Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 октября 2022 г. 11:03

8. В рубрике «Иностранный рассказ» опубликованы три текста.

8.1. Рассказ американского писателя Чарльза Гэннона/Charles E. Gannon, который называется в оригинале “The Power of Vision” (2003, “Analog Science Fiction and Fantasy”, June), перевел на польский язык под названием “Siła wizji/Сила представления” РАФАЛ ВИЛЬКОНЬСКИЙ/Rafał Wilkoński (стр. 13—26). Иллюстрации ОЛАФА ЦИШАКА/Olaf Ciszak.

Предотвращено террористическое нападение мусульманских боевиков на термоядерный реактор, расположенный в Пикатинне. Судя по всему, оно сорвалось из-за вмешательства в события некоего третьего лица – снайпера, прострелившего колесо машины, в которой двигались террористы. Кто этот снайпер и каковы его цели, предстоит выяснить полковнику Уилдеру…

И это первое появление писателя в нашем журнале. На русский язык рассказ не переводился. Ни карточки рассказа, ни биобиблиографии автора на сайте ФАНТЛАБ нет.



8.2. Рассказ американского писателя Брюса Холланда Роджерса/Bruce Holland Rogers, который называется в оригинале “Donat Bobet’s Tattoo” (2003, ”Lost Pages”, December; 2013, авт. сб. “Forty Nine: A Square of Stories”), перевел на польский язык под названием “Tatuaż/Татуировка” АРКАДИУШ НАКОНЕЧНИК/Arkadiusz Nakoniecznik (стр. 26--27). Иллюстрации ГАБРИЭЛИ БЕЦЛИ/Gabriela Becla.

Это короткая история из цикла (2003—2013) повествований о некоем Донате Бобете, который мудро помогает людям решать их проблемы.

И это уже пятая публикация автора в нашем журнале (предыдущие см. “Nowa Fantastyka” №№ 5/1998, 10/1999, 1/2000, 12/2000).

На русский язык рассказ не переводился, его карточки на сайте ФАНТЛАБ нет, равно как нет на сайте и биобиблиографии автора. Как и всегда, кое-что о нем можно узнать, пройдя по соответствующему тэгу в этом блоге.


8.3. Рассказ американского писателя Роберта Сильверберга/Robert Silverberg, который называется в оригинале “Travelers” (1999, “Amazing Stories”, Summer; 2010, ант. “Lightspeed”; 2021, авт. сб. “Voyagers: Twelve Journeys Through Space and Time”) перевела на польский язык под названием “Podróżnicy/Путешественники” ИОАННА ЕНДЖЕЙЧИК/Joanna Jędrzejczyk (стр. 28--36). Иллюстрации ДАГМАРЫ МАТУШАК/Dagmara Matuszak.

Это далеко не первая встреча с произведениями писателя в нашем журнале (см. тэг «Сильверберг Р.».) К тому же он входит в число постоянных сотрудников журнала и часто печатает в нем свои статьи и заметки.

Рассказ переводился на французский язык. На русский язык его перевел под названием «Путешественники» А. ОРЛОВ в 2011 году (авт. сб. «На дальних мирах»). В карточку рассказа можно заглянуть ЗДЕСЬ А почитать об авторе можно ТУТ

(Продолжение следует)


Статья написана 24 октября 2022 г. 09:19

(ГОДЗИЛЛА – окончание)

Kaiju – латекс и душа

Истории о Годзилле положили начало киножанру kaiju («кайдзю») – катастрофическим фильмам с огромными чудовищами в главных ролях. Однако большинство из них (а почти все они были сняты на студии “Toho”) не выходят за границы Японии. Неповторимый стиль продукции этой студии является плодом консерватизма в области специальных эффектов и типично японского отношения к традиционным техникам.

Знаменитое рычание, которым Годзилла вот уже полвека возвещает свой приход, создается потиранием пропитанной смолой рукавицей по струнам контрабаса. Начиная с самого первого фильма о Годзилле 1954 года роль ящера играет каскадер, облаченный в резиновый костюм.

Хотя в 1999 году студия “Toho” впервые ввела в свой фильм персонажи, созданные с помощью компьютерной графики, в большинстве сцен героя все еще играет живой актер. Японцы также до сих пор строят миниатюрные города, по улицам которых передвигаются «зашитые» в костюмы чудовищ актеры.

