Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 июля 2021 г. 00:18

(ПОЛЬХ-5)


Ну вот как-то совпало: читаю том "Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники. 1963-1966 гг." (Киев: НКП, 2009) и то и дело натыкаюсь:

"Вчера Илья Михайлович был на совещании по идеологическим вопросам в АН СССР, делал доклад заместитель президента. Было сказано, чтобы обратили особое внимание на научно-популярную литературу, особенно на некоторых писателей, которые распространяют антинаучные знания, как, например, историю с Тунгусским метеоритом. Имен названо не было, но все поняли, кто имеется в виду..." (Из письма Аркадия брату, 8 июля 1963).

"У Нины Матвеевны неприятности: в "Крокодиле" обругали морские легенды Смурова, а "Комсомолка" набросилась на очерк Горбовского — все это в последнем "Мире Приключений"..." (Из письма Аркадия брату, 30 декабря 1963).

"Ты помнишь Сашку Горбовского? Того самого, который в "Науке и жизни" дал серию очерков о доантичных цивилизациях и о разных загадках древности. Того, насчет которого в последнее время дважды проезжалась "Комсомольская правда". Так вот, он кандидат наук и работает в Институте Востоковедения, и руководство откликнулось на выступление печати очень оригинально: отдало Сашу на товарищеский суд. "На повестке дня два вопроса: персональное дело Иванова, в пьяном виде наблевавшего в кабинете директора, и персональное дело Горбовского, выступившего в печати с гипотезой о доантичных цивилизациях". Примерно так. Впрочем, они потом опомнились (все-таки) и ограничились допросом с пристрастием..." (Из письма Аркадия брату, 11 января 1964).

И непосредственно о В. Зайцеве:

"Львов съел-таки Зайцева. Зайцеву были созданы невыносимые условия для работы, он подал заявление об уходе и теперь решил уехать из Лрда. Львов проиграл процесс (тот самый), дочь передали матери. Но он не горюет. Поместил давеча в "Ленингр. правде" статью, где доказывает, что телепатические опыты с "Наутилусом" были газетной уткой, а позавчера выступал по радио — о химии..." (Из письма Бориса брату, 23 февраля 1964).

"Вчера было заседание клуба фантастов в "Звезде". Зайцев читал свой рассказ из личной жизни — в стиле Солженицина. И еще показывал югославские газеты с сенсацией: там в какой-то церкви XIV века обнаружили фрески, изображающие ангелов, летящих на спутниках, и Христа, возносящегося в ракете. Приведены фотографии. Действительно, похоже. Правда, это может быть современной подделкой монахов для привлечения внимания к храму..." (Из письма Бориса брату, 15 апреля 1964).

И почти 40 лет спустя:

"Думаю, был только один Агрест, занимавшийся палеоконтактами. Я ничего не знаю о нем. Одно время (самое начало 60-х) было много разговоров о его не то статье, не то брошюре, я уже не помню. Фантасты приняли ее на ура, идеологические шавки бросались на нее со злобой и ненавистью, было много шума, а потом ко всему этому гармидеру подключился еще Вячеслав (кажется) Кондратьевич Зайцев со своей гипотезой "Христос был пришельцем", шума стало еще больше, а потом Оттепель закончилась, и стало тихо..." (БНС. Онлайн-интервью, 23 января 2002).

Надеюсь, теперь понятно, почему фильм «Воспоминания о будущем» в ходе проката его в СССР побил все рекорды посещаемости.

Однако, хоть и с некоторым сожалением, но давайте вернемся все же к Польше.

А в Польше где-то в первой половине 1970 годов тогдашний директор польского издательства “Sport i Turystyka” Альфред Гурный/Alfred Górny купил в западногерманском издательстве “Econ Verlag GmbH” права на издание в Польше одной из книг Эриха фон Дэникена. Книга, прекрасное издание альбомного типа со многими цветными и черно-белыми иллюстрациями, благополучно вышла в свет под названием “Oto moj świat/Это мой мир” в 1976 году. (Ну вот опять не могу не отвлечься от темы – и сейчас помню то жадное нетерпение, с которым я открыл эту книгу в том же 1976 году, после того как принес ее из минского магазина «Дружба», где она продавалась совершенно свободно. Книга и сейчас, все в той же суперобложке, стоит на одной из моих книжных полок…)

Так вот, в ходе переговоров с директором издательства “Econ” Эберхардом Дюртсхоффом/Eberhard Durtshoff Гурный узнал, что издательство лелеет планы экспансии на рынок комиксов. Ну а поскольку в указанном польском издательстве уже много лет издавались комиксы, директора быстро пришли к соглашению. Гурный обещал подготовить к изданию серию графических романов, основанную на идеях фон Дэникена, чьи книги печатались издательством “Econ”. Здесь надо отметить, что такое сотрудничество было очень важным событием для польской поп-культуры, постепенно становившейся на ноги в атмосфере ПНР-овского абсурда и всевозможных цензорских ограничений.

