Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 ноября 2014 г. 10:24

14. В рубрике рецензий Лешек Бугайский/Leszek Bugajski пишет о трилогии (условной) Адама Висьневского-Снерга (Adam Wiśniewski-Snerg: «Robot/Робот», wyd. III, Kraków, WL, 1983; «Według łotra/От разбойника», wyd II, Kraków, WL, 1983; «Nagi cel/Голая цель», wyd. II, Warszawa, Czytelnik, 1983). «Главной и, в сущности, единственной темой творчества А.Висьневского-Снерга является онтологический статус мира и человека, или, иначе говоря, вопрос о том, насколько реальна ощущаемая нами действительность, в какой степени можно верить нашим чувствам, что из того, что мы видим и чувствуем, существует на самом деле, а что является лишь иллюзией…». Развернутая и хорошо аргументированная рецензия на целую страницу.

Далее Анджей Невядовский обсуждает книгу английского писателя Мервина Пика «Титус Гроан» (M.Peake «Tytus Groan», przekład i posłowie Jadwiga Piątkowska, Kraków, WL, 1982), а Мацей Паровский представляет сборник рассказов Боба Шоу «Космический калейдоскоп» (Bob Shaw «Kosmiczny kalejdoskop», tlum. Zofia Uhrynowska-Hanasz, Warszawa, Iskry, 1983).

15. В разделе критики публикуется фрагмент первой главы монографии Анатолия Бритикова «Русский советский научно-фантастический роман» в переводе СЛАВОМИРА КЕНДЗЕРСКОГО/Sławomir Kędzierski.

16. В рубрике «Наука и НФ» Даниел Белл/Daniel Bell в статье «Technika komunikowania się/Техника коммуникации» пишет о новейших достижениях в указаной области. Эту весьма даже информативную статью извлек из «Harvard Business Review» и адаптировал для читателей «Фантастыки» Ежи Яцек Томчак/Jerzy Jacek Tomczak.

17. В статье «Potwór z jeziora/Озерное чудовище» Мацей Иловецкий/Maciej Iłowecki рассказывает, разумеется, о знаменитой Несси из шотландского озера Лох-Несс, но этим не ограничивается и бросает быстрый, но острый взгляд на другие озера (в том числе и в СССР), где, возможно, водятся такие же зверюги. Здесь же цветная иллюстрация (думаю, МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski).

18. В разделе «Космос начинается на земле» -- блок научно-популярных заметок на половину журнальной страницы.

(Окончание следует)


Статья написана 14 ноября 2014 г. 18:49

11. Блок польской прозы открывается публикацией «W strumieniu zdarzeń/В потоке событий», которая является отрывком из повести (длинного рассказа, просто рассказа? -- вот путаюсь я в этих определениях) «Nieostrość/Нерезкость (нечеткость, размытость, расплывчатость)» Дариуша Филяра/Dariusz Filar, готовившейся в ту пору к публикации в издательстве «Nasza Księgarnia». Что ж, эта публикация дает какое-никакое представление о манере письма писателя, но, в общем, не более того. Есть черно-белая неподписанная иллюстрация.

Дариуш Филяр/Dariusz Filar (род. 1950) – видный польский экономист, преподаватель высшей школы, прозаик, автор НФ. Закончил в 1973 году факультет заграничной торговли Гданьского университета, защитил диссертацию, в 1989 году защитил еще одну диссертацию – на звание доцента (habilitacja). Работал в Alma Mater, поднимаясь по ступенькам кадровой лестницы от ассистента до экстраординарного профессора (1992). В 1992 – 1995 годах преподавал в Мичиганском университете. С 1999 года занимал должность главного экономиста банка Pekao S.A., одновременно с этим входил в состав Европейского экономического совета. В 2004 – 2010 годах входил в состав польского правительственного Совета денежной политики.

В НФ дебютировал в 1969 году рассказом «Mortigena intellectualis», опубликованном в журнале «Młody Technik» (№ 10). В 1970 – 1973 годах напечатал в этом же журнале еще ряд рассказов, большинство из которых вошло в его первую книгу «Czaszka olbrzyma/Череп великана» (NK,1976). В этом же издательстве «Nasza Księgarnia» в рамках серии «Stało sie jutro» вышли дальнейшие два сборника писателя: «We własnej skórze/В своей шкуре» (1982) и «Nieostrość» (1985). В 1985 году был издан также роман «Pies wyścigowy/Гончая» (не НФ).

В 1989 году увидел свет последний пока сборник повестей (рассказов) Филяра «Dotyk/Прикосновение». Анонсирован еще один сборник повестей Филяра, который, возможно, выйдет в 2015 году. Проза Филяра использует традиционную тематику НФ, но писатель по-своему, иногда иронично, развивает привычные сюжеты. Устойчивым мотивом творчества Филяра является проблема вторжения в подсознание человека, этические последствия применения фантоматики. В запасниках ФАНТЛАБА пока наличествуют 4 карточки на произведения Филяра (в т.ч. 2 -- на переводы на русский).

12. В этом номере журнала под названием «Adam, jeden z nas/Адам, один из нас» публикуется также отрывок из одноименного романа Конрада Фиалковского/Konrad Fiałkowski, еще только готовящегося к изданию в «Wydawnictwo Literackie» (вышел в 1986).

Есть черно-белая иллюстрация ЗБИГНЕВА ЛЯТАЛЫ/Zbigniew Latała. Конрад Фиалковский – хорошо известный у нас писатель НФ (по крайней мере, по ранним рассказам). О нем можно почитать здесь Карточка непереведенного у нас романа тут

13. Замечательный «Словарь польских авторов фантастики» стараниями Анджея Невядовского пополняется персоналиями литератора Дариуша Филяра/Filar Dariusz (род. 1950) и литератора и публициста Вацлава Филëховского/Filochowski Wacław. Здесь же публикуется отрывок из повести Филëховского «Амулет Осириса» («Amulet Ozyrysa», druk. T.Jankowski, Warszawa, 1922). Публикации сопутствует цветная (и неведомо чья) иллюстрация.

(Продолжение следует)


Статья написана 10 ноября 2014 г. 21:24

9. Рассказ чешского писателя Йозефа Несвадбы/Jozef Nesvadba, который в оригинале называется «Trust pro zničeni dějepisu»(1962), под адекватным названием «Trust dla unicestwienia historii/Трест для уничтожения истории» перевел ЗБИГНЕВ ЙОНШТА/Zbigniew Jonszta.

Мрачноватое размышление о том, что всякая попытка задержать прогресс (что бы под таковым ни подразумевалось) обречена на неудачу. Это уже вторая публикация Несвадбы в «Фантастыке» -- первую см. № 7(10). На русском языке рассказ под названием «Трест для уничтожения истории» вышел в переводе Р.Разумова в 1965 году в сборнике «Мозг Эйнштейна» издательства «Мир». Об авторе можно почитать здесь и здесь Карточка рассказа тут.

10. В номере завершается публикация романа А.Бестера. Ну и уже напоследок – еще три обложки изданий романа.

(Продолжение следует)


Статья написана 10 ноября 2014 г. 07:19

8. Рассказ французских писателей Шарля и Натали Эннеберг, который в оригинале называется «La vallée d’Avallon» (1960), под адекватным названием «Dolina Awallonu/Долина Авалона» перевела СОФЬЯ БЕЩИНЬСКАЯ/Zofia Beszczyńska.

Замечательное повествование, в котором в напряженный научно-фантастический сюжет тонко вплетены мотивы французских средневековых обработок кельтских легенд артуровского цикла. Имеется черно-белая иллюстрация МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski. На русский язык рассказ под названием «Долина Аваллона» перевел В.Карчевский (журнал «Фантакрим –МЕГА», № 3, 1995). Карточка рассказа здесь

Биобиблиография Шарля Эннеберга/Charles Henneberg (1899 – 1959) и Натали Эннеберг/Nathali Henneberg (1917 – 1977) (также имеет хождение менее правильное написание фамилии – Хеннеберг) на ФАНТЛАБЕ пока, к сожалению, не открыта. Впрочем, загадок у этой литературной пары хватает – вплоть до сомнений в том, что пара эта была литературной.

Кое-кто считает, что парная подпись была по какой-то причине удобным для Натали псевдонимом, под которым она писала в одиночку. И возможно даже в одиночку писала под псевдонимом С. (или Ch.) Henneberg. Кое-что о писателях можно почитать на русском языке тут и здесь

Библиографию Натали Эннеберг

смотрим здесь

(Продолжение следует)


Статья написана 8 ноября 2014 г. 21:35

7. Рассказ известного американского писателя, редактора и издателя Дональда Уоллхейма/Donald Wollheim, который в оригинале называется «Mimic» (также «Mimicry») (1942), перевел под адекватным названием «Mimikra/Мимикрия» РИШАРД ЯСИНЬСКИЙ/Ryszard P. Jasiński. Мимикрия распространена в природе, так почему бы ее объектами не стать людям? Публикация проиллюстрирована МАРЕКОМ ЗАЛЕЙСКИМ/Marek Zalejski. На русский язык рассказ под названием «Мимикрия» перевел В.Аникеев. Перевод был опубликован в белорусском ежемесячном журнале «Всемирная литература»… Но вот же засада – точной ссылки пока нет (где-то в одном из номеров между 1997 и 2001 годами). Может, у кого-то из читателей поста есть информация поконкретнее? Карточка рассказа здесь А вот биобиблиография Уоллхейма пока на Фантлабе не открыта. Поэтому придется хотя бы бегло о нем рассказать (а не надо бы бегло, надо бы том в серию ЖЗЛ).

Дональд А(ллен) Уоллхейм/Donald A(llen) Wollheim (1914 – 1990) – американский писатель, редактор, составитель антологий, издатель. Сделанное им в области НФ кажется попросту невозможным для одного человека. Вот лишь отдельные вехи на пути его великих трудовых свершений.

Он стоял у истоков зарождения такого явления, как американский фэндом: издавал фэнзины, налаживал контакты с издателями pulp-журналов, был лично знаком и дружил практически со всеми писателями НФ Золотого века. В 1936 году организовал созыв в Филадельфии первого в мире съезда (конвента) авторов и любителей фантастики, на котором, собственно, и родилась идея создания ежегодных Уорлдконов/Worldcon. Был членом New York Science Fiction League – одного из клубов, основанных Хьюго Гернсбеком для популяризации НФ. Правда, -- недолго, поссорился с Гернсбеком как издателем: тот не выплатил ему гонорар. В июле 1937 года создал Fantasy Amateur Press Association – организацию, объединявшую издателей фэнзинов, а в 1938 году вместе с несколькими приятелями основал Futurians – вероятно, самый известный в мире клуб НФ. Его членами были такие любители фантастики и писатели, как Айзек Азимов, Фредерик Пол, Сирил Корнблат, Джеймс Блиш, Джудит Меррил, Роберт Лоундесс, Ричард Уилсон, Дэймон Найт, Ларри Т. Шоу, Вирджиния Кидд – сплошь знаковые имена для американской (и не только американской) НФ.

В этом клубе Уоллхейм познакомился с Элзи Балтер/Elsie Balter (1910 – 1996), на которой женился в 1939 году. Жена, а затем и дочь Бетси (род. 1954) были ему надежными помощницами в издательской работе.

В 1941 – 1942 годах Уоллхейм редактировал журналы «Cosmic Stories» и «Stirring Science Stories». (А позже, уже в 50-х -- журналы «Orbit» и «Saturn»).

Первым из успешных начинаний Уоллхейма как издателя было предложение читательскому рынку антологий НФ в карманном формате и мягких обложках (роcket book), первая из которых («The Pocket Book of Science Fiction») вышла в свет в 1943 году. Нужно отметить, что эта книга была первой, в титульном названии которой значилась магическая формула «science fiction». В антологию вошли рассказы Роберта Хайнлайна, Теодора Старджона, Стивена Винсента Бенета, Амброза Бирса и Герберта Уэллса.

В 1945 году Уоллхейм издал первую антологию НФ в твердом переплете у крупного издателя и первый омнибус («The Viking Portable Library Novels of Science»), в 1947 году отредактировал первую антологию оригинальных рассказов, написанных на заказ («The Girl with the Hungry Eyes, and Other Stories/Девушка с голодными глазами и другие рассказы»). В 1947 – 1951 годах он редактировал пионерские издания в мягком переплете в издательстве «Avon Books», в том числе массовые тиражи произведений Меррита, Лавкрафта и Льюиса.

В 1952 году Уоллхейм перешел из издательства «Avon» в издательский концерн «Ace Magazine and Spearhead», где наладил выпуск весьма популярных издательских серий НФ и фэнтези, в течение 20 лет определял их состав как главный редактор и заработал для издательства премию «Хьюго» 1964 года.

И основал серию («Ace Doubles Novel») так называемых перевертышей (chapterbook) – книг с двумя романами иногда разных авторов, иногда одного и того же автора и двумя передними обложками, которые можно (и нужно) читать с двух сторон. И, кстати, иногда, чтобы запихнуть пухлые произведения в ограниченный книжный объем, безжалостно их резал, из-за чего позже авторы очень на него обижались.

У Уоллхейма начали издаваться в формате покетбука такие авторы, как Филип К. Дик, Сэмюэль Дилэни, Ли Брекетт, Урсула Ле Гуин, Джон Браннер. Ему обязаны быстрым карьерным ростом Мэрион Зиммер Бредли, Роберт Сильверберг, Авраам Дэвидсон, Фриц Лейбер, Андрэ Нортон, Джек Вэнс, Роджер Желязны. В 1964 году Уоллхейм предпринял скандальное мягкообложечное издание Толкина, за которое толкинисты и ныне требуют его посмертно линчевать, но, если, положа руку на сердце, спросить себя, добился ли бы Профессор нынешней всемирной славы, не случись этого массового издания, то ответ будет отнюдь не однозначным.

Вместе с другим редактором «Ace», Терри Карром, Уоллхейм начал в 1965 году издавать ежегодную антологию «World’s Best Science Fiction», тома которой (с 1972 года «The Annual World’s Best SF» и уже не с Терри Карром, а с Артуром Саха/Arthur Saha в качестве соредактора) выходили в свет вплоть до его смерти в 1990 году. Им был подготовлен к изданию также целый ряд других интересных антологий.

В 1971 году Уоллхейм ушел из «Ace» и вместе с женой основал свое издательство, знаменитое «DAW Books» (названное по инициалам основателя). Впрочем, это великая и славная, но совершенно особая история.

Как автор НФ Уоллхейм дебютировал в 1934 году рассказом «The Man from Ariel/Человек из Ариэля», опубликованным в январском номере «Wonder Stories». И гонорара именно за этот рассказ он домогался от Гернсбека (речь шла о 75 долларах). И затем судился с ним и победил в суде знаменитого издателя. Но, поскольку печататься было особенно негде, и в дальнейшем посылал Гернсбеку свои рассказы, но скрывался под псевдонимами (всего их у него набралось в конце концов около десятка). И тоже не получал гонораров, хотя судиться с издателем уже не стал.

Конечно, хотя писательское наследие Уоллхейма и составляет около сотни рассказов и более десятка романов, прежде всего он известен как составитель, редактор и издатель замечательнейших антологий. Поляки хотя бы отчасти успели насладиться его великим искусством составлять и редактировать такие сборники – у них вышло пять ежегодников Уоллхейма (за 1984 – 1988 годы) под названием «Don Wollheim proponuje/Дон Уоллхейм предлагает» (1985 – 1989), а вот русскоязычному читателю, видимо, чего-то подобного не дождаться и во веки веков.

Ну и, возвращаясь к рассказу «Mimic/Мимикрия», -- наверное есть в нем нечто такое, из-за чего его после первой публикации в журнале «Astonishing Stories» в декабре 1942 года (под псевдонимом Мартин Пирсон/Martin Pearson) на протяжении многих последующих лет перепечатывали в журналах и включали во все новые и новые антологии и сборники (в нашей карточке не указана и десятая их часть), а режиссер Гильермо Дель Торо даже поставил в 1997 году по его мотивам одноименный фильм, возымевший к тому же пару сиквелов.

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 94

⇑ Наверх