. Использовать дар для обмана, устрашения и в ущерб неодаренным. Не дают задирать хвост на блюстителей – надзирающих за одаренными. Причем не так, что: «мамой клянусь, не буду», а на уровне физической невозможности причинить этот самый вред. Убивать будут – все равно не причинишь. А на всякий пожарный их даже на улицу не выпускают без оковы – устройства, обрезающего использование Сути до минимального минимума. Плюс повсеместно расплодились охотники – отлавливающие и убивающие одиноких волшебников.

В общем, тяжела и неказиста жизнь простого одаренного в солнечной Андарре (а у соседей еще хуже).




Статья написана 31 мая 2019 г. 11:20

Двойной удар, или Теневой визит

My-Us

Аделаида Уилсон (Нионго) со своим мужем и двумя детьми приезжают отдохнуть в домик на берегу океана. Отпуск ее не особо радует, ведь именно в этих краях с юной Аделаидой произошла пугающая и травмирующая история.

Казалось бы, что за мнительность: где детство, а где нынешнее время, успокойся и получай удовольствие – убеждает женщину супруг. Однако права оказывается именно Аделаида.

Ведь уже ближайшей ночью на пороге их уединенного дома появляются четверо незнакомцев с откровенно недобрыми намерениями.


Актер, режиссер, сценарист и продюсер и Джордан Пил стал известным после ужастика «Прочь», отхватившего «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и тепло встреченного как критикой так и зрителями. Следующей режиссерской работы Пила ждали с нетерпением, интересно было узнать: это был единичный успех или на постановочном небосклоне появилась новая звездочка.

Джордан скорее подтвердил свой талант, чем нет, но при этом Us вызывает больше неприятных вопросов к постановщикам, чем Get Out.

С самого начала лента играет с зрительскими ожиданиями, регулярно при этом их обманывая. Кто перед героями? Мистические существа? Духи? Пришельцы? Маньяки? Сумасшедшие? Что мы смотрим? Хоррор с существами из иных измерений или триллер про психопатов? Ужастик о привидениях, или социальный боевик о людской природе? Долгое время определенного ответа зритель не получит.

Вот перед нами мелькает исследование заторможенной реакции современного человека на опасность (пока соберется с мыслями – глянь, уже помер). А вот оно уже плавно перетекает в демонстрацию того, как тонка обертка цивилизации на вполне себе звериной натуре каждого гомо сапиенса (и уже начинается выяснение, кто главный убийца в семье). Вот мы видим социальные нотки о несправедливости, угнетении и теневом мире, а вот они превратились в революционный порыв в духе балтийских матросов. Вот размышления о месте, которое мы занимаем (по праву ли?) и о тех, кому не свезло, а вот о своих и чужих. Вот картина сытого благополучия с излишками, а вот безумный мир лишенных самого необходимого. Вот теория заговора, вот сожаление по поводу пропасти меж людьми, а вот призыв к объединению человеков. Вот аллюзии на проблемы отношений разных классов общества, вот на «понаехавших», а вот на пресловутого «темного человека/демона» внутри каждого. Вот напряженный боевик, а вот трогательная семейная история. Вот проблема отцов и детей, вот творцов и их творений, а вот апокалиптические нотки. Вот предсказуемые ходы, а вот неожиданные повороты.

В умении тасовать колоду картины, все время поворачивая ее к зрителю другой стороной, и в непременных остросоциальных напевах (благо без расистских элементов в этот раз обошлись, хотя протагонисты все равно чернее ночи и гораздо приятнее своих белых соседей – впрочем, похоже, это принципиальная позиция режиссера) Джордану Пилу не откажешь.




Статья написана 24 мая 2019 г. 12:58

Дети – центр вселенной, или И рыбку съесть, и на саночках покататься, и девочкой остаться

vo_vremja_grozy

Жизнь Веры Рой (Угарте) сложно было назвать неудачной. Любимый муж Давид, обожаемая дочурка Глория. Новый дом. Разве что карьеру врача пришлось оставить ради семьи. Но нельзя же получить все на свете, не так ли?

Именно с новым домом оказался связан невозможный поворот в судьбе Веры. Домом, где она отыскала старый телевизор и камеру, во время жуткой грозы открывших канал в прошлое. Канал, на другом конце которого оказался мальчик Нико, 25 лет назад, в результате стечения обстоятельств, погибший во время такой же ужасной грозы. Вера пытается спасти мальчишку, и достигает желаемого.

Однако оказывается, что в результате ее действий изменилась не только судьба Нико. Но и самой Веры. В новой версии реальности у нее нет ни мужа, ни что самое ужасное – дочурки. И теперь у нее в запасе совсем немного времени, чтобы попробовать вернуть самое драгоценное, что было в жизни женщины.


Испанец Ориол Паоло стал классическим примером качественного европейского постановщика, показывающего что Голливуд отнюдь не приобрел себе монополию на завораживающие триллеры. Работы Паоло отличают неожиданные повороты, приятные психологические портреты, демонстрирующие не лучшие людские качества и стремление к восстановлению справедливости.

Посему когда оказалось, что Паоло снял новую ленту, тем более с фантастическим элементом, вопрос о том смотреть или нет, решился быстро.

Durante изрядно отличается от предыдущих работ режиссера, хотя использует практически все его фирменные приемы. Качественные герои? В наличии. От главной протагонистки, до супруга, полицейского или соседа. Криминальный элемент? Имеется. В варианте роковой случайности, а не злого умысла. Неожиданные повороты? А как же! Правда, самый главный сюжетный твист, как на меня, оказался менее неожиданным, чем в ранних работах Паоло. Просто вариантов больше не было. Воздаяние по заслугам? И оно на месте, причем не сразу, а по прошествии многих лет.

Напряжение, как всегда у Ориола на высоте. После несколько затянутого вступления следует погружение во вторую реальность, в которой героиня и зрители со сладким ужасом обнаруживают, что эта самая незыблемая реальность может конкретным образом подвести. Воспоминания обманывают. Окружающие люди видят в вас совсем не то, что, по вашему мнению, должны видеть. И рассудок далеко не такая крепкая опора, как кажется нам в «тучные» годы.

Теперь о фантастическом элементе. Он тут не главный, просто позволяя повысить градус психологического напряжения и поиграться с реальностями, давая возможность героям глубже раскрыть себя и окружающих людей.







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх