Дорогие друзья! Оргкомитет «Фанткритика-2016» решил пойти навстречу участникам и продлить конкурс до 24.00 17 апреля, воскресенья. У вас есть еще пять дней для подачи текстов. Ждем с нетерпением!
Еще раз напоминаем: «Фанткритик-2016», традиционный конкурс статей и рецензий на книги, написанные в жанре фантастики, стартовал 8 февраля. Прием рукописей заканчивается 12 апреля 2016 года. Призовой фонд премии составляет 46 000 рублей и распределяется следующим образом: в номинации «Рецензии» 1-е место — 15 000 руб., 2-е место — 9 000 руб., 3-е место — 7 000 руб.; в номинации «Литературно-критическая статья» присуждается только одно призовое место — 15 000 руб.
Кроме того, отдельную премию учредило издательство «Книжный Клуб Фантастика»: автор лучшей рецензии на книги ККФ сможет выбрать три книги издательства, имеющиеся в наличии на официальном сайте. Обратите внимание: акция не распространяется на артбуки и комиксы, а так же на книги других издательств. Победитель будет выбран редакцией «Книжного Клуба Фантастика».
И еще одна напоминалка о романном семинаре Петербургской фантастической ассамблеи, который пройдет с 7 по 11 августа 2016 года.
Главное и самое важное: друзья, до конца приема рукописей осталось всего пять дней! Дедлайн – 15 апреля 2016 года. Подробнее о семинаре — здесь.
Участники и вольнослушатели романного семинара получают бесплатную трёхдневную аккредитацию на Петербургскую фантастическую ассамблею, которая будет проходить с 12 по 15 августа 2016 года.
Для желающих поехать на семинар вольнослушателем дедлайн более гуманный.
Юрий Некрасов, писатель: Всем, кто пишет длинные тексты — крутая новость. В Питере летом (7-11 августа 2016) на Фантассамблее пройдет романный семинар, на котором организаторы хотят увидеть новые лица и услышать новые имена.
Почему это круто: ведут семинар Мария Галина — один из самых чутких, интеллигентных и интересных современных авторов. Причем она сама мастер как короткой, так и длинной формы и точно будет удачным Вергилием по девяти кругам романного путешествия. Второй куратор и ментор — Алан Кубатиев. Он супер опытный гуру и не первый поведет семинар.
Что важно, можно присылать не только фантастику, но и реалистическую прозу.
Если у вас есть готовый текст романа, велкам!
Галина Юзефович, литературный критик, журналист: Я, наверное, вам уже надоела со своими восторгами в адрес Марии Галиной, но, тем не менее, продолжу — правда, в несколько другом ключе: теперь у нее можно поучиться. Смотрите: если вы пишете прозу (романы или повести) или хотите ее писать, но вам не с кем об этом поговорить, вы не чувствуете себя уверенно, плохо понимаете, что и зачем делаете и т. д., то вот здесь Маша, а еще прекрасный филолог, переводчик и критик, один из лучших специалистов в области зарубежной фантастики Алан Кубатиев, будут проводить романный семинар. Должно быть очень круто, полезно и увлекательно, то есть всячески рекомендую — насколько я поняла, будет нечто среднее между полноценной литературной мастерской и групповой терапией. В принципе, это как бы для фантастов, но вы сами понимаете, насколько условно и нечетко подобное жанровое деление. Словом, не пропустите.
Роман Арбитман, литературный критик, писатель, журналист: Мария Семеновна Галина — не просто хороший человек (хотя и это очень важное качество), она многогранная личность: биолог по образованию (она автор блестящих комментариев к "Жизни животных" Брэма), замечательный поэт (лауреат, среди прочего, премии "Нового мира" за стихи), высококлассный литературовед и въедливый литературный критик, автор талантливых фантастических произведений в самых разных жанрах — от боевика до городской сказки (я счастлив, что в недолгую пору, когда возглавлял отдел прозы журнала "Волга", был причастен к публикации ее повести "Покрывало для Аваддона"). А еще она -профессиональный редактор и добросовестный переводчик... Если я что-то упустил, прошу прощения. Короче, будущим участникам Романного семинара очень повезло: они смогут многому научиться у Марии Галиной и узнать ее нелицеприятное мнение о своих романах. Если кто трусит, лучше не рискуйте, не участвуйте. А смелые — вперед!
Лариса Бортникова, писатель: Господа литераторы! Пишущие и мечтающие писать крупную форму... Идёт отличный романный семинар.
Надо БРАТЬ! Тем более, что мэтрами там Мария Галина и Алан Кубатиев. Думаю ни Алан, ни Маша не нуждаются в представлениях. Тем более не нуждаются они в моих панегириках.
Тот, кто пишет, прекрасно знает эти имена и знает, сколько можно получить нужного знания и опыта, поработав с ними.
В книжном магазине «РаскольниковЪ» в Апраксином переулке, дом 11, появилось некоторое количество периодики и нон-фикшн, которая может заинтересовать любителей фантастики.
Во-первых, это журнал фантастики и футурологии «Если» – полная подборка за 2015 год по ценам несколько ниже рыночной.
Во-вторых, альманах «Полдень», второй, третий, пятый и шестой выпуски – первые выпуски сформированы из рассказов и повестей, отобранных и одобренных еще Борисом Натановичем Стругацким.
Подробнее о журналах – здесь, в официальной группе магазина «РаскольниковЪ» ВКонтакте.
В третьих, это новая малотиражная книга Юлии Андреевой«Богатыри Невы», биографические очерки о трех ныне живущих петербургский писателях: Андрее Балабухе, Святославе Логинове и Дмитрии Вересове.
И, наконец, замечательная работа участника исследовательской группы «Людены» Михаила Шавшина«Стругацкие. Всплеск в тишине», посвященная, сами понимаете, братьям Аркадию и Борису Стругацким. Спешите: первая пачка со свистом разошлась за неделю!
Все журналы и книги – по весьма гуманным ценам. Можно заказать за пределы Санкт-Петербурга и даже за пределы России. По всем вопросам обращайтесь в личку к Елене Бойцовой (на «ФантЛабе» ula_allen) или в официальную группу магазина «РаскольниковЪ» Вконтакте.
Синефил я, в общем, никудышний. В кино ходил последний раз лет десять назад, да и дома полнометражки смотрю редко. Я больше по сериалам, да. Но кинокритиков и киноведов читаю часто и с удовольствием. Среди них много сильных журналистов и публицистов с нетривиальным стилем — есть чему поучиться. Например, у петербуржца Дмитрия Комма...
Зачем среднестатистический зритель идет в кинотеатр на фильм ужасов? Как правило, чтобы впрыснуть в кровь порцию адреналина, попросту говоря — немного побояться. Испытать острые ощущения, не отрывая чувствительный крестец от мягкого кресла и не выпуская из руки стакан с попкорном. Конечно, получить схожую гамму ощущений можно прыгнув с моста на «тарзанке» или прогулявшись ночью по неблагополучному району — но это чересчур сложно и травмоопасно. Зачем лишний раз напрягаться, если движущиеся картинки на белом экране дают тот же эффект?
Киновед Дмитрий Комм, специалист по истории хоррора, как и читатели, которым адресована его книга, принадлежит к абсолютному меньшинству. Фильм ужасов (да и любой другой фильм, подозреваю) служит для них источником не столько физиологического, эмоционального, сколько интеллектуального и эстетического наслаждения. История кинохоррора по Комму — прежде всего история эволюции изобразительных средств, художественных приемов, нацеленных на то, чтобы напугать зрителя. Эволюции, нередко подстегнутой цензурой или, напротив, стимулированной революционными преобразованиями в обществе. Американские кинопрокатчики приняли пресловутый «кодекс Хейса» — следующее поколение режиссеров ответило концепцией «фильма ужасов без монстра». Индустриальное общество достигло высшей точки развития — появилась плеяда фильмов, эксплуатирующих страх дегуманизации, расчеловечивания хомо сапиенса. Разразилась сексуальная и психоделическая революция — «латинские» хоррормейкеры (итальянцы, французы, испанцы) увлеклись визионерским художественным исследованием взаимосвязи Эроса и Танатоса, секса и насилия. Да так основательно, что вскоре оказались вытеснены в порногетто. И все же главная цель любого фильма ужасов, как бы ни менялись приоритеты режиссеров и требования прокатчиков, — персонификация экзистенциального страха конечности, смертности каждой человеческой особи. И тем самым — его преодоление. Даже если создатели фильма о высоких материях не задумываются, а просто тупо гонят метраж...
Книга Дмитрия Комма, основанная на его статьях, публиковавшихся в журнале «Искусство кино», безусловно, не для широкого круга фанатов «ужастиков». Готов побиться об заклад: те, кто толпой ломятся в кинотеатры на очередную «Пилу» или «Крик», о большинстве картин и режиссеров, упомянутых на этих страницах, слыхом не слыхивали. Хотя итальянец Марио Бава, если верить автору, сделал для развития жанра едва ли не больше, чем Альфред Хичкок с его «Психозом» и «Птицами». Комм пишет о явлениях, повлиявших на формирование языка кинохоррора, не делая разницы между хрестоматийным «немецким экспрессионизмом», юниверсаловскими фильмами о монстрах и, к примеру, жанром giallo или экранизациями европейских эротических комиксов 1970-х. Автор не злоупотребляет киноведческим жаргоном, книга написана достаточно легко, чтобы привлечь внимание непрофессионала — однако все-таки не рассчитана на публику, идущую в кино «немножко побояться». «Формулы страха» — литература для читателей несколько более искушенных. Это отличный «гуманитарный» науч-поп, увлекательное и компетентное культурологическое исследование малоизвестного в России феномена... Но для большинства поклонников фильмов ужасов эта книга, боюсь, все-таки слишком специфична и чересчур оторвана от актуальных прокатно-кинематографических реалий.
На первый взгляд тема этой книги кажется чересчур экзотической. Ну право: где мы, а где Гонконг? Кто тут у нас смотрит китайское кино, кто его понимает и принимает всерьез — за исключением, может быть, нескольких классических кунфу-фильмов с Брюсом Ли и Джеки Чаном, застрявших в памяти в эпоху расцвета видеосалонов? То ли дело Голливуд, исправно снабжающий разнородной продукцией наши кинотеатры, в крайнем случае французское и британское кино...
В этих словах есть доля истины: 99,9% фильмов и телесериалов, снятых в Гонконге, не поступало и вряд ли когда-нибудь поступит в российский прокат. Они знакомы только профессиональным киноведам (чаще — по названиям) и исчезающе тонкой прослойке энтузиастов-синефилов. Но в то же время именно региональное кино дает нам самый богатый материал для сопоставления и анализа. Бессмысленно искать параллели между «Мосфильмом» и «Уорнер Бразерс». Иное дело латиноамериканский, скандинавский, восточноазиатский кинематограф — здесь точек соприкосновения куда больше, есть шанс что-то понять и чему-то научиться. Скажем, нытье наших киношников о низких бюджетах («Если бы мне платили как Алексею, я бы писал как Лев» — думаю, каждый, кто сталкивался с представителями российской киноиндустрии, слышал эту сказку про белого бычка не один раз) начисто опровергается опытом гонконгских режиссеров, снимавших буквально на коленке и за три копейки фильмы, которые перевернули мировой рынок. Где, цитируя Комма, «оригинальные и дерзкие художественные решения» в отечественном кино? Почему наши соотечественники не спешат «компенсировать нехватку денег и технических средств изобретательностью и нестандартными постановочными решениями», как их гонконгские коллеги? Когда появятся наши Джоны Ву и Вонг Карваи, «Дома летающих кинжалов» и «Любовные настроения»? Ответ знает только ветер.
Разумеется, эта книга не претендует на роль глобального, всеобъемлющего путеводителя по гонконгскому кинематографу: по количеству картин, снятых на его студиях, азиатский город-государство успешно соперничает с американской киноиндустрией. Чтение, тем не менее, увлекательнейшее — если вас не пугает обилие фигурантов с именами Юань Хэпин, Цуй Харк и Чоу Юньфат. Дмитрий Комм, профессиональный петербургский киновед, кратко проходится по основным этапам жизни гонконгского кинематографа, пытается разобраться, каким образом экономические, культурные и политические сдвиги повлияли на становление и развитие уникального киноязыка бывшей британской колонии. «Культурная революция» в материковом Китае, становление «среднего класса» в Гонконге, экономические кризисы, возвращение арендованных Британией территорий КНР — все это, само собой, наложило отпечаток и на стиль, и на темы местного кино. По сути, автор открывает новую планету, незнакомую отечественным кинозрителям, но при этом живущую своей бурной, насыщенной, яркой жизнью.
Дополнительную привлекательность книге придает легкий стиль — хотя порой Дмитрий Комм злоупотребляет сарказмом, особенно когда речь заходит о месте гонконгцев (весьма скромном) в американском кинематографе. «К концу века наиболее продвинутые голливудские боссы уже могли с первого взгляда отличить Чоу Юньфата от Мишель Йео». Соль шутки в том, что Юньфат — брутальный мужчина, один из главных героев китайских боевиков, а Йео, напротив, женщина — и весьма эффектная.
Пожалуй, у автора перебор с восторженностью: без гонконгского кино-де невозможно представить сегодня мировой кинопроцесс в целом. Увы, статистика кинопроката в США и Европе, да и в России тоже, опровергает это предположение. Наш зритель прекрасно обходится и без китайцев — хотя с китайцами, конечно, веселее. Комм не устает подчеркивать основные характерные черты гонконгского кино: тягу к смешению жанров, особое внимание к аттракционам-»шоустопперам», самоиронию, беспрецедентно низкие бюджеты, нацеленность на коммерческий успех даже в том случае, когда речь идет об откровенном артхаусе. Неполиткорректность, раскрепощенность, внутреннюю свободу и индивидуализм режиссеров — неизменно окупающийся в прокате. Всей своей книгой Дмитрий Комм доказывает, что деньги — не главный ресурс, необходимый для того, чтобы снимать классное (и кассовое!) кино. Лучшие гонконгские фильмы всегда делались яркими харизматическими личностями из породы self made man (и self made woman), а не безликими выпускниками продюсерских курсов или отпрысками старых кинематографических фамилий — еще один увесистый камень в огород Голливуда и родного «Мосфильма». «Кино и музыка в Гонконге делаются живыми людьми, а не гибридом банкомата с компьютером. В чем разница? У людей есть мозги и чувство юмора».
Безмерно радует, конечно, стремительный рост благосостояния любителей фантастики. Судя по конкурсу "Фанткритик-2016", никто не хочет выиграть 15000, 9000 или 7000 рублей за лучшую рецензию на фантастическую книгу, равно как 15000 за лучшую статью о фантастике. Видимо, всем и так зашибенно. В прошлом году на этот момент было подано ВТРОЕ больше текстов. До дедлайна, между тем, осталось всего 7 дней... Хоть отменяй всю эту затею.