В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
Иван Андреевич Крылов — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841) — родился 13 февраля 1769 года.
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа". Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми, некоторые басни положены на музыку.
Русский писатель, автор многих произведений для детей Виталий Валентинович Бианки родился 11 февраля 1894 года.
Книги Бианки раскрывают маленькому читателю удивительный мир природы, учат проникать в её тайны, замечать повадки животных, их особенности, учат любить этот прекрасный мир и уважать его обитателей. Язык произведений автора лёгкий и красочный, наполненных эпитетами, обращён непосредственно к воображению ребенка. Порой автор придает своим героям человеческие черты, но не преувеличивая и не добавляя сказочных моментов.
Самая знаменитая книга писателя — «Лесная газета» (1-е издание вышло в 1928 году) — имеет оригинальную литературную форму: с помощью газетных приёмов — телеграмма, хроника, объявление, фельетон, — дан календарь лесной жизни на каждый месяц. Вся возможная и невозможная информация о жизни животных и птиц, все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в живом мире животных, описано на страницах "Лесной газеты".
Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В советское время книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.
Аннотация: Ее мать – Белая королева, супруг – первый король из династии Тюдоров, сын – будущий король Англии и Ирландии. Два из этих трех титулов Елизавета Йоркская приняла против своей воли. Ей пришлось стать женой человека, который отобрал у ее любимого не только корону, но и жизнь. Она любила каждого из своих детей, но никогда не забывала, какой ценой они ей достались. Брак с Генрихом Тюдором не принес Елизавете того счастья, о котором она мечтала, зато обручение Алой и Белой роз положило конец их мучительной войне. Но достаточно ли всего этого, чтобы мир воцарился и в сердце Елизаветы? Об этом Белая принцесса расскажет сама.
Издательство: М.: Эксмо, 2014 год, 5100 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-699-68866-1 Серия: Vintage Story
Аннотация: Белокурая и синеглазая амстердамская красавица Теди, хрупкая парижанка Леони, отчаянная Шендл из польской деревни и замкнутая, образованная варшавянка Зора... У этих девушек нет ничего общего. Кроме одного – все они выжили. Позади остались концлагеря, бесконечное насилие, каждодневный страх. Европа, где у них никого больше нет, скрылась за высокими волнами неспокойного Средиземного моря. А впереди – неизведанное, незнакомая страна с неведомыми обычаями и порядками, новые испытания и... надежда. Надежда на то, что после ночи всегда наступает день. И, быть может, и в их жизнях вот-вот рассветет. Эмоциональный, драматический и исторически точный роман о том, как четыре девушки-еврейки, выжившие во Второй мировой войне, прибыли в Палестину, которая поначалу обернулась вовсе не землей обетованной, а новым лагерем за колючей проволокой, новыми бедами и новым изгнанием. Четыре девушки, пережившие то, что современному человеку и вообразить невозможно, из последних сил борются за надежду – не на счастье, а просто на жизнь.
Аннотация: "Правда о деле Гарри Квеберта" вышла в 2012 году и сразу стала бестселлером. Едва появившись на прилавках, книга в одной только Франции разошлась огромным тиражом и была переведена на тридцать языков, а ее автор, двадцатисемилетний швейцарец Жоэль Диккер, получил Гран-при Французской академии за лучший роман и Гонкуровскую премию лицеистов. Действие этой истории с головокружительным сюжетом и неожиданным концом происходит в США. Молодой успешный романист Маркус Гольдман мается от отсутствия вдохновения и отправляется за помощью к своему учителю, знаменитому писателю Гарри Квеберту. Однако внезапно выясняется, что помощь требуется самому Гарри, обвиненному в убийстве, которое произошло в тихом американском городке 33 года назад. Чтобы спасти Гарри от электрического стула, Маркус берется за собственное расследование и пытается распутать сложнейший клубок лжи, давно похороненных тайн и роковых случайностей. И получает тридцать один совет, как написать бестселлер.
Издательство: М.: Вече, 2014 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 432 стр. ISBN: 978-5-9533-5445-5 Серия: Action-Клуб
Аннотация: Вопиющие преступления нацистов в годы Второй мировой войны в отношении «недочеловеков», как они называли евреев, возмутили даже гангстеров из американской мафии. Они решили внести свой весомый вклад в дело спасения евреев на территории оккупированных европейских стран. И вот группа боевиков, в которую входил и ликвидатор Маус из нью-йорской «Корпорации убийц», принадлежавшей преступному синдикату Мейера Лански и Лаки Лучано, отправляется в заморский вояж, чтобы отбить у нацистов поезд с «человеческим материалом», следовавшим прямиком в газовые камеры лагерей смерти.
Издательство: М.: Вече, 2014 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-9533-5091-4 Серия: Action-Клуб
Аннотация: Англия на пороге войны. Со дня на день ожидается казнь Марии, королевы Шотландии, а Испания уже собирает боевой флот, чтобы отомстить за нее, и посылает в Англию наемного убийцу расправиться с английским «морским драконом», Френсисом Дрейком. Джону Шекспиру, главному агенту секретной службы сэра Френсиса Уолсингема, приказывают защитить Дрейка, ибо, если Дрейк умрет, Англия будет открыта вторжению испанцев. Одновременно с этим заданием Шекспир расследует смерть молодой знатной особы, изуродованное тело которой было обнаружено в сгоревшем доме на окраине Лондона. Поиски жестокого убийцы молодой женщины странным образом выводят Джона Шекспира на испанского наемника… «Мученик» — первая книга из уже полюбившегося читателям знаменитого детективного цикла о Джоне Шекспире, созданного автором Рори Клементсом, победителем конкурса на лучшую историческую прозу Ellis Peters Historical Fiction Award.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2014 год, 6000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-389-05561-2 Серия: The Big Book
Аннотация: В 1811 году Лондон был потрясен убийствами на Рэтклифф-хайвей, где в течение недели подверглись зверской расправе две семьи. Почти полвека спустя в город возвращается Томас Де Квинси, ярко описавший эту трагедию в своем эссе «Убийство как одно из изящных искусств». Через несколько дней после его прибытия еще одну семью постигает такая же ужасная смерть. Складывается впечатление, что кто-то вдохновился книгой и пользуется ею в качестве руководства к действию. Подозрение падает на самого Де Квинси. С помощью своей дочери Эмили и двух детективов Скотленд-Ярда он должен узнать правду, прежде чем прольется еще больше крови, и остановить убийцу, жестокостью соперничающего с самим Джеком Потрошителем.
Издательство: М.: Вече, 2014 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 304 стр. ISBN: 978-5-4444-0024-1 Серия: Action-Клуб
Аннотация: Это иронический детектив, и потому по закону жанра главная героиня книги Ди Ди Макгил, оставив преподавание английской литературы в одном из американских университетов, расследует «страховые преступления». Выясняется, что в крупной компании, носившей название «ХайДаты», одно за другим случаются убийства сотрудников, исчезает соискатель на высокооплачиваемую должность и даже кто-то покушается на жизнь владельца компании. И все это в канун Рождества!.. Спрашивается, с какого боку во всей этой криминальной истории замешан шотландский поэт Роберт Бернс?.. Оказывается, замешан!
Комментарий: Первый роман цикла о Ди Ди Макгил. Иллюстрация на обложке М. Олина.
Издательство: М.: Эксмо, 2014 год, 8000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-699-69634-5 Серия: Любимый детектив английской королевы
Аннотация: Начальник полицейского участка на Боу-стрит Драммонд приехал к своему старому приятелю, лорду Байэму. С собой он взял своего лучшего инспектора Томаса Питта – ибо дело, которым им предстоит заняться, не из простых. Последнее время Байэма шантажировал ростовщик, угрожая обнародовать страшную тайну, связанную с лордом и некоей леди, внезапно покончившей жизнь самоубийством. Но ростовщика кто-то убил, и теперь Байэм стал одним из наиболее вероятных подозреваемых. Лорд попросил Драммонда защитить свое честное имя и найти убийцу. В поисках улик Питт вышел на странную закрытую организацию, членами которой были и Байэм, и многие другие персоны из высшего общества. А в великосветских тонкостях лучше Томаса разбираются его жена Шарлотта и ее сестра Эмили…
Издательство: М.: АСТ, Минск: Харвест, 2014 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-080743-7, 978-985-18-2615-1 Серия: Не считая собаки
Аннотация: Легко ли служить священному искусству за несколько шилингов? Что могут узреть зрители, если занавес поднимется не вовремя? Почему расклейщики афиш и уборщицы гораздо важнее для успеха спектакля, чем актеры? Существует ли на свете такое чудо, как честный антрепренер? Почему героини предпочитают играть в собственных платьях, даже если действие пьесы разворачивается в далеком прошлом? Гастрольные легенды, закулисные истории и неподражаемый стиль Джерома К. Джерома — в удивительном собрании рассказов!
Комментарий: Сборник рассказов и эссе. Художник не указан.
Издательство: СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 год, 5000 экз. Формат: 70х84/32, твёрдая обложка, 1056 стр. ISBN: 978-5-389-06795-0 Серия: Малая библиотека шедевров
Аннотация: Франц Кафка — один из крупнейших писателей ХХ века, самых читаемых и самых загадочных, "непостижимый мастер и повелитель царства немецкого языка" (Г. Гессе). Его произведения поначалу публиковались ничтожными тиражами, которые к тому же расходились с трудом. Ныне они расходятся по свету миллионами экземпляров, но по-прежнему остается справедливым замечание Брехта о том, что в творчестве Кафки "ко всему нужен ключ, как в тайнописи".Он создал неповторимую художественную вселенную, завораживающую собственной уникальностью, вселенную, где герои переживают странные приключения, мучаясь в поисках ответа на свои призрачные вопросы.
Комментарий: Сборник избранных произведений.
Переиздание в другой серии романов "Der Prozess" (1925) и "Das Schloss" (1926), а также повестей и рассказов
Издательство: М.: Эксмо, 2014 год, 5000 экз. Формат: 84x100/16, твёрдая обложка, 160 стр. ISBN: 978-5-699-70191-9 Серия: Золотые сказки для детей
Аннотация: Сказочная повесть Льюиса Кэролла, которая не нуждается ни в представлении, ни в пересказе. Взрослым будут интересны зашифрованные в ней символы, а дети будут просто наслаждаться удивительным развитием событий!
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации И. Петелиной.
Издательство: М.: АСТ, Минск: Харвест, 2014 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-081138-0, 978-985-18-2671-7 Серия: Чак Паланик и его бойцовский клуб
Аннотация: Книга о молодом мошеннике, который каждодневно разыгрывает в дорогих ресторанах приступы удушья — и зарабатывает на этом неплохие деньги... Книга о сексоголиках, алкоголиках и шмоткоголиках. О любви, дружбе и философии. О сомнительном "втором пришествии" — и несомненной "невыносимой легкости бытия" наших дней. Впрочем... сам Паланик говорит о ней: "Собираетесь прочесть? Зря!" Короче — читайте на свой страх и риск!
Издательство: М.: НИГМА, 2014 год, 5000 экз. Формат: 84x108/16, твёрдая обложка, 184 стр. ISBN: 978-5-4335-0123-2 Серия: Страна приключений
Аннотация: Книга о невероятных приключениях Гулливера давно стала любимым произведением взрослых и детей. Она по праву входит в золотой фонд мировой литературы. Однажды корабельный врач Лемюэль Гулливер попадает в удивительную страну Лилипутию, где живут крошечные человечки. Вместе с ним ребята узнают о сказочном государстве, о его законах и обычаях. Но на этом приключения отважного моряка не заканчиваются, страсть Гулливера к путешествиям приводит его в страну великанов, где люди похожи на горы, а кошка — страшный зверь и даже с мухами приходится сражаться... Книга, проиллюстрированная известным художником Владимиром Шевченко, станет прекрасным подарком и ребёнку, и взрослому.
Комментарий: Первые две части романа. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Шевченко.
Издательство: М.: АСТ, 2014 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-17-076073-2 Серия: Собрание сочинений Уилбура Смита
Аннотация: 1935 год. Преддверие Второй мировой. Итальянская армия вторгается в Эфиопию. Что могут противопоставить великолепно экипированным европейцам полунищие африканцы? У них нет ни современного оружия, ни опыта ведения боевых действий… Понимая это, император Эфиопии предлагает двум лихим наемникам – американцу Джейку Бартону и англичанину Гарету Суэйлсу – доставить в его страну четыре броневика. Он платит золотом – в буквальном смысле слова. Такие предложения стоят дорого. Но отчаянные авантюристы даже не представляют себе, чем им и их попутчице, очаровательной журналистке, грозит рискованный поход через всю Африку...
Издательство: М.: Вече, 2014 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 336 стр. ISBN: 978-5-4444-1661-7 Серия: Мир неведомого
Аннотация: Привидения обитают не только в Англии. Издревле русские кладбища населяли мертвецы, колоритом не уступающие кельтским и норманнским чудовищам. В конце XVIII века, с пробуждением интереса к западноевропейской мистике, к страшным народным призракам добавились благопристойные дворянские духи. Свои взгляды на посмертные визиты были у монашества и белого духовенства. Под влиянием этих идейных течений сформировался комплекс преданий о русских привидениях: деревенский и городской фольклор, дореволюционная проза и поэзия, духовная публицистика. Многие легенды варьируют знакомые нам по Англии сюжеты, подчиняющие мир духов моральным принципам, советскому этикету, личным чувствам, политическим страстям. Но многие настолько богаты по содержанию, что им позавидовали бы и англичане: живые памятники, подземные ходы, проклятия архитекторов, нечистые места, ужасы зазеркалья и др. Привидения сделались неотъемлемой частью отечественной культуры, но авторитетного отношения к ним пока, к счастью, не выработано. Поэтому читатель волен смеяться над глупыми байками, воздыхать над любовными трагедиями, внимать назидательным притчам или содрогаться от загробных кошмаров. Он волен верить или не верить.
Издательство: М.: Вече, 2014 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 368 стр. ISBN: 978-5-4444-1383-8 Серия: Мир неведомого
Аннотация: Рассказы о привидениях – одно из величайших сокровищ литературы и фольклора Туманного Альбиона, привлекающее внимание читателей и слушателей, туристов и ученых. Однако никто до сих пор не исследовал призраки с точки зрения самой культуры, их породившей. Откуда они взялись в Англии? Как менялись представления англичан о привидениях, и кто повинен в этих изменениях? Можно ли верить фольклорным преданиям или следует считать их плодом фантазии? Автор не только классифицирует призраки, но и отмечает все связанные с ними стереотипы: коварные и жестокие аристократы, несчастные влюбленные, замурованные жены и дочери, страдающие дети, развратные монахи, проклятые грешники и т.д. Книга наполнена ироническими насмешками над сочинителями и героями легенд. Но есть в ней и очень серьезные страницы, посвященные настоящим, а не выдуманным привидениям. И, вероятно, наиболее важный для автора вопрос – как в действительности выглядит призрак?
Издательство: М.: Вече, 2014 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-4444-1459-0 Серия: Мир неведомого
Аннотация: Сказка, несомненно, самый загадочный литературный жанр. Тайну ее происхождения пытались раскрыть мифологи и фольклористы, философы и лингвисты, этнографы и психоаналитики. Практически каждый из них был убежден в том, что «сказка – ложь», каждый следовал заранее выработанной концепции и вольно или невольно взирал свысока на тех, кто рассказывает сказки, и особенно на тех, кто в них верит. В предлагаемой читателю книге уделено внимание самым ужасным персонажам и самым кровавым сценам сказочного мира. За основу взяты страшные сказки братьев Гримм – те самые, из-за которых «родители не хотели давать в руки детям» их сборник, – а также отдельные средневековые легенды и несколько сказок Гауфа и Гофмана. Герои книги – красноглазая ведьма, зубастая госпожа Холле, старушонка с прутиком, убийца девушек, Румпельштильцхен, Песочный человек, пестрый флейтист, лесные духи, ночные демоны, черная принцесса и др. Отрешившись от постулата о ложности сказки, автор стремится понять, жили ли когда-нибудь на земле названные существа, а если нет – кто именно стоял за их образами.
Издательство: М.: АСТ: Corpus, 2014 год, 3500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-082378-9 Серия: Corpus, Corpus [вне подсерий]
Аннотация: Книга молодого научного журналиста Аси Казанцевой — об "основных биологических ловушках, которые мешают нам жить счастливо и вести себя хорошо". Опираясь по большей части на авторитетные научные труды и лишь иногда — на личный опыт, автор увлекательно и доступно рассказывает, откуда берутся вредные привычки, почему в ноябре так трудно работать и какие вещества лежат в основе "химии любви". Выпускница биофака СПбГУ Ася Казанцева — ревностный популяризатор большой науки. Она была одним из создателей программы "Прогресс" на Пятом канале и участником проекта "Наука 2.0" на телеканале Россия; ее статьи и колонки публиковались в самых разных изданиях — от "Троицкого варианта" до Men’s Health. "Как мозг заставляет нас делать глупости" — ее первая книга.
Комментарий: Том 255. Документальное произведение. Внутренние иллюстрации Н. Кукушкина.
Издательство: М.: АСТ, 2014 год, 22000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-081622-4 Серия: Корецкий (АСТ)
Аннотация: Лихие девяностые, приватизация госсобственности, коммерсанты похожие на бандитов, бандиты с устремлениями коммерсантов, "разборки", перестрелки, а в центре этого круговорота скромный, забитый жизнью инженер Говоров, вынужденный работать дворником и, в силу стечения обстоятельств, оказавшийся важной фигурой в процессе приватизации крупного завода. Сможет ли он преодолеть окружавшие его опасности? Сумеет ли воспользоваться выигрышем, который подбросила ему судьба?
Комментарий: Внецикловый роман. Оформление обложки Я. Половцевой.
Издательство: М.: АСТ, Минск: Харвест, 2014 год, 2000 экз. Формат: 70x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-082234-8, 978-985-18-2658-8 Серия: Детектив Серебряного века
Аннотация: Россия, 1906 год. Купец-миллионер собрался жениться на одной из первых красавиц Петербурга. Но в день свадьбы она исчезает, а через несколько дней в озере усадьбы находят ее труп. Подозреваются все приглашенные и прежде всего сам жених. Убийство связывают со старинным проклятием, наложенным на усадьбу ее первой хозяйкой, тоже утонувшей по вине своего мужа-тирана. Расследование осложняется религиозной войной между архимандритом и почитателями местного старца, как раз живущего на островке в центре озера. На помощь совершенно ошалевшей от мистики полиции приходят два компаньона — чудаковатый богач-аристократ и отставной полицейский врач-паталогоанатом.
Издательство: СПб.: Азбука, 2014 год, 5000 экз. Формат: 70х84/32, твёрдая обложка, 1184 стр. ISBN: 978-5-389-06793-6 Серия: Малая библиотека шедевров
Аннотация: Николай Васильевич Гоголь — величайший русский писатель и драматург, чье творчество оказало значительное влияние на отечественную культуру. Его произведения любимы многими поколениями читателей, они неоднократно ставились на театральной сцене и экранизировались. «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей, навел общество на истинное созерцание романа, каким он должен быть; с Гоголя начинается новый период русской литературы...» (В. Г. Белинский). В настоящее издание вошли художественные произведения писателя — циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», поэму «Мертвые души», а также пьесы «Ревизор», «Женитьба», «Игроки».
Издательство: : Salamandra P.V.V., 2014 год, 104 стр. ISBN: не имеет Серия: Новая шерлокиана электронное издание
Аннотация: В книгу вошли образцы бульварной русской "пинкертонианы", созданные в 1908 — 1911 гг., в период расцвета сыщицкой мании в России. Короткие пародийные рассказы П. А. Травина, объединенные в цикл "Изумительные похождения московского Пинкертона Агафона и его слуги Луки", доводят приключения сыщиков до полнейшего абсурда. В пьесе С. Н. Трефиловых "Нат Пинкертон, король сыщиков", шедшей на сцене петербургского Зоологического сада, рассказывается о борьбе знаменитого сыщика с неуловимым злодеем Арсеном Лупеном.
Издательство: : Salamandra P.V.V., 2014 год, 70 стр. Серия: Polaris: Путешествия, приключения, фантастика электронное издание
Аннотация: В январе 1872 года французский фрегат «Флора» бросил якорь у острова Пасхи. На борту был 22-летний гардемарин Жюль Вио — будущий знаменитый романист, путешественник и искатель приключений Пьер Лоти. В своем дневнике тех дней Лоти подробно записывал впечатления от загадочного острова, который он увидел через 10 лет после разорения, учиненного перуанскими работорговцами. Книга иллюстрирована рисунками, сделанными автором на острове Пасхи.
Он родился и вырос на этих улочках, он здесь получил известность, здесь он написал многие свои романы. Здесь он гулял, здесь он влюблялся, здесь он наблюдал, здесь он хотел затеряться, спрятаться... От кого? Неужто от чрезмерно настырных читателей? Нет, сей вышеупомянутый джентльмен славу любил, да и что греха таить — был тщеславным, даже немного франтом. Может от семьи? Догадка, пущенная из лука, откуда, по-видимому, берутся все подобного рода догадки, пролетела мимо, не задев почтенного джентльмена, хоть и была близка к цели. Нашему джентльмену и в правду не повезло в браке, но на улице, в людных местах наш джентльмен не по этому. Почтенный джентльмен хочет убежать от себя. Можно представить с каким торжеством одержит он "победу".
Увы, от своих мыслей, от себя, от своего воображения Чарльз Диккенс убежать так и не смог...
Не мудрствуя лукаво, можно сказать, что джентльмен, которого мы назвали Чарльзом Диккенсом был одной из самых — не только популярных и заметных фигур в литературе своего времени, но был ещё и одной из самых ключевых. Взгляните на имена людей, испытавших его влияние — Тургенев, Толстой, Достоевский, Джеймс, Честертон, Кафка, Набоков... Многие учились у него, многие учатся у него сейчас и, я уверен, будут учиться ещё долго.
И кто же не знает Оливера Твиста! Все знают — роман стал одной из визитных карточек писателя.
Стиль Диккенса — это очень неторопливая, не богатая на события проза. Кроме того, автор часто использует иронию. Многие его обороты, глумления над разнообразными слоями общества, смешные ситуации — вызывают неподдельную улыбку, а кое-где и ехидную усмешку.
Диккенс любит преувеличивать. Этот художник пишет исключительно яркими и броскими красками, в его полотнах мало полутонов, ему более важны чистые, незамутнённые цвета. Именно поэтому его персонажи столь полярны, столь ярко у них выражены какие-то определённые качества — хорошие или плохие. Его персонажи скоры в переменах — слёзы и смех, вот основная закваска романа. Однако даже в таком полотне внимательный человек заметит полутоны, о которых уже было сказано выше. Читатель заметит, что Диккенс не всегда серьёзен — он использует свою иронию, что оттеняет те яркие цвета, выбранные автором. Добрые богатые, недалёкие бедные, простофиля Оливер — все они выписаны с каким-то оттенком нереальности, кое-где забавной, а кое-где... совсем нет. И не могу не упомянуть об одном очень ярком моменте — о Нэнси. Она, пожалуй, самый яркий персонаж романа. В ней казалось столько зла и порчи, что изменить её уже нельзя, но с другой стороны... кто Оливеру сочувствует, выгораживает его, защищает? Она. Кто самый трагичный персонаж? Она. Кого больше всего жаль? Нет, не Оливера, хотя такой вариант возможен, примерно до его попадания к добрым богатым людям, дальше его судьба складывается гладко, и он как бы "выпадает" из романа в последней его трети. Нет, больше всего жаль её. В этом сердце ещё остались любовь и сострадание, в отличие от остальной шайки воров и бандитов, которые всё делают лишь ради собственной наживы.
Диккенс описывает дно общества, приходские дома и его устройство. Более отвратительного и несправедливого учреждения найти не столь просто. С другой стороны и сейчас существуют халатность, чёрствость и почти полное отсутствие человечности по отношению к другим людям. А это делает роман не только хорошей книжкой, но и актуальной по сей день вещью.
Простой, но интересный сюжет мастерски выстроен Диккенсом, все ружья аккуратно развешаны и в своё время выстреливают. Вообще роман обладает поразительной камерностью, все персонажи, которым автор уделил хоть немного больше внимания, чем остальным — могут появиться на его страницах снова.
Несмотря на все мои восхищения, нужно помнить о сильной специфичности английской литературы — её неторопливости, своеобразном подходе к раскрытию героев, морали, когда сухости, а когда ироничности и даже издёвке. В случае с Диккенсом эта осторожность должна, как минимум удвоиться.
А что касается моего мнения... С Диккенсом, чувствую, нам ещё не раз придётся пересечь дорожки. И я надеюсь, когда это случится снова, он порадует меня отличной историей. Рассказчик он первоклассный.
P.S. Сегодня, 7 февраля, не только день открытия Олимпийских Игр, но и 202 года со дня рождения замечательного писателя Чарльза Диккенса. С чем и хочу поздравить как усопшего автора, так и всех почитателей творчества этого классика. Надеюсь, что ваши книги, Чарльз, будут читаться ещё долго-долго, благо они того стоят.
На днях изд-во "Гиперион" выпустило сразу три новинки в серии Terra Nipponica. Вдруг кто не знает — это у них серия современной японской прозы, в которой в течении ряда лет много чего выходило.
Лично меня первые две вроде заинтересовали. А сборник детективов по умолчанию не интересует, не для таких вещей серия создавалась.
Случайно нашел интервью Юрия Окамото, переводчик "Неудавшееся Двойное Самоубийство у Водопадов Акамэ".
Кэйдзо Хино "Остров мечты"
Перед вами роман-притча о встрече человека со своим истинным «я», находящимся в глубоком, нерасторжимом родстве с окружающим миром. В центре повествования – Сёдзо Сакаи, преуспевающий сотрудник крупной строительной компании, гордый от сознания своей причастности к превращению разрушенного войной Токио в ультрасовременный мегаполис. Но в один прекрасный день с главным героем начинают происходить загадочные события, кардинальным образом меняющие его размеренную и, казалось бы, вполне удавшуюся жизнь...
Действие романа балансирует на тонкой грани между реальностью и иллюзией, побужндая читателя вырываться из плена самоочевидностей и перенестись в многомерный, непредсказуемый мир, где всё: люди, вещи, ландшафты – несёт на себе печать волнующей тайны.
*
*
*
*
*
*
*
*
Тёкицу Куруматани "Неудавшееся Двойное Самоубийство у Водопадов Акамэ"
Чтобы написать эту книгу, автор провёл восемь лет среди людей, живущих за гранью бедности. Людей, среди которых не работают категории современного общества. Среди люмпенов, у которых нет ни дома, ни веры, ни прошлого, ни будущего. Которые живут, любят и умирают как звери – яросно и просто.
Она полна боли, полна отчаянной силы. Читать её тяжело, и всё равно читаешь на одном дыхании. И, прочитав, знаешь, что ты уже не такой, каким был тогда, раньше, когда открыл её в первый раз. И что снова возьмёшь её с полки – чтобы взглянуть в лицо этой тьме с её вопросами, ответов на которые, быть может, просто нет.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Нисимура Кётаро "Остров Южный Камуи"
Небольшое собрание повестей и новелл Кётаро Нисимура открывает для российского читателя новое имя, которое японцы по праву сравнивают с именами Агаты Кристи и Жоржа Сименона. Однако по количеству детективных романов, повестей и новелл, коих насчитывается около шести сотен, Нисимура далеко опережает своих европейских коллег. Давно ставший легендой в мире японского детектива, Нисимура Кётаро ныне широко переводится в странах Запада. По его классическим произведениям поставлено множество фильмов и телесериалов.