Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 октября 2012 г. 18:56

Летняя жара с каждым годом становится все сильнее, внося коррективы в наши планы. Хочешь, не хочешь, но работать, когда термометр расписывается в собственном бессилии, может лишь настоящий герой труда. Вот и приходится коротать время с книгой в руках, тоскливо вспоминая о прохладе...

Кровь и железо
Кровь и железо
Леди с клыками
Леди с клыками
По лезвию бритвы
По лезвию бритвы
Все, что говорят о "Крови и железе" Аберкромби, правда. Книга безжалостна к идеализму и героизму, нагло выставляя напоказ подлинные мотивы персонажей, бесконечно далекие от возвышенных. Она брызжет кровью и гноем, мажет грязью и дерьмом. Но если вы почувствуете реалистичность, проникнетесь нехитрой моралью, есди вас заинтересуют любопытные персонажи, то этот роман для вас. Колоритные характеры, выписанные ярко и живо: саркастичный инквизитор, гуляка-фехтовальщик, суровый варвар и другие, их приключения по очереди предстают перед нами.

Мясоедов и Кондратьев уже не раз попадались мне на глаза, но познакомиться с их творчеством меня заставила красивая обложка произведения "Леди с клыками". Но встретив книгу по обложке, провожаешь по содержанию, увы, весьма неказистому. И вот почему. Авторы решили сыграть наверняка, смешав сразу несколько модных идей: юмор, вампиры и взросление героини. А в дополнение роману досталась ее месть и суперспособности. Изюминками книги должны были стать вычурный слог и замысловатое строение предложений, но они превратились в бесконечное переливание из пустого в порожнего и лишнюю болтовню. Ко всему прочему, логика сюжета хромает, чтобы героиня попадала куда нужно. Скорее всего книга понравится лишь любителям использованных в ней идей.

На фоне такого отечественного фэнтези особенно выигрышно смотрятся зарубежные авторы, даже дебютанты. Тем более, если это беспроигрышная смесь темного фэнтези и детектива, как у Полански. У "По лезвию бритвы" есть несомненные плюсы, начиная с циничных и хлестких рассуждений главного героя и заканчивая неплохой завязкой. Но есть и минусы, например, не одинаково хорошо прописанные второстепенные персонажи, излишняя усредненность и умеренность приемов. Книге не хватает сильной изюминки, чтобы увлечь читателя, но для отдыха она вполне сойдет.

Дзен-софт
Дзен-софт
Легион
Легион
Путь меча
Путь меча
С "Путем меча" я познакомился почти случайно, когда в отзыве на мой рассказ упомянули этот замечательный роман Олди. И с первых же страниц книги я был очарован пышным и проникновенным стилем и слогом. Достаточно привыкнуть к необычности изложения от лица меча, как ты с головой погружаешься в прекрасный и загадочный мир Востока. Олди сумели соединить уходящие в глубину веков тайны, вечные философские вопросы и яркие психологические портреты героев. Может, любители беспрерывного экшена и бессмысленной рубки и будут разочарованы, зато ценители качественной литературы останутся довольны.

"Легион" Питера Уоттса является редкостным гибридом научной фантастики и новеллизации крепкого экшена. Отсюда вытекают все достоинства и недостатки. В целом, весьма предсказуемый сюжет и недостаточно яркие персонажи, компенсируются небольшими включениями реальных научных данных, описаний изобретений и химических реакций. Уоттс сумел уйти от монотонных перестрелок и боев, разбавляя текст рассуждениями героя, отчетами и перехватами радиопереговоров. Собственно эти рассуждения, а точнее их хлесткость и саркастичность, сочетающаяся с трезвым взглядом на неприглядную реальность, являются еще одним достоинством книги.

"Дзен-софт" это редкий случай, когда книга, получившая премию, пришлась мне по вкусу. И пусть в ней есть мелкие неточности и погрешности, но общее впечатление оказалось скорее положительным. Приятная атмосфера, где сочетается умеренная вседозволенность и строгие рамки ограничений. Соавторы создали интересный мир, который, увы, полностью раскрывается только в самом конце. Тем не менее, несмотря на простоту сюжетных поворотов, чистый слог и забавные персонажи вполне искупают недостатки. Хотя, соавторы оставили множество наметок для продолжения.

Последняя сказка...
Последняя сказка...
Точка заката
Точка заката
Большинство из нас читали или хотя бы слышали о сказках братьев Гримм, но что мы знаем о собравших их людях? В "Последней сказке братьев Гримм" Миддлтон причудливо смешивает сухие исторические факты, художественный вымысел и пугающую сказку, выдержанную в строгих германских традициях. Особо стоит отметить подробные описания быта и повседневной жизни Германии середины XIX века. Это касается и одежды, и распорядка дня, и традиций, и многого другого, включая общественную жизнь, в которой, по мнению автора и кроются истоки социальных проблем и национальной идеи расового превосходства, которые приведут к мировым войнам, в объединении германских земель вокруг Пруссии.

К сожалению, не так уж часто встречаются хорошие боевики, в которых есть что-то кроме бессмысленных перестрелок. В которых есть сильная идея, цепляющая и, возможно, даже предупреждающая. Впрочем, в новой книге Катласа "Точка заката" идея как раз есть. Действительно сильная и крайне злободневная. Перед нами проносятся картины заката могущественной, почти всесильной цивилизации, которая сама себя обрушила. Обрушила ленью и равнодушием, алчностью и недальновидностью. Эпидемии, терроризм, безвластие, все это звенья одной цепи. И главный герой постепенно осознает, что прежним мир уже не будет.

Солнце в рюкзаке
Солнце в рюкзаке
Иногда они умирают
Иногда они умирают
Есть книги, где все передается действиями, а есть, где все передается эмоциями и чувствами. Именно к последним относится "Солнце в рюкзаке". Мелемина создала странный, причудливый мир, больше похожий на галлюцинации от грибов. Тем паче, что грибы играют роль ключей в книге. Все персонажи, события предстают перед нами сквозь переживания и размышления Раннинга, главного героя, созданного искуственно. Ему и трем его спутникам предстоит недолгий путь сквозь несколько локаций, совершенно непохожих друг на друга. Общее — лишь сюрреалистичность и бредовость, увы, пронизывающая всю небольшую книгу.

И теперь о произведениях на любителя. У Глушкова вышло окончание цикла об Алмазном Мангусте, жестко шпионский боевик, полный комбинаций. Главный минус книги — общая монотонность изложения и безликость персонажей. Но за цепочкой поступков следить забавно. В романе же Бычковой и Турчаниновой "Иногда они умирают" ключевую роль играют горы, как место действия, основной элемент и даже персонаж. Учитывая, что многое основано на собственных впечатлениях от восхождений, книга может заинтересовать любителей гор и всего, что с ними связано.


Статья написана 25 октября 2012 г. 09:44

Результаты судейского голосования!

1. Одинокий демон желает познакомиться — Viki

2. Терапия — Тео\Триллве

3. НевезучиеXenonmark\Lita

4. Когда умолкнет скрипка — Ailin

5. Королевские гонки — Delly

6. Фальшивые воспоминания — Абрикоска

7. Дорогой судьбы — Морана

8. Алиса в перевернутом мире — Меллори

9. Ворон ворону — Триглава

10. Паутина — Vi

Поздравляем победителей!

Итоги первого тура, отзывы судей и тексты рассказов можно найти в теме конкурса.


Статья написана 16 октября 2012 г. 18:01

В последнее время волшебное слово "стимпанк" сразу же обеспечивает пристальное внимание читателей к произведению независимо от его стиля, аудитории и поджанра. И зря, потому что подобные мелочи могут сильно повлиять на впечатления от книги. Например, как в случае "Костотряса". Чисто формальная альтернативность истории позволила писательнице по максимуму подстроить декорации и задник действия под свои нужды. Отрывочные известия о затянувшейся гражданской войне Севера и Юга Америки, разросшийся Сиэтл, невиданное развитие паровой техники и воздухоплавания. Но все это лишь гарнир, который нуждается в каком-то стержне, основном блюде, чтобы заинтересовать читателя. С этим-то у книги и возникают проблемы.

История с юным героем, отправившимся в рискованное путешествие, напомнила мне подростковые романы Буссенара. В "Костотрясе" также есть приключения, правда, в основном сводящиеся к блужданиям по туннелям, бегу от "тухляков" и встречам с местными жителями. Примечательны описания, которые нередко сводятся к перечислению мебели, разных предметов и зданий, попадающихся на глаза героям. Кстати о жителях мертвого города. Второстепенные персонажи получились довольно интересными и многообещающими, взять того же Руди, Иеремию, Анжелину или воздушных пиратов. Но сюжетные линии большинства или комкаются, превращая героев в скупые, плоские зарисовки, или вообще исчезают, оставляя читателей в недоумении. Хотя, как я понял, некоторые из этих персонажей будут раскрыты подробнее в следующих частях цикла.

Собственно, от стимпанка книга взяла только вкрапления диковинных механизмов и приспособлений, появляющихся по ходу действия. Если следовать классификации, приведенной в одной любопытной статье, то перед нами "эдиссоновский" тип стимпанка. Есть сложные паровые и пневматические механизмы и приспособления, электрические устройства и сам изобретатель. Правда, играющий не самую завидную роль. В остальном же, кроме приключений, перед нами предстает смесь загадок и психологии, причем для меня интереснее были первые.

Это и вороны, кружащие над городом и сидящие на зданиях, и китайцы, трудящиеся не покладая рук, и другие моменты, обозначенные, но, увы, не получившие должного развития. Их словно ввели на всякий случай, а потом бросили, сочтя лишними. Что касается психологии, она сводится к сложностям в отношениях сына и матери, которым посвящено начало книги, но так и не выходит за рамки банальных рассуждений. А затем психология вообще отходит на второй план до самого конца. Для финала Прист приберегла психологически сильный момент, но его сила лишь в неожиданности, поскольку с общим сюжетом он связан грубовато и не вполне естественно. Ведь на протяжении всей книги воспоминания Брайар о муже были весьма отрывисты.

Итог: средне динамичный, незамысловатый приключенческий роман с зомби и стимпанк-игрушками.


Статья написана 3 октября 2012 г. 12:43

Информацию о том, что "Память пламени" и "Удерживая небо" это одна книга, разделенная из коммерческих соображений на два тома, я встречал не раз. Поэтому, счел, что логичнее будет написать рецензию сразу на две тома. Тем более, что по объему они довольно невелики.

Итак, "Земля без радости" и цикл "Хранитель мечей" ввели в мир Упорядоченного множество действующих лиц. За последние годы фигурки, расставленные по всему полю игры, идущей между могущественными силами, изрядно запылились, покрылись паутиной мирной жизни и привычек, толстым слоем тоски. И тут к ним вернулся Перумов. Так и вижу, как писатель нежно поглаживает статуэтки, стирая пыль. Любуется одними героями, внимательно глядит на других, вспоминая, для чего создал их. Вводит в игру новые фигурки вместо снятых в финальной битве в Эвиале. А потом садится за клавиатуру, записывая впечатления от возвращения в мир Упорядоченного.

Отсюда исходит одна из главных претензий к книгам. В них очень мало действия, а точнее, движения. Есть лишь призрачные намеки на будущие сюжетные нити, на будущие ходы могущественных игроков. Сплошь одни загадки, и новые, только что появившиеся, и старые, еще более запутанные.

В "Память пламени" перед нами восстает из бездны забвения бескрайний, полный красок и героев мир, с которым тем, кто подзабыл предыдущие части, придется знакомиться заново. Ведь почти все персонажи из предыдущих книг перешли в продолжение, а к ним добавились и новые. Вместо предавшей Хедина вампирки Эйвилль появился ее слуга, вампир Ан-Авагар. Больше внимания уделили гарпии Гелерре и другим подмастерьям Хедина. Клара Хюммель научилась хоть немного думать перед тем, как сделать глупость. Правда, результат улучшился ненамного. Единственный любопытный персонаж — девочка Ирма, будущая волшебница. Но что выйдет из ее сюжетной нити — пока неизвестно.

Бесспорно, Перумов и раньше вкладывал в книги большие порции философии, но на сей раз, в сочетании с обилием описаний и разговоров, он изрядно переборщил. Длинные, витиеватые рассуждения о сущности Новых богов, Истинных магов, Источников и многого другого сильно настораживают. Ведь, что тогда будет твориться к финальным томам? Конечно, отчасти эти размышления необходимы, поскольку в "Гибели богов" многое оставалось недосказанным. Более того, взгляд на жизнь возвысившихся Хедина и Ракота не мог не измениться. А так Перумов совместил воедино описание предыдущих частей, философию цикла, закладку интриги, совсем позабыв, что его книги ценились не за это.

Это был пафос "Гибели богов", динамика "Воина великой тьмы", сложность и атмосферность "Земли без радости", даже масштабность и психологичность "Хранителя мечей". А что в новых книгах? Пафос чуточку уменьшился, слог сохранил тяжеловесность, но утратил разноцветность, которая растворилась в потоках воды. Много мыслей и разговоров, мало действия и сражений, хотя есть и они, причем неплохие, что внушает надежду. Главное, чтобы цикл не опустился до псевдофилософской поделки, лишенной запоминающихся сцен и героев.

В целом же, книги похожи на обложку нового цикла: много ярких образов, обещаний, описаний и разговоров. В самом конце даже начинает складываться мозаика сюжетных загадок. Но то, что число значимых персонажей перевалило за несколько десятков, внушает подозрения. Не развалится ли громоздкое сооружение, упорядочится ли Упорядоченное? Надежда на это есть, но оснований пока маловато.

Итог: затянувшееся знакомство с Упорядоченным, прошлыми событиями и лишь капля приключений пары-тройки героев.

Моя оценка: 7/10


Статья написана 26 сентября 2012 г. 18:41

Один мир, две истории. Истории о взрослении и жизни двух путников, упрямо идущих к своей цели. Истории о целях и мотивах и том, к чему они приводят.

Путешествия, как манит нас это слово, зовет за собой в неведомые края, рассказы о которых ничем не отличаются от сказок... Живые леса и поля, снежные дома, острова, расположенные ниже уровня моря и затопляемые на несколько месяцев каждый год. Уж что-что, а декорации у Дяченко всегда получаются необычными и незабываемыми.

Но для чего покидать родной дом, зачем становиться скитальцем, превращаться в бездомного бродягу? Что может погнать человека в долгий и неизвестно имеющий ли конец путь? Попытка выйти за границы привычного, попытка понять, кто ты и для чего живешь. Одни даже не станут задаваться такими вопросами, другие свернут горы, чтобы получить ответ, выбить его у судьбы. И главный герой упрямо идет по миру, полному самых разных чудес.

В любом месте можно найти свое счастье, в любом, при желании, можно найти себя. Но Варан желает иного. Он хочет найти понять отчего и для чего мир устроен именно так, как устроен. В чем смысл жизни и для чего нужно жить. Но мир так сложен... Мечтатели полагают, что маги должны не удовлетворять свои желания, растрачивая дар и силы ради преходящего, а создавать, приносить людям что-то новое. Но только ли маги должны? Или каждый человек в глубине души тоже волшебник и может создать что-то, чего не было прежде. И есть ли человек, Бродячая искра, способный ответить на все наши вопросы? Или же для этого нужно самому стать им, чтобы получить заветный ответ, кто мы и ради чего живем.

Итог: книга о жизни и пути, полных чудес и приключений, но, главное, о поиске самого себя.

Про опасность исполнения наших желаний сказано немало. И про их необдуманность, и про тяжелые, непредсказуемые последствия. Но супруги Дяченко подошли к этой идее с несколько неожиданной стороны. Пусть будет исполняться то, что нужно. То, в чем человек действительно нуждается. Правда, за опреденную плату. "Медный Король, возьми, что мне дорого, подай, что мне нужно".

Казалось бы, что в этом страшного? Ведь за все нужно платить, почему бы не такой ценой? И мальчик, в чьих жилах течет кровь дикого племени людоедов, начинает свой нелегкий путь, храня таинственные слова, равно как и многое другое, в своей бездонной памяти.

Хотя мир, в котором происходят события, уже описывался в "Варане", но теперь действие разворачивается на иных землях, лишь краешком касаясь империю. Дяченко дали волю своей фантазии, сотворив невообразимые социумы, которые, тем не менее, тщательно продуманы и обоснованы. Дикие племена зверуинов, похожих на кентавров существ. Кочевники гекса, всю жизнь проводящие в седле. Странные, дикие нравы и обычаи, имеющие свои причины.

И главная идея, пронизывающая роман. Желания, выбор, жертва. Свобода самому выбирать цели и добиваться их. Быть всадником, а не зверем. Свободным от невыносимой, прекрасной и страшной зависимости, дарующей ощущение всемогущества и мудрости. Ощущение, которое рано или поздно рассеется, оставляя слабость и боль. Это история подростка, упрямо поднимавшегося вверх, воина и лидера, который сумел выжить несмотря ни на что.

Итог: роман о мечтах, желаниях и их достижении и о том, что ждет человека потом.




Две половинки целого, две дополняющие друг друга части, которые рассказывают о желаниях. О том, кто и какие ставит цели, и каким идет путем. "Бродячая Искра" это цикл о мечтах, о странствиях и путешествиях, разворачивающихся в прекрасном, сложном и жестоком мире.





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх