![]() | Все отзывы на произведения Урсулы К. Ле Гуин (Ursula K. Le Guin) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 1692
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 . . . 30 31 32 33 34 (+10)»
«Хайнский цикл» [Цикл] |
| |||
LAN, 27 марта 2008 г. в 21:29 | ||||
Безусловно один из лучших в современной фантастике циклов об обитаемой Галактике. Судьбы отдельных людей тесно сплетаются с судьбами цивилизаций и миров. Различные культуры, различные ценности взаимопроникают и взаимообогащают друг друга. | ||||
| ||||
«Девять жизней» |
| |||
Zhritsa, 26 марта 2008 г. в 22:42 | ||||
Рассказ интересен тем, что является отражением сразу двух взглядов: взгляда обычного человека на сообщество, состоящее из десяти клонов, и взгляд одного из клонов на иную, непонятную и до определенного времени недоступную для него жизнь. Какая жизнь лучше или правильнее? Дать ответ на этот вопрос, пожалуй, нельзя. Но можно прожить ту и эту жизнь, сравнить и понять. Что и удается единственному выжившему после обвала клону. | ||||
| ||||
«На иных ветрах» |
| |||
Тиендомии, 20 марта 2008 г. в 21:40 | ||||
Очень много размышлений... Мне, например, понравился Буксирчик))) Только вот возмутило, что он, в итоге, стал НЕ НУЖЕН. Понравился конец. И сломанная стена. И любовь Мастера Путеводителя к Иреан. И Техану (она наконец стала тем, чем и должна была быть) Только вот когда вспоминаешь Волшебника, Дьюни, Ветча (о котором так и не вспомнили, как и о Джаспере — он меня очень интерисовал)) становится чуть грустно. И Тенар уже на та ТЕНАР с Атуана. И Гед уже не ТОТ Гед. А... впрочем все меняется) | ||||
| ||||
«Курган» |
| |||
Zhritsa, 16 марта 2008 г. в 01:47 | ||||
Рассказ, оставляющий двоякое впечатление за счет так и нераскрытой автором тайны. Сложно сказать, являлся ли граф представителем христианской веры, решившимся на жертвоприношение языческому богу, опасаясь за участь молодой жены. Или же он и его подданные являлись язычниками, принимающими в своих землях представителя иной веры, и убившего священника так же легко как барана или козу? Но о чем тогда говорят видения, посетившие графа, в которых образ священника показался ему схожим с пауком, плетущим сети в его доме? И не могут ли эти навеянные беспокойством видения быть случайными виновниками негаданного убийства? | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» |
| |||
Тиендомии, 15 марта 2008 г. в 18:00 | ||||
Очень хорошая книга. Именно с нее началось мое повальное увлечение Фэнтези. Нет, первым я прочитала Толкиена... Но... Раз я пришла домой, а у меня на столе лежала книга «Волшебник Земноморья», 1993 года издания. Я ее открыла... и влюбилась в этот мир магии, драконов, островов. Влюбилась в образ Геда-Ястреба. Как прочитала, пару дней ходила «под впечатлением». Нет битв, крови, нет большой любви. Но... есть в этих гнигах ЧТО-ТО. Замечательно продуманный мир, образы, персонажи. Жалко отака... И немного жаль, что не говорится точно, что же случилось с Джаспером. | ||||
| ||||
«Проклятый дар» |
| |||
Zhritsa, 11 марта 2008 г. в 23:05 | ||||
Прочитав уже выложенные отзывы на книгу «Проклятый Дар» не могу, не согласится с каждым из читателей. В этом романе присутствует указанная Dark Andrew тягучесть, светлая дружба отмеченная Verveine, и конечно стилизация под Шотландию выявленная glupec. От себя добавлю, что, на мой взгляд, книга, посвящена не приключени. и развитию героев, а парадоксам человеческой души. Отчасти, кажущимся нереалистичными, пугающими. Но, по моему мнению, имеющим место не только в вымышленном, но и в реальном мире. Значительное место в книге отводится страху. Страх, посещающий героев, проявляется в разных формах: это и страх неизвестности, страх себя, страх своего дара, страх правды. А люди, не что иное, как звери, метающиеся в клетках, собственного страха, хватающиеся за любое, даже самое дикое предложение, лишь бы только оградить себя от столкновения с правдой, пугающей их. Впрочем, разве в нашей жизни происходит иначе? | ||||
| ||||
«Глаз цапли» |
| |||
Zhritsa, 09 марта 2008 г. в 20:46 | ||||
Глаз цапли – пожалуй, один из самых противоречивых, сложных для читателя романов. «Глаз цапли» ни что иное, как история порабощения одними людьми других. История создания земельных наделов, находящихся во власти не сильных, но предприимчивых и не боящихся насилия людей, история утраты свободы другими, не менее сильными, но отрицающими применение силы даже ради спасения собственной жизни. Что заставляет людей беспрекословно отдавать свою свободу? Позиция отрицания насилия? Редкостное благородство? Убеждение, что со всеми можно договориться, используя великую силу «слова»? А может это лишь непонимание существующей жизни? Утопия для слабых духом? Миф о вечном мире и всепрощении, за бездумную веру в который придется заплатить немалую цену. | ||||
| ||||
«Овсяная каша по-айслакски» |
| |||
zarya, 03 марта 2008 г. в 13:10 | ||||
Овсяная каша абсолютно ни при чём и в рассказе даже не упоминается. Одно из значений слова porridge по-английски — всякая всячина, мешанина, галиматья. В общем, примерно то, во что превратились гены аборигенов. | ||||
| ||||
«Девять жизней» |
| |||
Ladynelly, 29 февраля 2008 г. в 19:28 | ||||
Трудно рождаться, все мы приходим в мир с болью... Но еще труднее стать самостоятельной личностью, когда ты был частью целого... Рассказ сильно трогает за душу, и заставляет задуматься — что же люди сделали с родной планетой и людьми? | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» |
| |||
Yazewa, 19 февраля 2008 г. в 15:27 | ||||
Такая стилистика может нравиться или не нравиться, но она очень индивидуальна, и это — почерк Мастера, безусловно. Эта вещь мне понравилась, в том числе основной идеей (что вообще для фэнтези редкость, по-моему). Есть настроение, и под его влияние попадаешь с удовольствием, хотя оно и отнюдь не радужное: все в каких-то темных, серьезных тонах. И это полностью совпадает со стилем и содержанием. | ||||
| ||||
«Город иллюзий» |
| |||