Специфического обаяния фильмов студии “Toho” не уловили создатели американского ремейка «Годзиллы» (1998), когда они, пользуясь средствами компьютерной графики, лишили героя характера и личности. Режиссер новейшей части саги, Рюхей Китамура (Ryuhei Kitamura), утверждает, что американцы лишили монстра божественного элемента – души. Поэтому каждый японец срезает с американского имени Годзилла первые буквы, образующие слово God, и называют ящера Зиллой. Впрочем, чудовище Zilla появляется и в “Final Wars” – и, разумеется, получает от японского Gojira изрядную трепку. Другой американский монстр, Кинг Конг, в 1963 году также вступил в единоборство с Великим Ящером в фильме “Godzilla vs. King Kong” и вынужден был спасаться бегством, пустившись вплавь через Тихий океан – в сторону Голливуда, разумеется.


Конец резинового ящера?

В Японии зрители прекрасно знают тех, кто скрывается под маской Годзиллы. Харуо Накадзима (Haruo Nakajima), игравший ящера в первых фильмах, тешится огромной популярностью.

Подобной славой пользуется Цутому Китагава (Tsutomu Kitagawa) – каскадер, который с 1999 года вот уже пять раз облачался в резиновый костюм.

«Годзилла – это величайший вклад, который Япония внесла в мир кинофантастики» — заявил Шиничи Вакаса (Shinichi Wakasa), тот человек, который вот уже два десятка лет готовит к сьемкам костюмы Короля Чудовищ.

Роль Годзиллы почетная, но весьма нелегкая. Костюмы весят от тридцати до ста килограммов. Облаченный в костюм ящера дышит с трудом и к тому же вынужден обслуживать устройства, приводящие в движение хвост и челюсти пасти. При съемках «Возвращения Годзиллы» в 1999 году Китагава чуть было не погиб, когда отказала система подачи воздух в тот момент, когда Годзилла двигался под водой. Наряду с каскадерами в латексных костюмах в фильмах студии “Toho” действуют огромные механические, дистанционно управляемые модели Годзиллы, используемые для крушения декораций, построенных в шкале 1:1. Для увеличения реализма следы лап ящера изготовляют с помощью экскаваторов и бульдозеров.

Несмотря на то, что студия “Toho” по случаю пятидесятилетнего юбилея ящера выпустила на экраны японских кинотеатров упоминавшийся выше фильм “Godzilla: Final Wars”, а в знаменитой голливудской «Аллее славы» появилась плита со звездой Годзиллы, дальнейшая судьба серии далека от ясности. Архаичные спецэффекты дороже цифровых, а последние три фильма о гигантском ящере принесли очень мало прибыли. Поэтому руководитель студии “Toho”, Сего Томияма (Shogo Tomiyama), заявил, что следующий фильм будет снят с помощью исключительно компьютерной техники. Для поклонников монстра конец эпохи латекса означает конец Годзиллы, упорно преследующего человечество на протяжении вот уже полувека.


Тэги: кино
Статья написана 23 октября 2022 г. 11:47

(ГОДЗИЛЛА — продолжение2)

огромная бактерия Биолланте (Biollante),

гигантская кровожадная креветка Эбира (Ebirah),

бесформенный мутант, чье тело слеплено из реактивных отходов – Хедора (Hedorah)

и, самый грозный из них – Мехагодзилла, кибернетический клон Короля Чудовищ с металлическим телом, выстреливающий из пальцев самонаводящиеся ракеты.

В новейшем, юбилейном фильме “Godzilla: Final Wars”, венчающем пятидесятилетний цикл, чудовище сражается с десятком самых известных по предыдущим фильмам противников.

Годзилла никогда не уклонялся от схватки. Проблема в том, что в качестве поля битвы всегда выбирались японские метрополии: Токио, Осака и Йокогама, где монстр шел буквально напролом. Преследуя других чудовищ, он разрушал целые кварталы.

Извергая в противников атомное дыхание, он зачастую промахивался, снося целые здания. Любит швырять в них небоскребы и поезда. Поэтому независимо от того, нападает он на Японию или ее обороняет, ей приходится весьма несладко.

В течение пятидесяти лет Годзилла стал культовой иконой и одной из наиболее продвинутых японских экспортных марок. Он появлялся в 28 художественных кинофильмах, считая только те фильмы, которые снимались на студии “Toho”, был героем множества мультфильмов, комиксов и компьютерных игр. К этому следует добавить также игрушки и всевозможные гаджеты.

