В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
Ранее, 18 лет, он отказывался писать продолжение романа.
2 октября в Польше будет представлена премьера – продолжение книги «Одиночество в сети». Об этом во время фестиваля «Читай, Ижевск!» рассказал автор бестселлера польский писатель Януш Леон Вишневский.
5 сентября исполнилось 18 лет, как «Одиночество в сети» увидело свет. Уже через два года после написания романа, издатели умоляли автора создать продолжение, но всегда получали отказ. «Для меня эта история закончена», — объяснял писатель свою позицию.
Но в 2017 году Януш Леон Вишневский, случайно взяв книгу в руки, решил ее прочитать. Впервые в жизни. И тогда он обратил внимание, что история сюжета разворачивается в 1996 году, 18 июля, когда случилась авиакатастрофа. По сюжету двое людей любят друг друга, а потом, через 9 месяцев после той ночи, которая была у влюбленных, у женщины рождается сын Якоб.
«Я так посчитал, 1997-й, а сейчас 2017 год – мальчику Якобу уже 20 лет. Уже можно писать книгу от лица этого мальчика – сына главных героев», — рассказал писатель.
По словам Вишневского, Якоб – герой новой книги будет влюблен в Надю – женщину, у которой есть российские и украинские корни. Кроме того, в новом повествовании появится и «Одиночество в сети» — именно над этой книгой будет плакать главная героиня. И именно Надя заметит, что мать Якоба может быть главной героиней романа «Одиночество в сети».
На русском языке книга выйдет в начале 2020 года. Также роман появится на украинском языке, причем раньше, чем на польском – 21 сентября.
"Блестящие эпохи в истории Китая" — это серия из десяти книг о разных вехах в истории Поднебесной, от эпохи древних мыслителей до дня основания Китайской Народной Республики. Авторы из Китая рассказывают о том, как они понимают историю Поднебесной сквозь призму различных событий и фактов. Читатель узнает не только о внешней и внутренней политике Китая, государственном устройстве в разные исторические периоды, но и о плеяде талантливых людей — сановниках, историографах, литераторах, монахах и отшельниках, каллиграфах и живописцах — и их достижениях.
Каждая книга — словно путеводитель по определенной эпохе, вся серия — собранный пазл, картина истории Китая. Редакторы издательства "Шанс" дополнили каждое издание красочными иллюстрациями, картами, схемами и таблицами, а также снабдили фрагментами исследований знаменитых российских синологов и архивных документов. Эти заметки "на полях" расширяют повествование, библиографические ссылки помогают найти в библиотеках оригиналы. С их помощью можно обратиться к нужным материалам, чтобы в любой момент продолжить изучение великой цивилизации.
В магазинах уже можно найти три книги: "Восстанавливая Небо и Землю", "Пробуждение спящего льва", "Сияние Великой Мин".
Книга "Восстанавливая Небо и Землю" Чэнь Шаомина охватывает период с конца XIX века, последних дней императорского Китая, до военного парада 1 октября 1949 года в честь основания Китайской Народной Республики. На это время Китай превратился в арену непримиримой, кровопролитной борьбы императрицы Цыси и реформатора Кан Ювэя, революционера Сунь Ятсена и защитника старых устоев Юань Шикая, Мао Цзэдуна, лидера Коммунистической партии Китая, и Чан Кайши, предводителя партии Гоминьдан. В книге рассказывается об основоположницах движения за женскую эмансипацию в Китае, о героизме китайского народа. Текст сопровождают снимки важнейших исторических документов, изображения флагов и знамен, карикатуры и газетные публикации того времени.
Страшные события, описанные в книге "Восстанавливая Небо и Землю", предваряли не менее жуткие события XIX века. О них Чэнь Цзянь и Ван Циньшуан рассказывают в книге "Пробуждение спящего льва". Правители феодального Китая не хотели проводить реформы, это привело к ослаблению государства. Опиумные войны, интервенция, неравноправные договоры, восстания послужили пробуждению китайского народа, который не позволил погибнуть стране.
Никто не мог предсказать столь быстрое падение маньчжурской династии Цин в XIX веке, ведь XVII-XVIII века были эрой благоденствия в Поднебесной. "Золотой век Цин" — период правления императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна. Государство в эти годы отличалось высоким уровнем социального развития.
Об апогее имперского могущества нового времени издательство "Шанс" готовит следующую книгу серии — "От Канси до Цяньлуна: эпоха процветания" Чжоу Вэньцзюя. Она появится в книжных магазинах уже этой весной. Рядом с новинкой будет стоять и уже изданная книга — "Сияние Великой Мин" Жун Чжэня — о безразличных императорах, дипломатических миссиях и передовом флоте. В эпоху Мин (XIV-XVII вв.) появились неоконфуцианство, три классических китайских романа ("Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад"), национальный театр, новые технологии изготовления фарфора и другие ценности китайской нации.
Издательство "Шанс" планирует выпустить все книги серии "Блестящие эпохи в истории Китая" до конца этого года и представить их на книжной выставке non/fiction 2019.
Листы каменной книги: Повесть из жизни древнего Беломорья.
Охота четыре тысячи лет назад: Краеведческо-археологический очерк.
Тайны Кузькина острова: Рассказ-быль.
По следам доисторического человека (Приключения археолога): Рассказ-быль.
Академия в лесу: Повесть.
Советская машина времени: Этнографический рассказ.
Путаница: Рассказ.
В борьбе: Исторический рассказ.
Листы каменной книги: Палеэтнографическая повесть.
(первый журнальный вариант).
==============
Книга рассказывает о жизни и приключениях мальчика Льока и его племени. Читатель узнает не только о необычайной судьбе героя, но, кроме того, и об интереснейшем периоде — неолите Крайнего Севера.
Повесть является результатом научных изысканий автора — известного карельского писателя, историка-археолога и этнографа Александра Линевского. Летом 1926 года ему посчастливилось открыть на скалах в устье реки Выг, впадающей в Белое море, так называемые петроглифы — высеченные на граните рисунки доисторического человека. Расшифровка их потребовала огромных усилий. Ключ к пониманию смысла изображенных на скалах охотничьих и бытовых сцен дало автору изучение быта современных северных народов — самоедов, эскимосов, лопарей. Сопоставляя различные моменты живой действительности с моментами, запечатленными на страницах каменной книги, Линевский смог творчески воссоздать цепь давно минувших событий.
Наряду с каноническим текстом, в книгу также вошел первый вариант повести «Листы каменной книги», а также приключенческие рассказы и очерки, написанные в 1920-х годах и опубликованные в журналах того времени.
По сообщению, опубликованному на сайте Букеровской премии, 3 сентября стали известны имена шести финалистов самой престижной в англоязычном мире премии — 2019 Booker Prize для художественной литературы. Этот шорт-лист был выбран из 151 представленных книг.
Сегодня утром на пресс-конференции в Британской библиотеке в Лондоне этот список, в который вошли Маргарет Этвуд, Люси Эллманн, Бернардин Эваристо, Чигози Обиома, Салман Рушди и Элиф Шафак, объявил председатель жюри литературной награды Питер Флоренс. Он отметил: «Как и вся великая литература, эти книги наполнены жизнью, глубокой человечностью и победой гуманизма».
Шорт-лист был выбран жюри из пяти судей: председатель жюри — основатель и директор «Hay Festival» Питер Флоренс, бывшая глава издательства художественной литературы и редактор Лиз Колдер, писатель, публицист и режиссер Сяолу Го, писатель, телеведущий и бывший адвокат Афуа Хирш и концертная пианистка, дирижер и композитор Джоанна МакГрегор,
Букеровская премия за художественную литературу 2019 года открыта для писателей любой национальности, пишущих на английском языке и опубликованных в Великобритании или Ирландии в период с 1 октября 2018 года по 30 сентября 2019 года.
Шорт-лист 2019 года:
«The Testaments» Margaret Atwood («Заветы» Маргарет Этвуд),
«10 Minutes 38 Seconds in This Strange World» Elif Shafak («10 минут 38 секунд в этом странном мире» Элиф Шафак).
Победитель 2019 года будет объявлен в понедельник 14 октября на церемонии награждения в лондонском Гилдхолле, став одном из самых ярких культурных событий года. Церемония соберет вместе избранных авторов и известных деятелей мира культуры и будет транслироваться BBC, партнером премии.
На этот раз Мастер создал классический детектив, без всякой фантастики, но с обширной научной составляющей. В химической лаборатории университета погиб аспирант-химик Ральф Ньюфелд при проведении химического опыта. Причиной смерти стал ядовитый реактив, оказавшийся в пробирке вместо реактива безвредного. Главным подозреваемым оказывается научный руководитель погибшего преподаватель химии Луис Брейд, который и выступает вынужденно в роли частного сыщика, проводя собственное расследование параллельно с полицейским детективом Джеком Доуни.
Когда расследование проводит частный сыщик, возможности использования технико-криминалистических средств ограничены — непрофессионал не имеет доступа к соответствующим экспертным учреждениям и не умеет надлежащим образом фиксировать вещественные доказательства, чтобы они могли быть использованы в суде и не отвергнуты по требованию адвокатов как недостоверные. В расследовании на первое место выходит психологическая составляющая. Мотив, возможность, средства — три фильтра, с помощью которых частный сыщик формирует круг подозреваемых.
В данном случае возможности и средства имелись у многих сотрудников факультета, поскольку практически каждый из них мог достать ключ от лаборатории, подменить препарат, выяснить порядок проведения опытов по специальным журналам. Возможность совершить преступление и средства к его совершению как фильтры для сужения круга подозреваемых не работали. Оставался только мотив — самый сложный для установления элемент, ведь он существует только в голове преступника и сам по себе никаких следов не оставляет.
В детективной литературе разработаны целые классификации мотивов. Кто-то сводит все криминальные побуждения к двум дефинициям: корысть и месть. Кто-то к трем: корысть, страх и наслаждение. Кто-то полагает, что любая преступная мотивация в конечном итоге завязана на жажду власти в широком смысле слова. Какую бы классификацию преступных мотивов не брать за основу, перед сыщиком встает главный вопрос: кому выгодна смерть жертвы? В случае с Ральфом Ньюфелдом ответить на этот вопрос оказалось весьма непросто, поскольку наиболее явный мотив — корысть — отметался сразу. Он не был богат, не ждал наследства, не страховал жизнь, чисто материально его смерть никому никаких выгод не приносила. Оставались мотивы личные и профессиональные. И здесь перед сыщиком встает следующий важный вопрос: что за человек был Ральф Ньюфелд?
Луис Брейд изучает окружение Ральфа, беседует с его невестой и девушкой, которая была раньше, но невестой не стала. Обе они работают на том же химическом факультете, одна аспирантка, вторая — секретарь декана. Обе имели возможность и средства и могли иметь мотив. Профессиональное окружение погибшего также вызывает вопросы: есть сосед по лаборатории, недолюбливавший Ральфа, есть бывший научный руководитель, с которым отношения были довольно неприязненными. Ральф Ньюфелд предстает человеком талантливым, работоспособным, амбициозныи, замкнутым и неуживчивым. Все, с кем он пересекался в рамках работы и вне ее, отзываются о нем скорее негативно, за исключением матери и невесты.
Жизнь Ральфа Ньюфелда практически вся проходила на факультете. Мир университетского научного сообщества разворачивается широкой картиной — очень непростой мир, полный интриг, страхов, зависти — настоящий серпентарий, который Луис Брейд почему-то рассматривал как тихую заводь для себя, где можно укрыться от суеты и спокойно заниматься научной работой. Если бы не дуновение смерти рядом, вряд ли этот человек смог бы оценить подлинный характер окружающей его профессиональной тусовки. Слишком далек он был от интриг и страхов коллег. Настоящая белая ворона, витающая в облаках. Смерть аспиранта заставила приземлиться и объективно оценить научное окружение, вникнуть в расстановки сил и влияний. Описание научного сообщества в романе столь же интересно, как и собственно детективная линия. Тем более, что Автор сам варился в таком же котле и знал то, о чем пишет.
Когда в расследовании не участвует криминалистика, главным инструментом становятся так любимые Эркюлем Пуаро "серые клеточки". У преподавателя университета клеточки эти весьма тренированные, так же, как наблюдательность и память. Люди говорят, сыщик слушает, запоминает, сопоставляет. В конце концов из плотной массы слов проступают те, которые диссонируют с остальными. Один человек сказал то, чего не должен был говорить. Другой человек припомнил случайно услышанный диалог, допускающий неоднозначную интерпретацию. Всё это не имело прямого отношения к убийству, говорили совсем о другом, причем разные люди и о разном, но за шумовой завесой слов проступила тоненькая ниточка лжи. Ухватившись за нее, можно было распутать сложный клубок разнородных мотиваций и найти тот узелок, который и стал поводом к преступлению.
Преступление в чём-то сродни научной проблеме. Наблюдая реакцию среды на воздействия определенного рода, сыщик и ученый делают вывод о действиях людей или препаратов, предшествующих проявленной реакции. Луис Брейд оказался хорошим сыщиком, хотя и вел расследование впервые.
Вот только понять мотив преступника и воссоздать в воображении картину преступления недостаточно для привлечения виновного к ответственности. Суду нужны доказательства. Это вторая проблема, с которой сталкивается частный сыщик. Самый эффективный, а в данном случае и единственно возможный способ ее решения, — провокация. Преступника надо заставить проявить себя: признаться, напасть, сделать попытку уничтожения того, что считает уликой, совершить какое-то иное действие, которое суд однозначно истолкует как признание вины. И Луис Брейд создает такую ситуацию, а полицейский детектив ему подыгрывает, причем экспромтом. Два сыщика — профессионал и вынужденный защищаться дилетант, но с научным складом мышления — независимо друг от друга прошли параллельными путями и, оказавшись в точке рандеву с возможным преступником, которого нечем припереть к стенке, сработали как напарники. Причем у Азимова это получилось столь же достоверно, как и описание околонаучных интриг.
Сильной стороной данного детективного романа является внутренняя логика сюжета. Внимательный читатель придет к тем же выводам, что и оба сыщика, как только поймет смысл одной из двух ключевых фраз причастных лиц. Личность преступника остается скрытой до финальной сцены, поскольку Азимов умело вплел в повествование профессиональный научный сленг и разнес проговорки по времени и персонажам. Мы слышим фразу и понимаем ее, а второе значение долгое время ускользало даже от преподавателя химии. И даже когда второй смысл стал понятен, вопрос "кто убил?" не имел очевидного ответа. Когда же истина открылась, все кусочки сюжета логично выстроились вокруг нее.
Азимов написал хороший детектив. Луис Брейд в качестве сыщика сработал не хуже Эркюля Пуаро, хотя и гораздо медленнее, ведь для него это было личное расследование и в первый раз. Не случайно в издании 1991 года "Дуновение смерти" издано под одной обложкой с "Испанским сундуком" из цикла о расследованиях великого бельгийца.