Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июня 2016 г. 06:51

Второй номер 1989 года делают те же люди. Тираж журнала – 167 тысяч экземпляров. На передней обложке -- коллаж из кадров кинофильма «Na Srebrnym Globie/На cеребряной планете» режиссера Анджея Жулавского, он входит в состав «Галереи», которая в этом номере полностью посвящена этому фильму (внутренняя сторона передней обложки, а также стр. 10, 17, 50). На внешней стороне задней обложки размещена реклама готовящейся к изданию в издательстве «Wydawnictwo Poznańskie» антологии «Spor o SF/Спор о НФ» -- сборника статей и эссе о НФ польских и зарубежных авторов.

Содержание номера следующее.

Czytelnicy i “Fantastyka”

Lądowanie LXXII 3

Jorge Luis Borges Fantastyka snem 4

Opowidania i nowele

Robert Sheckley Akademia 8

Zygmunt Nowak-Soliński Śmierć przez powieszenie 18

Powieść

Arkadij i Borys Strugaccy Pora deszczów (2) 23

Komiks

Larkis – pierwsza śmierć (2) 31

Z polskiej fantastyki

Mirosław P. Jabłoński Spowiedź Mistrza Mąk Piekielnych 43

Short stories po polsku 47

Film i fantastyka

Żuławski kontra Żuławski 50

Krytyka i bibliografia

Po prostu Staszów! 52

Uniwersalny język kosmosu 53

Małpa Pana Boga 54

Słownik polskich autorów fantastyki 56

Hollanek – 30 lat twórczości literackiej 58

Recenzje 59

Bibliografia utworów fantastycznych 62

SF na świecie

Po raz pierwszy w Budapeszcie 63

Продолжение следует в колонке Wladdimir


Статья написана 29 июня 2016 г. 06:40

Научная фантастика в современном Китае – это, разумеется, тема отдельного и весьма длинного разговора…


Статья написана 28 июня 2016 г. 06:53

В троицу наиболее известных китайских писателей-фантастов входит также Е Юнле. Е Юнле (Ye Yong-lie) родился 30 августа 1940 года в провинции Чжэцзян (Zhejiang). В 1957 году он поступил на учебу на химический факультет Пекинского университета. В 1960 году Шанхайское издательство детской литературы выпустило в свет его первую научно-популярную книгу «Семья каменного угля». В дальнейшем Е Юнле принимал участие в подготовке серии научно-популярных книг «Сто тысяч почему». В 1963 году он окончил университет и приступил к работе на Шанхайской студии научно-популярных фильмов.

Осенью 1961 года Е Юнле завершил написание романа «Удивительные приключения маленького Лин Туна», вышедшего из печати лишь в 1978 году под несколько измененным названием «Путешествие маленького Лин Туна в прошлое». В том же 1961 году были написаны также рассказы «Странные следы на высочайшей вершине мира» и «Вторая пара ног».

В последние годы писатель опубликовал следующие романы, повести и рассказы: «После утраты носа» (1979), «Люди на пути к звезде Короля Преисподней» (1979), «Странная болезнь» (1979), «От смерти не отмахнешься» (1980), «Маскировка» (1980), «Волшебные одежды» (1980), «Тень измены на изумрудном острове» (1980), «Борьба во тьме» (1981) и «Таинственная бригада» (1981). Судя по названиям, по крайней мере часть этих произведений содержит шпионско-приключенческие сюжетные линии.

Е Юнле занимается также теоретико-критической деятельностью в области научной фантастики. В 1980 году вышла из печати его монография «О литературе и искусстве <демонстрирующих достижения> науки». Он написал также несколько обзоров китайской научной фантастики, которые были частично использованы при написании настоящей статьи.

Е Юнле состоит в Союзе писателей Китая, Союзе кинематографистов Китая и целом ряде других литературных, научных, футурологических и молодежных организаций, входит в состав редколлегий многих периодических изданий.

