Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 января 2014 г. 18:16

Шибко загруженный день был вчера, так что о юбилеях 19 января напоминаю сегодня.

Во-первых, 60 лет исполнилось петербургскому ученому, писателю, переводчику и сценаристу Вячеславу Рыбакову.

Рыбакову — 60!

А вот мой материал к этому юбилею на сайте РИА "Новости": "Этические дилеммы Вячеслава Рыбакова"

Во-вторых, 205 лет со дня рождения Эдгара Аллана По.

Эдгару По — 205!

И, соответственно, юбилейный материал там же: "Пять последователей Эдгара По"

Поздравляю!


Статья написана 12 января 2014 г. 16:36

цитата
НИНА ЦЮРУПА: «НИ ЗВЕЗД, НИ БЕСТСЕЛЛЕРОВ НА НЕБЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ НЕТ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook":

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...

— Среди писателей-фантастов, как ни странно, хватает людей, получивших профильное образование — то есть закончивших Литинститут имени Горького. Андрей Лазарчук, Леонид Кудрявцев, Дмитрий Федотов, и так далее, и тому подобное. Ну, и вы тоже там учились. Как вам кажется, такое образование помогает фантасту в работе — или наоборот, мешает?

— Я считаю, что поэту или прозаику необходимо учиться. Не обязательно в профильных заведениях, можно самостоятельно. Главное — наработать инструментарий. Жалок и смешон поэт, не отличающий ямба от хорея. Талант наибольшей величины не спасет прозаика, не знающего основ композиции.

А что до Литературного института... Это — классическое образование. Основы языкознания, литературоведение, латынь, обязательно — большой список чтения. Крайне полезно.

Но шансов стать хорошим писателем не прибавляет.

— Кстати, вы ведь и на литсеминарах писателей-фантастов бывали. Чем такая форма обучения отличается от принятой в Литинституте, что эти семинары способны дать человеку пишущему?

— Литсеминар литсеминару рознь.

Когда я первый раз попала на «Партенитовку», была шокирована тем фактом, что люди вообще пишут фантастику (в институте это считалось чем-то неприличным) и говорят о ней.

О единой форме преподавания, как и о преподавании вообще, на семинарах не приходится говорить. Все ведущие групп — разные. У каждого — свой подход. В институте тоже разбирали готовые тексты (кстати, примерно в принятом на семинарах формате), но пять лет — у одного и того же преподавателя. Вот это — вредно, я думаю. Это позволяет учителю вылепить из учеников свое подобие.

— Нина, сейчас выходит антология «Конец света отменяется!», который вы вместе с Антоном Фарбом составляли при участии Никиты Аверина. Насколько я понимаю, первоначально сборник должен был называться «Поваренная книга постапокалипсиса» или что-то в этом роде. Откуда взялась эта идея — взяться за составление антологий? И почему именно такая тема — не самая, скажем прямо, свежая и оригинальная?

— Никогда не хотела составлять сборники. Даже составить подборку собственных стихов — мука мученическая.

У этого сборника вообще трудная судьба (я — неопытный составитель, не знаю, может, всегда так). Изначально мы с Антоном хотели издать сборник рецептов «постапока»: больная тема для поработавших «в проЭктах» авторов, видимо, плюс — отдых в Крыму, в палаточном лагере. Питание в отпуске было настолько обильно, что печень несвежего зомби мы употребили бы с удовольствием. А если учесть, что в работе был текст соответствующей направленности... Мы задумали собрать рассказы на кулинарные темы, приложить рецепты, может быть — фотографии...

Когда начали поступать рассказы, мы поняли, что задуманное не удастся. Тем не менее, набралось достаточное количество хороших текстов. Их снабдили рецептами и отправили в издательство.

Увы, в последний момент начальство решило не просто изменить название, но и отказаться от всякого упоминания кулинарной темы на обложке. И обязательно поставить логотип «Свалкер».

Качество рассказов нас устраивало и устраивает. Все они достойны публикации. Поэтому — встречайте сборник «Конец света отменяется!»


Статья написана 7 января 2014 г. 12:44

Вау. Почти дочитал книгу "Антихрупкость" американского экономического поп-гуру Нассима Талеба, и только тут обнаружил, что переводил ее Коля Караев. Поздравляю, хорошая работа! В смысле, у Коли, а не у Талеба. У того как раз много откровенной чепухи и баянов в кустах. Но прочитать стоит -- зерно истины там тоже есть.


Статья написана 30 декабря 2013 г. 18:35

По традиции, подведу некоторые итоги уходящего года. Так сказать, персональные. Отчитаюсь в творческих успехах (личные успехи тоже были, но об этом как-нибудь в другой раз и в другом месте). Итак, что я сделал за 2013 год?

