| |
| Статья написана 30 октября 2022 г. 21:56 |
Предлагаю совершить прогулку по Соломенскому району, в котором я живу более 40 лет. Годы уходят как гости: самые важные — раньше всех. Беда с этими переделами и переименованиями, все, что резко изменилось, становится неестественным, как новая обувь. Особенно плохо с названиями. Соломенский район — словно нельзя было придумать что-нибудь поизысканней. Хотя, если разобраться, то из чего выбирать — Жовтневый, Ленинградский, Железнодорожный, Чоколовка или Шулявка.
Последнее как-то лучше, а то представляешь мазанки под соломенной крышей, хотя в Киеве есть и аналогия по образу, — Куреневка. Но это лирика, приму официальное название — Соломенка, которая как географическое понятие на карте Киева возникла в 1858 г в качестве пастбища для скота, а потом как предместье. С 1860 г появились два рабочих поселка. Верхняя Соломенка (район Кавказской и Кубанской улиц) и Нижняя Соломенка(вокруг площади П.Кривоноса). Большинство жителей работало на строительстве, так и на обслуживании Юго-Западной железной дороги, оттого значительная часть поселка называлась Железнодорожной колонией. Сейчас это район вдоль Брюллова, Лукашевича, Фурманова и других маленьких улиц, о которых знают только проживающие там и... таксисты. И напрасно, эти непритязательные улочки, где и ныне стоят двухэтажные домики, из которых когда-то состояла вся застройка Киева, помнят много событий и знаменитостей. Тут на ряде улиц-линий размещались Главные мастерские для ремонта подвижного состава, лаборатория, училище. Часть зданий имеет архитектурно-историческую ценность. В Главных мастерских располагается Электровагоноремонтный завод — одно из ведущих предприятий города, где в 1879 г произошла первая рабочая забастовка. Это не важно, а вот то, что именно тут в 1878 г известный инженер-новатор А.Бородин впервые в Киеве провел электрическое освещение. Прославленный комсомолом Н.Островский работал в этих мастерских, о чём свидетельствует памятная доска. В одном из зданий мастерских еще 15 лет тому существовал музей Январского восстания с ценнейшими экспонатами. Но с переменой акцентов и мировоззрения общегосударственной политики, музей "антинационалистического направления" был закрыт. На ул.Фурманова № 3/8 (писатель никогда не был в Киеве) расположено оригинальное кирпичное строение конца ХІХ в. с элементами романского стиля — первая в России железнодорожная лаборатория (арх. З.Журавский, А.Кобелев). Рядом в №1/5 в бывшем сиротском приюте, построенном по проекту А.Кобелева, прошли детские годы А.Петрицкого, одного из лучших художников нашей страны. Перед этим зданием с 191Ог стоял бюст Александра III, к которому постоянно клала цветы его вдова Мария Федоровна, мать последнего царя. После революции здесь было техучилище железнодорожников, где получил образование В.Кудряшов, один из руководителей коммунистического подполья и был казнен в 1942г. Поэтому на месте императорского бюста появился памятник Герою Советского Союза. В 1910г описываемая местность вошла в городскую черту, после чего начались ее благоустройство и реконструкция, которые приостановила война, плавно переходящая в революцию и гражданскую бойню. В связи с тем, что рабочие, жившие там, принимали активное участие в последующих событиях и особенно в январском восстании 1918 г против Украинского правительства, благодарная Советская власть назвала эту местность Сичневка, или "Січневого повстання район", впоследствии переименованный в Зализничный район. Часть района, благоустройство которого началась в 1960-е годы, стал первым жилым массивом города под названием Чоколовка. Тогда строили в основном 5-этажные дома, которые получили название — "хрущевки", а район "Хрущобы". Чтобы пощадить чувства жителей, не будем особо критиковать этот тип строительства, так как большинство зданий в описываемом регионе построено в основном в те годы по стандартным проектам, но при этом многие семьи получили квартиры. Позже появились 16- и 9-этажные дома элитной застройки, расположенные вдоль главной улицы этой части района. Улица, по непонятной причине, сохранила имя революционера М.Урицкого, который проводил революционную работу в Киевских главных мастерских, и даже сидел на Главной гауптвахте Киевского гарнизона. Раньше, до 1926 г улица была Игнатьевской, в честь генерал-губернатора края А.П.Игнатьева (отца генерала-писателя), при котором её спланировали, поначалу назвав Великой. Достопримечательностью района является Покровская церковь, что на Стадионной улице, ведущей к стадиону железнодорожников "Локомотив". Церковь построена в память митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого). Он прославился последовательной борьбой с раскольниками и сектантами. Чтобы добиться успехов при переходе калмыков от буддизма в православие, Платон, в то время архиепископ Донской, изучил калмыцкий язык и ввел его изучение в местных семинариях. В Киеве он боролся со штундистами, которых было немало в окрестных селах, и написал немало духовных трудов в защиту православия. Он умер в 1891 г, на праздник Покрова, поэтому церковь, построенную через 6 лет по проекту И.Николаева, часто называют Покровско-Платоновской. Ее расширили в 1914 г, а в советское время сильно "сократили", лишив завершения в виде пяти куполов и шатра колокольни, так называемого "московского" стиля. Долгое время скрывалось, что приходским священником долгие годы с 1905г был выдающийся деятель Украинской церкви митрополит Василий (Липкивский). В Софии Киевской 11.10.1921 собралось более 500 представителей духовенства и мирян. Они в течение двух недель обсуждали вопросы организации независимой автокефальной церкви. Во время богослужения в соборе 40 священниками способом "всенародного освящения" отец Василий был поставлен Киевским митрополитом. Автокефальная церковь вскоре была запрещена советским режимом, а сам митрополит и большинство священнослужителей репрессированы. Соломенская площадь так часто меняла свое название, что объемы издания не позволят их все перечислить. Вспомним некоторые — в 1950-80гг. — площадь Урицкого (при этом без официального подтверждения). Об этом узнали, когда по указу свыше, в 1983г она стала носить имя Л.И.Брежнего. Она и развалит группу. Кто забыл — генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 по 1982 гг., и лишь с 1988г ей вернули первоначальное название — Соломенская, а памятную доску(ск. И.Гончар), висевшую на здании Академии МВД, на честь Леонида Ильича, почему-то сняли. Здание Национальной академии внутренних дел Украины абсолютно типичное для 1952 г использование строгих солидных классических архитектурных форм. Даже фасад этого сооружение характерен монументальным 16-ти колонным портиком с сохранившейся советской символикой. Еще одну сторону площади занимает 9-ти этажный параллелепипед из бетона, алюминия и стекла. Эта другая, более скучная, эпоха в строительстве, — дом проектных и научно-исследовательских институтов (1967). Напротив одно из интереснейших сооружений района — Национальная Академия обороны Украины. Расположенное по Воздухо-флотскому проспекту № 28, оно построено в 1914-18 гг. с элементами романо-готического стиля, архитектором Д.Зайцевым для Николаевского артиллерийского училища. Важнейшее событие произошло в 1918, — в присутствии В.Винниченко, И.Огиенко здесь был торжественно открыт Украинский национальный университет. Кто об этом сейчас помнит? Площадь довольно большая, поэтому на ней время от времени появляются какие-то памятники. Последним стало произведение В.Чепелика в память работников милиции, погибших на своем посту. Как и положено монументу, — без определенного возраста скорбящая женщина. Между бывшей площадью Л.Брежнева и Батыевой горой находится Кучмин Яр, и, не смотря на то, что исторические аналогии здесь напрашиваются сами собой, постараюсь их избежать. Хотя, если вспомнить, — все три упомянутых персонажа ушли с исторической арены, оставив после себя пожарище (Батый), застой (Брежнев), коррумпированность и политический разброд (Кучма). На Соломенской улице № 24, находится Главное управление архивов, а также Центральные государственные архивы Украины — Исторический, Высших органов власти и управления, Кинофотофонодокументов им.Г.Пшеничного. Богатые фонды этих архивов позволяют подробно разобраться в отечественной истории, служат очень полезным материалом для будущего управленческого аппарата. А то в нашей стране люди считают, что бы правительство не делало для благо народа, а в результате тот почему-то всегда остается ограбленным. Здесь же находится Национальный университет строительства и архитектуры. Этот один из ведущих высших учебных заведений страны основан в 1930г, и дал Украине, многим государствам мира целый ряд известных зодчих, инженеров, строителей, специалистов в различных направлениях проектирования, экономики и технологии строительства. Со стороны Воздухо-флотского проспекта находится сооруженный в 1963г в лаконичных формах интернационального стиля главный корпус вуза (арх.В.Гопкало). Более оригинальное решение и нетрадиционное у фасада корпуса архитектурного факультета (арх.Л.Филенко). Когда его закончили через 20 лет, то премировали как лучшее сооружения данного года в СССР. Памятник "певцу" бурной комсомольской молодости страны Н.Островскому(ск. А.Хоречко, арх. А.Игнащенко), поставлен в 1979г перед зданием Электромеханического техникума железнодорожного транспорта. На ул.Народного Ополчения №5 находятся корпуса Научно-исследовательского института им. Н.Д.Стражеско, выдающегося врача-терапевта, академика, который был создателем этого медицинского центра. В институте располагается мемориальный музей, где собраны личные вещи учёного, документы и материалы исследований, выполненных более 80 лет тому назад, — о строфантине, предупреждении и лечении инфаркта миокарда и др. На территории с 1978г ему стоит бронзовый памятник (ск. И.Шаповал). От ул. Народного Ополчения можно попасть в современный микрорайон под вначале чисто условным, но прижившимся названием "Турецкий городок". Нет, турки там не живут, они только с 1993г на деньги ФРГ построили 8 жилых домов с комплексом обслуживающих помещений для военнослужащих, покинувших Восточную Германию. Городок расположен на ул. Ивана Пулюя, ученого-физика, первооткрывателя так называемых "рентгеновских лучей". Пройти от микрорайона можно по небольшой ул. Федора Эрнста. Жизнь Федора Людвиговича, выдающегося историка искусств и киевоведа, была довольно сложной. Эрнст был репрессирован, как украинский националист, а в 1949г погиб в ГУЛАГЕ по обвинению в шпионаже в пользу немцев. Он, истинный знаток Киева, в 1921г организовал научный центр по изучению города, а через десятилетие под его редакцией вышел один из лучших путеводителей "Київ". Я выше упоминал Чоколовский массив — скучное однообразие домов, возведенных в 1956-63гг. Его скрашивают обилие зелени и названия улиц, напоминающих о городах бывшего СССР. Плановую ось данного массива составляет Чоколовский бульвар, который до 1993г носил гордое имя основателя КПСС. Чем же заслужил Николай Иванович Чоколов, что центральную улицу микрорайона вместо Ленина назвали его именем? Староста купеческого собрания, гласный городской думы, активный просветитель, не лишенный грубости и категоричности в отношениях с некоторой частью населения, он помог рабочим построить здесь свой поселок. В ХІХв эта территория была частной собственностью писаря Никольско-Борщаговской волости Устименко. В 1901 г группа рабочих завода Гретера и Криванека (о нем дальше) купила часть этой земли за 26 тыс.руб., из которых значительная доля была выделена Чоколовым. Новые хозяева создали тут артельное поселение из недорогих жилищ. А когда вскоре его торжественно открыли, назвали его на честь благодетеля. Так что В.И.Ленин "помогал" рабочим всего мира, а Чоколов только одному поселку. Вот и вся разница! Отметим традиционный памятник К.Ушинскому (ск.А.Скобликов, 1974), стоящий на Питерской, а не на улице своего имени. Неподалеку на Питерской находится библиотека им. Н.К.Рериха. Николай Константинович в своих произведениях много внимания уделял нашему городу, о чем я писал в книгах "Церква Покрови Пресвятої Богородиці" и о его брате Борисе. Основной осью этой части района является Воздухофлотский проспект. Он проходит от аэропорта Жуляны до ул.В.Черновола. Описание этого бывшего Железнодорожного района, вошедшего в состав обновленного Соломенского, хочется закончить подробным описанием наиболее интересного сооружения — Министерства обороны Украины. Оно расположено в самом начале Воздухофлотского проспекта, который в свое время носил название Кадетское шоссе. Это дорога, как и зеленый массив, практически полностью вырубленный в первые годы Советской власти, получили свое наименование от КВКК (Киевского Владимирского кадетского корпуса). Он был основан в конце 1851 г, а спустя 6 лет разместился в специально построенном по проекту И.Штрома громадном здании, доныне одном из самых больших в Киеве. Оно в плане напоминает букву "Н". Портик пристроен в 1950-х. Киевский кадетский корпус в конце ХІХв был одним из самых престижных и знаменитых. По успеваемости в науках, преподаваемых в кадетских училищах, киевские учащиеся всегда главенствовали. За ними по успехам стояли псковские, воронежские и оренбургские кадеты, а из столичных — воспитанники 3-го Александровского кадетского корпуса, носившие кличку "хобаты" за то, что были полу-штатскими. Это было вполне закономерно, в провинции всегда более времени и тяги к наукам, чем в столичных или вообще больших городах, где много соблазнов и, к тому же тут же обеспеченные и влиятельные родители со своей развращающей опекой и незамедлительной помощью. На характерные особенности учащихся оказывали влияние привычки местного населения. Так, часто участвовавший в "Высочайших парадах" 1-й Петербургский кадетский корпус славился военной выправкой, Полтавский из-за обилия галушек у местных помещиков и их пышных девиц на выданье — легкомыслием и ленцой, Тифлиский, как и положено на Кавказе, обилием князей, не имеющих за душой не копейки, а лишь перенасыщение знатно-родовой гордости. В императорской России было около 20 кадетских корпусов, отличавшиеся не только цветом окладов мундира, но и выработанным с годами старшинством. Самым давним был 1-й Петербургский кадетский корпус, основанный еще при Анне Иоановне под названием Шляхетского Сухопутного, сформированный по прусскому образцу военного учебного заведения для детей служилых дворян. Идея подчинить их строгой солдатской службе, при этом, оторвав от опеки маменек, воспитывать из них верных долгу и службе Отечеству, особо пришлась по вкусу Николаю I. Его сын, став императором, и, имея склонность к проведению либеральных реформ, приказал переименовать кадетские корпуса в военные гимназии. Внук Николая I император Александр III, верный своему принципу, что у России только два союзника — хорошая армия и флот, вернул кадетские корпуса в первоначальное состояние строгой дисциплины и беспрекословным подчинением начальству. Корпуса были практически одинаковой численности — шестьсот воспитанников, разбитых на пять рот, из которых 1 рота считалась строевой и состояла из кадетов двух старших классов. В учебном отношении корпус состоял из 7 классов, где некоторые имели еще один или два параллельных. Большинство кадет поступало в 1-й класс в возрасте девяти-десяти лет по конкурсному экзамену, и почти все принимались на казенный счет. Детям военных оказывалась протекция. Несмотря на общность программ, преимущественно с математическими дисциплинами, и единое управление военно-учебных заведений, корпуса отличались некоторыми особенностями, о которых говорилось в самом начале. В Кадетском корпусе вначале учились исключительно дети военнослужащих и дворян, до 1863 г по окончанию получали офицерский чин. Но после Польского восстания и в связи с реформами военного образования, Кадетский корпус стал войсковой гимназией, средним учебным заведением, после которого желающие служить офицерами могли поступить в юнкерское училище. КВКК, к сожалению, прекратил свое существование в 1917г, на некоторое время был восстановлен при гетмане Скоропадском. Им в то время командовал полковник А.Линдеман. Во время власти Деникина вновь организовали КВКК, но в конце 1919 г перевели в Одессу, где его разместили совместно с местным кадетским корпусом. Через пару месяцев при оставлении белыми Одессы, большинство кадет и персонала было эвакуировано в Югославию, где они вошли в состав созданного там 1-го Русского кадетского корпуса. На сегодня нет подробной истории КВКК, были лишь небольшие издания 1901 г, когда владимирские кадеты праздновали свой полувековой юбилей. А было о чем написать, неспроста уже с 1912г выходил "Кадетский журнал". Можно было бы рассказать и о знаменитых ученых, которых было немало среди преподавательского состава. Хочется, в первую очередь, назвать лингвиста П.Житецкого, математика М.Ващенко-Захарченко, ботаника А.Роговича, историка литературы А.Линниченко. Отдельно отметим одного из близких друзей Т.Шевченко и Н. Гоголя, нарисовавшего 104 иллюстрации к его "Мертвым душам", — Александра Алексеевича Агина. Он с 1853 по 1864 преподавал рисование в этих стенах. Тут обучались известный пейзажист Н.Дубовской и создатель первой рельефной карты России А.А.Тилло, кстати, родившийся в Киеве. Здесь получили образование будущие командующие армиями в I мировую войну — А.В.Самсонов и Н.Н.Духонин. Их имена на слуху, но не из-за их особых военных способностей, а служебной судьбы. Еще один выпускник, который прошел стремительный путь от полковника царской армии до командарма 1-га ранга и начштаба РККА, — уроженец Киева, Сергей Сергеевич Каменев. Когда он достиг небывалых командных высот в СССР, ему как-то раз задали каверзный вопрос: "Вы не родственник Льва Борисовича Каменева?" Ответ стал легендарным: "Нет, даже не однофамилец!" Среди выпускников — организаторы вооруженных сил УНР генерал А.Галкин, и полковник В.Петров, который в январе 1918г оборонял Киев от красных отрядов полковника Муравьева. Хочется назвать в прошлом широко известного среди читающей публики автора книги "50 лет в строю" А.А.Игнатьева. Он, сын губернатора, стал военным дипломатом царской России, а впоследствии советским генерал-лейтенантом. В воспоминаниях Алексея Алексеевича 4-я глава, так и называется: "Киевские кадеты". Приведу несколько строк оттуда: "Исполнилось более пятидесяти лет, как я надел свой первый военный мундир. То был скромный мундир киевского кадета — однобортный, черного сукна, с семью гладкими армейскими пуговицами, для чистки которого служила ладонь и тертый кирпич. Погоны на этом мундире — белые суконные, а пояс белый, но холщовый; на стоячем воротнике был нашит небольшой золотой галун. Брюки на выпуск, шинель из черного драпа, с погонами, фуражка с козырьком — дополняли форму... Я держал экзамен для поступления прямо в пятый класс корпуса в 1891 году, когда мне исполнилось четырнадцать лет. Стояла солнечная ранняя весна. Цвели каштаны и белая акация. Киев благоухал. Меня в тот день подняли рано. После торжественного родительского благословения мать повезла меня в корпус находившийся на окраине города. И ни свежее бодрящее утро, ни живописная дорога не могли рассеять того волнения, которое я испытывал перед вступлением в новый неведомый мне мир. И когда швейцар в потертой военной ливрее открыл передо мной громадную дверь корпусной передней, я почувствовал, что домашняя жизнь осталась там, в коляске". А кто знает, что тут учился один из популярнейших философов и мыслителей современности Николай Александрович Бердяев? Он родился в Киеве, в семье потомственных военных, с 1887 4 года провел в Киевском Владимирском кадетском корпу-се, где вместо военной подготовки штудировал Гегеля, Канта и Шопенгауэра. Весной и летом 1919г здесь были командные курсы Красной армии, которые окончил А.Голиков, ставший классиком советской литературы Аркадием Гайдаром. Потом размещалась 5-я (Киевская) пехотная школа. С 1923г 5 лет комиссаром ее был герой гражданской войны М.П.Амелин. Здесь и формировались те офицерские кадры Советской Армии, приведшие к Великой Победе. Это маршалы: Г.К.Жуков, А.А.Гречко, И.И.Якубовский, В.И.Чуйков, П.К.Кошевой. После Великой Отечественной войны здесь располагался штаб Киевского военного округа. По доскам узнаем о советских военачальниках, занимавших здесь командные посты. Закончу краткий рассказ с надеждой, что вскоре увидим подробную книгу о столь значительной достопримечательности нашего города и страны. Чтобы немножко отдохнуть от обилия звучных имен и широко известных фамилий, подойдем к размещенному поблизости комплексу Центрального спортивного клуба армии со стадионом на 11 тыс, построенному в 1965г. В глубине комплекса находится крытый плавательный бассейн, который одно время считался самым большим в Европе. Перейдя через мост над речкой Лыбедью, которая как граница между государствами, течет между районами города ....
|
| | |
| Статья написана 23 октября 2022 г. 18:32 |
|
| | |
| Статья написана 16 октября 2022 г. 18:51 |
О подобном писали Беляев, Булгаков, Смолич, Чернов-Малошийченко, Бабенко ... *** Он пересаживал яички обезьян богатым клиентам – так и стал прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Слава о «колдуне» гремела на весь мир – тысячи его пациентов демонстрировали результат, просто снимая штаны. Впоследствии Самуила Воронова признавали и праотцом «Виагры», и разносчиком СПИДа, и пионером в деле борьбы со старостью.
Самуил Абрамович родился в июле 1866 года под Воронежем. Будущий учёный окончил в Воронеже реальное училище, но дальше образование на родине продолжать не мог ввиду своего происхождения. Тогда семья решила переехать во Францию, где 18-летний юноша стал Сержем Воронофф и легко поступил в Сорбонну. В итоге параллельно с Сорбонной закончив и Высшую медицинскую школу, Воронов получил французское гражданство и отправился в 1896 году в Египет с целью практического совершенствования своих навыков. Здесь все для его карьеры сложилось более чем удачно. Его почти сразу же назначили советником по здравоохранению при королевском дворе, придворным хирургом и королевским лейб-медиком. За свое 14-летнее пребывание в Египте Воронов открыл инфекционную больницу, организовал школу медсестёр, основал Королевское медицинское общество и Египетский медицинский журнал. Работая при дворе султана, он часто общался с евнухами. Наблюдая за ними, Воронов заметил, что стареют они значительно быстрее, а их физические и интеллектуальные показатели намного хуже по сравнению с обычными людьми. Собранные уникальные данные по этой теме привели его к выводу о влиянии половых гормонов на физиологическую деятельность всего организма. А вслед за выводом появилась и мысль, что увеличение половых гормонов может способствовать омоложению организма. Опыты по омолаживанию уже случались в практике Воронова – какое-то время он практиковал метод инъекций Шарля-Эдуара Броун-Секара на основе половых желез животных. Но введенный по этому методу под кожу «экстракт» не оправдал его надежд на задержку процесса старения, и на несколько лет Воронов этой темой интересоваться перестал. Ровно до того момента, пока наблюдения за евнухами не привели его к мысли, что к омоложению организма могут привести не инъекции, а хирургическое вмешательство. Утверждают, что экспериментировать он стал еще в Египте – ввиду расположения к нему султана недостатков в донорах он не испытывал. Поэтому, набив руку и вернувшись во Францию, Воронов устроил несколько «пробных» операций по пересадке срезов с зобных желёз шимпанзе пациентам, страдающим заболеваниями щитовидной железы. Операции давали заметный положительный эффект, о котором с радостью сообщали сами же пациенты. Наглядно же продемонстрировать свой успех Воронов решил в декабре 1913 года. Он пригласил несколько десятков именитых хирургов, в присутствии которых пересадил железу павиана мальчику, страдавшему слабоумием. Через полгода наблюдений за пациентом члены комиссии подтвердили «заметное улучшение состояния». Слава о Воронове стала распространяться по всему миру. Еженедельник «Искра» в России в 1914 году писал об этом так: «Сенсационное открытие. Во французской медицинской академии наш соотечественник, доктор Сергей Воронов, сделал сенсационное сообщение об операции, произведённой им в его клинике над 14-летним мальчиком-идиотом. С шестилетнего возраста умственное развитие этого мальчика остановилось, причём явно обозначались все признаки ненормальности и кретинизма: потухший взгляд, тупость и непонимание самых обыкновенных вещей. Воронов сделал этому мальчику прививку зобной железы обезьяны. Успех превзошёл ожидания. У мальчика ожил взгляд, появились умственные способности, понятливость и любознательность». Начавшаяся Первая мировая война несколько изменила планы Воронова – он стал главным хирургом Русского военного госпиталя в Париже. Но после окончания войны доктор вернулся к экспериментам по омоложению организма. Создав и возглавив лабораторию при Коллеж де Франс, он пересаживал яички молодых животных более старым, фиксируя, как те «обретали прыть и игривость молодых особей». Правда, один орган другим он не заменял, а добавлял к тестируемому «образцу» тонкую «нарезку образца» другого животного. Считалось, что прижившись в организме реципиента, он начинал вырабатывать половые гормоны. Вскоре его лаборатория уже призывала добровольцев расстаться со своими половыми железами для помощи другим. Желающих, конечно, было немного. Тогда Воронов вновь обратился к приматам. Первая «прививка» обезьяньей энергии человеку произошла под его руководством в 1920 году. Еще через три года на международном конгрессе хирургов в Лондоне докладу Воронова о десятках таких операций и их эффективности аплодировали 700 его коллег. Причем демонстрировал результаты он не только с помощью фотографий «до» и «после», но и с помощью своих же пациентов. Те, многим из которых было далеко за 70, спускали на сцене штаны и счастливо улыбались, демонстрируя залу «живой» результат. Последующее пятилетие стало для Воронова поистине триумфальным. Более 500 операций по пересадке щитовидных и половых желез только во Франции. Почти столько же операций было проведено в США, Алжире и Швейцарии. Пересадка стоила огромных денег, среди его пациентов были предприниматели, артисты и многие престарелые политики, желавшие возобновления утраченных возможностей. Статистика свидетельствовала, что 90 процентов всех операций были успешны. Все они сопровождались лишь положительными отзывами пациентов, по словам которых, «операции увеличивают сексуальное желание, память, слух, зрение и невероятно повышают работоспособность». Десятки врачей по всему миру стали проводить операции по методу Воронова. Не стала исключением и Россия, где в газете «Крестьянская правда» от 12 января 1924 года вышла заметка с названием «Омоложение», посвященная последователям Воронова: «Продолжателями дела Штейнаха и Воронова являются профессор Воскресенский и доктор Успенский, имеющие в Твери специальные учреждения. Они производят свои работы и над людьми. Ими за полтора года омоложено: 10 рабочих, 5 врачей, 2 священника, 1 торговец и больше 15 советских служащих. Материал для операций обеспечивает обезьяний питомник. Большинство лиц, подвергшихся операции, чувствуют себя вполне хорошо, бодры и работоспособны. У некоторых из них исчезли морщины, начали расти волосы на месте прежней лысины». Большой обезьяний питомник с лабораторией был оборудован Вороновым и на Лазурном берегу. Со временем стали поговаривать, что профессор не ограничивался пересадками обезьяньих желез мужчинам, но и занимался репродуктивной функцией женщин. Вроде как он дошел до того, что пересаживает обезьянам женские яйцеклетки и пытается оплодотворить их потом человеческими сперматозоидами. Посыпавшиеся в его адрес обвинения, правда, так и не были доказаны. Но репутация была испорчена – во французских домах даже стали появляться пепельницы в виде обезьян, закрывающих свои половые органы, с надписью: «Нет, Воронов, ты меня не возьмешь». В 1940 году нацисты оккупировали Францию, Воронов бежал в Швейцарию, а все оборудование его лаборатории и архивы были конфискованы вишистами, после чего бесследно исчезли. К этому же времени относятся первые последовавшие друг за другом сообщения о смерти его пациентов, здоровье которых не выдерживало, как говорится, «всех тяжких», в которые они пускались, считая себя омолодившимися. Научное сообщество отвернулось от Воронова, называя его метод «не лучше, чем методы ведьм и колдунов». К тому времени открытие тестостерона и опыты с ним подтвердили лишь влияние на сексуальную активность, но не на продление молодости. Временное состояние пациентов Воронова объяснили результатом эффекта плацебо. Продолжать опыты в Швейцарии Воронову было запрещено, а в послевоенной Франции уже и негде: лаборатория и питомник были разрушены. Да и здоровье самого профессора подводило его все чаще. Он умер в 1951 году с полной уверенностью, что в будущем человечество откроет вещество, продлевающее жизнь. Как известно, он стал далеко не последним верящим в это. Сначала о Воронове вспомнили в конце 90-х на фоне дикой популярности «Виагры». Впрочем, тогда же некоторые ученые предположили, что именно Воронов занес в человеческий организм вирус СПИДа. Однако уже в нулевых его операции были квалифицированы как первые эксперименты в тактике борьбы со старостью, основанной на замене гормонов. https://grimnir74.livejournal.com/1502717...
|
| | |
| Статья написана 19 августа 2022 г. 21:56 |
На жаль, я не зміг бути присутнім підчас прямого ефіру з дискусією щодо української фантастики радянського періоду «Українська фантастика в добу соцреалізму (1960-ті — 1980-ті рр).», яку ініціювали «Фантастичні talk(s)» і «Зоряна фортеця». Тому дозволю собі дещо додати – саме додати, а не заперечити.
