"Малая Глуша" — одна из самых ожидаемых книг года, и надо сразу сказать, что ожидания книга полностью оправдала, а в чём-то и превзошла. Давненько я не получал такого удовольствия от самого процесса чтения. Мои предшественники-критики уже подробно рассказали, что книга состоит из двух частей, которые связаны между собой только косвенно. На мой взгляд, это не так. Судите сами: в первой части романа действие происходит в 1979 году — это рассвет, высшая стадия "эпохи застоя", нет ещё Афгана, страна ждёт московскую Олимпиаду. Серость и беспросветность существования в южном портовом провинциальном городе не спасает обитателей от нападения потусторонних сил, вернее, это даже привлекает инфернальных существ. Вот Дух Голода, к примеру. Вот уж кому раздолье так раздолье в советской провинции. Здесь голод мучает всех, разного рода голод, конечно: кто-то вожделеет столичных колбас, сытости московской; кто-то "голодает" по информации в условиях цензуры, питаясь "огрызками" сплетен и слухов; кто-то ищет свободы, освобождения от удручающе бессмысленного быта, любви, романтики "как в кино про Анжелику"( а ведь предупреждали,"главное — не читать "Алые паруса"). Голод приводит к тому, что организм начинает пожирать сам себя, и дни Империи уже сочтены, голод разума рождает чудовищ — и они не заставляют себя ждать. И вполне логична часть вторая — год 87, уже начался этот процесс. Пожирания. Уже Чернобыль, уже Перестройка, ощущение наступающего кризиса. Безумный квест в местечко под названием "Малая Глуша" предстоит совершить людям, которым совсем уж нечего терять. "Глуша" — их последняя надежда. Даже по названию местности понятно, что "Глуша" — это такая Глушь за которой уже нет ничего... Или есть? Есть что-там за границей, за пределом всего? Путешествие проходит как бы на двух уровнях — мистическом и физическом, абсолютно реальном (даже гипертрофированно достоверном). Незримые связи, объединяющие обе части проступают постепенно, как рисунок на запотевшем стекле, пока не становится понятно, что второй части (и в самом деле ещё более глубокой, более психологичной) никак не могло быть без части первой.
Можно усмотреть в книге влияние "Пикника на обочине", "Божественной комедии", мифа об Орфее, но путь человека к самому себе и своей любви через ад, через все препятствия — настолько вечная тема, что избежать подобных сравнений просто невозможно, а вот как Галина трансформирует знакомую тему — вот это очень интересно! Уважение к мельчайшим деталям, умение создать ощущение достоверности в абсолютно фантастическом эпизоде и ощущение фантастичности — в совершенно бытовом, глубокий психологизм, насыщенная, просто-таки "кинговская" атмосфера. Книга очень сильна как философской, так и социальной мыслью. Несомненно, роман войдёт в число самых заметных книг последнего времени.
Составил свой "канонический список". Решил всё-таки отделить старую фантастику и сегодня публикую первую часть списка: 50 канонических рассказов 19 века (и первого десятилетия 20-го): русские писатели.
В список вошли наиболее важные (на мой взгляд) для развития жанра произведения (рассказы и короткие повести).
1. Н. Гоголь — Вий
2. Н. Гоголь — Страшная месть
3. А. К. Толстой — Упырь
4. А. К. Толстой — Семья вурдалака
5. Н. Гоголь — Ночь перед Рождеством
6. О. Сомов — Сказки о кладах
7. В. Одоевский — Город без имени
8. О. Сомов — Киевские ведьмы
9. В. Одоевский — Сильфида
10. А. Погорельский — Лафертовская маковница
11. Н. Гоголь — Портрет
12. А. Апухтин — Между жизнью и смертью
13. В. Титов, А. Пушкин — Уединенный домик на Васильевском
14. В. Одоевский — Импровизатор
15. М. Загоскин — Нежданные гости
16. О. Сомов — Русалка
17. Н. Гоголь — Нос
18. Ф. Достоевский — Сон смешного человека
19. Ф. Булгарин — Правдоподобные небылицы
20. В. Брюсов — Теперь, когда я проснулся
21. А. Бестужев-Марлинский — Страшное гадание
22. К. Аксаков — Вальтер Эйзенберг
23. О. Сенковский — Большой выход у Сатаны
24. О. Сенковский — Сентиментальное путешествие на гору Этну
25. Н. Гоголь — Пропавшая грамота
26. О. Сомов — Кикимора
27. М. Загоскин — Концерт бесов
28. Н. Гоголь — Майская ночь, или Утопленница
29. А. Погорельский — Пагубные последствия необузданного
воображения
30. Н. Лесков — Белый орёл
31. П. Инфантьев — На другой планете
32. В. Федоров — Вечер в 2217 году
33. О. Сомов — Оборотень
34. В. Одоевский — Косморама
35. О. Сенковский — Записки домового
36. А. Зарин — Дар Сатаны
37. Г. Мачтет — Заклятый казак
38. Ф. Булгарин — Похождения Митрофанушки в Луне
39. И. Тургенев — Призраки
40. К. Аксаков — Облако
41. В. Одоевский — Орлахская крестьянка
42. А. К. Толстой — Встреча через 300 лет
43. В. Брюсов — В зеркале
44. Ф. Булгарин — Кабалистик
45. Н. Гумилёв — Чёрный Дик
46. О. Сенковский — Учёное путешествие на Медвежий остров
47. М. Загоскин — Две невестки
48. Ф. Достоевский — Бобок
49. Н. Гоголь — Вечер накануне Ивана Купала
50. В. Кюхельбекер — Европейские письма
Не включены неоконченные, обрывающиеся буквально на полуслове произведения ("4338 год" Одоевского, "Штосс" Лермонтова) произведения, относящиеся к фантастике лишь косвенно ( "Чёрный монах" Чехова, "Пиковая дама" Пушкина, "Красный цветок" Гаршина, "Перстень" Баратынского) и совсем уж сказки ("Чёрная курица" Погорельского)
Через несколько дней исполнится год со дня смерти Егора Летова. личности, может быть, неоднозначной, но без сомнения талантливой, сильного, нестандартного, разнообразного (что не так часто встречается в андеграундной культуре) поэта. Лет через десять о Летове будут говорить так же, как сейчас о Высоцком — то есть полностью причислят к классикам.
***
Памяти Егора Летова — стихотворение было написано в день смерти поэта.
И жизни песок смахнули, как сор,
И мир исчез, как-будто и не был.
Такое земное имя — Егор.
Как же тебе бунтовать на небе?
Теперь официально ты будешь прав -
Ведь в этой стране так любят мёртвых.
Дадут тебе множество новых прав,
Без порванных связок и пальцев стёртых.
Ну что ж. Вот такие дела, Егор.
Возможно, окончен лишь первый раунд-
И надо пройти через райский створ,
Что б строить в раю свой андеграунд.
***
На рисунке — моя старая иллюстрация к песне "Сквозь дыру в моей голове"