Станислав Лем отзывы

Все отзывы на произведения Станислава Лема (Stanisław Lem)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2743

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»

«Магелланово облако»
–  [ 6 ]  +

ouliya_, 14 декабря 2014 г. в 14:02

Роман очень сильный, захватывает, заставляет переживать. Но, на мой взгляд, наивность романа мешает восприятию. Наивность как в идеях, так и в стиле повествования. Сложно поверить в отказ человека от всяческих личных претензий, в то, что в своем поведении он руководствуется только разумом и рациональными соображениями в интересах общества. Сложно поверить в отсутствие конфликтов в повседневной жизни людей. Но даже когда готов с этим смириться, когда принимаешь всё на веру, втягиваешься в сюжет и начинаешь жить происходящим, встречается одно из шаблонных отступлений в духе:« Говорят, что древним была присуща частная собственность/ что в отношениях мужчины и женщины было место ревности и жажде обладания/ что древние варвары верили в так называемого Бога, но мы-то с вами знаем, что...» И вспоминаешь, что ты не на Гее, что это всего лишь книга в твоих руках. И понимаешь, что нет никаких героев: ни Гообара, ни Калларлы, ни Аметы, ни Зорина, что они всего лишь часть фантазии, художественное средство. Такие моменты очень разочаровывали.

Ставлю 7, потому что мной этот роман был прочтен уже после Соляриса, и разница колоссальна.

Оценка : 7
«Блаженный»
–  [ 6 ]  +

tramwaj, 14 октября 2014 г. в 02:05

Кроме основного сюжетного хода, мне очень понравился визит Трурля к своему покойному (выключенному) учителю Кереброну на кладбище роботов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Послушай-ка, что я скажу. Когда-то ничего так не жаждали наши предки, как бессмертия во плоти. Но не успели они его изобрести и испробовать, как поняли, что не это было им нужно! Разумное существо нуждается в достижимом, но, сверх того, и в недостижимом! Теперь, когда можно жить так долго, сколько захочешь, вся мудрость и красота существования нашего заключаются в том, что каждый, кто насытился жизнью со всеми ее трудами и совершил все, на что был способен, удаляется на вечный отдых, как я, например.»

Это завораживает. Можно так прийти на кладбище, нажать кнопочку и пообщаться с давно умершим. Но ещё больше завораживает та идея, что – даже получив бессмертие – разум, который уже всего достиг и добился, добровольно уходит на покой. Это грустно и одновременно величественно. Только за одну эту сцену готов поставить десятку, не говоря уж обо всех сюжетных деталях, размышлениях и экспериментах.

Оценка : 10
«Крыса в лабиринте»
–  [ 6 ]  +

замри и умри, 20 сентября 2014 г. в 16:27

Двое друзей становятся свидетелями падения некоего метеора. С утра они таки решаются посмотреть что да как. Ну и происходит у них эдакий контакт с внеземным существом.

Еще в самом начале между главными героями случается долгий диалог на тему существования внеземных цивилизаций. Затрагиваются темы их развития, ведь не обязательно же им выглядеть как человек, ведь эволюция могла пойти (и наверняка пошла) другим путём, зависящим от бесчисленного количества факторов.

Сюжет хорош, не даёт никаких ответов, абсолютно. Сплошные вопросы. Петля времени? Почему? Как? Куда вообще они попали? Что за существа им встретились? Почему и как главный герой выжил? Какие такие маски?

И да, профессор, которому главный герой в итоге всё рассказывает, что-то наверняка знает. Не зря же нам показали что он как-то уж очень хитро улыбался.

Оценка : 7
«Осмотр на месте»
–  [ 6 ]  +

vey17, 04 сентября 2014 г. в 22:14

Эта книга — кривое зеркало, в которое смотрит человечество. Преклоняюсь перед автором.

Оценка : 10
«Сказки роботов» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

starko22, 03 июля 2014 г. в 17:01

Впервые читал «Сказки» школьником. В последний раз перечитал буквально пару недель назад. Произведение интересное. Тонкая ирония. Грустно иногда. Но, ни в коем случае, не скучно. Ну и пример Эрга — вода камень точит. Подождав — свое получишь. Ну и героем станешь.

Как мне лично- то Лем фантаст который в своих произведениях дно делает не двойное, а иногда и тройное. И читать нужно не только между строк, но и между междустрочными строчками.

Оценка : 9
«О выгодности дракона»
–  [ 6 ]  +

Crossbow, 26 июня 2014 г. в 17:39

Рассказ был, вероятно, написан с намеком на политическую и экономическую системы СССР. Но сегодня СССР нет. Зато по-прежнему здравствуют США :))) Ох как на них похоже описанное в рассказе. Вообще данная идея рисует типаж «финансовая пирамида», которая существует только за счет привлечения новых рекрутов и постоянного раздувания. Остановить ее рост означает крах всего, что на нее работает. Но и вечно «пирамида» тоже не может существовать. Все ее «кирпичики» об этом прекрасно знают, но старательно оттягивают неизбежное (либо свято верят в безупречность своей системы). Мыльный пузырь рано или поздно лопается. Хотя элементы финансовой пирамиды присущи любой экономике — они как раз одна из причин периодически возникающих кризисов. Так и в рассказе несложно додумать «за кадром» финал той цивилизации: дракон отожрется настолько, что поглотит всех жителей планеты, а когда дракона некому будет кормить, он сдохнет сам...

... ну или людям надобно вовремя одуматься и таки разделаться с драконом :-)

Оценка : 9
«Путешествие двадцать второе»
–  [ 6 ]  +

Crossbow, 24 июня 2014 г. в 15:23

При всей, ставшей уже привычной, нелепости приключений Ийона Тихого, а также сознавая юмористический характер рассказов данной серии, здесь я был, как говорится, в шоке: Тихий улетел с планеты и запутался — с какой же именно, так как их было слишком много в той солнечной системе:-))) Я так понимаю, господин Тихий в своих странствиях по галактике обходился без навигационных приборов и расчетов курса:-))) И потом, читая жалобы отца Лацимона на крушение веры (и это действительно очень увлекательная и познавательная часть рассказа), мои мысли постоянно возвращались к пресловутому ножику, который потерял Тихий в самом начале. При чем здесь ножик? — думал я. В конце Тихий таки обнаружил пропажу. Эта «история» с ножиком слишком сильно диссонирует со всем остальным, уж больно резкие и странные получились переходы, не в тему.

Оценка : 7
«Возвращение со звёзд»
–  [ 6 ]  +

Anastasia2012, 18 мая 2014 г. в 09:51

Роман глубок, многослоен, а фабула помещается в нескольких словах: возвращение космонавта в новый мир. Ощущение нереальности происходящего долго тянется за повествованием. Однако вещи будущего, отношения между людьми, окружающее пространство — это восхищает и удерживает за чтением. С некоторыми положениями хочется активно не согласиться: вернувшийся космонавт, преодолевший саму смерть, выглядит психически неустойчивым и способным удивляться, возмущается. Сам полет к далеким звездам был фантастикой и таковая до сих пор. А многоярусные дома, виртуальная реальность, иные люди и отношения — вызывают недоумение. Неубедительно. Однако в целом впечатления от книги положительные: поиск себя в любой ситуации сложен, похож на поиск выхода из огромного здания в чужом городе. Где в любом случае все незнакомо и чуждо.

Оценка : 8
«Путешествие двадцать второе»
–  [ 6 ]  +

Anastasia2012, 23 апреля 2014 г. в 12:43

Вопрос вероисповедания личный, таинственный. Однако «опиум для народа» никто не отменял. Поучая, нужно представлять себе последствия, так сказать, воздействия. Рассказывая не о добре, а о муках смертных, вполне можно на них и «нарваться». Возможно, это путешествие Ийона Тихого послужило вдохновением для Гарри Гаррисона: рассказ «Смертные муки пришельца».

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 6 ]  +

Фантасмагория1.6, 19 марта 2014 г. в 10:04

Твердая решимость написать отзыв о «Солярисе» развеялась, как только я села его писать. Мысли путаются, и я даже не знаю, с чего начать.

Если быть предельно откровенной, то книга оставляет такой странный неопределенный осадок... Этот осадок порождает, казалось бы, разные мысли, вводит в состояние задумчивости, но как только пытаешься понять природу этих мыслей, обнаруживаешь, что их нет, и ты просто находишься в подвешенности какой-то. Но одно мне все-таки удалось уяснить: роман — о бесконечном человеческом одиночестве, угнетающем, мучительном.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Крис попадает в среду, где эта агония уже поразила других, чувствует себя чужим в ней, но в конце романа неожиданно для себя самого становится ее частью — таким же пораженным этим одиночеством. Появление «гостей» только усугубляет это чувство, дразнит троих оставшихся в живых ученых.

Что касается другой стороны романа, то непонятными остались многие вещи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В том смысле, что не закрыты были многие линии рассказа, не было развязки, в которой всё бы разрешилось: океан так и остался неизведанной жирной массой, «гости», хоть и исчезли, но их природа так и осталась неясна (не говоря уже о том, что автор так и не удовлетворил любопытство читателей и не сказал, кто же пришел к другим жителям Станции), главный герой отправился в сторону океана, и на самом интересном месте роман закончился.
Мне не хватило ясности, и может быть, именно поэтому мысли о «Солярисе» меня не оставляют. Я не получила ответов на свои вопросы, но, возможно, в этом и состояла цель автора — заставить читателя поискать эти ответы в самом себе...

Оценка : 8
«Непобедимый»
–  [ 6 ]  +

Shtrm, 10 февраля 2014 г. в 08:13

Когда то очень давно на почти неисследованную планету Регис III приземлился корабль цивилизации звезды Лира. Неизвестно что произошло с тем кораблем и с прилетевшими на нем, но наследие древней цивилизации «живет» на этой планете и ждет часа, когда на ней объявятся новые гости.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Механизмы, которые были оставлены лирянами и теперь населяют Регис III за тысячи лет эволюционировали в борьбе с местной флорой, фауной и другими механизмами, развили средства обороны и нападения.
Первая экспедиция на Регис попросту исчезла, не оставив никаких сигналов и вот на планету приземляется корабль землян «Непобедимый» с целью найти следы пропавших предшественников.

Новая миссия оснащена новейшей техникой и оружием, в ее арсенале огромный запас энергии и он по праву может носить такое гордое имя, но достаточно ли будет этого, чтобы справится с неизвестным врагом? И враг ли это, вообще, а если враг, то как с ним бороться и откуда он взялся? На все эти вопросы пытаются дать ответ члены экипажа «Непобедимого».

Очень понравилась атмосфера безысходности и загадки, которые ставят перед землянами те механизмы, что населяют эту планету. Воздействие, которое они оказывают как на неодушевленные устройства, так и на людей и собственно природа этого воздействия лежат в основе той глобальной задачи, которую нужно решить экспедиции, чтобы найти пропавших и попросту выжить.

Как и в случае с «Солярисом» первый контакт с представителями иной цивилизации (пусть и неживыми в известном нам понимании) оказывается совсем не таким, как его представляют большинство фантастов. Вместо чудовищ или большеголовых гуманоидов, человечество сталкивается с необычной формой проявления интеллекта. Общим с «Солярисом» является характер воздействия иного разума на сознание человека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И у членов экспедиции и читателей возникает закономерный вопрос: действительно ли такие всемогущие люди с их наукой и технологиями, гигантскими кораблями и ядерной энергией, если их могут одолеть маленькие техно-частицы.

По стилю роман это скорее фантастический триллер с непредсказуемым развитием событий, автор которого особо не церемонится с героями, не стараясь раскрыть их характеры и прошлое. Очень реалистичный подход, еще раз подчеркивающий главенство познания над ценой одной или нескольких человеческих жизней. Как рассуждают астрогатор и другие командиры: «зачем же тогда мы потеряли столько техники и людей, если до сих пор не знаем кто нам противостоит и как с ним можно справиться».

Оценка : 9
«Фиаско»
–  [ 6 ]  +

kxx, 15 января 2014 г. в 20:14

Книга далась слишком тяжело. Очень много философии, очень много одинаковой, повторяющейся и пустой философии. Плюс очень раздражающее чрезмерное разжевывание мелочей, который понятны с первого раза, которое повторяется вновь и вновь.

Оценка : 5
«Терминус»
–  [ 6 ]  +

тессилуч, 10 ноября 2013 г. в 18:25

Страшноватый психологический рассказ. Невольно возникает образ космического «Летучего Голландца» экипаж которого, непонятно мертв или жив. Ведь Пиркс переговаривается с записанными в памяти робота душами погибшего экипажа. А что бы они не тревожили живых подобно призрачному кораблю отправляет робота в утиль. Один из сильных рассказов цикла.

Оценка : 8
«Путешествие двенадцатое»
–  [ 6 ]  +

Блофельд, 14 августа 2013 г. в 03:10

Мне было жалко Тихого в тот момент, когда он чихнул на секунду, а из-за замедления времени чихал целую неделю.

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 6 ]  +

sergiy1982, 10 мая 2013 г. в 11:11

Неплохая НФ с элементами антиутопии, но к лучшим вещам Лема отнести её не могу. Понравилось начало — весьма реалистично и интересно показаны сложности, с которыми человек сталкивается в новом для себя мире. Казалось бы, прошло всего около 100 лет, а он уже чувствует себя неандертальцем.

Вторая половина романа понравилась меньше. Сюжет затянут, много романтики и философии. Больше всего запомнился эпизод с отслужившими свой срок роботами, ждущими утилизации. То, что Лем практически точно предсказал современную электронную книгу (и это в 1961 году!), заслуживает отдельного уважения. А вот любовная линия не слишком впечатлила: она близка к мелодраме, и в твердой НФ смотрится не слишком уместно. Что касается бетризации — интересное изобретение, но так до конца и не понятно, как именно оно меняет психику людей и развитие общества.

Кстати, сам Лем в книге «Моя жизнь» признал этот роман не слишком удачным.

Оценка : 7
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 6 ]  +

Last_p_zombie, 12 марта 2013 г. в 23:02

Боже, сколько маститых ученых и литературных критиков собралось в одном месте. Вот написали, что неубедительно у Лема описано то-то и то-то и как отрезали. Видимо знают КАК надо правильно описать и написать, но не пишут, видимо, по причине природной скромности. А зря. Я бы с удовольствием их почитал и почитал бы за это их талантище.

Но не судьба :). По причине написанной выше.

Лем один из тех писателей, книги которых надо сжигать за «колдовство». Водится за ними такой грешок. Помню читал какой-то «доклад» о возможных вариантах контакта с другими инопланетными цивилизациями, проникся так, что начал искать работы автора «доклада» в интернете. И был удивлен, был в недоумении, почему это меня постоянно отсылают к Лему, пока не вспомнил, что это же ху-до-жест-вен-ное произведение. Только оно написано так, что начинаешь его воспринимать как написанное в нашем мире реальным ученым. Настолько оно убедительно.

Не к этому ли стремятся все хорошие писатели, чтобы их книги «ожили»?

Вот и вопрос к критикам следующий, а вы способны Так написать?

ПыСы: а вообще почитайте биографию писателя, как он жил, о влиянии случайностей на его судьбу, в которые он верил и может быть через это тогда поймете его творчество. Если вам оно будет интересно.

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 6 ]  +

Halstein, 22 октября 2012 г. в 13:48

Заметно, что роман из раннего творчества Лема: он более неряшлив и местами слишком затянут. Однако, если продраться через скучноватое начало, то вновь можно насладиться фирменными Лемовскими философскими вопросами с уклоном в науку. Тема этого романа — человеческая ограниченность. Не в смысле глупость, а буквально — когда человек упирается в ограничения, которые не может преодолеть. Люди полностью освоили Землю и околоземное пространство, победили голод, бедность и войны — чего же более желать? Однако же, первая экспедиция к соседней звезде — и люди вновь чувствуют себя крохотной былинкой в огромной Вселенной. Ограничения встают в полный рост: ограничения по расстоянию — звезды так далеко, что все технологии практически бессильны. Ограничения по времени — когда человеческой жизни едва хватает, чтобы добраться до ближайшей звезды и вернуться обратно. Ограничения по возможностям человеческого мозга, когда люди бессильны усвоить всю информацию, множащуюся в геометрической прогрессии. Ограничения в психологии, когда сознание пасует перед величиной задачи. Интересно, что тут Лем еще выступает оптимистом и пытается предложить решение для каждой задачи: от межзвездных перелетов до оптимизации работы с информацией. Сюжет же романа вторичен по отношению к философской части и, по правде говоря, большей частью скучноват. В конце градус повествования повышается, но автор все же приносит концовку в жертву более общим вопросам, вызвав у меня какую-то детскую обиду «самое интересное не показали». Что ж, может так и нужно было, но в целом я бы предпочел видеть роман более компактным: хотя бы размером с «Солярис», чтобы нужные мысли не потерялись, но было бы поменьше скучноватой рутины.

Оценка : 7
«Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция вверх ногами»
–  [ 6 ]  +

Ny, 13 сентября 2012 г. в 05:55

Замечательная попытка прогноза!

Более всего ценю Лема именно за такие вещи, а не за явную фантастику. Автор очень точно подметил ряд тенденций разработки, производства и применения оружия. Замечательно сделан прогноз стратегических задач, отлично подана сама идея произведения. Сейчас читать это даже интереснее, чем 30 лет назад, т.к. предсказание почти точно осуществляется и возникает ощущение полного доверия к словам автора, якобы получившего информацию из Будущего.

Но, на мой взгляд, автор, начав шутить, увлёкся и несколько заигрался. Он долго рассказывал о стратегических вооружениях, почти умолчав о тактических действиях и средствах. Какой толк от всепроникающего микроскопического глобального оружия, способного наносить массовые удары, если война всё равно сводится к противостоянию человека и человека? Разве это оружие способно мгновенно распознать где свой, а где чужой солдат, способно оно отличить мирного жителя от комбатанта или террориста от заложника? Нет, не способно. Лем совершенно не учёл, что прямое противоборство за кусок хлеба, клочок земли или гражданские права всё равно будут вести между собой люди. Это можно делать даже при помощи палок и камней. Ибо самое смертоносное, безотказное и высокоточное стратегическое оружие нельзя заставить истреблять людей выборочно. Оно нанесёт удар сразу по всем.

Толку-то от погодного или биологического оружия, если нужно штурмом вот прямо сейчас взять город. Даже при частичном уничтожении военного потенциала противника, чтобы захватить страну, потребуется вводить в неё войска. Как можно заставить население такой страны прекратить сопротивление или выполнить волю агрессора, не прибегая к тотальному истреблению? Только прямым принуждением с применением классических способов войны. А как вести такую войну в условиях работы автоматических вездесущих и безмозглых наночастиц? Собственные же бойцы или мирные жители станут такими же целями, как и вражеские солдаты. Словом, подобное оружие с успехом способно уничтожать армии и народы, но предотвратить переворот, разгромить партизан или подавить восстание оно не в состоянии. Не нужно захватывать стратегическую инициативу там, где требуется лишь разбить врагу нос.

Кроме того, автор совершенно умолчал ещё о двух вещах:

1) Если оружие стало неотличимо от природных явлений или животных, то разве не будут эффективны против него обычнейшие средства защиты (костюм ПХЗ, противогаз, санобработка, электромагнитное поле и т.п.)?

2) Если цели для вездесущих неуязвимых наночастиц выбираются при помощи программирования, то не перейдёт ли при равных возможностях противников конфликт технологий автоматически к конфликту информации? Если можешь воздействовать на процесс программирования оружия, значит можешь контролировать его работу.

И все же это фантастическое эссе могло бы стать первой ласточкой в ряду интереснейших предсказательных работ, посвящённых формам и методам войны Будущего. Как тут не вспомнить «Сталь разящую» Лукиных или «Магию» Каганова?

Жаль, что автор не развил тему более детально и точно.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 6 ]  +

TheParalyzin, 31 августа 2012 г. в 20:17

Первое что я прочел у Станислава Лема. Остались двойственные впечатление.. но могу с уверенно сказать что не жалею что потратил на него время! Роман понравился, надеюсь лет через 10 перечитаю снова, и пойму то что не могу понять сейчас)

Оценка : 8
«Перикалипсис»
–  [ 6 ]  +

Undefeat, 24 августа 2012 г. в 10:38

Очень смелый взгляд на одну из самых больших проблем нашего времени — пересыщение. Это касается и производства потребительских товаров (большинство которых в сущности никому не нужны) и литературы, кинематографа, и всего в целом. Человечество в погоне за удовлетворением своих потребностей начинает придумывать новые, потребительская экономика этому способствует. Изобретения и открытия теперь делаются не из научного интереса или альтруистических побуждений, а в основном для продажи в форме товара. А принесет ли это пользу, вопрос второстепенный. Инфляция ценностей. Люди занимаются моральным онанизмом, при чем все поголовно. И кризис этих самых ценностей никого уже не волнует. Что будет дальше? Никто не знает. Выход предлагается крайне радикальный. Да, так можно, но это не решит саму проблему, ведь человечество придет к этому вновь, неизбежно.

Оценка : 9
«Фиаско»
–  [ 6 ]  +

gorvzavodru, 16 августа 2012 г. в 20:37

Как то не понравилось.

В первой части мужик пошёл спасать других на здоровенном экзоскелете — и сам погиб. По сути, из за допущенных небрежностей.

Во второй — пытаются вступить в контакт с чуждой цивилизацией — но так ничего у них и не получилось.

И что?

Можно было бы конечно, дать скидку на время написания повести — так только что было — то уж прошло...

Написано, впрочем, однозначно неплохо.

Оценка : 6
«Профессор А. Донда»
–  [ 6 ]  +

wolobuev, 19 июля 2012 г. в 00:10

Жил-был в Польше писатель Рышард Капусцинский. Писал он себе журналистские репортажи о странах третьего мира, стал более-менее известным репортёром, статьи его были объединены в несколько книг, которые вдруг стали пользоваться бешеной популярностью. Дошло до того, что незадолго до смерти Капусцинского выдвинули на Нобелевскую премию по литературе. К чему это я? Да к тому, что Лем был не единственным, кто писал в Польше об Африке. Но единственный, кто сделал это с таким юмором, заодно посмеявшись и над наукой. По стилистике, по искрящейся фантазии — несомненно, одно из лучших произведений Лема. И однозначно лучше, чем более раскрученные творения его земляка Капусцинского.

Оценка : 10
«Из воспоминаний Ийона Тихого. II»
–  [ 6 ]  +

wolobuev, 18 июля 2012 г. в 23:38

А можно глупый вопрос: зачем Декантор пришёл к Йону Тихому? Вернее, так: чем Йон Тихий так привлёк к себе этого человека? У начал данного рассказа лежит первородный грех: он нереалистичен. Люди совершают в нём немотивированные поступки, а всё ради того, чтобы проиллюстрировать некую идею. По сути это не очень-то и художественная литература. Хотя сама мысль о порочности бессмертия хороша. Скажу больше: бессмертие страшно, даже если бы оно было заполнено событиями. Представьте только: жить, осознавая, что вы умрёте только и исключительно насильственной смертью. Каково это? Я бы свихнулся.

Оценка : 7
«Философия случая»
–  [ 6 ]  +

FixedGrin, 30 марта 2012 г. в 16:52

В основном эта подборка посвящена критике структурализма и герменевтики, хотя иногда Лем возвращается и к более привычным темам кибернетики, эволюционной теории и методологических инструментов точных наук. Не предназначена для чтения в метро и с электронной книги. Только с бумаги, на пороге суток, при свете настольной лампы или монитора с открытой заглавной страницей Другой Вики. Чтобы в окне отражалось лицо, куда смотрит ночь.

Оценка : 9
«Астронавты»
–  [ 6 ]  +

Marinna, 28 марта 2012 г. в 11:12

«Астронавты». Первое крупное фантастическое произведение замечательного писателя, написанное в 1951 году, интересное еще и тем, что полно глубокого оптимизма. Основная идея книги – агрессии нет места в этом мире, в этой Вселенной, она сама себя уничтожит. Будущее – за созидательным разумом. Всего за 50 лет (к 2003 году) по мечте автора на Земле будет построено справедливое общество, техника достигнет небывалых достижений, будет положено начало космической экспансии человечества. А дальше: — «.....Венера — только этап..... мы перешагнём границы солнечной системы и пойдём дальше, вступим на тысячи небесных тел, обращающихся вокруг иных солнц... и настанет час, — быть может, через миллион, быть может, через миллиард лет, — когда человек побывает на всей Галактике и огни ночного неба станут для него такими же близкими, как огни далёких домов....».

Как далеки эти взгляды от глубоко пессимистичного «Фиаско» — последнего романа Станислава Лема. Уже в своем втором романе — «Маггеланово облако» (1955 г.), Лем переносится в значительно отдаленное будущее и описывает первую межзвездную экспедицию аж.... в 38 веке!

Но до «Астронавтов» была малоизвестная повесть «Человек с Марса», в котором уже закладывались идеи невозможности контакта человека с внеземным разумом в связи с разностью мышления.

Кстати, в библиографиях автора указывается, что сам Лем (несмотря на известность «Астронавтов») весьма критично относился к этому своему первому крупному произведению, и неохотно давал права на его переиздание.

.....Может быть именно из-за несвойственного ему оптимизма.

Оценка : 9
«Рассказ Пиркса»
–  [ 6 ]  +

gorvzavodru, 26 марта 2012 г. в 23:34

Очень понравилось.

Тематика поведения при совершении открытия в ситуации личного риска для себя при распространении информации — очень болезненна для научных работников.

К счастью, случаи наблюдения неповторяющихся явлений — очень редки.

Иначе, пожалуй, наша цивилизация недосчиталась бы поразительного количества знаний... (потому как человек поразительно слаб духовно, как правило)

Оценка : 10
«Существуете ли вы, мистер Джонс?»
–  [ 6 ]  +

Valerianka, 23 января 2012 г. в 17:33

Супер рассказ! Великолепно продумана словесная «перепалка» в суде! Аргументы поражают своим остроумием! Советую всем читать!

Оценка : 10
«Из воспоминаний Ийона Тихого. V (Стиральная трагедия)»
–  [ 6 ]  +

Oreon, 10 января 2012 г. в 13:38

Когда читаю, люблю чтобы была либо идея, либо легкое развлекательное чтение. В данном рассказе идея есть, и даже не одна:

1. Современная реклама и потребительский прогресс будучи ничем не ограничены приводят к духовному обнищанию и акценте на удовлетворении все более примитивных потребностей;

2. Аналогично, бездумный, ничем не ограниченный прогресс может порождать доселе абсурдные, но от этого не менее важные проблемы, по типу, а кто же все таки больший человек? Кстати в рассказе эта проблема осталась непреодолимой и поставила существование человечества под вопрос.

3. Не менее важным мне кажется стеб автора над современной правовой системой. Иногда нужно выживать любыми средствами, а не путаться в закорючках юриспруденции. Это когда не дай Бог война — в первую очередь думают об обороне, а уже потом, как это выглядит с юридической точки зрения. Также и тут, но вместо того чтобы быстро и радикально устранить проблему в корне, общество страдает либерализмом и плодит все новые бесполезные законодательные акты. Правда, если честно, не думаю, что современная, например Америка, настолько либеральна, ее либеральность скорее ширма, пока на хвост (нефть) не наступили, а современный автору СССР и подавно таким никогда и не был...

Но несмотря на количество и важность затронутых проблем стиль рассказа остался несколько несерьёзным, а концовка непонятна (и, кстати, ожидаема). Осталось впечатление, что этот рассказ порожден не важностью поднятых проблем, а как прелюдия (завязка) к следующему, где доктор Влипердиус в своей клинике занимается лечением рецидивов электронных мозгов, в прошлом, оказывается, стиральных машин, теперь же практически полноценных людей, только металлических.

Оценка : 6
«Непобедимый»
–  [ 6 ]  +

FixedGrin, 25 ноября 2011 г. в 00:10

Великолепно. Едва ли не первое в фантастике описание самоорганизации и бунта наномашин. Может читаться независимо от остальных работ Лема, но полезнее все-таки сравнивать с «Фиаско» и «Миром на Земле»: есть обширные концептуальные пересечения.

И да, Крайтон беззастенчиво попасся на делянке, которую застолбил Лем этим романом.

Оценка : 10
«Звёздные дневники Ийона Тихого» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Formenel, 02 июля 2011 г. в 22:44

Прочитав часть отзывов, стал понимать за что людям нравится этот цикл. Но сам его никак не могу оценить высоко. Юмор в книге на мой взгляд в основном абсурдный, и после прочтения произведений Дугласа Адамса совершенно не производит должного впечатления. Как кто-то уже раньше заметил, в книге обсуждается много глубоких идей, которым по-моему там не место.

В общем если бы мне было 15 лет, наверное, я бы оценил этот простой незатейливый юмор и «мягкую» фантастику. Но сейчас и то, и другое режет глаза.

Оценка : 6
«Эдем»
–  [ 6 ]  +

kharum, 04 апреля 2011 г. в 14:31

Один из признаков великой книги — она написана, будто сегодня.

Как приятно быть прогресором, и приводить отсталых туземцев к правильному знаменателю — что и делают прогрессоры с белыми звездами на крыльях. Сегодня — в Ливии.

«Урановые уши»
–  [ 6 ]  +

zmey-uj, 15 марта 2011 г. в 02:57

Еще одна сказка, проникнутая наукой. Необычная планета, от которой становится немного не по себе: радиоактивные горы, тяжелые жители в одежде с примесью урана и жестокий владыка с шестью сотнями рук... Вполне нормально, что сюжет суровый, а финал жесткий, хотя и счастливый.

Так и кажется, что эти светящиеся уши должны что-нибудь значить, нести некий второй смысл. Но пока доискаться не удалось, да может и нет никакого намека, а просто, чтобы название было интересное.

Оценка : 8
«Охота»
–  [ 6 ]  +

Гриф Рифт, 01 марта 2011 г. в 12:14

В этом рассказе из цикла «О Пирксе», уже в очередной раз затрагивается вопрос о человечности роботов. В целом ситуация, в которую попадает Пиркс, казалась банальной, если бы не одно но... Конечно, стиль Лема здесь легко узнаваем и буквально несколькими фразами он описывает не только ситуацию, но и в подробностях излагает описание происходящего. Что делает его рассказы настолько живыми, что, казалось бы, лучше и представить нельзя. Возвращаясь к вопросу о роботах, в частности о роботе Сэтавре, складывается такое впечатление, что Лем всё-таки пытается очеловечить этого робота, изобразить его поступки несколько в ином свете. Последний момент рассказа даёт понять, что роботы могут обладать разумом и принимать решения! Правда эти изменения в Сэтавре произошли случайно, в результате некоего физического воздействия (а именно в результате аварии), но вот почему этот робот стал убивать людей, и в конце изменил своё решение? На этот вопрос я не могу ответить сл сто процентной уверенностью. Почему Пиркс так безжалостно в этом цикле, приговаривает уже второго робота по счёту, к смерти? Хотя в данном случае, смерть робота и выглядит случайностью. Меня мучает вопрос, хоть я всего творчества Лема не знаю, «Почему автор не развивает тему психологии роботов более детально, а лишь поверхностно и фрагментарно её касается?» Хотя я и понимаю что С. Лем это не А. Азимов, но всё-таки было бы интересно узнать точку зрения Лема касаемо робототехники, и попытаться сравнить взгляды А. Азимова и С.Лема. Увы, это невозможно!

Да, и ещё в последнем моменте рассказа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда робот поступил противоестественно своей натуре, по-человечески, по отношению к Пирксу, а экипаж лунохода по ошибке чуть не уничтожил Пиркса, я уловил то, что люди поменялись с роботом местами, и, пытаясь уничтожить робота, поступили не гуманно по отношению к нему.
Нет бы, изловить этого робота и попытаться понять, почему произошло с роботом то, что произошло? Ну, это моя точка зрения, может быть я и не прав. Хотя рассказ от этого менее интересным не стал! Пронзительный рассказ, читайте и поймёте, мне очень понравилось.

Оценка : 10
«Астронавты»
–  [ 6 ]  +

Stirliz77, 01 февраля 2011 г. в 18:21

Ох уж этот Тунгусский метеорит!!! Сколько неразберихи он наделал в людских головах, сколько сумятицы внес в мысли! Каких только гипотез и теорий не рождал пытливый человеческий разум, чтобы объяснить все его тайны и загадки! Не одно фантастическое произведение в той или иной степени касалось его! Не обошел вниманием тунгусский феномен и Станислав Лем, уловивший тонким писательским слухом гул от произошедшей в тайге катастрофы, дошедший через года из сибирской глуши аж до Польши. Лем, как и Казанцев в своё время, предположил, что над тайгой взорвался космический корабль. При строительстве в том районе атомной станции, одной из целой серии, обеспечивающей подьем среднегодовой температуры на севере, был найден загадочный артефакт явно внеземного происхождения. Странный предмет оказался бортовым самописцем, аналогом наших авиационных черных ящиков, который уцелел в той жуткой катастрофе. Причем уцелел настолько, что удалось считать с него информацию, которую впоследствии расшифровали. Перевод озадачил земных ученых: во-первых, корабль оказался с Венеры, которую считали малопригодной для жизни, а во-вторых, что самое странное, в расшифрованной записи упоминались планы по уничтожению биосферы Земли. Было решено в кратчайшие сроки подготовить экспедицию на Венеру. После непродолжительного полета, во время которого произошло столкновение корабля с метеоритом (куда ж без него) интернациональный отряд по установлению контакта прибыл на вторую планету Солнечной системы, где под плотным облачным покровом обнаружил совершенно безжизненную местность и отсутствие каких-либо признаков разума.

Роман у автора, с одной стороны, получился вполне традиционным для фантастики тех лет, а с другой — полным нехарактерных элементов. Для фантастических произведений стран соцлагеря того периода совершенно не характерен образ инопланетных захватчиков, мечтающих поработить Землю, образ инопланетной угрозы появляется позже. К тому же условия на Венере показаны совершенно не подходящими для жизни человека — члены экспедиции могли находиться вне пределов корабля только в защитных скафандрах. На Утренней звезде практически нет никаких признаков жизни, если не считать за таковую реку черной протоплазмы, которая, как выясняется позже, имеет искусственное происхождение. И никаких джунглей, населенных динозаврами и прекрасными венерианками. Хотя несообразностей тоже хватает. Чего только стоит ракета, взлетающая и садящаяся по-самолетному и имеющая на носу тормозную дюзу, причем топливом ей служит новый радиоактивный элемент коммуний. А ламповый суперкомпьютер на перфокартах, выдающий информацию с помощью осциллографа? Но всё это можно считать не существенным, потому как в целом автор смог создать весьма увлекательный, насыщенный приключениями текст. Причем это не какие-нибудь схватки с венерианскими клыкохвостыми макакоидами, а встречи с остатками загадочных технологий аборигенов, попытки понять их предназначение, полные опасностей исследования. В послевоенный период было написано масса подобной научно-фантастической литературы, но «Астронавты» выделяются на её фоне тем, что под стопроцентно фантастический сюжет автор постарался подвести более-менее правдивую научную основу. Ответы на все загадки, с которыми экспедиция сталкивается на Венере, в итоге получают именно с помощью научных исследований.

Итог: яркий образец послевоенной фантастики, наивной и романтичной. Радует то, что автор проявил незаурядную выдумку при конструировании мира Утренней звезды. Это сейчас мы знаем, что Венера — это раскаленный выжженный ад, а тогда люди всё ещё мечтали найти на ней более-менее пригодные для существования условия. Рекомендую любителям старой советской фантастики.

Оценка : 9
«Карманный компьютер фанатов научной фантастики»
–  [ 6 ]  +

мрачный маргинал, 25 января 2011 г. в 12:00

На этой странице не отмечена ещё одна публикация «карманного компьютера», — в журнале «Техника-молодёжи». Надо обязательно дополнить. (Правда, на развороте журнала чёткая «лемовская» схема оказалась излишне «художественно-декоративной». Художник «Т-М» не учёл, что   наукообразной суховатой схемой «ужасов СФ» Лем    подчёркивал собственное насквозь ироничное отношение к Н-Ф «трэшу»).

Оценка : 7
«Непобедимый»
–  [ 6 ]  +

terrry, 20 января 2011 г. в 16:11

На мой взгляд, данный роман несколько уступает другим вещам Лема из разряда «твердой» НФ. Конечно, в целом, литературный уровень текста высок, интрига увлекательна. Однако, дело в том, что весь замысел и сюжет романа подчинены одной (и только одной), хотя и неортодоксальной, идее – «некроцивилизации». Вытекающие отсюда конфликтные коллизии (кто кого) более или менее предсказуемы. Да, мир, придуманный Лемом, очень оригинален, интересен, но его рамки достаточно жестко очерчены. А это не способствует особому полету воображения. Здесь почти отсутствует семантическая неоднозначность, присущая выдающимся произведениям, в том числе, и самого Лема («Солярис», «Расследование», «Фиаско»).

Образы действующих лиц обрисованы не слишком детально. Акцент сделан не на раскрытии внутреннего мира героев, а на ситуативном их поведении, что, опять же, вытекает из сюжета. Несколько раздражает (удивляет) нарочитая замкнутость, прямо-таки надменность командира корабля, называемого странноватым словом «астрогатор». И как он только умудряется управлять коллективом? «Железной» рукой?

В общем, это произведение мне хочется назвать не романом, а повестью, хотя это и не суть важно. Книга, безусловно, из числа рекомендуемых к прочтению — класика НФ.

Оценка : 8
«Больница Преображения»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 17:29

Жесткая и жестокая вещь. Из тех, что не дает успокоиться, глядя на мирную жизнь за окном.

Много огрехов чисто литературных, но — оценка высокая. Цепляет.

Оценка : 8
«Эдем»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 17:16

Непреодолимая стена между различными типами цивилизации. Границы вмешательства в то, чего не понимаешь. Плюс — увлекательнейшая история космических робинзонов, ремонтирующих ракету «на коленке».

Оценка : 10
«Фиаско»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:49

Футурологический роман — размышление (причем научно безукоризненное) о возможности контакта между различными цивилизациями. Плюс, как всегда, практически безупречная художественная форма.

Оценка : 10
«Условный рефлекс»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:47

Еще один рассказ из породы «какие качества помогают бороться со случайными помехами». Которые могут, в специальных условиях, быть смертельно опасными.

Обе части — тесно связаны друг с другом, первая еще и очень смешная. Ну и связка между ними — описание луны, ее пейзажей и станций — великолепна сама по себе, читается с громадным интересом.

Оценка : 10
«Испытание»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:44

Захватывающий рассказ о борьбе за жизнь в совершенно нелепой ситуации. О том, как важно вовремя «сбивать спесь» с отличников, и о том, какие качества в каких условиях могут пригодиться.

Этот рассказ я бы назвал стохастическим — исследуется поведение пилота в условиях, совершенно не предусмотренных инструкциями.

Оценка : 10
«Дознание»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:40

Захватывающий человеко-машинный детектив на фоне завораживающего приключения — пролета через кольца Сатурна. Обращение человеческих слабостей в силу — в ситуации, когда речь идет о противостоянии с роботом. Просто превосходный рассказ.

Оценка : 10
«Доктор Диагор»
–  [ 6 ]  +

Farit, 08 октября 2010 г. в 16:18

Рассказ — фактически обзорная научная работа по кибернетике, но заключенная в художественную форму.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 6 ]  +

stewra darkness, 16 августа 2010 г. в 15:41

Человечеству надо научиться слушать и видеть. Ведь Солярис не нападал, не пытался изменить человека: пока он только говорил. По-своему, на непонятном для не слушающего человека языке. А человек всегда боялся того, что непонятно. В каждом движении в свою сторону видел агрессию. И отвечал агрессией. Как кошка и собака, которые не враждуют друг с другом, а просто «говорят» на разных языках. Нельзя во всем новом видеть зло — это может быть просто другой язык, другое мышление, другой взгляд на мир, другая религия. А мы не слышим и не видим. Мы не услышим не только чужой разум, мы не слышим самих себя. Пора, наконец, вынуть затычки из ушей, снять темные очки и лучше узнать хотя бы того, кто находится рядом.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 6 ]  +

Сельский житель, 08 июня 2010 г. в 18:00

  Точно знаю что когда читал «Непобедимого» в голове были мысли только про сражения. И я свое получил. А вот теперь — совсем по-другому воспринимаешь — как-же, классик, произведению то уже ого-го сколько лет. Но ведь читают, соответственно признали классикой не зря. В романе стоит выделить три идеи — появление машинного разума при превышении некоторого числа неразумных элементов-составляющих, второе — человек, как правило машину перехитрит, что собственно и произошло, и третье Лем умудрился обойти молчанием идеологическую составляющую того времени — только за это автора можно зачислить в таланты. Еще одно — в романе четко обозначен статус корабля — военный крейсер. Значит есть и армия, а раз так то и недремлющие враги — пожалуй в очень завуалированной форме Лем дает понять, что в далеком счастливом будущем не все так гладко — некие неровности тоже есть, и справится с ними иначе чем имея за спиной «бронепоезд» — нельзя. Оценка — 10.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 6 ]  +

andreich, 19 мая 2010 г. в 00:35

Странно что раньше я не обратил внимания на творчество Лема, както не попадались мне на глаза его книги... Но вот наконец томик в руках, и Солярис уже прочитан. Вот она — настоящая научная фантастика! Основная тема — контакт, или точнее попытка контакта, ведь на сколько же необычными могут быть жители других планет. И казалось бы вот он — долгожданный брат по разуму, ан нет, попробуй ещё найди с ним общий язык! Идея мыслящего океана оригинальна и сам океан получился живым, но полным загадок! Лучшие умы человечества оказались бессильны в попытках разгадать его тайну. Чего только стоят эти невероятные «мимоиды» или «симметриады». На этом фоне решается и вопрос человечности... Эх, жалко красотку Хари:-(

Отдельная тема — описание истории исследований Соляриса. Не в малой степени роман понравился именно этим. Как правдоподобно описаны все теории и гипотизы о природе океана! Читаешь, и начинаешь верить в правдоподобность его существования! За это и люблю научную фантастику. Но произведение требует вдумчивого чтения и богатой фантазии, например описание феноменов океана воспринимается трудновато.

Что же, начало хорошее, а впереди ещё все остальные шедевры мастера!

Оценка : 9
«Непобедимый»
–  [ 6 ]  +

i-Сергей, 10 января 2010 г. в 01:07

Первое фантастическое произведение в жизни, после которого однозначно определился с выбором любимого жанра.

Лем — это совершенно особый способ повествования, подачи и мировоззрения. Браво мастер!

«Рукопись, найденная в ванне»
–  [ 6 ]  +

Till, 09 января 2010 г. в 18:11

Стало едва ли не общераспространённой тенденцией сравнивать лемовский роман с «Улиткой на склоне» Стругацких. Сходство действительно немалое, но есть, КМК, существенная разница. Перец, герой «Улитки», при том, что выписан весьма живо, воспринимается прежде всего как часть всеобщего механизма (недаром в результате он органично занимает место в этом механизме), в то время как герой «Рукописи...», пусть изображённый куда более схематично, парадоксально противостоит этому механизму (и финал его вполне закономерен, хоть и весьма мрачен). И со-переживания этот герой вызывает куда больше, чем Перец Стругацких. В силу этого обстоятельства «пальму первенства» я отдаю Лему, хотя «Рукопись...» намного более однопланова, чем «Улитка...».

Оценка : 9
«Автоинтервью»
–  [ 6 ]  +

V-a-s-u-a, 17 декабря 2009 г. в 17:10

Часто в аннотации к роману или сборнику рассказов читаешь про «мягкий юмор» или «тонкую иронию». И даже если описание соответствует действительности, то это ещё не гарантия, что ты будешь смеяться, читая книжку. Так вот, над этим рассказом я действительно смеялся! Может, не самый глубокий юмор, но остроумно и злободневно.

Оценка : 8
«Рассказ Пиркса»
–  [ 6 ]  +

Joakin, 14 октября 2009 г. в 12:26

Чёрт побери ! Как я зол на Пиркса, за то что он ставит на одни весы возможный Контакт и какие-то персональные регламентные взыскания. Это пожалуй единственное произведение «пиркcианы», в котором герой мне был несимпатичен. А поскольку Лем повествует от первого лица, ему тоже досталось :)

Оценка : 9

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх