Продолжаем движение, планомерно и неспешно изучая историю жанра «меча и магии». Уже познакомились с творениями Роберта И. Говарда и Кларка Эштона Смита. Но далеко не только эти два автора писали героическое фэнтези в 1930-е годы!
Вдохновлённые произведениями отца-основателя, в том же ключе попробовали писать другие авторы палп-журналов — на свой лад, в своём стиле. Кое-кому из них удалось создать действительно интересные образцы, которые ценятся и по сей день. А кто-то не смог сделать ничего необычного, продолжая просто подражать техасскому писателю.
В этот раз речь пойдёт сразу о двух творцах — причём один из них со всеми на то основаниями претендует на звание новатора, а второй, увы, нового слова в героическом фэнтези не сказал. Итак, герои обзора — Кэтрин Мур и Генри Каттнер!
Так повелось, что каждый год 22 января я отмечаю день рождения любимого писателя. И всегда стараюсь сделать что-то творческое, оригинальное (и желательно — ранее не переводившееся на русский). Но в этот раз я обленился и толком ничего не сделал. Даже маленький стишок не перевёл.
Что ж, но как-то отметить 22 января 2018 года надо? Конечно, надо!
Поэтому я решил составить такой небольшой Говард-хит-парад. То есть, лучшее, любимое и только для вас! (с)
Для начала пройдусь по самым главным героям.
I. Кулл, изгнанник из Атлантиды, король Валузии.
Ну, это, пожалуй, самый любимый мой герой Говарда, и чуть ли не все произведения цикла о нём я могу назвать любимыми. Даже среди незаконченных у меня есть фаворит, который мне даже не хотелось бы видеть в завершённом облике — это текст, известный как «Предрассветные всадники». Но есть, конечно, есть рассказы, которые возвышаются в этом цикле над равными.
Во-первых, это, на мой взгляд, просто гениальное «Королевство теней». Однозначно, одна из самых главных удач Говарда за всю его карьеру! Жаль, в популярности проигрывает чуть ли не любому тексту о Конане, да даже не очень-то может сравниться в известности с лучшими вещами о Бране («Черви земли») и Кейне («Крылья в ночи»). И да, змеелюди просто шикарны, это мои любимые твари!
Во-вторых, не менее замечательный, но уже совершенно другой по настроению и подаче рассказ — «Зеркала Тузун Туна». Сначала я его не выдвигал вперёд всех, а потом как-то раз перечитал и понял: да это ж шедевр! Пяток страничек и фабула простая, как две копейки, но сколько Говард сумел заложить в такой объём!
В-третьих, большое впечатление на меня оказало первое знакомство с атлантом, а познакомился я с героем с самого начала его странствий. Первый рассказ Кулле, который я прочёл, называется «Бегство из Атлантиды», и это была самая настоящая сказка. Оттуда веяло свежим ветром неизведанного мира и пахло морем, зовущим навстречу приключениям.
И в-четвёртых, безусловно, такой маленький бриллиант как «Проклятие золотого черепа» никак не мог пройти мимо моего внимания. Это тот рассказ, который зачаровывает с первых строк (хотя, большинство произведений Говарда меня зачаровывают с первых строк). Тут очень сильно ощущается дыхание Вечности и ярко проскальзывает мысль о том, что ничто не вечно под луной — техасский Мастер любил эти темы и со вкусом их живописал. И рассказ-то не совсем о Кулле, но всё же атлант там упоминается как активное действующее лицо.
II. Бран Мак Морн, вождь пиктов Каледонии.
Самый трагический и второй мой любимый персонаж. Цикл о нём совсем маленький, всего три полноценных рассказа. Написаны они в разное время, не друг за другом, и это, наверное, сыграло свою роль в том, что все три шикарны. Говард признавался, что к Брану относится особенно трепетно, значит, не мог позволить себе халтурить.
«Черви земли», конечно, всегда впереди всех. Пожалуй, я бы их поставил на второе место среди самых-самых-самых моих любимых историй Говарда — или они поборолись бы за «серебро» с «Королевством теней». Тут всплывает моя любимая тема «маленьких людей», да и вообще атмосфера текста просто полностью погружает в себя, так что нескоро вынырнешь!
«Короли ночи» тоже, вне всяких сомнений, относятся к удачам техасца. Тут он объединил двух своих героев: уходившего к тому моменту из его мыслей Кулла и постоянно в его мыслях присутствовавшего, но больше где-то на периферии, Брана. Объединение получилось на славу. Что-то подобное, но уже не прямо, Говард провернул также в «Чёрном человеке», где кельт Турлоф встречает, так сказать, Мак Морна.
И первый по хронологии написания рассказ о пиктском предводителе — «Люди тени». В первый раз я просто упал в эту удивительную вселенную, которую Говард сотворил на нескольких страницах этой некрупной новеллы. Я даже переписывал в тетрадочку историю Безымянного племени (книга, где мне встретился рассказ, была не моя). С тех пор это повествование Гонара я всегда перечитываю с особым тщанием, и оно меня всегда зачаровывает.
III. Соломон Кейн, пуританин и искатель приключений.
О, этот суровый гражданин меня тоже сразу заинтересовал. Хотя о нём Говард написал много достойных историй, лучшими из них я считаю две.
Наверное, как и для абсолютного большинства читателей, самым-самым приключением пуританина для меня являются «Крылья в ночи». Поистине, одна из визитных карточек писателя, один из шедевров, где он замечательно сварганил фирменный коктейль из фэнтези и хоррора.
Ещё одним отличным произведением о Кейне считаю повесть «Луна черепов». Мне в ней нравится многое: атмосфера (особенно это лунное сияние, в котором происходит добрая половина главных событий), история скитаний пуританина, история узника (ах, снова Атлантида!), заключительная сцена... Да, в общем, замечательная эта повесть!
IV. Конан, варвар из Киммерии, король Аквилонии.
Вот и добрались до самого прославленного персонажа. Мне он нравится меньше всех из «могучей четвёрки». Сказалось, наверное, то, что на киммерийце Говард действительно зарабатывал деньги. Во всяком случае, несмотря на хороший старт и удивительный финиш, те произведения, что Мастер писал в середине своего Конан-вояжа, действительно «провисают». Я бы мог здесь упомянуть и «Королеву Чёрного побережья», и «Колодец чёрных демонов», и «Час Дракона» как вещи в цикле, которые ценю, но они, на мой взгляд, не дотягивают до двух вершин, что я себе обозначил когда-то.
Во-первых, это «Башня Слона» — лучший текст о киммерийце, как мне кажется. Недаром же его чаще всего переиздают (также подходящей причиной может считаться то, что это приключение случилось с Конаном, по сути, в самом начале его пути, то есть, это такой затягивающий «разогрев» перед другими приключениями). Для меня особый смак в этом тексте состоит в рассказе Юг-коши о том, как он прибыл на эту планету и сколько эпох прошло перед его глазами.
Во-вторых, примечательна «Алая цитадель». Злоключения короля Конана разнообразны и удивительны. Относительно недавно я этот рассказ перечитывал и по мере перелистывания страниц думал: а что это мне раньше так дико нравилось? Нет, ну конечно же, неплохо, неплохо, но вот чтобы прямо шедевр?.. Надо бы, думаю, снизить оценку по прочтении. Добрался до последнего абзаца и решил: нет, не надо менять оценку, новелла великолепна!
V. Фэнтези.
Из других циклов фэнтези, а также внецикловых произведений я особенно выделяю рассказ «Дом Арабу». Он покорил с первого прочтения. Даже если завершил новеллу не Говард, а Оскар Френд, меня это мало волнует, потому что в общем и целом история получилась! И получилась, на мой взгляд, отлично!
Ещё выделяю особенно «Нехт Самерхенд» в версии, завершённой Эндрю Оффутом. Тут вообще одна из моих любимых тем — индейцы Центральной Америки! И мрачная, я бы даже сказал, давящая атмосфера. Правда, давненько я рассказ не перечитывал, быть может, сейчас я о нём так восторженно и не отозвался бы?.. Надо будет к нему вернуться...
VI. Ужасы.
Начну этот раздел описывать по хронологии публикации. Итак, «Хозяин судьбы». Я понимаю, что это ранний Говард, ещё не добравшийся до максимальной точки своего писательского мастерства, и тем не менее, эта история меня «цепляет». Она простая, даже наивная, но в таких вещах Мастера есть особая изюминка. Далее вспомню «Прикосновение смерти», которое я впервые прочитал на английском (перевода на русский в те времена не было), и оно меня поразило. Говард ведь любил мистический хоррор, а тут — ужасы другого типа. Непривычно, неожиданно, но, чёрт возьми, как хорошо!
Так, надо вспомнить «Мифы Ктулху» и около них. Лучшим вкладом техасца в лавкрафтовскую мифологию считаю «Тварь на крыше». Хотя люблю и «Чёрный камень», и «Пламя Ашшурбанипала», но именно юкатанское чудовище мне импонирует особенно. Говард любил всё-таки не тентакли, а копыта. А где-то всегда рядом с «Мифами Ктулху» отирается оккультист Кирован и его друзья Конрад и О'Доннел. Замечательный цикл мрачных и порой действительно страшных историй. Лучшая для меня — «Живущие под усыпальницами». Господи, ну там же опять подземные твари — «маленькие люди»! Как же это прекрасно (хоть и страшно)!
Внеконкурс.
Вне всяких соревнований и сравнений выступает Брекенридж Элкинс, просто потому что соревноваться с ним никто не отважится, а сравнить его не с кем. Лучшее произведение об этом замечательном персонаже — конечно, роман «Джентльмен с Медвежьей речки». Просто отличная книга! Цельная, равномерно смешная и равномерно приключенческая. А каков язык! Ммм, сказка!
Десять Капитанов Киддов из десяти!
Абсолютный победитель.
Лучшим произведением всех времён и народов из числа сочинённых техасским кудесником слова Робертом Ирвином Говардом я нарекаю рассказ, написанный в чистовой версии в 1934 году, а впервые опубликованный в 1938 — уже после смерти автора. Этот текст основывается на негритянских поверьях, на вудуизме и историях о живых мертвецах. Крылатые создания там не сказать, что часто мелькают, но, тем не менее, новелла называется «Голуби из ада». Для меня это просто невероятный шедевр, вершина, до которой сам Говард, быть может, никогда бы не добрался снова, даже проживи он больше тридцати лет. Когда он завершил «Голубей...» и передал их Отису Клайну, тот мог бы сразу запечатлевать этот текст в граните. Идеальный рассказ Мастера.
Что же, такой вот вышел хит-парад. Я отобрал только лучшее, с моей точки зрения. Есть ещё, в принципе, немалое количество текстов, которые приближаются к вышеназванным (я вообще люблю почти всё, что написал Роберт Ирвин Говард), но на этом я остановлюсь, пожалуй.
И вот уже третий раз подряд я представляю то, что хорошего, полезного и познавательного прочитал в сфере комиксов и манги в уходящем году. Два года назад для меня случилось страшное, когда книгами с графическими историями я стал интересоваться в объёмах больших, чем обычными. А в прошлом году повторил предыдущий опыт в несколько видоизменённом виде, создавая традицию подобных отчётов.
Ну что же, традицию надо поддерживать, и посему пишу отчёт за 2017 год.
Но прежде чем окунуться с головой в год нынешний, нужно вспомнить ещё 2016-й. Во-первых, в прошлый раз я забыл упомянуть один достойный, на мой взгляд, комикс, который, к сожалению, до сих пор не получил продолжения на русском и, боюсь, теперь уже вряд ли получит. Речь о «Ключах Локков» — достаточно длинной серии, из которой мы покамест увидели только начало — «Добро пожаловать в Лавкрафт». Во-вторых, в самом конце того года я ознакомился с первым томом «Излома». Это был первый шаг к тому, что произошло уже в этом, 2017-м году.
А случилось то, что я упал в «кавайную яму». Ну, не только в «кавайную», но вообще — сильно увлёкся именно азиатскими комиксами. Нет, ну приходилось, конечно, и раньше соприкасаться с мангой (Суэхиро Маруо, например — прочитал всё, что официально издавалось на русском, и даже немного того, что не издавалось; собираюсь и дальше знакомиться с творчеством этого автора), но не в таких же масштабах! «Излом» меня очень порадовал, от тома к тому было всё интереснее и интереснее! Хорошее такое суровое корейское средневековое фэнтези (хотя мистических элементов там не так чтобы много, по крайней мере, в первых четырёх книгах). Ах да, чуть раньше даже, чем «Излом», я попробовал «Атаку на титанов», но этот сюжет захватил меня в несколько меньшей степени.
Хотя ладно, чего душой кривить, на самом деле именно «кавайная яма» поджидала меня после того, как я по какому-то странному наитию купил три томика «Торадоры!» — отсюда всё и завертелось. Когда прочитал мангу, захотелось узнать, что было дальше, пошёл смотреть аниме... Ну, сами понимаете, дюже увлекло меня это дело. И с тех пор я много читал всякой вкусной азиатской комиксятины, особенно много получилось весной, когда всё это было ещё внове для меня...
Но пока отвлечёмся, глянем на запад. На самом деле, в этом году были весьма достойные книги и из Европы. Из старенького я ознакомился с «Лучниками» — приятным добротным то ли героическим фэнтези, то ли героическим историческим романом. Вот прямо так, как я люблю, с особой, «ламповой», я бы даже сказал, атмосферой. Тоже сказочка, но уже другого рода — «Прекрасная тьма». С одной стороны, забавная и весёлая, а с другой — грустная и суровая книга о... да о жизни и выживании, в общем. О том, на что ради куска хлеба и места под солнцем могут пойти разные люди.
Вообще, на сказки мне повезло, видимо. Кроме бельгийцев и французов, прочитал ещё истории от итальянца Серджо Топпи в книге «Шараз-де». Весьма достойное переложение и переосмысление сказок «Тысячи и одной ночи». А вторая книга художника, издававшаяся на русском, мне понравилась заметно меньше. Зато вот «Реквием. Рыцарь-вампир» меня прямо-таки поразил, в основном рисунком, конечно. Буйство красок, частое соединение и противопоставление красного и чёрного — глаз радуется!
Ещё, наверное, я бы отметил продолжение «Дилана Дога», вышедшее в этом году (первая история проходная, но вторая и третья — очень даже!), и «Астерикса и Обеликса», которые мне с детства нравились, сначала по мультфильмам, потом по фильмам. Из американских впечатлений за этот год мне даже как-то нечего сказать, зато в отечественном комикс-производстве нашлись вполне интересные вещи.
Во-первых, это «Скунс и оцелот» — отличное двухтомное веселье с антропоморфными животными. Тут много всего вкусного: отсылки, аллюзии и реминисценции, игра с читателем... Во-вторых, не менее прекрасная «Якутия», повествующая о приключениях ОЯШа (Обычный Якутский Школьник) на заснеженных просторах северо-восточной Сибири. Здесь тоже немало весёлого, но за этим порой угадываются и довольно серьёзные темы.
Вот теперь от российских школьников можно перейти и к японским.
Серия «Форма голоса» оказалась весьма неплохой историей парня, который сначала нагрешил, а потом решил искупить грехи, и девушки, которой в своё время от этого парня досталось. Интересно следить за развитием их отношений, так же, впрочем, как и наблюдать за прочими персонажами. «Бакуман» повествует о другом, но держит в напряжении ещё почище! Пара начинающих мангак, даже не успев закончить школу, уже мечтает о славе в мире манги и об аниме-экранизации. Очень уж интересно следить за перипетиями сюжета, я каждый новый том истории жду с большим нетерпением.
Грех не вспомнить о школах в соседних с Японией странах — хотя и от японских-то они не особо отличаются. Например, маньхуа (китайский комикс) «Деньги на бочку!» — вообще практически один в один со своими японскими «коллегами». Лёгкая и весёлая, но одновременно заставляющая задуматься история о девочке, очень жадной до денег, и попавшемся ей под руку мальчике. Сделано довольно прелестно и со вкусом. Манхва (корейский комикс) «Крушитель» тоже повествует о школе: как об учениках, так и об учителях, но это не основное в повествовании. Во главе угла здесь стоят единоборства. Весьма неплохая серия, которую авторы продолжили второй, ещё более продолжительной частью — «Крушитель: Новые волны» (её я прочитал в интернете). Третья часть подразумевается, но покамест не написана и не нарисована. Причём довольно давно уже, увы...
Ну, раз уж вспомнил об интернетах, назову ещё несколько серий, которые мне с удовольствием довелось прочитать. На «Брошенного кролика» я наткнулся, отбирая аниме для просмотра, и после собственно просмотра добрался до манги. Всего в серии 10 томов, но только первые четыре соответствуют аниме. Для тех, кто хотел бы познакомиться только с милой историей о том, как холостой мужчина берёт на воспитание девочку и заботится о ней, я бы посоветовал читать мангу только с первого по четвёртый том или ограничиться просмотром аниме. Ибо дальше сюжет развивается совсем в другом русле. Ещё вспомню шикарного «Крутого учителя Онидзуку», с которым я тоже познакомился по такой схеме: сначала аниме, потом манга. Ну, это довольно известная личность, так что можно о нём сильно и не распространяться. Едем дальше...
А дальше я вспомню парочку старых серий, которые когда-то выпускались на русском, но процесс этот прерван и, к сожалению, предпосылок к тому, что данные работы будут изданы полностью, практически нет. Мне весьма пришлась по душе милая кавайная манга «С любовью, Хина» про многократного ронина (вечного абитуриента, попросту говоря) и его романтические приключения. На русском издано 5 томов из 14. Ещё одна милота кавайная, но уже в фэнтези-антураже — «Легенда о Майане». Забавный сюжет с оживлением древней страшной колдуньи, некогда побеждённой могучим героем прежних веков. В итоге всё оказывается немного не так, и наша колдунья, вновь ожив, меняется: она вовсе не такая злобная, как о ней думали. Немалую роль в этих изменениях играет потомок того легендарного воителя. На русском издано 3 тома из 14. Но история не закончена прежде всего самим автором, так что можно понять российских издателей, не желающих продолжать публикацию (хотя до десятого тома включительно там весьма интересно развивается сюжет, с многочисленными приколами).
«Зацепило» меня и ещё одно фэнтези, на сей раз тёмное. «Клеймор» часто сравнивают с «Берсерком», но последний меня оставил равнодушным в своё время. Зато про среброглазых воительниц читал с большим наслаждением, причём после просмотра аниме. Так что удалось прочувствовать разницу между мультипликационным и рисованным Лаки — в манге этот парень гораздо более крутой. К сожалению, чем ближе к финалу, тем больше и больше автор тянул сюжетную резину, но на это, по большому счёту, можно закрыть глаза. На русском издано 12 томов из 27. Закончу речь о фэнтези, обратившись к двухтомнику «Музыка Марии» (издано на русском полностью). Весьма интересная история о необычном мире, где над планетой парит Мария — машина, которую почитают как богиню. Автор много чем насытил свою работу: от отличного рисунка до философских размышлений о природе действительности.
Ну вот, теперь можно перейти к однотомникам. Большое, мощное впечатление на меня произвёл «Голограф на Радужном поле» — так что теперь жду с нетерпением других работ автора. Книжка-головоломка, которую с одного прочтения, думаю, мало кто возьмёт. Переплетение разных временных плоскостей, прыжки во времени, недоговорённости, «недорисованности» — в общем, пищи для ума тут немало. Есть также и чем немного пощекотать нервы: сексуальные извращения и насилие в небольшой степени, но присутствует. Необычной получилась книжка «Опус», в которую вошла незаконченная автором манга. Начинающаяся как приключенческая история, скоро она перевоплощается в нечто более глубокое. По сюжету, мангака «залезает» в созданный им же самим мир и попадает в разные переделки вместе с главной героиней. Одним словом это произведение можно было бы охарактеризовать — триллер, однако это не исчерпывающая характеристика.
Возвращаемся ненадолго к легкомысленной кавайщине. Название сборника «Милашки» довольно точно отражает содержание книги: герои действительно милые. Истории, в принципе, не хватают звёзд с неба, но в то же время выполнены на хорошем уровне (как сюжеты, так и рисунок). Просто отдохнуть за такой книжкой — удовольствие. Ещё один сборник небольших историй, который мне весьма приглянулся, называется «В лес, где мерцают светлячки». Четыре сюжета о любви, поданные так изящно и пронзительно, что чуть слёзы не наворачиваются (больше всего это относится к заглавной истории, по которой снято одноимённое аниме). Главное в этой книге — настроение, чувство. Это роднит вышеупомянутый сборник с парой нижеследующих графических новелл.
Одна из них — «Часы нашего счастья». Официально на русском не издавалась, но при желании найти в переводе можно. Сильная вещь, повествующая о... двоих. «Встретились два одиночества» — эта фраза к манге подходит как никогда, но исключительно в прямом смысле, безо всякой иронии. И всё-таки, скажу честно, иногда мне приходила в голову мысль, что автор вот здесь, вот тут и вот там просто включает «слёзовыжималку». Такого чувства не было при знакомстве с другой мангой, которая называется «Даже боги лгут». Вот это, по моему мнению, абсолютный шедевр, как ни посмотри. Удивительно, что этот томик я купил, только прочитав аннотацию. Но в основном — из-за обложки, конечно, очень уж она мне приглянулась. История простая, поистине «жизненная» (хотя в некоторых местах вполне можно воскликнуть, подобно Станиславскому: «не верю!») и добрая. Сюжет повествует о двух школьниках, которые однажды сблизились и, по всей видимости, уже больше не желали никогда расставаться. Очень светлое произведение, несмотря на то что жизнь поворачивалась к героям своей «тёмной» стороной — особенно к девочке. Я был очарован этой мангой надолго (до тех пор, пока не прочитал позже ещё более мощную историю, впечатление от которой перекрыло «Даже боги лгут»), поэтому она и заслуживает высочайшего звания Комикс Года!
Так... Ну, вроде бы всё. Всё, что хотелось вспомнить, вспомнил (надеюсь). Осталось ещё одно, главное комикс-событие года, но о нём я в очередной раз разглагольствовать не буду, и так уже написал пару простыней (вы их можете найти по специальному тегу). Пусть эта милая девушка останется вне конкурса, всё равно она всех здесь порвёт.
Так что закругляюсь.
Всех любителей комиксов — с наступающим!
P. S. Напоследок — чтобы совсем-совсем без какого бы то ни было упоминания Открытия Года не уходить, вот такую прелесть здесь оставлю!
Ну, что тут сказать... Кёкочка, которую я впервые прочитал весной этого года, а потом ещё не раз перечитывал, не отпускает до сих пор. А поскольку мне очень хочется поделиться, насколько же крутая эта манга, то вот, пожалуйста — пишу ещё одну статью.
(Не переживайте, ближе к концу года я постараюсь рассказать, что ещё хорошего, кроме невероятной Кёки, нашёл в мире комиксов и манги. )
Пока же, поскольку в первой статье я уже достаточно подробно рассмотрел десятитомник почти со всех сторон, решил побольше внимания уделить нескольким главным и второстепенным персонажам, а также графической составляющей (благо, теперь у меня есть для этого специальные слайды).
Делить героев этой манги можно не только по традиции — на хороших и плохих (в данном случае, подозреваю, это будет не лучший вариант, потому как тот или иной персонаж за десять томов может успеть побыть и хорошим порядочным человеком, и мерзким негодяем). Рассортировать их можно на два «лагеря»: люди и демоны. Кроме одного (или двух, тут смотря как поглядеть) персонажей, все остальные совершенно точно попадают либо в первую, либо во вторую категорию.
Люди
Кёко Карасума
Ну, естественно, всё начинается с неё! Она — альфа и омега истории, да по большому счёту, все десять книг — исключительно о ней. Будь иначе, и манга, наверное, называлась бы как-нибудь по-другому.
Кёко Карасума — шестнадцатилетний (на начало первого тома) детектив в полиции Асакусы (район Токио). И по совместительству — гроза демонов. Несмотря на столь юный возраст, она не ведёт себя как ребёнок, а работает почти что наравне со взрослыми коллегами. В первом томе она, в общем-то, и занимается тем, что должен делать детектив: расследует. Бродит по Асакусе, выспрашивает, высматривает... Но очень скоро эта её работа трансформируется в нечто более опасное, в перспективе вырастающее в бесконечные погони и перестрелки. И сама Кёко, естественно, изменяется.
Карасуму постоянно раздирают противоречия, так как в ней сосуществуют два противоборствующих начала, которые ей нужно как-то примирить. По большому счёту, весь десятитомник как раз и повествует о том, как девочка-подросток постепенно превращается в молодую женщину, ища себя, свой путь в согласии со своим естеством.
Том 1Том 3Том 4Том 5
Кодзо Митамура
Это самый противоречивый персонаж манги. В первом томе он предстаёт перед нами таким простачком-весельчаком, но уже в самом начале чувствуется, что человек-то он непростой. И в дальнейшем Кодзо всё более и более раскрывает свою истинную сущность.
Он — непримиримый борец с демонами, однажды на своём пути повстречавшийся с представителями клана Карасума. Это случилось двадцать лет назад, если отсчитывать от времени, когда развивается действие манги. То столкновение и определило всю дальнейшую жизнь Митамуры. Он не просто работал в полиции, но стал настоящим истребителем демонов — недаром же был командиром спецотряда «Маруки», который почти полностью уничтожил в том числе и клан Карасума.
Вместе с тем Митамуру нельзя назвать и неисправимым безжалостным убийцей. Он взял из детдома и воспитал сначала Райко Гобури, который, идя по стопам сэнсэя, стал грозой демонов Киото, — а затем и Кёко Карасуму. Также он взял под своё крыло Рея Кумано, когда тот оказался на грани увольнения из полиции, и тоже стал для него наставником — хотя и в меньшей мере, чем для Райко Гобури и Кёко. История с Тацуми Кано тоже доказывает: Митамура — сильная личность, способная взять инициативу в свои руки, невзирая на последствия.
Так что фигура эта неоднозначная и очень интересная. Отношение к Митамуре не только других персонажей манги, но даже авторов нельзя привести к одному знаменателю: для одних он — герой, для других — негодяй, и любят его, и ненавидят, кажется, с одинаковой силой. Но независимо от того, какие чувства испытывает к этому человеку тот или иной персонаж, уважают Митамуру буквально все.
Том 1Том 2Том 4Том 6Том 7Том 9Том 10
Реймонд Кумано
Полицейский, напарник Кёко. Он является, возможно, вторым главным действующим лицом всего десятитомника (за второе-третье место он может побороться с Митамурой) и уж точно первым после Карасумы на протяжении первых семи томов. Этот в обычной обстановке спокойный и трезво мыслящий человек легко может потерять голову в бою. Впрочем, поскольку речь идёт о борьбе против несомненного зла, такая его характерная особенность не доставляет больших неприятностей. А ещё Рей одержим жаждой мести, ради чего даже прибегает к помощи специального препарата, противодействующего боли. Его заклятый враг всё не даёт ему покоя.
Одна из глав манги называется «Полицеский-монстр», что описывает Кумано довольно-таки исчерпывающе. Кстати, то же самое можно сказать и о следующем персонаже, который на Рея походит почти как брат.
Том 2Том 2Том 3Том 4Том 7
Райко Гобури
Суровый, но справедливый сорвиголова — таких навалом в старых кинобоевиках. Его называют грозой демонов Киото, и их он уничтожает с большим удовольствием своим мощным мечом. На сцене Гобури покрасовался не так много (лишь в последних трёх томах), но всё равно успел оставить по себе ощущение такое же громадное, как Кумано. Они, в общем-то, действительно мало чем различаются, разве что у Гобури более здоровый образ жизни — его сила и ловкость от природы, он не сидит на препаратах. Да и жажда мести его не одолевает. Можно сказать, что он живёт в собственное удовольствие и ни о чём не думает — только до тех пор, пока не встречается с Кёко Карасумой.
Том 8Том 8Том 9Том 10
Мики Сугиура
Очаровательная блондинка, прекрасное пополнение для токийской полиции — с любовью от SAS Великобритании!
Во втором томе начальник полиции Мидзутани обещает Митамуре некий «подарок», каковым и оказывается сногсшибательная (не только в переносном смысле!) блондинка. Три года она обучалась разным военным хитростям — и вот наконец прибывает на родину своего отца в самый разгар войны с демонами. Мики — очень серьёзная девушка, которая никому не даст спуску, о чём красноречиво говорят её стычки и с подчинёнными, и с коллегами из других отделов. Особенно она невзлюбила Кёко Карасуму. И эта нелюбовь была взаимна.
Так или иначе, но Сугиура почти сразу по прибытии в Страну Восходящего Солнца становится видным человеком в полиции. Под её началом оказывается новое военизированное подразделение, известное как ООО — отдел особых операций. И ведь не зря руководство этим новым образованием доверили именно ей: Мики — специалист по крупнокалиберному оружию, что девушка доказала однажды на улицах Токио, выстрелив в демона из базуки (было весело!).
На Сугиуре не заостряется внимание слишком уж часто, она всё же второстепенный персонаж. Но тем не менее, по её взаимоотношениям с Карасумой мы видим, что даже Мики меняется. Если сначала она относилась к Кёко как к выскочке, даже не заслуживающей звания полицейского (особенно в свете интересных сведений о природе Карасумы), то с течением времени видит её успехи и начинает относиться к странной девушке как к коллеге, даже напарнику. В восьмом томе из-за того, что Карасуму подставили, Сугиура снова наполняется недоверием к главной героине — и всё-таки её отношение к ней неоднозначно. Ну, а в конце манги мы и вовсе видим, что Мики не имеет ничего против Кёко, а даже наоборот.
Том 2Том 3Том 3Том 5Том 5Том 8Том 10
Кунио Сибата
Старый товарищ Митамуры, некогда входивший в спецотряд по уничтожению демонов «Маруки». В третьем томе, когда война с демонами принимает нешуточный размах, о старом вояке вспоминают в полиции. В это время Сибата бомжует, но принимает приглашение и вливается в ООО в качестве практически командира, положение которого, в общем-то, не ниже положения Сугиуры. Кунио, так сказать, вспоминает молодость, убивая демонов, в нескольких стычках показывая свою силу, сноровку и сообразительность. В пятом томе отделу особых операций пришлось особенно несладко, и среди всего пяти выживших оказывается и Сибата, конечно. Опыт-то не пропьёшь, как известно!
Том 3Том 4Том 6Том 10
Тацуми Кано
Когда я вот там, выше, оговорился, что все герои манги однозначно относятся к одному из двух лагерей — людей или демонов, — я упомянул и об исключениях. О первом из этих исключений расскажу чуть ниже, а второе — это вот он, Тацуми Кано. Физически — человек, но морально, психологически — скорее демон. Даже если бы не было Кёки, то харизматичный Кано, уверен, и один вполне мог бы «вытянуть» тома с четвёртого по седьмой.
Доподлинно неизвестно, кем вдохновлён этот герой, но в его образе можно найти сходство со многими известными злодеями массовой культуры — хоть с тем же Джокером. Выглядит Тацуми как настоящий безумец, но на самом ли деле он такой? Судя по тому, с каким пылом и знанием дела он развернул свою деятельность в области создания нового государства — Кано вовсе не так прост. Разгадать его может не всякий, и только такой же пытливый ум, как у него самого, смог бы «раскусить» этого якудзу. Что и подтвердил Кодзо Митамура в седьмом томе манги.
Впервые Тацуми Кано появляется в четвёртой книге, во второй сюжетной арке. На протяжении четырёх книг он с блеском доказывает то, что в конце концов, уже после развязки, резюмировала Кёко Карасума:
«Он был как настоящий демон... хоть и родился человеком».
Том 4Том 5Том 6Том 7Том 7
Сатоко Карасума
Ключевой персонаж девятой и десятой книг. Фигура, не менее противоречивая и несчастная, чем многие и многие другие в данной манге.
Двадцать лет назад (относительно событий, описанных в десятитомнике) она оказалась в Токио и была замешана в истории с совершённым демоном преступлением. Расследованием занимался молодой полицейский Кодзо Митамура, которого начальство обязало сопровождать Сатоко в поездке обратно в Киото. Тогда-то она и рассказала ему об уготованной ей судьбе. Полицейский решил защитить девушку, что ему, однако, не удалось в полной мере, и этот-то ряд неприятностей стал для него фатальным. Митамура поклялся отныне посвятить себя уничтожению демонов. Он искал ту самую девушку очень долго, но безуспешно.
И всё же Сатоко и Кодзо встретились снова — спустя двадцать лет, уже в присутствии Кёко, и в конце концов выяснили между собой отношения. Финал был трагический, да и можно ли было ожидать иного исхода в этой манге?..
Том 9Том 9Том 9Том 10
Демоны
Кёко Карасума
Да, и этот раздел начинаю с неё же. Дело в том, что по матери Кёко — человек, а по отцу — демон, наследница могущественной фамилии Карасума.
Впервые узнать о том, что она не такая, как все, Кёке доводится уже в первом томе. Точнее, она и сама ещё раньше догадывалась, что отличается от обычных людей (естественно, в шестнадцать-то лет работать в полиции штатным детективом!), но после первой встречи с Кирио Утидой всерьёз задумывается над заданным им вопросом: «Сама-то ты кто?»
Начинаются душевные метания, попытки узнать о своём прошлом, о своей семье... Девушка обнаруживает только какие-то жалкие крохи информации, отчего её мучения становятся только острее. На фоне этих поисков Карасума осознаёт свою силу — демоническую силу! Она становится быстрее и сильнее. От книги к книге девушка всё больше и больше осознаёт, что она — из клана демонов, а значит, тех, кого она когда-то ненавидела, больше ненавидеть не получится. Ну, во всяком случае, с той же неистовою силою. Ведь демоны — её родня! Но человеческое начало в Кёке всё так же сильно.
К итогу десятого тома мы приходим вместе с героиней, наконец выяснившей тайны своей семьи и примирившейся со своей двойственной природой.
Том 2Том 3Том 4Том 5Том 6Том 6Том 8Том 10Том 10
Кирио Утида
Безусловно, главный из антагонистов манги. Как и многие другие герои, он оказывается в конечном счёте не так однозначен, как можно было подумать поначалу. Да, в первых томах он действительно предстаёт человеком (а лучше сказать — демоном), не гнушающимся любыми средствами для достижения своих целей. Он готов обрушить на Токио целую армию нечисти и смотреть с высокой крыши на то, как полиция выбивается из сил, пытаясь справиться с нашествием. Даже в демонской среде своеволие Кирио не встречает одобрения.
Что касается Кёко, то её Утида с удовольствием дразнит (или, как это принято сейчас говорить, троллит). Он пытается пробудить в ней демоническую кровь, и это удаётся наглецу. Хотя привлечь девушку на свою сторону ему всё равно невозможно, тем не менее, попытки Кирио повторяет с завидной регулярностью. Он же и старается помогать ей — даже опекать Кёко. Во всяком случае, сражение с Иоро и атака на Тацуми Кано без поддержки Утиды могли бы обойтись Карасуме очень дорого (вплоть до летального исхода).
А к концу манги Кирио Утида меняется. Он понимает, что его клан, воспользовавшийся помощью Рикэя, сделал ошибку. Гордость не даёт молодому демону стоять в стороне и, чтобы сохранить честь своей фамилии, Кирио готов пойти на всё. Собственно, в последнем томе мы видим всю его самоотверженность, и даже Кёко признаёт это: хотя не принимает методы Утиды, она благодарит его за всё, что тот сделал. Она, по всей видимости, полагает, что, сложись обстоятельства иначе, они могли бы стать друзьями...
В течение десяти томов Кирио Утида проходит путь от этакого дерзкого демона-денди до героя, ставшего последним оплотом своего клана.
P. S. А ещё Кирио украл у Кёки первый поцелуй, экий нахал!
Том 1Том 3Том 7Том 8Том 10
Братья Куроганэ
Тут можно выразить всё достаточно просто: Куроганэ — это два отморозка. Несмотря на то что появляются они только в последних трёх томах манги, впечатление по себе оставляют неизгладимое.
В общем-то, образы эти достаточно простые. Они только тем и занимаются, что живут как хотят и творят что хотят, не считаясь ни с чьим мнением. Что, собственно, нужно для счастья этим двум демонам, изгнанным из собственного клана? Пожрать людишек, поиздеваться над кем-нибудь, взорвать что-нибудь и всё в таком духе. Понятное дело, что такие кадры как нельзя лучше подходили Рикэю для воплощения его планов, и он с удовольствием воспользовался их помощью (об этом рассказывается в девятом томе манги). А Куроганэ только и рады, ведь таинственный монах предложил им как раз то, чего они и желали!
Но, как говорится, нашла однажды коса на камень. Первая встреча с Кёко Карасумой осталась за братовьями, но вот при втором их столкновении всё вышло совсем иначе. Девушка и её неожиданный помощник сумели сделать так, что эта битва обошлась Куроганэ дорого. Очень-очень дорого...
Ведёт он себя как аристократ с утончёнными манерами, но любит перекусить человечинкой. В результате одного из таких вот ужинов у него и начались нелады с Кумано. В первой же их схватке оба потеряли по глазу — так что узы ненависти, связывающие этих двоих недругов, стали крепки как никогда. Рей искал Кёмото, но тот исчез и появился в Японии снова только со времени, когда на сцену вышел Тацуми Кано. В пятой, шестой и седьмой книгах полицейский с переменным успехом охотился на огненного демона, из-за чего ему даже пришлось оставить Кёко одну перед толпой демонов (та справилась, конечно, ведь супротив неё были мелкие сошки).
Чем-то Кёмото напоминает Кирио Утиду — тот, пожалуй, не окажи на него Кёко, а также некоторые обстоятельства благотворного влияния, мог бы вырасти в подобного вот Кёмото.
Том 3Том 3Том 4Том 7
Рикэй
О нём уже не единожды упоминал, но дошёл только сейчас. Это ещё один крайне интересный персонаж манги. Кто он такой, откуда взялся, какие цели преследует? — всё покрыто туманом тайны, только слухи множатся. Самое главное: Рикэй жаждет наступления «эры Будды», а чтобы та пришла, необходимо всё перевернуть с ног на голову, утопить Японию в крови как людей, так и демонов. И таинственный монах решительными шагами идёт к осуществлению своих планов, но действует не сам. О нет, прямые пути — не для этого серого кардинала! Всё — чужими руками, из-за угла, исподтишка...
Кроме того, что это самый таинственный герой, он ещё и самый старый: ему то ли двести, то ли триста лет. Ну, по крайней мере, слухи такие ходят...
Том 2Том 4Том 9
Иоро и Нисимагура
Пара демонов, история которых довольно печальна. Иоро — изгнанник из клана Утида, мечтающий жить в одних только сражениях, ибо только в них он чувствует, что жив. Нисимагура — неразлучная спутница отверженного, владеющая силой холода. Она, напротив, хотела бы жить подальше от всей этой смертоубийственной канители. Но увы, увы, её мужчина непреклонен. Если уж не себе, то хотя бы другим Нисимагура приносит покой: её жертвы замерзают насмерть. Сомнительное достоинство, правда, но хоть что-то...
P. S. Внешне женщина-демон очень напоминает Кёку Карасуму, почему — неясно...
Том 5Том 5Том 6
«Тёмные материалы Кёко Карасумы» хороши сюжетом (это действительно очень увлекательная динамичная история с примесью детектива и мистики), невероятно хороши рисунком (в этом вы уже могли убедиться даже из иллюстративного материала настоящей статьи). Но ещё одна сильнейшая сторона манги — персонажи. Они разные, хорошие и плохие, простые и неоднозначные, но всегда запоминающиеся. Что уж тут говорить — возьмём простой пример. В восьмой и девятой книгах появляется «королева эпизода», как я её для себя обозначил, Рэйка. Помощница начальника киотоской полиции Симадзаки. Случаи, когда эта девушка скрашивает своим присутствием страницы манги, можно по пальцам одной руки пересчитать, но даже этого достаточно, чтобы она запомнилась внимательному читателю. И это только одна из героинь, буквально промелькнувших в одно мгновение! А ведь всего персонажей в десятитомнике о-о-очень немалое количество!
Вот за всё это и хочется сказать большое спасибо создателям — сценаристу Одзи Хирои и художнику Юскэ Кодзаки. Они смогли внести в своё произведение какую-то удивительную энергию и жизнь, смогли сделать так, что чёрно-белые страницы заиграли всеми цветами радуги! А такое дорогого стоит!
И ещё немного картинок для визуального наслаждения...
КЭР
Что такое КЭР, спросите вы? Это Крутые Эпичные Развороты. И глядя на это вот всё нижеследующее великолепие, совсем несложно понять, почему я поименовал их крутыми и эпичными.
Из первого тома
Из второго тома
Из четвёртого тома
Из пятого тома
Из шестого тома
Из седьмого тома
Из восьмого тома
Из девятого тома
Из десятого тома
Внимание!
Это вторая публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.
Последующие части вы можете прочитать, пройдя по ссылке:
В предыдущих семи частях продолжительного экскурса в историю «меча и магии» довольно подробно рассмотрено творчество Роберта И. Говарда. Теперь пришла пора взглянуть уже и в другие стороны.
Ещё при жизни отца-основателя, а точнее сказать — буквально с самого начала параллельно с ним в схожем стиле начали писать свои произведения и другие авторы палп-журналов, в первую очередь, конечно, — сотрудничавшие со знаменитым изданием «Weird Tales». А раз речь о тех временах и тех писателях, то нельзя обойти вниманием такого мастера как Кларк Эштон Смит!
Его «Рассказ Сатампры Зейроса» вышел уже в 1931 году, спустя всего два года после Говардова «Королевства теней», ещё до рождения Конана! И кроме упомянутой новеллы, Смиту было что сказать, и свидетельством тому — статья, посвящённая героическому фэнтези в творчестве этого писателя.