Пол Андерсон «Техническая история»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Ксенофантастика | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Один из самых грандиозных циклов в мировой научной фантастике, охватывающий пять тысячелетий истории будущего, — «Техническая история» Пола Андерсона.
Всё началось с экспансии человечества в космос. Затем колонизированные землянами миры объединяет Торгово-техническая Лига, чей главный принцип — прибыль прежде всего. Ее героями были звездные торговцы, самые известные из которых — принц торговцев Николас ван Рейн и его помощник Дэвид Фолкейн.
Постепенно Лига распадается и на её место, после эпохи смуты, приходит Терранская империя. История Империи рассказывается в основном через Доминика Фландри — агента империи, который борется с различными внешними и внутренними врагами.
Но и после неизбежного распада империи были интересные времена...
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (74), английский (78), немецкий (2), итальянский (4)
- /тип:
- книги (127), периодика (16), самиздат (11), аудиокниги (3), цифровое (1)
- /перевод:
- Е. Александрова (5), А.В. Александрова (9), М. Андреев (1), Д. Арсеньев (1), М. Б. де Кастильоне (1), С. Борисов (1), А. Бурцев (2), А. Варковецкая (4), Н. Виленская (7), М. Виндгассен (1), С. Волков (1), Т.В. Голубева (5), И. Гульельми (1), Л. Довлатов (1), Е.Я. Дрибинская (5), В. Еремин (2), Ю. Ермолин (2), Л. Забродина (1), Г. Ивашевская (5), В. Игнатенко (1), С. Кассиров (5), В. Ковалевский (5), О. Колесников (1), Л. Копытина (4), К. Королёв (9), О. Кутумина (4), А. Лапудев (2), М. Левин (3), М. Левин (1), Е. Леин (3), Л. Лонжини (1), Л. Макарова (2), Е. Мальш (1), А. Михайлова (1), К. Неизвестный (1), С. Парижский (6), Д. Пило (1), В. Поляк (3), М. Пчелинцев (10), А. Пчелинцев (3), Ю. Руфин (2), А. Рябчун (4), О. Сидорова (4), К. Скулатти (1), К. Слепян (9), Ю.Р. Соколов (2), Я. Сокольников (1), А. Суворова (1), С. Сухинов (6), С. Топоров (2), Ю. Фёдоров (5), А. Шаров (6), А. Шикина (1), Н. Штуцер (5), А. Юринов (5)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Etamin, 16 апреля 2023 г.
Я написал отзывы по всем произведениям, включенным в этот цикл, теперь можно высказаться о «Технической истории» в целом.
Во-первых, о его содержании и хронологии ничего здесь писать смысла не имеет, поскольку таковые материалы уже составлены исследовательницей творчества Андерсона Сандрой Мизель и одобрены автором. Хронология приложена ко всем 7 томам издательства Baen (в списке выше показаны почему-то только 2 из них), а в переводе имеется в соответствующем томе «Миров Пола Андерсона» от Поляриса. Общий ход событий (несколько додуманный) изложен Мизель в эссе, завершающем семитомник. Поэтому лучше остановиться на общих свойствах данной «истории будущего».
Разумеется, Андерсон не первым взялся за построение такой «истории», но его попытка, наверное, самая масштабная по числу составляющих книг. И ведь она у него не одна: есть еще немаленькая — правда, состоящая в основном из рассказов и новелл — «Психотехническая лига» (впрочем, малоудачная и достаточно быстро заброшенная) и «Новая Америка», да и другие циклы. Но именно «Техническую историю» Андерсон писал почти 35 лет, это и есть его настоящий «opus magna».
Эта «История» отличается от ей подобных еще и тем, что писалась вовсе не по порядку — или хотя бы большими фрагментами, а совершенно вперемешку. Четыре рассказа о Флэндри вообще были спустя десятилетия доработаны и переписаны. Даже два основных подцикла, ее составляющих, также создавались одновременно и вразбивку. Да еще часто вместе с другими циклами и отдельными романами. Главный вопрос — пошло ли это на пользу или во вред?
А вот не знаю. Хайнлайн писал «Историю будущего» в основном по порядку, имея заранее расписанный план. Азимов — большими кусками о роботах, об Империи, об Установлении — а спустя десятки лет стал их сцеплять друг с другом. АБС так же последовательно двигались от «мира Полдня» к «Большому откровению». И есть у этих больших циклов нечто общее. В них отразилось неминуемое: писатели, как и все люди, по ходу жизни меняют свои убеждения, часто склоняясь к пессимизму и разочарованию. Но лоскутная и пестрая «Техническая история» этого избежала! Она содержит много очень проходных и вообще неудачных рассказов, качество текста разное, но и настоящие шедевры тоже есть. А если читать ее по ходу хронологии, а не написания (советую поступать именно так), то никакого нарастания уныния и пессимизма вы не заметите. В целом же можно сделать ряд заключений о том, как представлял себе будущее Пол Андерсон (верил ли он в это действительно — вопрос, конечно, отдельный), причем не только по этой эпопее, но и по другим циклам того же автора.
1. Галактика полна жизни, которая часто развивается до разумной.
2. Вполне разумными могут быть самые различные существа: гуманоиды, рептилоиды, орнитоиды, кентавроиды и так далее.
3. Взаимопонимание цивилизаций устанавливается легко и просто, причем одним из важнейших факторов является взаимовыгодная торговля.
4. Высокоразвитые цивилизации тяготеют к созданию больших межзвездных империй (по образцу Римской), что, возможно, и не плохо само по себе, поскольку отдельно взятые планетарные общества часто скатываются к обскурантизму и невежеству. Однако рано или поздно империи вырождаются идеологически и экономически и распадаются. Годы «варварства» сменяются расцветом новых цивилизаций. Идеал — абсолютно свободное, демократически-анархическое сообщество, к которому стремятся, но вряд ли достигают.
5. Но здоровые силы социума все в конце концов превозмогут. Одним словом, пределов прогрессу нет. Вперед, к завоеванию Галактики! За работу, товарищи!
Вот как-то так.
dannie, 29 сентября 2022 г.
Не скажу за счёт «самой большой и впечатляющей серии», разбалованы мы в большей степени, чем дозволено, вышеназванными сериями. И не скажу за идеи и описания мира — это всё вторично.
Сказать хочу другое — для того времени, 50-70 лет назад, это на самом деле было шикарной вселенной. И было главное — автор проложил дорогу для мечтаний тысяч, если не миллионов, людей, о космосе, звёздах, разуме. Кто знает, сколько из них после этого пошли работать в то же NASA и тд.
В общем вердикт такой — для своего времени этот цикл хорош. Без иронии, хорош. Но время идёт, читатели меняются, мир усложняется куда более весомыми темпами, чем предполагал автор. Сейчас ТИ более всего подходит для детей, как старт в мир фантастики. Добрый, тёплый, ламповый)
Бывший, 26 июня 2012 г.
Удивительный цикл. В отличие от всех предыдущих, здесь нет некоего общего сюжета или настроения. Здесь целая вселенная в которой есть и грустное и смешное, и увлекательные приключения авантюристов, и сложные политические интриги и социальные или этнические драмы. Большинство известных произведений цикла — это приключенческая фантастика малой формы. К сожалению многие довольно сложные и совсем не развлекательные по содержанию романы практически не известны широкому читателю. Пол Андерсон действительно ближе всех подошел к воплощению «истории будущего» с точки зрения многообразия миров, сюжетов, героев и настроений.
NS 123, 9 октября 2011 г.
По-моему, одна из самых больших и впечатляющих серий. Конечно, не все произведения одного уровня, но почти в кажном есть колоритные персонажи и захватывающий сюжет. А для любителей — вопросы, над которыми можно поразмышлять, а таких вещей, все-таки, не очень много.