Издательство: М.: ТПО "Шар", 1990 год, мягкая обложка, 48 стр. ISBN: не указан
Комментарий: Один из первых советских альманахов комиксов. В книгу включены комиксы отечественных авторов разных жанров: "истерн" ("Лёва Гайлис"), городские приключения ("Штучка"), ироническая фантастика ("Тузик-космонавт", "Надводная часть айсберга")... Автор иллюстрации на обложке не указан. Составитель не указан. Авторы сценариев и художники комиксов в издании не указаны. В нескольких комиксах рисунки имеют авторскую подпись. Год издания, тираж не указаны. Нумерация страниц отсутствует. Неоконченный комикс "Лёва Гайлис в истории: Папа, мама и все-все-все" позже вошёл в комикс "Отпуск".
Альманах комиксов "МИФ", вышедший в 1990 году (по другим данным — в 1989 году), является одним из первых советских альманахов комиксов, возможно, даже самым первым. Если — в 1990, то в том же году опубликовано ещё несколько сборников студии КОМ, кто был первым — трудно сказать. Но ясно, что большая часть историй из альманаха подготовлена в 1989, а на задней стороне обложки гордо заявлено "первый отечественный альманах комиксов". Вообще, это очень странное издание московского кооператива: не указаны ни сценаристы, ни художники ни в одном из комиксов! И нет толком выходных данных. Не указан даже год публикации. Зато есть цена — 3 рубля! Мягкий переплёт, на скрепках. Печать, в целом, хорошая, хотя есть огрехи. При этом во многих комиксах сборника подразумевается продолжение, они обрываются чуть ли не на полуслове. Разумеется, планировалось выпускать альманах на регулярной основе (иначе — зачем огород городить?), издательство приглашало к сотрудничеству художников. Логично, конечно, было бы добавить к названию цифру 1. О сколько таких изданий с цифрой 1, не получивших продолжения, было в 90-х... Комикс можно отнести к относительно редким, хотя найти его при желании — не проблема.
В середине книжки есть небольшая заметка, явно рассчитанная на спонсоров и рекламодателей, объясняющая, что вообще такое комикс и чем он полезен: "...такая подача любого материала очень подходит современному, вечно спешащему человеку, благотворно влияя на его психику, адаптируя его к большим скоростям... И в Европе, и в Америке комиксы очень популярны... Техника комикса широко используется в рекламе. У нас в стране комикс как жанр до сих пор не существовал. Этот выпуск — попытка сделать первый шаг в этом направлении."
Книжка открывается анонимным комиксом-стрипом без названия. Затем следует забавный одностраничный комикс "Мышь и повар", и ещё один стрип без названия.
Акварельный городской боевичок "Штучка". Автор, сценарист — не указаны. Классическая история: девушка приехала поступать в Москву, и не поступила. Устроилась уборщицей в кооперативный спортивный клуб. На клуб наехали рэкетиры, но девушка владела каратэ и раскидала бандитов, которые затаили обиду. Всё. Продолжение следует. Но, видимо, никакого продолжения и не было. Жаль, я бы почитал: потенциал у комикса был. Детективная основа, лёгкая пикантность, сильная принципиальная героиня, да и визуально он довольно интересен.
Цикл анекдотических чёрно-белых стрипов "Спок.Но!" интересен тем, что героями являются повзрослевшие и озверевшие герои детской телепередачи "Спокойной ночи, малыши". Автор скрылся за подписью alehop.
Ещё один довольно перспективный комикс (юмористическая фантастика) "Тузик-космонавт": пёс и кошка отправляются в космическое путешествие, спасают планету динозавров, которых поработили мыши. Подразумевались дальнейшие приключения.
Но центральными произведениями сборника стали работы члена студии КОМ Константина Яворского (его комиксы можно определить по авторской подписи) — очередные остроумные мини-комиксы из популярного цикла "Рыбы" и "Лёва Гайлис в истории: Папа, мама и все-все-все", приключения времён Гражданской войны, шикарный чёрно-белый истерн с кропотливой рисовкой, совершенно не похожий по стилю на карикатурных "Рыб". В альманахе опубликована только половина одной истории о Гайлисе, через несколько лет Яворский опубликовал сборник "Лёва Гайлис" из трёх графических новелл, комикс из альманаха вошёл в новеллу под названием "Отпуск". Недавно "Альпака" перевыпустила сборник "Лёва Гайлис".
"Надводная часть айсберга" — фактически раскадровка начала одноимённого мультфильма, снимавшегося в то же время по сценарию Эдуарда Успенского о совместных операциях боевых дельфинов СССР и США. Здесь они защищают танкеры и корабль, перевозящий айсберг, где-то, видимо, в Индийском океане. История не детская: упоминается алкоголь, "девочки"; вахтенный матрос целуется с полуголой океанической русалкой... Создатели в альманахе вновь не указаны, но я знаю, что над мультфильмом работал великий карикатурист Сергей Тюнин, его стиль узнаваем (а его рисунки к "Сочинениям Козьмы Пруткова" — шедевральны). Мультфильм потом стал частью полнометражного мультфильма "Подводные береты", который в свою очередь был самим Успенским новеллизирован.
Завершает книжку комикс Александра Егорова (авторство установлено по подписи) "Ас carre d'as".
Очень любопытный (в основном — для исследователей и коллекционеров) артефакт из эпохи перемен, яркая примета времени.
Сербское издательство "Орфелин" (Orfelin) из Нови-Сада, специализирующееся на фантастике, было основано в 2007 году. За короткое время книги издательства приобрели культовый статус среди сербских библиофилов. Основной принцип работы издательства — в книге должно гармонично сочетаться содержание и эстетичное художественное оформление. Оригинальные иллюстрации, крашеные обрезы... Очень успешной оказалась серия книг о мифологии, оформленных И. Стевановичем, а также серии мистики и хоррора "Поэтика страха" и "Чёрная кошка", редактором которой является главный специалист по хоррору в кино и литературе на Балканах Деян Огнянович, автор множества книг и статей на английском и сербском языках, номинант премии Брэма Стокера. Огнянович занимается подбором и переводом произведений, пишет пространные статьи для изданий. В серии "Чёрная кошка" вышли произведения Г. Ф. Лавкрафта, К. Баркера, К. Э. Смита. В "Поэтике страха" — Жана Рэя, Т. Лиготти, А. Мэйчена, Р. Чемберса, М. Р. Джеймса, Б. Стокера, Э. Блэквуда, Г. Г. Эверса, С. Грабинского, Р. Топора, Р. Эйкмана, Т. Э. Д. Клайна и других, в том числе в серии вышло ещё несколько книг Лавкрафта.
Основной иллюстратор хоррор-книг "Орфелина" Ивица Стеванович. но в оформлении участвуют и другие художники — Огнен Павкович, Александра Девич, Никола Узелац.
На фестивале "Змайкон" в Сербии в этом году издательство и художник И. Стеванович получили специальную награду за вклад в фантастику.
Вот некоторые из изданий "Орфелин": "Восставший из Ада"/"Племя тьмы", самая свежая книга в серии "Чёрная кошка", вышедшая несколько недель назад.
Обложка Ивицы Стевановича. Внутренние иллюстрации Огнена Павковича, Ивицы Стевановича и других художников.
Обложки Александры Девич : Сборник произведений Стефана Грабинского "Mračni predeli" (2021), "Призрак Дома на холме" Ш. Джексон (2016), "Поворот винта" Г. Джеймса (2020).
Издательство "Альпака", неутомимый пропагандист авторского отечественного комикса, сделало очередной подарок ценителям русской комикс-классики.
Переиздан редчайший сборник "Лёва Гайлис" 1993 года из трёх историй. Достаточно сказать, что каталог русских графических произведений 20 века "Альманах комиксов 1950-2000" присвоил изданию, вышедшему небольшим по тем временам тиражом, рейтинг R (раритет) и оценил в 15000 руб. Я давно интересуюсь русским комиксом, но это издание даже в руках не держал. Но мне доводилось читать в бумаге самую первую историю о Лёве, неоконченную. Она появилась в советском ещё альманахе комиксов "МИФ" (1990) под названием "Лёва Гайлис в истории: Папа, мама и все-все-все" без указания сценариста и художника.
Сценаристом и художником оказался Константин Яворский, активный участник знаменитой московской комикс-студии КОМ, которая стала пионером советского комиксостроения и выпустившая, помимо Яворского, таких, например, непревзойдённых мастеров жанра, как Аскольд Акишин и Илья Воронин. Яворский прославился своими ироничными комиксами-стрипами с рыбами, публиковавшимися в Комикс-клубе "Вечерней Москвы", "Крокодиле" и некоторых сборниках. Вскоре он издал сборник "Лёва Гайлис", история из МИФа вошла туда как часть истории "Отпуск".
И вот спустя много лет Лёва Гайлис возвращается к читателю. Книга вышла и внесена в базу Фантлаба. Скоро выйдут и издания с альтернативными обложками от Акишина, Воронина и Яворского.
Три новеллы ("Пиковый туз", "Фаталист" и "Отпуск") объединены общим героем. Время действия — начало 20-х, Гражданская война. Молодой красный комиссар Лёва Гайлис, сочетающий в себе некоторые черты Бумбараша и красноармейца Сухова (но при этом заметно, что он из городских, из интеллигентной семьи, учился в Петербурге, жил в Москве) попадает в разные тревожные ситуации, из которых с честью выбирается. И если в первых двух историях проскакивают даже едва уловимые мистические нотки, то третья — классический истерн, здесь Гайлис ищет сокровища бая в пустынях Туркестана.
пасхалка с Савелием Крамаровым
страница первого издания в Альманахе комиксов 1950-2000
День рождения сегодня отметила бы Брисоль (Анна Брускова), админ Фантлаба, куратор раздела комиксов.
Аня умерла в конце 2020 года. Скоро будет уже пять лет. Прекрасный, отзывчивый. увлечённый человек, она не только вносила в базу комиксы, курировала комиксистов, но и вела еженедельную колонку новостей и новинок комикс-индустрии (колоссальный труд, который сейчас продолжает Андрей Kons).
Аню хорошо знали в комикс-сообществе и сотый выпуск комикса "Бесобой" в 2021 году Bubble посвятили её памяти, была выпущена даже эксклюзивная обложка.
29 июня в Москве прошёл однодневный конвент, посвящённый легендарному кинорежиссёру Дэвиду Линчу.
Мероприятие, организованное просветительским проектом Horror Production, проходило в пространстве Loft Hall на Автозаводской. Интересно, что здание весьма символично было оформлено сюрреалистическими граффити по мотивам картин Дали.
Так получилось, что открывать конвент пришлось мне — лекцией об истоках вдохновения Линча в живописи и мировом кинематографе. Рассказал о любимых кинокартинах и любимых художниках мастера, о художниках, близких ему по духу (в частности, о Магритте), о символизме Линча и основных символах в его кинофильмах, показал отрезанное ухо (из фильма "Синий бархат"). Волновался, но публика оказалась прекрасной, доброжелательной. Зрители хорошо разбирались в творчестве Линча и охотно участвовали в диалоге. После лекции многие подходили, благодарили, фотографировались. Хвалили и Фантлаб, кстати, что тоже очень приятно.
Александр Леонтьев, ведущий книжного подкаста «Плотные бонвиваны», автор проекта «Disgusting Men» и один из первых фантлабовцев, с которым я познакомился (мы вместе участвовали ещё в фестивале по поводу аж 80-летия со дня рождения Ф. Дика), поведал о Линче в культе и медиапространстве и постарался разобрать фильмы Линча с точки зрения современной науки.
Популярный блогер KinoKiller (Дмитрий Овчинников) рассказал о музыкальной составляющей фильма «Шоссе в никуда».
с Иваном Ивановым
с Ш. Врочеком и А. Матюхиным
После небольшого перерыва фестиваль продолжился самым ожидаемым, пожалуй, событием — двухчасовой лекцией-диалогом «Твин Пикс: что скрывает, и почему мы его боимся» двух известных писателей, мастеров хоррора Александра Матюхина и Николая Романова. Лекторы подробно рассказали о сериале, о разных вариантах толкования, о ключевых моментах, о характерах персонажей, а также рассмотрели сериал с точки зрения хоррора. Долго отвечали на вопросы из зала. Публика была в восторге. Кстати, у Романова на днях выходит дебютный роман.
Известный литературовед и блогер, специалист по готической литературе Ася Занегина поведала о книжной полке Дэвида Линча. Ася также выполняла роль ведущей мероприятия и блистала в платье из синего бархата.
Мероприятие завершилось лекцией известного кинокритика Дмитрия Соколова о наследии Линча в видеоиграх.
Гостей также ожидали викторины с призами.
День Дэвида Линча посетили многие известные в фантастических кругах люди: писатели Антон Мамон, Шимун Врочек, Карина Буянова, Артём Толмачёв, Лена Обухова, художники Иван Иванов, Нестор Поварнин...
Судя по восторженным отзывам (уж отбросим ложную скромность), конвент удался!
Напомню, что в январе команда Horror Production провела похожее мероприятие — День Эдгара По.