Таки тоже итоги 2011


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кел-кор» > Таки тоже итоги 2011 года
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Таки тоже итоги 2011 года

Статья написана 26 декабря 2011 г. 19:25

Год подходит к концу, и самое время подвести итоги.

Просто-напросто перечислить прочитанное мне показалось неинтересным, поэтому я отобрал по 10 лучших, на мой взгляд, романов, повестей и рассказов из числа тех, прочтение которых завершилось в 2011 году.

Поскольку я отдаю предпочтение малой форме, то в десятку лучших рассказов попали на самом деле лучшие. Чего не скажешь о романах — в списке представлена почти половина прочитанного (и дочитанного) в этом году. Ну, а повести — серединка на половинку.

Кроме того, я мало читаю современную литературу, поэтому перекос в сторону первой половины-середины XX века виден довольно отчётливо.




  1. Романы:
    1. Десятое место. Януш Зайдель «Предел», 1982.

      До тех пор, пока главный герой не уезжает из агломерации — прекрасный, динамичный, интересный, захватывающий роман. Но финал — всё испортил! Мне хотелось чего-то другого, но автор решил иначе...

    2. Девятое место. Абрахам Меррит «Корабль Иштар», 1924.

      Из романов Меррита, которые я прочитал, этот показался наиболее интересным. В принципе, в основу сюжета легла всё та же модель, по которой написаны и другие его романы (говорю, конечно, только о тех, с которыми сам знаком), но здесь событийная канва более интересна, да и декорации довольно необычные.

    3. Восьмое место. Л. Спрэг де Камп, Лин Картер, Кэтрин Крук де Камп «Сталь и змея», 1982.

      Новеллизация фильма «Конан-варвар» 1982 года довольно неплоха. Фильм я в последний раз видел давненько, но, читая произведение, вспоминал эпизоды. Ну, конечно, будь это самостоятельное произведение соавторов, вышло бы, полагаю, лучше! Но и это вполне неплохо.

    4. Седьмое место. Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», 1967.

      Большую часть романа я одолел всё-таки в 2010, но числится он здесь, так как завершил чтение уже в 2011 году. Ещё раньше, во время учёбы в университете, пробовал читать, но дальше первых тридцати-сорока страниц у меня тогда дело не пошло. Со второго раза покорить эту вершину удалось. Местами читалось очень медленно, буквально через «не могу», кое-где — быстро и с интересом, но в конце концов нисколько не пожалел о потраченном времени. Хороший роман.

    5. Шестое место. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков», 1957.

      Одно из самых известных произведений автора. Уютное, тёплое и солнечное повествование. Гимн лету.

    6. Пятое место. Эйв Дэвидсон «Феникс и зеркало», 1969.

      Поначалу роман показался скучноватым, но мнение моё изменилось по мере того, как повествование набирало обороты. В конце концов осталось очень приятное ощущение от прозы Дэвидсона (мало, кстати, похожее на впечатления от его рассказов).

    7. Четвёртое место. Ли Брэкетт «Шпага Рианона», 1949.

      Этот роман пришёлся мне по душе, не в последнюю очередь благодаря тому, что написан он в жанре «sword and planet». Почти то же самое, как моё любимое «sword and sorcery», только вроде как не в фэнтезийном мире, а на другой планете. По сути же эти два жанра суть одно и то же!

    8. Третье место. Иван Ефремов «Лезвие бритвы», 1963.

      Роман читался в течение нескольких лет, но к финалу я подобрался только в этом году. Так вышло, что я знакомился с этим произведением по частям (первая часть, потом через годок — другая и т. д.), но вовсе не по той причине, что читать было скучно. Наоборот, роман интересен и захватывает внимание сразу же! Но как-то так получилось, что чтение его растянулось надолго... Можно считать, что я просто продлил себе удовольствие...

    9. Второе место. Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре», 1993.

      Много слышал об этом замечательном произведении; вот наконец и сам с ним познакомился. Здорово, замечательно, необычно, волшебно!

    10. Первое место. Сергей Снегов «Диктатор», 1996.

      «Люди как боги» прочитаны и любимы уже давно, и данный роман встаёт с ними на одну ступень. Это такое же монументальное эпическое повествование, хоть и в иных декорациях, но по сути схожее с трилогией-космооперой. Порадовали образы главного героя и его друзей, их нестандартное мышление. Финал же вообще привёл в восторг.




  2. Повести:
    1. Десятое место. Уильям Тенн «Огненная вода», 1952.

      Недостаток многих произведений Тенна — многословность. Почти любой его рассказ, любую повесть можно сократить, не потеряв при этом ничего ни в сюжете, ни в идее. Мне кажется, его творения от этого стали бы только лучше. Вот и данная повесть могла бы быть меньше и, вероятно, лучше. Но так или иначе, а идея этого произведения хороша!

    2. Девятое место. Кир Булычёв «Мамонт», 1992.

      Довольно необычная повесть — сюрреализм на грани с психоделикой. Здесь вам кучка исторических деятелей нашей страны, необычное место и непонятное время действия. Будто все события происходят в некой параллельной реальности (а Булычёв, видимо, любил использовать в своих произведениях параллельные миры), только не сообщающейся с нашей непосредственно, в пределах данного текста.

    3. Восьмое место. Пол Андерсон «Царица ветров и тьмы», 1971.

      Интересная повесть, награждённая несколькими премиями. Необычный мир, необычные персонажи в столкновении с обыденностью...

    4. Седьмое место. Фредерик Пол «В ожидании олимпийцев», 1988.

      Что было бы, если... Альтернативная история. Здесь узловой точкой автор берёт распад Римской империи. В данном мире его просто не было. И отсюда вытекает всё, что мы видим в этой лёгкой забавной повести.

    5. Шестое место. Аскольд Якубовский «Чёрная Фиола», 1991.

      Необычное произведение. Переплетение воспоминаний, ощущений главного героя с воспринимаемой им реальной действительностью. Вопрос только в том, как он её воспринимает. Необычная подача текста, которая только запутывает читателя, предоставляя ему самому додумывать за героем и автором.

    6. Пятое место. Кир Булычёв «Смерть этажом ниже», 1989.

      Ещё одна повесть Кира Булычёва, сильно меня впечатлившая. Как обычно это бывает с произведениями автора, читается быстро, на одном дыхании. Затронутая тема актуальна и сейчас и, увы, будет актуальна ещё долго...

    7. Четвёртое место. Владимир Короткевич «Дикая охота короля Стаха», 1964.

      Современный «готический роман» (точнее, «готическая повесть»), с подобающим объяснением всех тайн и загадок.

    8. Третье место. Геннадий Прашкевич «Анграв-VI», 1992.

      Идея произведения весьма интересна. Да и фабула, и описания планеты — всё хорошо, всё радует!

    9. Второе место. Фриц Лейбер «Корабль призраков», 1969.

      Замечательная повесть с хорошей интригой и впечатляющим полусюрреалистическим изображением окружающего мира — так его воспринимает слабовидящий главный герой. Великолепное произведение!

    10. Первое место. Илья Варшавский «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ», 1972.

      Повесть Варшавского легка, увлекательна, смешна, ну, и фантастична немного! В общем, ни убавить, ни прибавить, как и всегда у этого великолепного писателя!




  3. Рассказы:
    1. Десятое место. Жан Рэй «Золотые зубы», 1957.

      Забавный рассказ от бельгийского мастера «ужасного» жанра, не страшный, правда, но довольно «тёмный» — в духе Жана Рэя.

    2. Девятое место. Уильям Нолан «Маленький мир Льюиса Стилмэна», 1957.

      А вот действительно страшный рассказ. Ещё и фантастика присутствует. Финал неожиданный — и это хорошо.

    3. Восьмое место. Кирилл Бенедиктов «Храм мёртвых богов», 2001.

      «Тёмное фэнтези», место действия — Древняя Месопотамия... Рассказ мрачен и безысходен, но вместе с тем — красив...

    4. Седьмое место. Эдгар Аллан По «Морелла», 1835.

      Впечатляющая история. Неторопливая, красочная, таинственная, притягательная... Эдгар По во всей своей красе.

    5. Шестое место. Амброз Бирс «Жестокая схватка», 1888.

      Страшный рассказ. Здесь далеко не всё однозначно — и именно этим данный текст привлекает меня прежде всего.

    6. Пятое место. Сирил Корнблат «Чёрный чемоданчик», 1950.

      Не даром рассказ получил награду спустя полвека после публикации. Всё здесь хорошо и к месту: и фантастическое допущение, и действия героев, и логичный финал.

    7. Четвёртое место. Кир Булычёв «О страхе», 1992.

      Рассказ написан почти на двадцать лет раньше времени первой публикации. Замечательное произведение, заставляющее сопереживать персонажам и в конце — возненавидеть героя-рассказчика!

    8. Третье место. Роберт Шекли «Запах мысли», 1954.

      Отличная история о проверке человеческой смекалки в условиях неисследованной планеты.

    9. Второе место. Илья Варшавский «Наследник», 1966.

      Короткий, но очень запоминающийся рассказ об одиночестве — чувстве, которое испытывают не только люди...

    10. Первое место. Хулио Кортасар «Сеньорита Кора», 1966.

      Великолепное произведение! Очень понравилась не только идея, не только сюжет, но и форма повествования: неожиданными скачками передвигающаяся от персонажа к персонажу, так что не сразу понимаешь, к размышлениям кого из героев обращаешься в следующий момент.



Тэги: итого


189
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 21:14
Что, заводим добрую традицию, каждый фантлабовец пишет свой список? :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 21:24
Что-то вроде того... :-)
Да я бы, может, и не взялся за такое дело, но списочек уже был набросан для иных целей. Не пропадать же добру! :-D
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 22:05
8-) Тоже верно.


Ссылка на сообщение2 января 2012 г. 15:23
Диктатор — это просто вынос мозга (в хорошем смысле). Если меня через несколько десятков лет спросят, почему в свое время я предпочла карьеру политика (читай — диктатора), мне будет на что указат


⇑ Наверх