Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 сентября 2022 г. 00:21

(...И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ — окончание)

Полански против Каминьского

В 1999 году Роман Полански решил поставить свой второй дьявольский horror. По мотивам очень хорошего и любимого читателями романа испанского писателя Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма» был создан фильм «Девятые врата» (“The Ninth Gate”, 1999).

Когда режиссер такого класса, как Полански, берется за экранизацию прекрасной книги, от него ждут шедевра. Тем временем назвать шедевром фильм «Девятый врата» ни у кого язык не повернется. В фильме не осталось и следа от магической атмосферы книги, зато сатана обрел облик способной левитировать и копировать облик противников девушки (в ее роли выступила жена режиссера Эммануэль Сенье). Если бы «Девятые врата» поставил другой режиссер, можно было бы усмотреть в ленте забавную приключенческую историю с элементами дьяволиады. Однако фильм снял автор одного из лучших сатанистических horror-ов, поэтому нет ничего удивительного в том, что критика разве что только с землей его не смешала. Пользуясь неудачей мастера, дебютировал сатанистическим триллером Януш Каминьский, известный до тех пор своими операторскими работами. Его «Заблудшие души» (“Lost Souls”, 2000) появились на экранах кинотеатров после того, как «Девятые врата» потерпели фиаско.

Дьявол Каминьского, как и тот, что выступает в «Ребенке Розмари», не персонифицирован. Он существует лишь в голове героини фильма Мэй Ларкин (актр. Вайнона Райдер). Сюжетная интрига «Заблудших душ» проста: дьявол, подобно Богу, объявившемуся две тысячи лет назад во Христе, должен явиться в человеческом облике и овладеть всей Землей. Группа католиков узнает, что дьявол завладеет телом известного писателя Питера Келсона. Мэй Ларкин должна предотвратить это деяние, убив писателя. Каминьски весьма последовательно строит свой фильм на неясностях – зритель до самого конца фильма не знает, не совершает ли героиня банального преступления, хладнокровно убивая Келсона. Если это так, то не предает ли она себя в руки сатаны, убив человека? У «Заблудших душ» много как противников, так и сторонников (этих последних упрекают в том, что они концентрируются на визуальной стороне произведения, не видя промахов автора в показе психики героини). Тем не менее, этот фильм остается одним из самых толковых horror-ов эпохи перелома столетий.


В космосе, в воде и на земле

В поисках дьявола кинематографисты не боятся пересекать границы. Поэтому никого не удивляет фильм «Сквозь горизонт» (“Event Horizon”, 1997) Пола Андерсона, в котором космический корабль попадает в самый центр ада. А там черти устраивают команде корабля кровавую оргию. Несмотря на очевидные отсылки в «Чужому» и «Омену», фильм смотрится на удивление хорошо. Ну, такой вот очередной поточный horror с дьяволом в сюжете, визуальный облик которого режиссер, к счастью, оставил в области домыслов.

Похожая мысль пришла в голову Стивену Беку, режиссеру фильма «Корабль-призрак» (“Ghost Ship”, 2002).

Опираясь на легенды о Летучем Голландце и Бермудском треугольнике, он поведал нам историю корабля, возвращающегося из преисподней. Если для фильма Андерсона характерны вполне приличная игра актеров и созданная яркой музыкой атмосфера, то фильм Бека с этой точки зрения не стоит даже рассматривать. Зато весьма убедительное видение преисподней на Земле представил Скотт Дерриксон в своей вариации на тему “Восставшего из ада” Клайва Баркера. «Преисподняя» (“Hellraiser: Infernо”, 2000) ибо это о нем речь, хоть и повторяет извечные истины (не сотвори с другим то, что тебе самому не понравится), поражает адом, в котором мы будем целую вечность повторять одни и те же ошибки.

«А где во всем этом настоящий дьявол?» — спросите вы. Резонный вопрос, ведь трудно испугаться, увидев сатану, напоминающего крылатого козла из латекса. Не будем забывать, однако, что сатана – мастер лжи и мистификации. Как знать, может быть под покровом этих дешевых уловок и легко прогнозируемых поворотов сюжета он постепенно просачивается в наши невинные души. С ним ведь никогда и ни в чем невозможно быть уверенным.


Тэги: кино
Статья написана 13 сентября 2022 г. 00:11

(…И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ – продолжение)

Сатана против базуки

Грань веков – это эпоха необычно возросшего интереса к религии. Поиска цели жизни и веры. Голливудская фабрика снов в полной мере воспользовалась этим, выбросив на киноэкраны целую серию сатанистических horror-ов, повествующих о приближающемся торжестве Зла. В борьбу с Властителем Тьмы вступил штатный «крутой парень» Арнольд Шварценеггер в фильме «Конец света» (“End of Days”, 1999) режиссера Питера Хаймса. Этот нелепый якобы-horror был очередной мутацией шварценеггерского «Коммандо». С той лишь разницей, что в нем австриец сражался не с ордой наемников, а с самим Сатаной в облике человека.

Хаймс — квалифицированный, как-никак, режиссер — поставил единственный, пожалуй, в карьере Шварценеггера фильм, в котором тот, будучи положительным героем, отдал жизнь за человечество, перед этим нашпиговав дьявола пулями в таком количестве, в котором они не были выпущены из стрелкового оружия даже в ходе высадки десанта союзников в Нормандии. Пулями сражен был также посланник дьявола в фильме «Благослови дитя» (“Bless the Child”, 2000) режиссера Чака Рассела.

С той лишь разницей, что на спусковой крючок нажимал Джимми Смитс – известный по сериалу «Коп из Нью-Йорка». Фильмы Хаймса и Рассела с трудом укладываются в рамки понятия «сатанистический фильм». Дьявол в них – лишь красочный элемент, применение которого имело целью привлечение в кинотеатры не только кинолюбителей, но и любителей «ужасов».

Намного более интересным оказался образ инфернального существа в фильме «Падший» (“Fallen”, 1998) режиссера Грегори Хоблита с Дензелом Вашингтоном в роли несгибаемого стража порядка, преследующего демона Азазеля.

Хоблит не принимал своего демона всерьез, и демон, обожающий “The Rolling Stones”, вызывает улыбку. Ведь в конце сами «роллинги» напели “On Their Satanic Majesties Request”…

(Окончание следует)


Тэги: кино
Статья написана 12 сентября 2022 г. 00:30

6. Статья Роберта Зембиньского/Robert Ziębiński, напечатанная на стр. 10—11, называется:

…И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ

…I nie wódź nas na pokuszenie

Дьяволу не везет в кино. Хоть он и Властелин Тьмы, режиссеры упорно показывают его чудищем родом из какого-то детского мультика. И все же давайте приглядимся пристальнее к тому, как представляли себе Зло люди искусства в минувшем веке.

Впервые дьявол появился в кино в 1922 году, когда датский режиссер Бенджамин Кристенсен снял нашумевший фильм «Ведьмы» (“Häxan”). В ленте содержались шокировавшие по тем временам сцены ведьмовских шабашей и колдовских ритуалов, а Князь Тьмы вселялся в самого режиссера.

Но только Роман Полански спустя 46 лет ввел дьявола в среду салонной публики. Фильм «Ребенок Розмари» (“Rosemary’s Baby”, 1968) избегал эпатажа дешевыми спецэффектами и, что еще важнее, не показывал зрителям зла в видимом облике. Полански доверился в этом последнем воображению зрителей.

Впрочем, зачем представлять себе сатану в виде крылатого демона или рогатого козла, если он может явиться нам в гораздо более привычном виде – человека. С мыслью об этом родились следующие два сатанистических фильма: «Экзорцист» (“The Exorcist”, 1973) Фридкина и «Омен» (“Omen”, 1976) Доннера. «Экзорцист», основанный на истории действительной одержимости, шокировал общество, на киносеансах множились случаи падения в обморок и сердечных припадков.

В сравнении с ним «Омен» был лишь невинной голливудской побасенкой о дьяволе, вселившемся в мальчика.

Тем не менее, именно эти три фильма считаются краеугольными камнями в фундаменте здания современного сатанистического horror-а. Все они дождались продолжений и бесчисленных подражаний, но режиссерам и тех и других так и не удалось уже поставить столь же ярких и убедительных фильмов на религиозную тематику. То, что выглядело на первый взгляд банальной поделкой, оказалось выдающимся произведением киноискусства, поднявшим планку настолько, что достичь ее сумели лишь немногие. К этим последним принадлежит, несомненно, Алан Паркер с его фильмом «Сердце Ангела» (“Angel Heart”, 1987), где, хоть и не обошлось без желтых дьявольских очей, воссоздана необычайно убедительная атмосфера окружения и насыщения злом, которое гнездится в сердце джазового музыканта и толкает его на совершение самых ужасных злодеяний.

(Продолжение следует)


Тэги: кино
Статья написана 11 сентября 2022 г. 00:21

1. Тему месяца открывает Витольд Яблоньский/Witold Jabłoński cтатьей “Diabeł bardzo popularny/Дьявол очень популярен”, где речь идет о популярности указанного персонажа в лоне массовой культуры (прежде всего среди кинематографистов) (стр. 3—5) .

2. Следующая статья “Gawędziac o ąniołach/Судача об ангелах” Мартина Немоевского/Marcin Niemojewski посвящена ангелам – прежде всего в литературе: классической и фантастической (стр. 6–7).

3. Статья “Zapalcie pochodnie, nachodzi egzorcista…/Зажгите факелы, экзорцист идет…” Ирека Грина/Irek Grin посвящена понятно кому – экзорцистам -- в литературе и кино (Уильям Блетти, его книга и фильм по ней, фильмы точнее – их ведь было аж четыре) (стр. 8—9).

4. И статья Роберта Зембиньского/Robert Ziębiński “…i nie wódź nas na pokuszenie/…и не введи нас во искушение”, в которой автор утверждает, что кинорежиссеры далеко не полностью использовали предоставленные им возможности показа «врага рода человеческого». Ну, скажем, если сравнивать «Экзорцист» Фрадкина и «Омен» Доннера, то последний выглядит скорее банальной и невинной голливудской побасенкой (впрочем, к этой статье стоит приглядеться несколько пристальнее) (стр. 10—11).

5. В рубрике «Курьер фэндома» Петр Холева/Piotr W. Cholewa рассказывает о развитии в Польше так называемых «полевых» игр. Здесь же сообщаются премиальные результаты Уорлдкона (премия “Hugo”) и Еврокона (стр. 12).

(Продолжение следует)


Статья написана 10 сентября 2022 г. 00:27

Ноябрьский номер 2004 года (173-й «Новой Фантастыки» и 266-й, если считать ab ovo) редактируют: Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы, главный редактор), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Роберт Зембиньский/Robert Zębiński (отдел критики и публицистики), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki, Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Марек Холыньский/Marek Hołyński, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Марек Нововейский/Marek Nowowiejski; Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szczepaniak; Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz, Бартек Свидерский/Bartek Świderski, Роберт Сильверберг/Robert Silverberg.

И вновь перемены в составе редакционного коллектива: 1) нет корректора – похоже, на корректуре решили сэкономить; 2) в списке постоянных сотрудников появился Рафал Земкевич.

Редакция продолжает эксперимент с выпуском тематических номеров журнала. Тема этого номера – черти, ангелы и экзорцисты.

В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа американского художника-иллюстратора КРИСТОФА ВАХЕРА/Christofe Vacher. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама нового «дочернего» журнала «Новой ФАНТАСТЫКИ» — “Czas Fantastyki”. На внутренней стороне задней обложки размещена реклама другого дочернего журнала -- “Nowa Fantastyka. Wydanie specjalnie”, на внешней – анонс следующего номера журнала “Nowa Fantastyka” и реклама показа фильмов Хичкока на «Фестивале Хичкока», организованном еженедельником “Wprost” и проходящим в нескольких крупных польских городах. Тираж номера не обозначен. Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.

Содержание номера следующее:

Czytelnicy I “Fantastyka” 2

TEMAT MIESIĄCA

Witold Jabłoński DIABEŁ BARDZO POPULARNY 3

Marcin Niemojewski GAWĘDZĄC O ANIOŁACH 6

Irek Grin ZAPALCIE POCHODNIE, NADCHODZI EGZORCYSTA... 8

Robert Ziębiński ...I NIE WÓDŹ NAS NA POKUSZENIE 10

KURIER FANDOMU

GRY TERENOWE 12

OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Orson Scott Card THERESA 13

Patricia A. McKillip PANI CZASZEK 26

Robert N. Stephenson STARE WYDANIA 30

GALERIA

WYOBRAŹNIA NA MANOWCACH 37

FILM I FANTASTYKA

KINOWE PREMIERY 44

Z POLSKIEJ FANTASTYKI

Szymon Protasowicki ENTERGELON 45

Anna Brzezińska WODY GŁĘBOKIE JAK NIEBO 51

PUBLICYSTYKA

Jan Stradowski WSZECHŚWIAT ZAPROGRAMOWANY 70

RECENZJE KSIĄŻEK 72

RECENZJE KOMIKSÓW 74

Jacek Dukaj SŁOWO O MAGII

Rafał A. Ziemkiewicz KORZENIE ŚWIATA 76

Robert Silverberg BOGOWIE WSZECHMOGĄCY 78

LISTA BESTSELLERÓW

Wrzesień 2004 79

KSIĄŻKI NADESŁANE 79





  Подписка

Количество подписчиков: 89

⇑ Наверх