В этой рубрике мы станем публиковать статьи только о редких и коллекционных изданиях. Разумеется, для таких статей особое значение имеет визуальный ряд, поэтому просим авторов не забывать снабжать свои тексты иллюстрациями.
Листая старые американский журналы фантастики золотого века, рассматривая чудесные картинки, украсившие рассказы, ставшие теперь классикой жанра, или наоборот, сочно привлекая внимание к сочинениям безвестных ныне беллетристов, обращаешь внимание на слишком короткие подписи художников-оформителей, сделавших мир фантастики таким притягательным, жизнерадостным, задорным и оптимистичным.
Про Фразетту и Вирджила Финлея мы уже писали, теперь расскажем про Эдмунда Александра Эмшвиллера, подписывавшего свои работы коротко: EMSH.
Ed Emshwiller
(16 февраля 1926 — 27 июля 1990)
Эд родился 16 февраля 1925 года, в Мичигане, в 1932 семья перебралась в Чикаго, в 1947 окончил Мичиганский университет и начал учиться в Школе изящных искусств, а 30 августа 1949 женился на Кэролл Фриз (сейчас известна как Кэролл Эмшвиллер, автор двух десятков книг, лауреат Всемирной премии фэнтези-1990, -2005, Мемориальной Ф.К.Дика-2002 и Небьюлы-2001, -2005). В 1950 молодая семья поехала во Францию в отпуск.
1925:
Сьюзи, Эрл, Эд и Мак Эмшвиллеры, 1928:
Во Франции:
Дом Эмшвиллеров, 1950:
С 1951 по 1964 Эмшвиллер работает для "Galaxy", "The Magazine of Fantasy & Science Fiction" и других журналов, рисует обложки для книг, пять раз завоевывает "Хьюго" как художник (1953, 1960, 61, 62 и 64 гг.). Эмшвиллер еще к Бестеру делает динамичные рисунки, но об этом в следующий раз.
В студии
В конце 1950х Эда увлек экспериментальный кинематограф, он считается одним из первых видеохудожников (инсталляции с кинопроекторами и неподвижными объектами), его короткометражка "Relativity" (1966) считается одним из лучших экспериментальных фильмов в кинематографе.
В киномастерской, 1964
С 1964 года, получив грант от Фонда Форда, Эд практически полностью переключается на работу в кино, и всё меньше и меньше рисует для журналов и книг.
С женой Кэрол, 1970 г.
Видный деятель киноандеграунда, он с 1971 года он начал снимать фильмы на видеокассеты, что для того времени было смелым прорывом. После переезда из Нью-Йорка в Калифорнию, Эд с 1979 по 1990 был деканом факультета кинематографии в Калифорнийском институте искусств, а с 1981 по 1986 занимал пост проректора в той же школе.
Кадр из фильма "Image, Flesh and Voice", 1969
Фильм "Проект Аполло", 1968
Рисует за компьютером PDP-11, 1979 год
Надо сказать, что Эмшвиллер никогда не был чужд абстракционизму в искусстве, образцы его студенческих художественных работ ясно показывают его мировосприятие, а в андеграундном малобюджетном кино это стало еще более выпукло. Впрочем, работая иллюстратором для журналов фантастики, он и там иногда позволял себе выходить за рамки фантастического реализма:
Мрачная короткометражка Tanatopsis ("Видения смерти", 1962) на ютубе:
"Sunstone" считается первым компьютерным 3-D мультфильмом.
EMSH посмертно введен в Зал Славы Фантастики в 2007 году. В том же году в замечательном издательстве Non-stop (это как если бы ЖЗЛки готовили и издавали в ДорлингКиндерсли) вышла большая цветная книжка про Эмшвиллера.
Три случайные книжки про фантастическое искусство — первая сделана увлеченными людьми для фэнов, подлинно фанатское издание, где содержимое подчинило себе все — от макета до формата издания. Фрэнк Пауль это как Роберт Авотин для советских фэнов, примерно так наверное. Но я с трудом представляю кто бы смог сделать такой компендиум хоть бы даже по Мигунову или Макарову. Вторая книга — альбом коммерческого иллюстратора, выпущенный для обычных продаж в обычных книжных магазинах. Солидный традиционный неподъемный кирпич на меловке, расхожая привычная структура подачи материала, обычная для таких вещей верстка, но все равно изобильно, богато, в подарок самое то. Представьте: приходите в магазин, а там аналогичный по объему, толщине и качеству альбом работ Бондаря. Или Дубовика. неважно кого, важно что такое у нас просто непредставляемо. Третья книжка на альбом не тянет, печатается принт-он-деманд (по заказам покупателей), бумага плохонькая, верстка без изысков — но каков материал, каков подбор! "Советская жанровая иллюстрация времен НЭПа", а? Под катом картинки.
Jerry Weist, Glynn Crain, Roger Hill "Frank R. Paul. The dean of science fiction illustration" IDW Publishing, 2013 г. (февраль),
ISBN: 9781613772775, тв.переплет, 160 стр, формат 31*21 см.
Фрэнк Пауль иллюстрировал фантастические журналы с 1927 года на протяжении полувека. Львиная доля обложек Эмезинг Сториз вышла из-под его кисти. В конце книги приведены 320 обложек художника.
Hardware. The Definitive SF Works of Chris Foss — Random House, 2011 г. (сентябрь), ISBN: 9781848566989, твердый переплет, 240 стр, формат 31,5*24,5см.
Крис Фосс известен у нас в стране, тягали его работы со времен перестройки, наравне с Вальеховскими работами. Альбом представляет собой обширное собрание, явно половину я раньше даже и не видел.
Steven Brower, Jim Simon Astounding, Mysterious, Weird and True: The Pulp Art of Comic Book Artists (Volume 1) —
Steve Holland "Sci-Fi Art: A Graphic History" ISBN 9780061684890.
Это издание раза в три больше предыдущей книжки о которой было написано позавчера — размер не карманный 15*15см, а 24*22см, количество страниц не 144 а 192, шесть тематических разделов вместо двух. Издательство тоже иное. Бумага получше почти глянцевая а в маленьком варианте обычный офсет. Но нет естественное магнитиков. На прикладываемых сувенирчиках свет клином не сошёлся разумеется, книжка и без них любопытство пробуждает.
Титульные листы:
Содержание существенно разнится:
А вот заставки разделов идентичные:
Хотя часть иллюстраций в маленькой книжечке сделана в более выигрышном размере:
Обзорное исследование про обложки фантастических изданий, и про журналы, и про покеты, от конца XIX века до наших дней. Беглые статьи по персоналиям фант.иллюстраторов, немножко про прессу разных лет, и обложки, обложки, обложки. Размер книги 15*15см, и помещена она в твердый картонный футляр с магнитной клипсой, в футляре прилагается набор из 17 магнитов разного размера с изображениями классических НФ-обложек. И вот это-то меня порадовало. Чудненький такой сувенирчик.