Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 февраля 2016 г. 10:46

Уже после преждевременной смерти писателя вышло несколько его новых книг. Это роман «Blázni z Hepteridy/Безумцы (дурни, шутники) из Гептериды» (1980, переиздан в 2000), печатавшийся ранее (1972) в журнале «Letectví a kosmonautika», довольно-таки занимательная и остросюжетная космическая опера;

и роман «Bohové Atlantidy/Боги Атлантиды» (1983, переиздан с дополнением отрывком ненаписанного романа «Mnémosyné Inc.», 2000), печатавшийся ранее (1970) в журнале «Svět v obrazech». В этом последнем романе двое его главных героев, чешский врач и английский физик, попадают с помощью машины времени в Атлантиду, где становятся на недолгое время ее божествами. По уверениям знатоков, роману явно не хватает легкости и уверенности, характерных для его автора в более ранних работах.

В домашнем письменном столе Соучека была найдена еще одна рукопись -- фрагмент романа «Železo přichází z hvězd/Железо приходит со звезд», который вошел в состав одноименной антологии чешской фантастики, составленной Иво Железным (1983).

Представительным собранием рассказов Соучека является сборник «Hippokratův slib/Клятва Гиппократа» (1985, переиздан 1997), в состав которого вошли наряду с перепечатанными из предыдущих сборников также рассказы, публиковавшиеся ранее только в периодике.

В сборник «Velký rekonstruktér/Великий реконструктор» (1991) вошли роман «Pevnost bílých mravenců/Крепость белых муравьев» и несколько как печатавшихся ранее, так и впервые публикующихся рассказов.

Сборник «Ďáblův prsten/Чертово кольцо» (1992 [1993]) содержит заглавную новеллу и часть сборника «Operace „Kili“/Операция “Kili”». Остальная часть сборника и очерк о некоторых тайнах и загадках, связанных с личностью и судьбой Адольфа Гитлера вошли в состав сборника «Případ Hitlerových zubů, ponorek, letadel, charakteru a sehevraždy/Дело о зубах Гитлера, подводных лодках, самолетах, характере и самоубийстве» (1992 [1993]).

В нынешнем тысячелетии НФ и прочие произведения Соучека продолжают переиздаваться в самых разных сочетаниях: «Bohové z hvězd» (2003, сборник из 11 рассказов); «Bratři Černé planety./Krotitelé ďáblů» (2009), «Rakve útočí./Zapomenuté rukopisy» (2009),

«Blázni z Hepteridy/Zájem Galaxie» (2010), «Pevnost bílých mravenců./Ďáblov prsten./Železo přichází z hvězd» (2015) и другие.

Трилогия «Путь слепых птиц» и роман «Укротители чертей» были изданы на польском языке.

Произведения Соучека издавались также в переводах на румынский, болгарский, венгерский, немецкий, шведский, корейский языки. На русский язык переведены кроме указанных выше 3-х книг всего лишь четыре его рассказа. Переводилась в 70-е годы прошлого века и трилогия, но вот с ее изданием что-то как-то где-то не сложилось.

(Продолжение следует)


Статья написана 5 февраля 2016 г. 21:41

Зачастую Соучек находил более удобным высказать свои идеи в иной форме и в таких случаях с легкостью переходил от очерка к сюжетной научной фантастике. Первым (и наиболее известным) крупным произведением Соучека в этом жанре был роман «Cesta slepých ptáků/Путь слепых птиц» (1964, следующие издания 1976 и 1989, в составе омнибуса 1999 и др.).

Его герои находят неизвестную исследователям рукопись Жюля Верна и обнаруживают, что великий французский писатель не выдумал сюжет своего романа «Путешествие к центру Земли», а описал то, что с ним действительно в 1861 году приключилось. Они отправляются в Исландию, чтобы повторить его путешествие… Роман был написан в стиле «Войны с саламандрами» Карела Чапека – авторский текст насыщен дневниковыми записями, используются прямой репортаж, псевдодокументы и т.п. Читается все это и сейчас с величайшим интересом. В 1965 году роман получил премию имени Марии Мейеровой за лучшую книгу для молодых читателей, он и поныне считается одним из лучших произведений чешской фантастики. И многие годы и даже десятилетия после смерти его автора роман выходит на первое место в читательских опросах – так было в 1985, 1990 и даже в 2000 году. Интересно отметить еще один момент. Соучек предупредил жену: «Будут спрашивать, говори, что мы писали роман <многие> месяцы». На самом же деле он был написан за 14 дней: Соучек диктовал -- жена, Дагмар, записывала.

В 1967 году вышло из печати продолжение – роман «Cesta slepých ptáků II. Runa rider/Путь слепых птиц II: Руна “всадник”» (следующие издания 1976 и 1999), действие которого разворачивается попеременно в бразильских джунглях и в исландских пещерах, где герои обнаруживают следы пребывания пришельцев из Космоса.

Годом позже трилогию завершил роман «Cesta slepých ptáků III. Sluneční jezero/Путь слепых птиц III: Солнечное озеро» (1968, следующие издания 1976 и 1999 и др.), в котором герои летят в составе международной исследовательской экспедиции на Марс.

Еще один фантастико-приключенческий роман, написанный в эти годы – это «Krotitelé ďáblů/Укротители чертей» (1965), об охоте за таинственным смертоносным червем в монгольской пустыне и столкновении с укрывшемся в этой пустыне безумным ученым.

В 1968 году был издан сборник из двух детективных повестей, содержавших также элементы фантастики – «Případ ztraceného suchoplavce/Дело о пропавшем сухоплавце».

(Так, теперь, похоже, надо пояснить, кто же это такой – сухоплавец. Дословный перевод чешского слова «suchoplavec» -- «сухопловец» или, более внятно, «пловец посуху». Согласно чешско-немецкому словарю Фр. Ст. Котты, это “человек, который ехал вслед за взлетевшим воздушным шаром, чтобы, когда он упадет, подобрать его и отвезти домой”. Существует и несколько более романтическая версия трактовки термина. На заре эры воздухоплавания воздушных шаров было мало и полет каждого из них вызывал сенсацию. Некоторые из зрителей увлекались невиданным зрелищем настолько, что бежали, задрав голову ввысь, вслед за плывшим по воздуху воздушным шаром («плыли посуху»), сколько им хватало сил. W.).

Позже к этим детективным повестям добавились романы «Případ Jantarové komnaty/Дело о янтарной комнате» (1970)

и «Případ baskervillského psa/Дело о баскервилльской собаке» (1972) связанные с ними одним и тем же «сквозным» героем – детективом Мартином Ангелом. Фантастической составляющей в этих романах еще больше, чем в повестях.

В 1969 году вышел сборник из четырех НФ рассказов «Bratři Černé planety/Братья Черной планеты».

Первый из этих рассказов («Desetioky/Десятиглазый»), в котором монахи в гималайском монастыре превращают людей в нечто наподобие легендарного снежного человека, послужил позже литературной основой комикса, опубликованного в журнале «Ohníček».

Сборник «Operace „Kili”/Операция “Кили”» (1970) содержит три НФ новеллы, в одной из которых («Kursk 7/6/43/1207») в юмористическом тоне описывается явление посланной из будущего машины времени среди атакующих танков в разгар битвы на Курской дуге. Кому-то из власть имущих этот самый юмористический тон рассказа показался оскорбительным, и большая часть тиража книги была изъята из продажи. Существует и другая версия причины гонений. В одном из рассказов сборника советский солдат вступает в половой контакт с туземкой. Понятно, кому это могло не понравиться.

В 1972 году вышел из печати следующий сборник НФ: «Pevnost bílých mravenců/Крепость белых муравьев», из двух повестей – заглавной и «Ďáblov prsten/Чертово кольцо». В 1976 году заглавная повесть (уже без добавочной) вышла отдельным изданием.

И, наконец, в 1973 году вышел последний прижизненный сборник НФ рассказов Соучека: «Zájem Galaxie/В интересах Галактики» из двенадцати относительно коротких текстов без заглавного, который «выдернула» из рукописи цензура.

(Продолжение следует)


Статья написана 4 февраля 2016 г. 06:54

Однако основным увлечением, почти навязчивой идеей Людвика Соучека была палеоастронавтика – представление о том, что своему довольно-таки быстрому развитию человеческий род обязан пришельцам извне, откуда-то из внешних миров обитаемого Космоса. Это представление активно развивал Эрих фон Дэникен, и Соучек был, в какой-то мере, не менее активным его последователем. Здесь, пожалуй, следует вспомнить о том, что именно Соучек перевел на чешский язык первую из книг Дэникена «Воспоминания о будущем» -- как «Vzpominky na budoucnost» (1969).

Соучек кропотливо собирал нужную ему информацию как из материалов иностранной печати, так, вероятно, и из других источников (вспомним, где Соучек какое-то время работал, да и на радио с телевидением он был своим человеком), накапливая ее в виде вырезок и конспективных заметок в личном тщательно организованном и упорядоченном архиве (основная часть которого, увы!, пропала после его смерти). И очень умело ею распоряжался – весьма разумно дозировал эту самую информацию, выдавал ее никак не в лоб, как это делал Дэникен, а в виде набора из нескольких фактов и их сопоставления, не припечатывая сказанное окончательным выводом, а предоставляя читателям возможность самим поразмыслить.

Статьи и заметки Соучека печатались в газетах и журналах «Ohníček», «Vpřed», «Vedoucí pionýrů», «Dikobraz», «Čs. Voják», «Domov a svět», «Věda a život», «Svět v obrazech», «Letectví a kosmonautika», «Čs. Fotografie», «Mladá fronta», «Tvorba» и «Literární měsíčník». Иногда вместо авторской подписи Соучек использовал обозначения «-- еk» и «-- sk» или пользовался псевдонимами Ludvík Hynek/Людвик Гинек, Ludvík Dvořák/Людвик Дворжак, Ludvík Knot/Людвик Кнот.

Часть материала такого рода он использовал при написании нескольких очерков, вошедших в состав книг «Velké otazníky/Великие вопросы» (1967) и «Nebeské detektivky, senzace a záhady/Небесные детективы, сенсации и загадки» (1971), однако его (материала) квинтэссенцией явилась книга «Tušení stínu/Предчувствие тени» (1974), ставшая бестселлером в Чехословакии.

Ее продолжение – книга «Tušení souvislostí/Предчувствие взаимосвязи» вышла из печати в год смерти автора.

Была написана и третья книга этого цикла: «Tušení světla/Предчувствие света» -- ее рукопись уже лежала в редакции издательства «Albatros», но исчезла оттуда после смерти автора. (Согласно другому источнику, уже страдая манией преследования, он повсюду таскал единственный экземпляр рукописи с собой, никогда не расставаясь с ним. После смерти Соучека рукопись исчезла. Ну вот как тут не вспомнить старую присказку: "Даже если ты страдаешь манией преследования, из этого вовсе не следует, что тебя не преследуют". W.). Семь якобы почерпнутых из этой рукописи глав вышли отдельным изданием в 1992 году под названием «Po stopách bludiček/Вслед за блуждающими огоньками» и с предисловием Франтишка Новотного/František Novotný, в котором обсуждаются как обстоятельства пропажи рукописи, так и некоторые черты характера и особенности личности ее автора.

И таки да, в журнале «Tvorba» в 1976 году было опубликовано 11 фрагментов «Tušení světla» -- тут уж вроде бы без дураков.

Ну и чтобы не возвращаться в дальнейшем к документалистике (или, если угодно, к псевдодокументалистике) и научно-популярным произведениям Соучека, добавим, что уже после его смерти вышли книги: «Otazníky nad hroby/Вопросы над могилами» (1982, сборник научно-популярных очерков о тайнах и загадках смерти некоторых известных исторических личностей)

и замечательный юмористический словарь «Obrazový opravnik obecne oblibenych omylu/Иллюстрированный исправитель современных популярных ошибок», 1981, 1997 и др., переведен на русский язык как «Энциклопедия всеобщих заблуждений», 1994).

