Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 апреля 2015 г. 07:56

Неслыханно бедный период – 50-е годы. Теория, согласно которой литература должна описывать прежде всего современность, не благоприятствовала творчеству фантастов. И все-таки и тогда было издано несколько <хороших> книг НФ. Поскольку именно в эти годы ступил на литературную стезю Франтишек Бегоунек/František Béhounek. Он был мировой славы ученым, выдающимся специалистом в области радиологии, но не побоялся осмеивания со стороны коллег и начал писать, все более склоняясь к НФ. В 1926 году он принимал участие в трагической экспедиции капитана Нобиле на дирижабле «Италия» и, будучи одним из спасенных ее членов, часто возвращался к тематике крушений и катастроф. Он вошел в литературу романом «Tajemstvi polárniho more/Тайна полярного моря» (1942), в котором описал свои переживания в «красной палатке».

За этим романом последовали книги «Připad profesora Hrona/Случай профессора Грона» (1947, в 1969 году переиздана под названием «Dům zelených přizraků/Дом зеленых призраков»), «Unik z atomového mĕsta/Бегство из атомного города» (1948), «Lovci paprsku/Ловцы лучей (Охотники за лучами)» (1949).

Следом вышла из печати «Svansonova výprava/Экспедиция Свенсона» (1949), однако подлинного успеха автор добился только в 1956 году, когда была опубликована его книга «Akce L/Операция ‘’L”» -- первая чешская «hard SF». В мало связанных между собой рассказах Бегоунек показывает будущее Земли после колонизации Луны. Его мир – картина бесконфликтного общества. Автор замечательно описал технические стороны жизни на планете и ее спутнике, но вдохнуть жизнь в своих всем довольных и преисполненных всеобъемлющей доброты героев, придать психологической достоверности их образам и характерам – ему так и не удалось. Картины будущего рисует Бегоунек и в следующем своем романе «Robinzoni vesmiru/Робинзоны космоса» (1958).

Герои этого романа пытаются предотвратить столкновение Земли с кометой, столкновение все же происходит, однако роман, как и все другие его книги, заканчивается happy end’ом.

Последней из опубликованных книг Бегоунека был роман «Projekt Skavenger/Проект “Скавенжер”» (1961).

Творчество Бегоунека очень значимо для чешской фантастики. Его книги любят прежде всего юные читатели, которые таким образом втягиваются в чтение НФ.

(Хочу напомнить о том, что у Бегоунека (1898 -- 1973) была еще одна книга, «На двух планетах», которая была опубликована, однако, только на польском языке в 1967 году. W. )

(Продолжение следует)


Статья написана 18 апреля 2015 г. 13:29

Второго предвоенного автора, Яна Вейсса/Jan Weiss, я умышленно не назвал раньше, хотя он начал писать в междувоенный период. Его творчество укладывается в рамки так называемого социалистического реализма, чего не скажешь о творчестве всех других его ровесников. Уже в 1927 году он опубликовал сразу три книги: романы «Barák smrti/Барак смерти», «Fantóm smichu/Фантом смеха» и сборник рассказов «Zrcadlo, které se opožduje/Зеркало, в котором отражения появляются с опозданием», в 1929 году – роман «Dům o 1000 patrech/1000-этажный дом (Дом в 1000 этажей)». Однако его послевоенное творчество сильно отличается от довоенного в качественном отношении, поскольку автор приноровился писать «под читателя».

Тут надо сказать, что 1945 – 1948 годы весьма существенно отразились в истории чешской фантастики. В этот период появилось несколько подававших надежды имен, среди которых стоит особо отметить имя P. В. Фаухара/R. V. Fauchar (совместный псевдоним Ченека Хароуса/Čenĕk Charous и Рудольфа Фаукнера/Rudolf Faukner), автора аж пяти книг технологической научной фантастики: «Himalajský tunel/Гималайский тунель» (1946), «Narovnana zemĕkoule/Выравненный земной шар» (1946);

а также «Záhada roku 2345/Тайна 2345 года» (1946), «Ural-uran 235/Урал-уран 235» (1947) и «Kdo byl Sattrech?/Кто это -- Саттрех?» (1947).

(Продолжение следует)


Статья написана 17 апреля 2015 г. 18:11

Вторая мировая война была, конечно, периодом застоя, а точнее – ликвидации чешской НФ. В годы оккупации вышли из печати лишь несколько книг НФ.

В междувоенный период начали издаваться такие выдающиеся авторы НФ, как Ян Матзал Троска/Jan Matzal Troska и Ян Вейсс/Jan Weiss. Первый из них оказался бы забытым, если бы его совершенно случайно не открыли в конце 60-х годов, когда один из романов Троски «Paprsky života a smrti» подвернулся под руку редактору журнала «Vĕtrnik». Тот использовал его для написания сценария комикса, чей успех и предопределил переиздание произведений Троски.

Тут надо сказать, что Троска начал писать НФ лишь в 30-х годах, но рецензенты не замедлили подвергнуть его произведения уничижающей критике. И в чем-то они, конечно, были правы, потому что зачастую сюжеты Троски не выдерживают испытания логикой, хотя, с другой стороны, они драматичны, наполнены приключениями и искрятся фантазией. Самое интересное и, в то же время, самое важное достоинство произведений Троски – патриотизм их автора, его чешскость, излучающаяся с каждой страницы, из каждого предложения его произведений. В первом его романе «Vládca morských hlubin/ Властелин морских глубин» (1936, 1941, 1942, 1969) (другое название «Holanit/Голанит») рассказывается о том, как чешский юноша Голан, унаследовав от отца формулу неуязвимого металлического сплава, строит из этого сплава батискаф и использует его для исследования морских глубин.

В романе «Paprsky života a smrti/Лучи жизни и смерти» (1937, 1940) он знакомит читателя с другим чешским ученым, физиком Фариным/Farin, изобретателем лучей, которые способны не только убивать, но и лечить. Далее следуют две трилогии: «Kapitán Nemo/Капитан Немо» (1939) (Фарин и Голан оказываются в подземной стране, которой правит капитан Немо) и «Zápas z niebem/Война с небом» (1940)(сыновья Фарина и Холана и их приятель Брэди приключаются в ходе космических путешествий).

(Здесь, пожалуй, следует несколько расширить сказанное Ольшей. В трилогию «Капитан Немо» Я.М. Троски (1881 -- 1961) входят следующие книги: первая носит название «Nemova řiše/Империя Немо» (1939, 1941, 1947, 1969, 1992, 1993).

Вторая -- «Rozkazy z éteru/Приказы из эфира» (1939, 1948, 1969, 1992, 1993).

И третья -- «Neviditelna armada/Невидимая армада» (1939, 1970, 1992, 1994). Трилогия выходила также омнибусом «Кapitan Nemo» (2006).

В трилогию «Война с небом» входят книги: «Smrtonoš/Смертоносец» (1940, 1943, 1992); «Podobni bohům/Подобные богам» (1940, 1943, 1992); «Metla nebes/Небесный бич» (1941, 1943, 1992); трилогия выходила также омнибусом «Война с небом» (1970, 1998).

Стоит также назвать и другие книги Троски: «Záhadný ostrov/Таинственный остров» (1941, 1942, 1994); «Peklo v ráji/Ад в раю» (1942, 1997);

«Planeta Leon/Планета Леон» (1943) и «Planeta Leon II/Планета Леон II» (1944), выходила также как «Planeta Leon I.II/Планета Леон I.II» (1993), «Připad chemika Liszta/Случай химика Листа» (1945, не издан, известен только в рукописи), «Vládcové vesmiru/Властелины вселенной» (1947). W.)

[

Три из четырех названных произведений были переизданы в 1969 -- 1970 годах и обрели популярность среди нынешних любителей научной фантастики. Ну и чем это прикажете объяснить? А чего тут объяснять: они заполнили ту брешь, которая существовала в чешской научной фантастике, а в определенном смысле существует и до сих пор – дали читателю первую «space opera» в нашей фантастике.

(Продолжение следует)


Статья написана 16 апреля 2015 г. 20:39

Ну да ладно, вернемся к нашим ба... Э-э-э... Вернемся, короче. Краткое содержание предыдущей части: "Чапек -- голова!" Связка со следующей частью: "На Чапеке, однако, свет клином не сошелся". Ваш W.


Успех произведений Чапека воодушевил многих других писателей. В междувоенный период хватало попыток написать настоящий научно-фантастический роман, которые, однако, в основной массе, из-за слишком большой доли графоманских писаний оказались неудачными. Можно, однако, назвать нескольких авторов, творчество которых заслуживает внимания. Первый из них – Эмануэль Лешеград/Emanuel Lešegrad, автор романа НФ «Záhadné životy/Загадочные жизни» (1929). Следующий – это Йосеф Вахал/Josef Váchal, интереснейший график и писатель, который не только сам иллюстрировал свои книги, но сам же их и издавал тиражом от одного(!) до 25 экземпляров. В его произведениях сильно заметно влияние оккультизма, а НФ вытеснена скорее на периферию. До сих пор точно не установлено, сколько книг вышло из-под пера Вахала, и мнения на сей счет весьма разнятся. Другой автор этого периода – Йосеф Голи (Голый)/Josef Holý он же Й. Акана/J. Akana, написавший роман «Zkáza lidstvi/Гибель человечества» (1928).

Наивысшую популярность обрела, однако, монументальная трилогия (и до сих пор самое большое по объему произведение чешской НФ) «V soumraku lidstva/В сумраке человечества» (1924 – 1928), которое написал Томаш Груби (Грубый)/Tomáš Hrubý. Автор в семи томах, на 1946-ти страницах описывает трагические перипетии человеческой истории с третьего по конец четвертого тысячелетия. Эта жуткая картина будущего опиралась на наиболее реакционную из идеологий того времени – фашизм. Груби, описывая мировой порядок 3000-го года, использует в качестве образца режим правительства Муссолини. Оставив в стороне идеологическую составляющую, следует признать, что книжка эта хорошо читалась, чего не скажешь о большинстве НФ того времени.

Нужно назвать еще несколько книг того, междувоенного, периода. Это «Mesiášsky přibĕh inženýra Graye/Мессианское приключение инженера Грэя» (1926) Карела Градеца/Karel Hradec; «Synové nebes/Сыновья небес» (1928) Вацлава Рипла/Václav Rypl; «Výlet doktora Hlavsy до vesmiru/Полет доктора Главси в космос» (1928) Арношта Цаги/Arnošt Caha.

В историю нашей НФ своеобразно вписалась также книга «Nová potopa/Новый потоп» (?), написанная Индржихом Слаби (Слабым)/Jindřich Slabý и найденная только недавно. Сюжет переносит читателя в конец третьего тысячелетия. На Земле царят мир и покой, однако уже строит козни некий Враг Человечества, не случайно названный Сатаной, который с помощью Зеленого Пламени обрушивает на Землю Луну… Интересно, не правда ли?

Однако даже это еще не самое дно; есть также роман «Souboj/Поединок» (1931) Вилема Нейбауэра/Vilém Neubauer, о котором Ондржей Нефф в «Истории чешской НФ» пишет следующее: «… на первое место по признаку глупости следует поставить Нейбауэра, который по этому показателю, несмотря на изрядную конкуренцию, обошел всех своих соперников».

(Продолжение следует)


Статья написана 15 апреля 2015 г. 19:52

Вот ведь странное дело – бродя по всемирной сети в поисках нужных мне материалов, я то и дело натыкаюсь на ссылки на себя родимого и обнаруживаю, что никто другой на эту тему (по крайней мере, на родном русском языке) вроде бы как и действительно толковее не высказался. И вот готовлю я потихоньку следующий пост, и меня опять же потихоньку начинает охватывать холодный ужас. Ведь я знаю свое подсознание (за шесть с половиной десятков лет мы с ним вроде бы как-то сжились) и понимаю, что оно уже потихоньку (опять же) прикидывает и просчитывает, строит далеко идущие планы: ты глянь, дескать, что деется через всего лишь полгодика работы спустя рукава. Всего лишь каких-то 200 постов, едва 2500 иллюстраций – и такой результат! А что, если удвоить усилия, расширить рамки? Да ведь не пройдет и пары месяцев, как ИНТЕРНЕТ БУДЕТ НАШИМ!!! Ну классическая, блин, мания величия. Она же паранойя… Отсюда, понятно, недалеко до известного учреждения, где у комнат мягкие стены… Оттого и ужас…

И ведь ничего такого не было бы, если бы события пошли тем путем, который мне вроде как ясно виделся. Я ведь как думал: вот подхвачу расшитое золотом знамя, выпавшее из ослабевших дланей коллеги Караваева, и на горячем коне, в папахе набекрень, с острой шашкой над головой… Личным примером… А сзади уже пристраиваются одиночки, а затем десятки, а затем… И вот уже Васюки!.. Хотя нет, это вроде бы из какой-то другой оперы.

У Караваева был один подход к теме, у меня -- второй, но ведь цифрами 1 и 2 арифметика не исчерпывается. Ну давайте глянем хотя бы на то журнальное поле, на которое меня занесло ненароком следом за коллегой Караваевым. Я, откровенно говоря, не думаю, что кто-нибудь ринется реферировать вот эти, например, журналы.

Хотя… Нас ведь на ФАНТЛАБе более сотни тысяч только зарегистрированных участников. Нескольким десяткам человек это вполне по силам.

Ну а вот эти красавцы разве не интересны?

Ну да, ну да -- согласен, из греческого многого не выдавишь, но – испанский, но -- итальянский! Ведь счет «испанцам» с «итальянцами» идет уже на тысячи…

А вот эти молодцы?

Это же -- французский! И -- немецкий! Да знатоков этих языков на ФАНТЛАБе уже многие тысячи. И кое-кто, я знаю, приходит на сайт прямо из этих стран…

Ну ладно, ладно… Счет «англичанам» идет уже на десятки (многие десятки) тысяч. Всю жизнь хотел внимательно просмотреть вот этот вот журнал. Долгоиграющий, правда, зараза – вот тут выставлены обложки номеров за 1924, 1933, 2004 год. Но тем ведь интереснее, не правда ли?

И вот этот тоже – вроде столько про него знаю, а в руках, увы, не держал (но ведь нас, «англичан», где-то около полусотни тысяч на сайте, кто-нибудь да держал. А кто не держал… Ну ладно, ладно…) Тут номера за 1939 и 1940 год. Война в Европе началась, а они чем там занимаются? Нет, ну правда, ну интересно же…

А здесь, ну не умора ли? Война в разгаре, а они (1941 – 1942 год) в космос летают, с какими-то кракозябрами сражаются. Интересно…

А вот здесь люди серьезные, война вроде как кончилась, но что-то новое определенно готовится (номера за 1948, 1950, 1951 годы). Интересно…

Впрочем, интересно и то, чем они там задолго до войны, в 1928 году, занимались…

А вот же, вот же Он -- любимый журнал «Если». Ну это ж вааще…

Ой, я же чуть не забыл про…

И ведь из 71030 полноправных членов ФАНТЛАБА ни один (ни один!) не торопится взяться за столь простое, необременительное и очень приятное дело, как реферирование этих нескольких (или полутысячи других) журналов. Коллега Караваев не в счет – я знаю, что ему и не такое еще по силам…

Может, мне пойти и добровольно в «дурку» сдаться, пока не повязали?





  Подписка

Количество подписчиков: 90

⇑ Наверх