Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 74  75  76

Статья написана 30 апреля 09:18
Размещена также в рубрике «Другая литература»

66-е место: чешские народные сказки, собранные и обработанные писателем, поэтом, фольклористом, переводчиком Карелом Яромиром Эрбеном (1811-1870).




Статья написана 28 апреля 07:50

Начало

Конечно, "фейк" с вымышленной группой Sех Crazy Band удался благодаря слабой информированности отечественной рок-аудитории тех лет (и отсутствию интернета) и высмеивает представление советских любителей музыки о зарубежном шоу-бизнесе, о котором знали только из критических статей в  газетах, но хотели "чего-то эдакого".

О подобных ожиданиях  хорошо сказано в  повести Николая Фёдорова "Сказано — сделано" (я читал её в "Костре" в середине 80-х):

цитата

В квартире Кирилл усадил гостей на диван и для начала предложил послушать записи рок-группы «Плазматик».

— Вообще-то, их слушать не так уж интересно, — сказал он. — Их смотреть надо.

— А ты что, смотрел? — спросил Коля.

— Откуда? Читал. Ну, сильно выступают! Там пишут, что тухлые яйца себе об головы бьют. А в конце три телевизора взрывают. По-настоящему, динамитом. Завод в зале жуткий!

Ну, скандальный Plasmatics (так правильно!), состав сопровождающий Венди О. Вильямс, существовал на самом деле, а у SCB настоящими были только стихи, написанные Щупловым.

Вот несколько примеров. Из наиболее пристойных.

                                ***

щека со впадинкой

клык во рту

люблю мои бездны

в постели можешь лежать

с кем угодно

но в земле только со мной

                                ***

синяки слезают с ноги словно звери с деревьев после весеннего наводнения


                                ***

я увидел во сне себя одиноким

я заплакал

живые оталины глаз были

полны голубого света

не казался далёким горизонт

щекотал холодок ночи

белые кончики пальцев

с отхлынувшей кровью

были притиснуты к стёклам поезда

и ветер над жизнью

                               ***

в наших следах выпрямляются травинки

досчастье — счастье — послесчастье

свёрнутый воздух

летит из флейты Перголези

до бесстыдности невинный

не знаю

                               ***

когда возвращаешься ночью срываешь лицом паутину сплетённую за день пауком Ночь пустая как лес — даже эхо в ней вырастает

                               ***

квадратные глаза

их отыскивает полночь и возводит

в степень слепоты

мы старше своих глаз на несколько

столетий

мои средневековые глаза

                                ***

Мои руки — это огонь парящий над твоим телом

Огонь никогда не становится льдом

но лёд всегда заканчивает свою жизнь на земле

парением искр

Мои руки — это огонь твоей души

отпущенный на волю глазами

Мои руки — это глаза

отпущенные на волю твоей душой

                          ***

Для большей достоверности в книгу включены отзывы о творчестве группы из реально существующих журналов и эпатажные ответы участников группы на вопросы  большой анкеты журнала "Q":

"Странная ностальгия! Англия прошлого века, замешанная на китайской заунывности. Экзотика, снабжённая электрическим двигателем. Мясорубка с китайским веером. Викторианский столик — с керамикой эпохи Хань..." ("Billboard")

"В песнях ребяток явно переночевал какой-нибудь лирик прошлого века. Например, Шелли. Или Китс... Бог ведает, откуда они берут такую грусть, не свойственную нашему столетию?". ("Newsweek")

Выдержки из анкеты "Q":

цитата

Любите ли вы политику: Только если о ней говорит сверчок, посаженный в клетку, сплетённую из тростника (Гленн Роджерс); Только в постели (Нельсон Саммервиль); Пошли они все к чёрту! (Джон Клэш); Упаси Бог! (Роберт Моррис)

Ваше заветное желание: Стать в следующей жизни цаплей с горы Сисайшань (ГР); Стать миллиардером (ДК); Спать, спать и ещё раз спать... (РМ)

Хотели бы вы получить "Оскара": Только за сексуальное мастерство (ДК); На фига он мне сдался?.. (НС); Только после того, как мне в рот положат жемчужину (ГР, примечание в книге: Гленн намекает на китайский обычай — класть в рот покойнику жемчужину, дабы при встрече с богами Восточного рая тот был красноречив); Никогда (РМ)

Если бы вы не занимались музыкой, то...: Потянулся бы за отражением луны в воде и утонул (ГР, примечание в книге: Гленн намекает на старинную легенду, согласно которой поэт древности Ли Бо именно так окончил свои дни)


Обложка "Собеседника" 13/1990, 1 апреля)

Не менее интересный розыгрыш был реализован в первоапрельском выпуске "Собеседника" за 1990 год. Собственно розыгрышем стал весь номер газеты —  якобы, молодые сотрудники газеты отстранили от работы главного редактора и сами подготовили этот необычный номер со смелыми, сенсационными материалами. Здесь была статья о происхождении русского мата, целый разворот посвящен Маркизу де Саду... но самая интересная новость опубликована на предпоследней странице газеты  — молодой ленинградский филолог Георгий Сотников уверенно доказывает, что Александра Блока как поэта никогда не существовало и это всего лишь прекрасная литературная мистификация. В качестве доказательств приводятся результаты компьютерного лингвоанализа стихотворений, отрывки из малоизвестных дневников Блока, который был просто "ширмой" для крупнейшего обмана в истории русской литературы. Главным свидетельством является цитата из "литературного завещания" Андрея  Белого, где Белый признаётся, что 12 февраля 1898 года на даче у С. Соловьёва Макс Волошин "предложил сумасшедшую идею создать нового Козьму Пруткова — но серьёзного поэта". Идею поддержали присутствующие — Кузмин, Бальмонт, Вл. Соловьёв. Белый вспомнил о своём приятеле Александре Блоке, "человеке, мечтающем о литературной славе, но — на беду — совершенно бездарном к поэзии".

цитата

На следующий день мы заключили с Сашей договор: отныне он сам не напишет ни одной строчки без нашей диктовки (даже — дневник! Даже — личные письма!). Все — под наш литературный контроль. Поклялись, что до самой смерти будем хранить тайну поэта А. Блока.

"Незнакомку" написал Михаил Кузмин, стихи из циклов "На поле Куликовом" и «Страшный мир» — придуманный  поэт С. Дибин, причём Дибин, по уверениям Сотникова, опубликовал эти произведения ещё в 1889 году, но тогда они прошли незамеченными.

Заканчивался материал нагловатым выводом "исследователя":

цитата

"Что касается Блока, то мне кажется, что этот гигантский литературный фантом ХХ века должен остаться навсегда в целом, нерасчленённом виде. Как памятник человеческому гению и человеческой глупости."

Перестройка — время многочисленных разоблачений, в том числе — в области литературы, и нет ничего удивительного, что многие поверили в обман. Тем более, что вера в правдивость газетной информации тогда была ещё высока. Я писал уже о том, какой ажиотаж  в 1988 году вызвала фейковая новость о переходе Марадоны — лучшего футболиста мира — в московский "Спартак". Номер "Известий" с этим первоапрельским розыгрышем (вероятно, одним из первых розыгрышей в прессе "позднего СССР") просто смели в киосках Союзпечати. Среди "хороших новостей" "Известий" от1 апреля 1988 года, кстати, была и новость на книжную тему: сообщалось об открытии кооператива «Книгочий», работники кооператива вычитывали новые книги и журналы. Кооператив таким образом  "за умеренную плату" «ориентировал любителей чтения в том огромном количестве  новых публикаций, которое одному человеку осилить просто нельзя». Нужную информацию о  книжных и журнальных новинках можно было заказать по телефону. По схожему принципу работают  современные рекомендательные сервисы Интернета, тогда  — это было просто шуткой.


первоапрельский номер "Известий" за 1988 год

Вскоре после выхода первоапрельского номера редакция "Собеседника" оказалась завалена возмущенными письмами читателей, доказывающих существование поэта Блока. Похоже, шутка удалась.


заметка о Блоке из "Собеседника"


Статья написана 27 апреля 11:41
Размещена также в рубрике «Другая литература»

На 67-ом месте — сборник Сказки давнего времени (Priče iz davnine, 1916) хорватской писательницы Иваны Брлич-Мажуранич (1874—1938). Практически любой интернет-источник, начиная с Википедии, сообщает, что автора называют "хорватским Андерсеном" и "хорватским Толкином". Как ни наивны подобные сравнения, но в данном случае они удачны — произведения сборника отличаются поэтичным языком, богатой фантазией и написаны с использованием имён и образов из языческой славянской мифологии — здесь действуют домовые, покровитель домашнего скота Баган, злой дух баба Полудённица, Мокошь, Сварожич, владыка лесных бесов Бесомар, Морской царь, но сюжеты оригинальные. "Ни одна картина или фабула, ни одно развитие или освещение сюжета в этих сказках не найдены готовыми в нашей мифологии", — писала автор сыну. Совсем недавно в теме "Дотолкинское фэнтези" я уверял, что сборник ближе именно к фэнтези, чем к сказке, но это не помешало включить его в список сказок. Произведения сборника между собой не связаны — их объединяют только славянские поверья.




Статья написана 19 апреля 14:27
Размещена также в рубрике «Наши встречи»

21 апреля в Москве в пабе "Эрик Рыжий" (Адрес:  ул.Арбат 36/2 стр.1) на втором этаже состоится встреча, посвящённая памяти Андрея Зильберштейна — Dark Andrew. Ближайшее метро — Смоленская Арбатско-Покровской линии. Подходить можно уже после 14-00, хотя основная часть участников подойдёт, думаю, после 18. Я буду на месте с 14-00. Контактный телефон — 985 --(726- 28-42.). Алексей.

Давайте вспомним ещё раз об этом удивительном человеке.


Статья написана 16 апреля 16:28

С Андреем мы познакомились на "Танелорне", сайте посвящённом творчеству Майкла Муркока — на небольшом, но уютном танелорновском форуме Эндрю был, бесспорно, главным знатоком и самой авторитетной персоной. По Муркоку он был главным специалистом в стране, писал статьи, редактировал издания, со всей серьёзностью относясь даже к незначительным деталям, например, выискивал едва заметные нюансы  разных переводов одного произведения. Только так — тщательно и ответственно —  он умел работать. Именно Эндрю посоветовал мне Фантлаб, как лучший сайт о фантастике, став таким образом моим "крёстным отцом" на сайте — и вот уже без малого 10 лет "Лаборатория фантастики" занимает огромное место в моей жизни.

На Фантлабе Эндрю тоже царил и слыл грозным модератором. Аватарка — тигр — только подчёркивала суровость красных сообщений, которые получали флудеры и тролли.

Меня на сайте одно время в шутку называли "первый после бога", но на самом деле вот кто действительно был первым после бога-создателя (creator'а) в плане работы с базой. Именно идеи Эндрю во многом сформировали сайт в том виде, в каком его знают и любят. К тому же Дарк отличался удивительной работоспособностью, даже если говорить только о его работе на Фантлабе, не рассматривая другие проекты, где Эндрю активно участвовал ("Танелорн", "Мир фантастики", "Зиланткон"...), то на сайте он  успевал модерировать, курировать серии и авторов, общаться на форуме, писать рецензии, общаться с издателями, генерировать в курилке множество предложений по развитию, проверять новые библиографии и серии... И, конечно, обсуждать в Курилке "спорных" авторов. Не секрет, что Андрей считался ярым консерватором и сторонником "чистой фантастики" и каждого автора, выбивающегося из этого ряда (это касалось, к примеру, сказочников) приходилось открывать с боем. Эндрю понимал, что "нельзя объять необъятное" и  опасался, что распылив силы, сайт может потерять своё лицо.

Если он был уверен в своей правоте, то сбить его с пути было невозможно, можно было только убедить  фактами.  Мне он всегда казался рыцарем, который свято защищает свои идеалы, не поддаваясь ни на ругань, ни на уговоры.


Москва. 2008. Первая наша встреча

Вживую мы увиделись впервые 8 мая 2008 года. Эндрю тогда посетил Москву и в столичных фантлабовских кругах его приезд вызвал огромный интерес —  многие пришли впервые, специально чтобы посмотреть на знаменитого Эндрю, встреча получилась самой многочисленной на то время, в ресторане на Новокузнецкой даже кончилось пиво. Мы ожидали увидеть сурового тигра, а оказалось, что в живом общении Эндрю милейший человек. Таких доброжелательных, обаятельных и весёлых людей мало. Почти на всех фотографиях он улыбается. Мы сразу подружились и потом встречались ещё не раз — в Москве, Питере, Самаре.

Удивительный был человек. Говорят, что незаменимых нет — это циничная ложь. Нельзя заменить Эндрю. Он был неотъемлемой частью сайта. Казалось, что на Фантлабе он будет всегда. Рану от потери никогда полностью не залечить и я всегда буду с горечью замечать, что его ник в столбце личной переписки остаётся серым, без Эндрю будет очень тяжело, но Фантлаб продолжается. Ради всех, кому он дорог и интересен.

И в память о тех, кому был дорог.

Теперь ещё и ради Тёмного Эндрю.

На следующей неделе я планирую организовать в Москве встречу Фантлаба — помянем друга.

О времени и месте напишу позже, в рубрике "Наши встречи".


Алкоголь Эндрю  употреблял очень умеренно, предпочитал лёгкое пиво, но пошутить на тему алкоголя мог всегда


Дарк Эндрю и Мастино


Питер. День рождения Эндрю, совмещённый с 10-летием сайта. Наша последняя встреча


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 74  75  76




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 226

⇑ Наверх