Гурный сделал, вероятно, лучшее, что можно было сделать на его месте: он привлек к сотрудничеству Арнольда Мостовича. Да, ребят, Мостовича… Нет, друзья, тут делать нечего – придется-таки мне вновь прервать дозволенные речи и рассказать о Мостовиче...

(Продолжение следует)


Статья написана 19 июля 2021 г. 13:50

(ПОЛЬХ-4)

      Вячеслав Кондратьевич Зайцев – один из признанных первопроходцев «гипотезы палеоконтакта» в СССР (наряду с А. Казанцевым и М. Агрестом). И о нем, и об этой гипотезе весьма увлекательно рассказывает Александр Панченко в статье «”Эра Водолея” для строителей коммунизма: культура нью-эйджа в позднесоветском обществе и проблема “переломных эпох”» (”НЛО”, # 1/2018).

       Прочесть эту статью можно также по адресу https://magazines.gorky.media/nlo/2018/1/...

       О чем не сказал в своем очерке Володин – со взглядами В.К. Зайцева можно познакомиться и в печатном источнике: обширной статье «Боги приходят из космоса», опубликованной некогда в региональном журнале “Байкал” в примечательной рубрике «В мире интересного. Открытия. Находки. Гипотезы». Я, собственно, и собирался этим ограничиться: дать ссылку на номера журнала и место, откуда можно вытащить их электронные копии – всем известный замечательный ресурс magzDB. Но тут начались приключения. На этом ресурсе легко найти бурятский журнал «Байкал» по адреcу http://magzdb.org/j/236 Источники (в том числе и Вики) указывают, что статья была опубликована в трех номерах (5, 6, 7) за 1967 год. Без особого труда убеждаемся в том, что № 7 в природе не существует, то есть окончание публикации, вероятно, перешло на начало 1968 года. Вытаскиваем № 1 за 1968 год, раскрываем, смотрим – действительно есть окончание. Скачиваем два предыдущих номера и начинаем читать. В № 5/1967 публикация фрагмента статьи завершается словами «Окончание следует». Читаем следующий, 6/1967 номер журнала и обнаруживаем, что в опубликованном там фрагменте (он завершается на запятой) явно не хватает окончания, возможно нескольких страниц. Вот это и объясняет, почему я стал искать эти самые недостающие страницы (или, точнее даже, более комплектную электронную копию журнала).

    И нашел по адресу http://фантастика.рф/ в рубрике "Cтатьи" публикацию А. Шорина с весьма интересным предуведомлением. И решил не рисковать – забрать-таки себе в колонку всю эту публикацию. И тут вот что интересно. Шорин, обратите внимание, считая, что статья печаталась всего лишь в двух номерах журнала за 1967 год (помните ремарку "Окончание следует" в 5-м номере?), одолжил эти номера у Давида Шейнберга (Исая Давыдова) и скопировал оттуда текст. Он (текст) заканчивался главкой «Где же эти книги?». Логично было присоединить к публикации Шорина текст, почерпнутый из последнего номера журнала «Байкал», который начинается с главки «Двойники Христа». И вот ведь надо же – в журнале (№ 1/1968) ну прямо-таки ВСТЫК с окончанием статьи В. Зайцева идет начало “Улитки на склоне” А. и Б. Стругацких. А чуть дальше — начало главы из книги Аркадия Белинкова "Сдача и гибель советского интеллигента". А в следующем номере кроме окончания "Улитки" и продолжения "Сдачи и гибели..." редакторская врезка с обещанием напечатать "Зойкину квартиру" М. Булгакова. А если вернуться в 1967 год и открыть № 1? Мамочка родная -- опять Стругацкие с очень острым на тот момент "Вторым нашествием марсиан". Да еще плюс В.Зайцев. И в общем итоге случилось то, что случилось -- редакция журнала была разгромлена. Ну да ладно -- история известная. Итак, вначале предисловие А. Шорина.

      «Чтобы объяснить, почему вдруг я предлагаю читателям «Фантастики.рф» огромную (сразу предупреждаю ОЧЕНЬ многа букаф) статью некоего В. Зайцева, которая публиковалась всего один раз – в 1967 году в малоизвестном бурятском журнале «Байкал», придется рассказать небольшую современную историю.

       В июне нынешнего года в Екатеринбурге проходил очередной фантастический конвент «Аэлита», на котором главный приз (он вручается за вклад в современную фантастику) получил уральский писатель Исай Давыдов. Для современного поколения имя Исая Давыдова скорее всего совсем незнакомо, но вот в 60-х годах прошлого века это имя было известно на всю страну, хотя написал Давыдов всего-навсего одну известную книгу. Называлась она «Я вернусь через тысячу лет» и выдержала несколько изданий. Не знаю как вы, а я ею зачитывался в детстве. Но не суть, кому интересно – найдут. Суть в том, что (к моему немалому удивлению) оказалось, что звезда 60-х до сих пор жив и творит. Исай Давыдов (настоящее имя Давид Исаакович Шейнберг) написал продолжение своей знаменитой книги, и ее издание и принесло ему нынешний приз «Аэлиты».

Но это еще не наша история, а лишь ее прелюдия. История статьи про богов из космоса началась как раз на вручении приза «Аэлита» Давыдову, когда ему предоставили слово. В своей речи Давыдов (а ему 84 года, между прочим) сказал, что для него вопрос о посещении Земли инопланетными существами – вовсе не предмет дискуссий. Конечно, Земля посещалась, и пришельцы оставили след. И в первую очередь – в мировоззрении, которое дается нам через религии. В качестве источников, на которые он опирался, формируя такое мировоззрение, Давыдов указал известные фильмы «Воспоминание о будущем» (в оригинале «Колесницы богов»), снятые Харальдом Райнлем по мотивам книг Эриха фон Дэникена. Эти фильмы наделали шума в 70-х годах прошлого века и в общем известны. Но вот другой источник – статья В. Зайцева в журнале «Байкал» оказалась куда менее известной и доступной.

        Вячеслав Кондратьевич Зайцев (1917-1992) – это один из наиболее интересных и необычных философов советского времени, который не боялся оперировать такими понятиями, как «пришельцы», «космос» и так далее. А его статья в журнале «Байкал» – одно из самых интересных его исследований, которое пытается объяснить существующие религии и всю историю человечества с точки зрения ученого, который допускает контакты с внеземными цивилизациями.

       Оказалось, что эта публикация стоила редактору журнала «Байкал» места работы и потом не переиздавалась. Ныне в интернете можно найти ссылки на эту статью, но полного текста нет.

И, наконец, содержание самой статьи. Если поначалу создается впечатление полной зависимости автора от идей, изложенных в фильме «Воспоминания о будущем», то уже через несколько страниц начинаешь понимать, что перед тобой глубокое и самостоятельное исследование, на создание которого автор потратил если не полжизни, то уж точно не один год, посвященных исследованиям истории и различных религий. И, наконец, прочитав вторую часть (статья печаталась в двух журналах с продолжением), начинаешь понимать, почему если первую часть советская бюрократия еще могла как-то стерпеть, то после второй «полетел» редактор: вторая часть целиком посвящена христианской религии, где Христос представлен пришельцем. Итог очень напоминает булгаковский разговор Берлиоза с Бездомным: ошибка автора не в том, что он недостаточно хорошо очернил Христа, а в том, что он допустил его существование…

      Ну вот, пожалуй, и почти все. Остается только добавить, что для того, чтоб достать оригинал статьи, мне пришлось встретиться с Исаем Давыдовым и попросить те самые журналы 1967 года. А после их прочтения очень захотелось снова вдохнуть жизнь в ту самую статью, опубликовав ее снова. Гарантирую тем, кто не испугается ее объема, редкое удовольствие и гимнастику для ума».

А. Шорин, август 2014 года.

В. К. Зайцев, кандидат филологических наук

БОГИ ПРИХОДЯТ ИЗ КОСМОСА

      Анализ современных нам мифов и легенд, возможно, помог бы ответить на интереснейший вопрос о том, как мы должны относиться к знаниям далеких предков.

     Мировоззрение наших предшественников было в основном религиозным. А религия – это одна из форм общественного сознания. И, как ни странно это звучит, эволюция именно этой формы мировоззрения больше всего связана с эволюцией космологических воззрений человечества.

     По мере расширения знаний о мире человеческие воззрения все более приобретали «космический» характер. Закономерности этого процесса еще не полностью выявлены и не до конца рассмотрены. Между тем, вступление человечества в космическую эру подсказывает нам некоторые пути и критерии для оценки прошлого.

     Так как же смотреть на мифы и легенды? Считать их беспочвенной выдумкой досужих умов древности? Или видеть в них отражение конкретной реальности, искаженной воображением и недостатком знаний у древних?

«Чудо из чудес»

     …Конец XIX столетия. Нижегородская ярмарка. Какой-то иностранец демонстрирует одну из первых моделей автомобиля. Среди зрителей – русский крестьянин. Вернувшись с ярмарки в свою деревню, он рассказывает:

    «Видал на ярмарке чудо из чудес. Четыре колеса, задок, передок, козлы. В общем телега не телега, а как бы тарантас. На козлах немец какой-то сидит со стриженой бородой. Только дело-то не в том. А в том дело, что лошадей нет. Будто сам тарантас ходит. Внутри в нем не иначе чорт сидит. Дышит смрадом, так что православному человеку со свежего поветрия и дыхнуть нечем. А когда сердится чорт – чихает, ажно искры летят».

Перед нами миф, в котором легко просматривается «рациональное зерно»: «четыре колеса, задок, передок, козлы… лошадей нет» и т. д.

В эпоху, когда автомобиль проник в самые отдаленные уголки земного шара, уже трудно представить, чтобы человек связывал автомобиль с нечистой силой. А на заре автомобилестроения это было вполне возможно.

     Обратимся к другому примеру, еще более позднему.

     Несколько лет назад демонстрировался итальянский фильм «Собачья жизнь». Группа европейцев обнаруживает на отдаленном острове в Тихом океане племя, не зафиксированное этнографией. Европейцы удивляются его необычной для этих мест религии – бог племени летает по небу. Туземцы объясняют, что раньше у них была другая вера, но однажды они увидели, как по небу пролетел с шумом и треском бог. «А на что похож ваш бог?» Туземцы показали на капище своего «бога». Он предстал в виде грубо сделанной модели… самолета!

    Перед нами опять-таки миф и его «рациональное зерно», поддающееся конкретному рассмотрению.

Культ Карго

      В английском языке слово «карго» означает груз, перевозимый кораблем.

      Некоторые островные народы Тихого океана убеждены, что настанет такое время, когда на огромном корабле вернутся их предки и привезут с собой карго, в котором будет все необходимое для жизни. А впрочем, обратимся к книге Питера Уорсли «Когда вострубит труба. Исследование культов карго в Меланезии» (М., 1963). Автор пишет о возникновении на островах южной части тихого океана «многочисленных и весьма своеобразных религиозных движений, которые появились там за несколько последних десятилетий». С одной стороны, эти движения возникли под впечатлением распространявшегося миссионерами христианства, с другой – под влиянием местных, чисто языческих представлений. Обычно «какой-нибудь пророк возвещает близкий конец света и наступление мирового всеразрушающего катаклизма. На землю-де вернутся предки, боги или какой-нибудь избавитель; они принесут с собой вожделенные блага, и тогда наступит царство вечного блаженства».

      Сразу же после такой впечатляющей проповеди люди приступают к действию – создают культовые организации, проводят массовые пляски и строят на берегу причалы и амбары для карго.




Статья написана 18 июля 2021 г. 11:10

(ПОЛЬХ – 3)

Итак, Вячеслав Зайцев. Мне пришлось однажды побывать на одной из его лекций — изумительное впечатление. Сейчас уже мало осталось тех людей, которые смогут рассказать о нем... Я воспользуюсь помощью Михаила Володина. У него есть на безбрежных просторах Интернета по адресу https://blog.t-s.by ну прям-таки замечательный блог, в котором среди многих невероятно интересных «историек» о Минске и минчанах есть и вот такая (я приведу ее здесь полностью):

БЕЗУМНАЯ ФИЛОЛОГИЯ, или ИСТОРИЙКА под РОЖДЕСТВО

31 декабря 2011

Город, в котором нет городских сумасшедших, не менее скучен, чем джаз без импровизации. Потому что те, кто шагает не в ногу, нередко куда интереснее нормальных, марширующих строем сограждан... Как вам мысль о том, что елку на Рождество ставят, потому что по форме она напоминает космический корабль? А звезда на ней — это сам Иисус Христос? Достаточно ли эти фантазии безумны, чтобы из-за них оказаться в психиатрической больнице? Впрочем, не будем упреждать события. Лучше расскажем историйку о человеке, который, глядя в небо, стремился добраться до самых глубин мироздания. Историйку о, пожалуй, самом удивительном чудаке нашего города.

Марсианин Зайцев

Когда-то давно в доме на углу улицы Энгельса и Проспекта — там, где сейчас малая сцена Купаловского театра, находился кинотеатр «Новости дня». Зал у него был хоть и длинный, но узкий, так что внутри могло разместиться вряд ли больше ста человек. Впрочем, обычно мест хватало всем желающим. Но только не осенью 1972 года! В «Новостях дня» шел документальный фильм «Воспоминание о будущем». Очередь за билетами извивалась змеей, и хвост ее терялся за углом, где-то на Карла Маркса. И пока жадные до зрелищ граждане ждали своего часа, счастливцы, затаив дыхание, наблюдали, как на крошечном «новостном» экране сменяли друг друга египетские пирамиды и диковинные рисунки в пустыне Наска, идолы-хранители острова Аку-Аку и фрески в старинной хорватской церкви... О это волшебное чувство причастности к тайне! Речь в фильме шла о внеземных цивилизациях. Знаменитый швейцарец Эрих фон Дэникен вещал с экрана голосом диктора Кириллова из программы «Время» о том, что пришельцы не раз посещали Землю.

И вот ведь что удивительно: за подтверждением своих идей западный уфолог обращался к... минскому филологу Вячеславу Кондратьевичу Зайцеву. И Зайцев, статный красавец с веселыми глазами, появившись на экране в самом начале фильма, охотно подтверждал: «Да, я убежден, что нас посещали существа с других планет и они оставили следы». Он произносил всего одну фразу, но так, что после нее, казалось, не нужны были ни пирамиды со сфинксом, ни наскальные изображения людей в скафандрах, ни прочие подтверждения деятельности пришельцев на Земле. Достаточно было возвышавшейся за спиной Зайцева церкви, которая повторяла формы космической ракеты. И внутренней уверенности человека на экране.

К 1972 году известность Зайцева вышла далеко за пределы Минска. За десять лет до премьеры побившего все рекорды посещаемости фильма Вячеслав Кондратьевич сделал смелое предположение о том, что Иисус Христос был космонавтом. Точнее, врачом, прилетевшим из космоса с двумя коллегами. Вместе они и стали «святой троицей». А Вифлеемская звезда была их межзвездным кораблем. За эту крамольную мысль ученый вскоре и сам, что твой космонавт, вылетел из Ленинградского университета, где работал старшим научным сотрудником. Посадка, правда, оказалась мягкой — приземлился он в академическом институте литературы в Минске. Несмотря на прямые запреты КГБ, Зайцев, как неустрашимый апостол новой церкви, продолжал нести свое учение в массы. Он колесил с лекциями от общества «Знание» по стране — в те времена инопланетяне волновали всех. На выступлениях Вячеслава Кондратьевича слушатели только что на лампочках не висели! Встречи с публикой он начинал так: «Вы можете думать, что произошли от обезьяны или свиньи. А мне приятней считать, что я произошел от инопланетян!»

Он, наверное, и в самом деле был не от мира сего: жил мыслями о небе, и к космосу относился, как к родине. Земное его волновало куда меньше небесного...

В 1975 году Вячеслав Кондратьевич вычислил конец света, который — вот ведь что удивительно! — должен был день в день прийтись на момент открытия московской Олимпиады. Ко времени составления прогноза Зайцева успели изгнать из партии и готовились уволить из института литературы. Имевшиеся небольшие сбережения ученый аккуратно разделил на всю оставшуюся жизнь — как раз до того момента, когда протрубит четвертая труба и конь блед вступит на землю: уж потом-то деньги точно станут ненужным хламом! Получилось по 30 рублей в месяц. Так — на хлебе, любимой приправе «Vegeta» и крепком чае — Вячеслав Кондратьевич и прожил четыре года. Дождаться апокалипсиса ему не дали: за год до второго пришествия его посадили в Казанскую тюремную психбольницу. Не столько за то, что он сделал Христа космонавтом, сколько за то, что объявил Брежнева антихристом. «А кто, по-вашему, еще может руководить атеистическим государством?» — спокойно спросил Зайцев следователя КГБ на допросе. Из психушки Вячеслава Кондратьевича выпустили в 1982 году по настоянию казанских психиатров. В больнице его почти боготворили: вечерами он собирал вокруг себя товарищей по несчастью и дежурных врачей и рассказывал им про астронавтов, про древние цивилизации, про исчезнувших богов... Наверное, это был первый и единственный случай в истории карательной психиатрии, когда врачи по собственной инициативе трижды обращались в органы, сообщая, что пациент психически здоров и не представляет опасности для общества. После третьего письма Зайцев оказался на свободе.

Вячеслав Кондратьевич вернулся в Минск, поселился в доме на Первомайской, прямо за парком Горького. В результате принудительного лечения возникла у него одна странность: он утверждал, что способен видеть свои прошлые и будущие жизни. В минувшем он нередко представлялся себе то офицером, то монахом. В грядущем... Незадолго до наступления Нового 1992 года Зайцев прочел лекцию о Рождественской елке как образе космического корабля и о том, как все мы, сами того не ведая, именно на Рождество ждем чуда второго пришествия.

А потом, уже закончив рассказ, сообщил, что в следующей жизни, если не улетит в космос, будет выращивать тюльпаны в Голландии. Слушатели рассмеялись: Зайцев плохо подходил на роль цветовода. Вячеслава Кондратьевича не стало через несколько месяцев, в апреле следующего года. Из Минска тот, кого друзья называли Марсианином, исчез незадолго до этого. В Голландии он, как и следовало ожидать, не появился.

***

К какой точке города следует привязать не вписывавшегося ни в какие рамки нарушителя привычных истин? Где должна висеть мемориальная доска — пусть не космологу — филологу, который первым занялся творчеством Скорины и его связями с европейской Реформацией? Ни кинотеатр, ни жилой дом для этого не подходят. Разве что... планетарий. В середине 80-х Вячеслава Кондратьевича часто можно было видеть прогуливающимся возле наглухо закрытых дверей бетонного сооружения в парке Горького и сокрушающегося по этому поводу. «Минск — самый неромантический город на Земле, — говорил Зайцев. — В нем никто никогда не смотрит на звезды».

От Зайцева в Минске почти не осталось следов. И людей, которые его знали, становится все меньше. Думая о нем, я вспоминаю посвященное ему стихотворение Владимира Короткевича. Короткевич воспринимал Зайцева очень всерьез, и лишь, когда тот начинал рассказывать о своем видении христианства, становился чуть насмешлив и ироничен.