К сожалению, в стесненных рамках небольшой статьи невозможно обсудить все достойные внимания научно-фантастические произведения, опубликованные в Китае в последнее время. Тем не менее, обратим внимание читателей на еще одно из них – роман Янь Цзяци (Yan Jia-qi) «Путешествие сквозь эпохи» (1978), имеющий подзаголовок «Визит в трех суждениях -- <с точки зрения> религии, разума и практики». Это беллетристическая презентация тезы одного из китайских государственных деятелей, гласящей: «Практика является лучшим и единственным критерием истины». Герой романа путешествует в пространстве и времени, пытаясь познать правильный критерий истины. Первые два путешествия он совершает в прошлое, но, что интересно, прошлое не Китая, а Европы. Целью его первого путешествия является Рим 1633 года, когда истина, высказанная Галилеем, была отвергнута религией, олицетворенной католическим клиром. Веком позже китайский пилигрим ищет истину в Париже, у тогдашних властителей разума: Дидро, Вольтера и прочих. Но и их критерии не выдерживают испытания временем. И лишь в третьем путешествии – в Китай XXI века – находится искомое: путешественник воочию убеждается в правильности указанной тезы.

Стоит, вероятно, хотя бы назвать некоторые научно-фантастические произведения китайских авторов, пользующиеся в последнее время широкой известностью у их соотечественников. Это, например, «Ошибка профессора Шалома» Сяо Цзяньхэна (Xiao Jian-heng), «Колумб из Америки» Лю Синши (Liu Xing-shi), «Отчет по делу X-3» Е Юнле (Ye Yong-lie), «Таинственная волна» Ван Сяода (Wang Xiao-da) и «Люди и чудовища» Цзинь Тао (Jin Tao).

Уже в самих названиях прослеживается кое-что новое, а именно: использование некитайских терминов и имен (профессор Шалом, Колумб, Америка, дело X-3). Это значит, что Китай не желает и далее ограничиваться в литературе собственной историей и собственным опытом, но все смелее протягивает руку к культурным и цивилизационным достижениям других народов.

Известный китайский переводчик китайской литературы на английский язык Ян Сяньи (Yang Xian-yi) писал в одной из своих статей: «Китайцы – оптимисты по натуре, их невозможно запугать тем, что этот мир может быть завоеван жуками, роботами, инопланетянами или уничтожен в результате ядерной войны или еще какой-нибудь катастрофы, поэтому считают современную западную научную фантастику слишком мрачной и угнетающей. Именно поэтому мне больше нравятся ранние романы Жюля Верна».

Так ли это на самом деле? Кто знает… Быть может, практика это покажет.


Статья написана 26 июня 2016 г. 09:41

Тун Эньчжэн (Tong En-zheng) родился 27 августа 1935 года в провинции Хунань (Hunan). В 1961 году он окончил исторический факультет Университета провинции Сычуань, проработал год в должности киносценариста, затем вернулся в родной университет, где и по сей день занимается научно-педагогической деятельностью в области археологии Юго-Западного Китая и китайской палеографии.

Дебютировал в научной фантастике в конце 1950-х годов. Наиболее известны его рассказы «Гости из пятидесятитысячелетнего прошлого», «Пропавший робот», «Странные следы электронного мозга», «Стертая память». Все они были опубликованы в журнале «Литература и искусство для молодежи».

В 1960 году Шанхайское издательство детской литературы выпустило его роман «Таинственная мгла в древней теснине». После «культурной революции» были изданы еще несколько крупных произведений писателя. Из них наиболее популярны «Дьявольская флейта со снежных гор», «По следам динозавров», «Возвращение космонавта» и вышеупомянутые «Лучи смерти на коралловом острове».

Этот последний роман был адаптирован для театральной сцены и даже экранизирован (1980). (И это был, судя по всему, первый китайский научно-фантастический фильм. W.)

Его действие разворачивается на одном из островов южных морей, где китайский ученый, финансируемый некоей таинственной фирмой, ведет научные исследования и, в результате, открывает чудодейственные лучи, которые, как он верит, будут использоваться исключительно в мирных целях.

Внезапно у острова появляется иностранный военный корабль, и люди, приплывшие на нем, горят желанием захватить изобретателя вместе с его изобретением, чтобы использовать последнее отнюдь не по назначению. Китайский ученый погибает, однако враг не успевает воспользоваться результатами его трудов, поскольку чудом уцелевший ассистент ученого взрывает корабль смертоносными лучами.

Тун Эньчжэн является членом Союза писателей Китая, а также членом многих других китайских творческих союзов и организаций. Член World SF. Зимой 1980 года он стажировался в США, где получил возможность познакомиться с новейшими достижениями американской научной фантастики.

(Продолжение следует)


Статья написана 24 июня 2016 г. 06:54

Начало новой эры в развитии рассматриваемого жанра ознаменовал 1976 год, ибо на протяжении последовавшего пятилетия творческая сокровищница китайской научной фантастики не только значительно пополнилась новыми произведениями, но и увеличилась в объеме за счет повышения разнообразия тематики.

По мнению китайской критики, из множества научно-фантастических произведений того периода особого внимания, как наиболее представительные, заслуживают три. Ими являются «Полет к созвездию Пегаса» вышеупомянутого Чжэн Вэньгуана (Zheng Wen-guang), «Лучи смерти на коралловом острове» Тун Эньчжэна (Tong En-zheng) и «Путешествие маленького Лин Туна в прошлое» Е Юнле (Ye Yong-lie).

Чжэн Вэньгуан (Zheng Wen-guang) родился в 1929 году в провинции Guandong (Kaungtung). После окончания средней школы учился в Кантонском университете имени Сун Ятсена, где изучал астрономию. В 1949 – 1951 годах работал в Гонконге в должности главного редактора молодежного журнала и, одновременно с этим, писал статьи, эссе и сатирические стихи, публиковавшиеся во многих других кантонских газетах и журналах.

Переехав в Пекин, занял должность редактора в издательстве научно-популярной литературы и заместителя главного редактора в ежемесячнике «Наука для народа». В 1956 году был принят в Союз писателей Китая и, начиная с 1957 года, опубликовал изрядное количество статей и литературных произведений в центральных литературных журналах. В настоящее время является научным сотрудником астрономической обсерватории при Пекинском отделении Академии наук Китая, генеральным секретарем Союза писателей научно-популярного жанра Китая, членом президиумов других литературных и научных союзов, а также консультантом Китайского института футурологических исследований и главным редактором журнала «Древо мудрости».

В жанре научной фантастики дебютировал в 1954 году рассказом «С Земли на Марс». Следом были опубликованы рассказы «Запись наблюдений за Солнцем» (1956) и «Черная драгоценность» (1956), повесть «Улетаем с Земли» (1957). После вынужденного, в годы «культурной революции», перерыва вышли из печати вышеупомянутый роман «Полет к созвездию Пегаса» (1979) и несколько рассказов, в том числе «Пацифиды (Люди Тихого океана)» и «Божественный журавль и человек».

После 1980 года Чжэн Вэньгуан опубликовал романы и повести «Удивительный человек из старинного храма», «В океанских глубинах», «Великое собрание в судьбоносную ночь» и множество рассказов. Чжэн Вэньгуан является членом Международного общества писателей НФ (World SF).

«Полет к созвездию Пегаса» -- роман для детей. Его героями являются сын и дочь инженера китайского центра космических исследований и их приятель, которые случайно оказываются на борту космического корабля «Восток», предназначавшегося для полета на Марс, в момент его преждевременного (в результате происков агентов разведки другого государства) старта. В ходе полета дети изучают устройство и оборудования оакеты, обучаются управлению ею и познают многие тайны космоса. На выручку спешит космический корабль «Прогресс». Однако на Земле вспыхивает мировая война и «Прогресс» погибает. Тем не менее юным космонавтам удается, преодолев множество преград и претерпев немало тяжелых испытаний, благополучно вернуть «Восток» на Землю.

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 89

⇑ Наверх