Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Знакомство и первое совместное дело еще пока молодого, но многообещающего сыщика Шерлока Холмса и его компаньона доктора Ватсона. И душещипательная история любви и мести завершившаяся несколькими убийствами в Лондоне, которая поставила в тупик местную полицию.
В произведение входит:
|
|
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс»
— антологию «Дюпен, Холмс и другие: Зарубежный детектив XIX в. / Эрих Кестнер. Эмиль и сыщики», 1990 г.
— антологию «Шедевры зарубежного детектива», 1991 г.
— сборник «The New Annotated Sherlock Holmes. Volume III», 2005 г.
— антологию «Знаменитый Шерлок Холмс», 2013 г.
— антологию «Лучшие классические детективы в одном томе», 2015 г.
— антологию «Лучшие повести на английском / Best Short Novels», 2015 г.
— антологию «Настоящий английский детектив. Собрание лучших историй», 2018 г.
Рецензии:
— «"Мистер Шерлок Холмс"», 1892 г. // автор: Джозеф Белл
Экранизации:
— «Этюд в багровых тонах» / «A Study in Scarlet», США, 1914 // реж. Френсис Форд
— «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая Надпись», СССР, 1979 // реж. Игорь Масленников
Похожие произведения:
- /период:
- 1900-е (4), 1920-е (2), 1940-е (1), 1950-е (4), 1960-е (2), 1970-е (2), 1980-е (4), 1990-е (37), 2000-е (35), 2010-е (84), 2020-е (24)
- /языки:
- русский (189), английский (3), латышский (1), украинский (5), белорусский (1)
- /перевод:
- В. Бабков (22), А. Бауга (1), Л. Брилова (8), Н. Войтинская (4), М. Волошинова (1), А. Глебовская (16), Н. Дмитренко (1), И. Доронина (29), Е. Кайдалова (3), И. Королёв (1), В. Михалюк (4), Н. Облеухов (13), В. Панченко (2), Н. Романов (1), А. Соболев (1), С. Степанов (16), Н. Тренёва (72), Э. Хоменко (1), Г. Чарский (1), А. Янкута (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (199 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 19 ноября 2025 г.
Молодой Шерлок Холмс в начале своей блестящей сыскной деятельности — как же здорово прикоснуться к таким начальным литературным истокам. Несмотря на неоднократное упоминание в тексте, что сыщик именно молодой человек, мы видим, что в характере Шерлока и в его профессиональной деятельности уже полностью сложились те самые, знакомые и любимые многими поколениями читателей черты. Дедуктивный метод определен, профессиональные навыки отточены, химические опыты дают практические результаты, то есть интеллектуальная супермашина уже на полном ходу. Любопытно, что Холмс здесь ангажирует себя Ватсону в качестве сыщика-консультанта, способного по предоставляемым ему фактам, не выходя из комнаты распутать клубок преступления. Но это касается конечно же дел заурядных, которые по собственному признанию сыщика его мало интересуют. А вот когда приходится выйти из дому и побегать — вот тогда и начинается настоящая работа.
В данном деле подобное и произошло. ервоначальный ореол таинственности заинтересовал Холмса, как истый гурман он почувствовал запах изысканного блюда. И детектив не ошибся, перо Конан-Дойля предоставило на первый взгляд чрезвычайно загадочное дело. Но это только на первый взгляд или же на взгляд Лейстреда и Грегсона. Нужно признать правоту слов Холмса, что кровавая надпись, отсутствие признаков насильственной смерти, то есть тот самый налет тайны и дает в руки профессионалу дополнительные подробности для успешного расследования. Самыми трудными являются обычные бытовые преступления, с полным отсутствием хитроумных изысков, такие, которые ставили в тупик визави Холмса Володю Патрикеева из «Зеленого фургона».
К плюсам романа я бы еще отнес его вторую часть в виде предыстории мотивов Джефферсона Хоупа. Нежная романтическая история с трагическим финалом действительно трогательна. Хотелось бы отметить такое качество Хоупа как способность к мщению. Может быть выскажу непопулярное мнение, ноя считаю месть одним из инструментов справедливости, а по отношению к описанному случаю, это уж точно. Многолетнее преследование злодеев здесь отнюдь не выглядит фобией, оно вполне сознательно, так как идет от глубокого чувства. Все дело в особом характере Хоупа, отличного от характера обычного человека, способного только сколь угодно глубоко погоревать, а потом забыть. Это далеко не просто — перечеркнуть собственную жизнь ради личного морального принципа расплаты за содеянное. Месть — это дамоклов меч висящий над всеми негодяями, я уверен, что зная неизбежность расплаты их количество бы существенно сократилось. Конечно ход мстителя с двумя пилюлями выглядит очень уж театрально и в реальности я подозреваю Хоупу досталась бы смертельная доза. Ведь в жизни негодяям и посредственностям почему-то всегда везет. И в этой связи к сожалению справедливы горькие слова Холмса по отношению к коллегам из Скотленд-Ярда: «В этом мире неважно, сколько вы сделали. Самое главное — убедить людей, что вы сделали многое.
Нортон Коммандер, 12 июня 2025 г.
Для меня Артур Конан Дойл с детства был в первую очередь автором романа «Затерянный мир» и во вторую — автором произведений о Шерлоке Холмсе. По причине любви к динозаврам «Затерянный мир» я читал неоднократно, а к Шерлоку Холмсу пришёл лишь сейчас. Детектив вообще не мой жанр, но можно сказать, что цикл о Холмсе выходит за рамки только лишь детектива и представляет собой образец классической литературы как таковой, причём очень высокого уровня. Конечно, я видел экранизации приключений Холмса и Ватсона, и даже считаю себя поклонником сериалов с участием как Василия Ливанова так и Бенедикта Камбербэтча. И хоть не все произведения цикла становились основой для экранизации, но данный роман — «Этюд в багровых тонах» — экранизировался неоднократно, так как именно в нём происходит знакомство Холмса и Ватсона, и именно в нём Ватсон впервые становится свидетем уникальных методов работы Холмса. Поэтому, хоть я и читал этот роман впервые, возникало ощущение, что всё это уже хорошо знакомо. Хотя, конечно, в каждой экранизации многое в сюжете было изменено.
Что оказалось неожиданным:
1) Приходилось слышать мнение, что известная по фильмам фраза Холмса «Элементарно, Ватсон!» в оригинале отсутствует. Оказалось, что это не так. (По крайней мере, в том переводе, в котором читал я.) Хоть и не дословно, но она там есть. Когда Холмс угадывает, что посыльный, который принёс ему письмо — отставной сержант морской пехоты, Ватсон восклицает «Потрясающе!», на что Холмс отвечает «Элементарно». Киношники всего лишь растиражировали эту фразу.
2) Хозяйка дома на Бейкер-стрит 221 «Б» в данном романе даже не второстепенный персонаж, она лишь пару раз упоминается. И только из последующих произведений мы узнаем, что её зовут миссис Хадсон.
3) Больше трети романа — история о событиях, происходивших не в Лондоне, а в США. Это предыстория фигурантов дела, которое расследует Холмс. В экранизациях эта часть всегда опускалась, и понятно почему — зрителям интересно наблюдать за Шерлоком Холмсом, а не за драмой в общине мормонов в штате Юта.
zvezdochet2009, 14 августа 2025 г.
Леди и джентльмены, история еще не знала более удачного примера, когда в литературном произведении складывались настолько идеальные дуэты. И речь вовсе не о классической сцепке «герой — антигерой», или там «герой и возлюбленная», мы говорим о дуэте друзей и напарников – равновеликих, равнозначных персонажей, которые были бы помещены в самый центр событий.
Итак, леди и джентльмены, мы представляем вам частного сыщика Шерлока Холмса и его друга, военного в отставке, доктора Джона Ватсона, двух порядочных и в высшей мере замечательных англичан, проживающих на Бейкер-стрит у некой миссис Хадсон. Оба уникальны. Гениальный Шерлок, король дедукции, стал прообразом любого частного сыщика: на вывеске любого сыскного агентства в любой точке земного шара можно увидеть его профиль с трубкой в руках. Надежный опытный Ватсон навсегда останется эталоном верного напарника, на которого можно положиться в трудный момент. Всегда вместе, один дополняет другого.
Сейчас они уже стали архетипами, классикой, образцом творческого тандема, занимающегося расследованием самых запутанных дел века. Трудно представить себе, что сэр Конан Дойл задумывал историю Холмса всего лишь как развлекательное бульварное чтиво, совершенно не предполагая к чему может привести публикация серии произведений о похождениях знаменитого сыщика. Это уже культ.
Каждая легенда имеет свое начало. В случае с шерлокианой отправным пунктом стал «Этюд в багровых тонах», где происходит знакомство главных героев, первое, дебютное появление Холмса во всей красе, когда вся жизнь впереди и сияют ослепительные перспективы. Это казалось бы случайное знакомство Ватсона и Холмса, выход на сцену миссис Хадсон и детектива Лестрейда, дает старт удивительным событиям, но пока первым, пробным делом друзей стало загадочное убийство в заброшенном доме и таинственная кроваво-красная надпись на немецком…
Здесь же Дойл презентует метод Холмса, показывает его работу и намечает сюжетную схему для будущих детективных историй. Все просто и гениально. Нужно всего лишь приглядываться к мелочам, к незаметным на первый взгляд деталям и картина станет ясна. Изумительный язык автора, легкий, тонкий стиль повествования позволяет читать роман «залпом». Стоит только начать с первых же строчек, и вас унесет потоком слов до самой развязки истории.
Мы в который раз задаемся вопросом: почему спустя век истории о Шерлоке Холмсе продолжают оставаться такими популярными? Симпатичные, почти живые персонажи, сосредоточившие в себе все лучшее и благородное, что есть в человеке. Простые и понятные сюжеты, взятые из жизни, парадоксальные и забавные, мрачные и удивительные, но имеющие право на существование. Английский юмор, утонченность и непередаваемая атмосфера Викторианской Англии, где люди действительно знали этику и ценили мораль.
Кроме всего прочего, Шерлок Холмс был, есть и будет таким популярным потому, что это самый обычный человек, наделенный всего лишь высоким интеллектом и особым методом, а значит каждый из нас может почувствовать себя Шерлоком Холмсом. Достаточно побольше обращать внимание на детали.
Вот она, на наш взгляд, главная ценность созданного писателем образа.
Элементарно.
AlisterOrm, 14 июля 2017 г.
Итак, знаменательное событие — я обратился к циклу о Шерлоке Холмсе, впервые за 10 лет решив перечитать хотя бы часть рассказов, которые тоже являются частью моего детства. Ещё в ту эпоху, когда от сказок и детской классике я переходил к более взрослой литературе, в конце 1990-х, я смотрел замечательную экранизацию Игоря Масленникова, любовался отточенной, яркой игрой Василия Ливанова и добродушной, мягкой манерой мастерства Виталия Соломина. Конечно, в десятилетнем возрасте, даже раньше, по моему, пара первых подходов к Артуру Конан Дойлу закончились неудачей, однако само название первой повести меня завораживало и влекло.
«Этюд в багровых тонах»...
Первое наше знакомство с молодым человеком, единственным в своём роде сыщиком-консультантом, который делает за полицию большую часть их работы. И филигранной, нужно сказать, работы. Конан Дойл старается абстрагироваться от своих предшественников, критикуя устами сыщика произведения Габорио, и даже пройдясь вскользь по его очевидному прототипу — Огюсту Дюпену. Я не очень хорошо знаю историю жанра, просто не интересуюсь им, но, возможно, это действительно был детектив нового уровня — продолжающий линию Эдгара Аллана По с его логическими играми, но более в более широком формате и при подробном охвате.
Но вернёмся к моему детству. Первое, что меня заворожило, это ранее незнакомое чувство зримой и мрачной атмосферы. Как бы исподволь в меня заполз серый, сырой и промозглый Лондон, хотя его вроде бы не так много в повести. Второе — конечно, яркий Шерлок Холмс, который являет из себя, с одной стороны, живой арифмометр, компьютер, который создан для разгадывания цепей сложных головоломок и щёлканья логических задачек. Однако если посмотреть по другому, то это, безусловно, страстная натура, и сыщик искренне увлечён своими делами, погружаясь в них не только мозгом, но и чувством. Шерлок Холмс — я думаю, нет сомнений, что именно ради его яркого типажа люди и читают раз за разом рассказы самого автора, пишут продолжения и вариации, и снимают одну экранизацию за другой.
Что мне запомнилось — это бесконечное удивление невеликого мозга способности подмечать мелочи, посредством наблюдений и сопоставлений собирать общую картину преступления. Конан Дойл прекрасно понимает, какой скепсис это может вызвать у читателя, ещё не знавшего, что этой повести суждено стать классикой детектива. Поэтому мы видим всё это глазами компаньона сыщика, доктора Уотсона, которому сам Холмс и доказывает эффективность своего дедуктивного метода. Здесь всё расписано, подробно, доходчиво, разжёвано, положено в рот и даже сразу проглочено. Вопросов нет.
А что могу сказать об «Этюде...» я, нынешний и как бы почти взрослый? Удовольствие от детективной части осталось почти прежним, хотя теперь местами я вижу неуверенную руку начинающего писателя. Фрагмент, посвящённый мормонам, с одной стороны, затянут, но недостаточно выразительно выписан, что делает трагедию Джефферсона Хоупа несколько картинной. В любом случае, сама постановка, что убийца куда больше заслуживает жалости, нежели жертвы, заставляет с уважением отнестись к молодому автору.
В общем, хорошая детективная повесть, немного растянутая в плане объёма, но от этого не менее выдающаяся. И спасибо сэру Артуру Конану Дойлу, во первых, за счастливое детство, проведённое отчасти и с его персонажем, и во вторых, за такой большой вклад в искусство в целом. Ведь вряд ли даже интеллигентный Эркюль Пуаро может сравнится в своей общей культурной значимости с великим сыщиком с Бейкер-стрит 221Б.
geodem, 13 апреля 2017 г.
Этюд! Подготовительный набросок для будущего большого произведения, багровый — часто ассоциируется с цветом крови, тон — эмоциональный след, оттенок. Перед нами одно из лучших произведений данного классического жанра. Именно в этом произведении мы впервые встречаемся со знаменитым сыщиком и начинаем следить за раскрытием загадочных преступлений, благодаря запискам его неизменного спутника. Зловещий, туманный, полный затаившейся угрозы Лондон: «выгребная яма, куда тянет лодырей и бездельников со всей империи». 1881 год. Мы имеем две разных по тематике и даже по стилю части, объединенных временным промежутком в тридцать лет и жаждой мести. Захватывающая тайна, хитросплетение событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю, душещипательную драматическую историю любви и кровавой мести завершившаяся несколькими убийствами в Лондоне, которая поставила в тупик местную полицию. Так начинаются детективные приключения, без которых не мыслят своей жизни уже несколько поколений любителей этого жанра…
Приятного чтения!
PS: Интересные факты. Мормоны в повести изображены с довольно неприглядной стороны. Но это заслужено! Мормоны действительно участвовали в массовых убийствах. В частности, они несут ответственность за так называемую «резню» в Маунтин-Медоуз в 1857 году — убийство полутора сотен мирных переселенцев направляющихся из Арканзаса в Калифорнию для недопущения заселения Юты немормонским населением. Мормонский легион для дискредитации индейцев замаскировались под них, но ввиду опасения вдруг кто-то догадается, кто в действительности стоит за этими пятидневными атаками, был дан приказ на уничтожение переселенцев. Всего было убито около 120 мужчин, женщин и детей старшего возраста. Семнадцать детей, моложе семи лет, были спасены местными семьями.
Нескорений, 27 июля 2015 г.
Имя Шерлока Холмса давно уже стало нарицательным, о его приключениях снимают фильмы, фанаты пишут продолжения, а поклонники великого сыщика с удовольствием продолжают ещё и ещё раз перечитывать ставшие уже классическими запутанные дела. В наши дни образ Холмса нисколько не забронзовел и всё так же привлекает обширную аудиторию, что подтверждается выходом новых сериалов типа «Шерлок», «Элементарно» в которых, следуя традиции постмодерна, старые сюжеты пересказывают на новый лад.
На этой волне, безусловно, многим читателям будет небезынтересно узнать (или же освежить в памяти) то с чего все начиналось, и для этого просто необходимо обратиться к роману «Этюд в багровых тонах», на страницах которого состоялось первое знакомство легендарного сыщика и его верного спутника доктора Ватсона. Нам предстоит путешествие в эпоху викторианской Англии — мы побываем на Бейкер-стрит, познакомимся с радушной хозяйкой миссис Хадсон, ретивыми, но недалекими сыщиками Скотланд-ярда Лестрейдом и Грегсоном, вместе с Ватсоном последовательно проследим за расследованием загадочного двойного убийства, поставившего в тупик лучших криминалистов Лондона.
Первое, что хотелось бы отметить — умение автора точно воссоздать атмосферу эпохи, без лишних деталей, ненужных описаний читатель легко и просто переносится в трущобы британской столицы, посещает грязные распивочные, дешевые гостиницы и заброшенные доходные дома. Архитектура той эпохи, транспорт, мода — все это описывается между делом, ненавязчиво и рисует перед вашим мысленным взором сочную картинку без излишней нагрузки на воображение.
Очень удачны образы главных и второстепенных героев — яркие, запоминающиеся характеры, каждый из них — личность, которой свойственно ошибаться, испытывать всю гамму человеческих чувств, у каждого есть свои достоинства и недостатки. Интересно было сравнивать образы героев в оригинальном тексте с замечательной советской экранизацией, если Холмс на экране получился очень схожим со своим литературным прототипом, то Ватсон в романе предстает перед нами менее правильным и сдержанным — он может легко вспылить, иногда подвержен лени и апатии, т.е. в романе образ получился более глубоким.
Композиционная структура романа призвана наиболее полно раскрыть авторский замысел. Роман делится на две части, первая посвящена знакомству главных героев и расследованию дела целиком — от вводного брифинга до поимки настоящего убийцы. Вторая часть романа ретроспективна — автор знакомит нас с предысторией конфликта, затем повествование ведется от лица преступника, а в завершении Холмс раскрывает перед нами всю цепочку своих логических умозаключений, которые помогли ему раскрыть дело.
На мой взгляд, единственным минусом этого романа является подача предыстории конфликта убийцы и его жертв. Резкая смена места действия и набора персонажей поначалу даже заставила меня сомневаться, что это продолжение романа, а не начало чего-то нового. Только что мы были в Лондоне и вдруг оказываемся на Диком Западе, следим за историей любви, человеческой подлости, становимся свидетелями настоящей драмы и трагедии. Нет, предыстория, конечно, важна для того, чтобы понять — у преступника была своя правда и веские основания для осуществления содеянного, сама история, если ее вырвать из контекста романа довольно хороша, хотя смотрится несколько архаично и мелодраматично. Только вот в общей совокупности все эти мормоны, ковбои, трагические красотки больше подходят для вестерна, нежели классического детектива.
Главной же вишенкой на торте, без сомнения, следует признать описания дедуктивного метода Холмса — цепочка рассуждений, когда из незначительных деталей складывается общая картина просто поражает воображение. Всё это кажется на первый взгляд просто, но если читатель попробует применить метод Холмса на практике, то вряд ли у него получится с первого раза — именно это заставляет еще и еще раз читать и перечитывать до боли знакомый сюжет, в который уже раз поражаясь наблюдательности и живости ума известного детектива.
Рекомендовать этот роман можно всем без исключения, мрачная атмосфера и нетривиальные загадки привлекут взрослого читателя, а приключения и динамика завоюют сердца юных, благо роман вполне целомудренный и не кровожадный. Это произведение из разряда вечной классики, его будут читать еще многие и многие поколения наших потомков. Роман очень уютный, при чтении ощущаешь себя в компании старых друзей, сидящим у потрескивающего камина со стаканом виски и слушающим в который уже раз историю, которую можно пересказывать бесконечно.
primorec, 18 июня 2012 г.
Благодаря этой книге я, наверное, буду всегда испытывать восхищение перед временем викторианской Англии — немного чопорным, но таком притягательным, когда по туманным улицам Лондона прогуливались изящные и немногословные джентльмены и обаятельные леди. А в темных переулках английской столицы, за высокими коваными оградами замков и окнами маленьких квартирок таились мрачные тайны и совершались самые страшные преступления, разгадать которые мог только непревзойденный ум великого Шерлока Холмса.
И даже если бы не было занимательного сюжета, впечатляющих описаний жизни туманного Лондона, «Этюд в багровых тонах» был бы уже примечателен первой встречей с этими двумя героями — великим сыщиком Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, само существование которых изменило навсегда детективный жанр. А сколько про них написано книг, снято фильмов, нарисовано комиксов, придумано анекдотов! Господи, да само имя Холмса — уже нарицательное, известное даже тем, кто в жизни не брал в руки ни единой книги!
И этот роман — один из лучших образцов классического детектива, написанный ярким, образным языком. Как легко, читая эти страницы, представить себя участником расследования таинственных убийств, вместе с Ватсоном слушать рассказ о методе Холмса, и -редкий случай -сочувствовать преступнику, оказавшемуся просто несчастным, потерявшим веру в людскую справедливость человеком, на долю которого выпали большие страдания и испытания. Переживать вместе с ним гибель любимых людей и тайно радоваться настигшему злодеев воздаянию.
Oreon, 6 июня 2011 г.
Вот перечитал спустя много лет (что-то потянуло, какая-то ностальгия что-ли) и как-то сразу повеяло то-ли детством, то-ли юностью — уж не разберу, но эмоции самые положительные.
Помню, как читал в юности, наиболее поражал и захватывал дедуктивный метод, гениальность Холмса. Теперь же, поднабрав немного собственного жизненного опыта, дедуктивные заключения уже несколько блекнут. Нет рациональное зерно в них конечно присутствует, но однозначность некоторых выводов или наблюдений я бы уже поставил под сомнение :). В общем такие приемы уже не так впечатляют, как впечатляли молодой неокрепший ум :).
Теперь же наибольшее впечатление произвела вторая часть произведения, а именно описание жизненных трудностей и передряг через какие когда-то проходили люди в поисках своего обетованного места на Земле. Теперь, имея собственных детей, невольно ставлю себя на место Фере(если не ошибаюсь) и задумываюсь, а что бы я делал на месте героя оказавшись заблудившемся в пустыне и без воды... (уж каких вопросов не приходится с ними решать, но слава Богу, хоть такая передряга пока не грозит. Хотя кто знает, какие катаклизмы нам может принести природа и политические игры власть держащих...)
Ну и самое благоприятное ощущение остается от слога, языка автора, недосягаемые для большинства современных детективов...
ii00429935, 17 сентября 2009 г.
Самое первое произведение о Шерлоке Холмсе, и в этом его прелесть. Конан Дойлу только 28, его главные шедевры еще впереди и то, каким кошмаром для него станет сыщик с Бейкер-стрит, писатель и представить не может. Холмс и Ватсон еще только познакомились и «не обросли» теми штампами, которые неизбежно появятся в последующие 40 лет. Еще и миссис Хадсон не придумана, лишь бегло упоминается безымянная «квартирная хозяйка». Кроме того «Этюд...» едва ли не единственное произведение в серии о Холмсе, где так подробно дана предыстория преступления и так жаль того человека, которого и преступником-то назвать язык не поворачивается.
aleks-predator, 26 сентября 2024 г.
Начало великой истории Холмса и Ватсона
«Этюд в багровых тонах» — это многообещающий старт одной из самых именитых историй от писателя Артура Конан Дойла об известном теперь на весь мир детективе Шерлоке Холмсе. Именно здесь автор впервые знакомит нас со своеобразным расследователем и его товарищем доктором Ватсоном.
По сюжету книги военный врач по имени Джон Ватсон приезжает в Лондоне после службы и случайно знакомится с необычным человеком — Шерлоком Холмсом. Они становятся соседями по квартире по адресу, который, думается, знаком каждому человеку — Бейкер-стрит, 221Б. Следом Холмс берется за сложное дело — загадочное убийство, которое ставит полицию в тупик. Следствие быстро приобретает интригующий характер, а детали преступления заставляют всех участников истории по-новому взглянуть на улики и происходящее.
Читать эту книгу действительно интересно. Конан Дойл очень удачно и живо знакомит нас с образом Шерлока Холмса — умного, необычного и местами даже загадочного персонажа. Его методы расследования специфические, порой даже странные, но именно это и цепляет. Холмс обращает внимание на мелочи, которые другим кажутся незначительными, и в этом его талант.
Отдельно стоит отметить доктора Ватсона. Автор хорошо раскрывает его характер — он не просто рассказчик, а полноценный герой книги со своей историей и взглядами. Ватсон наблюдает за Холмсом, удивляется его логике и мастерству, а вместе с ним удивляется и читатель.
Особый интерес вызывает то, как расследование идет сразу в двух направлениях — полиция строит свои догадки, а Холмс делает свои выводы. Одинаковые факты приводят их к совершенно разным результатам, и наблюдать за этим процессом очень увлекательно.
Кроме самого расследования, приятно удивляет атмосфера в книге. Лондон XIX века показан очень колоритно — узкие улочки, шумные кварталы, мрачные переулки. Все это отлично дополняет историю и создает нужное настроение для классического детектива. Ощущается, что автор хорошо знает, о чем пишет — город словно живет своей жизнью на фоне событий книги.
Также стоит отметить, что «Этюд в багровых тонах» — это не просто история о раскрытии преступления. В ней есть место и для философских размышлений, и для рассуждений о природе человеческой жестокости, случайностях судьбы и моральном выборе. Конан Дойл удачно вплетает эти моменты в сюжет, не перегружая повествование, а наоборот — делая его более глубоким и запоминающимся.
Книга написана простым и приятным языком, а читать ее легко. История не перегружена описаниями, в ней много фактов, деталей и интересных наблюдений. Финал получился действительно сильным и оставляет приятное впечатление.
«Этюд в багровых тонах» — это хороший старт большой истории о Шерлоке Холмсе. Артур Конан Дойл предложил на суд читателей яркий мир, только приоткрыв знаменитую историю харизматичного расследователя. Читал книгу с большим интересом и уверен, что это классная работа, с которой стоит непременно познакомиться каждому любителю детективного жанра.
8 из 10
ХАРТС, 14 июня 2014 г.
Прекрасно! Это вообще первое произведение, которое открыло мне путь в литературу. До этого я пытался читать то, что советовали друзья: то бишь Сталкер, Метро, Перумов, Головачёв, Тармашев и остальных отвратительных современных писак. Ни один из них меня не брал, читал так, от скуки. Но, когда дочитал «Этюд в багровых тонах», у меня в голове было только одно: «ВАУ!» Это просто вынос мозга. Правда тогда я ещё был маленький и не понял, что вот этот резкий уход в прошлое нашего преступника нужно прочитать (тогда я его пропустил, но спустя пару лет перечитал и картина стала цельной).
В общем и целом повесть прекрасна! Особенно у меня (правда встала на третью строчку перед Долиной Ужаса и Собакой Баскервилей). А Шерлок Холмс — высокоинтелектуальный социопат — стал моим самым любимым литературным персонажем.
10 из 10.
Штирлиц, 6 февраля 2014 г.
Знакомство главных героев. И первое расследование Холмса, свидетелем которого стал доктор Уотсон. Произведение просто гениальное, эталон классического детектива. Здесь есть всё: и заброшенный дом, и трупы, и кровавая надпись на стене, и отравленные таблетки, и любовь, и месть, и неоднозначные характеры... Повесть состоит из двух частей: первая — это знакомство Холмса с Уотсоном и расследование преступления, а вторая — это повествование о событиях, предшествующих преступлению. В первой части захватывает мрачная атмосфера и невозможность преступления. Читая вторую часть, проникаешься жалостью к преступнику, он гораздо обаятельней своих жертв.
Ставлю десять баллов, потому что эта повесть — гениальное соединение детективной, психологической, любовной и приключенческой линий. Позже появилось много детективов, в которых кроме расследования ничего и нету. А «Этюд в багровых тонах» — это полноценное литературное произведение.
Стронций 88, 30 января 2017 г.
Я взялся за эту повесть по двум причинам. Во-первых, я только что пересмотрел английский сериал «Шерлок»… да-да, я из тех, кто читает книги под впечатлением от их удачной экранизации, наверняка в народе у таких есть какое-нибудь название, возможно даже не очень-то лицеприятное… А во-вторых, я, конечно же, читал и до этого рассказы о Шерлоке Холмсе (это было довольно давно), но всегда хотелось прочитать «канон» целиком и по порядку, а как назло первая повесть от меня всё ускользала (кстати, это не единственный такой случай, вот именно первые вещи в циклах мне попадаются очень редко), и тут – о, чудо! – вот он, «Этюд в багровых тонах» – грех было не взяться! Но, всё-таки, не могу удержаться от сравне6ния книги с сериалом. Я уже говорил, что рассказы о Холмсе я читал давно, и для меня эта повесть была как бы повторным его открытием. Для меня всегда был один Шерлок Холмс – Ливанов, даже когда я смотрел «Шерлока». Но тут я понял, что к книжному герою более близок как раз таки Камбербэтч. Наш отечественный Шерлок действительно «идеален», с него будто смыли все пороки настоящего книжного Холмса – его блестящий эгоизм, его самолюбие, его высочайшее самомнение, дозволяющее саркастически отзываться обо всех вокруг (да и Уотсона-то он «втянул» в дело из-за того, что тот нелестно отозвался о его газетной статье, раскрывающий суть его метода), открыто желающий признания, любящий лесть (как ему нравилось, когда кто-нибудь восхищался его действиями), пристрастие к опиуму, в конце концов (это я помню по тем самым рассказам). Одним словом, возможно, главный успех автора не в этом прекрасном дедуктивном методе, которым он прорвал брешь в жанре, через которую хлынула свежая удивительная волна, а в создание прекрасного удивительного персонажа в чистом виде, с массой отрицательных черт, но безумно обаятельного. Его невероятная харизма, его ртутные резкие движения, его ритм, это как сердце – оно бьётся так сильно, что поневоле всё отмеряется этими ударами, всё само начинает жить в этом ритме (кстати, в «Шерлоке» здорово ухвачен ещё и этот ритм). Не только удивительный способ раскрытия преступлений (он-то не так уж и фантастичен, «Убийство на улице Морг» уже было до этого), но и блестяще выполненный харизматичный герой – вот что сделало цикл вещью на все времена, а само имя Шерлока Холмса нарицательным… Но, стоп-стоп! Кажется, я увлёкся… К самой повести! Итак, «Этюд в багровых тонах» захлестнул сразу, с первых страниц. Обаяние, динамика, интригующее происшествия и острая работа ума. А ещё, в который раз я поймал себя на мысли, что детектив это в какой-то мере род «страшного рассказа» – здесь имеет место смерть, тайна, от этого тянет могилой и потусторонней жутью; «В этой трагедии есть таинственность, которая действует на воображение: только воображение способно пробудить настоящий страх» (слова самого Холмса). И местами эта запутанное дело действительно было жутким. Одним словом, первую часть я проглотил одним большим куском – вкусно, невероятно вкусно! Но тут – бах! – вторая часть. Она (для меня) так резка ударила по тормозам, что стало даже грустно… Вот оно, очаровательное своеобразие, темп, тайна… а тут – нет, не плохое по сути, но очевидное, банальное: типичное для своего времени приключение – спасение, любовь, недоброжелатели, смерть, месть… Местами было довольно неплохо, например, письмо, приколотое к одеялу Джона Ферье, но дальше это как-то не раскрылось… Была и информация – я, например, обогатился знаниями, о том, кто такие мормоны и об их образе жизни, что Солт-Лейк-Сити основан ими (всего этого я раньше не знал… так как, в общем-то, и не интересовался). Однако всё-таки для меня это был удар по тормозам, и довольно ощутимый удар. Всё своеобразие, очарование первой части взяло и испарилось ради пространной мелодраматичной предыстории странного двойного убийства. Даже возвращение к фигуре Холмса в конце и раскрытие хода его мысли не очень-то для меня всё выправило, как-то я был обескуражен той совсем не характерной по блистательному началу истории вещи как вторая часть. А ещё где-то в глубине души я разочаровался и тем, что преступник оказался не безжалостным хитрым убийцей, а в каком-то смысле человеком чести (прощай, страх!). Подкачала для меня вторая часть. Я ощущаю, я знаю, что она была не плоха, но уж так сильно ослепила меня часть первая, что всё было для меня снижением, лёгким, но ощутимым обманом ожидания… Вот ничего не мог я с собой поделать! Хоть режьте меня!
lammik, 5 октября 2019 г.
«Этюд в багровых тонах» открыл миру Шерлока Холмса, и одно это обстоятельство делает роман обязательным для чтения. При этом автор не ограничился созданием образа сыщика-любителя с Бейкер-стрит. Дело, которое расследует Шерлок Холмс, открывая в процессе соседу по квартире Джону Уотсону суть своего дедуктивного метода, получилось необычным и насыщенным деталями, что детективу вообще-то и несвойственно. Тут и романтичная несчастная любовь, борьба человека с природой в далёком американском штате Юта, зловещая организация, подменившая собой государство на огромной территории, история мести длиною в десятилетия и самое главное — небанальный преступник, к которому проникаешься сочувствием и ненавистью к его жертвам.
Я, как и многие, вероятно, сначала посмотрел фильм Игоря Масленникова, а только потом уже прочитал книгу. И надо сказать, что масленниковская экранизация «Этюда» лично для меня была в детстве самой страшной серией из цикла, куда там до неё «Пёстрой ленте» и «Собаке Баскервилей». Но даже без телефильма роман получился очень атмосферным. Писатель, несмотря на молодость, смог воссоздать на страницах книги мир викторианского Лондона, одновременно притягательный и опасный, жаждущий прогресса и при этом оставшийся в глубоком прошлом.
Единственное, что несколько смазало картину —
Возможно, и даже наверняка, «Этюд в багровых тонах» — это не самый лучший роман о Шерлоке Холмсе, но для знакомства с автором и его героями он категорически необходим.
Golovin, 16 сентября 2012 г.
Много раз слышал имя Шерлок Холм, смотрел фильмы, но не разу не читал. Никогда не любил детективы, но истории о гениальном Шерлоке Холмсе и его верном спутнике докторе Ватсоне мне пришлись по душе. Мое первое знакомство с Холмсом , как и на Васона, произвело неизгладимое впечатление. Гений, профессионал своего дела, каждый раз поражает своими дедуктивными способностями. Наверное только ему под силу разобраться с делом Джефферсона Хоупа. Не простое преступление, которое завязано на любви и мести. Которое берет свое начало за много километров от Англии и которое множество дней искало момент для того, чтобы случиться. Сюжет шикарен.
Концовка очень нравится своим детальным объяснением преступления. Оценка конечно же 10!