Две пятерки — хорошая цифра. Но спич в «ФантКасте» довольно печальный получился на самом деле, но что поделаешь: жиза. Нисходящий вектор. Так оно и есть на самом деле, остается только фиксировать. Будем надеяться, когда-нибудь мы достигнем дна, оттолкнемся – и уж тогда-то все понесется стремглав!.. А в «ФантКасте» попробую что-то повеселее в следующий раз завернуть. Хотя бы без траурных ноток. Но не уверен.
цитата
В этом выпуске «ФантКаста» разговор пойдет о трёх китах, на которых стоит сообщество любителей фантастики (иначе говоря – фэндом): журналах, конвентах и литературных премиях. Точнее, о китах, на которых это сообщество стояло. В последние полтора десятилетия русскоязычные журналы фантастики закрываются, конвенты и премии прекращают свою работу – а на их месте не возникает ничего нового. О том, какие функции они выполняли, размышляет книжный обозреватель и постоянный ведущий нашего подкаста Василий Владимирский. А заодно пытается разобраться, что же происходит с этими институциями на постсоветском пространстве в последнее время.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Приветствую в новом обзоре англоязычных журналов. Весенние месяцы, по сравнению с началом года были спокойными, в отличие от конца зимы (о судьбоносных для англоязычных фантастических журналов новостях я подробнее рассказывал в прошлом выпуске). Самой значимой новостью стали изменения в руководстве самого влиятельного на сегодняшний день англоязычного сетевого фантастического журнала, «Uncanny Magazine», который редактировала и выпускала супружеская пара Линн М. Томас и Майкл Дэмиан Томас, которые недавно пережили смерть дочери. В конце марта этого года на сайте журнала было опубликовано заявление, согласно которому Линн М. Томас снимает с себя полномочия со-редактора и со-издателя журнала, чтобы "сосредоточится на своей основной работе заведующей отделом редких книг и специальных коллекций в Университете Иллинойса". Как это отразится на будущем курсе журнала еще только предстоит выяснить.
Также продолжается проект о вносу полной подшивки журнала «Analog/Astounding» и за прошедшие два месяца в базу было добавлено более 150 выпусков, а общее количество внесенных номеров перевалило за четыре сотни. Отслеживать прогресс можно на странице журнала.
Комментарий: Issue 592 & 593. Cover art by Annie Spratt.
2. Журнал «Apex Magazine» за второй квартал 2025 года может похвастаться рассказами малоизвестных русскоязычному читателю (но, тем не менее, весьма интересных) авторов Ай Цзян («Shadows Below Seaway Trains») и Рича Ларсона «Lies As the Natural State of Things». В прошлом я сильно критиковал журнал за малое количество громких имен и меня радует, что картина начала исправляться.
4. Весенний выпуск журнала «The Deadlands» не может похвастаться известными именами. Наиболее титулованной писательницей номера можно назвать двукратную номинантку на канадскую фантастическую премию Аврора Марию Хаскинс с рассказом «Highway 1, Past Hope». Тем не менее, журнал мы фиксируем в базе.
Выбор авторов очередной раз подтверждает концепцию журнала, в котором публикуются по большей части постоянные авторы, слабо известные за его пределами.
8. Журнал «Clarkesworld» за апрель содержит еще один рассказ Рича Ларсона «An Even Greater Cold to Come» (этот плодовитый автор был упомянут сегодня уже трижды) и свежий рассказ Томаса Ха «In My Country». Томас Ха — подающий надежды, но крайне невезучий автор, он уже номинировался, на Хьюго, Небьюлу и Локус, практически все его рассказы, опубликованные в журнале «Clarkesworld» становились финалистами читательского голосования, но так он пока ничего и не выиграл. Я же его творчество оцениваю сдержанно положительно, есть запоминающиеся произведения, но и полные писательские провалы тоже есть. Правда один из них вот прямо сейчас номинирован на Хьюго и Небьюлу, так что возможно я не справедлив.
9. Журнал «Nightmare» за апрель может похвастаться рассказом Нузо Оно «The Witch-Doctor’s Revenge». Пусть произведения писательницы, лауреатки Премии Брэма Стокера и не публиковались на русском, ее библиография, тем не менее, доступна на фантлабе, что редкость.
В майском выпуске можно отметить свежий рассказ Иэна Мунешвара «Beak». Его предыдущая опубликованная в рассказе работа, «Dick Pig» номинировалась на целый ряд жанровых премий, остается только надеяться, что новый рассказ будет не менее успешным.
10. «The Dark» следует своей концепции с первыми публикациями рассказов начинающих авторов и переизданиями авторов уже известных. Например, в апрельском выпуске локомотивом стал рассказ Стива Резника Тема «Higher Powers».
На этом майский обзор журналов закончен. Спасибо за внимание, увидимся уже на следующей неделе с новым выпуском дайджеста. Новостей накопилось преизрядно, пожалуй, стоит ожидать один из самых крупных обзоров за всю историю рубрики.
Вышел в свет №5(67) сетевого журнала "Горизонт", издаваемого совместно редакцией журнала "Меридиан" (Ганновер, Германия) и клубом "Астра Нова" (Санкт-Петербург, Россия). Прочитать его можно вот здесь https://astra-nova.org/issues/horisont/ho... а вот и обложка и содержание выпуска:
Manuscript (Лучшие письма читателей)
Status quo (Рассказы современных авторов)
Григорий Панченко. Licet bovi
Кирилл Берендеев. Дневник Луция Констанция Вирида — вольноотпущенника, пережившего страну, богов и людей
Дмитрий Осин. Взаимодействие
Вячеслав Ледовский, Екатерина Романенко. Разноглазый
Елена Лаевская. Кукла товарища Берии
Владимир Лещенко. Последняя сказка о Чуде-Юде
Алексей Донской. Самолетик
Сергей Игнатьев. Мертвая вода
Pro et contra (Статьи)
Григорий Панченко, Евгений Зудин. Шанс для великанов: гигантизм среди высших приматов
Александр Мраков. «Мухорский змей»: описание очевидца
О криптозоологии на YouTube: «Горизонт» рекомендует
Александр Путятин. Штрафники Великой Отечественной
От редакции «Горизонта». Военные карикатуры Артура Шика: антифашизм через века
Юрий Зубакин. «Мировое транспортное средство» Гансвиндта
Кирилл Берендеев. Перпендикулярное кино (за пределами Голливуда)
Вышел в свет №4(66) сетевого журнала "Горизонт", издаваемого совместно редакцией журнала "Меридиан" (Ганновер, Германия) и клубом "Астра Нова" (Санкт-Петербург, Россия). Прочитать его можно вот здесь https://astra-nova.org/issues/horisont/ho..., а вот и обложка и содержание выпуска:
Manuscript (Лучшие письма читателей)
Status quo (Рассказы современных авторов)
Виктор Чигир. Комната неизвестных
Егор Альтегин. Вертеп колдунов
Кирилл Берендеев. Дневник Луция Констанция Вирида — вольноотпущенника, пережившего страну, богов и людей
Валерий Камардин. Взгляд снаружи
Агния Васмарг. Фаза молчания
Юлия Бриз. Cogito ergo sum
Сергей Леппе. Экзотика
Алексей Дмитриев. Побег
Pro et contra (Статьи)
Григорий Панченко, Евгений Зудин. Шанс для великанов: гигантизм среди высших приматов
Диалог редакции с читателями. Дело о лютоволке
О криптозоологии на YouTube: «Горизонт» рекомендует
Памяти Даниэля Клугера
Даниэль Клугер. Убийство без убийцы
Михаил Кубрин. Наша Солнечная система — уникальна?
Очередные антиновости от «Панорамы»
Кирилл Берендеев. Перпендикулярное кино (за пределами Голливуда)
Очередной выпуск обзора фантастических журналов, опубликованных на английском языке вышел с опозданием по очень простой причине: практически все время я потратил на внесение журнала «Analog/Astounding» и к настоящему времени успел внести все 224 выпуска, вышедшие в 21 веке, что по объему составляет примерно пятую часть опубликованного за почти столетнюю историю журнала (раньше он выходил чаще, чем сейчас). От себя могу заметить, что «Analog Science Fiction and Fact» очень сильно отличается по концепции от других фантастических журналов, тем что больше работает с постоянными авторами, которые кроме как в журнале практически нигде не публикуются. Это, с одной стороны, облегчает процесс работы, а с другой иногда кажется, что весь контент для журнала создают два десятка человек (в последние годы, впрочем, ситуации переменилась по сравнению с нулевыми).
