FantLab ru

Рэй Брэдбери «Всё лето в один день»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Голосов:
1854
Моя оценка:
-

подробнее

Всё лето в один день

All Summer in a Day

Другие названия: Всё лето в одном дне

Рассказ, год; цикл «Венерианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 256
Аннотация:

Семь лет подряд, каждый день на Венере идет дождь. И только на какой-то миг, всего лишь на один час Солнце выглядывает из-за туч, радуя всех своим появлением, чтобы опять скрыться. Школьники Венеры с нетерпением ждут этот миг. Ждет его и Марго...

Входит в:

— цикл «Венерианские хроники»

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series», 1955 г.

— условный цикл «Science Fiction Shorts»  >  антологию «Children of the Future», 1984 г.

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  The Best from Fantasy & Science Fiction: Anniversary Anthologies  >  антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954», 1954 г.

— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.

— антологию «На волне Космоса», 1964 г.

— антологию «Tomorrow’s Children», 1966 г.

— антологию «Voyages: Scenarios for a Ship Called Earth», 1971 г.

— антологию «Space Opera: An Anthology of Way-Back-When Futures», 1974 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Peter Davison's Book of Alien Planets», 1983 г.

— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.


Похожие произведения:

 

 


Современная зарубежная фантастика
1964 г.
Передай добро по кругу
1982 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
На волне Космоса
1988 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Время, вот твой полет
1991 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Планета Норагаль
1996 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
Завтра конец света
2000 г.
Лед и пламя
2000 г.
Марсианские хроники. Рассказы
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Антология мировой детской литературы. Том 1 (А – Г)
2003 г.
Завтра конец света
2003 г.
Лекарство от меланхолии
2004 г.
Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. И грянул гром
2004 г.
Лекарство от меланхолии
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Лекарство от меланхолии
2011 г.
Апрель в Париже
2012 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2016 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.
Лекарство от меланхолии
2018 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Золотые яблоки солнца
2004 г.
Коллекция фантиков. Выпуск 1
2007 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954
1954 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series
1955 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series
1960 г.
(английский)
Tomorrow's Children
1966 г.
(английский)
Voyages: Scenarios for a Ship Called Earth
1971 г.
(английский)
Space Opera
1974 г.
(английский)
Peter Davison's Book of Alien Planets
1983 г.
(английский)
ORBIT 4
1984 г.
(тайский)
Children of the Future
1984 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1988 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1993 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2000 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2001 г.
(английский)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology
2009 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда очень не нравится, когда кто-то говорит о жестокости животных и маленьких детей. Особенно последних, которые делают то, что нам кажется жестокостью, исключительно инстинктивно, бессознательно: нет у них еще необходимого жизненного и чувственного опыта, чтобы осознанно бить в самое незащищенное место и получать удовольствие от причинения боли другому существу.

А инстинкт требует от них опасаться и защищаться от всего незнакомого и выбивающегося из привычного ряда. Как, к примеру, маленькая землянка Марго с ее непонятной тоской по солнечному свету. Ну, откуда, скажите, было знать юным венерианам, которые в своих маленьких жизнях видели только дождь, что есть на свете мягкий и теплый свет, окрашивающий мир разными цветами, или какой это восторг носиться под голубым небом, купаясь в золоте ясного полдня? Как они, Дети Дождя, могли догадаться о неизбывной тоске, которая должна съедать Дитя Солнца, вынужденного жить под низвергающимися потоками воды и серыми небесами?

Для них Марго — странное, незнакомое, чуждое существо. Инопланетянка, опасная своими непонятными чувствами и мыслями. Вот и защищаются инстинктивно детишки самым доступным им способом от неизвестного, нападая на его носителя, пытаясь изгнать его за пределы своего знакомого и безопасного мирка.

Но вот все меняется. Солнце пробивает тучи, и венериане узнают, что вовсе они не Дети Дождя. Просто их Солнце- драгоценный цветок и цветет он только один часок раз в семь лет. И, оказываются, теперь, когда они сами познали восторг и упоение Светом, боль потери и тоску по ушедшему мигу Счастья, ничем они не отличаются от Марго.

Вот такая история. Не фантастичная, человечная. Не о жестокости. О Взрослении. О первых уроках боли, потери, стыда и раскаяния, из которых потом рождаются милосердие, сострадание и сочувствие. И настоящая Жестокость, если урок усвоен неверно.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ, один из самых моих любимых у Брэдбери. Поднятая в этом рассказе, а также в «Детской площадке», является довольно таки сложной, но Брэдбери смог преподнести ее на достаточно высоком уровне, вместив в небольшой рассказ довольно много проблем. Это и детская жестокость, страшная по своей сути, это и борьба общества с инакомыслием или просто с теми, кто отличается от общей массы, это и зависть человека.

В центре рассказа — история о девочки с Земли, которая теперь живет на Венере, на Венере, где постоянно идут дожди и люди не видят солнца годами, а маленькая землянка его видела. Поэтому она является белой вороной, не такой как все, отличающейся от общей массы. и поэтому ничем хорошим для нее это закончится не может

После прочтения рассказа осталось чувство вины, вины за других, будто я все это сделал. И в этом проявляется талант автора. Человек прочитавший этот рассказ и вдумавшись в него, понявший его смысл уже по другому будет смотреть на иных, на тех кто не похож на всех. К сожалению, это приходит с возрастом, когда совершено очень много ошибок, которых уже не исправить

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Все лето в один день», а точнее даже в один час. За семь лет дождей солнце должно выглянуть совсем ненадолго. Какое оно – Солнце? Дети готовились встретить его: читали о солнце, писали про него рассказы, представляли себе. А Марго, маленькая девочка с Земли, помнит какое оно — она проговаривает свои воспоминания, а ей не верят, не хотят верить, завидуют, ее не любят, не принимают. Детям, которые не помнили, да и не знали солнца невозможно понять Марго, которая, в отличие от них, знала и помнила. Для нее Солнце — цветок, огонь в печи... Она помнит его свет, тепло, яркость, поэтому сейчас она такая бледная, тонкая, как растение, вянущее в тени, она тоскует по нему, жаждет снова его увидеть, почувствовать его тепло. Она для всех детей инопланетянка, другая, не похожая на всех, поэтому и столкнулась с непониманием и с завистью других детей.

Жестоко ли то, как относились дети к Марго? Конечно нет, если ты ребенок. Ведь у Марго есть то, чего нет у них, она видела и помнит то, чего они не видели, она пока единоличный обладатель тайны, мечты. Не сразу мы понимаем и принимаем тех, кто не похож на нас, не такой, как мы, пока мы сами не попадем в похожую ситуацию, не испытаем похожих эмоций, а такое обязательно происходит в жизни. Все познается в сравнении и приходит с опытом.

Вот и с этими детишками такое произошло, они получили первый серьезный опыт, который принес с собой чувство неловкости, стыд, раскаяние за причиненную боль маленькой девочке. Подобный опыт формирует характер, мировоззрение, чувства, ведь мы, в основном, учимся не на чужих, а на своих ошибках. Этот рассказ совсем не из области фантастики, это есть наша жизнь, наше детство — наверное, каждый может припомнить похожую историю из своей жизни.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, знаете, Брэдбери впервые прочел очень поздно, за двадцать мне уже было. Как то не попадался он мне, а читал я тогда бессистемно, что найдется. Про Брэдбери я конечно слышал, что есть такой автор, посмотрел раз его книгу изданную еще в СССР, прочел аннотацию, что то типа «прогрессивный американский писатель», ну и оставил. Думаю, «клеймит наверное гнилую буржуазию, вот и прогрессивный». В общем читать такая аннотация желания не пробудила) Потом уже, через несколько лет, брожу по книжному рынку, ничего интересного не попадается, а старых советских изданий Брэдбери — куча. По дешевке. Решил, возьму одно — не обеднею. Взял сборник с рассказами и романом «451 по фаренгейту». Когда начал читать, думаю «так и знал». Любил я тогда (да и сейчас)) фантастику твердую, научную, с интересной идеей, или оригинальным описанием мира. А у этого Бредбери — ни идей научных, ни технологий футуристических — сказочки какие-то. Вот же ж — купил фигню зачем то. Но читаю от нечего делать. Дошел вот до этого рассказа, прочитал, глаза промокнул и думаю -«вот чертов Брэдбери, когда же он успел стать одним из любимых авторов?» Ведь раньше еще, в процессе чтения, но только на рассказе «Все лето в один день» до меня это дошло. Вот так, вот...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дети всегда были и есть жестокими. В каждом классе есть изгой, которого не принимают, чаще всего им оказывается слабый или замкнутый ребенок, которому трудно найти поддержку среди ровесников. Всем приятно выглядеть круче, пусть и за счет других. В данной ситуации мы видим всеобщую нелюбовь, построенную на зависти, и описанную в прекрасном стиле автора. ( Я помню как сам чуть страдал от зависти, когда в детстве проболтался что у меня есть мощный «кампьютер» :-) ) Радует то, что дети все-таки вспомнили о Марго и выпустили ее. Автор пытается натолкнуть нас на размышления, и какие они будут — это уже дело личное, а я просто порекомендую прочитать и попытаться понять смысл.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Детская жестокость всегда производит сильное впечатление. Когда читал, совершенно не фиксировался на том, что автор хочет выжать из меня слезу или научить чему-то. У Бредбери все получается естественно и ненавязчиво.

Дал почитать рассказ своим детям. Думаю, что воспитательная составляющая в нем даже посильнее, чем в Толстовских рассказах для детей из школьной программы. Интересно, что старшему, жизнерадостному оптимисту по натуре, рассказ понравился. Видимо увидел для себя что-то необычное и сделал выводы. Младший же, пессимист и прагматик с очень высоким для своего возраста уровнем самоконтроля, попросил, чтобы больше я ему такую гадость не подсовывал. Все-таки, действительно, в литературе и в фильмах мы чаще ищем то, чего нам в обычной жизни не хватает.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан на той «брэдберивской» высоте, достичь которую мало кому дано. Тонко, лаконично, правдиво показана едва ли не трагедия маленькой девочки, которая всего лишь хотела увидеть солнце. Другие дети тоже хотели его увидеть – где-то в глубине душе тоже хотели, — но она ещё и очень верила в это. Это было что-то вроде мечты. Это было как... голод, как жажда, это было ожидание чуда. Марго действительно очень нуждалась в солнце, чтобы оно на два коротких часа высветило её из этой серой массы других детей. Но детская шалость, приравненная мной к жестокому, циничному преступлению, повесила замок и повернула ключ, оставив то ожидание чуда в темнице.

Как будто Уильям и остальные дети чувствовали, как убого и жалко будут смотреться на фоне Марго в краткие моменты купания в солнечных лучах; они как будто знали, что не смогут в этот миг тягаться с её упоённой, самозабвенной радостью; поняли, что лишь помешав её встречи с солнцем, будут довольны… Но стали ли от этого хоть чуточку довольнее и счастливее?..

Я далёк от мысли, что Брэдбери писал в первую очередь о детской жестокости или фантастический рассказ о нелегкой жизни колонистов на Венере. (Какие дожди на Венере?! Да и при каких условиях солнце может выглянуть на два часа после семи лет заточения за слоем туч, гроз и ливней?). Нет. По-моему, он имел ввиду то, что нужно верить, нужно ждать того чуда, но нужно и оставаться сильным при любом раскладе. Останется ли Марго такой же сильной, чистой и светлой после такой травмы? Хотелось бы верить, что да. Если не улетит на Землю, еще с большей жаждой будет ждать 7 лет солнца. Лишь бы не жила все эти семь лет в страхе, что кто-то жестокий и циничный снова убьет её ожидание чуда…

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Принято считать, что настоящий психопат творит зло именно в силу свой бесчувственности. Он не может примерить на себя страдания жертвы, но может ими наслаждаться. Поэтому и мучит человека. На самом дел схема несколько сложнее и не в одной эмпатии (или ее отсутствии) дело. Детская жестокость тоже является следствием эмпатии. Вот примерили одноклассники Мегги на себя то, что она чувствовала и что после этого им захотелось сделать от возникшей зависти? Что-то нехорошее. Тоже от больших чувств. В том-то и беда, что чувства у ребенка есть, а культуры еще нет. Все-таки сопереживание само по себе не есть то, что управляет нашими поступками при взаимодействии с себе подобными. И слава Богу. Комбинация сопереживания и культуры больше подойдет на роль управляющего механизма.

Все-таки рассказ вышел если не оптимистическим, то по крайней мере нейтральным. Как минимум дети осознали, что натворили. А значит поимели крупицу культуры. Хорошо бы расти культурно не насилуя окружающих. Да только не всегда выходит.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, рассказ, написанный ради чувства жалости. Этакая спекуляция. Неоправданная жестокость детей по отношению к девочке с Земли.

Но в качестве основы для грустного очерка — да, самое то. Отличная атмосфера ожидания, отлично показана усталость от дождя, отлично показана ценность солнца. И почему-то за девочку Марго вдвойне обидно оттого, что автор как бы забыл о ней, бросил, покинул вместе с ребятами, запершими ее в чулане. И лишь в конце будто бы случайно вспомнил и... Не сказал ни слова. Просто «выпустил» ее.

И знаете, наряду с рассказом Кинга «Долгий джонт», эта недосказанность рождает тревогу. И, пожалуй, лучше бы и не касались того, что же там произошло с девочкой, и без того страдавшей и не находившей себе места среди венерианцев.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Печально, что дети жестоки не только в рассказах, но и в жизни. Жаль маленькую девочку Марго, которая знала что будет, когда на один час рассеются тучи, и как грустно не видеть лучи солнца по семь лет. Но остальные этого понять не могли хотя бы из-за того, что они родились на Венере и были слишком малы, чтобы помнить. Дети в какой-то степени солнце считали выдумкой маленькой Марго и просто решили запереть ее в чулане, а оказалось что все ее слова оказались правдой. Но было поздно, когда они вспомнили о ней. Порадовало то, что дети осознали свою ошибку в отношении своей одноклассницы пусть и позже.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни в коем случае не умаляя писательских талантов автора следует все-таки признать, что рассказ на этот раз удался ему далеко не полностью.

Не секрет, что дети часто бывают жестокими, и то, что они сделали с героиней рассказа, хоть как-то выделявшейся среди них, удивления отнюдь не вызывает. Скорее удивляет их финальное раскаяние — оно-то как раз для детей далеко не так типично. То есть, все произошедшее на страницах рассказа, в общем, понятно, но... — и что дальше-то? Такое впечатление, что автор пообещал читателю что-то интересное, но, не дойдя до этого места, прервал повествование на полуслове. А если дальше ничего нет, то, скажите на милость, зачем тогда это вещь вообще была написана?

Хотя, конечно, волшебный язык автора, которым написан рассказ, никуда не делся. Как никуда не делась и великолепная передача того эмоционального настроя ожидания и надежды... Отчасти это, конечно, должно примерить читателя с рассказом....

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне вот какие мысли пришли в голову. Грустная и вялая Марго, прилетевшая недавно с Земли и ЗНАЮЩАЯ, что такое СОЛНЦЕ, а потому не желающая мириться с вечным дождем. И счастливые, бодрые и задорные дети Венеры, родившиеся на этой планете. Они не ведали, какое наслаждение нежиться под солнечными лучами, не исусственного, а живого светила. Так вот — я почему-то подумал об экологической проблеме у нас сегодня. Тем, кому сейчас за 35-40 лет помнят еще чистые водоемы (купайся без проблем без страха подхватить кишечную и кожную заразу), леса (собирай грибы, ягоды — ешь не моя их), бегай по лужам и мокни под дождем (без страха последующего выпадения волос и вскакивания волдырей на коже от этой «кислотно-химической» дождевой воды. Нам есть с чем сравнить. И потому нам грустно. А детям, «рожденным средь свалок пластиковых упаковок напитков и закусок», по-хозяйски разместившихся у рек, озер, моря, вдоль дорог, короче там, где бывает много народу... Да, неужели это для юных людей в какой-то степени в порядке вещей, нормальное явление? Как для тех детей Венеры — вечный ливень и отсутствие солнца. Ведь все познается в сравнении!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нужно ли быть белой вороной, или лучше быть как все? Я думаю Марго запомнит это и станет как все. Зачем выделяться. И будет даже более жестокая, чем другие дети. Такова жизнь. Она закаляет, тем что калечит чистые сердца детей. Если все дети так чисты и нежны, то откуда же берутся преступники? А вот такими простыми действиями взрослых, которые даже не подумают посчитать детей, ведь их выпускают за пределы базы. Это их попустительство приводит к этому... А дети учатся у них...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кстати сказать, это скорее даже не лето в один день, а в каких-то жалких два часа…

Очередная совершенно поэтическая вещь Брэдбери – очаровывающая, с сильными эмоциями и необычным миром. Очередная симфония от Брэдбери. Да, может быть люди читавшие «Чучело» Железникова почувствуют определённую похожесть, да и жестокость по отношению к «непохожим на тебя» среди детей вещь в литературе не раз использованная, но тут вышло очень эмоционально, особенно на этом фоне – на фоне чудесного, прекрасного; на фоне поэтического слова автора. Язык, конечно, просто потрясающий. Мне кажется с таким языком из любой даже избитой донельзя темы можно сделать конфетку. И вот так и получается, в принципе из темы, которая не раз использовалась (хоть и по делу) – такой яркий ароматный цветок. Запоминающийся рассказ.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда был не такой как все. Ну, до известного предела, разумеется. Пришло и то время, когда дружить со мной стало просто выгодно.

А вот бедная девочка, героиня произведения ещё просто не знает, что будет потом. И в среде маленьких и жестоких детей ей приходится тяжело. У Бредбери есть и другие рассказы на похожую тему, вспомним «Вельд». Нельзя детям доверять, нельзя на них полагаться, у детей значительно меньше человеческих качеств, чем можно подумать. Только потом эти качества появляются, если детей правильно воспитывать. А этот рассказ — это урок. И жаль маленькую Марго, но всем остальным детям урок преподнесён серьёзный. Будем же надеяться на лучшее. А написано — превосходно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх