Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 апреля 2017 г. 16:28

С Андреем мы познакомились на "Танелорне", сайте посвящённом творчеству Майкла Муркока — на небольшом, но уютном танелорновском форуме Эндрю был, бесспорно, главным знатоком и самой авторитетной персоной. По Муркоку он был главным специалистом в стране, писал статьи, редактировал издания, со всей серьёзностью относясь даже к незначительным деталям, например, выискивал едва заметные нюансы разных переводов одного произведения. Только так — тщательно и ответственно — он умел работать. Именно Эндрю посоветовал мне Фантлаб, как лучший сайт о фантастике, став таким образом моим "крёстным отцом" на сайте — и вот уже без малого 10 лет "Лаборатория фантастики" занимает огромное место в моей жизни.

На Фантлабе Эндрю тоже царил и слыл грозным модератором. Аватарка — тигр — только подчёркивала суровость красных сообщений, которые получали флудеры и тролли.

Меня на сайте одно время в шутку называли "первый после бога", но на самом деле вот кто действительно был первым после бога-создателя (creator'а) в плане работы с базой. Именно идеи Эндрю во многом сформировали сайт в том виде, в каком его знают и любят. К тому же Дарк отличался удивительной работоспособностью, даже если говорить только о его работе на Фантлабе, не рассматривая другие проекты, где Эндрю активно участвовал ("Танелорн", "Мир фантастики", "Зиланткон"...), то на сайте он успевал модерировать, курировать серии и авторов, общаться на форуме, писать рецензии, общаться с издателями, генерировать в курилке множество предложений по развитию, проверять новые библиографии и серии... И, конечно, обсуждать в Курилке "спорных" авторов. Не секрет, что Андрей считался ярым консерватором и сторонником "чистой фантастики" и каждого автора, выбивающегося из этого ряда (это касалось, к примеру, сказочников) приходилось открывать с боем. Эндрю понимал, что "нельзя объять необъятное" и опасался, что распылив силы, сайт может потерять своё лицо.

Если он был уверен в своей правоте, то сбить его с пути было невозможно, можно было только убедить фактами. Мне он всегда казался рыцарем, который свято защищает свои идеалы, не поддаваясь ни на ругань, ни на уговоры.

Москва. 2008. Первая наша встреча
Москва. 2008. Первая наша встреча

Вживую мы увиделись впервые 8 мая 2008 года. Эндрю тогда посетил Москву и в столичных фантлабовских кругах его приезд вызвал огромный интерес — многие пришли впервые, специально чтобы посмотреть на знаменитого Эндрю, встреча получилась самой многочисленной на то время, в ресторане на Новокузнецкой даже кончилось пиво. Мы ожидали увидеть сурового тигра, а оказалось, что в живом общении Эндрю милейший человек. Таких доброжелательных, обаятельных и весёлых людей мало. Почти на всех фотографиях он улыбается. Мы сразу подружились и потом встречались ещё не раз — в Москве, Питере, Самаре.

Удивительный был человек. Говорят, что незаменимых нет — это циничная ложь. Нельзя заменить Эндрю. Он был неотъемлемой частью сайта. Казалось, что на Фантлабе он будет всегда. Рану от потери никогда полностью не залечить и я всегда буду с горечью замечать, что его ник в столбце личной переписки остаётся серым, без Эндрю будет очень тяжело, но Фантлаб продолжается. Ради всех, кому он дорог и интересен.

И в память о тех, кому был дорог.

Теперь ещё и ради Тёмного Эндрю.

На следующей неделе я планирую организовать в Москве встречу Фантлаба — помянем друга.

О времени и месте напишу позже, в рубрике "Наши встречи".

Алкоголь Эндрю  употреблял очень умеренно, предпочитал лёгкое пиво, но пошутить на тему алкоголя мог всегда
Алкоголь Эндрю употреблял очень умеренно, предпочитал лёгкое пиво, но пошутить на тему алкоголя мог всегда

Дарк Эндрю и Мастино
Дарк Эндрю и Мастино

Питер. День рождения Эндрю, совмещённый с 10-летием сайта. Наша последняя встреча
Питер. День рождения Эндрю, совмещённый с 10-летием сайта. Наша последняя встреча


Статья написана 1 апреля 2017 г. 22:42

В юности я с удовольствием собирал разные книги о рок-музыке. Первые рок-энциклопедии на русском стали появляться только в конце 80-х, хотя у меня — благодаря отцу, который поддерживал меня в моем увлечении (он сам когда-то покупал "битлов" "на костях") — венгерские книги о роке появились немного раньше. В начале 90-х отец торговал на главном книжном рынке страны — в Олимпийском — и моя коллекция пополнялась довольно интересными изданиями. В 1994 году отец принес книгу "Кумиры западной рок и поп музыки" (внутри книга была озаглавлена немного по-другому — "Кумиры западной поп- и рок-музыки"), изданную неким "Экспериментальным продюсерско-издательским центром "Виват" в Москве. Тираж указан не был. Так же, как и составители. Написано только, что "идея: Владимир Шпак, Александр Щуплов, авторский коллектив". В конце книги сообщалось: "переводы с английского и примечания Александра Щуплова".

Книга состояла из пары десятков разделов, каждый был посвящен какой-либо звезде западной музыки — от "Битлз" до "Ганз энд роузес". Статьи о знаменитых группах меня не слишком заинтересовали — я уже был весьма продвинут, но в одной из глав рассказывалось о группе, которая была мне совершенно незнакома — Sex Crazy Band.

Это было странно, ведь в статье эту британскую группу называли одной из самых популярных рок-групп 80-х.

В книге приводилась полная дискография группы; тексты ( даже целая поэма о Фредди Меркьюри), в том числе и тексты в оригинале — на английском; фотографии участников, фрагменты эпатажных интервью, подробная биография каждого из членов группы. А биографии тоже были весьма необычными: так барабанщик Глен Роджерс был сыном англичанина и китаянки, родился в Гонконге, вырос в коммунистическом Китае, воспитывался в буддистском монастыре, в совершенстве знал классическое искусство и философию Китая, вокалист Нельсон Саммервиль был выходцем из обедневших английских аристократов, басист Джон Клэш — из семьи состоятельных американцев, гитарист Роберт Морис — француз, бывший вышибала в парижском борделе. В конце книги в качестве приложения добавили рок-календарь, где среди других событий к конкретным числам были привязаны и важные события в истории SCB.

SCB отличались невероятно скандальным поведением и устраивали экстравагантные шоу. Например, публику во время концертов поливали ананасовым соком из пожарных шлангов. Ребята выступали в рубашках с шестью рукавами, их причёски представляли из себя странные конструкции из осветлённых волос с пятнами нефти. Перед распадом группы Саммервиль и Клэш сделали пластические операции — Саммервилю придали черты лица Клэша, а Клэша превратили в Саммервиля. По слухам, после распада SCB Роберт Морис, тоже сделавший пластическую операцию, устроился помощником звукорежиссёра в AC/DC и побывал с группой в Москве на концерте "Монстры рока" в Тушино в 1991 г. Гленна же планировали посредством пластической операции превратить в Ленина, чтобы он мог заменить настоящего Ленина в Мавзолее и передавать друзьям астральную энергию.

В общем — SCB были настоящей квинтэссенцией рок-скандала.

Конечно, сейчас всё это смешно читать. Видно, что "музыканты" на фото — фотомодели из рекламы, имена их составлены из имён реальных музыкантов, а приключения — настоящий стёб. Но в 1994 году — в доинтернетовскую эру, когда информационный голод советского времени ещё не удалось полностью утолить, я даже призадумался: а вдруг и в самом деле была такая группа?

Через несколько лет, когда у меня появился интернет, я поискал информацию о группе и узнал, что "купились" многие. Некоторые люди писали в сети, что долго искали записи Sex Crazy Band на Горбушке.

Нельсон Саммервиль
Нельсон Саммервиль
Роберт Морис
Роберт Морис
Глен Роджерс
Глен Роджерс

Джон Клэш с отцом
Джон Клэш с отцом

Думаю, это первый случай серьёзного "фэйка" в постсоветском книгоиздании. Без возможности опровержения в книгу о современной музыке поместили статью о несуществующей группе, да ещё и с кучей дополнительных материалов.

Автором розыгрыша стал известный поэт, критик, публицист, мистификатор и "скоморох" Александр Щуплов.

Статьи о поэзии русского рока он писал ещё в первой половине 80-х.

Все стихи SCB сочинил тоже он.

  — Александр Щуплов

Продолжение следует.


Статья написана 1 апреля 2017 г. 09:41

На 417-ом месте — Возвращение (The Return, 1949) знаменитого ирландского англоязычного писателя Лорда Дансени/Дансейни (Lord Dunsany, 1878-1957).   Трудно, наверное, найти британского автора пост-викторианской эпохи, который хоть разок не попробовал бы себя в ghost story. Конечно, основоположник современного фэнтези тоже не остался в стороне. Здесь интерес представляет даже не столько сюжет, сколько поэтическая образность литературного языка писателя. Рассказ написан для радиостанции BBC и изначально задумывался как радиопостановка.




Статья написана 15 марта 2017 г. 19:32

Продолжаем разговор.

На 424-ом месте новелла В ущелье чертей классика кайдана — японского жанра "сказаний о сверхъестественном" — Асаи Рёи (浅井了意 / Asai Ryōi, 1612 — 1691). Произведение вошло в знаменитый сборник "Кукла-талисман" 1666 года (как не включить в список рассказ с такой датой!). Рёи — один из наиболее известных писателей периода Эдо, периода который вообще считается временем расцвета японской литературы. В период Эдо происходит слияние синтоизма с конфуцианством и некоторое охлаждение к буддизму. Рёи был буддийским священником, настоятелем храма, и всё это ему не слишком нравилось. Неудивительно, что в этой нравоучительной новелле наказан оказывается человек, который начитался конфуцианских книг, стал хулить буддизм и перестал верить в богов, чертей и духов. Главным же грехом философа-самоучки Маготаро стала гордыня, хотя начитанность его оказалась поверхностной — многие книги он читал невнимательно. Сюжетной основой для произведения послужила новелла китайского писателя Цуй Ю «Жизнеописание судьи обители Великого покоя».




Статья написана 26 февраля 2017 г. 16:43

Новый год наступил уже даже по китайскому календарю, а я ничего ещё толком не писал в колонке. Виной тому разные личные проблемы, из-за которых никак не удаётся сконцентрироваться на серьёзной работе на сайте. Катастрофически не хватает времени. Но, думаю, пора уже взять себя в руки. В этом году я планирую продолжить (и завершить, если получится) проекты "666 рассказов" и "100 лучших сказок". По просьбам подписчиков список сказок я расширил до 150, а то многие интересные произведения в первоначальный список не вошли, а рассказать о них хочется. Кроме того задумал ещё два проекта — "Сотня любимых фантастических анимационных фильмов" и проект о курьёзах книгоиздания — и вообще о книжной жизни — конца 80-х — начала 90-х. Почему на каждой второй книге в то время появлялись иллюстрации Вальехо, какие книги выходили в пиратских переводах с венгерского и сербско-хорватского. Хочу вспомнить о первых постсоветских фейках. Может, имеет смысл вспомнить и курьезы книжной иллюстрации советского времени.





  Подписка

Количество подписчиков: 297

⇑ Наверх