1. Выпустил сборник статей, эссе и интервью "Драконы и звездолеты" (спасибо Сергею Соболеву!);

2. Поучаствовал в организации литературного семинара "Малеевка-Интерпресскон", конвента "Интерпресскон", "Петербургской фантастической ассамблеи" и фестиваля "Зиланткон";

3. Совместно с Сергеем Шикаревым запустил литературную премию "Новые горизонты" -- новости о втором сезоне, надеюсь, будут уже к концу января;

4. Поучаствовал в проведении очередного конкурса "Фанткритик" на базе Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской;

5. Составил четыре сборника, три из них совместно с Виктором Точиновым. Один сборник, "Конец света с вариациями", успел выйти, об остальных доложу позже.

6. Написал несколько предисловий -- в основном к малотиражным изданиям: сборнику публицистики Марии Галиной, прозы Кусчуя Непомы и пр.

7. Написал около 70 колонок, статей и рецензий для "Мира фантастики" и десяток для "Книжного обозрения". Плюс еще десятка полтора опубликовано под разными псевдонимами.

Ну и много писал для прессы, оффлайновой и онлайновой. Составил вот списочек опубликованных за год материалов, бесплатно и легально доступных в этих ваших интернетах. 8-)

Да, предупреждая нескромные вопросы: всего написал где-то 15-20 авторских листов, заработал около 360-400 тыс. рублей. Пираты не мешали. :-))) Если бы сидел в офисе, заработал бы вдвое больше. Но за все приходится платить... Зато прочитал около 200 книжек, из них треть того заслуживает. Недостатка в качественном чтении не испытываю. 8-)

Чего и вам желаю в наступающем году!

Онлайн-журнал «Питерbook»:

Последний день Дэев. (Рецензия на роман Гиллиан Флинн «Темные тайны»);

Как рассказывать истории. (Рецензия на книгу Роберта Макки «История на миллион долларов»);

Русская литература не для всех. (Рецензия на трехтомник Игоря Сухих «Русская литература для всех»);

Мифотворцы и мифоборец. (О книге Антона Первушина «10 мифов о советской фантастике»);

Пружинный век. (Рецензия на роман Паоло Бачигалупи «Заводная»);

Без ворона никуда. (Рецензия на роман Кристофера Мура «Дурак»);

Норвежский нуар. (Рецензия на роман Ю Несбё «Призрак»);

На тайной службе Его Величества. (Рецензия на роман Марка Ходдера «Загадочное дело Джека Попрыгунчика»);

Русский нарратив. (Рецензия на роман Антона Понизовского «Обращение в слух»);

Движение вдоль оси. (Рецензия на роман Роберта Уилсона «Ось»);

Повод для зависти. (Рецензия на сборник Владимира Аренева «Мастер дороги»);

Байки и фантазии. (Рецензия на книгу Андрея Балабухи «Триптих времени»);

Эстетика бунта и пафос агитплаката. (Рецензия на графическую новеллу Фрэнка Миллера «Круто сваренный»);

Сироты небесные. (Рецензия на роман Вернора Винджа «Дети неба»);

Прощай, тело! (Рецензия на роман Макса Барри «Человек-машина»);

Что такое эскапизм и как с ним бороться. (Рецензия на антологию «Путь волшебника»);

Восточная притча. (Рецензия на роман Ксении Медведич «Ястреб халифа»);

Том Маккарти и тайна манипуляции читателем. (Рецензия на книгу Тома Маккарти «Тинтин и тайна литературы»);

Шизофрения, как и было сказано, или Юрий Деточкин и бесы. (Рецензия на роман Грэма Джойса «Как подружиться с демонами»);

Кулёк изюма. (Рецензия на двухтомник Виктора Шендеровича «Изюм из булки»);

После конца. (Рецензия на роман Яны Дубинянской «Пансионат»);

Пять казней космических. (Рецензия на роман Рика Янси «5-я волна»);

Дело о Ктулху, двойниках, призраках и пришельцах. (Рецензия на антологию «Невероятные расследования Шерлока Холмса»);

Бэтмен: Антинуар. (Рецензия на графический роман Джозефа Лоэба «Бэтмен: Тихо!»);

Ависа в Стране Чудес. (Рецензия на роман Чайны Мьевиля «Посольский город»);

Матрёшки Владимира Сорокина. (Рецензия на роман Владимира Сорокина «Террулия»).

Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

Максим Хорсун: «Мои книги эклектичны»;

Кирилл Бенедиктов: «Ничего личного, детка, просто бизнес»;

Даниэль Клугер: «Сегодня читатель имеет свободу выбора»;

Василий Щепетнёв: «Жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой»;

Владимир Березин: «Виртуальных заключенных никто не неволит»;

Михаил Катюричев: «Три человека из сотни увидели в книге какую-то мысль!»;

Константин Арбенин: «Прогрессоров у нас было много»;

Евгений Филенко: «Понятие «художественный вкус» стало смешным анахронизмом»;

Михаил Успенский: «Чувство юмора у меня какое-то неправильное»;

Андрей Степанов: «Граница между филологией и собственно литературой практически стёрта»;

Владимир Г.Васильев: «Мэйнстрим – это словечко от лукавого»;

Александр Бирюков: «Пишется – пишу, не пишется – не страшно»;

Ина Голдин: «Человек с «пультовым сознанием» должен любить «короткую форму»;

Владимир Покровский: «Что такое турбореализм я не знаю, да и не очень интересуюсь»;

Майк Гелприн: «Брошу писать, когда издам сборник рассказов»;

Роман Шмараков: «Фантастике следовало бы иметь общую шкалу ценностей с остальной литературой»;

Анна Семироль: «Как можно раскручивать то, чего нет?»;

Андрей Мартьянов: «Издателю подавай попаданца Васю…»;

Андрей Жвалевский: «Не Глуховский, но на пути к нему…»;

Сергей Шикарев: «Открывается новое окно возможностей»;

Нина Цюрупа: «Ни звезд, ни бестселлеров на небе отечественной фантастики нет».

Видео на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

Сергей Носов: На пути к леднику;

Андрей Столяров: О неизбежности революции и астигматизме властей;

Наталия Соколовская: О потерянной памяти;

Дмитрий Вересов: Как подготовить сценарную заявку. Доклад на конвенте «Интерпресскон-2013»;

«Фанткритик-2013»: Репортаж с церемонии вручения. Номинация «Статья»;

«АБС-премия 2013». Репортаж с церемонии вручения;

Александр Зорич: «Мы живем во времена расцвета русской литературы…» Выступление на «Петербургской фантастической ассамблее-2013»;

Йен Макдональд: Киберпанк жив, он просто так пахнет? Выступление на «Петербургской фантастической ассамблее-2013»;

Александр Зорич, Инна Голдин: Российская космическая фантастика. Тиражи-бабки-миражи. Круглый стол на «Петербургской фантастической ассамблее-2013»;

Александр Белаш: Тень забытого пророка. Доклад на фестивале «Зиланткон-2013»;

Дмитрий Скирюк: Телесериал «Lost» как настольная игра. Доклад на фестивале «Зиланткон-2013»;

Владимир Аренев: Джордано Бруно – человек, который сам себя перемудрил. Доклад на фестивале «Зиланткон-2013».

Газета «Санкт-Петербургские Ведомости»:

У кого что болит… (Рецензия на книгу Михаила Веллера «Друзья и звезды»);

Пришел, чтобы остаться. (К 80-летию писателя Ильи Штемлера);

Конструктивный абсурд. (Рецензия на сборник Сергея Носова «Полтора кролика»);

«Магический реализм» с оклахомским акцентом. (Рецензия на роман Майкла Лукаса «Стамбульский оракул»);

Литература для всех. (Рецензия на трехтомник Игоря Сухих «Русская литература для всех» и книгу Дмитрия Быкова «Советская литература. Краткий курс»);

Хромая судьба. (К 80-летию писателя Бориса Стругацкого. Рецензия на книги «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1972-1977» и «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1978-1984»);

Ритуал. (Рецензия на сборник Марии Галиной «Куриный бог»);

Евенгелие от Беляева. (Рецензия на биографическую книгу Зеева Бар-Селлы «Александр Беляев»);

Невероятное, невозможное, небывалое. (Репортаж с вручения «АБС-премии» 2013 года);

«Достоевщина» Стивена Кинга. (Рецензия на роман Стивена Кинга «11/22/63»);

Воображаемый кошмар. (Рецензия на роман Мэтью Грина «Воспоминания воображаемого друга»);

На ярмарке коррупции. (Рецензия на роман Дэвида Лисса «Ярмарка коррупции»);

Откровения профессионального читателя. (Рецензия на книгу Умберто Эко «Откровения молодого романиста»);

Ассамблея, двадцать первый век. (Подготовлено совместно с Еленой Улановой. Интервью участников «Петербургской фантастической ассамблеи» 2013 года);

Без розовых очков. (Рецензия на роман Говарда Джейкобсона «Время зверинца»);

Психоделический нуар. (Рецензия на роман Томаса Пинчона «Внутренний порок»);

Non/fiction 2013. Штучная работа. (Репортаж с книжной ярмарки «non/fiction»);

Девочка, с которой ничего не случится. (Рецензия на роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»).

Проект «Weekend» РИА «Новости»:

Амьенский мечтатель, или Пять жанров, которые изобрел Жюль Верн;

Пять способов взорвать читателю мозг. К 65-летию Уильяма Гибсона;

Так говорил Боконон, или Пять ложных истин Курта Воннегута;

Стругацкие: обязательно к прочтению. К 80-летию Бориса Стругацкого;

Мифологемы Терри Пратчетта. К 65-летию Терри Пратчетта;

Пять «машин судного дня», придуманных Яном Флемингом;

5 сказочных сюжетов, взятых взаймы Анджеем Сапковским;

Джордж Оруэлл и 5 главных антиутопий XX века;

Чудовища и страхи Джона Уиндема. К 110-летию со дня рождения;

Пять путешествий Роберта Шекли;

Йен Макдональд: конкуренция с кино – толчок для развития фэнтези. Интервью;

Джордж Мартин: не только «Игра престолов»;

«Сатанинские стихи» и другие апокрифы. К 25-летию со дня выхода «Сатанинских стихов»;

Марс в научной фантастике: правда и вымысел;

Владимир Обручев и пять экспедиций в царство Плутона;

Диагноз – супергерой: 5 романов Алана Мура;

Нарния и другие: пять «миров по ту сторону»;

Трансмиграция Ф.К.Д., или 5 главных романов Филипа Дика.


Статья написана 26 декабря 2013 г. 13:13

И здесь, на «ФантЛабе», и в личных беседах часто приходится читать и слышать: почему издательства то, почему книготорговцы сё? Почему не работают с нишевой литературой? Почему начинают и тут же бросают серии? Почему не проводят маркетинговые исследования? Почему не занимаются продвижением? Почему книги выходят в переводе фляков и без корректуры, со значком «#» вместо буквы «ё»? Почему объявляют нерентабельными серии и закрывают целые направления, которые у конкурентов пользуются повышенным спросом? Зачем выпускают журнал, который сотрудники вынуждены скупать, накопив бонусы, чтоб сделать начальству приятное, а потом нести на ближайшую помойку? Почему на приглашение иностранных писателей тратят в три раза больше денег, чем Петербургская фантастическая ассамблея с оргкомитетом четыре с половиной человека? Почему не пролонгируют права на бестселлеры, а книги авторов, продающихся посредственно, печатают гигантскими тиражами – а потом вешают долги на собственные книготорговые сети? Почему КПД крупнейшего российского издательства в разы ниже, чем у какой-нибудь «Поляндрии» или «Комильфо» со штатом в 10-15 человек, включая уборщицу?..

На каждый из этих вопросов, конечно, можно дать развернутый, обстоятельный ответ. Чем и занимаются некоторые лаборанты с упорством, достойным лучшего применения. Но если суммировать ответы, получается примерно следующее: весь этот очевидный бардак процветает просто потому, что у издателей&книготоговцев и так все зашибись! Да, финансовые потери есть, но несущественные: их легко компенсировать за счет другого бизнеса. Сети успешно реализуют плановый объем продукции. Сотрудники исправно получают зарплаты. Авторы, редакторы, корректоры и переводчики – гонорары. Топ-менеджеры – процент с прибыли. Чего еще для счастья надо?..

Ни один редактор, сотрудник пиар-службы, управляющий магазином не в состоянии изменить систему в одиночку. Можно один раз выпустить отличную книгу, другой, третий – или, скажем, добиться, чтобы в твоем магазине эта книга продавалась влёт... Но если никому кроме конкретного исполнителя это не нужно, со временем он прекращает рвать анус на андреевский флаг и учится жить по законам общежития. То есть косить и забивать, не лезть поперек батьки в пекло со своим энтузиазмом, ибо плетью обуха не перешибешь.

Чтобы переломить ситуацию, надо перетряхнуть всю систему сверху донизу, разогнать 4/5 сотрудников, от топов до последнего кладовщика, а остальным дать возможность принимать решения и впахивать вдосталь – но это для крупной структуры нерентабельно. Ей, крупной структуре, не нужна лояльность клиентов, не нужен профессиональный рост сотрудников, не нужны новые маркетинговые стратегии: ее и так неплохо кормят. «Не чини то, что не ломалось». И пока не сломается – никаких подвижек не будет. К счастью, в ближайшие годы серьезные поломки нашему книжному бизнесу не грозят.





  Подписка

Количество подписчиков: 360

⇑ Наверх