Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 июля 2023 г. 23:05

Февральский номер 2007 года (200-й «Новой Фантастыки» и 293-й, если считать ab ovo) редактируют: Павел Матушек/Paweł Matuszek (главный редактор), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Иоанна Коньчак/Joanna Kończak (секретарь редакции), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы).

В списке постоянных сотрудников числятся: Павел Дептух/Paweł Deptuch, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk, Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Камиль Смялковский/Kamil M. Śmiałkowski, Адам Сыновец/Adam Synowiec, Якуб Винярский/Jakub Winiarski.

То есть в составе как собственно редакции, так и коллектива постоянных сотрудников журнала изменений нет.

Тема номера не обозначена.

«Галереи» в этом номере нет, вместо нее несколько страниц рекламы.

В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа американского художника ДЖЕЙСОНА ЭНГЛА/Jason Engle. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама новой настольной игры гданьского магазина игр “REBEL”.

На внутренней стороне задней обложки размещена реклама серии книг НФ под названием BEHEMOT издательства “Dolnośląskie”; на внешней стороне задней обложки – реклама книг издательства “ISA”.

Тираж номера – 27 тыс. экземпляров. Цена экземпляра – 8 злотых 90 грошей.

PUBLICYSTYKA – ARTYKUŁY

Adam Synowiec KAMASUTRA DLA ASTRONAUTÓW 4

Jakub Ćwiek KŁAMCY, KTÓRYCH KOCHAMY 8

ŚWIATŁOŚĆ WIEKUISTA

Rozmowa Stanisława Beresia z Andrzejem Sapkowskim 12

Agnieszka Haska, Jerzy Stachowicz ROBINSONY, PIĘTASZKI I TORPEDY Z LAMUSA 70

OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Terry Pratchett GRAMOFONY NOCY 17

Richard A. Lovett & Mark Niemann-Ross NET PUPPETS 21


OPOWIADANIA POLSKIE

Adam Przechrzta MROK NAD WARSZAWĄ 41

Konrad T. Lewandowski POWOŁANIE BESTA 50

PUBLICYSTYKA

GALAKTYCZNY GONIEC 2

Jarosław Grzędowicz JAK WYTRZYMAĆ Z ANGLIKIEM 77

Łukasz Orbitowski TYSIĄC KOŃCÓW ŚWIATA 78


LISTY CZYTELNIKÓW 79

RECENZJE

KSIĄŻKI 65

FILMY 72

DVD 74

KOMIKSY 76


LISTA BESSELLEROW   Grudzień 2006 79


KSIĘŻKI NADESŁANE 79


Статья написана 30 июля 2023 г. 19:16

16. В рубрике «Рецензии»:

Якуб Винярский/Jakub Winiarski хвалит заключительную часть «Гуситской трилогии» польского писателя Анджея Сапковского «Lux perpetua» (Andrzej Sapkowski “Lux perpetua”. “superNOWA”, 2006);

Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska представляет читателям журнала роман британского писателя Ричарда Моргана «Пробужденные фурии» (Richard Morgan “Zbudzone furie” – это “Woken Furie”, 2005. Tłum. Marek Pawelec. “ISA”, 2006) – очередную часть серии приключений Такеши Ковача;

Рафал Сливяк/Rafał Śliwiak приветствует издание романа британской писательницы Стеф Суэйнстон «Где время – деньги» (Steph Swainston “Gdzie czas to pieniądz” – “No Present Line Time”, 2005. Tłum. Agnieszka Jacewicz. “Solaris”, 2006), непосредственного продолжения романа «Год нашей войны»;

Агнешка Хаска/Agnieszka Haska считает роман австралийского писателя Гарта Никса «Господин Понедельник» (Garth Nix “Pan Poniedzialek” – это “Mister Monday”, 2003. Tłum. Małgorzata Hesko-Kolodzińska. “Wydawnictwo Literackie”, 2006) нудным и раздражающим;

Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz хвалит сам замысел описания пропавшей истории в цикле «Книги Аши» британской писательницы Мэри Джентл, но считает второй роман цикла – «Гегемония Карфагины. Вторая книга Аши» (Mary Gentle “Hegemonia Kartaginy. Druga księga Aszy” – это “Carthage Ascendent”, 2000. Tłum. Zbigniew Gieniewski. “Zysk I S-ka”, 2006) менее сильным, чем первый;

Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska в общем хвалит второй роман в стиле киберпанк австралийской писательницы Марианны де Пьерс «Черный кодекс» (Marianne de Pierres “Czarny kodeks” – это “Code Noir”, 2004. Tłum. Darius Kopociński. “Solaris”, 2006), хоть и жалуется на то, что большей частью текста писательница просто «конопатила дыры»;

Якуб Винярский/Jakub Winiarski находит, что роман польского писателя Ежи Новосада «Алые очи» (Jerzy Nowosad “Czerwone oczy”. “Fabryka Słów”, 2006) при всей кажущейся несложности сюжета рисует целую галерею интересных типов и персонажей и являет собой пример очень неплохой литературы;

Павел Матушек/Paweł Matuszek советует не пропустить роман американского писателя Джорджа Алека Эффинджера «Когда отказывает гравитация» (George Alec Effinger “Kiedy zawodzi grawitacja” – это “When Gravity Falls”, 1987. Tłum. Jarosław Włodarczyk. “Wydawnictwo Dolnośląskie”, 2006); «это с одной стороны традиционный черный детектив, а с другой – особый вид киберпанка, в котором все характерные для этого жанра элементы интегрированы с арабской культурой»;

Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski в общем хвалит второй сборник коротких текстов британского писателя Нила Геймана «Хрупкие вещи» (Neil Gaiman “Rzeczy ulotnie”. Tłum. Paulina Braiter. "MAG”, 2006);

и снова Павел Матушек/Paweł Matuszek анализирует состав антологии «Шаги в неизвестное 2006» (“Kroki w nieznane 2006. Almanach fantastyki pod redakcją Konrada Walewskogo”. “Solaris”, 2006) (стр. 66–68).


17. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Jak ewoluować/Как эволюционировать”, в которой Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz, утверждает, что нам всем надо эволюционировать. Как? Да Бог его знает как, но эволюционировать надо (стр. 77).


18. И в этой же рубрике “Felieton” Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski выступает со статьей “Miłość w chińskim pokoju/Любовь в китайской комнате”, тему которой отважно раскрывает подзаголовок: «Похвала паранойе» (стр. 78).


19. В списках бестселлеров за сентябрь 2006 года из книг польских авторов находятся книги “Lux perpetua”, “Boży bojownice” и “Narrenturm” Анджея Сапковского, “Wydrwiząb” Эугенюша Дембского, “Wieszać każdy może” Анджея Пилипюка, “Klamca 2” Якуба Цьвека,“Łowcy dush” Яцека Пекары (стр. 79).


20. В рубрике «Присланные книги» перечислены 19 наименований. Интересен разброс по издательствам: “Albatros” – 1; “Egmont” – 4, “Fabryka słów” – 5, “Michałów-Grabina” – 1; “Powergraf” – 1; “ProArte” – 1; “Rebis” – 1, “Runa” – 1, “Solaris” – 1; “Solaris” – 1; “Wydawnistwo Dolnośląskie” – 1, “W.A.B” – 1.


Статья написана 29 июля 2023 г. 15:55

(КОМИКС – окончание)

13.2. Рецензия Бартломея Пашилька/Bartłomiej Paszylk называется:

НАШ СОБСТВЕННЫЙ УСАТЫЙ БОНД

(Nasz własny wąsaty Bond)

Ни одна из польских комиксных серий не заслужила именования ее культовой больше, чем истории о Тайфуне – мускулистом и усатом блондине, которому помогают две весьма сексапильные девушки – авторства ТАДЕУША РАЧКЕВИЧА. Как и каждое по-настоящему культовое произведение, “Tajfun” слаб во многих отношениях. Кадры поражают небрежностью, сюжет слишком часто опирается на банальнейших схемах, а законы биологии, физики или логики попирает на каждом шагу. Однако с другой стороны: разве нам не хочется иногда посмотреть, как героический персонаж режет планету пополам с помощью лазера. Разве у нас не становится легче на душе, когда после сцены нападения пираний Тайфун заверяет искусанную подругу, что он вылечит ее раны, потому что разбирается в лекарственных травах?

Изданный «Мандрагорой» альбом – это сборник из трех историй о Тайфуне родом из 1984–1986 годов: “Zagadka układu C-2/Загадка звездной системы С-2”, “Afera Bradleya/Афера Брэдли”, “Na tropie Skorpiona/По следу Скорпиона”. Безусловно самая интересная из них – “Afera…”, поскольку умело использует тогдашнее пристрастие к тематике ниндзя и содержит наиболее логично построенный сюжет, доработанные рисунки и относительно хорошо продуманный финал. Эта часть также самая узнаваемая, поскольку Тайфун в ней «приключается» в космосе и перелетает с планету на планету, облаченный лишь в пятнистые плавки. В “Zagadka…” мы видим в рисунках еще несмелую руку РАЧКЕВИЧА, а сюжет кажется удручающе банальным, но в целом истории не откажешь в задоре. В свою очередь “Na tropie…” представляет собой слишком хаотичную смесь приключенческих эпизодов, почерпнутых из самых популярных фильмов. Начинается он динамическим нападением на некие «важные стратегические цели», продолжается захватом самолета, нападением кровожадных крокодилов, бравурной погоней на мотоцикле, сбиванием самолета с помощью нунчаков… ну и так далее. С тем, что трудно понять, в чем смысл таких занимательных действий. Заметно, что художник работал в спешке. На первых панелях «Скорпиона» усатого героя вообще трудно узнать.

Это хорошо, что приключения Тайфуна переиздали, но жаль, что нам не достался полный комплект комиксов из газеты “Świat Młodych” – нет “Monstrum” из 1988 года. Трудно сказать, это недосмотр или целевое упущение (быть может “Mandragora” планирует издать “Monstrum” вместе с новыми комиксами о Тайфуне, о которых с некоторых пор то и дело поговаривает РАЧКЕВИЧ), но вот этому конкретному изданию этой истории явно не хватает.

Tadeusz Raczkiewicz “Tajfun”. “Mandragora”, 2006 (ТАДЕУШ РАЧКЕВИЧ «Тайфун». “Mandragora”, 2006)


Статья написана 13 июля 2023 г. 13:52

13. В рубрике «Рецензии комиксов» на стр. 76 размещены два текста.

13.1. Рецензия Павла Дептуха/Paweł Deptuch носит название:


РЕВОЛЮЦИОННАЯ СЕРИЯ

(Rewolucyjna seria)

МАТЕУШ СКУТНИК дал о себе знать широкой публичности как непредсказуемый и идущий собственным независимым путем художник. Под конец девяностых годов он опубликовал исполненный графического horror-а комикс “Morfołaki/Морфолаки”, которым снискал себе верных фэнов. “Alicja/Алиса”, созданная по сценарию Ежи Шиляка, породила ряд критических откликов на интернет-форумах. Но одно несомненно: мимо творчества СКУТНИКА нельзя пройти равнодушно.

Первый том его авторской серии «Rewolucje/Революции» вышел из печати в 2004 году. С самого начала было известно, что это будет не похожий на прочие цикл, наполненный странными персонажами, местами действия и изобретениями. Этот полностью выдуманный стимпанковский мир искушал своей двузначностью и сложностью. К счастью, интригующая графика была подкреплена великолепным сценарием. Автор играл с читателем, сплетая приключенческие истории с метафизическими теориями заговора и, как и положено зрелому произведению, прятал в нем символы и значения, которые каждый читатель был волен интерпретировать по-своему. “Syntagma/Синтагма” объединяет начатые линии сюжета в интегральное целое и приводит историю к неожиданному финалу. Мы находим здесь раздумья над духовной стороной инженерии и сложную машинерию, но на первый план выходят людские мании, страсти и пороки. Чтобы понять смысл и послание этого комикса или и вовсе всей серии, нужно тщательно проанализировать каждый кадр. СКУТНИК доказывает, что в комиксе не следует усматривать всего лишь посредника, передающего исключительно «благие вести». Он может быть и наверняка является умственным развлечением, а “Revolucje/Революции” показывает это со всех возможных сторон и ломает все стереотипы.

“Syntagma/Синтагма” это прекрасное завершение серии. Несмотря на отсутствие динамического действия, комикс и в самом деле затягивает читателя, а многочисленные эксперименты в повествовательной и графической плоскостях придают ему глубины и весьма его обогащают. Для значительной части любителей комикса преградой может быть специфичность рисунков СКУТНИКА, но остается питать надежду на то, что увлеченность сюжетом поможет им преодолеть такое предубеждение. Перефразируя Гомбровича: «А не прочитает кто – тот лопух!»


Mateusz Skutnik “Rewolucje 4. Syntagma”. “Egmont”, 2006 (МАТЕУШ СКУТНИК «Революция 4. Синтагма». “Egmont”, 2006).

(Окончание следует)


Статья написана 11 июля 2023 г. 01:51

12. В рубрике «Из польской фантастики» размещены три текста.


12.1. Рассказ “Przejrzeć facetów/Разглядеть мужчин” написал Бартек Свидерский/Bartek Świderski (стр. 41—46). Иллюстрации МАРЦИНА КУЛАКОВСКОГО/Marcin Kułakowski.

“Вот бы иметь что-нибудь вроде рентгена на мужиков, — вздыхает подруга героини рассказа. – Смотришь на мужчину – ах, какой красавчик, а просветил рентгеном, ну и образина…” Одинокая женщина, сидевшая за соседним столом в кафе, ушла, забыв на столе очки с затемненными стеклами. Догнать ее не удалось, придется оставить очки себе. Ну и для начала хотя бы их примерить…

На сайте ФАНТЛАБ нет карточки рассказа (вообще-то это отрывок из пишущегося писателем романа), биобиблиографии автора на сайте также нет.

И это далеко не первая публикация Бартек Свидерского в нашем журнале (см. тэг «Свидерский Б.»).


12.2. Рассказ “Miasta tysiąca słońc/Города тысячи солнц” написала Магдалена Козак/Magdalena Kozak (стр. 47--58). Иллюстрации МАРЦИНА НОВАКОВСКОГО/Marcin Nowakowski.

Немецкие ученые не создали в первой половине 40-х годов прошлого века действенный прототип атомной бомбы, потому что ошиблись в расчетах, используя дейтерий вместо графита в качестве замедлителя нейтронов. Впрочем, они могли бы признать свою ошибку и исправить создавшееся положение, изменив ход затянувшейся войны. Почему этого не произошло? У польской писательницы – своя версия…

И это второе появление Магдалены Козак в нашем журнале (первое см. “Nowa Fantastyka” 1/2006).

Позже рассказ не перепечатывался, на русский язык (как, впрочем, и на другие языки) не переводился.

Карточки рассказа на сайте ФАНТЛАБ нет. Биобиблиографии писательницы на сайте ФАНТЛАБ также нет, но кое-что о ней можно узнать, пройдя в этом блоге по тэгу “Козак М.”


12.3. И еще одна публикация в этой рубрике – рассказ Януша Цырана/Janusz Cyran “Rzym/Рим” (стр. 59 – 56). Иллюстрации ЛУКАША МЕНДЕЛЯ/Łukasz Mendel.

«В польской научной фантастике Януш Цыран выделяется темными и ужасающими видениями будущего. Каждая его история — это визит в разные версии этого будущего, которые, хотя порой сильно отличаются друг от друга, имеют некий общий знаменатель. Это пессимистическая вера в то, что человек по своей природе несовершенное, ущербное, злое существо. Поэтому каждый мир, построенный человеческими руками, также будет заклеймен злом.

Второе предположение Цырана, толкающее будущее в бездну тьмы, касается принципиальной неизменности человеческой природы. Созданные писателем футуристические миры населены людьми, взятыми прямиком из настоящего: еще полными предрассудков и страхов, завистливыми, жестокими, безжалостными, своекорыстными, а иногда просто легкомысленными, наивными, потерянными, лишенными сочувствия и воображения. Их поведение характеризуется пассивностью и эскапизмом, они не в состоянии нести бремя существования, теряют контроль над собой и своим окружением. Все их грехи отражены в ярких картинах миров, нарисованных Цыраном. (…)

На фоне остальных рассказов особенно выделяется выдержанный в стилистике мрачного киберпанка «Рим». Библейский Ирод предпринимает попытку защиты своего народа от враждебно настроенного к нему тирана. Коварное окончание – дополнительный козырь этого рассказа» (Рафал Сливяк)

Позже рассказ вошел в состав авторского сборника писателя “Teoria diabła I inne spekulacje/Теория дьявола и другие умозаключения” (2011).

На русский язык он не переводился. И это 14-я публикация в нашем журнале писателя, знакомство с которым у нас с вами датируется далеким 1988 годом (см. тэг “Цыран Я.”). Глянуть на карточку рассказа можно ЗДЕСЬ А почитать о писателе стоит ТУТ

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 85

⇑ Наверх