FantLab ru

Рэй Брэдбери «Всё лето в один день»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
1974
Моя оценка:
-

подробнее

Всё лето в один день

All Summer in a Day

Другие названия: Всё лето в одном дне

Рассказ, год; цикл «Венерианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 261
Аннотация:

Семь лет подряд, каждый день на Венере идет дождь. И только на какой-то миг, всего лишь на один час Солнце выглядывает из-за туч, радуя всех своим появлением, чтобы опять скрыться. Школьники Венеры с нетерпением ждут этот миг. Ждет его и Марго...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954», 1954 г.

— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series», 1955 г.

— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.

— антологию «На волне Космоса», 1964 г.

— антологию «Tomorrow’s Children», 1966 г.

— антологию «Voyages: Scenarios for a Ship Called Earth», 1971 г.

— антологию «Space Opera: An Anthology of Way-Back-When Futures», 1974 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Peter Davison's Book of Alien Planets», 1983 г.

— антологию «Children of the Future», 1984 г.

— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.

— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.

— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.


Похожие произведения:

 

 


Современная зарубежная фантастика
1964 г.
Передай добро по кругу
1982 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
На волне Космоса
1988 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Время, вот твой полет
1991 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Планета Норагаль
1996 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
Завтра конец света
2000 г.
Лед и пламя
2000 г.
Марсианские хроники. Рассказы
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Антология мировой детской литературы. Том 1 (А – Г)
2003 г.
Завтра конец света
2003 г.
Лекарство от меланхолии
2004 г.
Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. И грянул гром
2004 г.
Лекарство от меланхолии
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Лекарство от меланхолии
2011 г.
Апрель в Париже
2012 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2016 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.
Лекарство от меланхолии
2018 г.
Лекарство от меланхолии
2021 г.
Лекарство от меланхолии
2022 г.
Лекарство от меланхолии
2022 г.
Лекарство от меланхолии
2022 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954
1954 г.
(английский)

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Золотые яблоки солнца
2004 г.
Коллекция фантиков. Выпуск 1
2007 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series
1955 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series
1960 г.
(английский)
Tomorrow's Children
1966 г.
(английский)
Voyages: Scenarios for a Ship Called Earth
1971 г.
(английский)
Space Opera
1974 г.
(английский)
Peter Davison's Book of Alien Planets
1983 г.
(английский)
ORBIT 4
1984 г.
(тайский)
Children of the Future
1984 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1988 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1993 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2000 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2001 г.
(английский)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology
2009 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, знаете, Брэдбери впервые прочел очень поздно, за двадцать мне уже было. Как то не попадался он мне, а читал я тогда бессистемно, что найдется. Про Брэдбери я конечно слышал, что есть такой автор, посмотрел раз его книгу изданную еще в СССР, прочел аннотацию, что то типа «прогрессивный американский писатель», ну и оставил. Думаю, «клеймит наверное гнилую буржуазию, вот и прогрессивный». В общем читать такая аннотация желания не пробудила) Потом уже, через несколько лет, брожу по книжному рынку, ничего интересного не попадается, а старых советских изданий Брэдбери — куча. По дешевке. Решил, возьму одно — не обеднею. Взял сборник с рассказами и романом «451 по фаренгейту». Когда начал читать, думаю «так и знал». Любил я тогда (да и сейчас)) фантастику твердую, научную, с интересной идеей, или оригинальным описанием мира. А у этого Бредбери — ни идей научных, ни технологий футуристических — сказочки какие-то. Вот же ж — купил фигню зачем то. Но читаю от нечего делать. Дошел вот до этого рассказа, прочитал, глаза промокнул и думаю -«вот чертов Брэдбери, когда же он успел стать одним из любимых авторов?» Ведь раньше еще, в процессе чтения, но только на рассказе «Все лето в один день» до меня это дошло. Вот так, вот...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Принято считать, что настоящий психопат творит зло именно в силу свой бесчувственности. Он не может примерить на себя страдания жертвы, но может ими наслаждаться. Поэтому и мучит человека. На самом дел схема несколько сложнее и не в одной эмпатии (или ее отсутствии) дело. Детская жестокость тоже является следствием эмпатии. Вот примерили одноклассники Мегги на себя то, что она чувствовала и что после этого им захотелось сделать от возникшей зависти? Что-то нехорошее. Тоже от больших чувств. В том-то и беда, что чувства у ребенка есть, а культуры еще нет. Все-таки сопереживание само по себе не есть то, что управляет нашими поступками при взаимодействии с себе подобными. И слава Богу. Комбинация сопереживания и культуры больше подойдет на роль управляющего механизма.

