Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Veronika» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 января 2009 г. 04:06

Подведу итоги о прочитанном-запомнившемся за год.

Прежде всего — это, конечно, Вальтер Моэрс.^_^ Оригинальность, прекрасная фантазия и милая сердцу тема — о книгах. "Город мечтающих книг" — это замечательно! Плюс к этому всему — куча чудесных шарад , блестящая ирония и очень интересные мысли о литературе.

Книга о Синем Медведе — невзирая на детскую обложку, не только для детей, тоже блестящая фантазия и ирония, и тоже категорически рекомендуется к прочтению.

Кроме всего прочего, Моэрс — интересных художник, книги иллюстрирует сам.

Блэйлока и Геймана многие открыли для себя гораздо раньше, ну а я — только в этом году. Блэйлок — хорош однозначно, особенно трилогия о Бинге и Эскарготе. Прекрасная смесь "Хоббита", Л. Кэррола, Стерна и Джерома.К.Джерома — ну и сам Блэйлок, конечно;). Вот где надо искать иронию (а не у Донцовой!).

У Геймана нравится не всё, но могое. "Звёздная пыль" вне конкуренции, (я имею в виду ТОЛЬКО книгу, постер с голливудскими рожами убил желание смотреть фильм "на корню").

Великолепный "Томас Рифмач" Кашнер был прочитан в самом начале года (или в конце 2007?), но всё равно не могу не назвать. Радует, что красивый текст и оформлен красиво (спасибо Я.Кузнецовой).

Ага, вот. Книги Ярославы Кузнецовой и Светланы Дильдиной тоже прочитаны в этом году, вроде. И тоже — 10 из 10-ти. "Золотая свирель" — снова путешествие в Волшебную Страну, "Песня цветов аконита" — интересный опыт о том, что получится, если эстетику оторвать от этики. Ну и стилизация хороша.

"Самое тихое время города" Некрасовой и Кинн — интересная волшебная сказка, с кучей архетипов:)), "вкусными" описаниями Москвы и хэлли-эндом. Есть интересные соображения о том, что такое Вторичный мир, и почему опасно создавать страшные мифы.

"В час, когда луна взойдёт" Хидзирико Сэймэй — оставил сильное впечатление, но хочу перечитать спокойно в бумаге, и тогда высказаться. Это действительно событие в отечественной современной литературе.

Джорджа Макдональда мечтала прочесть ещё с 93-го. Но удалось сделать это только в конце прошлого года, и в этом. Все 4 романа ("Фантастес", "Лилит", "Сэр Гибби", "Донал Грант") изумительны.

Удалось купить книгу Мартина Бубера "Гог и Магог". Роман очень насыщен информацией, требующей осмысления и перечитывания. Читаю до сих пор, рекомендую всем.

Продолжаю погружаться в "эгиптологию" Джона Краули, "Любовь и сон" — достойное продолжение "Эгипта". Всё чудесатее и чудесатее(с)... Хотя Бруно несколько раздражает.

Ещё открытие давно известного старого — Гертруд фон Лефорт. Загляните сюда: http://magazines.russ.ru/inostran/2003/9/..., последняя статья — об этой писательнице. Я прочла "Венок Ангелов" и заказала "Плат святой Вероники". Как жаль, что из-за госатеизма в СССР не печатали такие замечательные книги.

В конце года купила и прочла "Медный король" М.и С.Дяченко. Это не так ударно, как "Vita nostra", но вполне достойный роман. Понравился даже больше, чем "Варан".

Ну и о поэзии пару слов. Хименеса люблю давно, но только в этом году разжилась двумя его томиками: старым: Хуан Рамон Хименес . Избранное : пер. с испанского / сост. и предисл. H. Малиновской. — Москва : Художественная литература, 1981. — 295 с. : ил., портр. (обложку в сети не нашла), и новым http://www.ozon.ru/context/detail/id/3935... — вот таким красивым. Новая книга стоила в 10 раз дороже старой. Но — искусство, как обычно, требует жертв;-). На этот раз — материальных8:-0.

Про Бориса Садовского узнала только в этом году, "шо такой был". Когда прочла в предисловии, что

"Будучи убежденным монархистом, революцию 1917 года он воспринял как трагедию и не принимал ее до конца жизни. Больной, сломленный морально и физически, он дважды пытался покончить с собой. С годами писатель пересмотрел свои взгляды на жизнь, найдя духовную опору в православии."

сразу купила стихи (http://www.ozon.ru/context/detail/id/1234...), а потом и прозу нашла в букинистике(http://www.ozon.ru/context/detail/id/2470...). Прочла ещё не всё.

Книги Зинаиды Миркинойв Харьков почти не попадают. Но вот этот томик http://www.ozon.ru/context/detail/id/2960... попал в Харьков и достался мне. Как редко издают сейчас хорошую религиозную поэзию...


Статья написана 6 января 2009 г. 21:51

Эта запись должна была появится 3-го января. Но из-за технических проблем она появляется только сегодня.

Сегодня (3.01) большой международный праздник. Какой? Что значит какой?!!!

(голосом Левитана) Сегодня день рождения Джона Рональда Руэла Толкиена!!! Ур-ра, товарищи! Т.е. мэллоны:).

За это надо выпить, закусить, перечитать "Мифопоэйю" и ещё чего-нибудь. "Детей Хурина", например. И фрагменты из книг Парфентьева и Колдекота.

http://zamorin.livejournal.com/61807.html — вот тут необычная иконография есть, Роберт Ленц рисует. Профессор ещё не канонизирован, но это дело времени:).

http://h.ua/showtags/5314/1/Tolkin/ — пройдите по ссылке, там весьма интересный материалы (автор — журналист Сергей Курий)

Часть материала, с которой ну абсолютно ППКС, процитирую (выделение текста — мои):

цитата
Когда я говорю, что я не люблю "фэнтези", мои знакомые смотрят на меня с недоумением: "Как так? Ведь ты же любишь Толкина! И Уайта!". Но для меня Толкин и Уайт — просто отличная литература, наравне с Гоголем, Булгаковым, Достоевским, Шекспиром и другими классиками. Известно, что Толкин никогда не читал литературы, подобной "фэнтези", предпочитая старинные сказания или сказки, а ознакомься он с произведениями названных "братьев по перу" — его бы подобное "родство" просто огорчило. Вообще, великая книга всегда вырывается за рамки любых жанров. Что такое "Маленький принц" — сказка, поэма в прозе или притча? А "Бесы" — детектив, философский роман или политический памфлет? Если меня спросят, что мне нравится из "фэнтези", я могу сказать, что есть интересные сюжетные находки в "Хрониках Амбера" Желязны, но к Настоящей Литературе эта книга имеет отношение весьма отдаленное. Назвать произведения Толкина просто "фэнтези" для меня все равно, что обратиться к другу: "Эй, человек!".

Но "ВК" присвоен именно этот жанр и вот почему. Не будет преувеличением сказать, что "фэнтези", прозябавшее в виде произведений создателя "Конана" Говарда иже с ним, получило в лице Толкина (на его седины) немалую поддержку, он вывел сей стиль в "культурное поле". Однако, "ВК" так же тесно и неуютно среди обильной литературы данного жанра, как киту — в банке с килькой. "Килька", конечно же, прочно держится за "кита", при случае выставляя его перед язвительными критиками как оправдание своего легковесного жанра. Вспомним, появление на книжных прилавках серий "Наследники Толкина" (я так и не пойму, что же они взяли в наследство — драконов и троллей или рисование карт?). Так же нелепо и чужеродно смотрятся на территории "фэнтези" Мервин Пик и Теренс Хенбери Уайт.<2> Лишь отдельные произведения "чистого фэнтези" не позорят седин Профессора (например, первые три книги цикла о Земноморье Урсулы Ле Гуин). (от себя добавлю — и "Последний единорог" Питера Бигля — тоже).

Тем не менее, внешние признаки кита и кильки, как ни крути, схожи: оба живут в воде (вымышленном мире), оба любят плавать (использовать яркий активный сюжет), оба плавают с помощью плавников (средневекового антуража: королей, мечей, магов, гномов и т.д.). Это сходство инстинктивно пугает значительную часть читателей, презирающих "дешевое чтиво". Однако, сходство лежит на поверхности, а различие — в глубине. Килька, в отличие от кита, на такие глубины не ныряет. Ей целиком достаточно своей акватории. И цель ее — вдоволь наиграться вымышленным миром. Да и измышляется этот мир обычно для того, чтобы уйти от ответственности, мол, "мир мой — че хочу, то и ворочу". Попробуй какой-нибудь "фэнтезист Вася" написать реалистический роман, и его огрехи и глупости сразу же будут видны.

<...................................................... .........>

Большинство же нынешних творцов "фэнтези", заполонивших рынок, НЕ ЗНАЮТ, НЕ ЛЮБЯТ и НЕ ХОТЯТ ОТВЕЧАТЬ за свои развлечения и фантазии. Поэтому они и плещутся в четко ограниченных омутах, наслаждаясь своим весельем и вседозволенностью, замахиваются ниспровергать основы бытия с помощью шаблонных героев и своих жиденьких философий. Собственно, дела мне до них и не было бы (нет же мне дела до "карманных" детективов и любовных романов), если бы в этом глянцевом море, среди обложек, на которых мускулистые дебилы с пышногрудыми красотками в кольчугах отмахиваются от слюнявых монстров, не терялись бы действительно талантливые произведения, наподобие того же "ВК". Возвышая этот "мусор", он "дискредитирует" себя в глазах серьезного читателя (а иногда просто не попадается на эти глаза). Любители "высокого" искусства до сих пор презрительно воротили носы от "пафосных сказок-рассказок об эльфах и гномах", в то время как любители "фэнтези", при всем уважении к Профессору, часто не видят ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между ним и теми же Муркоком и Желязны.. Безусловно, эстетические детали художественного произведения играют огромное значение для его восприятия, но все-таки не они определяют его качество.

А у меня всё иначе было. Я прочла Толкиена, Ле Гуин и Бигля (ПОДРЯД!). Мне говорили, что это — фэнтези. В свои наивные 19 я поверила, что фэнтези — это когда вот так шикарно пишут, и чтение — "астральный полёт души". А потом я на чала читать Маккефри, Муркока, Р.Говарда, Фармера, Сташеффа, К.Куртц, Трэйси-Хикмен, А.Нортон, ещё какую-то муру типа "Служители Арка" — и была дико возмущена. Вот ЭТА ФИГНЯ — тоже фэнтези??? Да как они смеют так называться>:-|? (Максимализм юности, однако;))

Желязны был чуть лучше этого всего — но не всегда, и тоже никакого "астрального полёта души" не было. Пол Андерсен с его львами и сердцами тоже не впечатлил.

"Эльфийский камень сна" был моим последним "полётом" до середины 90-х. Потом были ранние Олди, Дяченко, и переключение на магреализм и другую прозу и поэзию (Герман Гессе — это ^_^).

Изредка бывали приятные открытия из дотолкиновского фэнтези: Миррлиз, Дансейни, Т.Х.Уайт, позже — Уильям Моррис и Джордж Макдональд.

Сейчас я не такая максималистка, как в 19, и поняла, что большую часть фэнтези я не люблю. Тем не менее нескольких неплохих авторов открыла для себя в последние 2-3 года. Кашнер, Сюзанна Кларк, Блэйлок и Стоддард вернули "веру в жанр"8-). И П.Маккиллип тоже.

Сейчас дошла до того, что начала читать "Орден Манускрипта" Т.Уильямса (какое падение нравов;-)). Это даже не очень плохо;), особенно там, где нет пародий на христианство.

UPD. http://community.livejournal.com/mithopoe... — текст "Мифопоэйи" (английский и русский) смотреть по ссылке.


Тэги: Толкиен
Статья написана 13 декабря 2008 г. 21:14

Картинка первая: сумрачный декабрьский день, небо затянуто сплошными тучами. Снега ещё нет, однако довольно холодно. Пожухлая трава и голые ветки деревьев выглядят неживыми, трудно представить, что не так давно было "такое всё зелёное". Ну и улица: старые, обшарпанные одно- или двухэтажные дома, иногда — явно брошенные, с заколоченными окнами. Стоят эти дома весьма обособленно, между ними — мрачные пустыри. Прохожих мало, но машины проносятся по дороге довольно часто.

Картина вторая. Тот же невесёлый день, начинает темнеть, но теперь перед зрителем — переулок, если можно так назвать дорогу между глухим бетонным забором с одной стороны, и оврагом, поросшим деревьями и кустами — с другой. Чудное дополнение — медленные удары колокола, доносящиеся непонятно откуда. Совершенно безлюдно, фонарей нет — ночью тут полная темнота.

Ну, как атмосфера? Любители дарк-фэнтези должны быть в восторге. А я, идущая по Клочковской (картина 1) и этому переулку (картина 2) — почему-то не очень8:-0. К счастью, ни гроб на колёсиках, ни чёрные всадники, ни обычные хулиганы не захотели дополнить описанные картины до полного "дарка".

А кой чёрт меня туда понесло? Отвечаю: причиною всему, как всегда, моя жаба. Которой захотелось сэкономить, и получить посылку с книгами не наложенным платежом на родной почте, а "Ночным экспрессом". А эта контора расположена вот в таком замечательном месте.

Хорошо, что в конторе (тоже дизайн тот ещё — склады, мусор и т.д.) ещё одна женщина получала посылку, и обратно мы пошли вместе — до ближайшей трамвайной остановки. По дороге мы очень радовались, что ещё не стемнело окончательно.

И я с большим удовольствием уехала из этой "мечты Хичкока".

Значит, и в Харькове есть где снимать "хоррор".

P.S. Сэкономить таки удалось.

Но, получив заказанный томик Ландольфи, я поняла, что теперь мне надо продать (или обменять) те 2 книги Ландольфи, которые у меня есть: роман "Осенняя история" и сборник рассказов "Солнечный удар". Кому интересно — пишите в личку или в комменты. Состояние книг — хорошее, качество текстов — отличное;-).


Статья написана 27 ноября 2008 г. 03:21

Вчера была открыта библиография чудесной писательницы, классика фэнтези Хоуп Миррлиз. Что не может не радовать.

Claviceps P написал замечательную биографию, и один абзац я хочу процитировать:

цитата
Главной же книгой Хоуп Миррлиз остался «Луд-Туманный» («Lud-in-the Mist», 1926), не получивший какого-то признания после выхода, и ставший более известным только почти полвека спустя. Это очень своеобразный (если не сказать больше — странный), и в то же время безудержно прекрасный роман, загадочный и зыбкий, как и само действие, балансирующее на грани двух миров — человеческого, и мира фейри. Наравне с лучшими произведениями лорда Дансени, Дж.Б. Кейбелла, Джорджа Макдональда эта книга показала то, какой могла бы быть литература фэнтези, неиспорченная успехом толкиеновского «Властелина Колец».

Собственно, выделенная фраза и есть и стала поводом для обновления колонки8:-0.

Нет, я рада, что "Властелин Колец" читают многие. Но очень грустно, что куча народу увидела новый способ "срубить бабло" в написании "типа фэнтези". И действительно хорошие книги надо искать как жемчуг в огромной куче навоза.

Кроме того, плохо, что после "ВК" появился "стандарт фэнтези". Впрочем, в статье "Пируг, или Нет золота в серых Горах" уже всё сказано.

Искренне жаль, что жанр фэнтези не остался поприщем любителей и энтузиастов. А люди, которые могли бы писать ужастики, триллеры, боевики, или "бабские" романы, (или вообще зарабатывать деньги другой работой), начали писать "типа фэнтези":-(((

Вспомнились слова другого классика:

цитата
Мир Мечты, назидательно сказал я юнице и юнцу, взиравшим на происходящее с трепетом и жадным любопытством, Мир Мечты — это дьявольски опасная и непростая штука. Конечно же, мечтать надо. Надо мечтать. Но далеко не всем и отнюдь не каждому. Есть люди, которым мечтать прямо-таки противопоказано. В особенности — о мирах.

Не знаю, много ли читали АБС фэнтези на момент написания этих строк, но эту цитату можно отнести ко многим авторам "типа фэнтези".


Тэги: книги
Статья написана 1 ноября 2008 г. 22:46

Хотелось бы вспомнить незаслуженно забытое имя: Елизавета Львовна Манова.

Некода, в середине 90-х, в серии "Перекрёсток" вместе с Олди, Валентиновым, Дашковым печаталась Елизавета Львовна Манова (она же Лу Мэн). Насколько мне известно, она также принимала участие в работе мастерской "Второй блин".

Её произведения мне очень запомнились, томик, вышедший в НРФ, неоднократно перечитывала. Темы произведений — социальная фантастика, противостояние тоталитарному обществу, изменение истории, контакт цивилизаций.

Вот её библиография (UPD: неполная, только то, что мне удалось найти):

Стая (рассказ)

Колодец (повесть)

К вопросу офеномене двойников (рассказ)

Легион (повесть)

Один из многих на дорогах тьмы... (повесть)

Дорога в Сообитание (повесть)

Побег (роман)

Познай себя (рассказ)

Игра (рассказ)

Рукопись Бэрсара (роман)

Последние 2 (исправила) произведения не печатались, есть только в сети.

Здесь на ОЗОНе все издания, где Манова публиковалась.

Но сейчас эта писательница не издаётся, и никакой личной информации о ней в интернете я найти не могу, Гугль, Яндекс и Рамблер выдают только ссылки на тексты или книги. Известно также, что сейчас Манова живёт в Израиле. На сайте "Одноклассники.ру" тоже не нашла. Вопрос: ну и как быть с библио, если никаких биографических данных достать НЕВОЗМОЖНО?

Прикрепляю архив с её произведениями.


Файлы: Elizaveta_Manova.zip (846 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 217

⇑ Наверх