FantLab ru

Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»

Собака Баскервилей

The Hound of the Baskervilles

Другие названия: Бэскервильская собака; Баскервильская собака; Тайна болота (Собака Бэскервилей); Новые приключения Шерлока Холмса или Таинственная собака; Легенда о собаке Баскервилей; Чудовище собака-мстительница; Собака-мстительница; Тайны Гримпенского болота

Роман, год; цикл «Шерлок Холмс»

Перевод на русский: А. Толстая (Бэскервильская собака), 1902 — 1 изд.
Н. Войтинская (Баскэрвилльская собака), 1947 — 1 изд.
Н. Волжина (Собака Баскервилей, Собака Баскервилей), 1955 — 128 изд.
Е. Кайдалова (Собака Баскервилей), 2006 — 2 изд.
Н. Мазуренко, Г. Чарский (Собака Баскервилей), 2008 — 1 изд.
Е. Ломиковская (Собака Баскервилей), 2008 — 4 изд.
В. Михалюк (Собака Баскервилей), 2008 — 5 изд.
Н. Романов (Собака Баскервилей), 2011 — 1 изд.
Перевод на украинский: М. Дмитренко (Собака Баскервілів), 1992 — 1 изд.
С. Клименко (Собака Баскервілів), 2006 — 1 изд.
В. Панченко (Собака Баскервілів), 2010 — 1 изд.
Перевод на турецкий: E. Gürol (Baskerville'lerin Köpeği), 2014 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 336

 Рейтинг
Средняя оценка:9.36
Голосов:2772
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Странная смерть сэра Чарльза Баскервиля, владельца большого состояния, пугает его соседей и друзей, ведь всем известно, что по семейному преданию его род преследует страшное проклятие — из глубин болот появляется демон в образе ужасной собаки, чтобы отомстить Баскервилям за древнее преступление беспутного предка. Возле его тела обнаружены нечеловеческие следы. Неужели проклятие нашло ещё одну жертву?

Знаменитый сыщик Шерлок Холмс и его неизменный спутник доктор Ватсон должны ответить на этот вопрос. Вот только в силах ли они справиться со сверхъестественными силами, или же под их маской скрывается злая и беспощадная человеческая воля?

Примечание:


Впервые напечатан в журнале «Стрэнд»: в восьми выпусках, с августа 1901 по апрель 1902 года.

Отсутствующие ниже среди изданий некоторые из публикаций в периодике и ранние книжные публикации на русском языке:

  • 1901 — Иллюстрированное приложение к газете «Новое время» (СПб.: А.С. Суворин), №№ 9178 (22.09), № 9185 (29.09), № 9192 (06.10), № 9199 (13.10), № 9206 (20.10), № 9213 (27.10), № 9220 (03.11), № 9227 (10.11), № 9241 (24.11), публ. не закончена, перевод Е.Н. Ломиковской;

  • 1902 — «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки» (СПб.: Ф.И. Булгаков, тип. А.С. Суворина) т. II, № 5 (май), стр. 1-96 (отд. нумерация стр.), перевод Е.Н. Ломиковской;

  • 1902 — СПб.: изд. ред. «Нового журнала иностр. лит-ры», тип. А.С. Суворина, 96 стр. (приложение к «Новому журналу иностр. лит., искусства и науки» 1902, № 5), перевод Е.Н. Ломиковской;

  • 1902 — журнал «Вестник иностранной литературы» (СПб.) № 1, стр. 161-202, № 2, стр. 145-172, № 3, стр. 172-198, № 5, стр. 63-86, под назв. «Бэскервильская собака», перевод А. Т. (А. Толстой);

  • 1903 — собр. соч. А. Конан Дойля, т. «Баскервильская собака», М.: Д.П. Ефимов, 238 стр., перевод Н.Д. Облеухова;

  • 1903 — «Приключения сыщика Шерлока Холмса, в VI-ти сериях», с. III, СПб.: В.И. Губинский, стр. 3-209 (переизд. в 1904 г. — стр. 3-215), перевод Н.Н. Мазуренко;

  • 1904 — Собрание сочинений Конан-Дойля в 9-ти вып., в. 5, М.: тип. т-ва И.Д. Сытина (Беспл. прилож. к журналу «Вокруг света», кн. 11, июнь), 165(3) стр. (то же в 1908 и 1909 г.);

  • 1904 — М.: Изд. М.В. Клюкина, 224 стр., под назв. «Тайна болота», перевод Н. д'Андре;

  • 1906 — М.: Издание Д.П. Ефимова, 240 стр. (изд. 2-е), перевод Н.Д. Облеухова;

  • 1907 — собр. соч. А. Конан-Дойля в 10 томах, т. «Баскервильская собака», СПб.: Типо-литография Т-ва «Свет», 126 стр., перевод Н.Д. Облеухова;

  • 1907 — сс. Конан-Дойля в 14-ти томах, т. 7 «Тайна болота», М.: Изд. М.В. Клюкина, 192 стр., перевод Н. д'Андре;

  • 1907 — Росто-на-Дону: изд-во и тип. Трофименкова, ч. 1, 14 стр. (начало);

  • 1908 — авторский сборник «Знак четырёх», СПб.: Издание журнала «Вестник полиции», стр. 21-160, перевод Н.Н. Мазуренко;

  • 1908 — авторский сборник «Знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс», М.: тип. П.В. Бельцова, стр. 352-415;

  • 1908 — авторский сборник «Знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс» СПб.: тип. Корпуснова;

  • (1909) — «Полное собрание сочинений», т. 3, СПб.: Книгоизд-во П.П. Сойкина, кн. 11, перевод Е.Н. Ломиковской;

  • 1915 — Пг.: Акц. о-во типографского дела (Всеобщая библиотека, в. № 231-232), 164(2) стр., перевод А. Чудновской;

  • 1915 — М.: Типогр. АО «Московское изд-во» (Библиотека романов), 64 стр., под назв. «Тайны Гримпенского болота»;

  • (1927) — Л.: Книжные новинки, 232 стр., перевод Е.Н. Ломиковской;

  • 1928 — Л.: редакция журнала «Вокруг света», перевод Е.Н. Ломиковской;

    Во многих изданиях «Собаку Баскервилей» относят к повестям.

  • Входит в:

    — антологию «Детективы века», 1999 г.

    — антологию «Этот собачий детектив», 1992 г.

    — антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес», 1993 г.

    — антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.


    Экранизации:

    «Собака Баскервилей» / «Der Hund von Baskerville» 1937, Германия, реж: Карл Ламач

    «Шерлок Холмс: Собака Баскервилей» / «The Hound of the Baskervilles» 1939, США, реж: Сидней Лэнфилд

    «Собака Баскервилей» / «The Hound of the Baskervilles» 1959, Великобритания, реж: Теренс Фишер

    «Собака Баскервилей» 1971, СССР, реж: Антонина Зиновьева

    «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» 1981, СССР, реж: Игорь Масленников

    «Собака Баскервилей» / «The Hound of the Baskervilles» 1988, Великобритания, реж: Брайан Миллс

    «Собака Баскервилей» / «The Hound of the Baskervilles» 2002, Великобритания, реж: Дэвид Эттвуд



    Похожие произведения:

     

     

    

    В планах издательств:

    Собака Баскервилей
    2017 г.
    Собака Баскервилей
    2018 г.

    Издания:

    Бэскервильская собака: Новое приключение Шерлока Хольмса
    1902 г.
    Баскэрвилльская собака
    1947 г.
    Собака Баскервилей
    1955 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1956 г.
    Собака Баскервилей
    1956 г.
     Записки о Шерлоке Холмсе.
    1957 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1957 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе. Маракотова бездна
    1957 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
    1966 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1974 г.
    Собака Баскервилей
    1974 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1977 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1978 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1978 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1978 г.
    Собака Баскервилей
    1978 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1979 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1980 г.
    Собака Баскервилей
    1980 г.
    Собака Баскервилей. Рассказы
    1980 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1981 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1981 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1981 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1981 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1981 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1982 г.
    Рассказы
    1982 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1983 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1984 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1986 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1989 г.
    Этюд в багровых тонах. Собака Баскервилей. Рассказы
    1990 г.
    Артур Конан Дойл. Рассказы. Собака Баскервилей. Гилберт Кийт Честертон. Новеллы
    1991 г.
    Голубой карбункул
    1991 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1991 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе. Том 2
    1991 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    1991 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    1991 г.
    Собака Баскервилей
    1991 г.
    Собака Баскервилей. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса
    1991 г.
    Собрание сочинений 10 томах. Том 1
    1991 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 3
    1991 г.
    Этот собачий детектив
    1992 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
    1992 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
    1992 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырёх. Собака Баскервилей. Приключения Шерлока Холмса
    1992 г.
    Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес
    1993 г.
    Архив Шерлока Холмса
    1993 г.
    Весь Шерлок Холмс: Миттельшпиль
    1993 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе. Том 2
    1993 г.
    Из записок о Шерлоке Холмсе
    1993 г.
    Из записок о Шерлоке Холмсе. Из морских рассказов
    1993 г.
    Избранное. Том 3
    1993 г.
    Собрание сочинений 8 томах. Том 3
    1993 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
    1993 г.
    Собрание сочинений в десяти томах. Том 2
    1993 г.
    Собрание сочинений. Том 3
    1993 г.
    Собака Баскервилей
    1994 г.
    Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 3
    1994 г.
    Конан Дойль. Сочинения в 3 томах. Том 3
    1995 г.
    Собрание сочинений в 13 томах. Архив Шерлока Холмса
    1995 г.
    Собака Баскервилей. Белый отряд
    1996 г.
    Сочинения в двух томах. Том 2
    1996 г.
    Архив Шерлока Холмса
    1997 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1997 г.
    Собака Баскервилей. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса
    1997 г.
    Шерлок Холмс
    1997 г.
    Архив Шерлока Холмса
    1998 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1998 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    1998 г.
    Детективы века
    1999 г.
    Архив Шерлока Холмса
    1999 г.
    Сочинения
    1999 г.
    Архив Шерлока Холмса
    2000 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2000 г.
    Собака Баскервилей
    2000 г.
    Шерлок Холмс
    2000 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2001 г.
    Собака Баскервилей
    2001 г.
    Рассказы о Шерлоке Холмсе
    2002 г.
    Собака Баскервилей
    2002 г.
    Знак четырех. Этюд в багровых тонах. Приключения Шерлока Холмса. Возвращение Шерлока Холмса. Собака Баскервилей
    2003 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2003 г.
    Архив Шерлока Холмса
    2004 г.
    Архив Шерлока Холмса
    2004 г.
    Архив Шерлока Холмса
    2004 г.
    Возвращение Шерлока Холмса
    2004 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2004 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2004 г.
    Собака Баскервилей
    2004 г.
    Собака Баскервилей
    2004 г.
    Архив Шерлока Холмса
    2005 г.
    Собака Баскервилей
    2005 г.
    Шерлок Холмс
    2005 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2006 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2006 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2006 г.
    Собака Баскервилей
    2006 г.
    Остров сокровищ
    2007 г.
    Возвращение Шерлока Холмса
    2007 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2007 г.
    Полное собрание произведений о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2007 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2007 г.
    Рассказы о Шерлоке Холмсе
    2007 г.
    Рассказы о Шерлоке Холмсе
    2007 г.
    Этюд в багровых тонах
    2007 г.
    Этюд в багровых тонах
    2007 г.
    Возвращение Шерлока Холмса
    2008 г.
    Возвращение Шерлока Холмса (подарочное издание)
    2008 г.
    Возвращение Шерлока Холмса (эксклюзивное издание)
    2008 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2008 г.
    Собака Баскервилей
    2008 г.
    Собака Баскервилей
    2008 г.
    Собака Баскервилей
    2008 г.
    Собака Баскервилей. Этюд в багровых тонах
    2008 г.
    Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
    2009 г.
    Мистер Шерлок Холмс
    2009 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2009 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2009 г.
    Собака Баскервилей
    2009 г.
    Собака Баскервилей
    2009 г.
    Собака Баскервилей / The Hound of the Baskervilles (+ CD)
    2009 г.
    Собака Баскервилей. Рассказы
    2009 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2010 г.
    Рассказы о Шерлоке Холмсе
    2010 г.
    Собака Баскервилей
    2010 г.
    Собака Баскервилей. Острие булавки
    2010 г.
    Шерлок Холмс. Лучшие истории о самом знаменитом сыщике
    2010 г.
    Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
    2011 г.
    Собака Баскервилей
    2011 г.
    Собака Баскервилей
    2011 г.
    Собака Баскервилей. Возвращение Шерлока Холмса
    2011 г.
    Собака Баскервилей. Возвращение Шерлока Холмса
    2011 г.
    Собрание сочинений в 10 томах. Том 1
    2011 г.
    Шерлок Холмс
    2012 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2012 г.
    Собака Баскервилей
    2012 г.
    Собака Баскервилей
    2012 г.
    Все приключения Шерлока Холмса
    2013 г.
    Весь Шерлок Холмс
    2013 г.
    Полное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе. Том 2
    2013 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2013 г.
    Собака Баскервилей
    2013 г.
    Собака Баскервилей
    2013 г.
    Собака Баскервилей. Рассказы
    2013 г.
    Собрание сочинений в одной книге
    2013 г.
    Шерлок Холмс
    2013 г.
    Долина страха. Собака Баскервилей
    2014 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2014 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2014 г.
    Собака Баскервилей
    2014 г.
    Собака Баскервилей
    2014 г.
    Собака Баскервилей
    2014 г.
    Собака Баскервилей
    2014 г.
    Шерлок Холмс
    2014 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2015 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2015 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2015 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2015 г.
    Собака Баскервилей
    2015 г.
    Собака Баскервилей
    2015 г.
    Собака Баскервилей. Долина страха
    2015 г.
    Шерлок Холмс
    2015 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2016 г.
    Собака Баскервилей
    2016 г.
    Собака Баскервилей
    2016 г.
    Собака Баскервилей
    2017 г.
    Собака Баскервилей. Долина страха
    2017 г.
    Собака Баскервилей. Тайна отца Брауна
    2017 г.

    Аудиокниги:

    Собака Баскервилей
    2004 г.
    Собака Баскервилей
    2004 г.
    The Hound of the Baskervilles / Собака Баскервилей
    2006 г.
    Собака Баскервилей
    2008 г.
    Собака Баскервилей
    2008 г.
    Собака Баскервилей
    2008 г.
    Шерлок Холмс и Доктор Ватсон (аудиокнига MP3 на 2 CD)
    2009 г.
    Приключения и фантастика. Лучшее
    2010 г.
    Шерлок Холмс. Лучшие истории
    2010 г.
    Знак четырех. Собака Баскервилей
    2011 г.
    Повести и рассказы о Шерлоке Холмсе
    2012 г.
    Собака Баскервилей
    2012 г.
    Собака Баскервилей
    2012 г.
    Собака Баскервилей
    2012 г.
    Собака Баскервилей
    2013 г.

    Электронные издания:

    Собака Баскервилей
    2014 г.

    Издания на иностранных языках:

    Les Maîtres de la Peur
    1927 г.
    (французский)
    Собака Баскервілів
    1992 г.
    (украинский)
    The Hound of the Baskervilles
    1996 г.
    (английский)
    The Hound of the Baskervilles
    2004 г.
    (английский)
    Sherlock Holmes: The Complete Stories
    2006 г.
    (английский)
    Загублений світ. Маракотова безодня. Собака Баскервілів
    2006 г.
    (украинский)
    Пригоди Шерлока Холмса. Том ІІ
    2010 г.
    (украинский)
    Baskerville'lerin Köpeği
    2014 г.
    (турецкий)




    Доступность в электронном виде:

     

    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  35  ]  +

    Ссылка на сообщение , 5 июля 2012 г.

    Серое стальное небо, непрекращающийся дождь, туманы, которые покрывают стылую землю, устрашающие топи и проникают во все щели древнего Баскервиль-холла. И над всем этим- зловещий вой, от которого пробирает дрожь. Как часто воображение рисовало эту картину, когда погружалась в это повествование о старых тайнах и новых преступлениях, коварстве и мести, любви и предательстве.

    Я до сих пор люблю «Собаку Баскирвилей». Люблю за то, что перенес Конан Дойл действие из туманного Лондона в не менее туманную и сырую глубинку, за описания этой неспешной и внешне мирной, но наполненной шекспировскими страстями, жизни маленького городка. Люблю за таких колоритных героев: ставшего любимым персонажем анекдотов «идеального» дворецкого Бэрримора и его экзальтированную супругу, за трагическую Лауру Лайонс и за простоватого доктора Мортимера и, конечно, за Стэплтона, который, конечно, злодей, но злодей романтичный.

    Кто же, как не романтик, да еще и с буйным воображением, мог додуматься вызвать к жизни древнюю легенду для организации убийства соперника, использовать не яд или наемного убийцу — страх перед таинственным роком в виде гигантской собаки. Всегда поражало , каких же трудов стоило Стэплтону подобное преступление!

    Но самое лучшее в романе — это контраст между мистической и таинственной атмосферой и прагматизмом и логикой Холмса. И даже в глубине души жаль, что последнее побеждает, и такая завораживающая тайна на поверку оказывается просто ловкой мистификацией ради денег.

    Оценка: 10
    –  [  21  ]  +

    Ссылка на сообщение , 14 июля 2009 г.

    Из всего цикла произведений о Шерлоке Холмсе именно роман «Собака Баскервилей», бесспорно, наиболее популярен. В чём же секрет такого успеха книги, написанной более ста лет назад?

    Конечно же, в наших краях свою лепту в него внесла блестящая экранизация романа Игорем Масленниковым. Однако для меня в том и привлекательность фильма, что режиссёр в основных моментах не отступил от сюжета книги. Но хватит о фильме. Книга и без него достойна всяческого интереса и немалой похвалы.

    Ну кого может оставить равнодушным образ гениального сыщика Шерлока Холмса, с лёгкостью распутывающего загадочные случаи и всегда способного изобличить виновного в злодействе благодаря своей исключительной наблюдательности, находчивости, логичности мышления, острому уму и огромным знаниям, ну и конечно же знаменитому дедуктивному методу? Для более полного и удачного построения сюжета Конан Дойл наделил Холмса напарником — нашим добрым знакомым доктором Ватсоном (впрочем, за «Ватсона» спасибо именно фильму; в моей книжке фамилия доктора — Уотсон). Конечно же, а каким ещё образом Шерлок Холмс — человек рациональный и немногословный — поведал бы нам с вами про ход своих размышлений, раз за разом выводящих негодяев на чистую воду, если не в общении с добрым доктором, как бы изложил суть своего знаменитого метода? Приём, который и до Конан Дойла использовался, например, Эдгаром По — сыщик и напарник. И наивность Ватсона, персонажа во всех отношениях положительного, в очередной раз изумившегося проницательностью своего друга, чтобы затем понять, что «это элементарно» — тоже необычайно мила нашему сердцу и уму.

    Но в «Собаке Баскервилей» в повествование автор привнёс чрезвычайно привлекательную для читателя (особенно — любителя фантастики) мистическую составляющую, загадку, от которой веет потусторонним холодом. Признаюсь: при чтении легенды рода Баскервилей этот холод овеял и меня, заставляя мороз погулять по коже и ощутить настоящую жуть. «Не выходите на болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно!» — помните? Ну как, пробежали мурашки? Да? Тогда вы меня понимаете!

    Именно из-за этой составляющей я считаю «Собаку» произведением, которое как бы граничит с мистическим жанром, хоть по сути и является детективом.

    Если загадка так значительна и интересна, то нельзя, чтоб она разрешилась быстро. Более того, необходимо искусно нагнетать атмосферу тревожности, создавая приличествующий антураж — и вот возникают унылые безлюдные болота и древний мрачный Баскервилль-Холл как сцена повествования; необходим так же человек извне, непривычный к медленной и размеренной жизни описанных в романе мест — сэр Генри Баскервилль — которому всё окружающее должно быть в новинку, в удивление. Но со сцены на время нужно убрать самого Холмса — иначе в его присутствии тайна разрешилась бы намного быстрей. Затем повествование следует наполнить другими персонажами, и желательно не статистами, а людьми, так или иначе связанными с основной загадкой, которые, каждый в свой час, добавят свою необходимую частичку к ответу на главный вопрос, и необъяснимыми событиями, которые прибавляют к интриге всё больше и больше напряжения. И наконец — кульминация и развязка — ловушка для охотника и заслуженное возмездие для злодея.

    Я почему перечислил сейчас всё то, к чему прибег Конан Дойл при создании своего знаменитого произведения?; а ведь именно мастерское выполнение и совмещение всех этих приёмов как раз является тем, что сделало «Собаку» такой знаменитой, ценимой и любимой множеством читателей за эту сотню с малым лет, и я не сомневаюсь, что и в будущем роман будет оставаться всё так же популярным. Моя книга Конан Дойла с этим романом... Она выглядит очень старой и зачитанной. Это я её так за все года — не даю ведь ей покоя. Но знаете — если неновая книга смотрится потёртой и дряхлой, это, быть может, минус её владельцу, но огромный плюс её автору.

    И вот ещё о чём подумалось (но это уже в шутку). А ведь в книжке совсем немногое надо изменить, чтоб она перешла границу жанров и стала полноправным мистическим произведением, да ещё не из худших:

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    надо лишь, чтоб Степлтон не купил где-то этого пса, а, ковыряясь среди старых книг, может быть, даже в Баскервилль-Холле, обнаружил одну странную и очень древнюю, например, в чёрном переплёте и, скажем, с перевёрнутой пентаграммой на обложке, и прочитал затем из неё несколько строчек на неизвестном гортанном языке, которые были напечатаны на странице под рисунком странного и страшного существа, похожего на огромную собаку... Ну и пули тогда в револьверах Холмса, Лестрейда и Ватсона в конце просто должны быть серебряными. А больше в повествовании ничего менять и не надо:wink:

    Оценка: 10
    –  [  19  ]  +

    Ссылка на сообщение , 19 сентября 2010 г.

    Собственно, довольно интересная ситуация с этим романом. Он является одним из лучших и, без сомнения, самым известным романом Конан Дойля. Но написан он был автором уже после того, как тот «убил» Холмса, под давлением издательств и читателей. Это обстоятельство делает честь автору — во-первых, он смог создать такого героя известного и любимого всеми героя, и во-вторых, даже не желая больше писать об английском сыщике, тот выдает невероятно шикарное произведение.

    Мои впечатления, разумеется, строго положительные. Запутанная история, где уместилась не одна, а пол дюжины тайн, каждая из которых имеет свою собственную неожиданную развязку, причем все эти истории аккуратно связаны в одну, собственно, основную.

    Разделяю мнение читателей — одно из лучших произведений Артура.

    10 Баллов!

    Оценка: 10
    –  [  16  ]  +

    Ссылка на сообщение , 7 июня 2015 г.

    Возможно, это лучшая вещь из всего цикла о Холмсе. Конан Дойл написал её после десятилетнего перерыва, в промежутке между гибелью Холмса и его возвращением. События разворачиваются за год или два до женитьбы Уотсона. Оживлять Холмса ещё и в мыслях не было. Но именно после выхода «Собаки» англичане единодушно потребовали вернуть героя, и автору пришлось сдаться.

    «Собака Баскервилей» — это не совсем детектив. Кое-что от детектива, кое-что от готического романа былых времён, кое-что от будущих триллеров. Холмс, как известно, действует только в первых и последних главах. Поначалу он терпит неудачи, да и финал не блестящий. Чуть не скормил клиента собаке. И всё-таки получился настоящий шедевр. Кто не согласен, пусть вспомнит свои самые первые впечатления от книги.

    В чём же секрет такого ошеломляющего успеха? Версий можно предложить много. Герои здесь на редкость убедительны, и главные, и второстепенные. Для детектива это даже роскошь, так как может преждевременно раскрыть интригу. Следствие постоянно натыкается на препятствия в форме бытовых мелочей и неожиданных поступков окружающих. Мелочи эти естественны, но учесть их заранее практически невозможно. Как обычно и бывает.

    И, конечно, самое главное – атмосфера романа. Если кого-то из нас попросить теперь назвать какое-нибудь английское графство, большинство, вероятно, назовёт Девоншир. Страна болот и невысоких гранитных утёсов под пером автора превратилась в волшебное царство. Причём это царство органично вписывается в викторианскую Англию с её кэбами, паровозами, безоружными полисменами и почтой, доставляющей письма в день отправки.

    Собственно, версия событий, предложенная Холмсом, почти столь же фантастична, как и старая легенда о чудовище с болот. Но благодаря таланту писателя в равной мере обрели бессмертие и злая собака из 1887, и демонический пёс, веками преследующий род Баскервилей.

    Оценка: 10
    –  [  16  ]  +

    Ссылка на сообщение , 19 сентября 2013 г.

    Боюсь оказаться необъективным, потому что отношу себя к поклонникам сэра Артура и его литературных персонажей. Но «собака Баскервилей» — это одно из лучших, если не самое лучшее произведение английской литературы вообще и романов Конан Дойля. Как тонко и интересно изображены английские пейзажи, в которые вписаны леденящую душу легенды и предания Старой Англии! А чего стоят описания героев? Право слово, тот самый таинственнй беглец, оказавшийся беглым каторжником, выписан нисколько не хуже, нежели сам сыщик!

    Можно сравнить Артура конан Дойля с великими живописцами, для которых не имело значения, что они пишут на холсте — портрет человека из высшего света или уличная девчушка.

    Оценка: 10
    –  [  16  ]  +

    Ссылка на сообщение , 24 марта 2013 г.

    Сколько переизданий, сколько экранизаций этого романа! Здесь есть все, что так привлекает читателя: множество интриг, любовная линия, мистика (которая на поверку оказывается самой что ни на есть реальностью), живописная легенда о древнем проклятии. Герои постоянно ходят по краю, мы не знаем, кто погибнет следующий, от жуткого завывания на болотах в жилах стынет кровь. И даже если мы все заранее знаем и сюжет выучили наизусть, как только появляется очередная экранизация, мы снова пересматриваем, и снова цепенеем от страха. Этот роман действительно жемчужина среди всех произведений о Шерлоке Холмсе. Очень жаль, что сейчас нет хоть немного похожих авторов, которые умели бы создать подобную атмосферу без излишне кровавых подробностей, так тонко играя на человеческих страхах и пороках.

    Оценка: 10
    –  [  15  ]  +

    Ссылка на сообщение , 11 октября 2010 г.

    Гениально! Браво!

    Одна из немногих книг, которым без угрызений совести готов ставить десять и даже одинадцать баллов из десяти!

    Но, попробую описать свои чувства подетальнее.

    Что необычно, это то, что роман захватывает буквально с первых слов. Нет никакой раскачки, рассасывания предыстории. Все четко и по делу, не теряя при этом художественного веса. Незначительные и странные на первый взгляд детали в конце играют главную роль! Сколько раз не встречался этот прием в произведениях Дойла, а своего эффекта он не потерял! Я же сразу обратил на них внимание, но что до такого дойдет, даже и не предполагал.

    Атмосфера на протяжении всего романа царит мрачная и непредсказуемая. Постоянно ждешь удара адского пса из вековой легенды, который охотится на отпрысков древнего рода. А разгадка оказывается такой жизненной и прозаичной.

    Построен роман идеально. Нет пробелов и лишнех деталей, которые не играют никакой роли. Даже беглый преступник сыграл свою, хоть и безутешную, но очень важную партию. Интересно входит на сцену Холмс.

    Удовольствие получил очень большое. Уважение автору.:appl:

    Оценка: 10
    –  [  13  ]  +

    Ссылка на сообщение , 26 декабря 2011 г.

    Хрестоматийный образец детектива и одна из лучших вещей Конан Дойля. Хладнокровный и хитрый преступник и мастер дедукции, побеждающий преступника умом и решимостью. Примечательно,

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    что один злодей в повести гибнет случайно (Селдон), а другого карает сама природа (Степлтон гибнет в болоте)
    .

    Как хорошо описаны зловещие болота — их будто видишь своими глазами. Очень хорош (

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    хотя и играет мало роли в сюжете
    ) старик Френкленд, борющийся то за права общины, то за частную собственность. Это называется синдром сутяжничества. В книге читать об этом забавно, но не дай Бог такого соседа в реальности:smile:.

    В Англии много легенд об адских псах. Конан Дойль замечательно воспользовался одной из них.

    Повесть написана в 1902 году. Великобритания на вершине могущества, Англия — «остров мирный и веселый», и хотя болота помнят мрачных первобытных людей и помнят злодеев средневековья, Шерлок Холмс — воплощение рациональной эпохи — изгоняет призраков прошлого.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Интересно, питал ли сэр Чарльз к Лоре только жалость или еще и какую-то нежность:smile:? Больно читать, что это чувство его и погубило — он пришел к калитке, чтобы встретиться с Лорой.
    .

    Есть в повести эпизод, который не мог напугать ее первых читателей, но который для нас выглядит предвестием будущего зла. Добрейший доктор Мортимер говорит: «Одного взгляда на круглый череп нашего друга достаточно, чтобы обнаружить в нем представителя кельтской расы, с ее восторженностью, с ее склонностью к сильным чувствам». Первые читатели повести не могли знать, что через сорок лет Британия будет воевать с державой, помешавшейся (среди прочего) на измерении черепов.

    Фильм с Ливановым и Соломиным — тоже уже классика. Мы с отцом смотрели его в сельском клубе, и страшно было возвращаться через лес. А вот фразы: «Овсянка, сэр» в повести нет.:smile::smile::smile:

    Оценка: 10
    –  [  13  ]  +

    Ссылка на сообщение , 30 сентября 2009 г.

    «Из 500 моих дел это самое сложное и запутанное», — говорит Холмс в этом романе, и трудно с ним не согласиться. И про своего противника великий сыщик не раз повторяет, что это самый достойный его враг. Уж какой там профессор Мориарти! Тот был придуман лишь с одной целью — избавить, наконец, автора от надоевшего героя. В «Собаке Баскервилей» целая галерея весьма ярких персонажей и все они вполне живые, полнокровные люди. Думается, в этом секрет громадного успеха этой книги. А еще здесь потрясающая атмосфера, и если даже знаешь сюжет до тонкостей, можно перечитать роман холодным осенним дождливым вечером (так и хочется добавить вслед за автором: «когда силы зла властвуют безраздельно»), и снова поверишь в легенду о собаке Баскервилей и в ту Англию, которой давно уже нет...

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 19 октября 2015 г.

    Довольно часто бывает так, что начитавшись хвалебных рецензий, наслушавшись восторженных отзывов друзей и знакомых, решаешь прочесть ту или иную книгу, а в итоге ощущаешь полнейшее разочарование. К счастью, роман «Собака Баскервилей» к этой категории не относится. Если честно, мне даже сложно представить себе человека, которому эта книга могла бы не понравиться, настолько она увлекательна, разнопланова и выверена до самых мелочей, что ограничиться одним прочтением здесь вряд ли возможно, и, открывая знакомые страницы, ты вновь и вновь переживаешь волнение, страх и нарастающее напряжение, неважно, что финал уже известен, имя убийцы само всплывает в памяти, а тайна родового проклятия стала уже притчей во языцех — здесь есть какая-то магия, очарование неведомого, которые не под силу разрушить даже рациональным авторским объяснениям.

    На этот раз Холмс расследует таинственную гибель владетеля Баскервиль-холла, имения в графстве Девоншир, по просьбе его наследника, которому также может грозить опасность. В центре сюжета — старинная легенда о родовом проклятии — адский пес неотвратимо преследует Баскервилей за прегрешения их далекого предка, погибшего на болотах от клыков неведомой твари. Здесь сразу же возникает ассоциация с псами Тиндала, созданными фантазией Фрэнка Белнапа Лонга, входившего в круг почитателей Г.Ф. Лавкрафта. Вообще, мотив неотвратимого сверхъестественного возмездия — от мифов Эллады с их неотступными эриниями, до современного психологического хоррора — неизменно будит самые глубокие страхи человеческого подсознания, и это неудивительно, ведь каждый из нас грешен.

    Действие романа происходит как в урбанистической суматохе столичного Лондона, так и в провинциальной тиши патриархального Девоншира. Лондон служит декорацией к завязке и эпилогу произведения, где первую скрипку играет Холмс, а основное действие разворачивается в сельской местности и там, внезапно, на первый план выходит доктор Ватсон, который пытается самостоятельно, в отсутствие Шерлока, вести расследование, и нельзя сказать, что у него это плохо получается. Наивысшей похвалы достойны девонширские антуражи — такую мрачную, насыщенную безысходностью готику редко отыщешь даже в профильных произведениях этого жанра.

    Давящая атмосфера Баскервиль-холла сродни средневековым замкам с привидениями, здесь каждый скрип половицы, каждое завывание ветра, в котором слышится женский плач, заставляют с ужасом втягивать голову в плечи. Бескрайние торфяные просторы Гримпенской трясины, окрашенные дневным очарованием осеннего леса, по ночам разносят по округе демонический вой, от которого стынет кровь, а луна вот-вот готова высветить зловещие силуэты неведомых монстров. Здесь всё дышит духом древности — развалины мегалитических построек, таинственные каменные монолиты и множество неисследованных пещер, в глубине которых может скрываться всё что угодно.

    Подбор второстепенных персонажей романа просто идеален — каждый из них скрывает свои тайны, каждому предстоит в свою очередь сыграть ключевую роль в сюжете произведения. Дворецкий Бэрримор со своей женой будто бы плоть от плоти Баскервиль-холла, у них своя история, своя драма, достойные отдельного рассказа. Дополнительной остроты сюжету придает наличие беглого преступника Селдона, который скрывается на болотах и в любой момент может напасть на местных обитателей. Особо интересны соседи Генри Баскервиля — каждый из них яркая неординарная личность с нетривиальным хобби. Такие разные внешне брат и сестра Стэплтоны, проживающие в Меррипит-Хаус, приятель покойного сэра Чарльза доктор Мортимер, склочный старик Фрэнкленд и его дочь Лаура Лайонс, проживающая отдельно от старика в Кумби-Треси — все они переливаются сочными самобытными красками, которые являются частью палитры мастера своего дела — Артура Конан-Дойля.

    Мистер Стэплтон увлекается энтомологией и знает Гримпенские болота, как свои пять пальцев. Старик Фрэнкленд — профессиональный сутяжник и по совместительству астроном-любитель. Жертва несчастной любви Лаура Лайонс, стремящаяся к независимости, вынуждена зарабатывать скудные средства к существованию, набирая тексты на печатной машинке. Доктор Мортимер, в свою очередь, увлекается сравнительной антропологией, вооружившись краниометром исследует черепа как давно умерших предков англосаксонской расы, так и своих современников — в те благодатные времена этими штудиями ещё можно было заниматься невозбранно, без опасений увидеть под окнами «черный воронок».

    Довольно интересна структура произведения, линейное повествование подается вполне разнообразно — после отъезда из Лондона события сначала облекаются в эпистолярную форму — Ватсон пишет Холмсу пространные отчеты о своей деятельности,- а затем автор прибегает к формату дневниковых записей, ведущихся от лица Доктора. Привычный авторский стиль, кажется, стал ещё богаче — такой образности, атмосферности и даже поэзии в прозе вряд ли удастся найти в иных произведениях цикла о Шерлоке Холмсе. Сюжет на всем протяжении увлекателен и насыщен, повествование нигде не провисает, и каждая деталь, пусть даже незначительная, впоследствии может оказаться ключевой.

    Если и есть в романе отдельные недочеты, то мне их разглядеть не удалось — какой аспект произведения ни затронь — сплошь положительные эмоции и впечатления. Рекомендовать эту книгу можно практически всем, независимо от возраста, особенно ценителям качественной приключенческой, детективной и даже мистической литературы. Для меня «Собака Баскервилей» в первую очередь не детектив, но, несмотря на полное отсутствие мистики, великолепный готический роман в духе Э.А. По и Г.Ф. Лавкрафта. Всем кому понравилась классическая советская экранизация «по мотивам» — книгу следует читать в обязательном порядке — фильм безусловно хорошо, но всё-таки для полного погружения в атмосферу, для чёткого уяснения всех нюансов и расстановки подводных камней читать оригинальное произведение просто необходимо. Как итог, перед нами нестареющая классика приключенческого жанра, которая никогда не утратит своей актуальности и мрачного очарования.

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 7 мая 2011 г.

    Помимо интересной детективной линии, в этой повести содержится удивительно атмосферное описание природы и людей. В отличие от рассказом, линия расследования здесь тщательно проработана, раскрыта каждая мелочь, а страшная легенда лишь подогревает интерес читателя. Пусть эта история очень широко известна, но читать ее стоит хотя бы для того, чтобы знать, как пишутся хорошие детективы.

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 17 октября 2009 г.

    без сомнений, лучшее произведение в цикле о Холмсе. Этому способствовало, на мой взгляд, несколько моментов . Во-первых, это роман, тогда как большинство произведений из цикла — небольшие рассказы. В романе же Дойл сумел раскрыть полностью все стороны своего таланта, а значит и умения сыщика Шерлока Холмса, который снова умело распутал казалось бы совершенно невообразимую ситуацию. Во-вторых жанр — смесь детектива и некоего мистического начала. Этот прием — с одной стороны всегда здравомыслящий Холмс, а с другой стороны суеверия, древние легенды, проклятия рода и странные убийства, захватывают читателя и не оставляют его до самого конца. Читателю приходится выбирать между мистическим и рациональным. И это умелое балансирование, поочередные улики то в ту, то в иную сторону, не оставляют читател равнодушным, заставляя придумывать все новые и новые версии случившегося.

    Нельзя не упомянуть также и очень удачную экранизацию с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях, полюбившуюся всем зрителям и выгодно дополняющую (именно дополняющую, а не замещающую) столь великолепный роман

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 25 июня 2009 г.

    Эту книгу посчастливилось прочитать в возрасте лет 12. Согласна с Yazeva — про эту легенду лучше и не скажешь. Конан Дойль мастерски создает образы, а уж интрига удается ему неподражаемо. Для меня эта книга была первой прочитанной в подобном стиле.

    В это время моей жизни все способствовало получению максимально возможного впечатления. Все было гротескно преувеличено. Я жила в огромном доме вместе с двумя стариками, которые целыми днями пропадали где-то в саду. Вечером я часто была в доме одна. Все вокруг скрипит. Я буквально стала бояться малейших шорохов. Посторонние звуки доносятся с улицы. Кавказская ночь — хоть глаз выколи, ничего не видно. И только вдали какие-то огни — то есть, то нет, — чисто трясина. Ну и так далее. Послевкусие было колоссальным: я отказывалась одна идти спать и выключать ночью свет еще много дней. Возвращаясь домой, я оглядывалась и в ужасе всматривалась — кто же преследует меня?

    Забавно, по приезду с Ватсоном в Баскервиль-Холл, сэр Генри говорит слова, которые я очень хорошо понимала, поверьте: когда он объясняет, что все это, весь этот эффект жути — от отсутствия электричества (освещения) по ночам.

    А сам Шерлок Холмс, его образ, запечатлены были именно здесь. Его метод дедукции представлялся вдруг обретенной Истиной, а антураж Англии того периода странным образом радовал и манил.

    Впоследствии я эту книгу перечитывала. И всегда с удовольствием. Это — истинный шедевр, который при каждом прикосновении дарит обещанное.

    Оценка: 10
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 28 марта 2008 г.

    Детектив, говорите? Чистая готика. Да, есть рациональная разгадка; да, она впечатляет... но во-первых, она мрачна сама по себе; во-вторых, сгустившаяся атмосфера ужаса не рассеивается и долго после нее.

    Все-таки старина Шерлок очень непохож на других детективов, как и мир, в котором он живет. Огюст Дюпен, Мегре, мисс Марпл, Пуаро... как все это пресно и уныло! Только мистер Холмс способен ужиться и с Дракулой, и с мистером Хайдом, и с Ктулху... ну и, разумеется, с проклятием рода Баскервиль.

    Обязательное чтение для ценителей всех жанров (кроме иронического славянского фэнтези) — и начинающих авторов.

    Оценка: 10
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение , 16 августа 2017 г.

    ...Просторы древней Англии были окутаны туманами. Как и всегда, как и теперь. Болотистая земля на юго-западной оконечности этого острова, с давних времён заселялась людьми. Вот они возводят утлые хижины на окраине смертельно опасных болот, вырубают жилища в крепких костях земли каменистых холмов. Дивные руки мастеров создают причудливые инструменты из камня, шьют одежду из шкур, они ставят менгиры и возводят дольмены — то, что веками позже будут исследовать поколения учёных, среди которых был некий доктор Мортимер. Вот один из них, высокий, рыжий мастеровой, возможно, даже предок тех людей, которые многими веками позже обоснуются в огромном, с его точки зрения, каменном строении, и назовут себя именем Баскервили. Он мастерит что-то на краю своего жилья, при свете костра, и вглядывается настороженным взором в шелестящую тишину болот. Темнота и тихое шуршание неведомой жизни настораживает его... И тут туман разрывает жуткий вой — кто знает, чей, может быть, волка, может быть собаки... Если не более страшного и жуткого существа, сияющего мертвенно-бледным светом, скачущего сквозь мрак и ищущего свою жертву...

    Прошу прощения за это слегка лирическое отступление, но именно такая атмосфера складывается вокруг дартмурских болот и старинной родовой легендой, на фоне древних остатков жизни человеческой они кажутся лишь мгновением на фоне молчаливых тысячелетий. Это даже не детектив, поскольку Холмс появляется здесь ровно там, где нужно, чтобы «завести» сюжет в чёткие рамки детектива. А так — это мистика, и для её отображения нужен был впечатлительный и романтичный доктор Уотсон. Древние болота, старинный молчаливый замок, странные люди, живущие вокруг, ощущение чего-то дремучего, угрожающего и гнетущего — вот что создаёт неповторимую атмосферу этой необычной вещи. Таинственное — вот главный герой этого романа, и Конан Дойл прекрасно знает, как играть с воображением читателя, подкидывая ему один смутно узнаваемый образ за другим, играя с его тайными страхами, засевшими глубоко-глубоко в суть его сознания...

    Хотя и как детектив это очень хорошо, поскольку здесь он смотрится очень органично. Изощрённое убийство требует действительно большой фантазии и для преступника, и для сыщика, и автор прекрасно сплетает готическую таинственность с холодной логикой Шерлока Холмса, образуя из них практически «диалектическое единство».

    В общем и целом, это прекрасный межжанровый эксперимент, хорошо продуманный и прекрасно написанный. Вероятно, это лучший роман Артура Конан Дойла за всю его творческую жизнь, поскольку найти такой баланс самых разных элементов ему, как мне помнится, не удавалось...

    Оценка: 9


    Ваш отзыв:

    — делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

      




    ⇑ Наверх