16. В рубрике «Parada wydawców/Смотр издательств» Анджей Вуйцик представляет издательство «Arthur Moewig Verlag». Кое-что из сказанного им требует корректировки, однако как начальная информация статья вполне приемлема, поэтому я буду придерживаться текста.
Итак, первые брошюрные издания НФ под товарным знаком «Moewig Ferlag» датируются 1957 годом, когда начала издаваться серия "Terra", которая радовала своих многочисленных читателей почти 12 лет – до 1968 года. Всего в ней вышло 555 томов брошюрного формата, в которых кроме оригинальных произведений немецких писателей публиковались переводы известных англо-американских авторов: Брайана Олдисса, Альфреда Э. Ван Вогта, Филипа К. Дика, Пола Андерсона, Артура Кларка, Эдмунда Купера, Лестера дель Рея, Роберта Сильверберга, Гордона Диксона, Роберта Э. Хайнлайна и многих, многих других. (Я, конечно, понимаю, что этот перечень никого уже сейчас не удивит и не восхитит, но вы вспомните время (1957 – 1968) и библиографию переводов этих авторов за эти годы в СССP).
Расширением указанной серии выступила в 1962 году новая, также брошюрного типа, серия «Terra Extra», поначалу опиравшаяся на сериальные тексты К.Г. Шеера/K.H.Scheer и Кларка Дарлтона/Clark Darlton, в которой, однако, позже были опубликованы также произведения Филипа К. Дика, Гордона Диксона, Андрэ Нортон, Мюррея Лейнстера и других известных писателей. Всего за шесть лет издания в этой серии появилось 182 тетрадки.
Феноменальный успех издававшейся с 1961 года серии "Perry Rhodan" не только смел с рынка ряд конкурировавших с ней серий других издательств, но и отозвался отдачей на родном издательстве. В 1968 году продажа выпусков обеих указанных выше серий "Artur Moewig Verlag" значительно снизилась, и издательство оказалось вынужденным перейти с еженедельного на полумесячный цикл их производства. Чтобы сохранить постоянных покупателей своего товара, оно объединило обе серии под названием «Terra Nova». Предприятие трудно назвать удачным, поскольку через три года, после издания 190 выпусков, хотя в ней публиковались такие авторы, как Бертрам Чандлер, Эдвин Чарльз Табб и Рой Шелдон, серия была закрыта из-за снижения покупательского интереса.
Несколько больше повезло другой попытке ответвления серии "Terra". Серия "Terra Astra", стартовавшая в 1971 году и опиравшаяся исключительно на переводы, издается до сих пор (напоминаю: ныне 1983 год -- W.) и насчитывает уже более 450 томов.
Параллельно всем мутационным ответвлениям серии «Terra» c 1958 года издается ее отборная серия "Terra Sonnerband", публикующая как переводы англо-американских авторов среднего и высокого класса, таких как Фредерик Браун, Хол Клемент, Айзек Азимов, Андрэ Нортон, Джон Браннер, Альфред Э. Ван Вогт, так и оригинальные произведения немецких писателей. Всего в серии к 1965 году было издано 99 томов. В 1965 году серия была преобразована в «Terra Taschenbuch» -- самую популярную ныне, наравне с «Heine SF» и «Goldmann SF», книжную серию в ФРГ. На сегодняшний день в этой серии издано более 350 томов. Всего же в различных мутациях серии «Terra», редактировавшейся главным образом Гюнтером М. Шельвокатом/Günter M. Schelwokat, издательство предложило читателю более 1700 книг НФ.
В 1958 году «Moewig Verlag» попыталось также внедрить на рынок профессиональный журнал НФ. Это была немецкая лицензионная версия известного американского журнала «Galaxy» под редакцией Лотара Хейнеке/Lothar Heinecke. К сожалению, попытка эта потерпела неудачу. После издания 16 номеров, в начале 1959 года, журнал закрылся.
В начале сентября 1961 года вышел из печати первый выпуск серии «Perry Rhodan». Эту серию можно считать величайшим успехом всех времен и народов в издании НФ. К настоящему времени в ней вышло почти 1000 брошюр, а в книжной серии – более 200 томов. С 1978 года выходит специальное издание в твердом переплете со стереоскопической картинкой на обложке, а с 1979 года – двухмесячник «Perry Rhodan SF Magazin». Творцами этого величайшего в истории НФ хита являются помимо основателей Clark Darlton (писатель и издатель Вальтер Эрнстинг/Walter Ernsting) и K.H.Scheer следующие авторы: Kurt Mahr, W.W. Shols, Kurt Brand, William Voltz, H.G. Ewers, Conrad Shepherd, Hans Kneifel, Ernst Vlcek, H.G. Francis, Harwey Patton, Peter Terrid, Marianne Sydow, Klaus Fischer, H.J. Frey, Peter Griese, Horst Hoffmann, V.K. Giesa.
Менее известна в мире, но столь же популярна в ФРГ дополняющая указанную серию серия «Atlan», которая издается с 1969 года и насчитывает ныне около 500 выпусков.
В 1971 году все брошюрные серии «Moewig Verlag» были куплены издательской группой «Bauer» и направлены для издания в издательство «Erich Pabel Verlag-Rastatt», главным редактором которого, впрочем, был сам Clark Darlton. На некоторое время выпуск популярных серий был прерван, но в течение последующих четырех лет, после большой организационной перестройки, все вернулось «на круги своя».
В 1980 году «Moewig Verlag» приступило к восстановлению своей издательской программы НФ, что стало возможным благодаря приходу в издательство Ганса Иоахима Альперса/Hans Joachim Alpers, редактировавшего на протяжении многих лет один из двух самых больших немецких журналов НФ – «Science Fiction Times». В настоящее время «Moewig Verlag» издает несколько десятков романов НФ в год, много антологий (в том числе совместно с «Playboy» -- редактируемую Айзеком Азимовым), а также выпускаемый в книжной форме и редактируемый Г.И. Альперсом журнал «Kopernikus». Среди имен регулярно публикуемых «Moewig Verlag» авторов можно найти имена Мэрион Циммер Брэдли, Роберта Сильверберга, Эдмунда Купера, Филипа Жозе Фармера, Лестера дель Рея, Роджера Желязны, Джоан Виндж, Джорджа Мартина, Майкла Бишопа и многих других овеянных славой писателей.
Ну и под занавес – смешная история, которая когда-то (тоже в начале 1980-х) со мной приключилась. Будучи в командировке в Москве, я, как обычно, залетел в букинистический магазин на Качалова и тут же наткнулся на шесть выпусков «Терры». Взять хотелось, конечно, все… но ведь командировка, деньги (хотя брошюрки и не столь уж много стоили), словом, через полчаса раздумий и верчения в руках поплелся к кассе с двумя выпусками в руках. И тут продавщица нанесла мне тонко рассчитанный удар: спросила: «А не хотите ли посмотреть еще?», на что я, естественно, с радостью согласился, и вытащила из-под прилавка сотни полторы выпусков "Терры" во всех ее мутациях да еще и подбородком кивнула: там, дескать, и другие есть… Можете себе представить потрясение несчастного провинциала. Впрочем, два выпуска я тогда все же купил, в том числе тот, который красуется на первой картинке…
11. В отделе рецензий Лешек Бугайский/Leszek Bugajski рассматривает новый том Станислава Лема, изданный во втором собрании его сочинений (Stanisław Lem “Śledztwo. Katar”, WL, Kraków, 1982), Мацей Паровский тепло отзывается о программной книге Виктора Жвикевича (Wiktor Żwikiewicz “Druga Jesień”, Wydawnictwo Poznańskie, 1982), а Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski рассказывает о романе Брайана Олдисса «Теплица», который недавно перевел МАРЕК МАРШАЛ/Marek Marszał и который еще лежит в типографии (Brian W. Aldiss “Ciepłarnia”, Wyd. Iskry, 1983).
12. В «Словарь польских авторов фантастики» добавлена персоналия прозаика, драматурга, публициста, деятеля международного движения писателей НФ Чеслава Хрущевского/Chruszczewski Czesław (1922 – 1982). Здесь же публикуется отрывок из его рассказа «Совершенно неизвестная планета/Zupełnie nieznana planeta». Надо бы пристальнее приглядеться к творческому наследию писателя – сейчас, когда бури литературных полемик, некогда связанные с его именем, давно отгремели, это можно было бы сделать более объективно и взвешенно. Не таким уж плохим писателем он был и неуемной попросту энергии и неизбывного энтузиазма человеком. Кто-то, помнится, как-то обмолвился, что если бы не болезнь и ранняя смерть Хрущевского, первый польский профессиональный журнал НФ родился бы гораздо раньше, и не в Варшаве, а в Познани.
13. Пользуясь оказией, Арнольд Мостович попытался разыскать в Париже профессора Реми Шовена/Remy Shauvin, чтобы взять у него интервью. Попытка закончилась неудачей, поэтому Мостович оставил для профессора вопросник, который тот любезно вернул вместе со своими ответами уже почтой. Реми Шовен/Remy Szauvin (1913 – 2009) – известный французский биолог и энтомолог. Его книги о пчелах и муравьях пользуются широкой известностью и регулярно переиздаются.
Однако помимо мира животных и насекомых профессор живо интересовался также другим, неизведанным миром, связанным с парапсихологией, феноменами жизни после смерти, ясновидением, загадкой НЛО (о чем написал даже несколько книг), ну и, само-собой, палеоастронавтикой, о чем в основном и шла речь в этом заочном интервью, озаглавленном «Наука и загадки нашего прошлого/Nauka a zagadki naszej przeszłości».
14. Далее идет заметка под названием «Комета Галлея приближается к Земле/Kometa Halleya zbliża się do Ziemi» (за подписью (kos)), утратившая, понятное дело, актуальность.
15. И, наконец, первая статья Мацея Иловецкого из цикла «С той стороны зеркала/Z tamtej strony lustra», которая называется «Видеть не глядя/Widzieć bez patrzenia» и посвящена феномену так называемого «remote viewing», т.е. «удаленного видения». Суть его в том, что люди, оказывается, могут видеть объекты, иногда удаленные на сотни миль, как бы глазами другого человека, который находится рядом с объектом. Выглядит сказанное откровенной чушью, но практика подтверждает его истинность. Исследованиями этого феномена занимались Гарольд Э. Путхофф/Harold E. Puthoff (род. 1936) и Рассел Тарг/Russel Targ (род. 1934) в Стандфордском научно-исследовательском институте, Менло-парк, шт. Калифорния. Результаты их исследований были опубликованы в ряде статей и книге, проверялись другими исследователями в других лабораториях и, насколько я знаю, до сих пор не опровергнуты.
10. Второй рассказ в блоке польской прозы принадлежит Марцину Вольскому/Marcin Wolski, называется «Zadziwiający przypadek fascynacji/Удивительный случай очарования» и хорошо соответствует названию, поскольку действительно описывает весьма нетривиальный случай очарования мужчины женщиной и женщины мужчиной. Публикуя этот рассказ известного польского юмориста и сатирика, редколлегия, похоже, уже спускала на тормозах тематическую составляющую «женского» номера журнала. Рассказу сопутствует цветная иллюстрация авторства МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski (я завершу ее репродукцией эту часть поста).
Я бы с удовольствием оставил бы здесь ссылку на наш ФАНТЛАБ и этим ограничился бы, пошел дальше -- но, увы, хотя ФАНТЛАБ немало знает о Марцине Вольском (аж 40 карточек на отдельные произведения), но открывать его биобиблиографию не торопится. И я, в общем, ФАНТЛАБ понимаю. Вскоре, я думаю, поймете и вы -- после того, как я немного расскажу о писателе. Итак, знакомьтесь: Марцин Вольский/Marcin Wolski (род. 1947) – современный польский сатирик и юморист, поэт, прозаик, радиожурналист, автор НФ, административный и политический деятель. По образованию историк (выпускник филфака Варшавского университета, 1972), но предпочел заняться другой деятельностью. Дебютировал в журнале «Szhilki/Шпильки» (ах, какой журнал! молчу-молчу…) в 1966 году, на эстраде – в кабаре «Pod Egidą» в 1968 году, в 1970 году издал первый томик стихов. В 1969 – 1981 годах был сотрудником редакции развлекательных программ III программы Польского радио, в 1973 – 1975 годах – ее директором. Автор и редактор радиожурнала «60 minut na godzinę/60 минут в час» (1974 – 1981), около сотни радиопостановок с тематикой НФ (гротеск, сатира, пародия), девяти популярных сериалов радиопостановок НФ, ряда сатирико-фантастических и психологических сериалов.
В 1975 – 1981 годах был членом PZPR, с 1980 года – секретарем парторганизации III программы Польского радио. После введения в Польше военного положения был уволен со службы с запретом на работу в СМИ. Тут же создал оппозиционное кабаре «Tu 60-tka/Здесь 60-тка» (позже «1000 metrów na kilometr/1000 метров в километре»), с которыми гастролировал по Польше. В 1993 – 1995 годах был членом Совета по делам СМИ при президенте Лехе Валенсе, в 2005 году вошел в состав Почетного комитета поддержки Леха Качиньского на президентских выборах. В 2006 – 2007 годах исполнял обязанности директора I программы Польского радио. Орденоносец, лауреат и т.д.
К настоящему времени издал 34 романа с тематикой НФ, 8 сборников рассказов, 4 омнибуса, а есть еще и публикации только в прессе. Памятуя о политике ФАНТЛАБА относительно полноты охвата творчества писателя при открывании его страницы, ну-ну… На русском языке, согласно ФАНТЛАБУ, были опубликованы лишь два рассказа М. Вольского и один роман: «Агент низа/Agent dolu» в переводе Е.Вайсброта (1991). Правда, я еще в 1990 году знал о существовании еще двух переводов рассказов: «Лампа Аладдина» («Литературная газета», 1976, 18 февраля) и «Взлет» («Польское обозрение», 1974, № 29). Мы еще встретимся с М. Вольским. И, как ни странно, вновь в компании с Э. Попик. Такие вот дела…
8. В следующем за статьей Сьюзан Вуд эссе «Романтичный взгляд на мир/Romantyczne widzenie świta» Анджей Невядовский спешит вступиться за честь женщин-героинь польской научной фантастики. Эссе занимает две страницы, и вот его конечный вывод. Миссис Вуд, конечно, замечательно описала схематическую расстановку ролей женщин в англо-американской фантастике.
Но в применении к польской научной фантастике эти схемы попросту не работают. «Польская научная фантастика родилась отнюдь не на обочине большой литературы: она вышла из-под пера самых выдающихся прозаиков и поэтов своего времени (А. Мицкевич, Б. Прус, Е. Жулавский, Е. Браун, Ст. Лем – о многих других я даже не упоминаю из-за ограниченности объема этого эссе). Образ женщины, благодаря которому в рационализированную, подчиненную железной логике научную фантастику врывался поток эмоций, чувств, влечений и ожиданий; женщины-воительницы и женщины-попечительницы, опекунки и предводительницы – был не только ролью, пустой схемой, нуждавшейся в наполнении, но своеобразным символом Польки: матери, сестры, жены, живущей в Отчизне, которую мы так рано утратили и которую женщина вынуждена была нам заменить – заново отстроить в нашем сердце, наших делах и мечтах. Можно доказывать, что это был излишне однобокий, слишком неправдоподобный идеал – такой, каким хотели видеть его мужчины, которые в основном-то и писали научную фантастику. Да, это верно. Женщины писали для нас очень и очень редко (М. Буино-Арцт, J. Budrecka, М. Канн, Х. Малевская, Ю. Нидецкая…). Идеал «польской Евы» имеет мало общего с эмансипированной женщиной, стоящей за штурвалом космического корабля. Но разве в сравнении с англосаксонской традицией жанра он выглядит ущербным?» Эссе сопровождают две черно-белые иллюстрации авторства РИШАРДА ВОЙТИНСКОГО/Ryszard Wojtyński.
9. Эмма Пописс/Emma Popiss – это псевдоним, под которым замечательная польская журналистка и писательница Эмма Попик/Emma Popik дебютировала в художественной прозе аккурат вот этим вот рассказом «Mistrz», именно тогда и именно тут опубликованным. Текст рассказа сопровождают три черно-белые иллюстрации: ВАЛЬДЕМАРА ВРОНЬСКОГО/Waldemar Wronski (она здесь, в титуле), РОБЕРТА ЛЕХОВИЧА/Robert Lechowicz и АНДЖЕЯ БИЦКОГО/Andrzej Bicki.
Поскольку ФАНТЛАБ не спешит открыть ее библиографию, я позволю себе кое-что о ней рассказать. Эмма Попик (род. 1949) получила университетское филологическое образование (Университет г. Гданьска, польская литература, степень магистра). Следующую степень защищать не стала, работала учительницей в средней неполной, затем в средней школе, ассистентом в Высшей учительской школе в г. Быдгощ, редактором в издательстве Морского института. Заинтересовавшись тематикой НЛО, опубликовала ряд статей на паранаучные темы в газетах «Kurier Polski» и «Głos Wybrzeża». (Сейчас как раз наткнулся на замечательную строчку во врезке с информацией об авторе в «Фантастыке»: «Никогда, правда, НЛО не видела, но не теряет надежды таковой увидеть…»).
Благодаря американской ассоциации «Mutial UFO Network», эти статьи были переведены и опубликованы во многих странах: США, Великобритании, Финляндии, даже в Китае. Со временем, однако, журналистка утратила изрядную долю энтузиазма, поскольку пришла к выводу, что за этим внеземным явлением «стоят вполне земные авиафирмы великих держав, заинтересованные в утаивании своих научных достижений в области военной промышленности". Э. Попик сочиняла стихи и публиковала их в литературном журнале «Litery» (г. Гданьск). Писала также фантастические рассказы, намереваясь издать их отдельным сборником. Такой сборник действительно вышел, но гораздо позже дебюта («Tylko Ziemia», изд. «Iskry», 1986).
После дебюта в «Фантастыке» публиковалась в периодике, ее рассказы появлялись также на страницах альманахов, антологий и тематических сборников. Когда для польских творцов фантастики настали тяжелые времена (не буду объяснять, в чем они заключались – нашим отечественным автором тоже пришлось пережить нечто подобное), в 1989 году, воспользовавшись приглашением «Mutial UFO Network», уехала в Лондон на уфологический съезд, и вернулась на родину лишь в 1995 году. Завязав деловые связи с одним из издательств, занялась литературным переводом. В 2000 – 2011 годах была главным редактором ежемесячника «Nowy Kurier Nadbałtycki». В настоящее время – редактор периодического издания «Gazeta WPiA UG». В списке ее книжных публикаций (не считая того, что напечатано в периодике) к настоящему времени содержатся: роман, четыре сборника рассказов НФ, сборник эссе на паранаучные темы, сборник детских сказок и сборник стихов.
Рассказ "Mistrz" включен в рейтинг польского электронного журнала «Esencja»«100 лучших польских фантастических рассказов» под номером 34 и со следующей аннотацией. Это «пессимистическое повествование о будущем, вписывающееся в русло апокалиптических видений: в неведомо чем и как разоренном мире изрядно дегенерировавшие люди связаны выполнением квазирелигиозных правил, норм и предписаний, неким жутким образом регулирующих их повседневную жизнь. Это совершенно выродившиеся ритуалы, никто уже не знает, что они значат и зачем нужны, но все продолжают их выполнять, иногда буквально, а самым бесправным рабом этих ритуалов является номинальный властитель этого мира. Писательница создала «ужастик», однако «ужастик» совершенно нетипичный, поскольку почти бескровный, но пессимистический, мучительный и вызывающий отвращение. На такую интерпретацию судного дня для человечества решились бы очень немногие из польских писателей».
Мацей Паровский очень высоко ценит этот дебютный рассказ писательницы, поскольку включил его в сборник лучших произведений, опубликованных в журнале «Фантастыка» за первые 10 лет его существования – уже знакомую нам антологию «Со większe muchy» (1992). Смотрите здесь У нас появится еще возможность поговорить и о писательнице, и о мнении о ней Паровского. А сейчас я завершу эту часть поста констатацией факта: ФАНТЛАБ знает (хотя информация не полная) о существовании рассказа «Mistrz» (смотрите здесь), равно как и о существовании еще 3-х рассказов, напечатанных на польском языке. Ну и это все. Хотя я, помнится, еще в далеком 1990 году знал о переводе рассказа «Szaman/Шаман» (у нас будет еще возможность о нем поговорить) на русский язык («Литературная Россия», 1988, № 24). Ну, хотя, это так, к слову. А вот о чем я хотел бы узнать, так это о том, почему рассказ называется «Mistrz/Мастер (ну, может быть -- Магистр)», хотя в тексте ни единого разу не фигурирует это слово, а главного героя именуют «властителем/władca». Вообще-то об этом можно напрямую спросить у писательницы, поскольку у нее есть своя домашняя страничка, которая расположена вот здесь
7. Статья Сьюзан Вуд/Susan Wood в оригинале называется «Women and Science Fiction/Женщины и научная фантастика» и впервые была опубликована в журнале «Algol» в 1978 году, откуда ее извлек Джек Уильямсон/Jack Williamson, чтобы перепечатать в своей антологии «Teaching Science Fiction: Education for Tomorrow», где ее отыскал Вольфганг Ешке, чтобы перепечатать в несколько сокращенном немецком переводе под названием «Die Rolle der Frau in der Science Fiction» в своем журнале «Heyne SF Magazin» (№ 2, 1982). Ну вот, мы уже рядом с концом истории: именно из этого журнала извлек ее польский переводчик МЕЧИСЛАВ ДУТКЕВИЧ/Mieczysław Dutkiewicz, чтобы напечатать в «Фантастыке» в своем переводе с немецкого под измененным названием «Księżniczki i emancypantki/Принцессы и эмансипантки».
Прежде чем мы с вами двинемся дальше, давайте познакомимся с Сьюзан Вуд, поскольку на ФАНТЛАБ в данном случае надеяться не приходится: сайт знает о существовании статьи (хотя информация неполная) – смотрим здесь однако об открытии биобиблиографии, вероятно, и мечтать пока не следует.
Cьюзан Вуд/Susan Wood, также Susan Wood Glicksohn (1948 – 1980) – канадский литературный критик, ученая-филолог, профессор – преподавала в университете Торонто канадскую и детскую литературу, а также научную фантастику. Автор и фэн научной фантастики и фэнтези, издатель. За фэнзин «Energumen», который она в 1970 – 1973 году издавала вместе с мужем Майком Гликсоном/Mike Glicksohn, получила в 1973 году «Хьюго» (в категории «The Best Fanzine»). В дальнейшем имела еще семь номинаций на «Хьюго» и завоевала три «Хьюго» (1974, 1977, 1981 – посмертно) в категории «The Best Fan Writer». Издавала также журнал «Pacific Northwest Review of Books» (январь – октябрь 1978) и специальные, посвященные научной фантастике и фэнтези, номера «Room of One’s Own» (1970 – 1980). Опубликовала множество статей в специальной и иной прессе. С библиографией ее трудов можно познакомиться здесь Статья С.Вуд безусловно хороша: очень информативна, задириста, лишена типичной для научных филологических изысканий тяжеловесности. Она, конечно, заслуживает перевода на русский язык – только с языка оригинала, а не с перевода перевода, каковой я читаю ее сейчас. И, тем не менее, я хотя бы перескажу самые сочные кусочки…
Начнем с одной из нескольких цитат, которыми С.Вуд открывает статью. «Женщины могут принимать участие в развитии сюжета произведения, но при условии, что будут показаны в соответствии с чувством приличия и чрезвычайной сдержанностью, -- так предостерегает 19-летний А. Азимов и добавляет: -- В научной фантастике встречаются самые разные изображения женщин» (1939). Разные-то разные, но почти все их можно свести к стереотипам.
В «золотом веке» НФ, в издававшихся массовыми тиражами журнальных произведениях, с момента основания журнала «Amazing Stories» (1926) и до середины сороковых годов, появлялась еще женщина, чаще всего дочь изобретателя, которой нужно было так просто, как это только можно, разъяснить все научные проблемы и которую одержавший победу молодой герой мог даже поцеловать в щечку.
В романе Х. Гернсбека «Ralf 124 C 41+», например, таких глупеньких женщин целые сонмы. Ну и рядом, понятно, существовала так называемая «космическая опера». Женщины там играли две роли: были или светловолосыми жертвами, пищащими от страха при виде чудовищ и спасаемыми отважными героями, либо черноволосыми непристойного поведения «вампами», пытающимися удержать суперменов от выполнения ими их славной миссии освободителя. Эти последние неплохо, в общем, развлекались, но их ждал неминуемый крах в виде разбитого сердца, если герой презрительно пренебрегал их чувствами. В основном же, их чаще всего постигала заслуженная кара.
Такое положение изменилось лишь на исходе сороковых годов и в начале пятидесятых, то есть тогда, когда Северная Америка начала замечать, что в ее общественных отношениях что-то меняется. И в этот момент авторы НФ увели слабую беззащитную женщину из фабрики, завода, мастерской изобретателя и посадили ее в современной хорошо обустроенной кухне, где она могла целыми днями пользоваться всякими чудесными устройствами и приспособлениями.
И лишь на переломе пятидесятых и шестидесятых годов начинают добывать себе славу писательницы НФ. Ursula K. Le Guin, Joanna Russ, Kate Wilhelm, Vonda McIntyre, Pamela Sargent, Susy McKee Charnas пытаются заново спроектировать роль женщин, одновременно корректируя роль мужчин. «В американской НФ, -- утверждает Урсула К. Ле Гуин, -- образовалась целая иерархия властителей и подвластных. На вершине находятся богатые, честолюбивые и агрессивные мужчины, затем долгое время никого не видно, и наконец у самого дна появляется слой наиболее обездоленных: людей бедных и недоразвитых, неидентифицируемая масса, в которую входят также женщины… То есть мы имеем дело с организованным патриархальным обществом, которым руководят мужчины с тем, чтобы подвластные время от времени им поклонялись…» (1975).
Далее много интересного об архетипичных образах и пересказ забавного сюжета. Я сейчас тоже его перескажу. Это роман Рендалла Гаррета «The Man, Who Collected Women». Голубокожие пришельцы из Космоса крадут из разных континентов Земли самых красивых женщин с целью, понятно, их оплодотворения. Прохвосты считают, что женщины – лишенные разума живые существа, не способные организоваться для бунта. И надо же было такому случиться, что в гущу украденных женщин затесался вдруг мужчина, переодетый в женскую одежду – профессиональный актер, игравший женскую роль в спектакле. Мужчина, само собой, взял дело освобождения пленниц в свои руки, и вскоре негодяи-пришельцы были сметены с лица Земли…
Понятно, что Ле Гуин и прочие вышеупомянутые писательницы такого стерпеть не могут, и со страниц их книг сходят либо героини, выступающие в типично мужских ролях, либо особы, бунтующие против мужского засилия…
Ну и последняя роль, которую женщина может сыграть в НФ – это роль пришельца из космоса. В своем романе «The Misogynist» Джеймс Ганн строит сюжет, исходя из предположения, что женщины – это на самом деле враждебные внеземные существа. Отсюда страх и ненависть, насыщающие книжку: женщины могут поубивать всех мужчин! В новелле «The Women Man Don’t See» Джеймса Типтри-младшего ее героини – женщина и ее дочь – приходят к выводу, что им лучше улететь прочь вместе с пришельцами из Космоса, чем жить чужаками в обществе, где доминируют мужчины.
«Женщины-воительницы, женщины в мужских ролях и женщины, как внеземные существа – это целая гамма женских образов в НФ. Большинство из них – это устаревшие общественные стереотипы нижайшего уровня. Так, однако, несчастливо складывается, что стереотипные характеры и стереотипные ситуации не только легче описать, но и легче продать издателям коммерческой литературы…»
Ну и финальные фразы. «Если первое поколение авторов НФ слагалось прежде всего из писателей-приключенцев, а второе – из ученых, таких как Азимов, Хайнлайн или Кларк, то третье поколение – как женщины, так и мужчины – могло бы превратиться в антропологов культуры, в социологов, могло бы сформировать новые формы общественной жизни в том единственном литературном жанре, который позволяет поиграть в Бога. Может быть придет, наконец, тот день, когда научная фантастика вознесется над побасенками о принцессах, жрицах и футуристичных домохозяйках».