Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 января 19:03

Мартовский номер 2008 года — 213-й «Новой Фантастыки» и 306-й вообще… И этот файл попал в мои руки в урезанном виде, я вижу в нем только лицевую сторону передней обложки, поэтому ограничусь в описании самым минимумом. Состав редакции мне точно не известен, однако из сопоставления с последующими номерами вижу, что журнал по-прежнему редактируют: Павел Матушек/Paweł Matuszek (главный редактор), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы).

В списке постоянных сотрудников числятся все те же: Павел Дептух/Paweł Deptuch, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Вальдемар Мяськевич/Waldemar Miaśkiewicz, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Михал Цетнаровский/Michał Cetnarowski, Якуб Винярский/Jakub Winarski.

Тема номера не обозначена.

«Галереи» в этом номере нет, вместо нее печатается реклама (в моем файле изъята).

В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа польского художника МАЦЕЯ ГАРБАЧА/Maciej Garbacz. Внутреннюю сторону передней обложки и заднюю обложку я не вижу.

Тираж номера – 27 тыс. экземпляров. Цена экземпляра – 8 злотых 99 грошей.

PUBLICYSTYKA

Wojciech Chmielarz WWW.WOJNA.COM 4

PISARZ BEZ POKUS

Wywiad z Tedem Chiangiem 6

Michał Cetnarowski BANIA U HERONA 12

czyli zaginiona technika starożytnych

Agnieszka Haska, Jerzy Stachowicz

SZALENIEC Z LAMUSA czyli pomysły Stanisława Szukalskiego 70


OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Ted Chiang Kupiec i wrota alchemika 17

Chris Beckett Zaślubiny morza i nieba 32


OPOWIADANIA POLSKIE

T.J. Borcan Vademecum Irrealis 41

Kazimierz Kyrcz Jr Ciśnienie 54

Beata Matuszewska Arena Alien 56

Bartosz Grykowski Uzdrowiciel 60


FELIETONY

Jarosław Grzędowicz Jeremiady na początek wieku

JAK MILCZEĆ 77

Łukasz Orbitowski Orbitowanie po kinie WIELKIE ŻARCIE 78


RECENZJE

KSIĄŻKI 65

FILMY 72

DVD 74

KOMIKSY 76

LISTA BESTSELLERÒW Grudzień 2007 79

KSIĄŻKI NADESLANE 79


Статья написана 16 января 18:01

14. В рубрике «Рецензии»:

Павел Матушек/Paweł Matuszek печатает большую (на всю страницу) рецензию на роман польского писателя Яцека Дукая «Лед» (Jacek Dukaj “Lód”. “Wydawnictwo Literackie”, 2007); «долгожданный роман Дукая подтверждает его необычный литературный талант и не оставляет никаких сомнений: мы имеем у себя, в Польше, феноменального писателя, который неустанно развивается и совершенно непредсказуем в художественном отношении»;

(В Сети можно отыскать замечательный концепт издания книги, предлагаемый ГЛЕБОМ КОНСУЛОВЫМ [GLEB KONSULOV])

Войцех Хмеляж/Wojciech Chmielarz, разглядывая сборник рассказов польского писателя Кшиштофа Пискорского «Собрание городских диковин» (Krzysztof Piskorski “Poczet dziwów mejskich”. “Fabryka Słów”, 2007), скорбно вздыхает: «Вероятно самым большим несчастьем, постигшим польскую фантастику в последние годы, был Анджей Пилипюк. Почему? Причин несколько. Во-первых, создатель образа Якуба Вендровича – хороший писатель. Во-вторых, это очень и очень плодовитый писатель. В-третьих, весьма успешный. В результате половина, если не больше, молодых и талантливых писателей хотят писать так же, как он. Несчастье в том, что это мало кому удается. В конце концов оригинал всегда лучше копии. Доказательство? «Собрание городских диковин» Пискорского – очередной сборник юмористических рассказов в стиле urban fantasy. (…) Рассказы ладно и складно написаны, читаются легко и без скрипа. Но если человек покупает книгу Пискорского, он хочет читать Пискорского, а не Пилипюка. А тут, как на зло, Пилипюк…»;

Мацей Паровский/Maciej Parowski знакомит с автобиографической книгой знаменитого американского режиссера Дэвида Линча «В погоне за большой рыбой – Медитация, сознание и создание» (David Lynch “W pogoni za wiełką rybą – Medytacja, świadomość I tworzenie”. Tłum. Jerzy Kozłowski. “Rebis”, 2007);

Якуб Винярский/Jakub Winiarski полагает, что horror словацкого писателя Душана Фабиана «Ритуал» Т. 1-2 (Dušan Fabián “Rytual” T. 1-2). “Red Horse”, 2007) может понравиться польскому читателю; «хотя автор черпает полными горстями из наработки предшественников, его проза самобытна, хорошо продумана и интересна»;

Агнешка Хаска/Agnieszka Haska с удовольствием представляет читателям журнала «стимпанковский» роман британского писателя Филипа Рива «Космический дом Ларклайт, или Месть белых пауков!» (Philip Reeve “Kosmiczny dom Larklight czyli Zemsta białych pająków!”. Tłum. Jacek Drewnowski. "Nasza Księgarnia”, 2007); "оригинальный и прекрасно написанный роман и очень хорошее польское издание – с замечательными, стилизованными под XIX век иллюстрациями ПИТЕРА УАЙТА/Peter Wyatt, представляющими собой интегральную часть романа, а также нетипичным форматом';

Михал Цетнаровский/Michał Cetnarowski знакомит читателей журнала с романом испанского кинорежиссера Оскара Айбара «Меложоры» (Oskar Aibar “Kredożercy”. Tłum. T. Pindel. “MUZA”, 2007); "в книге мало собственно фантастики, но книга интересна в литературном отношении";

Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański хвалит дебютный роман американского писателя Джо Хилла «Коробка в форме сердца» (Joe Hill “Pudelko w ksztalcie serca”. Tłum. Paulina Braiter. “Prószyński I S-ka”, 2007); «это старый добрый horror в новом молодежном, но очень зрелом стиле»;

Рафал Сливяк/Rafał Śliwiak анализирует состав антологии «Шаги в неведомое. 2007» (“Kroki w nieznane 2007. Almanach fantastyki”. Red. Konrad Walewski. “Solaris”, 2007), в состав которого вошла дюжина рассказов американских писателей, два – канадских (Доктороу и Лалумьер), по одному – российских (Галина), испанских (Котрина) и финских (Синисало) писателей;

Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski в общем хвалит два романа молодежной фэнтези британского писателя Джозефа Дилэйни, открывающих длиннейшую (как ныне выясняется) серию “Spook’s Universe” – «Месть ведьмы» и «Проклятие из прошлого» (Joseph Delaney “Zemsta czarownicy”, “Klątwa z przeszłości”. Tłum. Paulina Braiter. “Jaguar”, 2007) (стр. 66–68).

15. В рубрике “Felieton” размещена статья Анджея Зимняка/Andrzej Zimniak «Nagrody I plebiscyty/Премии и плебисциты», в которой автор предлагает свою систему польских жанровых премий (стр. 75).

16. В этой же рубрике «Felieton» напечатана статья Ярослава Гжендовича/Jarosław Grzędowicz “Jak nie odpowiadać na wielkie pytania/Как не отвечать на проблемные вопросы”… ну, например, на вопрос: «Фантастическая литература – это высокохудожественная или коммерческая литература?» (стр. 77).

17. В этой же рубрике в статье “Najgorszy” Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski обсуждает фильм «Эд Вуд» режиссера Тима Бертона (США, 1994) (стр. 78).

18. В рубрике «Список бестселлеров» за декабрь 2007 года из книг польских авторов находятся книги “Pan lodowego ogrodu” T. 2 Ярослава Гжендовича , “Szalbierz” Томаша Лысяка, “Ostatnie życzenie”, “Krew elfów”, “Miecz przeznaczenia” Анджея Сапковского, “Lód” Яцека Дукая (стр. 79).

19. В рубрике «Присланные книги» перечислены 20 наименований, в т.ч. “Egmont” – 5; “Fabryka Słów” – 7; “Kultura gniewu” – 2; “Mandragora” – 2; “Red Horse” – 1; “Rebis” – 1; “Zysk I S-ka” – 1; “Wydawnictwo Literackie” – 1.


Статья написана 15 января 18:33

13.2. Рецензия Павла Дептуха/Paweł Deptuch носит название:

ШЕДЕВР HORROR-а

(Arcydzieło horroru)

Говорят, что вино, чем старше, тем лучше. В случае «Морфолаков» Никодема Скродзкого и МАТЕУША СКУТНИКА процесс созревания длился ровно декаду. Одиночные фрагменты печатались в многочисленных фэнзинах и журналах едва нескольких лет. Некоторое время спустя появилась двухтомная антология, в которую вошла часть материала, но это была лишь некоторая часть обширного целого. И вот теперь любители неконвенционального horror-а дождались-таки полноценного солидного издания, в котором разместились не только все истории о морфолаках, но и множество интересных бонусов.

«Морфолаки» — это собрание десятков историй об удивительном, руководствующемся своими законами мире, в котором действительность и сонные кошмары функционирует в одних и тех же условиях, где невероятные события случаются то и дело, а обитатели этого мира в одинаковой степени пугают и привлекают. Каждая из историй неповторима, небанальна и коварна, каждая открывает перед нами ту или иную особую тайну, скрытую в затемненных уголках загадочной страны. Мы имеем здесь дело с жестокими ритуалами, таинственными экзорцизмами и непонятными явлениями, характеризуемыми коварством и гротескным сюрреализмом. Сила этих историй не только в густой атмосфере, но и в широкой шкале развиваемых тем. Мы болеем за двойных агентов, которые защищают острова от чудовищ, вторгающихся из бездны, становимся свидетелями рождения нового мира – и все это в линчевском стиле.

Скродзкий создал мрачный и очень стройный мир, превосходя в терминологии самого Ходоровского. Однако без рисунков СКУТНИКА целое выглядело бы не столь замечательным. Внушительные панели и многочисленные детали на заднем плане, а также эксперименты с кадрированием и перспективой приводят к тому, что от чтения комикса невозможно оторваться. Несомненно на читательский успех цикла влияет также антологическое издание комикса «Timof»-ом, благодаря которому мы можем видеть все эти истории в полном объеме. «Морфолаки» — это, вне сомнения, шедевр horror-а, а также необычный результат объединения способностей обеих авторов.

Nikodem Skrodzki, Mateusz Skutnik “Morfolaki – zebrane”. “Timof” I cisi wspólnicy, 2007 (Никодем Скродзкий, МАТЕУШ СКУТНИК «Морфолаки – полное собрание». “Timof” и тайные компаньоны, 2007)


Статья написана 14 января 19:09

13. В рубрике «Комикс» размещены две рецензии.

13.1. Рецензия Вальдемара Мяськевича/Waldemar Miaśkiewicz носит название:

МУЗЫКА для ГЛАЗ

(Muzyka dla oczu)

Кольцо, дающее власть над миром и способное покорять владельца, карлик с искореженным телом, жаждущий этим кольцом завладеть, сломанный и заново откованный меч, женщина, отрекающаяся от бессмертия во имя любви. Звучит знакомо?

Вот только это не «Властелин колец», а «Сага о Вельсунгах» (XIII век) и возникшие между IX и XII веками «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», которые послужили основой вагнеровскому циклу опер «Кольцо нибелунга». Композитор сочинял их на протяжении 30 лет. А последовавшие 130 лет люди ломали головы над тем, как сценически передать дух этой мрачной истории. Потому что фактически этот сюжет прямо-таки просится на широкий киноэкран, для него узки рамки оперной сцены. Казалось бы, комиксу нет места в таком состязании.

Однако нашелся смельчак, который поднял рукавицу. РАССЕЛ уже своей работой над «Убийствами и тайнами» Нила Геймана доказал, что он способен претворять текст в образы. Рисуя «Кольцо нибелунга», художник запасся требуемой иконографией, а все существенные изменения согласовывал со знатоками. Пафосные тексты и корпулентные оперные дивы уступили место разговорному языку и стройным женщинам – целое обрело новое дыхание и легкость. Мимика персонажей показывает самые скрытые внутренние драмы. РАССЕЛ возвращает миру старогерманскую историю благодаря, казалось бы, непригодному для этого медийному средству. Он также помогает читателю осознать, как мало Толкина в Толкине, потому что ощущение обмена мнениями с Мастером неустанно сопутствует чтению.

Несмотря на отрицательный PR и ярлык «любимого композитора Гитлера» Вагнер возвращает себе популярность в Польше. Об этом заботится прежде всего Нижнесилезская опера во Вроцлаве, которая четыре года подряд ставила очередные части «Кольца нибелунга» в режиссуре Ганса-Питера Леманна, а в октябре прошлого года поставила комплектный спектакль. Шестнадцать часов арий о любви, измене и мести посмотрели и послушали около 60 000 зрителей. Комикс купит едва малая горсть читателей. И тут же возникает вопрос – что есть высокая культура, а что – популярная? Названные цифры противоречат общепринятым дефинициям. Однако независимо от них насыщенный музыкой комикс РАССЕЛА является одной из лучших адаптаций среди доступных на рынке.


P. Craig Russell, Lovern Kindzierski “Pierścień Nibelunga”. Tłum. Jacek Drewnowski. “Egmont Polski”, 2007 (Ф. КРЭЙГ РАССЕЛ, Ловерн Киндзерский «Кольцо нибелунгов». Пер. ЯЦЕКА ДРЕВНОВСКОГО. “Egmont Polski”, 2007)


Статья написана 13 января 18:43

(ПШЕХШТА – окончание)

Жажда чести

Содержали ли правила дуэлей в эпоху существования различных кодексов чести что-нибудь положительное? Кажется, да. Во-первых, бесчестными считались все виды поединков, которые уже по определению должны были заканчиваться трагически, например дуэли «по-итальянски», где противники сражались на близком расстоянии на ножах или кинжалах, зачастую связывая вторую, пустую руку со свободной рукой противника шелковым шарфом, что делало невозможным уклонение и предопределяло нанесение глубоких, смертельных ран. Также были отвергнуты различные версии «американской» дуэли, в которой судьба дуэлянтов отдавалась на волю случая (например, в результате жеребьевки один из них получал незаряженный пистолет или наказ совершить самоубийство). В результате дуэли были сведены к поединку на шпагах или саблях и перестрелке из ненарезного и потому не очень точного оружия). Участвующие в дуэлях секунданты обязаны были обеспечить соблюдение правил дуэли, дезинфекцию холодного оружия, соблюдение должной дистанции во время пистолетных дуэлей, перевязку живота или шеи дуэлянтам, что значительно снижало количество дуэлей со смертельным исходом. Интересны были определения относительно того, кого следует считать человеком чести: большинство кодексов решительно исключали из этой группы людей, которые проявили трусость в поединке или на поле боя, дезертиров. доносчиков, клеветников, ростовщиков, шулеров и мошенников, людей, присвоивших не положенные им звания и ордена, пасквилянтов и журналистов бульварных журналов… Не пользовались уважением и люди, оскорблявшие гостей в собственных апартаментах, алкоголики, прилюдно уничижавшие собственное достоинство, мужчины, не защищавшие доверенных их опеке женщин, и те, кто постоянно контактировал с непорядочными людьми. Глядя на нынешнюю действительность, невозможно отделаться от печального впечатления, что большое количество современных общественных деятелей были бы немедленно лишены звания «человек чести» по любому из довоенных кодексов.

О вреде дуэлей написаны целые тома, так что подобные соображения можно счесть банальными. Поэтому, не защищая собственно идеи, стоит, может быть, подумать о пользе соблюдения правил дуэлей? Разве, читая в Интернете откровения различных виртуальных крутых парней, мы не пресыщаемся бесконечными сплетнями, хамством, агрессивным невежеством и псевдоинтеллектуальной тарабарщиной? Может, было бы лучше, если бы такие спорщики обсуждали свои споры конфиденциально, на расстоянии, гораздо меньшем, чем нескольких сотен километров по кабельной линии? Надо полагать, дуэли способствовали бы росту культуры в Интернете. А в политике? Кому не надоели слухи о дедушке Туска, собаке Дорна, филиппинских вирусах или осеменителях из Самообороны? Не приятнее ли было бы прочитать, что «сегодня утром депутат X обменяется выстрелами с министром Y»? Действительно ли показалась бы неприемлемой практика, заключающаяся в том, что каждого не сдержавшего свое слово или солгавшего оппозиционера считали «не способным защитить свою честь» человеком и затем подвергали остракизму. Разве найдется тот, кто не хотел бы иметь возможность вызвать политика на дуэль за оскорбительное по его, избирателя, мнению. За скандал, коррупционную или сексуальную аферу? Разве не более изящным было бы скрестить клинки вместо того, чтобы обливать в Сейме друг друга грязью? Правда, в этом случае большинство активных политиков в мгновение ока расстались бы с этим миром вследствие хронического отравления свинцом или избытка стали в организме, но в нашей стране никогда не было недостатка в людях, желающих управлять страной… Наконец-то во всех партиях произошла бы радикальная смена поколений и исчезли бы скомпрометированные люди. Без вытаскивания папок с компроматом, без шумихи в СМИ, без использования IPN. Ушли бы смело, мужественно и навсегда....

К сожалению, мы живем в современном государстве, которое считает дуэли безнадежно устаревшим пережитком. Остается только мечтать о тех временах, когда честь джентльмена была высшей ценностью и защищали ее шпагой, а не поношением и оскорблением.



Дуэли, да. Люди друг друга (враг врага?) насмерть убивают. Но ведь романтика… Ага, романтика. Защита чести, блин.

Ритуал убийства. И как всякий ритуал требует ритуальных инструментов. И ведь очень красивых – чего не отнимешь… Произведения искусства… Да-с...





  Подписка

Количество подписчиков: 90

⇑ Наверх