Тепер про фантастику від тридцятих до кінця 80- років 20го століття. Взагалі для себе розділяю весь радянський період фантастики на п`ять складових, які пов’язані з деякими відмінностями у функціонуванні загалом всього радянського режиму: — 20-ті роки – революційна епоха, — 30-початок 50-х років – сталінська тиранія; — середина 50-х – кінець 60-х – так звана «епоха відлиги»; — від 60-х і до середини 80-х – радянська «стабілізація», епоха застою; — від 1985 до 1991 року – горбачовська «перебудови». Для огляду фантастики 30-х – 40-х років цікавий романом «Глибинний шлях» Микола Трублаїні. Роман був завершений у 1941 році та вперше виданий 1948 року, вже після загибелі автора на війні. У романі змальовано будівництво глибинного тунелю між Москвою і Далеким Сходом для надшвидкісного руху поїздів. Оскільки цей проект має виключне стратегічне значення на випадок війни, з`являється у романі і «шпигунська» складова. Якщо вам потрібен приклад науково-фантастичного роману з «виробничим сюжетом», то «Глибинний шлях» — саме такий роман. У період 50-60х років можна звернути увагу на такого письменника, як Юрій Бедзик. Його значимі твори це: — такий собі трансгуманістичний і соціально-політичний роман «Людина без серця», 1958 рік; — соціально-політичний роман «Над планетою – «Левіафан», 1965 рік; — історична фантастика «Великий день Інків», 1970 рік. З моєї точки зору, найбільш значимими постатями в український фантастиці періоду 30-х – 80-х років є Олесь Бердник і Володимир Владко. Публікації Володимира Владка розпочалися ще у 30-х роках. Під час дискусії було згадано його роман «Аргонавти Всесвіту». Вперше роман вийшов у 1935 році, спочатку у журналі, а потім книгою. Двома роками раніше Олександр Бєляєв написав свій роман «Стрибок у ніщо» — там на планету Венера теж летить експедиція. Але це втікачі від революції на Землі, а у Владка описано саме наукову експедицію. Істотно перероблено роман було у 1956 році. Уточнено наукову складову і один з герої роману з мандрівника Бориса Гуро перетворився на китайця Ван Луна. Якщо порівнювати, наприклад, роман Володимира Владка «Аргонавти Всесвіту» з іншими творами авторів того ж часу, середини 50-х років минулого століття, — Мартиновим, Казанцевим, та іншими, — то треба буде визнати що і з літературної, і з наукової точки зору роман Володимира Владка є найкращим. У дискусії зазначалося, що у цьому романі Владка є досить значна частина «лекцій» про науку взагалі і зовнішній світ планети Венери зокрема. Майже всі ці «лекції» часто пишуться на сторінках особистого щоденника Галини Рижко. Справа тут у тому, що науково-фантастична література 30-х – 50-х років мала традицію пояснювати читачеві наукові принципи, на яких базуються фантастичні припущення у творах. Зробити це можна було трьома способами: — авторським текстом; — діалогом двох персонажів; — у якихось роздумах або записах головних героїв – у нашому випадку це щоденники Галини Рижко. Ще один роман Володимира Владка – «Сивий капітан». Думаю, що трагічна історія Ернана Раміро — сучасного капітана Немо, — що наодинці бореться з авторитарною диктатурою дуже актуальна і для сьогодення. Це взагалі більше не науково-фантастичний, а соціально-фантастичний роман. І, — знову на мою особисту думку, — найкращий у творчості Володимира Владка. Обов`язково треба згадати ще один роман Володимира Владка – «Нащадки скіфів», який вперше побачив світ у 1937 році. Це чудова історична фантастика про те, як у печері під Донбасом було знайдено цілий світ, у якому жило плем’я скіфів. І нарешті, повість «Фіолетова загибель», яка побачила світ у 1965 році. Повість про можливе бактеріальне зараження Землі з космосу. А через чотири роки американець Майкл Крайтон напише свій всесвітньовідомий роман «Штамм «Андромеда», який отримає і славу, і почесті. Друга персоналія, на якій хотів би зупинитися сьогодні, — Олесь Бердник. Всі знають про його роман «Зоряний корсар», але є і інші дуже цікаві твори. Насамперед це роман «Стріла часу», який вийшов у 1960 році. Студент Василь Горовий та професор Іван Діжа знаходять у лісі загадковий інопланетний артефакт, відправляються в мандрівку до краю Метавсесвіту й повертаються на Землю через 25 років. З деякими зауваженнями цей роман взагалі можна вважати першою космічною оперою в українській фантастиці – при найми в її «радянській частині». В романі є елементи трансгуманізму, описано переліт цілої планети від однієї зоряної системи до іншої, часові парадокси при космічних подорожах з швидкістю світла. Микола Руденко, мій земляк-луганчанин. Можна звернути увагу на такі твори Руденка: — фантастичний роман «Фаетон – син Сонця»; — феєрія «Чарівний бумеранг»; — соціально-фантастична повість «Ковчег Всесвіту»; — і роман «Народжений блискавкою», який вийшов ще у 1971 році. Поява розумної блискавки, золотоволоса Рут, руйнація Чорної фортеці. Роман фактично є не стільки фантастичним, а саме фентезійним. І. можливо, це один з перших саме фентезійних творів української літератури радянського періода. Микола Дашкієв. Дозволю собі зупинитися тільки на одному його творі – романі «Загибель Уранії», що вперше побачив світ у 1960 році, і був перевиданий у 1968 році. Роман переносить читача на іншу планету, на якій йде протистояння олігархічного і комуністичного режимів. У романі є досить цікава «шпигунська» складова, вперше у світовій літературі описана можливість використання ядерних вибухів для керування погодою для мирних і військових потреб. Дуже цікавою і сучасною є і сформульована Дашкієвим гіпотеза щодо наслідків пересадку мозку людини. Ну, і найголовніше – у романі вперше у радянській і українській фантастичній літературі описано так званий олігархічний політичний режим. Нагадаю, що відомий російський письменник Іван Єфремов тільки через вісім років після Дашкієва описав подібну політичну модель у своїй книзі «Година Бика». А взагалі, якщо придивитися, то описаний Дашкієвим політичний режим є дуже подібним нинішнім державним структурам Російської Федерації. Цікаві і оповідання Дашкієва – наприклад збірка оповідань «Галатея», 1967, і «Право на риск», 1974 рік. Тут насамперед можна звернути увагу на філософське оповідання «Еліксир життя», коли до помираючого письменника приходять всі його персонажі. Юрій Ячейкін. Письменник, що вважається родоначальником української гумористичної фантастики. Я, насамперед, маю на увазі його відомий цикл оповідань і повістей «Зоряні мандри капітана Небрехи». Але твори Ячейкіна – це не тільки гумористична фантастика. В них є і серйозний науково-філософський аспект: наслідки клонування людини (повість «Народження АДАМа»), анізотропія часу (оповідання «По той бік світла»), астероїдна загроза (повість «Спалах понаднової зірки»), тощо. До речі у цій же повісті «Спалах понаднової зірки» дещо раніше ніж відомі російські письменники брати Стругацькі Юрій Ячейкін описав так звану «вивернуту планету»: у Стругацьких – це Саракш, у Ячейкіна – планета Таоті. Микола Білкун. Дозволю собі зупинитися тільки на його фантастичних творах для юнацтва. Насамперед, цікавою є його повість «Годованці Сонця». Це написаний дуже гарною мовою і дуже захоплюючий фантастично-пригодницький твір. І що цікаво, на сторінках цієї начебто «дитячої» повісті, що побачила світ більше п’ятдесяти років тому, йде мова зокрема про дуже сучасні і актуальні для нинішньої космічної науки речі – використання для потреб людей темної зоряної матерії і терроформування планет Сонячної системи. До речі, і перше, і друге, якщо я не помиляюся, вперше у світовій фантастичній літературі описано саме Миколою Білкуном. Крім повісті «Годованці Сонця», у Миколи Білкуна є ще дві напівзабуті повісті, які будуть цікаві і для сьогоднішнього покоління молоді. Це надруковані у 1972 році у газетах «Зірка» і «Юний ленінець» фантастичні повісті «Женька і Котя в машині часу» і «Чарівна труба ацтеків». У книжному варіанті їх, до речі, нажаль так і не було видано. У першій повісті описано подорож двох хлопчаків у часі, під час якої вони зустрічають героїв книг Марка Твена і Жуля Верна. А друга повість – про боротьбу теж двох хлопчаків з мафіозі і шпигунами за пристрій – оптичну трубу, яка могла збільшувати і зменшувати будь-які предмети і будь-яких істот. Обидві повісті написано дуже захоплюючі для читача, і нажаль практично забуті. Ще одна позиція у моєму списку – не письменник, а художник. Анатолій Василенко – саме він ілюстрував книжки і Юрія Ячейкіна, і Миколи Білкуна, і багатьох інших відомих авторів. Крім того, Анатолій Василенко на протязі більш ніж двох десятиліть малював дитячі – і не тільки дитячі – комікси для часописів «Перець» і «Піонерія». Згадаємо, що в Радянській Україні, як взагалі у всьому Радянському Союзі, до видання коміксів відносилися не дуже схвально, вбачаючи у них різновид проявів «буржуазної масової культури». Попри це у двох виданнях в Україні протягом двадцяти з гаком років систематично публікувалися єдині на теренах Радянського Союзу фантастичні дитячі комікси, у яких були космічні подорожі, подорожі у часі, пригоди так званих «попаданців» і ще багато чого іншого. Два чи три рази комікси Анатолія Василенка видавалися окремими книжками – і зникали з полиць книгарень майже миттєво. Анатолій Василенко до останнього часу продовжував працювати. Ви, можливо, бачити його влучні сатиричні малюнки і шаржі на сторінках відомого часопису «Новое время». Значними постатями в українській фантастиці періода 60-80х років були майстри фантастичних оповідань Василь Бережний і Ігор Росоховатський. І, наостанок, деякі цікаві факти з історії української фантастики періоду 60-80-х років. Перший класичний попаданець в українській літературі. У 1962 році виходить книга Веніаміна Росіна і Владлена Суслова «На каравелі «Улюбленець Нептуна». Пізніше книга вийшла під назвою «Дивовижна одіссея Феді Кудряша». Сучасний хлопчик на піратській каравелі у 16 столітті. Анатолій Стась і його роман «Зелена пастка», який вийшов на початку 70-х років. У південноамериканських джунглях на початку 21 століття діє фашистська колонія часів ще 40-х років, яка веде досліди над людьми. Щодо письменника на прізвище Савченко. В українській літературі було два письменника з цим прізвищем – Володимир Савченко і Віктор Савченко. Перша книга українською мовою Володимира Савченка «Чорні зорі» вийшла ще у 1959 році. Надалі Володимир Савченко більшість своїх творів писав російською мовою. Віктор Савченко прийшов у фантастику через двадцять років, десь на початку 80-х. Він стартував своїми збірками «Ночівля в карбоні» (1984 рік) і «Тільки мить» (1988 рік). Які видавництва публікували фантастику за радянських часів? Це такі видавництва, як «Веселка», «Молодь», іноді «Радянський письменник», львівське видавництво «Каменяр». Найбільш активним була «Веселка». На протязі фактично тридцяти років вона видавала у вигляді покетбуків у твердій обкладинці послідовно три серії «У світі пригод», «Пригоди-фантастика» і «Наукова фантастика». З журналів вирізнялися науково-популярні часописи «Знання та праця» і «Наука і суспільство». Майже у кожному номері було фантастичне оповідання українського або зарубіжного письменника. Деякі твори публікував дитячий журнал «Піонерія» — зокрема твори Олеся Бердника, Юрія Ячейкіна, Анатолія Василенка. Перекладну фантастику публікував часопис «Всесвіт». Підчас дискусії задавали питання, хто є першим українським фантастом. На мою особисту думу, — підкреслюю особисту, я не хочу її нікому нав’язувати, — першим українським фантастом можна вважати Івана Котляревського і першим твором української фантастики його «Енеїду». Особливо хочу звернути увагу на третю книгу, де Еней вирушає до пекла, і шосту книгу, де з`являється такий персонаж, як мавка. Якщо ми відносимо роман «Танатонавти» французького письменника Бернара Вербера до жанру фантастики, то чому ми не повинні вважати Енея українським танатонавтом? Ну, а мавки – це взагалі один з прохідних персонажів сучасної української фентезі. Закінчуючи, хочу підкреслити: у історії української фантастики є чимало імен, про які ми не маємо право забувати і є книги, які і сьогодні знайдуть своє місце у серцях вдячних читачів.
|
| | |
| Статья написана 10 августа 2022 г. 00:28 |
9 августа 1942 года в оккупированном Киеве состоялся последний футбольный матч-реванш между командами немецких военных и сборной города, которая в основном состояла из бывших игроков киевского «Динамо». По городской легенде всю украинскую команду, одержавшую победу, сразу увезли и расстреляли в Бабьем Яру. Из документального романа Анатолия Кузнецова "БАБИЙ ЯР": "Эта почти невероятная история произошла летом 1942 года, когда немцы были у Волги и казалось, что их победа предрешена. История всех потрясла и была так популярна, что одно время про овраг говорили: «Тот Бабий Яр, где футболистов расстреляли». Украинская футбольная команда «Динамо» (Киев) до войны была одной из лучших команд страны. Киевские болельщики поэтому обожали своих игроков, особенно знаменитого вратаря Трусевича. В оккупации динамовцы оказались не потому, что не могли выехать, а они были мобилизованы в Красную Армию и попали в плен. Большая часть их стала работать на хлебозаводе № 1 грузчиками, и сперва из них составили команду хлебозавода. В новосозданную команду вошли: Николай Трусевич, Алексей Клименко, Иван Кузьменко, Михаил Свиридовский, Николай Коротких, Федор Тютчев, Михаил Путистин, Василий Сухарев, Владимир Балакин, Михаил Мельник, Макар Гончаренко, Павел Комаров, Юрий Чернега, Петр Сотник. Восемь из них — динамовцы, трое – из киевского Локомотива. Тоскуя по футболу, стали устраивать тренировки на каком-то пустыре. Об этом узнали мальчишки, жители, а потом дошло до немецких властей. Они вызвали футболистов и сказали: «Зачем вам пустырь? Вот пустует прекрасный стадион, пожалуйста, тренируйтесь. Мы не против спорта, наоборот». Динамовцы согласились и перешли на стадион. Спустя некоторое время немцы вызывают их и говорят: «Мирная жизнь в Киеве налаживается, уже работают кинотеатры, опера, пора открывать стадион. Пусть все видят, что мирное восстановление идет полным ходом. И мы предлагаем вам встречу со сборной вооруженных сил Германии». Динамовцы попросили время подумать. Одни были против, считая, что играть с фашистами в футбол – позор и предательство. Другие возражали: «Наоборот, мы их разгромим и подымем дух у киевлян». Сошлись на втором. Команда стала усиленно готовиться, ее назвали «Старт». Первая игра состоялась 5 июня 1942 года. В заключение торжественного открытия стадиона состоялся футбольный матч. «Старт» победил со счетом 7:2 украинскую команду «Рух». Остальные игры с участием «Старта» проходили на стадионе Зенит (сейчас стадион Старт на улице Шолуденко в Киеве). 21 июня Старт обыграл сборную венгерского гарнизона — 6:2, 5 июля – сборную румын – 11:0, 12 июля «Старт» — команда военных железнодорожников – 9:1, 7 июля «Старт» – воинская команда PGS – 6:0. Бесподобен отчет об этом матче в газете: «...Но выигрыш этот уж никак нельзя признать достижением футболистов „Старта“. Немецкая команда состоит из отдельных довольно сильных футболистов, но командой в полном понимании этого слова назвать ее нельзя. И в этом нет ничего удивительного, ибо она состоит из футболистов, которые случайно попали в часть, за которую они играют. Также ощущается недостаток нужной тренировки, без которой никакая, даже наисильнейшая команда не сможет ничего сделать. Команда „Старт“, как это всем хорошо известно, в основном состоит из футболистов бывшей команды мастеров „Динамо“, поэтому и требовать от них следует значительно большего, нежели то, что они дали в этом матче). Плохо скрытое раздражение и извинения перед немцами, звучащие в каждой строке этой заметки, были только началом трагедии. 19 июля, в воскресенье, состоялся матч между «Стартом» и мадьярской командой «MSG. Wal.» Счет 5 :1 в пользу «Старта». Из отчета об этом матче: «...Несмотря на общий счет матча, можно считать, что сила обеих команд почти одинакова». Роковыми для киевских футболистов стали поединки против команды «Flakelf» (сборная немецких зенитчиков). Первая встреча состоялась 6 августа 1942 года и завершилась убедительной победой украинцев – 5:1". Матч-реванш состоялся через три дня – 9 августа. На стадионе собралось несколько тысяч зрителей. Поддержать своих прибыли немецкие военные, было много военнослужащих люфтваффе, из-за чего позднее в СССР стали считать, что матч проводился с командой немецких лётчиков. На деле это были всё те же солдаты из ПВО, но усиленные хорошими спортсменами из числа аэродромного персонала. Билеты на матч продавались по 5 карбованцев. Несмотря на усиление немецкого состава, советские спортсмены, в рядах которых было большое количество футболистов высокого уровня, одержали победу. Хотя матч начался не очень удачно и после первого тайма "Старт" уступал со счётом 2:1. В перерыве к игрокам «Старта» в раздевалку зашел немецкий военачальник (полковник) и под угрозой лагерей и расстрела потребовал у советских футболистов сдать матч. Второй тайм прошел в равной и жесткой борьбе и немцам таки удалось сравнять счет. Но затем «Старт» вырвал победу 5:3, которая стоила победителям жизни. По киевской легенде — сразу после игры все 11 футболистов были увезены в Бабий Яр и расстреляны. На самом деле после матча футболисты сфотографировались вместе и разошлись. 16 августа "Старт" провёл последний матч против "Руха". А уже 18 августа начались аресты футболистов. Первыми были арестованы работавшие на хлебозаводе девять футболистов: Трусевич, Гончаренко, Балакин, Тютчев, Путистин, Комаров, Клименко, Свиридовский, Кузьменко. В начале сентября были арестованы Коротких и Ткаченко, несмотря на то что оба работали на немцев. Балакин вскоре был отпущен, а Тимофеева, Мельника, Чернегу и Сухарева немцы не тронули. По утверждению некоторых исследователей, факт расстрела игроков был, но не всех и не сразу после матча. В действительности спортсмены стали жертвами доноса со стороны некоего Георгия Вячкиса, также известного под именем Жорж. Этот киевлянин литовского происхождения до войны был достаточно известным пловцом. А с приходом немцев начал работать на гестапо и заодно открыл ресторан для немцев. Он сообщил в гестапо о том, что игроки "Старта" связаны с НКВД. Формально так и было. "Динамо" являлось ведомственной командой НКВД, некоторые футболисты даже имели звания, но это было скорее формальностью. В действительности в органах они обычно не служили. Тем не менее в гестапо разбираться не стали: раз команда НКВД — значит, и её игроки из НКВД. За всеми бывшими или действующими игроками "Динамо" вскоре пришли из гестапо. Именно этим и объясняется тот факт, что Мельника и Сухарева немцы не тронули, т.к. до войны они играли за "Локомотив". Через два дня из гестапо отпустили и Балакина, поскольку он также был игроком "Локомотива", а не "Динамо". Гестаповцы требовали от арестованных признания в связях с советскими органами и шпионаже. Меньше всего повезло Коротких и Ткаченко. Коротких работал поваром в управе, но хуже всего, что при обыске у него дома нашли фотографию в форме НКВД (в начале 30-х он на протяжении двух лет действительно работал в НКВД) и партийный билет. Поэтому его начали допрашивать с особым пристрастием, и после одного из таких допросов он скончался, по всей видимости, не выдержав избиений. Ткаченко, вербовавший агентов для немецкой разведки, сразу же понял, что его ожидает, и попытался бежать, но был застрелен. На остальных футболистов не удалось найти никакого компромата. Они провели почти месяц в гестапо, после чего были отправлены в Сырецкий концлагерь. За нарушение дисциплины в лагере практиковались массовые расстрелы. В феврале 1943 года один из заключённых вступил в драку с охранником. Он был застрелен подоспевшими немцами, а с ним и четверо его товарищей. Разъярённый комендант лагеря Радомски велел расстрелять в отместку 15 случайных заключённых из этой бригады. Всего в бригаде работало 45 человек, и немцы случайным образом выбрали каждого третьего и тут же расстреляли на глазах у остальных. В число этих 15 человек попали футболисты Трусевич, Клименко и Кузьменко. Остальные пробыли в лагере ещё почти год. Первым убежал Тютчев, работавший в той же бригаде, которую расстреляли, но по счастливой случайности не попавший в число жертв. Затем групповой побег совершили ещё 16 заключённых, среди которых были футболисты Гончаренко и Свиридовский. Последним осенью 1943 года бежал Путистин. Комаров, как один из ценных заключённых, был отправлен в Германию, где работал на авиазаводе. Дальнейшие судьбы уцелевших участников матча смерти сложились по-разному. Михаил Свиридовский вскоре после войны ненадолго вернулся к тренерской деятельности, став наставником киевской команды Дома офицеров. В 1964 году был награждён медалью "За боевые заслуги" за участие в том самом матче, который уже стал легендой в СССР. Скончался в 1973 году. Владимир Балакин после войны некоторое время выступал за киевское "Динамо". После завершения карьеры стал известным детским тренером. Работал в киевской футбольной школе молодёжи. Среди его воспитанников — легендарный футболист и тренер Валерий Лобановский и знаменитый форвард "Динамо" Олег Базилевич. В 1964 году был награждён медалью "За боевые заслуги". Скончался в 1992 году. Фёдор Тютчев после войны вернулся в Киев. В силу возраста уже не играл в футбол. Умер в 1959 году. Василий Сухарев после войны перешёл в киевское "Динамо", за которое выступал несколько сезонов. После окончания карьеры работал детским тренером. Некоторое время возглавлял юношескую сборную Украинской ССР по футболу. В 1964 году был награждён медалью "За боевые заслуги". Михаил Путистин после войны работал тренером киевского "Спартака". Затем работал с детскими и юношескими командами. В 1964 году был награждён медалью, однако так её и не получил. По одним данным, отказался сам, по другим, его награждение было отменено. Умер в Киеве в 1981 году. Лев Гундарев после возвращения в Киев советских войск был задержан за службу в полиции и осуждён к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях. Отбыл срок почти полностью, освободился в 1953 году. Остался жить в Казахской ССР, работал на одном из карагандинских стадионов. Позднее вернулся в Киев. Умер в 1994 году. Павел Комаров был отправлен немцами в Германию, где работал на одном из заводов. После окончания войны отказался возвращаться в СССР и эмигрировал в Канаду, где и остался жить. Макар Гончаренко после войны возобновил карьеру, выступал за киевское "Динамо", одесский "Черноморец" и херсонский "Спартак". После окончания карьеры работал тренером юношеских команд в киевском СКА. В 1964 году был награждён медалью "За боевые заслуги". Умер в 1997 году последним из всех участников "матча смерти". Михаил Мельник после войны провёл три сезона за киевское "Динамо", после чего завершил карьеру. В 1964 году был награждён медалью. Скончался через пять лет после этого. Юрий Чернега, работавший сначала в охране городской управы, а затем разнорабочим в немецкой телеграфной конторе, после прихода советских войск был задержан и осуждён на 10 лет. В 1947 году умер в Каргопольском лагере. Георгий Тимофеев после возвращения советских войск работал администратором на киностудии. В конце 1944 года был арестован за работу инструктором по физподготовке в полиции, осуждён к 5 годам. Отбывал наказание в Карагандинском лагере. В 1949 году освобождён. Работал тренером детских и юношеских команд в Караганде, в 50-е вернулся в Киев. Умер в 1967 году. Погибшие в Сырецком лагере футболисты в 1964 году были посмертно награждены медалью "За отвагу". * Владимир Марусенко на фото кадр из худ фильма ,а вокруг матча ходят советские пропагандистские выдумки. ОтветитьПоделиться12 ч.Отредактировано Володимир Іваненко
ОтветитьПоделиться11 ч. Володимир Іваненко
ОтветитьПоделиться11 ч. Александр Василенко Команда «Старт» (у темних футболках) і «Флакельф» (у білих) перед першим матчем 6 серпня 1942 року (справа наліво): Гончаренко, Балакін, Сухарєв, Коротких, Клименко, Комаров, Трусевич, Тимофєєв. Сидять: Ткаченко, Путистін (без майки), Мельник, Чернега
ОтветитьПоделиться11 ч. Sontse Zolote Как у них только сил хватало, грузить и играть! ОтветитьПоделиться10 ч. Игорь Барановский Про публикации в газетах и художественные произведения (вымысел) на тему "матч смерти"! Впервые о расстрелянных киевских динамовцах сообщили в газете «Известия» ещё 16 ноября 1943 года. Военный корреспондент газеты из Киева написал: «Это были игроки футбольной команды киевского „Динамо“, которые долгое время скрывались от немцев. Надо было жить, спасаться от голода. Они устроились работать на киевский хлебозавод. Их обнаружили немцы, загнали в подвалы гестапо. Всех юношей расстреляли». Через 15 лет в «Вечернем Киеве» от 21 ноября 1958 года появилась статья Петра Северова ( Иванова) «Последний поединок». И в том же году вышла в издательстве «Физкультура и спорт» вышла повесть под таким же названием. Соавторы повести— Пётр Северов ( Иванов) и Наум Халемский — рассказывали историю киевских динамовцев, которые остались в оккупированном городе, работали на хлебозаводе, а после того, как провели матч с немецкими футболистами и победили в нём, были расстреляны. В книге соперниками соперниками советских футболистов по матчу названа команда немецких ВВС — Люфтваффе. Говорят, что впервые название «матч смерти» употребил знаменитый детский писатель и заядлый болельщик Лев Кассиль в газете «Известия» за 1943. Однако выходные данные газеты не сообщаются. Из опубликованных в 1943 году материалов о футбольном сезоне 1942 года в Киеве к настоящему времени известно: газета «Известия», № 270, 16 ноября 1943 г., стр. 2, «Так было в Киеве», спец. военный корреспондент Е. Кригер; газета «Київська правда», 17 листопада 1943 р., стор. 3, «У Сирецькому концлагері» В этих источниках упоминаний названия «матч смерти» нет. По подтвержденным данным впервые выражение «матч смерти» появилось в киевской газете «Сталинское племя», № 164, 24 августа 1946, стр. 3. В этой газете в десяти номерах была напечатана киноповесть Александра Борщаговского «Матч смерти». В последнем номере редакция просит читателей прислать свои отзывы о киносценарии, написанном для киностудии «Мосфильм». ОтветитьПоделиться8 ч.Отредактировано Игорь Барановский В 1962 году по сценарию Александра Борщаговского режиссером Евгением Кареловым на киностудии "Мосфильм" был снят художественный фильм "Третий тайм", который вышел на экраны в 1963 году. Фильм снимался в Одессе, в частности, на стадионе " Динамо" и в Калининграде на стадионах "Балтика" и "Локомотив". ОтветитьПоделиться8 ч. Игорь Барановский Ну, а в 1964 году практически все футболисты той команды "Старт", пережившие войну, были награждены медалью "За боевые заслуги", а погибшие в Сырецком концлагере — посмертно награжены медалью " За отвагу" — за участие в том самом матче, что стал уже легендой в Советском Союзе. ОтветитьПоделиться8 ч.Отредактировано Liliya Mamonova С дочерью Свиридовского Людмилой учились в одном классе 117 шк Киева ОтветитьПоделиться8 ч. Игорь Барановский Памятник на Сырце по теме публикации — в середине микрорайона между домами на улицах Щусева, 8А, 10А , 12А и Грекова, 18А, 20, 22А. Возможно, это изображение скульптура, памятник и на открытом воздухе ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский Памятная надпись на этом памятнике. Возможно, это изображение памятник и на открытом воздухе ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский Табличка, которую не удалось установить на месте братского захоронения на Лукьяновском кладбище. По некоторым данным к изготовлению этой таблички причастен сын одного из захороненных в этом же месте , фамилия которого Кондратьев, выбита на этой табличке.
ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский 19 июня 1971 году возле стадиона «Динамо» был установлен памятник расстрелянным в 1942 году футболистам. Возможно, это изображение памятник и на открытом воздухе ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский Надпись на памятнике около стадиона "Динамо" погибшим футболистам киевского "Динамо" Возможно, это изображение памятник и текст ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский Памятник перед нынешним стадионом "Старт" на бывшей улице Керосинной. Возможно, это изображение памятник и на открытом воздухе ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский В советские времена стадион "Старт" многие годы был стадионом, находящегося неподалёку, завода автоматики имени Петровского! Во времена независимой Украины стадион "Старт" какое-то время на балансе городской налоговой инспекции, которая тоже находится неподалёку! Пока он не был приватизирован! И начались тогда попытки застроить эту территорию! Но всё-таки удалось таки отстоять стадион, перевести его в коммунальную собственность и дать ему статус КП ( коммунального предприятия)! Теперь легендарный стадион "Старт" на Керосинной ждёт своей реконструкции и планы у города такие пока существуют! ОтветитьПоделиться7 ч.Отредактировано Алексей Виляев Только не понимаю зачем расстреливать, у спортсменов есть свой кодекс чести. ОтветитьПоделиться7 ч. Игорь Барановский Алексей Виляев Вся правдивая история — НЕ ОДНОГО МАТЧА, а целой серии матчей описана автором этой публикации в самом начале, в тексте над заглавной фотографией! Расстреляны футболисты были в реальности не после конкретного матча, а уже в Сырецком концлагере, куда они попали по доносу и это абсолютно не связано с футбольными матчами, в которых они участвовали! Я же — написал про художественные произведения писателей, а писатели имеют право на художественный вымысел, и вильмы, в которых писатели, кинорежиссёры и киносценаристы не пишут и не говорят, что отражают все, до конца, в реальности происходившие события! Они просто использовали реальные события целой серии футбольных матчей в оккупированном Киеве — для создания своих художественных, а не документальных произведений! И показали только один матч, а события в Сырецком концлагере они не показали! ОтветитьПоделиться7 ч.Отредактировано Віктор Мельничук Сільвестр Сталлоне на цю тему колись зняв художній фільм, куди запросив багатьох ветеранів футболу. А, сам воротаря грав. ОтветитьПоделиться4 ч. Віктор Мельничук Макара Гончаренка бачив двічі вживу. Приходив до школи розповідати про 'матч смерті'. Розповідав за 'легендою', звісно. А, ми були малі, було цікаво. Але, і лишніх питань не задавали. Тоді було негоже. ОтветитьПоделиться4 ч. Игорь Чернышёв Думаю всё было сложнее. Не могли немцы не знать что все футболисты были сотрудники НКВД. Да и не могло в то время быть формальных сотрудников органов. Да и немцы не были дураками... А по поводу крупных побед, так ведь играли профи против любителей... ОтветитьПоделиться4 ч. фейсбук
|
|
|