Все-таки рассказ вышел если не оптимистическим, то по крайней мере нейтральным. Как минимум дети осознали, что натворили. А значит поимели крупицу культуры. Хорошо бы расти культурно не насилуя окружающих. Да только не всегда выходит.

Оценка: 9
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда очень не нравится, когда кто-то говорит о жестокости животных и маленьких детей. Особенно последних, которые делают то, что нам кажется жестокостью, исключительно инстинктивно, бессознательно: нет у них еще необходимого жизненного и чувственного опыта, чтобы осознанно бить в самое незащищенное место и получать удовольствие от причинения боли другому существу.

А инстинкт требует от них опасаться и защищаться от всего незнакомого и выбивающегося из привычного ряда. Как, к примеру, маленькая землянка Марго с ее непонятной тоской по солнечному свету. Ну, откуда, скажите, было знать юным венерианам, которые в своих маленьких жизнях видели только дождь, что есть на свете мягкий и теплый свет, окрашивающий мир разными цветами, или какой это восторг носиться под голубым небом, купаясь в золоте ясного полдня? Как они, Дети Дождя, могли догадаться о неизбывной тоске, которая должна съедать Дитя Солнца, вынужденного жить под низвергающимися потоками воды и серыми небесами?

Для них Марго — странное, незнакомое, чуждое существо. Инопланетянка, опасная своими непонятными чувствами и мыслями. Вот и защищаются инстинктивно детишки самым доступным им способом от неизвестного, нападая на его носителя, пытаясь изгнать его за пределы своего знакомого и безопасного мирка.

Но вот все меняется. Солнце пробивает тучи, и венериане узнают, что вовсе они не Дети Дождя. Просто их Солнце- драгоценный цветок и цветет он только один часок раз в семь лет. И, оказываются, теперь, когда они сами познали восторг и упоение Светом, боль потери и тоску по ушедшему мигу Счастья, ничем они не отличаются от Марго.

Вот такая история. Не фантастичная, человечная. Не о жестокости. О Взрослении. О первых уроках боли, потери, стыда и раскаяния, из которых потом рождаются милосердие, сострадание и сочувствие. И настоящая Жестокость, если урок усвоен неверно.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Подростком основную идею рассказа воспринимал как детскую жестокость, сейчас, перечитав (задали сыну на каникулы) снова, оценил события по-иному. Насколько человеку нужен праздник с элементами волшебства и слишком большое увлечение им не приведет ли к ожиданию своеобразного «отпуска в сентябре», а придумав/признав в явлении почти религиозный фетиш, стоило ли его оставлять «земным»? Ведь по сравнению с людьми из первого рассказа «Венерианского цикла» дети уже не тяготятся «вечным» дождем, это логично, человек ко всему привыкает, иначе сойдет с ума, однако сохранено преклонение перед солнцем. Несчастливы ли эскимосы или чукчи, никогда не купавшиеся в море, не загоравшие на песчаных пляжах, у которых полярная ночь длится больше полугода? А может быть несчастлив кочевник, покинувший родную степь, носящий с собой высушенные ковыль или полынь, чтобы вдохнуть их запах и вспомнить степные просторы? Изначально попытка оценивать свою жизнь по «земным» меркам ставит в неравное положение детей Земли и Венеры. У венерианских детей должны быть свои достопримечательности, те, которыми они могли бы гордиться, что их могло бы объединять, своя «Лорелея», и, по-идее, так и должно было быть. Скорее всего, дети восприняли бы солнце, от «ну и что особенного» до «ничего хорошего, глаза режет». Слишком много негатива, на мой взгляд, заложено для них в образе Солнца: то, чего лишены, то, что навязывают взрослые.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, рассказ, написанный ради чувства жалости. Этакая спекуляция. Неоправданная жестокость детей по отношению к девочке с Земли.

Но в качестве основы для грустного очерка — да, самое то. Отличная атмосфера ожидания, отлично показана усталость от дождя, отлично показана ценность солнца. И почему-то за девочку Марго вдвойне обидно оттого, что автор как бы забыл о ней, бросил, покинул вместе с ребятами, запершими ее в чулане. И лишь в конце будто бы случайно вспомнил и... Не сказал ни слова. Просто «выпустил» ее.

И знаете, наряду с рассказом Кинга «Долгий джонт», эта недосказанность рождает тревогу. И, пожалуй, лучше бы и не касались того, что же там произошло с девочкой, и без того страдавшей и не находившей себе места среди венерианцев.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной кандидат в шедевры из рейтингов «... лучших НФ-рассказов». Статистика отзывов тут, на Фантлабе — практически традиционна (кнопочка «подробнее»): каждые четверо из каждых десяти, проставивших оценку, идентифицирует текст как «крепкого середнячка» (7-8 баллов), примерно каждый двадцатый (чуть чаще) – категорически против «шедевра» вообще, оставшиеся чуть больше половины — да, таки «согласны на шедевр» (9-10 баллов).

