Рецензия на книгу Льва


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Льва Данилкина «Клудж»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Льва Данилкина «Клудж»

Статья написана 29 декабря 2016 г. 10:49

Антиоффтоп: Лев Данилкин традиционно много пишет о фантастике в широком смысле слова — в этом сборнике, например, есть большой материал о творчестве Павела Пепперштейна. А в заглавной статье Данилкин и вовсе называет «Выбраковку» Дивова одним из главных романов конца девяностых-начала нулевых. :-)))

Человек, который читал всё


Лев Данилкин. Клудж. Книги. Люди. Путешествия. — М.: Рипол Классик, 2016. — 384 с. — (Лидеры мнений). Тир. не указан. — ISBN 978-5-386-09242-9.

Новая книжная серия, в которой уже вышли сборники критики и публицистики Сергея Чупринина, Валерии Пустовой и Евгения Лесина, называется «Лидеры мнений». В отношении Льва Данилкина это определение особенно справедливо. Мало кто из журналистов, пишущих о литературе, может похвастаться таким влиянием на умы, как постоянный обозреватель журнала «Афиша». Однако в новой книге Данилкина образ автора, как принято выражаться, раскрывается с неожиданной стороны.

Недавно моего коллегу из Эстонии спросили: а почему, собственно, Лев Данилкин — «литературный критик номер один»? Кто и по какому праву расставил их, критиков, по ранжиру? Отвечу: хотя бы потому, что Данилкин — одни из немногих наших литературных обозревателей, которые могут похвастаться собственными книгами. Не одной, не двумя, и даже не тремя — включая сборники избранных статей, интервью, рецензий. В нынешнем «поколении сорокалетних» он, кажется, вообще такой единственный.

Но амплуа «человека, который читал всё», похоже, прискучило автору. Новая книга Данилкина со странным названием «Клудж» имеет большее отношение к жанру травелога, путевых заметок, чем к литературной критике. Иран и Восточная Африка, Урал и Крым, Китай и Япония, шведская глубинка и Галапагосские острова — маршруты лягушки-путешественницы причудливы, непредсказуемы и далеки от привычного туристического мэйнстрима. Ну а то, что они сплошь и рядом пересекаются с маршрутами литературных персонажей и исторических персон, от героев шведских детективов (очерк «Смерть ей к лицу») до Чарльза Дарвина («Рожденные эволюцией»), а порой приводят рассказчика в гости к писателям, чьи имена на слуху, от Джулиана Барнса («Черный букер») до Павла Пепперштейна («Знаковая фигура»)... С этим ничего не поделаешь. Статьи Данилкина — классическая гонзо-журналистика, «повествование от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий». Какой опыт — такие и травелоги. Если двадцать лет писать для московских «Ведомостей» и «Афиши» о книгах, налаживать контакты с литераторами и дружить с издателями, везде будешь видеть привычные знаки, на любом танцполе различать знакомые лица.

Литературоцентризм — яд, который не так-то просто вывести из организма. Страницы книги сочатся сравнениями, метафорами, образами: растения в Эфиопии «заговорщичецки шепчутся», улицы Перми «разбомблены ковровыми снегопадами», обычные женщины при встрече с Гагариным «превращаются в менад и с мясом вырывают у него все пуговицы с кителя»... На таком фоне статьи Данилкина собственно о литературе заметно проигрывают в литературности, что уже отметили рецензенты. Но это, по-моему, не случайность — вполне укладывается в общую логику повествования.

Клудж, сообщает в сноске автор, «на программистском жаргоне — программа, которая не должна работать, но почему-то работает». В этом весь Данилкин, эксперт по феноменам, которые выбиваются из любых иерархий, чужды всякой заданности, непредсказуемы в своей эволюции. Эфиопия, где вместо хрестоматийной смены экономических формаций, взамен привычной европейской последовательности и преемственности на протяжении тысячелетий один культурный тренд сменялся другим, чтобы через некоторое время бесследно сойти на нет. Писатель Алексей Иванов, автор «Сердца Пармы» и «Золота бунта», уральский самородок вне школ и традиций. Сергей Самсонов, выпускник Литинститута без музыкального слуха, в двадцать семь лет придумавший пятидесятилетнего композитора Матвея Камлаева. Владимир Ульянов (Ленин), «чокнутый читатель, 46 лет просидевший в библиотеках» и выискивавший секрет, как изменить мир... В рамках этого мировоззрения нет особой разницы между бывшим уголовником Адольфычем и Мишелем Фейбером, живущим в здании железнодорожного вокзала. Этика и эстетика побоку: значение имеет лишь тот, чья творческая и жизненная стратегия, исходя из всего предыдущего опыта, не могла принести плоды — но почему-то сработала.

Вероятно, Данилкин чувствует внутреннее сродство с такими персонажами. Уже к сорока годам он достиг всего, о чем может мечтать литературный критик в России — хотя общая ситуация в изящной словесности к этому, мягко говоря, не располагала. Создатель репутаций, востребованный эксперт, влиятельная фигура в «текущем литературном процессе», автор многочисленных книг... Одно время его рецензии еженедельно читали сотни тысяч человек — в том числе люди, в жизни не слыхавшие о 99% авторов из рекомендательного списка «Афиши». И вот тут, мне кажется, и должно начаться самое интересное: потолок достигнут, вершины покорены, новая книга в некотором смысле подвела финальную черту. А впереди между тем еще половина жизни — удастся ли Льву Данилкину собрать свой клудж еще раз?


Источник:

—  газета «Санкт-Петербургские Ведомости», 21.09.2016

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Майкла Муркока «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»

— на книгу Мариши Пессл «Ночное кино»

— на книгу Гарри Гаррисона «Гаррисон! Гаррисон!»

— на книгу Джонатана Кэрролла «Замужем за облаком»

— на книгу Келли Линк «Вляпалась!»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего»

— на книгу Йена Макдональда «Бразилья»

— на книгу Кира Булычева «Похищение чародея»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книги Джеймса Грэма Балларда «Высотка» и «Чудеса жизни. От Шанхая до Шеппертона»

— на графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка»

— на книги Уильяма Гибсона «Виртуальный свет», «Идору» и «Все вечеринки завтрашнего дня» (трилогия Моста)

— на книгу Кэтрин Валенте «Сказки сироты. В ночном саду»

— на книгу Михаила Успенского и Андрея Лазарчука «Соль Саракша»

— на книги Василия Щепетнёва «Чёрная земля» и «Певчие ада»

— на книгу Нила Геймана «Не паникуй! История создания книги «Автостопом по Галактике»

— на книгу Феликса Гилмана «Расколотый мир»

— на книгу Евгения Лукина «Бытиё наше дырчатое»

— на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





1818
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 11:31
Заинтересовало, спасибо! Поставил в заказ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 11:54
:beer:


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 13:27

цитата vvladimirsky

Уже к сорока годам он достиг всего, о чем может мечтать литературный критик в России
:-D то-то я его фамилию впервые слышу.
У вас какая-то мания на местных бугорков желтой прессы. Совшенно ненужное для вас подлизывание каких-то левых персонажей. Что этот, что члены новых горизонтов...
Не понимаю, напишите уже свою книжку и не прогибайтесь перед этими.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 13:29

цитата cakypa

то-то я его фамилию впервые слышу.


Да, это характеризует.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 16:03
[Сообщение изъято модератором]


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 17:45
Всегда с интересом читаю Ваши рецензии.
Спасибо, было очень интересно...)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2016 г. 22:45
:beer:


Ссылка на сообщение3 января 2017 г. 23:40
Спасибо. Не знал, что у Данилкина эта книжка вышла. Надо читать, некуда деваться.


Ссылка на сообщение4 января 2017 г. 10:15
Ну, как минимум, Дмитрий Быков и книжек больше написал и на умы больше влияние оказывает, поскольку работает преподавателем. Да и имя Данилкина кроме Афиши редко где появляется. «Критик номер один», «читали сотни тысяч»....а почему не сотни миллионов? Автор статьи же не собирается подтвержать свои слова фактами. Традиция советской школы журналистики, выдавать свои фантазии за правду без единого доказательства.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2017 г. 10:35
В период расцвета Афиши, одним из постоянных составных которой являлись обзоры Данилкина, тираж журнала превышал сто тысяч. Плюс всегда был интернет-сайт, который посещало народа поболее. Эрго, читали сотни тысяч. Насчет «критика № 1» все субъективно и понятно, что здесь тяжело подтверждать фактами. Один из популярнейших критиков — так будет точнее.
 


Ссылка на сообщение4 января 2017 г. 10:49
Не стал доверять своей памяти и специально проверил информацию в интернете. 1. Тираж Афиши не был сто тысяч. 2. Журнал выходил два раза в месяц, а не еженедельно. 3. Данилкин писал не в каждом номере.
 


Ссылка на сообщение4 января 2017 г. 11:18

цитата asakuro

специально проверил информацию в интернете


Поздравляю, вы открыли для себя «Википедию«! :-D

А вот подробнее и точнее (информация на 2010 год):

цитата

Первый номер журнала «Афиша: Все развлечения Москвы» вышел в апреле
1999 года. В марте 2003 года вышел журнал «Афиша: Все развлечения
Петербурга». С ноября 2006 года журнал «Афиша: Все развлечения вселенной»
выходит во всех крупных городах России.
Тираж «Афиши» в Москве 84’300 экземпляров. Совокупный тираж по России
184’300 экземпляров. Журнал выходит раз в две недели. Аудитория одного
номера журнала составляет 1’409 100 человек по России.


Там же статистика с охвата и проч.

http://www.afisha.ru/Afis...

цитата asakuro

Традиция советской школы журналистики, выдавать свои фантазии за правду без единого доказательства.


Да нет, ликбез — как раз в традиции советской школы журналистики. Я таких амбициозных целей перед собой не ставлю.
 


Ссылка на сообщение4 января 2017 г. 11:34
Да, простите, вы во всем правы. Данилкин — критик номер один, его знают, любят и читают миллионы. Ой, простите, сотни тысяч еженедельно.
 


Ссылка на сообщение4 января 2017 г. 11:39
Извинения приняты.


⇑ Наверх