FantLab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Лист работы Мелкина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Голосов:
768
Моя оценка:
-

подробнее

Лист работы Мелкина

Leaf by Niggle

Другие названия: Лист; Лист Ниггла; Лист Никля; Лист работы Ниггля; Лист кисти Ниггля; Лист, нарисованный Нигглем

Сказка, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Мелкин был художником и особенно долго он писал одну картину. Сперва на ней появился лист, трепещущий на ветру, а за ними и все дерево… А затем с Мелкином произошло кое-что необычайное...

Входит в:

— сборник «Дерево и лист», 1964 г.

— антологию «Сказки старой Англии», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Химия и жизнь 1980'07», 1980 г.

— антологию «Сказки Англии», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Дерево и лист
1991 г.
Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки
1991 г.
Сказки
1991 г.
Сказки старой Англии
1992 г.
Волшебные истории
1992 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги
1992 г.
Сказки Англии
1993 г.
Сказки
1993 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие истории
1994 г.
Хоббит, или Туда и обратно
1994 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие истории
1999 г.
Приключения Тома Бомбадила и другие истории
2000 г.
Хоббит, или Туда и обратно
2000 г.
Хоббит, или Туда и Обратно. Приключения Тома Бомбадила и другие истории
2000 г.
Хоббит, или Туда и обратно
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Избранные произведения
2002 г.
Малые произведения
2003 г.
Малые произведения
2003 г.
Хоббит, или Туда и Обратно
2003 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Приключения Тома Бомбадила и другие истории
2003 г.
Хоббит. Сильмариллион. Малые произведения
2003 г.
Кузнец из Большого Вуттона и другие истории
2009 г.
Кузнец из Большого Вуттона и другие истории
2009 г.
Сказки Волшебной страны
2010 г.
Сказки Волшебной страны
2010 г.
Сказки Волшебной страны
2010 г.
Всё, что в тебе есть
2015 г.
От Артура до Эсплунда
2015 г.
Сказки Волшебной страны
2015 г.
Волшебные сказки
2016 г.
Сказки Волшебной страны
2016 г.

Периодика:

Химия и жизнь 1980 №7
1980 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Волшебные сказки
2005 г.
Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Сказання з Небезпечного Королівства
2009 г.
(украинский)
Сказання з Небезпечного Королівства
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2012 г.

Это удивительно печальное произведение Мастера, создавшего чарующий мир Среднеземья и жизнерадостных Хоббитов, лукавую сказку про фермера Джайлса и поэтичную притчу про Кузнеца и Волшебную Страну. Короткая, но такая мудрая история об упущенных возможностях и о том, что же мы оставляем после себя, когда наступает наше время покинуть этот Мир.

Можно сказать, что художник Мелкин прожил свою жизнь в пустую. Он не нарисовал полотен, которые бы потрясали воображение, не обзавелся семьей или друзьями, которые бы жалели об его уходе. Он не был злым и иногда совершал добрые поступки, но через силу и нехотя, не вкладывая ни крупинки своей души в то, чтобы помочь ближнему или просто поговорить или выслушать живущего рядом с ним. В сущности, никто не пролил слез, когда его не стало, не оценил его картину — единственное, что занимало Мелкина в жизни. Его имя забылось уже через несколько дней и ничего не осталось после него.

Вот такая жизнь. Был ли Мелкин, не был, чем жил, о чем мечтал и думал — все сгинуло, не оставив следа. Любой подумает — это точно не про меня. А если задуматься? Может и про нас?

Ведь даже в скучной жизни Мелкина были возможности и шанс стать кем-то более значимым, пусть и для одного единственного друга. Был в его жизни всего лишь один лист, написанный столь замечательно, что мог затронуть нечто в душах людей. Из которого в том, другом мире, родились лес, сад, родник, озеро — новая Земля, где души ушедших могли бы найти свой путь к очищению и возрождению. Всего-то нужно было быть более добрым и чутким к окружающим, не отворачиваться от возможных друзей, уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, пользоваться всеми теми возможностями, которые щедро предоставляет Жизнь. И тогда, возможно, все бы обернулось иначе.

Очень тонкая и многослойная история. Я написала лишь о том, что пришло в голову сразу после прочтения. Быть может, пройдет еще несколько лет, я перечитаю ее вновь и найду нечто новое. А пока стоит, наверное, присмотреться к своей собственной жизни и задуматься, останется ли от нее хотя бы Лист.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2006 г.

Очень простой и понятный рассказ. Человек отправляется в путешествие (смерть), не успев закончить главный труд своей жизни. Он попадает в работный дом (чистилище), на суд Двух Голосов (Правосудие и Милость Господни) — и за смирение свое оказывается награжден поездкой в собственное творение, законченное и воплощенное. Мало того: картина Мелкина для многих оказывается лучшей дорогой в горы (Рай), даром что на Земле от нее не осталось ничего, кроме одного клочка.

Аллегория, к тому же автобиографическая: Толкин очень боялся, что «Властелин Колец» так и останется грудой набросков.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2013 г.

Для меня стал сюрпризом тот факт, что Мастер, помимо Труда Своей Жизни, написал еще несколько сказок, не связанных с миром Средиземья. Что здесь от сказки, так и не поняла. Философская притча – да, фэнтезийная драма – пожалуй. Но сказка? Впрочем, кто я такая, чтобы критиковать Мастера. А покритиковать-то как раз после прочтения очень и очень захотелось. Потому что не понравился мне этот рассказ и все тут.

Сюжет, мягко говоря, странноватый. Живет себе скучный неприметный человечек Ниггл в своей хоббитской норке. Ой, о чем это я, вовсе не в норке, а в домике. Знает, что вскоре ему предстоит одно Неприятное Необходимое Путешествие. Нет, не со старым интриганом в шляпе и наглыми гномами, а то, в которое все мы отправляемся в одиночестве. Но пока еще есть время, он с удовольствием рисует — не то чтобы хорошо, но и не плохо. Без удовольствия выполняет соседские и общинные обязанности, не имеет ни родных, ни друзей. Ничем не интересуется и ничего не любит. Только свое творчество. Но и к этому он относится как-то вяло. И такой он весь – серый, унылый и жалкий.

И вдруг, совершив свое Необходимое Путешествие, наш Ниггл-Мелкин резко меняется. И становится добрым, внимательным, талантливым, упорным, благодарным и прочая и прочая. И как это можно понять? Почему, при жизни человек был эгоистичной серой мышью, чьих духовных сил не хватало даже на то, чтобы закончить единственную картину, после смерти становится таким замечательно-положительным? Что этим нелогичным переходом хотел сказать автор, ой, простите, Мастер? Нет, не спорю, в рассказе присутствуют глубокие философские размышления – что мы оставляем после себя? Что истинно ценного есть у человека в жизни – друзья, творчество, талант? Можно ли талантливому человеку размениваться, тратя свое драгоценное время на бытовые мелочи, на общение со случайными людьми, на банальную помощь несимпатичному соседу? Или нужно, имея Дар, наплевать на все и вся, и стараться максимально его реализовать?

И все это, конечно, замечательно, но к чему так подробно описывалась жизнь Ниггла ДО Путешествия? Ведь все интересное произошло с ним ПОСЛЕ. И безо всякой связи с его предыдущей жизнью.

Что за странный мир, в котором он жил – какие-то Доставщики, Инспектора, Голоса. Сюр. Арт-хаус. Не отстает и конец — рассказывали, рассказывали нам о ценности искусства

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и тут такой облом! Ниггла все забыли и никогда больше не вспоминали.

Как это нужно понимать? Что плебс не в состоянии оценить по достоинству высокое Искусство? Что рукописи все-таки горят? Какие-то метания туда-сюда. Такое впечатление, что Толкин вначале хотел сказать одно, потом решил добавить второе, а под конец вообще надумал третье. Но данное предположение вроде бы нелогично, учитывая личность автора. Так что варианта выводов два:

1) Даже гении пишут негениальные произведения.

2) Что-то я не поняла. Или же слишком многого ждала. Или это не Мое.

Выбирайте сами вариант. Я свое видение честно изложила.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2008 г.

Если можно так сказать, это лучшее произведение о смерти. И о том, что после смерти. Мир таков, каким мы его создаем. Ад, рай и вообще все, что нас там ждет — сугубо индивидуально. Так тонко, так осторожно и так правильно не писал никто до и никто после Толкина. ИМХО, конечно.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2011 г.

Чудная вещь. Как раз классический образец того, чем «очаровываешься»,

Потрясающая притча о жизни художника, о том, что фантазия сильнее объективной реальности, и о добрососедских отношениях.

Как же мне было обидно, что такое мудрая и хорошая и «теплая» история стала такой холодной

Мне иногда кажется, что даже если Толкиен не написал бы ВК, только за Лист Ниггля его стоило бы любить так же сильно! Добрая сказка... а может и не сказка вовсе.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2010 г.

Рассказ о творчестве — как его понимает Толкиен. Это очень ценно — получить такую информацию из первых рук. Понимаешь — как он работал и чего хотел достичь. И когда сравниваешь с тем, чего он достиг... на многое смотришь по другому.

В частности, я понял — почему Профессор не стал ничего писать более про мир Средиземья — я имею в виду художественного. Его деревом была история Средиземья, максимальное ее прояснение. Такое, которое удовлетворило бы его самого.

Наверное, где-то сейчас она уже существует.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2012 г.

Художник рисует картину. Она понятна ему одному. Его сосед видит только сорняки. Он не понимает картину, видит только беспорядочные цвета. Но в чём же сила творчества? В том, чтобы отдельные листы с картины Ниггла всё-таки сплелись между собой, осели на своём дереве, и ожили. Творчество материально, если оно искренне. И рано или поздно оно дойдёт до всех сердец.

Оно может погибнуть, может быть предано забвению. Но где-то там, за горизонтом она живёт — страна твоей фантазии. Для всякой мечты нужен свой творец-Ниггл и рукастый работяга-Пэриш. Нужно просто верить.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2009 г.

А я увидел в этом рассказе самого профессора. И не только его, а также других творческих людей, которые создают свои миры и в этот момент полностью погружены в них. Но окружающим на это наплевать. Человек, в свою очередь пытается принести этот мир другим, но тщетно. А он продолжает совершенствовать свой мир, и мнение других, его уже не особо волнует.

Результат всего этого признаный во всех странах одним из лучших миров — мир Средиземья, а также сам творец мира.

Все таки Толкин мне кажется показал своё творение с такой вот стороны...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2008 г.

Замечательное произведение с тонкой философией. Толкин замечательно описывает мир главного героя и мир в котором он живет, его мысли и опасения. И наверное цитату из этого рассказа можно отнести к самому творчеству Толкиена — «каждый лист он вырисовывал долго и старательно, так, чтобы не ускользнула его форма, чтобы передать его свет и блеск росинок на его краях».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2008 г.

Удивительная вещь! Перечитывала несколько раз, но всё равно «цепляет». О простых вещах, которые вдруг оказываются важными. О воплощенной мечте. О том, что каждый, даже самый «маленький» человек оказывается творцом. А как написано! Все эти листья и деревья — их видно, их слышно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2008 г.

Хорошая притча, умная, тонкая, в каком то смысле простая и в то же время сложная. Одним словом, написано Мастером с большой буквы. Чтобы понять данный рассказ не надо быть гением, а кто все таки не понял, значит не очень то и хотел вникнуть. А может просто стоит перечитать?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2007 г.

Видимо, творчество так и выглядело для Толкиена — маленьким листочком, тонкой тропинкой, началом неведомого пути.

«Знаешь, Фродо, как опасно выходить из дверей, — бывало говорил он. — Ступишь на дорогу — и сразу хватайся за ноги, а то живо окажешься там, куда ворон костей не заносил. Вот видишь тропку? Так это она самая ведет через Лихолесье к Одинокой горе, а оттуда прямиком в тартарары»

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2015 г.

Совершенно незнакомый большинству почитателей «Властелина колец» Толкиен. В наше время, наверное, уже и невозможно понять все тонкости этой христианской сказки-притчи. Хотя основная ее идея лежит на виду — не все, что видится нам вблизи обычным и обыденным, таковым на самом деле и оказывается. Или, говоря языком народной мудрости: «Большое видится на расстоянии».

Рассказ получился умным, ладно скроенным, и, в то же время, довольно простым для восприятия и очень доходчивым. И, где-то, даже красивым.... А вот язык и увлекательность не впечатлили: язык самый обыкновенный, а увлекательность... — ее в произведении тоже немного. В известной мере все это компенсируется эффектными заключительными частями рассказа, но от автора «Властелина колец» всегда хочется чего-то еще большего....

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2006 г.

Рассказ очень глубокий. Он о жизне и смерти, и о жизни после смерти. О том, что человек сам создает свой рай, о том, что он верит в свой рай и свое бессмертие.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2015 г.

Почему то всплывает в памяти строчка из одного стиха : «У каждого из нас свой Ад и Рай...»

Интересная аллегория — творец после смерти остается жить в своем творении. В каком то смысле и сам Толкиен остался жить в своих книгах. Не все помнят, как выглядел Толкиен, но хоббитов и их приключения знают едва ли не все.

Быть может где то там, в мире Средиземья, сидит сейчас и курит трубку старый и добрый седовласый хоббит. Он любит детей, занимается их обучением и собирает сказки и предания. А окружающие почтительно называют его Профессор...

Очень хорошая и глубоко философская история.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх