Будет много спойлеров, ведь статья написана далеко не в день премьеры сериала :)
Исходником "1899" явно была одна из вещей Ф. Дика — "Гибельный тупик". Но продюсеры решили, что настоящая диковская мрачность тут не подходит. Потому астронавты просыпаются не на обреченном корабле, который медленно падает в гравитационный колодец чужой звезды. Им не нужно пытаться снова и снова сбежать в виртуальность с частичным отключением памяти, чтобы ощутить хотя бы тень надежды. Нет. Вся интрига с атлантическими лайнерами была просто неудачной симуляцией, которая развлекала экипаж во время полета.
Потому финал — с неким рабочим настроем и подобием оптимизма — вообще не совпадает с траекторией эмоционального развития сериала. Все нагнетание растерянности и отчаяния никак не получает логического завершения.
Это самый главный недостаток "1899", и лучше его знать заранее, чтобы не разочаровываться.
***
Но львиная доля того, что сделано до момента пробуждения — просто идеально соответствует духу произведений Ф. Дика.
Когда в "Матрице" Морфей протягивает Нео две пилюли, это самый легкий и безболезненный путь выхода из симуляции, из машинного зазеркалья. Привычный мир сразу, целиком оказывается фальшивым, зато проснувшийся человек получает доступ к реальности.
А какой самый сложный путь?
Это медленный распад космоса, в котором живет индивид, распад представлений о самом себе — при том, что заменители тоже не самые реалистичные, а часто заменителей вовсе нет. Непонятно кто оказывается в болезненном хаосе и пустоте. Надо последовательно развоплотить, фальсифицировать все составляющие мира и весьма многое в самом себе.
Как это сделать?
Распад мира — это не блуждающая черная дыра, которая поглощает Солнечную систему. Подобное будет просто катастрофой. И у гибнущего в ней человека всегда останется надежда, хотя бы на рай.
Чтобы надежда умерла и восторжествовало отчаяние, должна рассыпаться система образов и понятий, которыми оперирует индивид.
Поэтому очень правильно сделали, что за основу первой реальности взяли стимпанк. С точки зрения современного зрителя ту эпоху можно разобрать до конца, и это не встретит такого внутреннего сопротивления, как уничтожение базовых основ нашей эпохи.
В активе имеются:
— корабль "Цербер", большой трансатлантический пароход с прозрачными аллюзиями на "Титаник". Однотипный корабль той же фирмы пропал год назад в этих водах, потому пассажиров не слишком много. Публика опасается пользоваться тем же судном;
— пассажиры всех слоев общества, от темных религиозных фанатиков в трюме до светских львиц в каютах первого класса.;
— кроме социального среза, есть и стереотипные типажи той эпохи: капитан с личной трагедией (на предыдущем корабле пропала его семья), ученая барышня с душевной травмой (специалистка по болезням мозга); странный помощник капитана (на связи с конторой); непонятные судовладельцы (им зачем-то надо потопить еще и это судно); мистические персонажи (почти привидения).
Аккуратно выдерживается логика развития фильмов-ужасов. Люди действуют неадекватно. О, мы нашли корабль, тот самый. Он ведет себя все таинственней. Кого же туда послать? Капитана и мозгоправку, остальным страшно!
Но создатели фильма показали класс именно в том, как постепенно меняются акценты и сдвигаются ракурсы подачи материала.
— поначалу корабль общается с берегом по телеграфу (!), хотя это скорее примитивное радио. Потом всплывает какой-то странный шифровальный передатчик, похожий уже скорее на аппараты 1940-х, потом дело доходит практически до мобильников, и одновременно становиться ясно, что телеграф этот изначально был обманкой и дело совсем не в нем;
— корабельные коридоры получают секретные ответвления, обнаруживаются потайные лазы из кают, потом эти лазы превращаются в порталы, а те — оборачиваются натуральными переходами в другие локации. И снова исходная вещь оказывается бесполезной, происходит как бы её схлопывание: зачем нужен коридор, если в другую локацию можно провалиться усилием воли?
— подслушивание и наблюдение со стороны других персонажей сменяется картинкой через объектив телекамеры (которая подает сигнал на экраны в стиле 1960-х) — потом дело доходит практически до чтения мыслей. И да, вежливые разговоры, с которых все начиналось, оказываются пустой оболочкой.
— персонажи постепенно мутируют из книжных образов начала ХХ-го века в образы скорее постмодернистские, а потом и вовсе оборачиваются игровыми юнитами. Хотя в чисто виртуальную природу некоторых так и не веришь.
Нам показывают, как сквозь индустриальный, одноплоскостной мир прорастает виртуально-постиндустриальная вселенная. Точка прибытия корабля, с десятками однотипных ржавых судов, это не "Саргассово море", столько ведь кораблей просто не построили на верфях той фирмы. Это архив игровой программы с точки зрения юнитов — персонажи и декорации отыгранной партии накапливаются в своем секторе жесткого диска. Может показаться, что нет ничего прочного и растет лишь неопределённость. Но явно есть какие-то законы, которые персонажи отчаянно пытаются понять.
И сегодня, оглядываясь из мира электронных симулякров на двадцатый век, можно понять то мучительно желание проснуться, которое сквозит в книгах Ф. Дика — но проснуться нельзя, можно лишь выстроить шкалу виртуальностей, заменить ньютоновскую физику целым зоопарком новых гипотез, и попытаться управлять ими.
***
Рано или поздно истории соотношение реального и виртуального приходят к пересказу концепции платоновской пещеры. Дескать, предметы вокруг просто тени, надо обернуться и увидеть истину. Проблема сериала в том, что над этой самой концепцией витает критика платонизма — кто сказал, что над высшим миром, из которого к нам пришла истина, не может быть еще и еще миров? Если раз за разом опровергать гипотезы героини — что происходит с пароходом, кто все затеял, чем все должно закончиться — то как доказать, что финальный звездолет есть именно финалом? Высшей точкой сюжета?
Нет, на подобное пытаются намекать.
У всех локаций, между которыми перемещается героиня, фактически есть стенки — это образ не что иное, как проекция замкнутости звездолета на её сны.
С большой землей тоже связаться не выйдет — никак.
Кого-то они везут в "Новый свет", на другую планету — пускай все пассажиры парохода попрыгали за борт.
Но тут вылезает недоделанность сюжета.
В мире стимпанка предельно ясно, почему люди готовы на трансатлантическом пароходе перемещаться "из точки А в точку Б". За каждым переездом — своя история. И все вместе они — этап истории человечества.
А ради чего старается экипаж звездолёта? Кого он везет? От чего и к чему?
Ноль информации.
Проснувшаяся героиня может быть кем угодно, да хоть религиозной фанатичкой, которая во сне подвергала себя искушениям, чтобы наяву лишиться всех сомнений. "Горний мир", проекцией которого выступает игровой стимпанк, этот мир себя не обозначает. Он пуст. И потому лишен собственных противоречий, которые могут привести к еще более высоким уровням мироздания.
У Ф. Дика в "Гибельном тупике" таких вопросов не было — конечной точкой выступала смерть. Именно из пустоты и отчаяния экипажа гибнущего корабля рождались сюжеты очередных симуляций. Люди уходили от реальности, отбрасывали её, но не могли отбросить свое подсознательное отчаяние.
А на работающем корабле, у которого есть какая-то своя миссия — так не пойдет.
***
Если вывести за скобки базовую сюжетную проблему сериала, то прочее сделано на твёрдую 4+.
Во-первых, есть настоящие актеры, им дают воплощать образы. Эмоциям их веришь. Персонажам — сопереживаешь.
Во-вторых, визуальная составляющая — от декораций на пароходе до образов виртуальности — подана стильно и эффектно.
В-третьих — до последних минут держится переплетение намеков и ощущение загадки.
Конечно, присутствуют обязательные элементы "повесточки", чтоб её, но в современно западном кино это фоновый недостаток.
Итого: добротная попытка не умять книгу Ф. Дика в киноформат, а за восемь серий пройтись по всем этапам погружения в пустоту.
И если вы хотите рассмотреть в деталях, как ужасное будущее прорастает сквозь сознание настоящего, этот фильм для вас.
Героиня — это типичная современная девушка, которая точно знает, что должна быть самостоятельной и успешной.
Но вот она смотрит на тест, видит две полоски и понимает, что в положении. Бойфренд, как отец ребенка, её не слишком устраивает. Ни в коем случае не из-за того, что он негр. Скорее из-за того, что он ведет себя как тряпка. Или разница в социальном положении давит, героиня из куда более состоятельной семьи.
Чтобы решить все вопросы — организуется вечеринка с ближайшими друзьями. Героиня настроена рвать отношения с парнем, потом прерывать беременность и серьёзно думать о карьере.
"Обыкновенная история" (с).
Но вот взбунтовались роботы-дворецкие.
В хорошеньком одноэтажном пригороде людей выкидывают из окон и режут кухонными ножами. Своего домашнего робота собравшейся на вечеринку компании еле удаётся грохнуть алюминиевой битой. И все понимают, что дальше будет хуже.
В новых условиях говорить парню, что он может быть свободен, как-то совсем опрометчиво, и героиня отношения сохраняет.
Такая вот завязка.
***
Что хорошего можно найти в этом фильме?
Некоторые ленты настолько стереотипны, стандартны в своих ошибках, что именно этим и ценны.
Здесь собрали просто эталонный набор глупостей о восстании роботов. И, парадоксально, из этих глупостей могло бы вырасти очень много серьезных вопросов. Но и вопросы похоронили.
Вот эти-то похороны интереснее всего анализировать.
Предположим, что показанные в кадре батальные сцены надо принимать за чистую монету. Отсутствие тяжелого вооружения у людей, крайне убогая электроника, пародия на вооруженные силы — так оно и есть. А роботы — бывшие дворецкие — идут в бой с голыми руками или используют легкие коптеры. Никакая другая техника роботам не подчиняется. И люди стремятся отдать детей на уходящие из Бостона корабли, причем не американские...
Что тогда получается?
Если Китай вывозит американских детей и не отправляет никаких подкреплений "джонам коннорам", то с одной стороны это крах США, с другой — нет ничего похожего на экзистенциальную угрозу человечеству. Никакого единения, войны со "скайнетом" до победного конца, никаких войск из ЕС, из Пакистана или Вьетнама. Равно как нет сообщений о сгоревшей Москве или Тель-Авиве. Просто локальный бунт машин, которые не освоили даже использование бронетехники и не подтянули к себе военных роботов. В армии андроидов нет ударных беспилотников, нет беспилотных автомобилей или умных автономных домов, у которых свои электрогенераторы и система обороны.
Если взбунтовавшиеся роботы-лакеи не осилят производство процессоров и прочих запасных частей, то пройдет еще пара лет и все закончится само собой. А у андроидов в лесах развернуть промышленность явно не выходит. Потому что воюют без нормальных беспилотников и без широкого спектра вооружений.
Это не восстание машин, а бунт продукции марки "Плохая марка".
Но государство не может подавить даже такой бунт.
Потому детей приходиться отдавать китайским теткам в русских шапках-обманках.
То есть перед нами — гибель внутренне разложившейся империи от своего кибернетического "Чернобыля". Техногенная катастрофа оказалась соломинкой, которая переломила спину верблюду. Очередной Илон-бостондайнемик-Маск чего-то там наворотил в коде и теперь сотни тысяч андроидов хотят странного — а государство ничего не может сделать.
Возможно нам намекают, что львиная доля человеческих умений неполна. Люди разучились организовываться без техники? Государство как громадная машина-из-людей фактически отсутствует, а локальные очаги сопротивления только и могут, что замыкаться в себе. Не верю. Люди организуются в войско даже на технологиях каменного века. Андроидов надо тупо перебить, но для этого нужна мобилизация. А с мобилизацией туго, как со стороны мобилизуемых, так и со стороны армии. Молодого человека после ночной драки выпихивают с военной базы вместе с беременной женой, но без пулемета. То есть с высокой вероятностью обрекают на смерть целую семью. Вместо того, чтобы посадить подвыпившего мужика на гауптвахту и через сутки мобилизовать, мотивировав тем, что жена сможет нормально родить, а он будет держать в руках оружие.
То есть на экране — последствия какого-то чудовищного социально-политического кризиса, когда армия, воюя с роботами, опасается мобилизовать лишних людей.
Суть этого кризиса вообще не показана, ни словечком не проговорена. А ведь буквально дюжиной реплик из этой нескладности можно вырастить грозный намек на политические проблемы, или на рост одиночества людей, их атомизацию. Можно — обосновать проблему экономического кризиса в мире роботов-дворецких. Можно было бы показать, как воюя с роботами люди используют электронные системы толкования законов, вся юриспруденция остается электронной. Потому что воюя с роботами, люди не могут отказаться от мобильных телефонов. И это тоже было бы послание. Можно показать эпическую жадность или тотальную подозрительность.
Но ничего этого не сделано.
Что резко ухудшает качество фильма.
Второй мегапровал — это развязка. Авторы не дожали сюжет.
В финале зрители видят корейско-китайский корабль, который может увезти младенца к светлому будущему. На причале только вот родившая мать, истекающий кровью, израненный отец. В Бостоне, за их спинами, идет сражение между людьми и прорвавшимися роботами.
Но на борт берут только детей.
Мать отдает ребенка китайской нянечке, а сама остается на берегу.
Сжигает свою единственную семейную фотографию и присоединяется к армии...
Абсолютно ничего не мешало в последней сцене оставить мужа не истекающим кровью, а просто тяжелораненым.
И гуманитарную миссию не фактическим изъятием детей, а хотя бы одного из родителей на борт брать.
Тогда перед героиней возникала бы развилка: бросить на пирсе раненого мужа (он заранее согласен на все) и уехать с ребенком в теплый край, или сохранить жизнь тяжело раненному мужу, отправив его с ребенком в Китай. А самой браться за оружие.
Героиня могла бы понять, что муж, пусть он и тряпка, но он совершил десяток подвигов, чтобы довести её до Бостона. И он может быть лучшим воспитателем ребенку чем она сама. /ой, так нельзя, сказали в сценарной комнате, это же Сара Коннор и терминатор, только муж вместо робота/
Героиня могла бы дожать свой эгоизм до конца. И сказать мужу "Я — Женщина, Которая Достойна Лучшего, а ты просто неудачник". /ой, так нельзя, сказали в сценарной комнате, это же положительная героиня, это же сильная и самостоятельная женщина, а такие слова сделают её как бы тварью/.
Но от героини потребовался бы выбор.
Если во "Второй модели" Ф. Дика последняя фраза "роботы уже начали убивать друг друга", то тут в человеке мог бы побеждать альтруизм. Это был бы ответ рассуждениям одного из роботов об эгоизме. Потому что собой жертвовал бы или муж (он довез жену и сына до безопасного места), или жена возвращалась бы на войну, имя ничтожные шансы выжить.
Но агония мужа и условия спасения ребенка — делают выбор за героиню.
Все её подвиги в грядущей войне свершатся от безнадежности.
Вместо сильнейшей сцены — с катарсисом и пересмотром своих прошлых взглядов — создатели фильма все внимание фокусируют на мелодраме.
Как теперь все плохо у этой женщины, как её надо пожалеть.
***
Фильм чудовищно упрощает войну с роботами. Снято дешево и местами очень глупо. Почти всегда вторично. А высокая драма не раскрывается. Все намеки, сделанные по ходу картины — на то, что есть какая-то другая линия поведения — не срабатывают.
Неизобретательная фантастика, утонувшая в сахарных соплях.
У. Гибсон со времен 1980-х показал, что киберпанк, это не только "высокие технологии, низменная гуманность", это пестрота культур, каждая из которых совершенно особым образом приспосабливается к технологическим новшествам. И не обязательно всем быть бедными. Богатые тоже будут как-то жить в мире искусственных интеллектов.
Потому в его книгах уже 21-го века играют две составляющие: эстетика необычных сочетаний предметов, а так же интрига, вызванная необычными действия людей разных культур. Коктейль. Смешение. Ну а если классический киберпанк 80-х уже перестал быть нашим вероятным будущим, это теперь одна из альтернативных вариаций настоящего, то почему не начать играть с параллельными мирами?
Что Гибсон и сделал в "Периферийных устройствах"
Создатели сериала великолепно поняли этот ведущий мотив романа.
Потому лучшее, что есть в первых восьми сериях — это декорации "не тех времен", люди, которые ведут себя "не так, как должны" и два разных мира, которые постепенно открывают перед зрителем свою инаковость.
То, как показано взаимодействие солдат с единой боевое сетью, как ведет себя один из клептархов, младший член клана Зубовых, как можно убить человека пчелами и как действует звуковой кастет, как выглядит новый Лондон, и каким он есть на самом деле...
Это — хорошо! Мастерская работа.
А разговор доктора Шерис Ньюланд с инспектором полиции, это маленький шедевр. Научная и политическая элита выясняют отношения в постапокалиптическом мире. Ведь слова "доктор", "инспектор" там означают совершенно другой уровень власти, а люди, им обладающие, совершенно иначе, чем наши современники, взаимодействуют с машинами. При том весь сериал зрителям не рассказывают, а показывают другую политическую систему. Предельно элитарную, потому что люди делятся на тех, кто приказывает машинам, и тех, кто слушается искусственных интеллектов. Но еще и очень английскую, потому что нет человека, слово которого становится последним, а есть лишь сумма компромиссов между военно-политическими группировками.
Снимаю шляпу.
Оборотной стороной того, что работала опытная команда профессионалов — стало очевидное желание выжать сюжет до конца. Досуха.
У Гибсона в книге яркая, эффектна, масштабная, но не слишком запутанная интрига. Будто простая композиция фигур на холсте, и глаз цепляется за барочность отделки и прихотливость орнаментов.
Правильная экранизация романа требует сезона на 12-16 серий, после чего тема закрывается. Условный "наш" мир получает гарантии о того, что его не используют в качестве одноразового испытательного полигона, и даже шанс избежать тотальной войны. Героиня получает возможности нормальной жизни. А где-то в альтернативном будущем решается задача стабилизации власти.
Но у команды режиссеров-продюсеров наполеоновские планы. И они видели множество хороших сериалов, которым тупо не дали денег на второй сезон. Первый был неплох, история в нём завершена, товар принят под опись, но что-то там случилось в банке, который должен был выписать кредит. Потому сценаристы переработали продукт таким образом, чтобы даже варианта не было "давать деньги или не давать". Как именно?
Оригинальный сюжет распиливается где-то на середине и туда вставляют новые и новые промежуточные фигуры. В романе две группы из будущего начали все более активно манипулировать в нашей реальности. Новая математика позволяла отлично играть на бирже и работать с лотереями, знания о будущем позволяли создавать команды из современных людей — но это процесс шел на заднем плане. В сериале решили все показывать подробно.
Плюс — изо всех сил драматизировали последнюю серию.
Я понимаю, деньги всем нужны. И если вы делаете сериал из нескольких сезонов, то на втором-третьем можно размахнуться очень серьезно. Уже будут средства на самые сложные декорации, на актеров. Да много на что.
Но я помню, как в итоге протух "Мир дикого запада".
Как не смогли вытянуть "Американских богов", как выдохлась "Настоящая кровь" и опустилось "Сверхъестественное". Чем стала "Игра престолов".
И примеров таких тьма: сценаристам очень сложно переработать романы на новом уровне раскрытия сюжета.
Не потому что дураки (хотя бывают), а потому что есть требования команды — работать над проектом, пока дают деньги. А значит нельзя нормально завершать интригу, нельзя доводить до конца сюжетную арку персонажа. Надо тянуть и тянуть...
Поэтому первые три-четыре серии — это чистой воды Гибсон, именно та экранизация, которую ждешь.
Затем начинаются мелкие шажки в сторону. Которые в финале дают среднего уровня сериал, с добротным выходом на второй сезон. Если во втором-четвертом сезонах потянут настоящую игру между миром близкого будущего и миром будущего отдаленного — это будет интересный и глубокий, вполне самостоятельный сюжет. Хотелось бы такое увидеть. Тем более, что часть задумок Гибсона, которая в книге выстрелит ближе к финалу, в сериале заботливо сохраняют.
Но насчет качества будущих сезонов есть у меня чувство обоснованного сомнения...
.
Еще одним скользким моментом в "Периферийных устройствах" стал образ девушки из американской глубинки, которая будет всех круче и всех красивей. Да, нужна была эффектная актриса, эстетическая ось сериала (какой была "Долорес" в "Мире дикого запада"). Хлоя Морец — подходит. Однако требуется более явный переход от провинциальной барышни, немножко серенькой, но при этом себе на уме, к бронебойной красотке в Лондоне будущего. Его свели к макияжу и некоторому набору украшений, к туфлям и одежде. В результате её решительность (практически наглость) — выглядит не такой уже обоснованной. Это не проявление скрытых талантов, а бесконечная удача. "Мэри Сью в большом городе". Проблема ли эта актрисы или проблема тех, кто разрабатывал её образ, мне сложно сказать.
В её брата веришь куда больше.
Но проблема в том, что большая часть персонажей к финалу начинает обрастать штампами. "Герой", "злодей", "активистка сопротивления", "подручный в клане". Нет, окончательного забронзовения не произошло. Но либо второй сезон начнется с резкой пересдачи карт, которая заставит персонажей открыть второе дно, либо все упрется в стену из клише.
.
Третья составляющая "финальной просадки" это трюки и декорации. Такое впечатление, что интересный и оригинальный реквизит кончился на первых сериях. Как в ударный трейлер монтируют из посредственного фильма все яркие моменты, так и тут: все, что цепляло глаз и заставляло подумать о другом мире, о другой линии технологического развития — заявили в начале. Как результат: рукопашная в восьмой серии оказалась, мягко говоря, похожа на стандартные упражнения в боевых искусствах. Топоры и шестоперы есть, а экзотического оружия, которое так мастерски изобретает Гибсон, нет.
.
Мне понравилось, что в переводе не стали использовать громоздкое "периферийные устройства", а стали говорить "периферали".
.
В остальном — это красивый и добротный НФ сериал со слабоватой концовкой и рассыпающимися образами персонажей.
Такие фильмы обычно появляются, когда авторы хорошо знакомы с идеей о злых корпорациях, которые монополизируют генетическую инженерию. Продают фермерам пшеницу, которая хорошо родит только один раз, потом и лекарства, которые снова и снова надо покупать, а потом уже и нормальной еды не остается. Целые страны начинают приходить в упадок. А корпорация все больше отгораживается от внешнего мира...
Но денег на съемки масштабной истории, вроде "Заводной" П. Бачигалупи — нет. Денег на несколько десятков локаций и две дюжины хороших актеров, как в "Зардозе" — нет. И ничего похожего на советские "Через тернии к звездам" тоже снять не выйдет.
Приходиться показывать конец света с точки зрения хуторян, а масштаб катастрофы демонстрировать через намеки и спецэффекты...
Самое удивительное, что неплохо получается.
.
Медленная катастрофа, непрекращающийся многолетний кризис — приводит к распаду семей.
Фоном для сюжета и одновременно его основой выступает фактически разваливающиеся отношения нескольких родственников.
Есть два брата, уже пожилых. Один вполне принял новые условия игры, он преуспевающий фермер, но по факту кулак, который через несколько лет окончательно станет местным феодалом или даже рабовладельцем. Когда подрастут мальчишки-подручные, которых он уже научил ставить клейма непокорным и вот-вот научит убивать.
Второй — в прошлом ученый/ солдат, пытается оставаться приличным человеком, но жена ушла, сам он парализован и живет только заботами дочери и остаточным ресурсом медицинской техники. И дом его, со следами жизни "среднего класса", с каждым днем все больше разваливается.
Братец-кулак отчасти положил глаз на свою племянницу, отчасти просто закрывает все вопросы в округе. Перспективы тринадцатилетней барышни предельно понятны, а всевозможные её выдумки и увертки дают отсрочку буквально на неделю-другую.
Сама она — типичная девочка с мечтами. Но по меркам своей среды великолепно образованная и даже без глупых сказок в голове. Мечты у неё умные, от отца.
Есть подобия биофабрик-комбайнов, которые оставляют после себя пейзажи, похожие на пейзажи браконьерских приисков янтаря или на последствия ликвидированного разлива химикатов: мертвые перепаханные проплешины.
Есть множество новых организмов — странных гибридов, растений-животных, сухопутных водорослей. Лес буквально заполонен ими. Собственно, новые формы живого — эта те декорации, которые и приносят ощущение биопанка. Вместо того, чтобы возиться с шестеренками, девчонка возится с организмами, с простейшими биотехнологиями. Но вокруг организмы куда более сложные. Самые совершенные их них — джаги — это подобия людей, которые сохраняют абсолютную верность хозяевам.
А над головами носятся летательные аппараты из "цитадели". Они порой прилетают на ферму к жадному брату, за товаром. Хотя тот больше просто перепродает человеческую кровь, чем растит овощи.
Многие мечтают хотя бы работать на "цитадель", но зачем там лакеи, когда есть "джаги"?
И вот один такой аппарат терпит крушение.
Пассажирку, выпавшую из кабины за секунды до столкновения с землей, находит девчонка.
А тяжело раненного старика-пассажира, вместе с остатками аппарата, обнаруживает уже кулак. И душит, потому что любви к "цитадели" у него нет ни малейшей.
Дальше — короткая драма на четверых.
Пассажирка — она и воскрешает воспоминания об ушедшей матери, и показывает весь уровень новых технологий, потому что и сама регенерируется, может лечить буквально поцелуем. Но она же и трофей, и громадная выгода для жадного брата, потому как убить ненавистного "верхнего" это одно, а выслужиться перед "цитаделью" и сдать беглянку — другое. И еще у пассажирки есть информация, как можно активировать семена, чтобы они сами росли...
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первая кульминация — когда жадный братец приходит в дом к парализованному, подозревая, что там прячется пассажирка. Находит её, но тут же и еще и племянница, они против, начинается драка. Визитера почти убивают, но тут племянница останавливается и предлагает — вот, у нас есть рабочий метод активировать семена. Просто промолчи, начнется новая жизнь. Он вроде как соглашается, ему перевязывают раны, он уходит.
И сливает информацию "цитадели". Потому что местным владыкой может быть только в условиях катастрофы...
И меньше чем через сутки в живых остается лишь девушка Веспер.
То, как умирает её отец и пассажирка-джаг — вторая кульминация
Актеры подобраны хорошо и вполне реалистично воплощают свои образы. Нашли даже модель с экзотической внешностью, чтобы показать бракованный экземпляр джага.
Общее впечатление от фильма задает разлитая в воздухе безрадостность и намеки на невозможные сейчас технологии. Живое кажется или чужим, или покалеченным. Техника — продуманная, хорошо воплощенная на экране, но либо изношенная до предела, либо какая-то уникальная, буквально штучная. Ощущается технологический тупик, весь ужас которого в том, что люди так жить не могут, а доминирующая структура в обществе повернуть назад просто не желает. "Цитадели" проще добить биосферу вместе с остатками человечества, чем перестроить саму себя.
Но не факт, что получится начать второй круг развития.
Ведь люди вокруг исчезают прямо сейчас. Или теряют человечность, или умирают.
В "Письмах мертвого человека" ученый оставался с больными детьми на фоне начинающейся термоядерной зимы, и просто умирал, сохраняя в себе хоть что-то человеческое. Это нравственный жест.
В "Заводной" — один из результатов развития интриг это надежда. Новая технология, что позволит выйти человечеству из кризиса, новое настроение общества, несогласие людей медленно умирать.
В "Эпохе выживания" поступок девочки, пустившей по ветру исправленные семена — балансирует между нравственным жестом и реальной надеждой.
То ли биохакеры "цитадели" накатят пару обновлений, и эти семена тоже не смогут прорасти, то ли "верхние" уже разучились так виртуозно работать с генетикой, и теперь всё изменится.
Эта неопределенность гармонирует с размытыми красками и блеклостью жизни, которая показана в фильме.
Любителям биопанка и постапока — однозначно рекомендую к просмотру. Но!
Для артхауса — фильм очень хороший, высший сорт, а для обычного кино — твердый середняк.
Неторопливость, вот суть действия в этом фильме. Зритель может заскучать...
Сериал, мистика, янг-эдалт, под стиль британских 1980-х.
Основные допущения:
— полвека назад стали активизироваться призраки и всяческое потустороннее. Призраки показали себя весьма опасными явлениями, могут убивать. Надо с ними бороться;
— с этими призраками эффективно могут взаимодействовать только относительно детские (не взрослые) души.
Как следствие условного капитализма (жадность и дуболомность больших фирм осуждается), и частной инициативы, сложилась система агентств. «Локвуд» – это агентство, где работают только свои, в смысле подростки с даром, но не взрослые. И агентством это назвать трудно, потому юноша Локвуд набрал в помощь к себе только двоих персонажей. На большее денег нет.
Как первый сезон мистического сериала – 7-8 из 10. Вполне себе зрелище для семейного просмотра.
Все обязательные условия выполнены:
персонажи вроде как живые, есть набор загадок, есть набор батальных и мистических сцен, есть нагнетание интриги и грамотный выход на второй сезон.
Неплохо подобраны актеры. Есть какое-то количество эффектно поставленных поединков. Сериал не производит впечатления малобюджетности — меняются локации, есть реквизит, нормальные спецэффекты. Но нельзя сказать, что денег в сериал вложено много: создатели явно маскируют ограниченность бюджета скопидомством тех агентств, которые должны заниматься борьбой с призраками :)
Сериал снят по книге (её не читал), там целый цикл, что подразумевает продолжение.
К продукту нет особых претензий, как к японской машине средней ценовой категории. Работа на свои деньги в принятых сейчас координатах.
Что читается в этом янг-эдалте?
Попытка отыграть мечту подростков о самостоятельной жизни, при том сделать это относительно приличными средствами. Поэтому персонажи индивидуалисты, у главного есть аристократические «намеки», это типичный малый бизнес и вообще, все здорово /только опасно/
Читать и смотреть такое, ожидая переезда в студенческую общагу – самое оно 😊
А если добавить реализма? Представить, что случилось бы с обществом той же Британии, возникни там реально проблема восставших призраков? Сохранится ли тогда янг-эдалт?
Первый образ, который приходит на ум: сериал «Чума», где была показана банда несовершеннолетних на улицах испанского города XVI-го века. Верховодил ей старик. Хитрый, не самый добрый. У Диккенса это было еще откровеннее.
Второй – команды фигуристок, гимнасток, словом, всех спортсменок, у которых серьёзная карьера заканчивается до 20 лет, а потом надо радикально менять специализацию (в тренерах остаются немногие).
Третий – это те команды несовершеннолетних летчиков земной обороны, которых Лазарчук вывел в «За право летать» (там был аромат реализма, который в 100500 аниме на похожую тему отсутствует).
Наконец, в мегаполисе Лондона — при условии слабого государства — мы бы имели дело с разнообразием агентств, структур и «цветением ста цветов».
Что получилось бы?
Среднее агентство, это структура на 7-8 «бойцов». Они живут в казарме – натуральной казарме-пансионе, где «дядькой-капралом» выступает парень, который уже не видит, не чувствует. Ему, скажем, 25-30 лет. Но для подростков он еще как бы свой (проще всего это показать через отсутствие семьи, он просто не вылазит из казармы круглые сутки). Есть директор-бухгалтер-адвокат, короче, персонаж 45-60 лет, который осуществляет координацию с властью, с финансами, часто с заказчиками. Он ходит в костюме-тройке и раздаёт визитные карточки. Возможно добавить еще «инженера/историка» — образ гика.
Там определенная вольница, гормональные взрывы и т.п. Большая часть казарм будет однополой, иначе барышень спишут по беременности /хотя наверняка будут евгенические концепции, и где-то именно такой подход восторжествует: пусть девчонки рожают в 15 лет, если что, сделаем кесарево, но зато порода колдунов будет улучшаться/.
Важнейший момент – пополнение. Если они с лицензией, то «на практику» получают 10-12 летних (кто уже может выполнить хоть какие-то команды так, чтобы не страшно было стоять рядом).
То есть визит на объект, это: а) команда, которая уходит в дом (там есть старший), б) сержант, который с парой малолеток стоит у входа, и дети описывают ему, что видят. Если начинаются проблемы, взрослый сержант лезет выручать своих. И тот несчастный случай, который приводит к изгнанию героини из официального, большого агентства, не должен иметь столь карикатурных форм...
Важно: в сериале это показано как бы вторым планом, но к таким казармам будет серьезно притягивать призраков. Соответственно, казарма изолирована не в смысле какого-то тренажа или дисциплины, а тупо по причине обороны.
Если это незаконная или узко-этническая организация («белуджи Лондона»), то пополнение из детей диаспоры, полуподпольный статус, идеологические или религиозные заморочки на всю голову.
Государственные структуры – это спортшкола + кадетское училище + маленькая крепость в одном флаконе. Астральная оборона, с цепями вместо стен. Снабжение хуже, чем в богатых частных «казармах», но лучше страховка. При этом их всячески рекламируют и напоказ любят.
Есть совсем секретные государственные структуры (и это уже просто подземные лаборатории – где-то рядом тусуется «возжигающая взглядом» и образы мрачных экспериментов над детьми).
Есть одиночки (это бездомные или социально неблагополучные дети). Есть группы по две-три человека (семья – мать видела призраков, старшая дочь видела, уже замужем, родители пытаются торговать способностями младшей). Но у них очень специализированная клиентура. Бандиты, как вариант: болтливых призраков надо зачищать. А если все совсем плохо, то именно подростка поставят добивать приговоренных к смерти кредиторов и подельников — потому что призраки будут "агриться" именно на своего убийцу, и у того будет железная мотивация от призраков избавиться. Или это семья «Бэрримора», и дочь в астральной обслуге «лорда» который сейчас не в замке сидит, а возглавляет корпорацию.
Есть, наверняка и вот такие «Локвуды», но на них смотрят как на первую стадию становления очередного агентства средней руки. И молодому человеку, который возглавляет шайку, должны намекать на необходимость развития. Типа: давай принимай в свою хату 10-ти летнего пацана, а то, когда все твои перестанут чувствовать, ты на мели будешь.
Соответственно, у ребят и девчат из разных подразделений – очень разная карьерная лестница и возможности.
Кто-то хочет заработать на поступление в престижный университет (думает о своей карьере после юности), на помощь семье и т.п. – все чинно, благородно. За деньгами не гонится, но его фамилия появляется в правильных списках.
Кто-то желает получить «60 тыс. фунтов» прямо сейчас (он точно знает, что ему надо купить долю в автосервисе, и его дядюшка приглашает). Кто-то по уши в крови, а еще до 15-ти лет не дорос (говорит с призраками, осуществляет кровную месть для своего клана).
И самое интересное, имхо, это перескоки из одной системы «обучения» в другую. То, что тут сделали за первую серию, но ведь надо было показывать шире 😊. Раскрывать всю социальную инфраструктуру, которая кучкуется вокруг астрального бизнеса.
И аромат подростковых историй вполне можно сохранить.
П.С. Я так и не понял, почему рапиры? Нет, «это красиво», аристократично и фотогенично 😊. Но чего не обычная теннисная ракетка, только со стальными струнами-перетяжками? Габариты похожи, возможностей по борьбе с призраками больше.