(Продолжение следует)


Статья написана 2 февраля 2016 г. 06:46

Живая и неуемная любознательность Соучека не позволяла ему ограничиваться лишь одной тематикой, и на свет появились такие книги как «Kam nedosáhne hlas/Туда, где не слышно голоса» (1964, научно-популярная книга об истории почты, телеграфа и телефона, переведена на русский язык в 1968);

«Co oko nevidí/Чего не видит глаз» (1965, научно-популярная книга о мире малых размерностей); «Velké otazníky/Великие вопросы» (1967, о загадках мировой истории); «Malí rytíři velkých měst/Маленькие рыцари больших городов» (1968, небольшая детская книга о муравьях); «Nebe plné balónů/Небо, наполненное воздушными шарами» (1969, научно-популярная книга о воздухоплавании);

«Nebeské detektivky, senzace a záhady/Небесные детективы, сенсации и загадки» (1971, сборник научно-популярных очерков, переведена на русский язык в 2004);

«Blázniví vynálezci/Сумасшедшие изобретатели» (1974, документально-художественная книга, название которой говорит само за себя); «Co zavinil Gutenberg/В чем провинился Гутенберг» (1975, научно-популярная книга об истории книгопечатания); «Kdo byl kdo/Кто есть кто» (1977, энциклопедия, расширенное издание 1980 и 1981);

;

А также:

«Rakve útočí/Битва гробов» (1976, документально-художественная книга о знаменитой битве между броненосцами «Виргиния (Мерримак)» и «Монитор» 9 марта 1862 года). Забыл предупредить -- здесь и далее в скобках, если не сказано иное, указано первое издание книги. W.

(Продолжение следует)


Статья написана 31 января 2016 г. 10:51

Одним из увлечений Соучека была фотография, и одну из самых первых своих научно-популярных книг (не считая специальных вроде «Choroby parodontu» -- 1954, курс лекций, в соавторстве, или методических пособий типа «Hrajeme maňáskové divadlo» -- 1951, как создать детский кукольный театр – или «Hrátky kolem křižovatky» -- 1962, как рассказывать детям о правилах дорожного движения) он написал как раз о фотографии. Это было пособие «Konečná úprava fotografií/Завершающая обработка фотоснимка» (1958). В дальнейшем к ней присоединились: «Speciální fotografické techniky/Специальные фотографические методики» (пособие по художественной фотографии, 1960); «Panoramatická fotografie/Панорамная фотография» (пособие, 1961); «Snímky proti světlu/Фотографирование против света» (пособие, 1961); «Brassaï» (творческая биография с фотоиллюстрациями, 1962);

«Užitečné drobnosti ve fotografii/Полезные мелочи в фотографии» (пособие, 1962); «Jak se světlo naučilo kreslit/Как свет научился рисовать» (научно-популярное издание о фотографии для детей, 1963); «Cesty k moderní fotografii/Пути к современной фотографии» (пособие, 1966);

«László Moholy-Nagy» (творческая биография с фотоиллюстрациями, 1965);

«Speciální fotografické techniky/Специальные фотографические методы» (пособие, 1967); «Jiří Sever» (творческая биография с фотоиллюстрациями, 1968); «Války, vojáci, fotografie/Войны, воины, фотографии» (1968);

«Jaromír Funke» (творческая биография с фотоиллюстрациями, 1970); «Fotografujeme na cestách/Фотографируем в поездках» (пособие, 1971);

«Zdenko Feyfar» (творческая биография с фотоиллюстрациями, 1977).

Ну и, разумеется, Соучек много фотографировал сам. Его фотоснимки публиковались в журналах (как специальных, так и для широкой читательской публики), и до сих пор то тут, то там, как на родине, так и за ее пределами, проходят выставки с участием в них его фотографических произведений.

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 89

⇑ Наверх