(Окончание следует)


Тэги: кино
Статья написана 22 октября 2022 г. 11:54

(ГОДЗИЛЛА – продолжение1)

Однако независимо от того, играл Годзилла позитивную или негативную роль, зрители его любили. Он превратился в народный талисман японцев, сражающийся с другими чудовищами студии “Toho”. К самым известным противникам Годзиллы относятся: мутировавший птеранодон Родан (Rodan),

трехголовый крылатый змей Гидора (Ghidorah),

богиня лилипутов с островов Тихого океана чудовищная бабочка Мотра (Mothra),

космическое страшилище Гайган (Gigan),

(Продолжение следует)


Тэги: кино
Статья написана 21 октября 2022 г. 10:07

7. Статья Стаха Шабловского/Stach Szabłowski посвящена главному герою японских фильмов жанра “кайдзю” и называется:


Полвека чудовищности

(Pół wieku potworności)

Это, вероятно, самая безобразная и, вне сомнения, самая большая современная звезда экрана. Он возвышается над землей на 100 метров, имеет 50 лет за спиною и излучает радиацию. Полвека тому назад мутировавший ящер Годзилла вынырнул из глубин Тихого океана. Для начала он захватил штурмом Токио, а затем – воображение зрителей во всем мире.

Годзилла родился в 1954 году в токийской студии “Toho”, когда директор студии Томоюки Танака (Tomoyuki Tanaka) и режиссер Иcиро Хонда (Ishiro Honda) после просмотра классического фильма «Кинг Конг» режиссера Мериана Купера (Merian Cooper) решили создать собственное чудовище. Приспосабливаясь к ментальности зрителя из Страны Цветущей Вишни, они придали ему вид огромного радиоактивного ящера-мутанта, то есть осовремененного дракона из японских легенд.

Однако истоки происхождения Годзиллы кроются гораздо глубже, чем в восхищении голливудским фильмом об огромной горилле. Когда мир охватила холодная война, а возможность ядерного конфликта стала казаться вполне реальной, японцы оказались в особой ситуации. Для них ядерный холокост был не каким-то там видением жуткого будущего, но недавним и весьма удручающим воспоминанием. Когда Годзилла впервые появился на экранах, Япония еще не вышла из шока, вызванного атомной гибелью Хиросимы и Нагасаки.

В фильме «Годзилла: король чудовищ» (1954) монстр приближался к Японии с востока – как и американские бомбардировщики в 1945 году. Он надвигался, сея страх и разрушения, поджигая Токио радиоактивным дыханием. Для японского зрителя это была явственно видимая метафора атомного апокалипсиса.


Автопортрет чудовища

Атомного ящера окрестили Годзиллой американские кинопрокатчики. На родине он был известен как “Gojira”. Это слово появилось в результате соединения двух японских слов – “kujira” (кит) и “gorira” (горилла). Поговаривают, что Королю Чудовищ одолжил свое прозвище некий сотрудник студии “Toho”, который настолько выделялся своей тучностью, что коллеги называли его “Gojira”, то есть "гориллокитом".

Обстоятельства рождения Гориллы не нашли однозначного объяснения ни в первом, ни в каком следующем фильме. Чудовище, скорее всего, представляет собой мутировавшего доисторического ящера, появившегося в результате подводных испытаний атомного оружия. Он выглядит, как огромный дракон, напоминающий помесь тираннозавра и стегозавра, который в первом фильме имел рост около пятидесяти метров. По мере хозяйственного развития японского общества рос и Годзилла, достигнув на переломе 70–80 годов прошлого века почти 100 метров ростом. Он обладает также огромным мощным хвостом (почти 89 метров длиной при максимальном росте), мускулистыми ногами и короткими, как у кенгуру, передними лапами. Gojira весит, в зависимости от фильма, от двухсот до двухсот пятидесяти килотонн. Он извергает из пасти радиоактивное (“атомное”) дыхание (пышет огнем), а в некоторых фильмах стреляет из глаз лазерными лучами. Атомное дыхание служит ему, хотя лишь изредка, чем-то вроде реактивного двигателя. Gojira способен стоять на хвосте. Он с самого начала своего существования обитал на дне Тихого океана, в околицах Токио.

У него двое детей: приемный ящеренок Манилла (Manilla) и Годзилла-младший, выведенный учеными из яйца, найденного в Беринговом море. Не совсем понятно, кто снес это яйцо – ведь Король Чудовищ безусловный самец.


Чудовищный талисман

В первом фильме Годзилла был носителем разрушительной силы, обрушивавшейся на японские города подобно стихийному бедствию. С течением времени общественные настроения в Японии улучшались, а вместе с ними изменялась в том же направлении и концепция представления образа ящера. Впрочем, в так называемой «миллениумной» серии, которая открылась в 1999 году фильмом «Годзилла 2000 (Возвращение Годзиллы)» и завершилась в прошлом году, чудовище вновь представлено безусловным носителем зла.

(Продолжение следует)


Тэги: кино



  Подписка

Количество подписчиков: 89

⇑ Наверх