***

Калi памiраюць дрэвы – яны павoльна падаюць на зямлю, Бoльш павoльна, чым пушoк адуванчыка, – i застаюцца ляжаць, Калi памiраюць жывёлы – яны засынаюць у ветрабoй Абo чарнеюць на раллi ўздзьмутым жыватoм, А над iмi драпэжна цягнуцца павoльныя аблoкi. Калi памiраюць гарады – па анфiладах крoчаць рыжыя львы I слiзгoча струменьчыкам ртуцi змяя па карцiнах, штo ўпалi ў музеi. Калi памiраюць планеты – застаюцца свiнцoвыя вoды I свiсцячая песьня пяскoў у раскoлiнах скал. Калi памiрае каханне… Але каханне не памiрае. Янo вечна застаецца ў грудзях лiкуючай тугoю слoў, Безнадзейным бoлем i непатoльнай пяшчoтай, Калi нiчым не дапамoжаш, хаця сэрца аб зoры разбi. Плач дрыядай, рагачы сатанiнскай няшчыраю ўсьмешкай, Львoм куртатым крoч, слiзгай самаахвярным змеем Абo падлай няшчаснай валяйся на вoрыве лёсу – Ўсё дарэмна. Няма дапамoгi. I сьмерцi няма у кахання. Чалавек тoлькi смертны. Але калi дрэвы не пoмняць, Гарады не пoмняць, не пoмняць нямыя планеты — Сэрца пoмнiць каханне i пoпелам стаўшы з агню. Аб пушыстым снезе бяскoнца янo ўспамiнае, Аб слядах на снезе, аб любых заснежаных веях, Аб журбoтнай усмешцы i аб гoркiх, апoшнiх, бязважкiх Пацалунках у вoчы, запясцi i вуснаў ражкi… Скрухай пoўнае, ўспамiнае мёртвае сэрца I аб тым, чагo не былo i не будзе бoлей нiкoлi: Аб агнi ачага, аб неадчэпных цёплых дзiцячых далoнях, Аб жаданнi пакласцi жыццё за яе i з успoратым гoрлам Прыпаўзьцi i падoхнуць ля нoг, уратаваных табoй. Не забываючы здoхнуць. Усё пoмнiць i мёртвае сэрца I кружляе з крыкам перадсмярoтнай i ўсе ж бессмярoтнай тугi Над магiламi мёртвых багoў, над журбoтным спакoем зрынутых дрэў, Над жывеламi, кiнутымi на раллi, Над планетамi мёртвымi i гарадамi – Бессмярoтнаю каняй, штo мoлiць аб крoплi вады.

(Продолжение следует)


Статья написана 15 июля 2021 г. 09:16

(ПОЛЬХ – 2)

Следующая удачная работа ПОЛЬХА, вынесшая его на международный уровень известности – серия альбомов "Bogowie z gwiazd/Боги со звезд", переименованная позже в "Ekspedycja/Экспедиция".

Очень интересна история подготовки этой серии. Тут мне придется начать издалека. В 1970 году западногерманский режиссер Харальд Райнль выпустил на экраны документальный (или псевдодокументальный по утверждению некоторых комментаторов) фильм “Erinnerungen an die Zukunft/Воспоминания о будущем” (англоязычное название "Chariots of the Gods/Колесницы богов"),

поставленный по материалам книги швейцарского уфолога Эриха фон Дэникена «Chariots of the Gods?/Колесницы богов?», впервые опубликованной в 1968 году и тут же получившей небывалую известность.

Дэникен развивал теорию т.н. палеоконтакта, в соответствии с которой на Землю некогда прилетали представители внеземной цивилизации, что нашло отражение в ряде легенд и преданий, Библии и библейских апокрифах, древнеегипетских изображениях внутри пирамид и пр. и пр.

Согласно Дэникену, на Земле остались помимо указанных изображений и некоторые другие материальные следы пришельцев.

Фильм с триумфом промчался по экранам Германии, США и еще 38 стран, вызвал многие споры, уничтожающую критику официальной науки и послужил дальнейшему расширению известности Дэникена и его теории. Не знаю как насчет Польши (мне не удалось найти отчетливых следов), но, как это ни странно, фильм прокатывался в начале 1970-х и в СССР, где советские ученые и официальные лица о НЛО и пришельцах и слышать не хотели. (И вот не надо напоминать мне о Матесте Агресте и альманахе "На суше и на море" – это скорее исключение, чем правило. И таки да – в фильме промелькнули лица Александра Казанцева и Вячеслава Зайцева, который, к слову, имел позже из-за этого изрядные неприятности). Впрочем, о Вячеславе Зайцеве стоит рассказать подробнее…

(Продолжение следует)