Начнем, как водится, с новостей, благо они есть и весьма крупные.
1. Главная новость, которая потрясла англоязычный фандом и вызвала множество споров, пересудов и теорий заговора заключается в том, что "большая тройка" американских фантастических журналов: «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», «Analog Science Fiction and Fact» и «Asimov's Science Fiction» сменили владельца. Последними двумя журналами с 1992 года владела компания Dell Magazines, которая позднее была поглощена Penny Publications. В 2025 году журналы выкупил Стивен Солпитер, бывший президент по литературному развитию и развитию интеллектуальной собственности компании Assemble Media вместе с группой инвесторов. Кроме трех фантастических журналов он приобрел еще два детективных, не менее знаковых, «Alfred Hitchcock's Mystery Magazine» и «Ellery Queen's Mystery Magazine» в одночасье став владельцем всех самых крупных жанровых журналов США. Как это скажется на редакционной политике журналов пока неизвестно, однако сомнений в том, что инвесторы захотят получить прибыль от все более стагнирующих и теряющих с каждым годом подписчиков литературных журналов у меня мало. Для «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» эта покупка и вовсе является спасением, ведь журнал с лета прошлого года находится в коме и шансов на то, что он выйдет из нее практически не было. Надеюсь, журнал ждет перезапуск, желательно с новым редактором.
Также неизвестно, как данная покупка скажется на жизни фандома, ведь Dell Magazines была спонсором того же ворлдкона и даже имела на нем свою собственную премию, "Поразительное" (ранее известная как Мемориальная премия Джона Кэмпбелла)- которой награждались самые многообещающие начинающие авторы, и хотя новый владелец обещает поддерживать ее, как и ряд других, организационные изменения практически неизбежны.
Подробности о сделке были опубликованы в журнале "Locus". Новая компания, владеющая журналами получила оригинальное название Must Read Magazines. По словам ее владельца
цитата
Некоторые авторы писали в сети, спрашивая, не захватили ли журналы какие-то сомнительные личности, и мы хотим заверить людей, что это не так. В конечном итоге содержание журналов останется в ведении редакторов, как и всегда, и им может быть интересно узнать, что один из наших крупнейших внешних спонсоров, Майкл Ханделвал, является постоянным участником региональных конференций. Мы считаем, что эти журналы чрезвычайно важны для наследия и будущего этих жанров, и надеемся продолжить миссию каждого журнала, обновляя бизнес, стоящий за журналами, чтобы охватить больше читателей и авторов. Эти приобретения были необходимы для того, чтобы журналы выжили и, надеемся, процветали в меняющейся экономике. В последние годы журналы столкнулись со значительным ростом расходов и снижением платежей со стороны некоторых розничных продавцов. Компания планирует поддержать журналы, расширив их распространение в книжных магазинах, увеличив свое цифровое присутствие, инвестируя больше в маркетинг среди новых читателей по всем каналам, а также используя свою платформу для продвижения авторов жанровой литературы в целом.
2. Журнал «Apex Magazine», ранее выходивший раз в два месяца, перешел на ежеквартальную модель публикации. Не смотря на то, что журнал соответствует минимальному уровню оплаты за написание художественной литературы, установленному SFWA, в последнее время он сосредоточен на публикации произведений малоизвестных и начинающих авторов. На мой взгляд, журналу отчаянно не хватает известных имен, благодаря которым на него хотелось бы подписаться.
3. Появились номинанты премий читательского голосования журналов «Analog Science Fiction and Fact» и «Asimov's Science Fiction». Хотя журналы полностью коммерческие, их особенностью является то, что со всеми произведениями, вышедшими в полуфинал конкурса можно ознакомиться на сайтах журналов совершенно бесплатно, для удобства ниже я оставлю ссылки.
Вошел в шортлист и печально известный рассказ Леонида Каганова «Пикалка», в переводе незабвенного Алекса Шварцмана, который в своем послесловии даже упоминает фантлаб.
Кстати, обе премии уже внесены в базу и если вы вдруг прочли один или несколько рассказов, не забудьте поставить оценку, написать аннотацию или отзыв: Asimov's, Analog.
4. А теперь непосредственно к обзору журналов.
«Asimov's Science Fiction» за март/апрель 2025 года радует очень сильным авторским составом. В нем сразу три повести: «Weather Duty» Кристин Кэтрин Раш, «Quantum Ghosts» Нэнси Кресс и «The Hidden God» известного австралийского фантаста Т. Р. Нэппера, чей дебютный роман сечас планируется к публикации на русском. Кроме того, в журнале нашлось место для нового рассказа Рэя Нэйлера «The Demon of Metrazol».
5. «Analog Science Fiction and Fact» традиционно имеет не столько знакомый русскоязычному читателю состав и в этом номере мне практически нечего выделить. Авторы двух опубликованных в журнале повестей, Бет Годер и Гарри Лэнг не переводились на русский, а самым известным автором выпуска можно назвать Мариссу Линген с рассказом «If the Weather Holds».
6. Появился в продаже второй выпуск перезапуска журнала «Worlds of If», спустя год и один месяц, после первого. Журнал сочетает в себе как перепечатки классиков фантастики (в этот номер, например, вошел известный рассказ Роберта Силверберга «Папа и шимпанзе»), так и первые публикации, например «Sweet Finality» Джона Ширли и «An Examination of the Trolley Problem...» Гарета Л. Пауэлла.
Так же номер отметился первой публикацией двух рассказов Нила Р. Джонса, известного автора эпохи палпа. Если верить аннотации фантлаба, его рассказ «Спутник Джеймсона» вдохновил Азимова на написание всех его произведений на тему робототехники.
7. Свежий выпуск «Uncanny Magazine» среди прочего содержит рассказ «10 Visions of the Future; or, Self-Care for the End of Days» Саманты Миллз, известной по сотворившему фурор рассказу «Rabbit Test», чей дебютный роман, «Крылья за спиной» вот-вот будет опубликован на русском. Впрочем, данный рассказ не столь провокационный и посвящен той простой мысли, что не важно какое бедствие тебя настигло: от зомби-апокалипсиса, до избрания Трампа, нужно всегда держаться за своих близких и сохранять позитивный настрой. Кроме того там можно найти отрывок из нового романа Чарли Джейн Андерс «Lessons in Magic and Disaster», грядушего номинанта всех возможных премий, получивший название «The Prodigal Mother» и короткую зарисовку Г. Уиллоу Уилсон «Butterfly Pavilion».
8. Не смотря на отмену подписки, у журнала «ParSec» все-таки вышел 13-й выпуск, пусть и с некоторым опозданием. Я надеюсь, он не станет последним, ведь журнал по прежнему радует сильным авторским составом, в частности там можно найти рассказы «The Time Traveller's Husbands» Гарри Килворта и «The Steam House in Innsmouth» Пола Ди Филиппо.
9. Перейдем к ежемесячным журналам. Февральский «Clarkesworld» содержит сразу два переводных произведения, с испанского и китайского и «King of the Castle» Фионы Мур очередной рассказ из длинного цикла «Morag», повествующего о быте сельской общины после апокалипсиса.
А вот мартовский выпуск содержит сразу три перевода. Кроме традиционных рассказов на китайском и испанском в журнал вошел перевод с русского языка, выполненный все тем же вездесущим Алексом Шварцманом. В этот раз перевода удостоился рассказ Анны Бурденко «Пыльца», написанный для известного сетевого конкурса "Рваная грелка" и публиковавшийся на русском в антологии «Будущему — верить!».
10. «Lightspeed» за февраль содержит новые рассказы Кэролин Айвз Гилмен «Books to Take at the End of the World» (известна русскоязычному читателю по рассказам из цикла «Двадцать планет») и Евгении Триантафиллу «Some to Cradle, Some to Eat», подающей надежды писательницы, которая все чаще номинируется на премии и часто выдает действительно достойную малую форму.
11. Журнал «Nightmare» опять представляет совершенно неизвестных русскоязычному читателю авторов. В февральском номере можно отметить рассказ номинантки на премию Ширли Джексон, Келси Ю «In Our Skin».
А в мартовском — рассказ Аны Уртадо «Pezcara», писательницы из Венесуэллы, которая пишет "странную" прозу, часто основанную на национальных верованиях и культуре.
На этом обзор журналов закончен. Если не случится чуда, то обзор новинок англоязычного книжного рынка за март будет отложен на 5-8 апреля (хотя я постараюсь закончить статью завтра, вероятность этого не велика), кроме того накопилось немало новостей для дайджеста, который я постараюсь опубликовать без лишних задержек. Всем весеннего настроения.