VaLKa, 08 февраля 2008 г. в 16:33 | ||||
Город Иллюзий. Еще одна красивая сказочка. Читалась легко, быстро и прошла мимо. Практически на протяжении всего текста не покидало ощущение дежа вю – я все это где-то видела и читала. Поэтому не могу ни согласиться с прошлыми отзывами. Еще есть некая невнятность событий и одновременно их предсказуемость и масса классических, можно сказать, штампов. Раз лес- там боязливые живут, раз степи- дикие жестокие и тд и тп. но при этом все такие умные, что-то знают, все понимают, но сказать не могут. Почему? Потому что есть Враг! О! Подлый какой. И как легко автор кидается годами – прошло много времени, люди так деградировали но, тем не менее, есть и техника и какие-то сверхспосбности… хм. Толи плохо они деградировали, толи Враг плохо работал. Один главный герой тупица, но потом, конечно же его мозг становиться вместилищем суперзнания и способностей… В рассказе нет новизны, оригинальности и, к сожалению, толком нет идеи. Такой, за которой бы хотелось идти до конца текста. А так – просто милая повесть. | ||||
| ||||
«Левая рука Тьмы» |
| |||
kzenje, 07 февраля 2008 г. в 13:47 | ||||
“Левая рука тьмы” — Писательница создала гомосексуальный мир. Даже при наступлении кеммера, гетенианцы остаются юношами или мужчинами. Гаум и Эстравен, охваченные эротическим влечением к Дженли, – оба сохраняют свой мужской облик и склад мышления. Одно лишь позволяет догадаться, какого пола гениталиями они располагают на этот раз: наличие мужского типа гениталий у объекта их влечения. Настоящими женщинами гетенианцы становятся на очень короткий период – на время беременности, родов и вскармливания младенца грудью. Итак, Гетен – обитель мужчин-гомосексуалов. Стала ли их планета более мирной и счастливой по сравнению с Землёй? Похоже, что ненамного: гетенианцы избежали больших войн, им неизвестно атомное оружие, но о том, что такое убийство, коварство, вооружённые стычки из-за земельных угодий, какова жизнь в концлагерях, они знают не хуже землян. | ||||
| ||||
«Голоса» |
| |||
Solvejg, 19 января 2008 г. в 15:12 | ||||
Книги Урсулы отличаются сокрытыми в глубине, между строк, медленно-действующими чарами. Подчас они слишком медленны. Читать бы эту книгу прохладным летним вечером, когда мысли спокойны и некуда спешить. А тут в разгар сессии, нервы напряжены, хочется огня и драйва, все время порываешься воскликнуть: Ну когда же что-нибудь произойдет! | ||||
| ||||
«Мастера» |
| |||
Yazewa, 14 января 2008 г. в 18:05 | ||||
Как обычно для Ле Гуин: мрачный антураж и невыразительные герои. Никак не задел меня этот рассказ, не понравился. | ||||
| ||||
«Гробницы Атуана» |
| |||
Yujin, 26 декабря 2007 г. в 23:03 | ||||
Меньше динамики, приключений, нежели в первом романе цикла. Но зато привычная по Хайнскому циклу глубина прорисовки чувств героини. Сладкая медлительность повествования завлекает и от книги невозможно оторваться. Редкий случай, когда второй роман цикла лучше первого. | ||||
| ||||
«Фонтаны» |
| |||
квинлин, 16 декабря 2007 г. в 11:19 | ||||
Очень красивый рассказ. Целый день свободы среди фонтанов Версаля, чувство простора и воли. Жаль, что герой, насладившись этим чувством, решил вернуться. Но всё же смог унести фонтана Версаля с собой..Пусть лишь частичку, пусть только воспоминание — но смог... | ||||
| ||||
«Бизоны-малышки, идите гулять…» |
| |||
be_nt_all, 27 ноября 2007 г. в 11:34 | ||||
Необычная, по настоящему волшебная и, как уже писал tevas — грустная сказка. Для взрослых, по видимому. Ну а насчёт другого угла зрения — так это то новое, которое хорошо забытое старое (очень старое). Это мир индейских мифов и того, чем были когда то детские сказки. И он всё ещё рядом с нами, вот только попасть в него может только ребёнок, да и то побывав на грани жизни и смерти. | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» |
| |||
kkk72, 11 сентября 2007 г. в 20:56 | ||||
Книга повествует о юности великого волшебника Геда. Ему предстоит предолеть немало тяжелых испытаний, прежде чем достичь мастерства. Самое тяжелое из них — одолеть собственную Тень, свое злое «Я», по неосторожности выпущенную на волю. Только помощь учителя и верных друзей поможет Геду. Действие развивается в архипелаге Земноморье — одном из красивейших фэнтезийных миров. | ||||
| ||||
«Тёмная Роза и Диамант» |
| |||
ZiZu, 26 июля 2007 г. в 11:09 | ||||
Что-то Диамант слишком много метался в выборе своего будущего. 3 раза менять своё мнение о своей же судьбе... Да и концовка уж слишком «слащавая» | ||||
| ||||
«Земноморье» [Цикл] |
| |||
Saneshka, 03 июля 2007 г. в 12:09 | ||||
Все так восхищаются этой серией | ||||
| ||||
«Рассказы об Орсинии» |
| |||
Petro Gulak, 23 июня 2007 г. в 22:44 | ||||
Неровный, но очень интересный по замыслу цикл. Читатель должен сам мысленно выстроить историю Орсинии, показанную через судьбы отдельных людей. И неважно, живут они в далекую полуязыческую эпоху или в не менее темные меж- и послевоенные времена. | ||||
| ||||
«Земноморье» [Цикл] |
| |||
Ny, 01 декабря 2006 г. в 14:08 | ||||
Цикл очень хвалили... Взялся читать — не понравилось. И вроде бы нужные компоненты на месте, описания добротны. Но! Остается ощущение, что автор с трудом выдавливает из себя этот мир. И эта напряженность делает его неживым, искусственным. Еще разочаровало колдовство — очень похоже на программирование по перфокартам. Всё как-то нечётко: то колдовство исчезает, а вроде бы и нет; великая опасность надвигается или не надвигается... Понять невозможно из-за чего сыр-бор! Книги вышли на мой вкус слишком аморфными, неконкретными. Действие в героической фантастике должно быть твёрже, а загруженность текстов разной философией (особо к миру-то, да и пожалуй, к сюжету, и не относящейся) хорошему не способствует. Вот бродит Гед, бродит, а чего бродит — толком непонятно... Цикл оставил впечатление дурного сна, в котором долго, с массой ненужных подробностей и без видимой цели происходит что-то малопонятное. | ||||
| ||||
«Направление пути» |
| |||
Ruddy, 10 ноября 2006 г. в 20:16 | ||||
Зря дуб корит себя в содеянном и в том, что будет содеяно, ведь он тут совсем не при чем. Дело в человеке, и только в нём. А мучиться дубу, у него есть совесть. Сильный рассказ. | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» |
| |||
Lavaget, 27 октября 2006 г. в 14:28 | ||||
Супер, ничего похожего раньше не читал. Абсолютно новые каноны развития фентези (для 68-го года). В книге нет ни кровавых войн и схваток, ни атлетичных суперменов, нет рыцарей без страха и упрека, есть только старая как мир борьба (взаимоотношение) человека с самим собой и с своим внутренним я. Не шедевр, но: необычно, интересно, захватывающе. | ||||
| ||||
«Уходящие из Омеласа» |
| |||
elent, 11 сентября 2006 г. в 16:18 | ||||
Шедевр. Вот его надо бы прочесть каждому. Такое не забывается. И действительно понимаешь нравственный выбор. Ведь люди уже счастливы и цель достигнута, но цена.. | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» [Цикл] |
| |||
Darth_Veter, 04 мая 2025 г. в 01:10 | ||||
Когда я был на 40 лет моложе, трилогия Урсулы ле Гуин казалась мне почти что сказочным откровением. Но тогда я еще ничего не слышал о «Властелине Колец» и «Колесе времени». И вот сейчас, с высоты прошедших десятилетий, я уже не могу подтвердить свои первые впечатления о трилогии «Волшебник Земноморья». Во-первых, виноват в этом «мягкий» стиль писательницы, идущий вразрез с придуманным ею сюжетом. Судите сами. В первом романе нам показывают противостояние неопытного юнца с собственной Тенью, вырвавшейся из глубин Ада. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Во второй части речь идет о весьма жестоком религиозном культе острова Атуан, где постоянно приносятся кровавые человеческие жертвы. И что же? Но вместо жесткого столкновения с врагом мы наблюдаем некий аналог братания, приведший к воссоединению двух сущностей. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Наконец, в третьей части перед Гедом стоит воистину глобальная задача: перекрыть Темному властелину доступ в мир Земноморья. Как он этого добивается? Главная жрица острова, чьей обязанностью является отправление на алтарь всех проникших в Подземелье, проникается обаянием личности Геда и предает своих коллег по ремеслу, совершив побег с острова. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Да на то, что герой трилогии во всех ситуациях поступает не как мужчина, а как женщина — он стремится УЛАДИТЬ дело, а не РАЗРЕШИТЬ его. Словом, автор не сумела создать для своего героя настоящий мужской характер, ограничившись совсем неубедительной подделкой, в которой больше женского, чем мужского. Кроме того, повествовательная линия каждого из романов постоянно ответвляется «вбок» от основного сюжета, растекаясь мыслями по древу, хотя сам сюжет требует весьма динамичного развития. Куда больше времени писательница уделяет размышлениям своего героя, его беседам с остальными персонажами, а также занудным описаниям каждого его действия на указанном пути (включая и длиннющие описания встреченных им локаций). В общем, никакой динамики в трилогии нет — ожидания читателя не будут реализованы на практике. Да и сама магия показана в произведении крайне просто и скудно: слова заклинаний (как и все топонимы) весьма корявые (произнести их без ошибок почти невозможно), действия волшебника однообразны и лишены всякой интриги, а вся его мощь сосредоточена не внутри него самого, а в обычном деревянном посохе! Есть от чего прийти в уныние...Оказывается, не мечом (т.е. волшебным посохом), а ... убеждением! На что я намекаю? Причины указанных недостатков и просты и смешны одновременно: вся трилогия предназначена для детей «от 11 лет и старше». Вот почему 40 лет назад я отнесся к ней более благосклонно. А сегодня она кажется мне совсем несерьезной и слишком мягкой в своей динамике. Так что вывод напрашивается сам собой: если вам более 25 лет, чтение вряд ли доставит вам удовольствие. Если, конечно, вы только не сумели каким-то чудом сохранить внутри себя несмышленого и доверчивого ребенка. ------------- РЕЗЮМЕ: история становления будущего волшебника Геда, а также его похождений по островному миру Земноморья. Произведение предназначено для детей от 11 до 25 лет. Остальным рекомендуется ограничиться кратким пересказом глав. ------------ СТАТИСТИКА: Сюжет — 6,5 балла Персонажи — 6 баллов Стиль — 6 баллов (утомительно-описательный) Динамика — 6 баллов (редкие вспышки активности) Язык повествования — 6,5 балла (женский) | ||||
| ||||
«На последнем берегу» |
| |||
Darth_Veter, 04 мая 2025 г. в 00:14 | ||||
С момента, описанного во втором романе цикла («Гробницы Атуана»), прошло 17 лет. Гед возмужал как мужчина и волшебник: вот уж как 5 лет он носит почетный титул Верховного мага Земноморья. Но спокойствия и удовлетворенности это ему не принесло. Более того, теперь от него одного ждут разрешения весьма серьезной проблемы: с Южного и Западного Приделов поступают тревожные новости об исчезновении или значительном ослабевании магии. Поскольку Гед никогда не стремился перекладывать свой долг на плечи других людей, он принимает решение лично отправиться в указанные регионы, чтобы понять истинные причины бедствия. В качестве попутчика Верховный маг берет с собой посланца острова Энлад, являющегося одновременно и его наследным принцем. Вдвоем им предстоит найти то место, где Зло проникло на архипелаг, и надежно запечатать его от чужого вторжения... Итак, история волшебника Геда близится к своему завершению — перед вами самое последнее из его дел. Новая одиссея окажется самой масштабной из всех: начавшись на острове Рок, она продолжится на островах Уотхорт, Лорбанери, Обехол, архипелаге Драконьи Бега и завершится на «последнем берегу» — безлюдном острове Селидор, за которым простирается только бесконечная водная гладь океана. Автор трилогии покажет нам новые локации, параллельно познакомив с народами, населяющими эти места, а также с их уникальными обычаями. В этом, пожалуй, главная цель романа, ибо на сражение с «воинством Зла» уделяется всего одна глава из тринадцати имеющихся в наличии. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) На мой взгляд, самыми интересными в этой истории оказались «дети открытого моря», живущие на семидесяти плотах вдали от твердой земли. Чем-то они напоминают полинезийцев Тихого океана, а чем-то — мифических атлантов. Сама идея «лодочной цивилизации» достаточно оригинальна и нестандартна, но требует ОЧЕНЬ скрупулезной и детальной проработки. Ле Гуин не полностью справилась с этой задачей, предложив нам только беглое и поверхностное описание обычаев этого народа, чем несколько смазала все достоинства своей наработки. Но, как ни странно, именно эта часть произведения наиболее сильно запала мне в душу. А вот «схождение в Ад», которое должно было стать кульминацией всего романа, превратилось в тихое и спокойное путешествие, во время которого никто не пострадал (кроме самого Главного Негодяя, конечно). Кое-кто попытался сравнить трилогию с аналогичным произведением Толкина, установив соответствующие параллели. Не могу с этим мнением согласиться: «Властелин Колец» написан намного интересней прежде всего потому, что мир его более уникален и неповторим, как и его герои, каждый из которых — самодостаточная личность с собственной моралью и темпераментом. Да и сама история странствий Фродо и Сэма пестрит огромным числом событий, каждое из которых не дает читателю возможности оторваться от книги. Я сам пока ее не читал, оставив «на сладенькое», чтобы получить наибольшее удовольствие, сравнивая творение профессора с аналогичными творениями других авторов. Думаю, сочинение ле-Гуин будет находиться относительно него ближе к «краю», чем к «началу». Даже не из-за того, что Земноморье не представляется мне ЦЕЛЬНЫМ миром в отличие от детально проработанного Средиземья (на которое ле-Гуин явно ориентировалось в своем замысле). Неважно представлены, прежде всего, его главные герои, коих оказалось совсем мало (всего трое в отличие от семерых в толкиновской трилогии). Гед в первом романе сильно отличается от Геда из второй части, а тот, в свою очередь, от Геда №3. Дело тут даже не во взрослении героя — просто сама писательница не сумела сохранить в своем герое наиболее характерные черты из предыдущих частей, каждый раз изобретая новый велосипед. Не вызывает у меня большого доверия и взросление принца Аррена из третьей части, который, в отличие от Фродо, больше смотрит, чем делает. Видимо поэтому автор так и не решилась доверить ему освободившийся посох Верховного мага Земноморья, оставив парню только положенный ему по праву трон правителя Энлада. Да и само поведение двух лиц мужеского пола во время своего странствия по островам не может не вызывать определенных подозрений: они постоянно поют без всякой причины, умиляются созерцанием открывающихся перед ними пейзажей, задорно пляшут на чужих вечеринках, а также смущают окружающих своими пустыми разговорами. Всё описанное, скорее, присуще представителям женского племени, которое по своей натуре слишком эмоционально. Мужики же более серьезны и неразговорчивы, а чуть что — сразу же хватаются за оружие. И не ведут никаких душещипательных разговоров со своими врагами. Короче, автор-женщина не сумела показать нам настоящие мужские характеры, которые и для нее самой оказались настоящими загадками. В силу указанных недостатков я был просто вынужден занизить общую оценку романа до 6 баллов. Причину такой неудачи я понял, только прочитав сводную статью о самой писательнице, идущую в самом конце ее книги. Тогда-то все части мозаики и сложились для меня в единую картину. Но об этом — в отдельном отзыве на данную статью. ------------ РЕЗЮМЕ: история последнего путешествия Геда/Ястреба по Южному и Западному приделам Земноморья в поисках Чистого Зла, стремящегося поработить всё население архипелага. Жаль, что автор так и не сумела уйти от своего «мягкого» стиля, чтобы показать нам весьма жесткий сказочный боевик. ----------- СТАТИСТИКА: Сюжет — 6,5 балла Персонажи — 6 баллов Стиль — 6 баллов (слишком мягкий с постоянными ответвлениями от основной линии) Язык повествования — 6 баллов Оригинальные находки — 1 (необычная цивилизация «детей открытого моря») | ||||
| ||||
«Лавиния» |
| |||
Еркфтвгшд, 07 февраля 2025 г. в 19:32 | ||||
Отзыв Шарлотты Хиггинс о романе Урсулы Ле Гуин «Лавиния» «Принцесса с пылающими волосами» Когда римский поэт Вергилий получил от Августа заказ на написание национальной эпической поэмы, ему пришла в голову очевидная, хотя и поразительно амбициозная идея сделать величайшие произведения античности «Илиаду» и «Одиссею» своими образцами. В «Энеиде», которую Вергилий оставил незаконченной после своей смерти в 19 году до н. э., Эней, второстепенный персонаж «Илиады», получил главную роль. Самый яркий момент в «Илиаде», связанный с Энеем, — это когда его мать, богиня Афродита, волшебным образом уносит его в безопасное место, спасая от неприятной ситуации на поле боя. Это не особенно поучительный эпизод. Вергилий, с другой стороны, посвятил ему целую поэму из 12 книг, в которой подробно описал его захватывающее путешествие по Средиземному морю от руин Трои до его нового дома, а также кровавый конфликт, разразившийся в Италии, где он основал колонию. Поэт наполнил кровью вены скупого на эмоции персонажа Гомера, заставил его влюбиться, терзаться угрызениями совести, благоговеть перед будущим величием Рима, пугаться, радоваться, жаждать крови, быть религиозным, заботливым. Урсула Ле Гуин провернула похожую уловку с «Энеидой». Она взяла второстепенного, даже бескровного персонажа из этой поэмы и вдохнула в него жизнь. У Вергилия Лавиния — дочь Латина, царя Лавиния в Италии. Латин получил пророчество, в котором говорилось, что Лавиния должна выйти замуж за чужеземца. Появляется чужеземец Эней, но мать Лавинии Амата, подстрекаемая разгневанной богиней Юноной, решает выдать девушку замуж за Турна, местного жениха. Между соперничающими сторонами вспыхивает война, которая заканчивается лишь безжалостной расправой Энея над