FantLab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Лист работы Мелкина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
777
Моя оценка:
-

подробнее

Лист работы Мелкина

Leaf by Niggle

Другие названия: Лист; Лист Ниггла; Лист Никля; Лист работы Ниггля; Лист кисти Ниггля; Лист, нарисованный Нигглем

Сказка, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 90
Аннотация:

Мелкин был художником и особенно долго он писал одну картину. Сперва на ней появился лист, трепещущий на ветру, а за ними и все дерево… А затем с Мелкином произошло кое-что необычайное...

Входит в:

— сборник «Дерево и лист», 1964 г.

— антологию «Сказки старой Англии», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Химия и жизнь 1980'07», 1980 г.

— антологию «Сказки Англии», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Дерево и лист
1991 г.
Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки
1991 г.
Сказки
1991 г.
Сказки старой Англии
1992 г.
Волшебные истории
1992 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги
1992 г.
Сказки Англии
1993 г.
Сказки
1993 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие истории
1994 г.
Хоббит, или Туда и обратно
1994 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие истории
1999 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие истории
2000 г.
Хоббит, или Туда и обратно
2000 г.
Хоббит, или Туда и Обратно. Приключения Тома Бомбадила и другие истории
2000 г.
Хоббит, или Туда и обратно
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Избранные произведения
2002 г.
Малые произведения
2003 г.
Малые произведения
2003 г.
Хоббит, или Туда и Обратно
2003 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Приключения Тома Бомбадила и другие истории
2003 г.
Хоббит. Сильмариллион. Малые произведения
2003 г.
Кузнец из Большого Вуттона и другие истории
2009 г.
Кузнец из Большого Вуттона и другие истории
2009 г.
Сказки Волшебной страны
2010 г.
Сказки Волшебной страны
2010 г.
Сказки Волшебной страны
2010 г.
Сказки Волшебной страны
2015 г.
Волшебные сказки
2016 г.
Сказки Волшебной страны
2016 г.

Периодика:

Химия и жизнь 1980 №7
1980 г.

Самиздат и фэнзины:

Всё, что в тебе есть
2015 г.
От Артура до Эсплунда
2015 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Волшебные сказки
2005 г.
Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Сказання з Небезпечного Королівства
2009 г.
(украинский)
Сказання з Небезпечного Королівства
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2012 г.

Это удивительно печальное произведение Мастера, создавшего чарующий мир Среднеземья и жизнерадостных Хоббитов, лукавую сказку про фермера Джайлса и поэтичную притчу про Кузнеца и Волшебную Страну. Короткая, но такая мудрая история об упущенных возможностях и о том, что же мы оставляем после себя, когда наступает наше время покинуть этот Мир.

Можно сказать, что художник Мелкин прожил свою жизнь в пустую. Он не нарисовал полотен, которые бы потрясали воображение, не обзавелся семьей или друзьями, которые бы жалели об его уходе. Он не был злым и иногда совершал добрые поступки, но через силу и нехотя, не вкладывая ни крупинки своей души в то, чтобы помочь ближнему или просто поговорить или выслушать живущего рядом с ним. В сущности, никто не пролил слез, когда его не стало, не оценил его картину — единственное, что занимало Мелкина в жизни. Его имя забылось уже через несколько дней и ничего не осталось после него.

Вот такая жизнь. Был ли Мелкин, не был, чем жил, о чем мечтал и думал — все сгинуло, не оставив следа. Любой подумает — это точно не про меня. А если задуматься? Может и про нас?

Ведь даже в скучной жизни Мелкина были возможности и шанс стать кем-то более значимым, пусть и для одного единственного друга. Был в его жизни всего лишь один лист, написанный столь замечательно, что мог затронуть нечто в душах людей. Из которого в том, другом мире, родились лес, сад, родник, озеро — новая Земля, где души ушедших могли бы найти свой путь к очищению и возрождению. Всего-то нужно было быть более добрым и чутким к окружающим, не отворачиваться от возможных друзей, уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, пользоваться всеми теми возможностями, которые щедро предоставляет Жизнь. И тогда, возможно, все бы обернулось иначе.

Очень тонкая и многослойная история. Я написала лишь о том, что пришло в голову сразу после прочтения. Быть может, пройдет еще несколько лет, я перечитаю ее вновь и найду нечто новое. А пока стоит, наверное, присмотреться к своей собственной жизни и задуматься, останется ли от нее хотя бы Лист.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2006 г.

Очень простой и понятный рассказ. Человек отправляется в путешествие (смерть), не успев закончить главный труд своей жизни. Он попадает в работный дом (чистилище), на суд Двух Голосов (Правосудие и Милость Господни) — и за смирение свое оказывается награжден поездкой в собственное творение, законченное и воплощенное. Мало того: картина Мелкина для многих оказывается лучшей дорогой в горы (Рай), даром что на Земле от нее не осталось ничего, кроме одного клочка.

Аллегория, к тому же автобиографическая: Толкин очень боялся, что «Властелин Колец» так и останется грудой набросков.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2013 г.

Для меня стал сюрпризом тот факт, что Мастер, помимо Труда Своей Жизни, написал еще несколько сказок, не связанных с миром Средиземья. Что здесь от сказки, так и не поняла. Философская притча – да, фэнтезийная драма – пожалуй. Но сказка? Впрочем, кто я такая, чтобы критиковать Мастера. А покритиковать-то как раз после прочтения очень и очень захотелось. Потому что не понравился мне этот рассказ и все тут.

Сюжет, мягко говоря, странноватый. Живет себе скучный неприметный человечек Ниггл в своей хоббитской норке. Ой, о чем это я, вовсе не в норке, а в домике. Знает, что вскоре ему предстоит одно Неприятное Необходимое Путешествие. Нет, не со старым интриганом в шляпе и наглыми гномами, а то, в которое все мы отправляемся в одиночестве. Но пока еще есть время, он с удовольствием рисует — не то чтобы хорошо, но и не плохо. Без удовольствия выполняет соседские и общинные обязанности, не имеет ни родных, ни друзей. Ничем не интересуется и ничего не любит. Только свое творчество. Но и к этому он относится как-то вяло. И такой он весь – серый, унылый и жалкий.

И вдруг, совершив свое Необходимое Путешествие, наш Ниггл-Мелкин резко меняется. И становится добрым, внимательным, талантливым, упорным, благодарным и прочая и прочая. И как это можно понять? Почему, при жизни человек был эгоистичной серой мышью, чьих духовных сил не хватало даже на то, чтобы закончить единственную картину, после смерти становится таким замечательно-положительным? Что этим нелогичным переходом хотел сказать автор, ой, простите, Мастер? Нет, не спорю, в рассказе присутствуют глубокие философские размышления – что мы оставляем после себя? Что истинно ценного есть у человека в жизни – друзья, творчество, талант? Можно ли талантливому человеку размениваться, тратя свое драгоценное время на бытовые мелочи, на общение со случайными людьми, на банальную помощь несимпатичному соседу? Или нужно, имея Дар, наплевать на все и вся, и стараться максимально его реализовать?

И все это, конечно, замечательно, но к чему так подробно описывалась жизнь Ниггла ДО Путешествия? Ведь все интересное произошло с ним ПОСЛЕ. И безо всякой связи с его предыдущей жизнью.

Что за странный мир, в котором он жил – какие-то Доставщики, Инспектора, Голоса. Сюр. Арт-хаус. Не отстает и конец — рассказывали, рассказывали нам о ценности искусства

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и тут такой облом! Ниггла все забыли и никогда больше не вспоминали.

Как это нужно понимать? Что плебс не в состоянии оценить по достоинству высокое Искусство? Что рукописи все-таки горят? Какие-то метания туда-сюда. Такое впечатление, что Толкин вначале хотел сказать одно, потом решил добавить второе, а под конец вообще надумал третье. Но данное предположение вроде бы нелогично, учитывая личность автора. Так что варианта выводов два:

1) Даже гении пишут негениальные произведения.

2) Что-то я не поняла. Или же слишком многого ждала. Или это не Мое.

Выбирайте сами вариант. Я свое видение честно изложила.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2008 г.

Если можно так сказать, это лучшее произведение о смерти. И о том, что после смерти. Мир таков, каким мы его создаем. Ад, рай и вообще все, что нас там ждет — сугубо индивидуально. Так тонко, так осторожно и так правильно не писал никто до и никто после Толкина. ИМХО, конечно.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2011 г.

Чудная вещь. Как раз классический образец того, чем «очаровываешься»,

Потрясающая притча о жизни художника, о том, что фантазия сильнее объективной реальности, и о добрососедских отношениях.

Как же мне было обидно, что такое мудрая и хорошая и «теплая» история стала такой холодной

Мне иногда кажется, что даже если Толкиен не написал бы ВК, только за Лист Ниггля его стоило бы любить так же сильно! Добрая сказка... а может и не сказка вовсе.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2010 г.

Рассказ о творчестве — как его понимает Толкиен. Это очень ценно — получить такую информацию из первых рук. Понимаешь — как он работал и чего хотел достичь. И когда сравниваешь с тем, чего он достиг... на многое смотришь по другому.

В частности, я понял — почему Профессор не стал ничего писать более про мир Средиземья — я имею в виду художественного. Его деревом была история Средиземья, максимальное ее прояснение. Такое, которое удовлетворило бы его самого.

Наверное, где-то сейчас она уже существует.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2012 г.

Художник рисует картину. Она понятна ему одному. Его сосед видит только сорняки. Он не понимает картину, видит только беспорядочные цвета. Но в чём же сила творчества? В том, чтобы отдельные листы с картины Ниггла всё-таки сплелись между собой, осели на своём дереве, и ожили. Творчество материально, если оно искренне. И рано или поздно оно дойдёт до всех сердец.

Оно может погибнуть, может быть предано забвению. Но где-то там, за горизонтом она живёт — страна твоей фантазии. Для всякой мечты нужен свой творец-Ниггл и рукастый работяга-Пэриш. Нужно просто верить.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2009 г.

А я увидел в этом рассказе самого профессора. И не только его, а также других творческих людей, которые создают свои миры и в этот момент полностью погружены в них. Но окружающим на это наплевать. Человек, в свою очередь пытается принести этот мир другим, но тщетно. А он продолжает совершенствовать свой мир, и мнение других, его уже не особо волнует.

Результат всего этого признаный во всех странах одним из лучших миров — мир Средиземья, а также сам творец мира.

Все таки Толкин мне кажется показал своё творение с такой вот стороны...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2008 г.

Замечательное произведение с тонкой философией. Толкин замечательно описывает мир главного героя и мир в котором он живет, его мысли и опасения. И наверное цитату из этого рассказа можно отнести к самому творчеству Толкиена — «каждый лист он вырисовывал долго и старательно, так, чтобы не ускользнула его форма, чтобы передать его свет и блеск росинок на его краях».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2008 г.

Удивительная вещь! Перечитывала несколько раз, но всё равно «цепляет». О простых вещах, которые вдруг оказываются важными. О воплощенной мечте. О том, что каждый, даже самый «маленький» человек оказывается творцом. А как написано! Все эти листья и деревья — их видно, их слышно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2008 г.

Хорошая притча, умная, тонкая, в каком то смысле простая и в то же время сложная. Одним словом, написано Мастером с большой буквы. Чтобы понять данный рассказ не надо быть гением, а кто все таки не понял, значит не очень то и хотел вникнуть. А может просто стоит перечитать?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2007 г.

Видимо, творчество так и выглядело для Толкиена — маленьким листочком, тонкой тропинкой, началом неведомого пути.

«Знаешь, Фродо, как опасно выходить из дверей, — бывало говорил он. — Ступишь на дорогу — и сразу хватайся за ноги, а то живо окажешься там, куда ворон костей не заносил. Вот видишь тропку? Так это она самая ведет через Лихолесье к Одинокой горе, а оттуда прямиком в тартарары»

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2015 г.

Совершенно незнакомый большинству почитателей «Властелина колец» Толкиен. В наше время, наверное, уже и невозможно понять все тонкости этой христианской сказки-притчи. Хотя основная ее идея лежит на виду — не все, что видится нам вблизи обычным и обыденным, таковым на самом деле и оказывается. Или, говоря языком народной мудрости: «Большое видится на расстоянии».

Рассказ получился умным, ладно скроенным, и, в то же время, довольно простым для восприятия и очень доходчивым. И, где-то, даже красивым.... А вот язык и увлекательность не впечатлили: язык самый обыкновенный, а увлекательность... — ее в произведении тоже немного. В известной мере все это компенсируется эффектными заключительными частями рассказа, но от автора «Властелина колец» всегда хочется чего-то еще большего....

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2006 г.

Рассказ очень глубокий. Он о жизне и смерти, и о жизни после смерти. О том, что человек сам создает свой рай, о том, что он верит в свой рай и свое бессмертие.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2015 г.

Почему то всплывает в памяти строчка из одного стиха : «У каждого из нас свой Ад и Рай...»

Интересная аллегория — творец после смерти остается жить в своем творении. В каком то смысле и сам Толкиен остался жить в своих книгах. Не все помнят, как выглядел Толкиен, но хоббитов и их приключения знают едва ли не все.

Быть может где то там, в мире Средиземья, сидит сейчас и курит трубку старый и добрый седовласый хоббит. Он любит детей, занимается их обучением и собирает сказки и предания. А окружающие почтительно называют его Профессор...

Очень хорошая и глубоко философская история.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх