Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «angels_chinese» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 32  33  34  35 [36] 37  38  39  40 . 42  43  44

Статья написана 20 января 2012 г. 11:09

В свое время БНС где-то (в офлайн-интервью?) говорил о том, что финал "Generation П" — это аллюзия на финал "Улитки на склоне" — имеется в виду не Кандид, а Перец, естественно. Параллель неочевидна, но имеет место быть. Татарский забрался на зиккурат, как Перец забрался на вершину Управления.

Интересно, писал кто-то о том, что в "Empire V" Пелевин сделал параллель еще более явной? "Вершина Фудзи, время зима". Властелин мира, начальник гламура и дискурса, дополз до.

Что "Generation П" и "Empire V" параллельны — видно не только из названия: это две пелевинских книги, в которых финал — не просветление, а затемнение. Хотя и не без надежды. (Я просто с утра расшифровываю интервью с режиссером "Generation П", там есть весьма интересные мысли на тему.)

И еще про "Generation П", "Empire V" и "SNUFF": число "пи". В "Generation П" — понятно. В "Empire V" — "А 3,14-Logue". В "SNUFF" — мне кажется, что не зря главгероя зовут Ландульфом. У меня в памяти брезжит что-то насчет того, что "пи" называли "ландульфовым числом". Я даже помню, где я об этом читал, — в одной египтологическом научпоп-книжке. Но Гугль молчит, как рыба об лед.

Хм :)


Статья написана 17 января 2012 г. 17:10

Это будет настоящая заметка на полях и только для колонки.

В "Пражском кладбище" бросается в глаза одно обстоятельство, в романе отсутствующее: это не просто европейский роман, а роман континентальный. Почти ни слова про Великобританию, если не считать пары цитат из Дизрали в подтверждение теории "протоколов" (лорд Биконсфилд, вообще говоря, гордился своим происхождением и на восклицание "вы еврей!" отвечал что-то вроде "да, и когда ваши предки сидели на деревьях, мои служили в Храме"; но, как мы помним по самой знаменитой цитате из сочинений Дизрали, в мире есть две нации — богатые и бедные; это что угодно, включая марксизм, но никак не национализм). Европа варится в собственном соку. Святой Престол, итальянские и германские государства, Франция, Россия суетятся в большой песочнице, воюют между собой, разведки и контрразведки плодят тройных шпионов, памфлетисты воруют друг у друга рассуждения о мировом заговоре, подменяя иезуитов масонами и масонов евреями... а в это время в Англии что?

А в это время в Англии — королева Виктория на троне, мастерская мира работает вовсю, стремительный гражданский (!) прогресс, ноль крупных конфликтов, знаменитые викторианские small wars практически все — за пределами острова и Европы, а в самой Англии — мир, благодать и атмосфера, позволившая появиться Диккенсу, Троллопу, Джерому, Кэрроллу и много кому еще. Англия, мягко говоря, небезупречна, ибо обязана процветанием колониальному насилию, но явно движется параллельно континенту. И, похоже, не особенно делами континента интересуется.

То ли я не слишком образован, то ли не обращал на что-то внимания, но: это ложное впечатление, что во второй половине XIX века Британская империя в основном интерсовалась строительством собственно империи и почти совсем забросила — хотя бы в шпионском смысле — европейские государства? Ну да, "болгарские ужасы": Дизраэли поддерживал Османскую империю, Гладстон призывал сочувствовать болгарам, но в итоге русские чуть не взяли Константинополь. Но как бы и всё. То ли дело — Афганистан, Индия, Китай, Африка; там британцы действовали активнее некуда.

И если так, можно ли сказать, что пренебрежение сильнейшей державы в мире европейскими неурядицами вылилось в итоге в Первую мировую, то есть викторианская Англия в каком-то смысле похоронила сама себя? Потому что если бы блистательные разведчики империи направили свои стопы в Европу, может быть, все было бы иначе. (Капитан Бёртон был под конец жизни консулом в Триесте, но.) Тут есть возможности для альтернативки, кстати. Гипотетические :)


Статья написана 17 января 2012 г. 12:48

Самоновейший роман Умберто Эко — о нацизме, хотя действие его и заканчивается в 1898 году, покрывая собой вторую половину XIX века, от Гарибальди и карбонариев до Коммуны, Лео Таксиля, доктора Фройда, дела Дрейфуса и "Протоколов Сионских мудрецов". Протагонист книги — по сути, архитектор Холокоста, создавший прототекст "Протоколов" и тем самым давший решающий импульс эндлёзунгу, "окончательному решению" еврейского вопроса.

"Пражское кладбище" — во многом парафраз предыдущих книг Эко, причем парафраз парадоксальный: текст, который убивает ("Имя розы"), придуманный мировой сговор ("Маятник Фуко"), один человек как двигатель мировой истории ("Баудолино"), — но это как раз понятно: нас волнуют в конечном счете одни и те же темы, потому мы сводим свои тексты воедино, к ударному контрапункту.

Что поразительнее — Эко, сам того явно не зная, написал роман-приквел к тетралогии Майкла Муркока "Между войнами" (1977-2006).

Я полагаю, это оттого, что мыслят они одинаково и пытаются найти ответы на одни и те же вопросы. Неудивительно, что ответы, мягко говоря, похожи. Капитан Симонини — во многом вылитый полковник Пьят: unreliable narrator (хотя и в разных аспектах), лжец, подлец, негодяй, предатель, бахвал, закомплексованный кретин ("умный, но дурак"), ни в грош не ставящий других людей. Разница есть: Симонини — изначально не антисемит, хотя со временем проникается им же придуманным мифом и становится умственным антисемитом. Пьят — заядлый антисемит, и не столько умственный, сколько нутряной. Симонини слишком циничен, чтобы иметь идеалы. Пьят — мечтатель, подверстывающий под свои мании всю историю христианской цивилизации. Они разные, потому что олицетворяют разные эпохи: Симонини — это именно что вторая половина XIX века, а Максим Артурович Пятницкий — это уже век XX, первая его треть — до Второй мировой, потопившей идеалы, выжившие после Первой мировой, в еще большей крови.

И приемы Муркока и Эко похожи весьма: на первый взгляд незначительный винтик исторического механизма участвует на малых ролях в больших событиях, встречается с личностями, вписавшими себя крупными и малыми буквами в учебники (Гарибальди, Дюма, Таксиль — Махно, Муссолини, Гитлер), чтобы доказать простую и жуткую теорему: "Симоне Симонини, сборный герой, принявший в себя черты и поступки множества различных людей, в определенном смысле существовал. И даже, вынужден сказать, существует среди нас". — "Великие трагедии истории суть сумма всех наших личных трагедий. Нужны по меньшей мере миллионы Пьятов, чтобы сговориться о судьбе двенадцати миллионов погибших в лагерях. Он — загубленная душа".

Вряд ли удивительно и то, что нашлась куча читателей, прочитавших эти книги, несмотря на все авторские подмигивания, чуть не как антисемитскую пропаганду. Эко ее пришить проще. Муркок все-таки доводит героя до логического концлагеря.

Хронологически "Между войнами" следует за "Пражским кладбищем": Пятницкий родился через год после смерти Симонини. Если угодно, это его следующая инкарнация. Только речь не о Вечном Герое, а наоборот.


Статья написана 15 января 2012 г. 22:55

Не хотелось бы уподобляться людям, кои выискивают в умных книгах сплошь непристойности, однако перечисление демонов в "Пражском кладбище" Умберто Эко:

Абигор, Абракас, Адрамелек, Хаборим, Мельхом, Столас, Заебос... (глава 16, стр. 309) -

не могло оставить меня равнодушным :cool!:


Статья написана 11 января 2012 г. 01:18

Отсюда:

Samuil Petrovitch is a survivor.

He survived the nuclear fallout in St. Petersburg and hid in the London Metrozone — the last city in England. He's lived this long because he's a man of rules and logic.

For example, getting involved = a bad idea.

But when he stumbles into a kidnapping in progress, he acts without even thinking. Before he can stop himself, he's saved the daughter of the most dangerous man in London.

And clearly saving the girl = getting involved.

Now, the equation of Petrovitch's life is looking increasingly complex.

Russian mobsters + Yakuza + something called the New Machine Jihad = one dead Petrovitch.

But Petrovitch has a plan — he always has a plan — he's just not sure it's a good one.

Ах, Самуил Петрович. Oh those Russians.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 32  33  34  35 [36] 37  38  39  40 . 42  43  44




  Подписка

Количество подписчиков: 189

⇑ Наверх