Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 декабря 2010 г. 16:21

В 1914 году в Саратове вышел нашумевший сборник "Я" с подзаголовком: "Футур-альманах вселенской эго-самости". Авторы книги — Пьетро Смурский, Нил Гак, Е. Велигумский, О. Сироп, Колтаковский, Чернакота, Сатана Гордыня, Э. Клисэ, Н. Савлов и Осип Лагунский объявили себя психо-футуристами. Сборник открывался "Манифестом психо-футуризма" :

цитата
МЫ ХОТИМ:

1. Оявить и овнесловить психость великого Я человека и мира.

2. Уничтожить трупность физическости и огнешар Вселенной превратить в Дух.

3. Все средства оправданы этой солнцегранной целью. Как камнебой взрывает скалу и разбивает камень, чтобы вынуть из груди его алмазное сердце, так Мы взорвем неподвижный идиотизм прежнести и разобьем привычность вещности, чтобы вынуть из нее огнеярь необыкости и дать миру новый молнезоркий Псих.

4. «Я» — «Эго» — Наше начало. «Самость» — Наш конец. «Эго — самость» — огненный круг психости, в котором мы вечны, ибо Наше «Я» — это весь мир, и весь мир — это Наше «Я».

5. Мы вечны. Мы вечны. Мы вечны.

6. Все, что было до Нас, Мы повеленно объявляем несуществующим. Мир начинается Нами и от Нас. Мир был трупностью, а теперь благодаря Нам становится психостью. Вы!.. Станьте на колени и принесите жертву Великому Психу! Вселенскому Я, громогулко трясущему своды! Рождается Самость! Рождается Духость! Рождается Психоглубь Вечности!..

7. Мы презираем жалкостный собачий взвой грабителей, воровито расхитивших диадему нездешности с огнезнаком Футуризма. Петля на их шее — их телость и формовитость. Мы, Психофутуристы, единое зачало Вселенной. Мы открываем врата Психости и тем оявляем невозможное.

8. Мы не боимся взять от мертвячных «Эго» и «Кубо» их словность, ибо мы создаем чудо: из мертвой вещности и формости мы творим живой и стремнобегучий Дух, оискряющий пределы пределов миров. Мы поедаем грязь, чтобы очудить ее в движение.

9. Стремучесть и мигодвижность Психа будет основным элементом нашей творчести.

10. Мы противим вземленную нищеумность именующих себя «футуристами» и раскрашенно мессалинящих по улицам, отеливая Дух. Опаутинивание порывностью, оядиванье вспламностью — вот что хотим мы дать Вечности. Мы хотим быть невидимо-слышными, незнаемо-властными, нездешне-чаровными. Из-ничего одуховить мир, изниоткуда овнеявить чудо.

11. Мы бросаем вызов телоглупости мира, зачиная новое бытие. Живые люди устремят с нами. А мертвецы пусть гниют в ямах зловонной истории: в миговечном беге Духа оспираливая Вселенную. Мы не имеем времени останавливаться на застылых кладбищах теломыслия.

В сборник также вошли следующие произведения:

Предслов. Древо пти. Вихрометы. Ячесть. Ыыртзуту (семиглавик). Косокоссмика (психоязв). Вззвонь (звукоза). Мирогимника. Душабездушности (психоштрихи). Губофозия. Обмозг душегуби. Психодумы меня. Скороколочка. Круговерть бессоны (психоза). Геонебия (поэмуза). Минимы. Земля-мать оквадраченная. Сказоленда (звездира). Звукъоза. Аннонсэтты.

Тексты были не менее оригинальны, чем названия.

цитата

Ычесть, ячесть, ечесть, ючесть... Гибко, зыбко, темно, тумно. Плыви плавают плывуче, ночевает темь скрипуче.

Ают оки... Эют юки...

Блески? Всплески? Нет — мракеет, главоболит, ноголомит, в уховатости бом-бомбит... Лишь осердие тук-тукно...

Эют аки... Ают уки...

("Круговерть бессоны" Пьетро Смурского)

цитата
музозвонофонотонопенеигрика

("Скороколочка" Чернакоты

цитата

Я.

Я — ЭГО

Землене-

бесная пира -

мида Я Сата-

на Гордыня трудо-

дерзающий землерож -

денный взогненный на

изничтоженье мерзоликов

Мать мою отягающих блудами.

(Минима Сатаны Гордыни)

Сборник вызвал очень большой интерес, потребовался даже второй тираж. На новую разновидность футуризма обратила внимание столичная пресса. Сам Валерий Брюсов удостоил творчество психо-футуристов отзывом, отметив, правда, что стихи саратовских футуристов слабее их столичных коллег.

Вскоре в Саратове было объявлено о "вечере психо-футуризма". Он открылся в самом большом зале города. И зал был полон — все ждали появления загадочных психо-футуристов. Но вместо них перед публикой выступил лидер саратовского литературного кружка "Многоугольник" Лев Гумилевский (впоследствии — известный писатель). Гумилевский заявил возмущённой публике, что никаких "психо-футуристов" не существует и альманах он издал вместе с товарищами по "Многоугольнику" специально для того, чтобы высмеять футуризм и литературное шарлатанство. Гумилевский сочинил для альманаха произведения, подписанные псевдонимами "Велигумский" и "Сатана Гордыня"; журналист С. Полтавский скрывался за именами "Пьетро Смурский" и "Колтаковский"; актёр и писатель И. Борисов-Извековский взял псевдоним "О. Сироп", поэт А. Галкин — "Нил Гак".. .

Так закончилась одна из самых ярких русских литературных мистификаций.

(Использованы материалы из книги Валентина Дмитриева "По стране литературии" и сетевых источников.


Статья написана 13 декабря 2010 г. 20:54

Гиатусы — экспериментальные произведения, основанные на скоплении гласных звуков.

Собственно, гиатусом (лат. hiatus — отверстие, дыра, зияние) называются неблагозвучные скопления гласных на стыке слов. В классической поэзии такие "зияния" не одобряются, хотя и встречаются не так уж редко. У русского поэта-классика Майкова, например, есть такая строка: "И под гармонию ея я строил стих" — 5 гласных подряд!

В двадцатом веке, веке всеобщих революций (в том числе и в литературе), гиатусы стали использоваться как художественный приём.

Впервые со стихотворением-гиатусом я столкнулся ещё школьником. В журнале "Аврора" опубликовали статью о "культовом" поэте-авангардисте Александре Кондратове, который был известен под псевдонимом Сэнди Конрад (или Кондрат). среди всевозможной игровой и экспериментальной поэзии Кондрата меня более всего удивил Гиатус "Ваяю...".

цитата
Ваяю...

Ваяю я:

Ио — "ау!";

и Ии -"уа"...

а Эа — аи!

Здесь использовано женское имя Ия, Эа — древнее царство, отождествляемое с Колхидой, а Ио — героиня античной мифологии.

Смысла в стихе было маловато, но сама идея составить стихотворение практически из одних гласных потрясла меня своей смелостью и на некоторое время полностью захватила.

В прошлом году я серьёзно решил попробовать свои силы в такой словесной эквилибристике и тоже кое-что "наваял". При этом слегка "смошенничал": подобрал слова с наибольшим количеством сочетаний гласных с помощью компьютерной программы. Осталось только выбрать подходящие по смыслу, разместить их в нужном порядке , подогнать падежи и добавить экзотические словечки — ведь в современном русском языке задача написать что-то почти из одних гласных упростилась ещё и за счёт заимствований из иностранных языков, в частности — из насыщенного гласными японского. А вот моя

цитата
Ода

Оду ваяю я и пою оную о чиуауа и о Ие, и о её яое, и её Иоанне, и её Оуэне.

(читайте вслух))

Примечания:

яой — это оригинальная (кхе-кхе) разновидность японской манги,

Чиуауа — редкий (но допустимый) вариант произношения названия породы собак чихуахуа.

Ия, Иоанн, Оуэн — здесь просто имена.