Статья написана 12 июля 2021 г. 22:33

Даже не знаю... Судя по реакции на предыдущий пост, мало кто понимает, что это еще за зверушка такая — этот самый Фанки Коваль. Кто такие эти самые Мацей Паровский, Яцек Родек и, само собой, некий БОГУСЛАВ ПОЛЬХ. Да, конечно, мне понятно, что следить за моими постами, которые выбрасывались на сайт на протяжении семи лет регулярно (а последние несколько лет и вовсе каждый третий день) — довольно сложно. То, что за это время на экранах промелькнуло около 30-40 000 "картинок", не такая уж большая моя заслуга. Проблема в том, что вы, дорогие мои посетители блога, так и не поняли — здесь была предоставлена широкая панорама того, что читали и чем увлекались ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ПОЛЬСКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ НФ (!). И я говорю даже не о том, что из рассказов-повестей-романов печаталось в журнале (хотя и об этом, конечно, тоже), а о том, что в нем обозревалось. Эти посты (рецензионные), кстати, имели самый низкий "посетительский ретинг". Пытался я рассказать и о тех писателях, которых заметил журнал, но в большинстве своем в упор не видел (да и до сих пор не видит) сайт ФАНТЛАБ. Их количество исчисляется уже даже, наверное, не десятками — сотнями. Однако база эта, я вижу, никому и нафик не нужна. Культуртрегерство — это здорово, но я, похоже, его, э-э-э, говорю это, отогнув пальчик, "накушался", поэтому... Даже не знаю...

       Хотя, полагаю, сейчас самое время все же (пусть даже неведомо зачем) попытаться рассказать (лебединая песТня?) о замечательном польском художнике, благодаря которому Фанки Коваль завоевал расположение (если не горячую любовь) польских (и не только польских) читателей журнала “Fantastyka” (это поначалу – потом-то космический детектив шагнул с журнальных страниц в самую гущу жизни поляков, а сейчас превратился и вовсе в легендарную фигуру).


БОГУСЛАВ ПОЛЬХ

Богуслав Польх/Bogusław Polch (5 октября 1941–2 января 2020) – польский художник, один из самых известных польских «комиксистов», автор рекламных рисунков, иллюстратор.

Родился под Брестом (польск. Brześc nad Bugiem, бел. Брэст). Дитя войны – как он позже о себе говорил. Родители познакомились в октябре 1939 года, сразу после налета фашистской авиации на Варшаву. Мать художника возвращалась из костела, когда увидела шедшего по обочине дороги окровавленного солдата. Она забрала его к себе домой, спустя два года и появился на свет БОГУСЛАВ ПОЛХ (позже он чуточку изменил себе фамилию в расчете на западного издателя – Połch на Polch).

Будущий художник интересовался рисованием с детства. Основы и технику рисунка изучал в Варшавском государственном художественном лицее (Państwowy Liceum Sztuk Plastycznych), где сидел за столом рядом с другим будущим замечательным художником-комиксистом ГЖЕГОЖЕМ РОСИНЬСКИМ/Grzegorz Rosiński. Дружеские отношения сохранились у них и во взрослой жизни.

Дебютировал в 1958 году в возрасте 17 лет в харцерской газете “Korespondent Wszędobylski” комиксами "Wyprawa via kosmos/Путешествие в космос" и "Słoneczny rejs Przygody/Солнечный рейс «Приключения»".

Важнейшим, однако, шагом в его карьере рисовальщика-комиксиста была публикация в 1970 году комикса «”Złoty” Mauritius/”Золотой” Мауриций» — 17-й тетрадки в необычайно популярной в Польше серии брошюрных альбомов «Kapitan Żbik/Капитан Жбик». Эта пропагандировавшая милицейскую службу приключенческо-детективная серия издавалась в Польше в 1968 – 1982 годах в издательстве «Sport i Turystyka» и создавалась разными рисовальщиками — как малоизвестными (ЯН РОСТОЦКИЙ/Jan Rocki, ЗБИГНЕВ СОБАЛЯ/Zbigniew Sobala, АНДЖЕЙ КАМИНЬСКИЙ/Andrzej Kamiński и др.), так и «звездами» польского комикса – ЕЖИ ВРУБЛЕВСКИМ/Jerzy Wróblewski (который пополнил серию аж 27 тетрадками) и ГЖЕГОЖЕМ РОСИНЬСКИМ/Grzegorz Rosiński. Вот этот последний и привлек к участию в серии БОГУСЛАВА, хотя тот поначалу сопротивлялся («Да что-ты, старый. Я же уже лет десять карандаш в руках не держал…»). ПОЛЬХ издал в серии «Kapitan Żbik» семь томов:

17. “«Złoty» Mauritius/«Золотой» Мауриций” (1970);

23. “Nocna wizyta/Ночной визит” (1972);

24. “Wąż z rubinowym oczkiem/Змея с рубиновым глазком” (1972);

25. “Pogoń za lwem/Погоня за львом” (1972);

26. “Salto śmierci/Смертельное сальто” (1972);

31. “Na zakręcie/На повороте” (1973)

и 32. “Niewygodny świadek/Нежелательный свидетель” (1973).

Гораздо позже — в 2013 году — был издан еще один том работы ПОЛЬХА в порядке попытки воскрешения серии – “Tajemnica «Plaży w Pourville»/Тайна «Пляжа в Порвилле»”, признанный критикой и читателями явно неудачным.

Чтобы понять, о чем шла речь в альбомах серии и как серия издавалась, познакомимся ближе с 17-м томом. Автор сценария – Владислав Крупка/Władysław Krupka, рисунков – БОГУСЛАВ ПОЛЬХ/Bogusław Polch. Шайка преступников, выдав себя за киносъемочную группу, совершает нападение на транспорт, перевозивший из Вроцлава в Варшаву экспонат международной филателистической выставки – марку “Золотой” Мауриций. Уходя с места преступления, главарь шайки оглушает и оставляет у дороги сообщника, сочтя его убитым (однако это не так). Преследованием преступников занимается капитан Жбик (“żbik”, кстати, в переводе с польского – “лесной кот”). От раненного бандита он узнает о рыбацкой хижине на острове Мокле. Именно туда стремится попасть главарь шайки по кличке Черный, но попадает в милицейскую засаду и оказывается схваченным. В рыбацкую хижину под видом посланца от Черного отправляется с маркой в кармане капитан Жбик. Обнаружив в хижине иностранного сообщника Черного, он, после ожесточенной схватки, вяжет его по рукам и ногам.

В первом издании в 1970 году в издательстве “Sport i Turystyka” альбом был напечатан тиражом 100 тысяч экземпляров. На задней внешней стороне обложки напечатана «Хроника действий Гражданской милиции в 1944-1945 годах. Новосондецкое воеводство». К альбому прилагалась закладка, на одной стороне которого был напечатан портрет капитана Жбика, а на второй – фотография 12 милиционеров, награжденных медалью “Za ofiarność i odwagę/За готовность к самопожертвованию и отвагу”.

Второе издание состоялось в том же издательстве в 1980 году тиражом 200 тысяч экземпляров. Третье издание – в наследовавшем “SiT” издательстве “Muza SA” в 2002 году. Четвертое издание – в том же издательстве “Muza SA” в 2008 году в качестве приложения к газете “Super Express”. И, наконец, пятое издание – в издательстве “Ongrys” в 2016 году.

Надо сказать, что манера подачи ПОЛЬХОМ материала была весьма оригинальной – там, где другие художники (даже такие хорошие, как ВРУБЛЕВСКИЙ и РОСИНЬСКИЙ) просто иллюстрировали сценарный текст, ПОЛЬХ развивал события в стиле западного кинобоевика. Да и его капитан Жбик – с длинными бакенбардами, свитерком-гольф под пиджаком, расклешенными брюками — напоминал скорее стилягу-бикиняжа, чем образцового офицера милиции. Так что не удивительно, что руководство издательства (которым руководил тогда Альфред Гурный/Alfred Górny – запомним эту фамилию) вскоре предпочло отказаться от сотрудничества с художником. «Мой Жбик был более выразительным. Не юнцом. Некоторая хищность в движениях, частая смена выражения лица, нахмуренный лоб. При проектировании одежды я использовал журналы мод. Я тщательно одевал Жбика, менял ему пиджаки, рубашки или галстуки. В Жбике нашли даже намеки на гомосексуальность – розовая рубашка и длинные баки служили, по мнению руководства издательства, тому доказательствами. А он был попросту элегантным молодым мужчиной», — вспоминал ПОЛЬХ в беседе с Бартошем Курцем. И подтверждал: он, ПОЛЬХ, был бунтовщиком, весьма неохотно поддававшимся натиску издателей. А к работе относился очень серьезно. В те времена в Польше комикс считали развлечением низшей категории, предназначенным прежде всего детям – ПОЛЬХ же доказывал, что это инструмент, с помощью которого можно создавать очень сложные медийные послания.

В 2017 году на прилавках польских книжных магазинов появилась книга “Kapitan Żbik. Portret pamięciowy/Капитан Жбик. Словесный портрет”, которую написали и составили Матеуш Шляхтич/Mateusz Szlachticz и Макс Суский/Max Suski. Это богато иллюстрированный альбом, в котором собраны визуальные отчеты о важнейших из расследований героя, описание и анализ явления, которым стала в ПНР эта серия. «Работа над книгой длилась 4 года, — сообщил на премьерном показе альбома Макс Саский, — но я 10 лет ездил по Польше и странам Восточной Европы, чтобы лично проверить, существуют ли указанные в комиксах места действий на самом деле. И я нашел каждое из них”. Книга хорошо продавалась и вскоре была переиздана в расширенном варианте.

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх