FantLab ru

Агата Кристи «Немой свидетель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
147
Моя оценка:
-

подробнее

Немой свидетель

Dumb Witness

Другие названия: Безмолвный свидетель; Poirot Loses a Client; Mystery of Littlegreen House

Роман, год; цикл «Эркюль Пуаро»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

В Беркшире в своём имении умирает пожилая богатая женщина — леди Арунделл. В это время Пуаро получает от неё письмо с просьбой о помощи, пришедшее с некоторым опозданием. Эркюль Пуаро берётся за дело, но в этот раз ему придётся работать с самым необычным за всю его практику свидетелем, псом Бобом.

Входит в:



Романы. Рассказы
1991 г.
Спиритический сеанс
1991 г.
Агата Кристи. Детективные романы. Том 8
1992 г.
Избранные произведения. Том 18
1994 г.
Карты на стол. Немой свидетель. Смерть на Ниле
1994 г.
Том 7. Эркюль Пуаро
1995 г.
Немой свидетель
1996 г.
Немой свидетель
1996 г.
Немой свидетель
1997 г.
Собрание сочинений. Том 21
1997 г.
Безмолвный свидетель. Убийство на пароходе «Карнак». Смерть лорда Эдвера. Третья девушка
1998 г.
Немой свидетель
2000 г.
Немой свидетель
2002 г.
Немой свидетель
2006 г.
Немой свидетель
2008 г.
Немой свидетель
2013 г.
Немой свидетель
2013 г.
Немой свидетель
2015 г.
Немой свидетель
2017 г.
Немой свидетель
2017 г.
Убийство в Месопотамии. Немой свидетель
2018 г.
Немой свидетель
2019 г.

Аудиокниги:

Немой свидетель
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четырнадцатый роман о Пуаро.

Сначала Кристи был написан рассказ “Случай с мячиком для собаки”. Написан он был в 1933 году, но Кристи решила его тогда не публиковать, а переработать в роман. Так через три года, в 1936 году, появился роман “Немой свидетель”. А рассказ считался утерянным, и был найден среди вещей Кристи только в 2004 году. И в 2009 году был впервые опубликован. На русском “Случай” тоже выходил и его можно прочитать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В “Случае” было всего-то двадцать страничек, и при этом в него вошли все значимые события из “Немого свидетеля”. Поздно пришедшее письмо. Покушение на старушку. Собака, проведшая ночь вне дома, как доказательство неслучайности падения старушки. Спиритический сеанс. Измененное в последний момент завещание, о чем не знал убийца. Отравление фосфором. И пакт убийцы с Пуаро — с первого самоубийство, со второго — неразглашение обстоятельств.

Всё это было в “Случае”, а в “Немом свидетеле” Кристи просто добавила к этим событиям триста страниц воды. И совершенно закономерно получилось довольно нудное произведение — диалоги ни о чем распыляют внимание. Еще в книге Джона Каррана “Секретный архив Агаты Кристи” приводится переписка Кристи и ее агента, из которой следует, что по просьбе (а скорее, по деловому соглашению) The Saturday Evening Post — журнала, в котором впервые был опубликован “Немой свидетель” — роман был расширен. Кристи дописала четыре главы (они в книге идут первыми), чтобы журнал мог имя популярной на тогда Кристи писать на обложке на большем количестве номеров. Кристи тогда не отказала, а теперь в романе первые страниц сорок рассказывают о предшествующих преступлению событиях, о которых и так неоднократно поговорят в тексте романа.

Ладно, это всё было бы мелочами, если бы Кристи придумала для романа какие-нибудь увлекательные события, или незатасканные повороты сюжета. Но нет, в романе всё идет по накатанной.

В 1936 году у Кристи вышло четыре романа. И все четыре о Пуаро. Это уже конвейер какой-то. Знай только нужные куски (запчасти) подставлять. Похоже, этот роман Кристи из кусочков и составляла. Богатая отравленная старушка — “Таинственное происшествие в Стайлз”. Способ убийства — яд, который жертва примет в неизвестный заранее момент, дабы убийца мог уехать подальше от дома — это тоже из “Стайлза”. Жертва, отправившая письмо Пуаро, но тот приехал слишком поздно — это “Убийство на поле для гольфа”. Спиритические сеансы — “Загадка Ситтафорда”. Путаница с полными и уменьшительными именами персонажей, как ключ к раскрытию убийства — “Загадка Эндхауса”. Пуаро, подталкивающий преступника к самоубийству, чтобы избежать огласки — “Убийство Роджера Экройда”. Такая вот мозаика.

Персонажи, как обычно у Кристи, хорошо написанные, но над мотивацией Кристи особо не стала мудрить — у старушки трое родственников, и всем отчаянно нужны деньги. То есть никакой интриги, или замысловатых перипетий — всем просто нужно бабло. Да и второстепенными линиями роман не богат — Кристи не стала себя утруждать, обвешивая сюжет изначального рассказа какими-нибудь виньетками.

Расследование Пуаро на этот раз почти не подкреплено уликами — финальное разоблачение убийцы состоит из теоретических выкладок: если А знал о Б, а В не знала о Г, то тогда А не мог сделать Д, а Г не могла — и так далее. Над чуть ли не единственным реальным свидетельством (отражение букв в зеркале — инициалы ТА и АТ) Пуаро тупит большую часть книги, и озаряет его только в конце. Нагромождение логических домыслов, как средство определение преступника для Кристи не впервые, но в этом романе у писательницы откровенные провалы, еле-еле замаскированные.

“Я исключил из списка подозреваемых двух служанок — им бы не хватило ума додуматься до такого способа убийства”. Это Пуаро так говорит в своей финальной речи. Нескромное обаяние буржуазной Кристи.

А вот плюс книги в том, что Кристи впервые вводит в своих произведениях такой сюжетный ход, как “отложенное расследование”. Когда расследование происходит через какое-то время после убийства. В “Немом свидетеле” расследование происходит через два месяца после убийства. А в дальнейшем Кристи будет еще не раз прибегать к такому ходу, например в “Пяти поросятах” Пуаро будет расследовать убийство шестнадцатилетней давности.

Итого. Средний роман. Написано всё неплохо, Кристи пишет на очень приличном уровне. Но. Тем, кто с Кристи не знаком — может показаться нудным. А тем, кто знаком — будут слишком явно бросаться места склейки этой аппликации из других произведений писательницы.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю самую низкую из приличных оценок. Тому есть несколько причин:

1) Упомянутый более опытным лаборантом borovkovv рассказ Кристи «Случай», полностью дублирующий ходы данного романа. Верю на слово, указанные позиции действительно являются ключевыми в произведении.

2) Откровенная затянутость. Роман явно скачет между повторными допросами и бесполезными реальными действиями. Грубо говоря. И он действительно больше по объему, чем стандартный формат детектива Кристи.

3) Нет фишки. Хочу видеть фишку, особенность. То, за что именно этот роман будет вспоминаться, спустя время. Пока что во всех прочитанных детективах леди Агаты такая фишка была. Во всех, кроме этого.

4) «Немой свидетель». Это ведь про собаку, да? Аннотация гласит, что поможет Эркюлю Пуаро в поиске убийцы пёс Боб. Я раскрою карты: это обман. Обстоятельства существования Боба там связаны лишь с одной из множества ниточек. Никаких экспериментов Пуаро с псом не ставит, ничего такого, о чем я мог подумать. Здесь ещё есть личное возмущение... У Хайнлайна есть роман «Дверь в лето», в котором тупо эксплуатируются название и кот Пит. Оба признака очень милы (типа), а по факту книга совсем про другое. Так и здесь.

Что же в сухом остатке? Всё тот же крепкий уровень классического детектива от его Королевы, но с рядом недостатков, которые ставят сей роман далеко вглубь стопки произведений об Эркюле Пуаро.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

– Разворошить змеиное гнездо. Так вроде говорится? Вот и наш убийца уютно устроился в гнездышке. Но ведь мы с вами отлично знаем, Гастингс, как часто убийца, стоит только его потревожить, входит во вкус и совершает второе, а то и третье убийство?

А я продолжаю заполнять пробелы в творчестве Агаты Кристи. Вот вроде кажется, что уже так много книг прочитано, а на деле оказывается, что тебе еще читать и читать. Но я этому в действительности рада, правда расследования Пуаро слегка приелись. Хотя давайте перейду к самому «Немому свидетелю».

«Немой свидетель» — это 14 роман с Эркюлем Пуаро. А мне лень считать, какая эта книга по счету, среди прочитанного у Кристи. В этот раз я не увидела ничего нового — все тот же классический детектив, в котором легко угадывается виновник. Хотя может это только мне легко, ведь уже не в первый раз провожу расследование с Пуаро)

В этой книге я увидела отражение и предыдущих романов Кристи. У каждого из подозреваемых были мотивы для убийства: старая, богатая родственница скупа и непреклонна и она прекрасно знает, чего хочет от нее родня, — денег.

Не. в детективе есть свои плюсы- неспешность сюжета и возможность познакомиться еще с живой жертвой. Но мне было скучно. Разгадка натянута, но логична. Если же кто-то только начинается знакомиться с творчеством Кристи, и начинает именно с этой книги, то останется в восторге.

P.s. жаль, что собаки было мало

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх