Straume (Flow) (2024, Латвия, Бельгия, Франция, реж. Гинтс Зильбалодис)
Для современного кинематографа, уставшего от бесконечного переделывания сказок, канонов классических произведений, да и просто — здравого смысла просто физически необходимо духовное очищение, именно поэтому неудивительно, что такие фильмы, как Straume не просто "выстреливают", получают заслуженные награды, и вызывают споры в интернете, хотя, казалось бы — было бы из-за чего. Ведь нам тихо и ненавязчиво рассказана притча.
Детям, в принципе, тоже не хватает в этом суетном мире какого-то покоя, украшенного витиеватыми и меланхоличными эмбиентными саундскейпами. Наблюдая за своим полуторагодовалым сыном, смотрящим за приключениями кота на экране, затаив дыхание (если сравнивать с мейнстрим-мультфильмами с ютуб-каналов, бесконечно повторяющими информацию, заметно принижая уровень развития среднестатистического ребенка), понимаешь, что как раз обычных-то сказок детям и не хватает (без выдумывания паровозов и тракторов, наделенных антропоморфными чертами)
После просмотра мультфильма мне почему-то вспоминаются классические произведения Ричарда Адамса, или Кеннета Грэма. Я помню, как в моем детстве, пришедшемся на 90-е годы, "Обитатели холмов" активно раскупались и заказывались, настолько захватив умы взрослых и детей простыми историями, что немудрено было видеть, как появилась целая серия о приключениях животных — "Заповедный мир", которая, впрочем наполнилась диаметрально противоположными произведениями, и заглохла.
Вот такого меланхоличного, без жестокости и навязчивых мнений, мультфильма не было давно. Это притча-путешествие, которая могла бы быть сходна с неким эскапизмом Баха или Коэльо, в этаком детском антураже, но зрителю здесь ничего не навязывается. Зато взрослые могут что-то начинать вспоминать в своем подсознании, а детям понравятся образы популярных в их, детской культуре, животным, экзотическим, необычным, или же родным.
Итак, в некоем, таинственно похожем на наш мир, пространстве с необычными локациями, замшелыми строениями, говорящими о давно покинувших их людях, случается внезапный потоп, и животные, проживающие в одной долине, так или иначе взаимодействуют друг с другом, путешествуя к неопределенной цели по воде — опасной, древней, хтонической, но одновременно ласковой и уютной, наполненной стаями разноцветных рыбок.
Кот — Темно-серый кот был объектом почитания и вдохновения своего исчезнувшего хозяина, скульптора, делавшего только его изображения — от садовых фигур до гигантской невероятной статуи. Кот привык с заботе, оставаясь при этом независимым. В путешествии ему придется стать тем самым медиатором между совершенно разными спутниками, и проявлять уже заботу о них.
Пес — молодой ретривер был частью стаи, которая казалась ему незыблемой силой, но именно катаклизм и путешествие позволили ему стать взрослее и ощутить себя целостным, способным к поступкам и действиям персонажем. Во многом он напоминает пса из старинного фильма "Дорога домой", где домашние животные в США проделывают длинный путь к своим хозяевам.
Капибара — эти нелепые и с виду неповоротливые животные весьма популярны у детей, моя племянница не расстается с плюшевой розовой зверюшкой, тискает ее и знает о повадках животного все. Это животное стало символом эмпатии, поэтому в фильме капибаре досталась роль старика-кормчего, ненавязчиво помогающего спутникам, и собирающего их на свой парусник. Звуки капибары изменены, не только чтобы противный писк не нервировал зрителей, но и чтобы чуть грубоватый рык показывал возраст героя.
Птица-секретарь — эти птицы не так известны зрителям, поэтому в контексте таинственного мира они смотрятся интересно, показывая сплоченность и дисциплину, они стали властелинами неба, и вершителями. Поэтому нарушение дисциплины карается сурово. Именно поэтому птица, проявившая материнство и жалость к коту, была сурово наказана, она сломала крыло. Однако жертва ее не была напрасной, ее путь окончился вознесением в практически Элизиум в торжественном сиянии на самой высокой вершине, подобной горе Кайлас в Тибете.
Лемур — еще одним персонажем, из тех, что нравятся детям, являются лемуры. В "Мадагаскаре" Король Джулиан и его подданные стали так популярны, что получили свой мини-сериал наравне с пингвинами-спецагентами. Здесь лемур собирает различные интересные вещи на осколках мира, познает его через материальное, и это становится его испытанием — остаться материалистом, или же быть верным своим спутникам до конца.
Кит — в течение всего мультфильма героям ненавязчиво помогает какой-то хтонический или древний вид кита, олицетворяя стихию, чуждую для путешественников. В самом конце он играет роль льва Аслана, и именно эмпатия и "человечность" главного героя-кота "воскрешает" Кита, и в финале мы видим его огромный силуэт в волнах далекого океана. Смерти нет...
Разумеется, это мое видение, может быть режиссер хотел просто показать возможности некоммерческого программного обеспечения. При всей невероятной бюджетной сумме, фильм смотрится настолько независимым инди-проектом, что мультипликация и прорисовка животных напоминает таковые двадцатилетней давности, но при этом возникает эффект винтажности, а не устаревшего визуального ряда.
Ну, и конечно, эмбиентные звуковые ландшафты, написанные самим режиссером, очень достойные, причем помимо атмосферных спокойных мелодий у каждого персонажа есть свой собственный музыкальный инструмент для темы.
В общем, мультфильм очень интересный и милый. Однако, за последние несколько дней я заметил в различных обсуждениях на его тему довольно "кринжовые" и, во многом, ущербные мнения, пытающиеся найти политические смыслы, и подобную "символогию", как по мне — неуместные, применительно к фильму о животных, если это не "Скотный двор".
Svarte (Egypt) '2015 — Wanderer Between The Light And Dark (Frozen Archives – FA010, digipack, Depressive Illusions Records – Cut 3202, tape
цитата
Tracklist
1. Earenn 5:03
2. Elisia 5:31
3. Ered Engrin (The Iron Mountains) 5:52
4. Here We Have Hope 6:26
5. Land Of The Witch King 5:51
6. Lothlorien 5:04
7. The Pass Of Cirith 5:04
8. Wanderer Between The Light And Dark 5:38
Продолжая рассказывать о коллективах, так, или иначе, вдохновленных Легендариумом Средиземья, остановимся на группе из достаточно экзотической для black metal страны — Египта. Это довольно старая, по меркам музыкального андеграунда, формация, существующая с начала 2000-х. Впрочем, после своих дебютных демо-записей, группа затихла на почти 15 лет, ворвавшись (а скорее всего, просто кто-то увидел их старые записи) на сцену снова, но, разумеется, при засилии атмосферного BM в то время (2012-2016 гг.), растворились незамеченными. Базируется группа в городе Александрия, втором по величине городе Египта (довольно интересно, что на Discogs группу размещают в Мексике, а на других площадках — в Турции (Стамбул). Проект, изначально вдохновленный творчеством Дж.Р.Р.Толкина, сформировался из музыкантов группы Monokromia, тогда скрывавшихся под довольно странными гиммиками — Mr.Sheriff и Yakout. После того, как они объединились в новом коллективе, имена были выбраны под стать стилю, но неоднократно изменяясь — в конечном счета остановились на Lold Valke и Shadowlord.
При всей наивности концепции, музыка и тексты Svarte (возможно, это обратная аллюзия на Burzum — норвежское слово, обозначающее "черное") достаточно атмосферны, а музыка — запоминающаяся. Причем, альбом о Странствующем между Светом и Тьмой отражает весь творческий путь коллектива — от атмосферного BM с вкраплениями dark ambient и пронзительным неразборчивым вокалом — до медленной Summoning-like музыки.
Довольно интересными для слушателя покажутся композиции "Lothlorien" (Summoning образца 2006 года со вставками из фильма LoTR Питера Джексона) и "Elisia" (придумленный атмосферный осенний трек, явно инспирированный не только Толкин-эстетикой, но и романтическими чувствами В качестве текста использована неоднократно перепетая менестрелями "Песня о Берене и Лютиэн").
Заглавный трек "Earenna" — это переведенный на квэнья Erestor'ом (Fredrik Ström) в 90-е годы текст песни из "Властелина Колец".
Earenna, Earenna! Fáni maiwi yaitar, súre ráva, ar ninque winga hlápua. Andúnenna, Andúnenna, Anar rinda lanta. Sinda cirya, sinda cirya, hláralye te cána: ómar nórenyo i oantier yanna lelyuvan? Autuvan, autuvan taurellor nostienyo; an auremmar tyellar, ar yénimmar fifíruar. Termistuvan i palla néni, erya círala. Ande nar i.falmar métima hrestasse taltala, linde nar i.ómar Tol Vanwo cánala, Eresseo, Eldamardo Fírimain útúvima, yasse nár lassi alalantala: nóre nórenyo tenn'oio!
цитата
To the Sea, to the Sea! The white gulls are crying,
The wind is blowing, and the white foam is flying.
West, west away, the round sun is falling.
Grey ship, grey ship, do you hear them calling.
The voices of my people that have gone before me?
I will leave, I will leave the woods that bore me;
For our days are ending and our years failing.
I will pass the wide waters lonely sailing.
Long are the waves on the Last Shore falling,
Sweet are the voices in the Lost Isle calling,
In Eressea, in Elvenhome that no man can discover,
Where the leaves fall not: land of my people for ever!'
Оригинал
цитата
К Морю! К Морю! Там чайки печальные плачут!
Белопенные гребни играют и пляшут...
Ветер, яростный ветер — о чем ты просвищешь?
Серебристый корабль — ты слышишь ли, слышишь? -
То зовут голоса на Последнем Причале...
Я покину леса, что меня осеняли,
Где прекрасные годы опали листвою...
Одинокий, уйду я дорогой морскою
По высокой волне к Всеэлъфийскому Дому,
Недоступному смертному взгляду земному...
О Эрессэа, край вековечно цветущий,
Бесконечно манящий, навечно зовущий...
пер.Гриншпун
В целом, альбом рекомендован для прослушивания, причем скрипучий вокал вовсе не мешает даже чтению во время прослушивания. Это очень красивая и неспешная музыка с интересными клавишными и гитарными пассажами, при довольно толковом ударном программировании.
Максим Аверченко (Алексей Гергенов) Книги о Средиземье.
Еще с давних пор, когда я был юным, начинающим поэтом, на улицах нашего города, мне часто встречался Алексей. Этот мужчина казался вечноюным, благодаря своей удивительной способности радоваться мелочам, подмечать какие-то особенности повседневной жизни горожан, иногда фотографировать их, писать небольшие заметки, рассказы и очерки.
Очень часто его творчество совмещает в себе философское, социальное и научное, что непрестанно обрамляется романтической канвой любовных переживаний и фантастической или приключенческой романтики. Во многом, эти небольшие произведения похожи на вспышки, быть может от того, что читаются они легко, получается воспринять их достаточно быстро. Здесь есть место и вдохновению, похоже инспирированному из творчества Стругацких, и, одновременно, Шарля де Костера. И вдвойне приятно читать его лирику, напоенную духом приключений, и конкистадорских таинств, перемещающих читателя в далекие и неведомые страны Африки и Азии. Довольно часто в его произведениях встречаются и столкновения людей из разных миров, параллельных, или же пластов другого временного промежутка — главное, что они всегда готовы вступить в диалог, пространно философский или же романтическо-исследовательский, что в современной литературе встретишь нечасто.
Алексей имеет много псевдонимов, либо аватар, именно поэтому, лишь по неуловимому стилю повествования, я понял, кто же является автором двух произведений по Легендариуму Средиземья, имеющихся в моей коллекции. В прошлом году я получил автографы на них, чему был рад.
Максим Аверченко "Леди Орк. Последние дни Средиземья", фантастическая повесть. — Улан-Удэ, 2014, тираж 100 экз.
Первая редакция повести о том, что происходило через три тысячи лет после Войны Кольца.
Форт Мантраорна на востоке Средиземья... Девушка из орков по имени Гилни наносит визит почтовому инспектору Хруодланду (Роланду) и сообщает ему тайные сведения, которые могут спасти Средиземье от надвигающейся катастрофы.
Повестьпо атмосфере очень напоминает классический истерн, не лишенный романтической линии и философских размышлений.
На сегодняшний день существует в расширенной и дополненной версии на ЛитРес, поддержать и прочитать можно по ссылке
Максим Аверченко "Зеленые курганы. По следам хоббитов". фантастическая повесть. — Улан-Удэ, 2012, тираж 100 экз.[/b]
Еще более редкое и раннее издание.
Наш современник попадает в Мир Средиземья. Он исследует начальный этап путешествия хоббитов — от Вековечного леса до Пригорья. В средиземье прошло более двух тысяч лет после Войны Кольца. Герой получает ответ на вопрос "Кто такой Том Бомбадил?", а также кем были Девять Незримых, влияющих на ход мировой истории.
С остальным творчеством Алексея Гергенова можно познакомиться на СамЛибе
Несмотря на совершенную случайность, в моей коллекции оказалось несколько марок, так, или иначе, имеющих отношение к этнографии индейцев.
К 200-летию Фенимора Купера в 1989 году Почта СССР выпустила несколько видов марок.
Портрет Джеймса Фенимора Купера (1789 — 1851).Художник: Л. Зайцев.
Тираж: 2000000 экз.
Кроме того, в 1989 году, была выпущена серия из 5 марок, с изображениями персонажей наиболее значимых романов писателя. У меня в коллекции горизонтальная сцепка, которую, я выиграл на аукционе в очень хорошем состоянии, в отличие от предыдущей марки.
"Зверобой" "Последний из могикан" "Следопыт"
"Пионеры""Прерия"
В 1980-е годы, Куба стала выпускать серии марок (довольно обширные, кстати), с изображением истории Латинской Америки. Здесь на одной маленькой марке могли оказаться объекты и предметы культурного и материального наследия, ученые-ботаники, и их открытия. А в 1987 году на кубинских марках были изображены вожди индейских племен и народностей, боровшихся против испанского владычества в разных странах Латинской Америки, одновременно с редкими тропическими птицами. К сожалению, у меня в коллекции марки только небольшого номинала, поэтому будем пополнять эту серию, ввиду того, что она очень интересная. Всего на листе было по 20 марок, 16 основных, с достаточно информативными коллажами, и 4 с репринтами старых марок Кубы.
Historia Latinoamericana, Cuba, 1987
Вождь Атуэй (ум. в 1512 г.) Вождь Атуэй и многие из его соплеменников отправились из современного Ла-Гонаве на Кубу на каноэ , чтобы предупредить таино на Кубе об испанцах, которые прибывали, чтобы завоевать остров.
Позже он достиг легендарного статуса, возглавив группу туземцев в борьбе против вторжения испанцев, став одним из первых борцов против испанского колониализма в Новом Свете . Его чествуют как «первого национального героя Кубы».
Был схвачен и сожжен на костре.
Логотип кубинского бренда сигар и сигарет Cohiba содержит профиль Атуэя.
Кубинский трогон, токороро (лат. Priotelus temnurus), — вид птиц семейства трогоновых. Национальная птица Кубы.
Энрике Бехо (ок. 1498 — 1535), более известный как Энрикильо , был дворянином племени таино , поднявшим восстание против испанских властей на острове Эспаньола. После долгого и кровопролитного сопротивления в 1533 году он принял мир, предложенный испанцами. Испанская корона пожаловала ему титул «дон» — честь, предназначенная только для знати. С тех пор он был известен как Дон Энрике. Однако, в 1535 году он умер, "как добрый христианин, приняв таинства".
Воробьиная земляная горлица (лат. устар. Columbina passerina) — вид птиц семейства голубиных. Распространены от Северной Америки до Южной Америки.
Текун Уман (ок.1485 — 1524) — вождь индейского племени киче, организатор сопротивления испанским конкистадорам в первой четверти XVI века. Национальный герой Гватемалы.
Знания и военный опыт получил в войне с майя-какчикели и воинами государства Кускатлан. Шеститысячная армия Текун Умана в течение нескольких лет мужественно отражала нашествие испанских завоевателей во главе с Педро де Альварадо, вторгшихся в пределы Центральной Америки в 1523 году, и нанесла им ряд поражений.
В 1523 году участвовал в сражениях против испанцев при реке Самал и городе Сапотитлан, где индейцы потерпели поражение.
По одной версии, был схвачен и казнён испанскими колонизаторами, по другой, согласно летописи майя-какчикели, был убит испанским конкистадором Педро де Альварадо, в битве против испанцев и их союзников близ Кесальтенанго 12 февраля 1524 года. Гибель Текун Умана овеяна многочисленными легендами у майя.
Гватемальский квезал, или центральноамериканский квезал, или просто квезал, или квезаль, или кетсаль, или кетцаль (лат. Pharomachrus mocinno) — вид тропических птиц из отряда трогонообразных.
Вождь Тибириса (ум. в 1562 году) , крещенный как Мартим Афонсу, был индейским вождем, который обратился в христианство под покровительством Жозе де Аншиеты. Он возглавлял народ тупиниким Пиратининги и другие племена. Его дочь Бартира взяла имя Изабель и вышла замуж за португальца по имени Жуан Рамалью. После обращения в христианство он стал стратегическим союзником и защитником иезуитов и португальцев. Умер от чумы. Достаточно распространенная фамилия в Бразилии.
Кювьеров тукан (лат. Ramphastos tucanus cuvieri) — подвид белогрудого тукана из семейства тукановых (Ramphastidae) . Часть систематиков считают его самостоятельным видом Ramphastos cuvieri
Лаутаро ( Lef-Traru — «быстрая южная каракара», 1534/1535 год — 30 апреля 1557) — молодой вождь индейцев-мапуче, военачальник, в течение четырёх лет воевавший с испанцами во время первого этапа арауканской войны на юге нынешней территории Чили. Его люди взяли на себя обязательство изгнать испанских колонизаторов. Армия индейцев под командованием Лаутаро нанесла сокрушительные поражения испанским войскам с огромными потерями у испанцев, несмотря на то, что значительно уступала им по оружию. Он был близок к победе над колонизаторами, когда был убит в бою; на момент смерти ему было около 23 лет.
Андский кондор (лат. Vúltur grýphus) — вид птиц из семейства американских грифов, единственный представитель рода кондоров (Vultur). Распространён в Андах и на тихоокеанском побережье Южной Америки. Считается самой крупной летающей птицей Западного полушария.
Каларка — вождь народа пихао, проживавшего на территории современной Колумбии.
Гоацин (лат. Opisthocomus hoazin) — тропическая птица, единственный вид в одноимённом роде (Opisthocomus) из семейства гоаци́новых. Мясо птицы несъедобно и имеет неприятный запах, поэтому европейцы называли ее "вонючей птицей". Что интересно, птенцы гоацина напоминают археоптерикса, карабкаются по деревьям с помощью когтей на крыльях, у взрослых особей когти на крыльях исчезают. Гоацин — национальная птица Гайаны
Руминьяви, родился в конце XV века в современном Эквадоре, умер 25 июня 1535 года, был генералом во время гражданской войны инков . Испанизированные варианты написания его имени включают Rumiaoui , Ruminavi , Ruminagui , Rumiñagui и Rumiñahui . После смерти императора Атауальпы он возглавил восстание в 1533 году против испанцев в северной части империи инков (современный Эквадор ). Согласно традиции, он приказал спрятать сокровища города, а сам город сжечь. Хотя его схватили и пытали, он так и не показал сокровища. С 1985 года 1 декабря отмечается как день памяти его деяний.
Туканий бородастик (лат. Semnornis ramphastinus ) — бородастик , обитае в западном Эквадоре и Колумбии . Вместе с вилоклювым бородастиком он образует семейство Semnornithidae и состоит в тесном родстве с туканами.
Теуэльче (исп. Tehuelche) — собирательное название (на арауканском языке) коренных народов Патагонии, живших там в период до прихода арауканских племён. Во многом, являются прототипом для мифов о патагонских гигантах, благодаря своему высокому росту.
* Патагонские гиганты — мифическая раса людей, рассказы о которых впервые стали появляться в ранних сообщениях европейцев о тогда ещё мало известных им областях и побережье Патагонии. Они якобы были по меньшей мере в два раза выше обычного человеческого роста: некоторые источники сообщают о людях ростом от 12 до 15 футов (от 3,7 до 4,6 метра) или более. Истории об этих невероятных людях считались среди европейцев реальными сведениями о регионе в течение 250 лет, пока они не были в значительной степени развенчаны в конце XVIII века.
Карминная хабия(лат. Habia rubica) — вид птиц из семейства кардиналовых. Птицы обитают в субтропических и тропических низменных влажных лесах, на высоте от 0 до 1100, локально до 1500 метров над уровнем моря.
Буквально, несколько дней назад, мне посчастливилось раздобыть довольно большую подборку журнала "Юность" за 80-е годы, единственным минусом которой являлось лишь то, что журналы очень рассохлись, и читать их нужно бережно. Очень красиво, я бы даже сказал, нарядно, выглядят номера олимпиадного, 1980 года. В номере третьем, среди прочего, нашлась статья, посвященная проблеме реликтового гоминоида, написанная лаконичным языком, этакая зарисовка-очерк, которая, содержала довольно интересные сведения, особенно со стороны межличностных отношений, телефонных разговоров и предположений. Показалась довольно уютной, особенно эпиграф авторства поэта Юрия Левитанского из довольно грустного стихотворения.
цитата
Что-то случилось, нас все покидают
Что-то случилось, нас все покидают.
Старые дружбы, как листья опали.
...Что-то тарелки давно не летают.
Снежные люди куда-то пропали.
А ведь летали над нами, летали.
А ведь кружили по снегу, кружили.
Добрые феи над нами витали.
Добрые ангелы с нами дружили.
Добрые ангелы, что ж вас не видно?
Добрые феи, мне вас не хватает!
Все-таки это ужасно обидно —
знать, что никто над тобой не летает.
Лучик зеленой звезды на рассвете.
Красной планеты ночное сиянье.
Как мне без вас одиноко на свете,
о недоступные мне марсиане!
Снежные люди, ну что ж вы, ну где вы,
о белоснежные нежные девы!
Дайте мне руки, раскройте объятья,
о мои бедные сестры и братья!
...Грустно прощаемся с детскими снами.
Вымыслы наши прощаются с нами.
Крыльев не слышно уже за спиною.
Робот храпит у меня за стеною.
День такой-то, 1976
Юрий Левитанский
Юрий Зерчанинов. Рискни увидеть (журнал "Юность" №3, март 1980)