Набросал я эту оду и уже хотел опубликовать её на сайте, но вдруг случайно наткнулся на Фантлабе на информацию о рассказе-шутке О'Санчеса «21 гласная» http://fantlab.ru/work117064 (да, того самого О'Санчеса, который получил премию "за блистательную стилистику" на недавнем "Страннике"). Рассказ, по честному признанию автора, написан исключительно "для того, чтобы вставить осмысленную группу двух десятков гласных, идущих подряд". 21 гласная подряд! Вот сам рассказ

http://lit.lib.ru/o/osanches/text_0100.sh...

а вот кульминационная фраза:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мы по складам, по буквам читаем блеклую бумажку, криво прилепленную на бутылку темного стекла, не по-нашенски толстошеюю: "АИ" о.о.о "Ио".

И я, и Ия, и её Иоанн смотрим, проверяем, вытянув шеи...

У меня в Оде, правда, получилось 22 гласные подряд, но слишком уж они "притянуты за уши". У О'Санчеса идея и воплощение явно интереснее. И опубликован рассказ раньше. Некоторые слова в моей "Оде" :-D и произведениях Кондрата и О'Санчеса совпадают. Случайно получилось: маловато в русском языке слов, состоящих из одних гласных (или хотя бы с тремя гласными подряд), а, может, словарный запас мой не столь богат)) . Расстроился я и забросил своё творение (а заодно и другие гиатусы — более ранние и ещё более примитивные, придуманные лет десять назад). Нашёл сейчас. Надо, думаю, выложить. Эксперимент всё же любопытный, хоть и не представляет литературной ценности. Но мне возиться с буковками было интересно. ))

Вот, кстати, что-то из старого, созданного экспромтом. Зато без помощи машины

цитата
Пою я оду о Иуде и Иисусе,

И пою я лепо.

И уже ваяю иную — о Иоанне.

И без яоя я её вижу.

Но "без яоя" всё равно не обошлось — уж больно хорошее словечко из трёх гласных ))

А глубокоуважаемый Sawwin

для отзыва на рассказ "21 гласная" сочинил диалог из 50 гласных!!!

позволю себе процитировать

цитата
Я и Ия, и её ИО -- УО.

Я: Ия, -- ы?..

Ия: Э-а.

Я: Ы?

Ия: Э-а.

Я: ИО Ии, — ы?

ИО: А-а!

Я и ИО: О-о! Ау, Ия!

Ия: Оу-у!..

И ведь понятно всё ))


Статья написана 12 декабря 2010 г. 17:29


Прогуливаясь вдоль заброшенной узкоколейки,
Мимо разного мусора, ржавого железа, бетонных труб, et ceterá,
Я читаю вслух стихи Олейникова,
Хармса, Введенского и других мастеров пера.


И стремясь поделиться с миром радостью -
И поскольку ничего больше не лезет на ум -
Я пишу на стене, где начертаны всякие гадости,
Слово из девятнадцати букв — "ОБЭРИУ".


Статья написана 12 декабря 2010 г. 16:03


Статья написана 12 декабря 2010 г. 09:57

Гуляли вчера вечером в центре Москвы. По Манежной прошли, дошли до Красной площади — а она закрыта. И милиции что-то много — на близлежащих улицах, в подземных переходах, в метро. Я догадался, что это связано с тем, что в субботу планировались посвящённые известным событиям акции футбольных фанатов (особым секретом это не было, информация появлялась в течение недели на спортивных форумах), но особого внимания не придал. И только вернувшись домой, узнал , что произошло незадолго до нашей прогулки.

По официальным сообщениям:

цитата
В больницы Москвы попали 19 человек, пострадавших в результате столкновений участников массовой манифестации на Манежной площади с милиционерами и прохожими, сообщает РИА Новости. Точное число пострадавших пока не называется. Футбольные фанаты и националисты дрались с милицией и избивали лиц неславянской внешности как на Манежной площади, так и в столичном метро.

http://lenta.ru/photo/2010/12/11/manezhna...

Подробнее можно почитать в различных ЖеЖешках — уже множество комментариев и фото в блогах.





  Подписка

Количество подписчиков: 297

⇑ Наверх