FantLab ru

Рэй Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые»

Были они смуглые и золотоглазые

Dark They Were, and Golden-eyed

Другие названия: Золотоглазые; Они были смуглые и золотоглазые / The Naming of Names

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Перевод на русский: Н. Галь (Были они смуглые и золотоглазые), 1965 — 36 изд.
З. Бобырь (Были они смуглые и золотоглазые), 2004 — 2 изд.
Перевод на украинский: Є. Крижевич (Були вони смагляві й золотоокі), 1985 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 214

 Рейтинг
Средняя оценка:8.67
Голосов:1756
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Только началась колонизация Марса, а на Земле вспыхнула война, и марсианская колония была надолго забыта. Тем не менее, переселенцы жили, работали, растили детей и понемногу адаптировались к местным условиям. Менялись и привезенные с Земли растения и животные ...

Когда через несколько лет прилетела ракета и принесла радостную весть о том, что война кончилась, земной поселок стоял пустым, а на холмах в мраморных виллах жили темнокожие и желтоглазые марсиане, очень приветливые и хорошо усваивающие английский ...

Примечание:


Опубликовано в журнале «Техника-молодежи», №5, 1965 г. сокращенный перевод З. Бобырь под названием «Золотоглазые».

Входит в:

— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.

— сборник «К — значит космос», 1966 г.

— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/1. Американская фантастическая проза», 1989 г.

— антологию «Театр Теней», 1991 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Метаморфозы», 1994 г.

— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.

— антологию «Голоса пространства», 1997 г.

— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.

— антологию «Gates to Tomorrow», 1973 г.

— журнал «Техника-молодежи 1965`5», 1965 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Передай добро по кругу
1982 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Театр Теней
1991 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
Время, вот твой полет
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
Метаморфозы
1994 г.
Планета Норагаль
1996 г.
Голоса пространства
1997 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
Завтра конец света
2000 г.
Лед и пламя
2000 г.
Марсианские хроники. Рассказы
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Завтра конец света
2003 г.
Лекарство от меланхолии
2004 г.
Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. И грянул гром
2004 г.
Человек в картинках
2004 г.
Лекарство от меланхолии
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
451 градус по Фаренгейту
2011 г.
Лекарство от меланхолии
2011 г.
Апрель в Париже
2012 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2016 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.

Аудиокниги:

Золотые яблоки солнца
2004 г.
Five Stories (аудиокнига MP3)
2006 г.
Рассказы
2011 г.
Созвездие льва
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Day it Rained Forever
1963 г.
(английский)
Gates to Tomorrow
1973 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2007 г.

Они бежали от страшной войны. Они искали мира и покоя для себя и своих детей. Они желали обрести новый дом.

Но какое иное будущее могли дать земляне новой планете, если не повторение истории, случившейся на Земле? Да, прошло бы не так много времени, и на Марсе появились бы миллиарды людей, большие города и всё на свете — как виделось одному из героев книги.

Это уже не был бы Марс.

С землянами пришли бы их страсти и страхи, беды и радости, тревоги и печали. Не все они плохи. Но все они — земные. Кто сказал, что им есть место ЗДЕСЬ?

Земляне неизменно принесли бы на Марс свою ненависть, от которой не суждено убежать, даже пролетев «шестьдесят с лишком миллионов миль».

А с ней на Марс пришла бы и война.

Марс не захотел умирать вместе с землянами.

Наверное, он мог бы сдуть горсточку (пока ещё) пришельцев, как мы сдуваем пепел с ладоней.

Но мудрый древний Марс был милосерден к людям.

Они бежали от войны? Здесь они никогда не захотят её снова начать.

Люди искали мир и покой? Он будет в них.

А новый дом станет РОДНЫМ. По-настоящему.

Люди получат то, за чем пришли. Разве это плохо? Может, так и правильно?..

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2012 г.

Вот Мир. Были времена, когда здесь жили люди: «строили города и называли их; покоряли вершины и называли их; пересекали моря и называли их». А потом время растворило их в пыльной почве и исчезающей воде рек, испарило легким туманом воспоминаний в небо и рассеяло среди звезд. Но Мир ждал и ждал, пока не пришли другие люди и не начали давать новые имена...

Удивительно волшебный и проникновенный рассказ. О застывшем в ожидании новой Жизни древнем Марсе, где ветер гонит пыль из давних воспоминаний и событий. Мире, готовом распахнуть ей свои объятия. И ему не нужны покорители, которые придут и изменят все вокруг, дадут новые имена и забудут обитавших до них. Он ждет возвращения былой Славы, изменяя под себя непрошеных пришельцев, предлагая им взамен все свои чудеса, позволяя погрузиться в свои медленно текущие реки и бродить по древним, извилистым, мозаичным тропинкам среди все еще бьющих фонтанов.

Потрясающая идея Мира, укрощающего агрессивных и непрошеных гостей и делающего их не просто своими союзниками, а мирными и добрыми обитателями, врастающими корнями в обретенный Дом. И пусть прилетают следующие завоеватели со своими новыми именами: планета и для них приготовила далекие синие горы, которые манят взглянуть на них золотыми глазами.

Или все наоборот — люди смогли вписаться в новое окружение и так приспособиться, что и не отличишь теперь, кто из них родился здесь, а кто- пришел издалека. И подумалось, что же несправедливость такая на нашей Земле, что ничего не может она поделать с Человеком, его жадностью и агрессивностью. Может, всем на Марс?

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2011 г.

Одно из самых лучших, а может быть и самое лучшее фантастическое произведение малой формы из прочитанных мной. Рей Брэдбери отличается от своих коллег тем, что подходит к тексту, не как творец, которому известны все входы и выходы, а как мечтательный талантливый подросток. Каждый шаг — открытие. Каждая страница — новая тайна. Мужая, набираясь опыта, узнавая мир с разных сторон, автор непостижимым образом сохранил своего «внутреннего млаьчика» незамутненным. Кажется и сама смерть не знает как к нему подступиться.

«Были они смуглые и золотоглазые» относится к неканоническим «Марсианским хроникам». С одной стороны — этот рассказ является гимном личной свободе, с другой — своего рода искупительным финалом всех бед принесенных на Марс людьми. Однако в основе повествования лежит идея о вечном необоримом круговороте жизни, переходящей из одной формы в другую. В этом весь Брэдбери, неизменно сохраняющий в сердце печали зерно светлой надежды.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2013 г.

Один из самых красивых рассказов мировой фантастики. Причем великолепны как замысел, так и его текстовая реализация, написанная, кстати, очень простым, чуть ли не бытовым языком. Описываемый процесс преображения (или перерождения, если хотите) героев рассказа настолько захватывает, что оторваться от него можно только после того, как прочитана последняя фраза (кстати, настолько правильная и нужная в финале этого произведения, что так и хочется еще раз воскликнуть «Браво, Мастер!»).

Отдельно следует сказать о Марсе Брэдбери. Он до того необычен, до того завораживающ, до того красив, что, если бы среди читателей проводился конкурс на самый любимый литературный образ Марса, многие бы без сомнения отдали свой голос за Марс из «Марсианских хроник» Брэдбери...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2012 г.

Один из моих любимых рассказов во всем цикле — тихая, исподволь, изящная и неумолимая победа Марса над вторгшимися «чужими», над земной пошлостью, хамством, слепотой. Утонченное возмездие, настигающее людей, считавших себя покорителями новых границ.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2011 г.

Идея этого рассказа потрясающая по своей глубине.

ЛЮди постоянно взаимодействуют со средой в которой оказываются, и стоит им забыть про свои корни, они поглощаються этой средой и перестают быть собой. Простая истина, трансформированная писателем в поражающую воображение историю превращения людей в марсиан, завораживает и пугает, увлекает и заставляет задуматься.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2009 г.

До чего же много Брэдбери умудряется вкладывать порой в свои рассказы. Кто-то может увидеть здесь историю о том, что единственный способ выжить — подстроиться под изменившиеся обстоятельства. Кто-то решит, что скрытое влияние всегда оказывается сильней и эффективней, чем явное воздействие. Для кого-то — это напоминание о том, что от себя не убежишь даже на Марс. А кто-то просто увидит в этом мудрую и грустную притчу о человечестве. Так что же, неужели мы действтиельно плохи настолько, что нам не стоит жить? Что лучше нам измениться настолько, что лишиться при этом своей сущности? Или это просто коварный, таинственный и прекрасный Марс снова шутит с нами странные шутки вместе с волшебником Брэдбери и пускает нам морок в глаза?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2016 г.

Когда я дошёл до момента с трёхрогой коровой, меня хватануло. Я вспомнил. Я вспомнил, что слышал этот рассказ давным-давно по радио или возможно мне пересказывал его брат, в таком раннем детстве, что он остался не в памяти, а где-то на подсознании, на самой границе восприятия. Я помню эту корову, помню, как снилось потом, будто меня оставляют одного на далёкой пустынной планете. Помню, как я даже просыпался со слезами на глазах от обиды одиночества… Но это – воспоминания, однако и без них этот рассказ – блистателен! После «стихотворений в прозе» накремленных прекрасным, но всё-таки пафосом этот рассказ – тонкий, выточенный, просто блестящий. И оригинальный пронзающий своей идеей. И будоражащий гаммой ощущений – тревожных, странных. Этот пустынный мир, в котором ранее жили другие неизвестные существа, в котором возможно ещё живут эти неизвестные существа, это страх призраков, тень мёртвых городов и чьего-то незримого присутствия – в воздухе, в горах, в меняющемся цвете глаз. Это тревога изменений, и ещё больше – безразличия других к этим изменениям. Естественность новых слов и названий… Это шикарная невероятная и будоражащая идея. А может мы просто то, что нас окружает?.. Рассказ – он тревожный. Он страшный. Он грустный. Он невероятный и тонкий, в конце концов! Он из разряда тех, что невозможно пересказать, а попытаться сделать это – преступление. Вот такой Брэдбери, в чём-то даже страшный, пугающий атмосферой и тревогой алогичности Брэдбери, приводит меня в восторг! Шикарный, яркий, притягательный и странный, но охватывающий, рассказ. Явление даже, а не рассказ.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 апреля 2016 г.

Между прочим, так оно и будет. Сознание хоть и определяет бытие, но гораздо чаще и сильнее бытие определяет сознание — факт!

Население Южной Америки — уже давно не испанцы и имеют не так много общего с коренными индейцами, хотя является потомками и тех и других. Ассимиляция с местным ландшафтом и адаптация под условия существования — движущие факторы рождения новых рас, да и вообще — биологических видов в целом.

А Брэдбери как всегда изящен. Рассказ, несмотря на многочисленный и намеренные отличия от строго научных оценок, — жемчужина мировой фантастики. Понятно, что третий рог у коровы вряд ли вырастит, а ветер не принесёт понимания мёртвого языка марсиан, но ведь Автор сознательно идёт на эти допущения. Я бы даже сказал, что это поэтика, метафора или гипербола, если не сказать — гротеск. Рассказ художественный, и образность в нём более чем убедительна.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2012 г.

40 лет тому назад я впервые прочитал этот рассказ Рэя Брэдбери — кажется, в журнале «Техника-молодежи», взятом в библиотеке пионерского лагеря, где я проводил лето. И уже тогда я понял: этот рассказ — про меня, он предсказывает мне судьбу скитальца, вынужденного приживаться там, куда его занесла судьба. Так оно, в общем-то, и получилось...

Подумать только — 40 лет назад, когда я впервые прочел этот рассказ, а вскоре после него — «451 градус по Фаренгейту», «Р — значит ракета» и «Вино из одуванчиков», их автор уже 20 лет был одним из самых знаменитых фантастов планеты, живым классиком. И как бы не менялись потом моды в фантастике, какие бы ни приходили и уходили «волны», — он оставался таковым еще целых 40 лет — до самого дня своей смерти. И будет оставаться таковым, полагаю, еще сотни и сотни лет — пока будут рождаться люди, желающие и умеющие читать фантастику, пусть даже и фантастику давно прошедших эпох...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2008 г.

Да, насколько сильно не похоже на другие рассказы Хроник... Нет, и стиль, и безумно красивые описания, и неспешный стиль повествования, оно осталось. Но какая-то радость, надежда что ли появились. Многие рассказы цикла кончаются плохо, нет перспективы, нет развития человеку. Человек и на Марсе устраивает свой порядок и порядок пожирает человека, уничтожает его окончательно. Но вот в этом рассказе есть путь, новый путь. К новой жизни, через изменения, которые кажутся страшными, ведь меняться страшно всегда. Вообще хорошо иллюстрирует пословицу, что «со своим уставом в чужой монастырь не следует». Тут, конечно, нет и мысли, о том, что Марс живой, что он дышит и меняет пришедших людей. Но мне здесь почудилось именно это.

А еще он как бы является некоторой суммой безуспешных рассказов-попыток людей освоить марс все теми же средствами =)

Красивый рассказ, и безусловно один из лучших в Хрониках.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2010 г.

Доброе, грустное, но от этого не менее замечательное произведение! Жажда разрушения и вечное стремление доминировать заложена в землянах. Может это гены, может климат, может состав воздуха или микроэлементов. И вечно таинственная красная планета помогает колонистам приспособиться и измениться настолько радикально, что они уже и как бы не земляне, а настоящие этнические марсиане. Я считаю, что это один из самых лучших рассказов в хрониках. Брэдбери- безусловно великий знаток и Мастер межчеловеческих отношений. Вещь глубоко философская и психологическая! Браво!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2017 г.

Читая в старой периодике Рэя Брэдбери, я, уже в более зрелом возрасте начал по — новому, иному, открывать для себя этого автора. И с совершенно другой, отнюдь не фантостической прозы и манеры написания, стороны. Брэдбери теперь стал для меня не просто автором социального жанра, а неким прозаиком — поэтом, певцом, видящим в повседневных бытовых вещах однообразности нашей жизни многогранность и красочность происходящего. Он замечает то, что обычный человек совершенно выпускает из вида, отмахиваясь, словно от привычного и поднадоевшего повседневного сплошного потока, смазывающегося в однообразность. Видит и придаёт значение всему с такой позиции и в таком сентиментальном ракурсе, что застовляя следовать за собой останавливает бешеный ритм нашей жизни и широко расскрывает читателю глаза на окружающую повседневность указывая на её многогранность и чудесность. Магия и музыка жизни в его произведениях звучит шелестом травы и шорохом падающих листьев, где звон подобной музыки пройдёт и никогда больше не повториться подобным, а лишь только новым звучанием. И это стоит замечать и ценить. И что подобное безвозвратно протикает у нас, обычных людей сквозь пальцы. А это и есть истенное богатство каждого человека, это и есть Жизнь. Ведь это именно та жизнь, которая каждому дана для его осознания себя как личности и окружающего, как великого Чуда, которым стоило бы восторгаться каждому, словно ты всё ещё тот наивный ребёнок, для которого мир, это что — то огромное и прекрасное, а не заезженное и приевшееся. И этот прекрасный дар, этот своеобразный взгляд подарен каждому. И на что же мы его тратим, как используем? А только так, что глупейшим образом опозиционируем себя обществу и тут же пытаемся выставить себя в самом лутшем свете в нём. Ни есть ли это глупость и совершенно зря прожигаемое время, да и жизнь в целом? Мы пытаемся искать где — то Там, за горизонтами придуманное нашей разумностью и логикой чудо. А ведь оказывается, что оно всегда было рядом с нами, вместе с нами. Оно в нас самих. Об этом и пишит, вещает Рэй Бредбери во множистве своих прекраснейших произведениях.

Именно этот рассказ грустен и одновременно прекрасен. И замечательно подмечает и показывает как изменяется простой обыватель на социальном, психологическом и биологическом уровнях под влиянием внешней среды, окружающих условий. И Брэдбери сделал это, как всегда не в скушной профессорско — научной манере, а в своём поэтично — лирическом стиле. Так же как и в окончании рассказа он говорит о приходе Цивилизации, конкистадорски грубого и однообразно тупого.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2016 г.

Рассказ, в котором Брэдбери подаёт историю небольшой группы людей, улетевшей на Марс в связи с тем, что на Земле была угроза атомной войны. Главный герой противится жизни на другой планете, в его уста автор вкладывает размышления о том, как человек захватывает новые земли, давая всему свои имена, пытаясь переделать всё под себя. Так произошло и на Марсе: люди давали горам и рекам имена земных деятелей, выращивали из саженцев, привезённых с Земли, персики, ждали урожай морковки и редиса, доили наших земных коров. В это время на Земле, естественно, случилась атомная война. Мы же люди, мы без этого не можем. И Марс остался отрезан от землян. А далее сюжет развивается таким образом, что в зависимости от авторства рассказ мог стать драмой или триллером, или хоррор-историей. А как иначе? Ведь у коров стал отрастать третий рог, овощи мутировали, розы позеленели, а люди стали превращаться… впрочем, в монстров бы они превратились у иного автора. Брэдбери же в присущей ему манере мягко обрисовал случившееся. И панику главного героя, и видоизменения персонажей – их тел, памяти, настроений. И когда Земля наконец через несколько лет смогла прислать ракету на Марс, то… Но лучше прочтите сами)

Я не знаю, какую идею вкладывал в рассказ автор: беречь Землю и жить без атомных и прочих войн; остерегаться иных планет, на которых возможна ассимиляция человека до неузнаваемости; ирония над человечеством, которое считает себя главным во Вселенной? Не знаю. Но рассказ достоин прочтения и погружения в мир Брэдбери.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2007 г.

Пожалуй, лучший рассказ этого цикла, пусть он и стал явным противоречием практически всему, что писал Брэдбери о Марсе до того. Все равно есть в нем что-то настоящее. Пожалуй, самый живой марсианский рассказ, наиболее тонкое проникновение в мир другой планеты...

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх