Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 декабря 2010 г. 00:17

Искусствовед Александр Павлович Иванов (1876-1940) автор нескольких биографических книг о знаменитых художниках (Врубеле, Репине, Рерихе) написал всего одно художественное произведение — рассказ "Стереоскоп" (с подзаголовком "сумеречный рассказ"), который тем не менее стал шедевром русской готической, "сумеречной" прозы. Прежде всего нужно сказать несколько слов о самом писателе, ибо современному читателю он почти не известен. Иванов окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил счетоводом, но самым большим увлечением в его жизни стало искусство — музыка, литература и — особенно — живопись. Долгие годы Иванов работал над биографией М. Врубеля, собирая информацию о художнике с помощью его родных и близких. Семья Ивановых дружила с А. А. Блоком. Родной брат Александра Павловича — писатель Евгений Иванов входил в число ближайших друзей поэта, а о самом Александре Блок написал: "А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как и вся семья Ивановых. Оттого только, что есть такие люди, жить легче; в них — опора". После Революции А. П. Иванов работал в Государственном Русском музее (помощник хранителя отдела нового искусства), организовывал выставки, публиковал статьи и брошюры о художниках, читал лекции.

Рассказ "Стереоскоп" http://www.fantlab.ru/work96378 был написан в 1905 году, опубликован в 1909. Произведение, несущее в себе черты классического "готического рассказа" и "мягкой" (по классификатору Фантлаба) научной фантастики, вызвало немалый интерес в литературных кругах: рассказ высоко оценил А. Блок, похвальной статьёй отметился В. Брюсов. Главный герой рассказа, рассказчик, по случаю покупает в магазинчике старинный стереоскоп, предназначенный для просмотра одной-единственной стерефотографии — изображения одного из залов Эрмитажа. Пользуясь стереоскопом, герой вдруг обнаруживает, что может проникать в странный монохромный мир, изображённый на старинной фотографии. Дальше сюжет пересказывать не буду, дабы не спойлерить. Рассказ отличается шикарной тревожно-таинственной атмосферой. Повествование убедительное, достоверное со многими важными деталями: здесь автору помогает отличное знакомство с Эрмитажем и его художествееной коллекцией. В рассказе также присутствуют черты сразу нескольких популярных в современной фантастике сюжетных ходов.

Моя оценка весьма высока. Приятно, что произведение написано с хорошим знанием предмета, а также включает в себя автобиографические впечатления автора, усиливающие эффект присутствия.


Статья написана 20 декабря 2010 г. 19:05


Снегография. Снегометрия.
То метель-пурга, то безветрие
На судьбу мою перемножены,
Сколько этих зим перехожено.


Перехожено белым-набело
Иероглифами следами-то.
Приоткрыты великие тайны,
Что глазком на стекле протаяны.


А вокруг всё бело, как лист:
Ненаписан, нечитан, чист.
Засыпает всё белым крошевом.
И плохое всё. И хорошее.


Статья написана 18 декабря 2010 г. 11:31

Через иллюминатор я вижу рыбку

В сине-зелёном море.

Счастливая рыбка -

Она не ведает горя.

В океане привольно и глыбко

(или глубко).

Глупая рыбка. Улыбка

на её радостной морде:

Она просто ещё не была в морге

Для маленьких рыбок.

Под названием консервная банка.

Там надёжней, чем в сейфах банка

Маленькие рыбки.

Им бы ещё плавать в ясли,

А их закрыли с перцем и в масле,

а кого-то даже лишили голов —

Молчи, рыбка, твой жребий таков!

Хотя свобода всеми понимается по разному

И кто-то считает, что килькам в банке привычнее и безопаснее.

Ну разве не счастье — умереть дважды!

Да ещё

под водочку.

А море — это просто рисунок на стене

туалета.

Вот и точку

ставим на этом.


Статья написана 17 декабря 2010 г. 22:41

На недавнем "Нон-фикшне" было представлено новое 3-х томное собрание сочинений Даниила Хармса, выпущенное "Азбукой" к 105-летию писателя в двух вариантах оформления. Как я понял, варианты отличаются только суперобложкой и тиражом : "массовый" тираж (3000 экз.) вышел в чёрных суперобложках (честно говоря, они неплохие, но совершенно "нехармсовские"); малый вариант оформления (1000 экз.) смотрится куда интереснее. Это вариант Киры Василевски / С. Прошак, победителя специального конкурса молодых художников на оформление с/с Хармса ( http://www.moscowbooks.ru/news/view.asp?i... — сам бы с удовольствием поучаствовал, будь немного моложе) — коричневатые супера стилизованы под оберточную бумагу "крафт" и несут на себе контуры ленинградских подворотен, чернильные пятна, рисунки тушью. На задней стороне каждой суперобложки фотография Хармса с пририсованной дымящей трубкой. Стильно. Формат изданий уменьшенный — 70х108 1/32. Первый том (самый толстый — раза в полтора толще двух других) — "взрослая поэзия", переводы, драматические произведения. Второй — проза ("Старуха", "Случаи", множество характерных для Хармса маленьких рассказиков. Третий том — детские произведения и приложения (документы уголовного дела, протоколы допросов Хармса, Введенского...). Все книги снабжены обширными примечаниями. Бумага и печать неплохие, хотя могли бы быть и получше. Иллюстраций (если не считать одного рисунка-схемы) — нет, что досадно: хотелось бы видеть рисунки самого Хармса, они у него весьма оригинальные. В целом — оценка собранию, скорее, положительная.


Тэги: Хармс
Статья написана 16 декабря 2010 г. 22:30
О поэте-экспериментаторе, лингвисте и журналисте Александре Кондратове (Сэнди Кондрате (Конраде)) (1937-1993) я уже упоминал в статье о Гиатусах (стихотворениях с преобладанием гласных звуков). Кондратов выпустил множество научно-популярных книг, посвящённых Атлантиде и другим исчезнувшим цивилизациям, реликтовым животным, математическим и лингвистическим "интересностям" и "необычностям". Немало написано Кондратовым в области экспериментальной поэзии. Одним из первых он стал активно использовать при работе со стихами ЭВМ. Говорят, что свой самиздатовский роман "Здравствуй, ад!" он отправил диктатору Португалии Салазару с сопроводительной запиской: "Господин генерал! Поскольку кроме Вас я в Португалии никого не знаю, то и адресую его Вам".
Вот примеры фантастически разнообразной поэзии Александра Кондратова:

Элегия Ŧовского острова (иероглифические стихи)
цитата


100ю на острове Ŧовском
совсем 1... Но торо+ь.
Гу100ю ночью авгу100вской
упьюсь — и в листьях уто+ь.
Назначил мне Ŧовский остров
неве100й в ½ночь свой журфx,
И мой костяк, мой 100лп,
мой о100в
Ŧ означится в день x.


Ŧов оград узор чугунный
фxирует стихов и100к.
Ŧовский остров в ½нолунье
мне — и ★ою, и Ŧом.


Финал XX 100летия
100ит, на100йчив, на дворе.
† предвещает? Лихолетье?
Или до100йной быть игре?


Ŧ — наŦ Ŧит † же100ко
и будет далее Ŧить, —
но мы хотим 3станом
100йким
со † меч 100крат сŦить!


...К ½уночи Ŧовский
остров
стихает... Только ★опад
★ою, чи100ю и острой,
ткнёт в авгу100вский
ли100пад.


Ŧ читается — "крест", x — "икс", ★ — "звезда" (точнее — "звезд"), † — "смерть (косой крест с точкой, использованный Кондратовым, я не нашёл среди компьютерных символов), ½ — "пол", + — "плюс"

Степь-пейзаж (из категории "- Ь"-стихи)
цитата


Такая ясь!
Какая небь!
Родная лась —
вступаю в степь.


Колышет глушь
сплошная тишь...
Бездумь. Безвьюжь
рождает стишь.



Последний портрет Толстого ("цепочка"-монорим, т. е. стихотворение является цепочкой рифмующихся между собой слов)
цитата

Толстой.
Простой.
Босой.
С косой.


Хокку-тавтограммы (хокку, в которых все слова начинаются с одной буквы)
цитата

Озерцо

Осень — отлична!
Остья овса, озерцо
око объемлет...

Облик осени

Охрой — осины.
Облака оловянны.
Облик осенний.

Оцепененье

Один остался...
Осень опять обняла
оцепененьем.


Тевкр (друдл — так Кондратов называл стихи, в которых нарочито даётся скопление согласных звуков. Стихотворение посвящену мифическому царю Трои Тевкру)
цитата

Тевкр, Тевкр!
Встряла старость...
Враз стал:
тускл, дряхл, рыхл, дрябл,
утл, хвор, блёкл, хрипл,
волгл, пухл, квёл, жёлт,
трухл, пуст, обл, пошл,
тухл, хмур — прогоркл!

P. S. Если уж вспоминать слова с наибольшим количеством неразделённых согласных, то рекордсменом (9 согласных подряд) в русском языке является искусственно созданное и не совсем приличное слово, извините,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

контрвзбзднул
. :-)))

Конспекты сказок (из цикла "Пушкиноты")

цитата

Бал да
Балда.
Дадон
да Дон.
Люд. Мила
Людмила.
При сказке
присказки!

простой до гениальности Акростих
цитата

А
К
Р
О
С
Т
И
Х

* * *
цитата

Предоставляем право муравьям
глядеть газеты и клозеты строить!
Планету оставляем муравьям -
из нас не вышли громкие герои
и мы уйдем с навязчивой земли
чтоб никогда опять не повториться...
Пускай придут худые муравьи
в рабочих

неуклюжих
рукавицах!


цитата


Везде настало воскресенье
настойчиво мочился дождь
и лопоухий мальчик Сеня
сказал несмело: "Мир хорош."


Был мир, действительно, хорош.
Сидели в камерах бандиты
и колосилась в поле рожь
и добывались апатиты.


В чащобах каменных трущоб
хлобыстнул быстрый выстрел.
Сказали люди, что еще
одно самоубийство...


А мир смеялся. Кушал сыр.
Коней вели на бойню.
... Покойник был кому-то сын.
Спокоен
был покойник.



Использованы материалы из журнала "Аврора" (12/90), интернет-ресурсов (в том числе сайта "Неофициальная поэзия" — http://www.rvb.ru/np/ )




  Подписка

Количество подписчиков: 297

⇑ Наверх