поверженным Турном. Таким образом, Лавиния, как причина войны, является виргилиевской версией Елены из «Илиады» Гомера. Но вместо того, чтобы быть уверенной в себе, как Елена, или даже обладать её сверхъестественной красотой, Лавиния — всего лишь тень. Она никогда не говорит. Она появляется лишь несколько раз: однажды в качестве любопытного предзнаменования, когда её волосы вспыхивают пламенем во время религиозной церемонии; в другой раз в качестве странного и тревожного сравнения, когда её алый румянец ассоциируется с войной и кровопролитием. Как будто у Вергилия нашлось место только для одного любовного романа Энея, когда он влюбляется в невероятно прекрасную Дидону. В «Лавинии» Ле Гуин, напротив, в центре внимания оказывается принцесса из Лаурентия (Лаврента). Совершенно убедительный мир, который Ле Гуин создаёт в своей ясной, тонко прочувствованной, идеально выверенной прозе, — это мир простых людей. Это простое сельскохозяйственное общество, в котором преобладают ритмы времён года. Она попросила Лавинию рассказать нам: «Я никогда не пахала, но всю свою жизнь наблюдала за этим занятием наших фермеров: белый бык, тащащийся вперед в ярме, мужчина, вцепившийся в длинные деревянные ручки, которые встают на дыбы, когда он пытается пропахать лемехом землю, что выглядит такой кроткой и готовой, а на самом деле такая жесткая, такая своенравная». Ле Гуин не изображает богов, как это делает Вергилий, действующими персонажами; вместо этого она даёт своим персонажам грубую, домашнюю религию, почитающую духов домашнего очага и холма. И это ужасное потрясение — война, что обрушивается на это мирное, спокойное общество. Кому-то мир Ле Гуин может показаться немного искусственным: Лавиния обладает определённым самосознанием как литературное творение, персонаж, который обязан своим существованием воображению Вергилия, но также приходит из какой-то собственной реальности и уходит в неё, реальности, находящейся за пределами прямого восприятия поэта. Но, по крайней мере, для читателя Ле Гуин справляется с задачей, мягко напоминая нам о том, что все читатели по-своему являются творцами, оттеняя и раскрашивая порой едва заметные очертания, предложенные поэтами. Ле Гуин, безусловно, замечательный и щедрый читатель «Энеиды». Как бы я ни старалась, мне так и не удалось совместить «благочестивого Энея» — послушного, богобоязненного принца — с неистовым берсерком, который в гневе вонзает меч в грудь своего врага, даже когда Турн повержен, побеждён и молит о пощаде. Ле Гуин раскрывает его образ в своей трогательной, игривой, тактичной манере, которая не раз доводила меня до слёз. Лавиния — восхитительная героиня: практичная, рассудительная, нежная, смелая. Вергилий никогда бы не написал о ней: она — современная проекция современного интеллекта и чувствительности. Но к чести Ле Гуин, её Лавиния никогда не фальшивит. www.theguardian.com/books/2009... перевод — Rinsant 19/01/2025 | ||||
| ||||
«Планета изгнания» |
| |||
Marisolb, 27 января 2025 г. в 23:35 | ||||
Человек, наблюдающий, как камни катятся вниз с горы, имея маломальские зачатки интеллекта, рано или поздно придет к выводу: круглое катить удобнее, чем плоское – волочить, а квадратное – толкать. Люди, они же врасу, описанные Ле Гуин (не просто гуманоиды, а максимально приближенные к хомосапиенсам по морфологии человеки) до такой простой вещи как колесо – сиречь первой ступени к построению цивилизации – не додумались, причем эта самая цивилизация у них уже существует. Странность номер один. Первое «искусство» на Земле обнаружено в древних пещерах, где первобытный человек увековечил свои каляки-маляки на камнях. Так человек, еще не умеющий выражать мысли словами через рот, контактировал с миром, указывал на значимые события в жизни или на угрозу, которой стоит опасаться. Люди, описанные Ле Гуин, отлично говорят, т.е. их речевой аппарат уже достаточно развит для преобразования звуков в голос, голос они научились обличать в слова, слова — в язык, а значит, далеко ушли от первобытного существования, но при этом лишены вообще какого-либо искусства. Они не поют, не рисуют, не пишут былин, сказок и т.п., да у них вообще нет письменности. Как так? Вчера бегали с дубинками за условным мамонтом, а сегодня создали язык и поселились в городах? Да не бывает такого. Странность номер два. Только представьте, что завтра вы встретите такого человека, будучи мужчиной – женщину, будучи женщиной – мужчину. Какие чувства вызовет у вас столь недалекое существо? Жалость, брезгливость, сострадание, высокомерие… ну, скорее всего. Безмерную любовь с первого взгляда до дрожи в коленях – да едва ли. Но нет, у автора Агат влюбляется в Ролери сходу и без памяти и это странность номер три. Похоть он там безмерную испытал, еще куда не шло, но любовь… Не верю. При всем этом глубины проблем, заявленных в произведении, я не увидела. Надвигается долгая суровая зима, на горизонте маячит угроза набега откочевников гаалей. Но это все как-то шапочно, по верхам. Угроза была и как-то быстро сошла на нет – того убили, этого покалечили, а все, о чем переживает Ролери – выбитые зубы новоиспеченного мужа. К зиме готовились-готовились, я думала, ну сейчас начнется – минус 100 градусов, на улице мгновенная смерть, а она никакая – тут буран, там снег пошел, да в средней полосе России поядренее морозы случаются. Ну и последнее, 600 лет люди пришлые и местные живут бок о бок на одной планете. 600 лет – это 25 поколений. И за все это время они не ассимилировались, враждуют, боятся и шугаются от дальнерожденных как от прокаженных, хотя давно уже должны не просто смириться с их существованием, но вообще забыть, что они откуда-то там пришли/прилетели (учитывая, опять же, что письменности-то нет, все притчи-сказания на словах). Вот просто не верю. В общем, совсем не впечатлило меня это произведение, уж простите. | ||||
| ||||
«Город иллюзий» |
| |||
flying_kitten, 29 октября 2024 г. в 17:35 | ||||
Третий роман Ле Гуин, как и два первых, относится к Хайнскому циклу, так же, как и они — относительно «простой» и лаконичный. Странным образом, наименее читаемый из ранних произведений автора, видимо из-за недостаточной «экзотичности», ведь место действия — Земля. Жители небольшого поселения находят странного незнакомца, он абсолютно гол, ведёт (и, видимо, ощущает) себя как маленький ребёнок, хотя по виду вполне взрослый мужчина, а в довершение всего обладает глазами странного янтарного цвета. Этому человеку, которого назвали Фальком, предстоит учиться всему тому, чему учат детей, а очень скоро он отправится в путь — искать себя, своё прошлое и — двигаться вперёд. Земля будущего малолюдна, населена практически изолированными друг от друга человеческими общинами, а её правители обитают в Эс Тохе — городе иллюзий, в который и держит свой путь Фальк. Динамичный приключенческий сюжет и яркие описания мира будущего заставляют читать книгу с интересом, но Ле Гуин не была бы самой собой, если бы не положила в основу романа философские и общечеловеческие темы. Многое в книге базируется на даосской философии, одна из центральных тем (собственно, как и явствует из названия) — иллюзорность и двусмысленность, а путешествие-квест Фалька — это поиски истины. Роман в традициях классической твёрдой НФ с философским подтекстом — притча из мира будущего. | ||||
| ||||
«На последнем берегу» |
| |||
Селеста, 11 сентября 2024 г. в 21:42 | ||||
Заключительная часть трилогии «Волшебник Земноморья» стала для меня самой слабой. В ней есть всё то же, чем насыщены два предыдущих романа: великолепный слог, философия, размеренный темп, структура притчи. И всё же, чего-то мне не хватило. Блюло оказалось пресноватым. Нет в романе потрясающей атмосферы, за которую я обожаю «Гробницы Атуана». Гед как-то по-итогу теряется, нет демонстрации ни его могущества, ни его мудрости. Большую часть времени он просто молчит. Новый персонаж, будущий король, достаточно схематичен, а мотив возвращающегося правителя слишком очевидно позаимствован у Толкина и при этом будто бы не доделан. В итоге, мне было просто неинтересно читать, хотя я люблю подобную динамику (точнее, её отсутствие). И вроде бы событий много, но они все как-то плохо связаны друг с другом. Может быть, в этом причина того, что роман зашёл мне намного меньше остальных. Восемь драконов из десяти. Пусть мне было скучно, но написано это всё ещё прекрасной мастерицей слова — Урсулой Ле Гуин. | ||||
| ||||
«Планета изгнания» |
| |||
flying_kitten, 06 августа 2024 г. в 17:31 | ||||
Второй роман Ле Гуин, также как и первый, входящий в Хайнский цикл. Автор ещё молода, не погрузилась в феминизм и левые идеи, мир, показанный в книге, достаточно прост и логичен, как и люди, его населяющие. На планете Вереле, делающей полный оборот вокруг своего солнца за 60 земных лет, влачит достаточно жалкое существование забытая земная колония. Потомки колонистов давно уже потеряли связь с цивилизованным миром и вынуждены вести образ жизни технологически отсталого местного населения (да-да, прогрессорство тут не в фаворе). Туземцы и дальнерождённые, как называют жителей земного форпоста, относительно мирно сосуществуют, фактически не обращая друг на друга внимания. Но вот подступает долгая-долгая зима, вместе с ней приходят дикие кочевники и вот уже вынужденным соседям приходится что-то решать и как-то коммуницировать друг с другом перед лицом общего врага. «Декорации» романа, как я уже отметил выше, просты и правдоподобны. Лаконичный мир красив суровой красотой, хорошо визуализируется при чтении и запоминается. Фабула повествования проста, а поднимаемые вопросы вполне жизненны и актуальны — действие вполне можно было бы перенести в наш мир и в наше время. Лишённая нарочитых усложнений книга, могущая показаться излишне простой, обладающая, однако, притягательной силой и очарованием, с неизменным удовольствием читается как в юном, так и в зрелом возрасте. | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» [Цикл] |
| |||
Гиннунгагап, 19 января 2024 г. в 13:05 | ||||
Буду писать про весь цикл, а не отдельные произведения, так как по сути это один героический эпос. Если говорить коротко: «я здесь чтобы не оправдывать ваши ожидания» — вот та мысль, которая пришла мне примерно в середине цикла. Ожидание от одного из самых известных циклов в классической фантастике безусловно были несколько другими. В цикле не будет ни эпичных битв, ни великих заклинаний, а будет только путь. Путь главного героя из точки А в точку Б, не важно на каком физическом или метафизическом уровне они находятся. Если говорить предельно просто и без спойлеров: Первая книга про взросление и принятие себя. Вторая книга про рост и становление, хотя описывается на мой взгляд важный, но далеко не ключевой момент жизни. Завершающая книга, как и в любом эпосе, — про изучение и принятие смерти как жизненного этапа. Герой хоть и великий маг, но пользуется своими умениями крайне неохотно. Всегда есть сложность, о которой нам говорят, будь то внешние обстоятельства, ранение, упадок сил или просто «мировой баланс». Решения проблем за счёт магии это не про этот цикл. Будь герой не магом, а просто искателем приключений, на мой взгляд ничего бы не поменялось. А вот описание мира интересное, детальное. С первых страниц ты веришь и представляешь то, что описано. Мир не рвёт сознание своими несостыковками. Любому описанному явлению, процессу, месту ты начинаешь верить так, как будто это окружающая тебя действительность. Как итог кому НЕ надо читать: Если ждёшь экшена и колдовства как инструмента решения проблем. Если не нравятся долгие описания и поиск пути и оттенками мистицизма. Если не нравится классический эпос типа Беовульфа. | ||||
| ||||
«Глаз цапли» |
| |||
flying_kitten, 10 октября 2023 г. в 11:46 | ||||
Очередное обращение Ле Гуин к идеям пацифизма и анархизма. Если в более раннем романе «Обделённые», входящем в Хайнский цикл, социальное-административное устройство государства, построенного на идеях анархизма, показано более-менее жизнеспособным, то в «Глазе цапли» с этим беда. На некой планете бок о бок существуют два сообщества, состоящих из потомков ссыльнопоселенцев с Земли: в городе (Столице) разместился разного рода уголовный элемент, с течением времени создавший иерархическое военизированное общество, в селе неподалёку (Шанти) — анархо-пацифисты. Как несложно догадаться, по законам жанра, да и просто логически, постуголовники подчинили себе постхиппи и всячески теми помыкают. Жители Шанти занимаются сельским хозяйством, снабжают продовольствием Столицу, но правом голоса в этом странном «симбиозе» не обладают. Им очень хочется переселиться куда-то подальше от своих агрессивных соседей, но они этого не делают, потому что соседи им не разрешают, они не хотят находиться в положении крепостных крестьян, но пацифистские убеждения не дают им сопротивляться. Грусть, в общем, и замкнутый круг. Сложно сказать, как надо воспринимать этот роман. Конечно же автор вкладывала в него некие понятные, да и в какой-то мере симпатичные идеи. Но, на минуточку, на момент публикации книги на улице 1978 год, хиппи уже уходят в историю, показав нежизнеспособность своих коммун, левые идеи уже не так уж привлекательны, обнаружив кучу своих болячек и противоречий, да и пацифизм тоже уже не тот, что раньше, новый Махатма Ганди в мире так и не появился. В общем и целом — идеи даже на момент публикации были весьма фантастичны, если не сказать — сказочны. Вроде бы и неплохая книжка, по крайней мере, если говорить о языке, которым она написана и о визуальной составляющей, однако в модель будущего, которую показывает автор, совершенно не верится. | ||||
| ||||
«Волшебник Земноморья» |
| |||
Lunetta, 06 октября 2023 г. в 20:43 | ||||
Давно хотела познакомиться с этим известным циклом. Особенно, после аниме и неоднозначных отзывов о нём. Итак, знакомство сведено, и я осталась им довольна. Мне понравился слог, сюжет и неторопливая атмосфера. Читать гуманистическую фантастику — сплошное удовольствие. Правда, дальше Волшебника я не пошла, опять же, из-за моей патологической неприязни к смене фокуса повествования, главных героев и стиля. Возможно, через некоторое время, я вернусь к Волшебнику Земноморья и прочитаю его всего. Но не сейчас. | ||||
| ||||
«Тёмная Роза и Диамант» |
| |||
Тимолеонт, 02 августа 2023 г. в 05:16 | ||||
Неоднозначная работа... С одной стороны — неплохая история взросления и любви, вполне в духе Земноморья. С другой — не мог отделаться от смутного ощущения фальши, многие моменты здесь очень уж натянуты, начиная от романтических отношений и заканчивая новыми подробностями о жизни магов. Концовка вообще выбивается из общего духа — слишком уж ярко выраженный фальшивый «хеппи энд». | ||||
| ||||
«Толкователи» |
| |||
Тимолеонт, 24 июля 2023 г. в 07:20 | ||||
Стыдно признаться, но мне стало сложно писать отзывы на работы Ле Гуин. «Толкователи» — типично антропологическое-этнографическое произведение, в сугубо авторском стиле. Подробнейшим образом разбираются традиции и обычаи отдельного народа, его конфликты с «большим» миром и т.д. Доносится всё через взаимодействие ГГ со всем этим добром — она чужда аборигенской культуре, плохо её понимает, но всё же так или иначе работает и исследует. Всё с одной стороны — жутко умно и глубокомысленно, но с другой — уныло и занудно, с минимальным развитием и действием. И абсолютно то же самое я могу сказать минимум про полтора десятка рассказов, повестей и романов автора... Нет, мне понравилось, искренне, и «Толкователей» я прочитал с удовольствием, но это и всё, что я могу сказать об этом романе). | ||||
| ||||
«Дело о Сеггри» |
| |||
Тимолеонт, 20 июля 2023 г. в 19:39 | ||||
Да не феминистичный это рассказ, а просто наивный. Тупо механическая смена ролей в художественной культуре может эффективно служить только в комических работах — ну вот, чёрт подери, никак нельзя поменять мужчин и женщин ролями — между нами тупо слишком много отличий. Куча различий в физиологии (начиная от гормонов и толщины костей и заканчивается месячными и долгим вынашиванием ребёнка с последующим восстановлением), делает невозможной ситуацию, описанную в рассказе. Даже в обществах, называемых матриархальными подобный абсурд был невозможен. Ну и так же со всем остальным — нельзя тупо поменять местами геев и натуралов, белых и негров, мужчин и женщин, ибо слишком сильно много условностей и объективных фактов из разделяет. | ||||
| ||||
«Король планеты Зима» |
| |||
Тимолеонт, 20 июля 2023 г. в 15:59 | ||||
Ле Гуин достаточно изящно сочетает мифологическо-фольклорные мотивы и научную фантастику, причём не просто на уровне заимствования мотивов, а органичного объяснения того, «как могло бы быть». А вообще получился чуть ли не околополитический триллер про инфантилизм и безответственность... или наоборот, высшую степень ответственности? Аргавен, понимая, что не справился бы с правлением, был прав, отойдя от своего поста? Но ведь королём тогда стал ещё менее компетентный и худший человек... Вот размышления над этим и составляют лучшую часть истории. | ||||
| ||||
«Невыбранная любовь» |
| |||
Тимолеонт, 13 июля 2023 г. в 19:29 | ||||
Как же тут всё запутанно... Честно, не захотелось даже разбираться. Как своеобразный антропологический эксперимент на тему многополых браков — может, и неплохо, но объективно это унылейшая тягомотина. Разбираться в этом омегаверсе и проникаться им не появилось никакого желания. Да и скучно, здесь практически ничего больше и нет, кроме тоскливого описания половых традиций. | ||||
| ||||
«Предисловие к «Миру Роканнона» |
| |||
Тимолеонт, 11 июля 2023 г. в 17:20 | ||||
Было достаточно любопытно, чтоб пожалеть о краткости. Мне нравятся подобные ретроспективы от талантливых людей по поводу своего давнего творчества. Да и сама Ле Гуин явно получила удовольствие от воспоминаний и написания этого текста). | ||||
| ||||
«Обширней и медлительней империй» |
| |||
Тимолеонт, 11 июля 2023 г. в 06:33 | ||||
Достаточно депрессивная и печальная, медитативная история. Группы не самых адекватных людей целые эпохи скитаются по космическим пространствам заранее зная, что по возвращению они будут для людей настолько же древними, как и Владимир Креститель по отношению к нам. Они пытаются что-то найти, уникальную жизнь, зародившуюся и развившуюся самостоятельно, не зная, найдут ли вообще хоть что-то. Но вот — чудо! Необычная планета с невероятной биосферой — только из флоры, без какого-либо хищничества. Но и после счастливой находки всё будет очень и очень сложно... Зато странная планета поможет разобраться с тяжкими психиатрическими проблемами и найти своё место во вселенной). Ну а ещё здесь вышла неплохая химия меж персонажами — очень кратко, но интересно, герои вышли странными, но харизматичными. | ||||
| ||||
«Язык нна ммуа» |
| |||
Тимолеонт, 06 июля 2023 г. в 18:30 | ||||
Как ты разговариваешь, так ты и думаешь. Не секрет, что язык напрямую влияет и на принципы мышления, так что Ле Гуин здесь рассказывает не только про лингвистику, но и про логику, мировоззрение другого вида. И она в очередной раз написала блестящую этнографическую-антропологическую историю, где кратко, но исчерпывающе и безумно интересно поведала про сконструированое ей общество. | ||||
| ||||
«Находки» |
| |||
Тимолеонт, 30 июня 2023 г. в 17:34 | ||||
По своей традиции всегда писал аннотации к пустым страницам на фантлабе, хотел и здесь, но прочитал отзыв Gourmand и вынужден согласиться, написать здесь достойную, неспойлерную аннотацию... Так что, пускай будет исключение, может, как-нибудь в другой раз). Сама по себе эта история — фактически упражнение Ле Гуин в писательском мастерстве. Она как бы проверяет, на что она способна и исследует суть своего творчества, как такового. Это, фактически, квинтэссенция её стиля и образа мышления. | ||||
| ||||
«Восхождение на Северную стену» |
| |||
Тимолеонт, 24 июня 2023 г. в 18:53 | ||||
Восхитительный маленький шедевр! Я чувствовал себя запредельно глупо, ибо до меня даже не сразу дошло, что здесь вообще происходит. Ле Гуин просто мастерски выдержала тон произведения — это как раз та работа, которую до последнего и надо было рассказывать с максимально серьёзным лицом для усиления эффекта. А уж насколько оно похоже на реальные воспоминания всяких альпинистов! | ||||
| ||||
«Новая Атлантида» |
| |||
Тимолеонт, 15 июня 2023 г. в 04:54 | ||||
Не ожидал от Ле Гуин работы с настолько ярко выраженным консервативным настроем! Скорей бы подумал на Хайнлайна). Описан мир, в котором потерпели крах большинство традиционных ценностей — семейные, религиозные, патриотические, научно-исследовательские и прочие идеалы уже даже не порицаются, а находятся вне закона. Главный Герой не знает и не понимает, каким был старый мир, но новый ей не очень-то нравится и она просто старается выжить в мире, где социальные и психологические мутации — лишь меньшая проблема, кажется, что сама Земля раскалывается на части из-за того бардака, который на ней творится. В общем, получилась достаточно жуткая антиутопия. | ||||
| ||||
«Вымышленное путешествие» |
| |||
Тимолеонт, 14 июня 2023 г. в 04:36 | ||||
Икалось же, должно быть, Сартру, пока автор писала этот рассказ... Вышло реально слишком навязчиво, типо, смотрите-смотрите, я обыгрываю тему сартровского экзистенциализма! Вы это заметили, правда? Ну, я ещё пять-шесть раз повторю его фамилию, чтоб точно все всё поняли! Но от этого рассказ не становится хорошим — это скучная и психоделичная история, в которой есть одна удачная шутка и один крохотный удачный момент. Собственных мыслей и идей Ле Гуин я здесь не нашёл, так что, наверно, она просто выразила свои впечатления от работ французского философа. | ||||
| ||||
«Рассказы об Орсинии» |
| |||
Тимолеонт, 09 мая 2023 г. в 17:50 | ||||
Ле Гуин явно написала этот условный цикл просто как повод рассказать с десяток самых разных историй. Некоторые из них — жутковатые, некоторые — про любовь, про творчество, про поиск цели жизни и т.д. Но все они — про простых людей. Тут даже привязка к конкретной стране необязательна, практически все эти истории могли произойти в любой европейской или азиатской стране с минимальными корректировками. И не все эти истории мне понравились, но всё же ни одна не оставила полностью равнодушной и каждая заинтересовала достаточно, чтобы хорошо обдумать её. А это уже многого стоит — отсутствие «пустых» рассказов. | ||||
| ||||
«Дом» |
| |||
Тимолеонт, 09 мая 2023 г. в 17:39 | ||||
Понимаю, какие смыслы вкладывала в «Дом» Ле Гуин и согласен в этом с AlisterOrm, но всё же с чисто жизненной точки зрения история до жути неприятная. Два абсолютно побитых, униженных и уничтоженных жизнью человека надеются, что их воссоединение что-то изменит. Одна явно потеряла всю свою сексуальость и уже не интересна «любовнику-второму мужу», и теперь пытается пригреть свою пятую точку в комфортном месте. Второй так и не смог отойти после измены гулящей жены и его жизнь тоже разрушилась. Оба потеряли всякую гордость и готовность начать новую жизнь, теперь их ведёт только слепая надежда на прошлое. Не могу понять и женщину, которая возвращается к преданному ею мужу, и простившего предательство тюфяка. Впрочем, если это поможет им исцелить друг друга и спасёт двух и так внутренне мёртвых людей, то пусть у них всё будет хорошо. Оценка высокая не потому, что согласен с посылом автора, а просто потому, что это прекрасно написанная история — этого не отнять. | ||||
| ||||
«Курган» |
| |||
Тимолеонт, 06 мая 2023 г. в 08:35 | ||||
Прям по заветам Пратчетта про отстрел миссионеров ещё на подходе! Ну и бессмертное:«Не лезь в чужой монастырь со своим уставом». Да и в целом неплохо показаны суровые средневековые нравы, когда любая религия зачастую была лишь ширмой для более древних и жутких обрядов. Рассказ вообще крайне атмосферным получился, есть в нём что-то от жестоких средневековых саг, когда жестокие вещи описывались так спокойно и буднично, что сложновато было воспринимать их всерьёз. | ||||
|
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 . . . 30 31 32 33 34 (+10)»