Но в данном конкретном случае, уважаемый потенциальный читатель, буду настаивать на реальности гораздо более низкой оценки (не более 5). Это, между прочим — никоим образом не уничижительная оценка, это — вполне себе золотая серединка. Просто — увы и ах — да, никоим образом не шедевр. Далеко не шедевр. Всего-то и «фантастического» в этом тексте — антуражные тематические декорации: бесконечный дождь на Венере и то, как его (дождь) воспринимают колонисты. Ни — захватывающих дух футурологических предсказаний, ни — грандиознейших технологических чудес, ни — будоражащих воображение грядущих социологических, психологических, этнических и прочих перемен. Вообще — ничего из «фантазийной оперы».Обычная, банальная, тривиальная «бытовая зарисовка».

Плюс ко всему — это ещё и зарисовка «ушинско-макаренская», в типичных традициях времен брежневского застоя. Особо чего плохого в этом — конечно же — нет. Намерения-то — благие: воспитание подрастающего, умиление стареющего и т.п. Ну да, ну да, ну да. Не наказуемо. Однако... эээ... — «шедевр»? Сильно усомнюсь, уважаемый потенциальный

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, жалко девочку, но для меня более эмоциональном в этом рассказе было именно появление солнца. Радости детей этому явлению. После этого рассказа есть о чем задуматься, даже не обязательно о жестокости детей и что было бы, если мы видели солнце раз в семь лет. Нет, после рассказа такое состояние, что есть желание остановиться. задуматься и что-то переосознать! Отличный рассказ, советую всем с ним ознакомиться!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом коротком рассказе переплетаются две темы... одна — это космос, колонизации и все такое что с этим связанно... А вот вторая — (древняя как мир) проблема «подростковой жестокости и индентичности личности и коллектива».

По сюжету рассказа (неким образом продолжающего описывать мир из несвязанного рассказа «Несмолкающий дождь» из цикла «Венерианские хроники) группа подростков начинает травлю своей ровесницы которая не выросла (как они) на этой планете, а прибыла с планеты Земля... А дальше «все по накатанному шаблону» известному со времен вечной борьбы «деревенских и городских»... но некой «изюминкой» всего этого действа становится одна (уже ранее указанная автором) особенность «смены времен года» на данной планете. Конечно с одной стороны — ничего особенного и не происходит... ну «поставили в угол», ну «заперли»... а по факту все гораздо больше чем кажется на самом деле.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дети всегда были и есть жестокими. В каждом классе есть изгой, которого не принимают, чаще всего им оказывается слабый или замкнутый ребенок, которому трудно найти поддержку среди ровесников. Всем приятно выглядеть круче, пусть и за счет других. В данной ситуации мы видим всеобщую нелюбовь, построенную на зависти, и описанную в прекрасном стиле автора. ( Я помню как сам чуть страдал от зависти, когда в детстве проболтался что у меня есть мощный «кампьютер» :-) ) Радует то, что дети все-таки вспомнили о Марго и выпустили ее. Автор пытается натолкнуть нас на размышления, и какие они будут — это уже дело личное, а я просто порекомендую прочитать и попытаться понять смысл.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Все лето в один день», а точнее даже в один час. За семь лет дождей солнце должно выглянуть совсем ненадолго. Какое оно – Солнце? Дети готовились встретить его: читали о солнце, писали про него рассказы, представляли себе. А Марго, маленькая девочка с Земли, помнит какое оно — она проговаривает свои воспоминания, а ей не верят, не хотят верить, завидуют, ее не любят, не принимают. Детям, которые не помнили, да и не знали солнца невозможно понять Марго, которая, в отличие от них, знала и помнила. Для нее Солнце — цветок, огонь в печи... Она помнит его свет, тепло, яркость, поэтому сейчас она такая бледная, тонкая, как растение, вянущее в тени, она тоскует по нему, жаждет снова его увидеть, почувствовать его тепло. Она для всех детей инопланетянка, другая, не похожая на всех, поэтому и столкнулась с непониманием и с завистью других детей.

Жестоко ли то, как относились дети к Марго? Конечно нет, если ты ребенок. Ведь у Марго есть то, чего нет у них, она видела и помнит то, чего они не видели, она пока единоличный обладатель тайны, мечты. Не сразу мы понимаем и принимаем тех, кто не похож на нас, не такой, как мы, пока мы сами не попадем в похожую ситуацию, не испытаем похожих эмоций, а такое обязательно происходит в жизни. Все познается в сравнении и приходит с опытом.

Вот и с этими детишками такое произошло, они получили первый серьезный опыт, который принес с собой чувство неловкости, стыд, раскаяние за причиненную боль маленькой девочке. Подобный опыт формирует характер, мировоззрение, чувства, ведь мы, в основном, учимся не на чужих, а на своих ошибках. Этот рассказ совсем не из области фантастики, это есть наша жизнь, наше детство — наверное, каждый может припомнить похожую историю из своей жизни.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дети часто бывают жестоки, очень жестоки. И не любят тех, кто чем-то выбивается из общей массы. Даже если они живут на Венере, где семь лет непрерывно льет дождь, и затем лишь на несколько часов показывается солнце.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кстати сказать, это скорее даже не лето в один день, а в каких-то жалких два часа…

Очередная совершенно поэтическая вещь Брэдбери – очаровывающая, с сильными эмоциями и необычным миром. Очередная симфония от Брэдбери. Да, может быть люди читавшие «Чучело» Железникова почувствуют определённую похожесть, да и жестокость по отношению к «непохожим на тебя» среди детей вещь в литературе не раз использованная, но тут вышло очень эмоционально, особенно на этом фоне – на фоне чудесного, прекрасного; на фоне поэтического слова автора. Язык, конечно, просто потрясающий. Мне кажется с таким языком из любой даже избитой донельзя темы можно сделать конфетку. И вот так и получается, в принципе из темы, которая не раз использовалась (хоть и по делу) – такой яркий ароматный цветок. Запоминающийся рассказ.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни в коем случае не умаляя писательских талантов автора следует все-таки признать, что рассказ на этот раз удался ему далеко не полностью.

Не секрет, что дети часто бывают жестокими, и то, что они сделали с героиней рассказа, хоть как-то выделявшейся среди них, удивления отнюдь не вызывает. Скорее удивляет их финальное раскаяние — оно-то как раз для детей далеко не так типично. То есть, все произошедшее на страницах рассказа, в общем, понятно, но... — и что дальше-то? Такое впечатление, что автор пообещал читателю что-то интересное, но, не дойдя до этого места, прервал повествование на полуслове. А если дальше ничего нет, то, скажите на милость, зачем тогда это вещь вообще была написана?

Хотя, конечно, волшебный язык автора, которым написан рассказ, никуда не делся. Как никуда не делась и великолепная передача того эмоционального настроя ожидания и надежды... Отчасти это, конечно, должно примерить читателя с рассказом....

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Детская жестокость всегда производит сильное впечатление. Когда читал, совершенно не фиксировался на том, что автор хочет выжать из меня слезу или научить чему-то. У Бредбери все получается естественно и ненавязчиво.

Дал почитать рассказ своим детям. Думаю, что воспитательная составляющая в нем даже посильнее, чем в Толстовских рассказах для детей из школьной программы. Интересно, что старшему, жизнерадостному оптимисту по натуре, рассказ понравился. Видимо увидел для себя что-то необычное и сделал выводы. Младший же, пессимист и прагматик с очень высоким для своего возраста уровнем самоконтроля, попросил, чтобы больше я ему такую гадость не подсовывал. Все-таки, действительно, в литературе и в фильмах мы чаще ищем то, чего нам в обычной жизни не хватает.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если смотреть на рассказ со всех сторон — тематика, другая планета, условия жизни, то рассказ обычен. Но автор внес в него не только описание быта, проблемы поселенцев, а поднял вопрос обращения с детьми — «белыми воронами». Оказывается это проблема не только родины поселенцев, а всех, кто когда-нибудь сталкивался с нашим жестоким обществом. Самыми жестоким всегда были и остаются дети — они могут толпой издеваться над тем, кто на них не похож, мыслит не так как принято в их обществе, выглядит по иному. Это вечная и горькая проблема нашей жизни. Просто разговорами, наветами, наказанием ее не решить. Из-за нашего бессилия «другие» дети должны страдать. Никому не важно, какие таланты у ребенка, что он умеет — на нем клеймо, он «не наш».

В этом рассказе автор сознательно отодвигает на второй план всю необычность происходящего. Надо охать и ахать — клево, рассказ о жизне на Венере, трудности преодолены, мы приручили планету. Ан нет, описания проблем, растительности в памяти не остались, а остается только безразличие и жестокость детей, а вместе с ними и взрослых. Можно делать вид, что ты не в курсе, но это только обман.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх